Орало (плуг) как знак креста  Пророк Исаия, пророчествуя о грядущих мессианских временах, говорит, что от Сиона выйдет закон и новое учение из Иерусалима, они совершенно поменяют людей, которые будут ходить стезями Божьими (Ис. 2, 3). Такими людьми ощущали себя первые христиане. Даже своим наименованием они избрали слово «святые» (a[gioi), (Кол. 3, 12; Евр. 3, 1 и др.), что в строгом смысле иудейской традиции употреблялось только по отношению к Богу (vAdq — Кадош). В контексте Библии «Кадош» только один Бог — «Кэдош Исраэль», ибо этимология слова восходит к понятию «абсолютной отделённости от всего». В Библии даже нет прилагательного «божественный», оно заменено словами Яхве или Кадош [liii] . В книге Левит Господь призывает: «Будьте святы ибо свят (vAdêq) Я, Господь Бог ваш» (Лев. 19, 2). В Новом Завете Господь это повторяет, что в эллинизированной редакции евангелиста Матфея звучит как: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Таковыми и стали осмыслять себя первые иудео-христиане. В своей первой Апологии святой Иустин Филосов, вторя Иринею Лионскому, приводит указанную фразу пророка Исаии целиком (Ис. 2, 3-4) и продолжает: «Из Иерусалима люди, числом двенадцать, вышли в мир силою Божиею возвестили всему роду человеческому, что посланы Христом научить всех слову Божию». И далее, святой говоря о христианах, как о новых людях, которые «не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4), продолжает: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем» [liv] . Следует заметить, что это одно из наиболее цитируемых пророчеств, которые в своих доводах приводили ранние христианские писатели. Они прежде всего видели в нём исполнение пророчества о «выходе от Сиона закона и слова Господня из Иерусалима» (Ис. 2, 2-4). Его цитируют Киприан Карфагенский [lv] , Ориген в книге «Против Цельса» [lvi] , два раза цитирует Иустин Философ [lvii] . Все они говорят, что именно в Церкви Христовой осуществился этот закон любви и свободы. А Евсевий Кесарийский в этом пророчестве видит наступивший при Константине новый, легализовавший Церковь «Pax Romana», где объединились и освятились политика и экумена [lviii] . Однако, кроме повествования о выходе «от Сиона закона», это место показывало свершившееся боговоплощение и большие труды Творца по возделыванию «дикой земли».

http://bogoslov.ru/article/4980531

Бог близок человеку в Своих именах (Пс., LXXV, 2). Богоприсутствие равносильно присутствию имени Божия. Имя Божие пребывает и по всей земле и особенно в Святой Земле, на Израиле, в Иерусалиме, в храме, на отдельных людях. Евреи любили давать своим детям имена, в которые входило имя Божие (Измаил, Иоанн, Иоаким, Иисус и т. д.). В Ветхом Завете есть около ста имен Божиих. Каждое из них имеет свой смысл. В них можно заключить все ветхо–заветное богословие… Имя Божие «чудно» (Суд., XIII, 17–18), но оно есть «памятование о Боге» (Исх., III, 15), и Бог открывает Свои имена, чтобы люди знали Его (Исх., VI, 3, ХХХШ, 19, Иер., XXIII, 6). Мера познаваемости Бога. Богопознание очевидно возможно с точки зрения Ветхого Завета, но это не значит, что мы в состоянии всецело познать Бога. Богопознание наше необходимо частично. «Многое можем мы сказать и однако же не постигаем Бога, и конец слов: Он есть все!.. Прославляя Господа, сколько можете превозносите Его, но Он превосходнее!.. Кто видел Его и объяснит? И кто прославит Его, как Он есть?» (Сир., XLIII, 29–34). Бог есть Всевышний. Он превосходнее всего сущего. «Все народы перед Ним, как ничто… Кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» (Ис., L, 17–18). По сравнению с Богом все несовершенно (Иов, IV, 17–21, XV, 15, XXV). «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис., LV, 9). «Бог есть все», т. е. полнота бытия. Никто не «уразумел Дух Господа», потому что Дух Божий абсолютно независим от нашего (Ис., XL, 13–14). Наше знание возможно только через причастие Божественной Премудрости (Сир., I, 3, 6). Если бы не откровение Божие, мы бы ничего не знали о Боге, кроме того, что мы можем знать о Нем, как о Творце — Первоисточнике мира (Прем. Сол., IX,12 — 17, XIII, 1–9)… Созерцать Бога еще не значит быть способным «объяснить Его». Наше знание не может выразить Бога, «как Он есть»… Все аналогии, к которым мы прибегаем в богословии, лишь ограниченно верны, ибо все тварное и мыслимое нами лишь издалека подобно Богу. Не только Бог Сам в Себе, но и творческая деятельность Его и путь Его Провидения не могут быть вполне постигнуты нами. Таково учение всей книги Иова (особенно в первых и последних главах), а также Экклезиаста (III, 10, 14, XI) и Сына Сирахова. «Невозможно исследовать дивных дел Господа… Мы видим только малую часть дел Его…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Но пророчество об засухе имеет и другое тайное и духовное значение. Во Втор. 32употреблено выражение: „польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву“. И у пр. Исаии LV, 10–11 говорится: „Как дождь.... напояет землю и делает ее способною произращать.... так и слово Мое“. Поэтому, независимо от физической засухи, изучаемое нами пророчество указывает на время отсутствия пророков и на оскудение среди народа благодати Божией: самый народ обетования обратился в пустыню, перестали ему вещать и глашатаи Божии, до появления Иоанна Крестителя. Но „они не поверили ни ему“, ни самому Господу. Все это применяется к душе и каждого человека, как указывает Василий Великий на это место Исаии прор. (в изд. 1872 В. В. т. 2 стр. 188 и сл.). Когда человек недостоин милостей Божиих у него отнимаются „ограждения“ небесных сил и роса небесной благодати. 7 . Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль. Весь Израиль, все двенадцать колен, происшедшие от Иакова, суть виноградник Господа Саваофа; но Иуда, среди Израиля, как мы говорили выше, называется любимым насаждением Его, святынею Его 383 . В роде Иуды должен был восстать Примиритель, которому покорность народов 384 . Исаия ( Ис. 11:1 ) о Нем же говорит, называя Его „Отраслию корня Иессеева, который был отцом Давида. „Спасение от Иудеев“ 385 сказал Господь наш Иисус Христос, указывая словами этими на всю связь откровений о Мессии, долженствовавшем родиться от семени Давидова, и Который был и есть Сам Бог, воплотившийся и поживший среди нас 386 . Израиль мог возрастать и цвести и принести плоды, ожидаемые Господом, только при помощи Господней; но он отказался от Господа, отказался от откровений и законов и учения, поднимавших его выше всех современных народов, пренебрег источником жизни, и засох как сад, лишенный животворной влаги. Ранее Исаии и Давид Духом Божиим в Псалмах: 39 (ст. 7) и 50 (ст. 18–19) говорил народу, что не жертв и приношений хощет Господь, а сердца сокрушенного и смиренного: что это то смиренное сердце и есть жертва угодная Ему и тот именно плод, которого Он ждал от насажденного Им виноградника. И не для Себя хощет Господь этих плодов, а для счастья самого человека, ибо как говорит один из мудрецов в книге Иова 387 : „если ты грешить, что делаешь ты Богу?.... если ты праведен, что даешь Ему?“

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иногда это достигается изменением и даже искажением смысла. Библейские слова «...Ты отринул народ Твой…» (Ис 2. 6) в таргуме переводятся как «Вы оставили страх Божий». Обещанное Египту и Ассирии благословение (19. 25) переносится исключительно на Израиль, в то время как угроза мести (1. 24), наоборот, обращается уже не к Израилю, а к его врагам. Раб Господень в таргуме в отличие от коллективного понимания этого образа в ранней иудейской традиции отождествляется с Мессией (Ис 52. 13). Э. П. С. Лит.: Орфанитский И. Пророчество Исаии о страданиях и прославлении Раба Иеговы (52. 13-53. 12)//ХЧ. 1881. Ч. 2. 11/12. C. 599-682; Фаддей (Успенский), еп. Единство книги прор. Исаии. Серг. П., 1901; Григорьев И. Ф. Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве. Каз., 1902; Волнин А. К. Мессия по изображению прор. Исаии. К., 1908; Rowley H. H. The Servant of the Lord in the Light of Three Decades of Criticism// Idem. The Servant of the Lord and other Essays on the OT. L., 1952. P. 1-58; Wolff H. W. Jesaja 53 im Urchristentum. B., 19523; Steinmann J. Le prophète Isaïe. P., 1955 2; Young F. W. A Study of the Relation of Isaiah to the Fourth Gospel//ZNW. 1955. Bd. 46. S. 215-233; Dupont J. ΤΑ ΟΣΙΑ ΔΑΥΙΔ ΤΑ ΠΙΓΓΑ [Act. 13, 34=Is. 55, 3]//RB. 1961. Vol. 68. P. 91-114; Rondeleux L.-J. Isaïe et le prophètisme. P., 1961; Virgulin S. La «Fede» nella profezia d " Isaia. Mil., 1961; North Chr. R. The Second Isaiah: Introd., transl. and comment. to Chap. XL-LV. Oxf., 1964; Westermann С. Das Buch Jesaia: Kap. 40-66. Gött., 1966. (ATD; 19); Flamming J. The NT Use of Isaiah//Southwestern J. of Theology. Fort Worth (Tex.), 1968. Vol. 11. N 1. P. 89-103; Songer H. S. Isaiah and the NT//Review and Expositor. Louisville, 1968. Vol. 65. N 4. P. 459-470; Vermes G. Scripture and Tradition in Judaism. Leiden, 1973 2;; Levey S. H. The Messiah: An Aramaic Interpretation. Cincinnati, 1974; Reim G. Studien zum alttestamentlichen Hintergrund des Johannesevangeliums. L., 1974; Rad G., von. OT Theology. L., 1975. Vol.

http://pravenc.ru/text/674802.html

В Первом послании Павла к Коринфянам: «видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу; ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых» ( 1Кор.13:12 ). Также у Соломона в книге Премудрости: «в простоте сердца взыщите Его» ( Прем.1:1 ). У него же: «иже ходит просто, ходит надеяся» ( Притч.10:9 ). И еще: «вышших себе не ищи, и крепльших себе не испытуй» ( Сир.3:21 ). Опять у Соломона: «не буди правдив велми, не мудрися излишше» ( Еккл.7:16 ). Также у Исаии: «горе творящым глубоко совет» ( Ис.29:15 ). В Первой книге Маккавейской: «Даниил в простоте своей изъятся от уст львовых» ( 1Мак.2:60 ). В Послании Павла к Римлянам: «о глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко не испытани судове Его и неизследовани путие Его. Кто бо разуме ум Господень? или кто советник Ему бысть? или кто прежде даде Ему и воздастся ему? Яко из Того и Тем и в Нем всяческая. Тому слава во веки» ( Рим.11:33–36 ). И во Втором послании к Тимофею: «буих же и ненаказанных стязаний отрицайся, ведый яко рождают свары; рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем» ( 2Тим.2:23–24 ). LIV. Нет никого без скверны и без греха У Иова: «кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день жития его на земли» ( Иов.14:4–5 ). Также в псалме 50: «се, бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» ( Пс.50:7 ). И в Первом послании Иоанновом: «аще речем, яко греха не имамы, себе прелщаем и истины несть в нас» ( 1Ин.1:8 ). LV. Надобно угождать не людям, но Богу В псалме 52 говорится о человекоугодниках: «постыдешася, яко Бог уничижи их» ( Пс.52:6 ). Также в Послании Павла к Галатам: «аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был» ( Гал.1:10 ). LVI. Никакие дела не скрыты пред Богом У Соломона в Притчах: «на всяцем месте очи Господни смотряют злыя же и благия» ( Притч.15:3 ). Также у Иеремии: «Бог приближаяйся Аз есмь... а не Бог издалеча. Аще утаится кто в сокровенных и Аз не узрю ли его? ...Еда небо и землю не Аз наполняю? рече Господь» ( Иер.23:23–24 ). И в Первой книге Царств: «человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце» ( 1Цар.16:7 ). Тоже в Апокалипсисе: «и уразумеют вся церкви, яко Аз есмь испытаяй сердца и утробы, и дам вам комуждо по делом вашим» ( Откр.2:23 ). И в псалме 18: «грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя» ( Пс.18:13 ), Господи. Также во Втором послании Павла к Коринфянам: «всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» ( 2Кор.5:10 ). LVII. Бог, наказывая, сохраняет верующего

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

30:18, Ис. 33:1–5, Ис. 59:16–19, Иер. 9:23–24, Иез. 18:20–24, Дан. 9:7. О Божием всеведении: Иер. 17:9-10. О святости Божией: Ис. 6:3, Ис. 57:15, Ос. 11:9. О вечности Божией: Ис. 43:10. О Царстве Божием О Новом Завете: Ис. 55:3, 59:20-21Иер. 31:31–34, Дан. 9:24–27 (см. Деяния 13:34). О призвании язычников в Церковь: Ис. 2:2, Ис. 11:1-10, Ис. 42:1-12, Ис. 49:6, Ис. 54:12–14, Ис. 65:1–2, смотри Гал. 4:27, 1:9 и 2:23. О внутреннем обновлении: Ис. 44:3, Зах. 12:10–13:1, 14:5–9, Ис. 35:1–7, Ис. 55:1, Ис. 55:10–11, Ис. 12:3–5, Иоиль 2:28–32. Сердце единое и дух новый: Иез. 11:19–20, Из. 36:24-2. О Царстве Божием в образе горы Божией: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10 (см. Рим. 15:12), Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авд. 17, Зах. 8:3. О добродетелях О благоговении перед Богом: Мал. 4:2, Мал. 3:16–18. О вере: Авв. 2:4. О надежде на Бога: Ис. 8:9-14, Ис. 25–27 гл., Ис. 26:2-12, Ис. 30:7, Ис. 30:15, Ис. 40:29–31, Ис. 51:7–8, Ис. 51:12–14, Ис. 54:10, Иер. 9:23–24, Иер. 15:20–21, Иер. 17:7–8, Иез. 34:14–16, Мих. 7:7-19, Авв. 3:17–19. О познании Бога: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10, Ис. 54:13, Иер. 9:23–24, Иер. 31:31–34, Ос. 6:3. О смирении: Ис. 57:15–16, Ис. 66:1–2, Мих. 6:8. О стремлении к добродетели: Ис. 1:17, Ис. 33:14–16, Ис. 55:6–7, Вар. 4:4, Зах. 7:9-10, 8:16–17. О справедливости: Ис. 1:27, Мих. 6:8 . О милосердии: Ис. 1:17-Ис. 58:2-12, Ос. 6:6. Призыв к покаянию Обличительные речи: Ис. 1:3–6, Ис. 3:9-11, Ис. 5:20–23, Ис. 10:1–2, Ис. 19:13, Ис. 30:1, Ис. 42:18–20, Ис. 45:9-10, Ис. 57:20–21, Ис. 59:1–4, Иер. 2:13, Иер. 5:1–5, Иер. 7-я гл., Иер. 8:9-11, Иер. 9:8, Иер. 15:1–2, Иер. 17:1, Иер. 17:5, Иер. 22:13–17, Иер. 44:4–6, Иер. 48:10, Мих. 7:1–6, Соф. 3:1–5, Мал. 1:6. Призыв к покаянию: Ис. 1:16–20, Ис. 64:6–9, Иер. 8:4–5, Иез. 18:30–32, Ос. 6:1–3, Иоил. 2:11–17, Зах. 1:3–4, Мал. 1:9. О последних временах О духовным голоде: Ам. 8:11 . О лжепророках: Ис. 9:15, Иер. 14:14–16, Иер. 23:15–17, Иер. 23:26–28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5–7. О пастырях: добрых — Иер. 3:15; негодных — Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   Содержание Книги пророка Малахии:    отсутствие благоговения в народе (Мал.1:6-14);    и у священников (Мал. 2:1-9);    жестокость и отступление от Бога (Мал.2:10-16);    пренебрежение Божиими обещаниями и заповедями (Мал.2:17-3:6);    неуплата десятин (Мал.3:7-12);    о Суде Божием (Мал.3:13-4:3);    последний призыв к покаянию (Мал.4:4-6). Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах О Боге:    О всемогуществе и величии Божием — Ис.6:1-4; Ис.55:8-11; Ис.64:1-3; Иер.10:12; Иер.16:21; Иез.1-2 гл.; Дан.2:20; Дан.7:9-11; Наум.1:3-7.     О милости Божией — Ис.55:6; Ис.54:10; Ис.64:5; Плач 3:22-28; Мих.7:18-19.     О правосудии Божием — Ис.1:27-30; Ис.30:18; Ис.33:1-5; Ис.59:16-19; Иер.9:23-24; Иез.18:20-24; Дан.9:7.     О Божием всеведении — Иер.17:9-10.     О святости Божией — Ис.6:3; Ис.57:15; Ос.11:9.     О вечности Божией — Ис.43:10. О Царстве Божием:    О Новом Завете — Ис.55:3; Ис.59:20-21; Иер.31:31-34; Дан.9:24-27; см. Деян.13:34.     О призвании язычников в Церковь — Ис.2:2; Ис.11:1-10; Ис.42:1-12; Ис.49:6; Ис.54:12-14; Ис.65:1-2; см. Гал.3:8,13-14,4:27.     О внутреннем обновлении — Ис.44:3; Зах.12:10-13,14:5-9; Ис.35:1-7; Ис.55:1; Ис.55:10-11; Ис.12:3-5; Иоиль 2:28-32.     Сердце единое и дух новый — Иез.11:19-20; Иез.36:26.     О Царстве Божием в образе горы Божией — Ис.2:2-3; Ис.11:1-10; см. Рим.15:12; Дан.2:34; Иоиль 3:17; Авд.1:17; Зах.8:3. О Добродетелях:    О благоговении перед Богом — Мал.4:2; Мал.3:16-18.     О вере — Авв.2:4.     О надежде на Бога — Ис.8:9-14; Ис.25-27 гл.; Ис.26:2-12; Ис.30:7; Ис.30:15; Ис.40:29-31; Ис.51:7-8; Ис.51:12-14; Ис.54:10; Иер.9:23-24; Иер.15:20-21; Иер.17:7-8; Иез.34:14-16; Мих.7:7-19; Авв.3:17-19.     О познании Бога — Ис. 2:2-3; Ис. 11:1-10; Ис. 54:13; Иер. 9:23-24; Иер. 31:31-34; Ос. 6:3.     О смирении — Ис.57:15-16; Ис.66:1-2; Мих.6:8.     О стремлении к добродетели — Ис.1:17; Ис.33:14-16; Ис.55:6-7; Вар.4:4; Зах.7:9-10; Зах.8:16-17.     О справедливости — Ис. 1:27; Мих. 6:8.     О милосердии — Ис. 1:17; Ис. 58:2-12; Ос. 6:6.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот видение нового Иерусалима (Церкви), возвышающегося на Святой Горе: «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60,18–21 ). Содержание Книги пророка Исаии: обличение грехов Иуды ( Ис 1 гл.); Суд Божий над миром и возвышение Царства Божия ( Ис. 2–3 гл.); о том, что остаток народа спасется, и о Мессии ( Ис. 4 гл.); песнь о винограднике ( Ис. 5 гл.); видение Господа Саваофа ( Ис. 6 гл.); конфликт с Сирией и о рождении Эммануила ( Ис. 7 гл.); о чудном Младенце ( Ис. 8–9 гл.); речь об Ассирии ( Ис. 10 гл.); о Мессии и Его Царстве ( Ис. 11 гл.); хвалебная песнь Богу ( Ис. 12 гл.); пророчества об языческих царствах, о Вавилоне и антихристе ( Ис. 13–14 гл.); о Моаве ( Ис. 15 гл.); о Самарии и Дамаске ( Ис. 17 гл.); речь об Эфиопии и Египте ( Ис. 18–20 гл.); предсказание падения Вавилона ( Ис. 21 гл.); предсказание о нашествии на Иудею ( Ис. 22 гл.); о Тире ( Ис. 23 гл.); Суд над вселенной и обновление мира ( Ис. 24–25 гл.); воскресение мертвых ( Ис. 26 гл.); продолжение песни о винограднике ( Ис. 27 гл.); речи о Самарии и Иерусалиме ( Ис. 28–29 гл.); о Египте ( Ис. 30–31 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 32 гл.); пророчество об Ассирии ( Ис. 33 гл.); суд над народами и о благодати Божией ( Ис. 34–35 гл.); историческая часть ( Ис. 36–39 гл.); предсказание о конце вавилонского плена и об Иоанне Крестителе ( Ис. 40 ; Ис. 48 гл.); предсказание о царе Кире ( Ис. 41 ; Ис. 45 гл.); Отрок Господень ( Ис. 42 гл.); утешение пленным в Вавилоне ( Ис. 43–44 гл.); о падении Вавилона ( Ис. 46–47 гл.); о Мессии ( Ис. 49–50 гл.); восстановление Сиона ( Ис. 51–52 гл.); страждущий Мессия ( Ис. 53 гл.); о призвании язычников в Царство Мессии ( Ис. 54–55 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 56–57 гл.); обличение лицемеров ( Ис. 58–59 гл.); слава Нового Иерусалима ( Ис. 60 гл.); о Мессии и новозаветных временах ( Ис. 61–63 гл.); молитва пророка за свой народ ( Ис. 62 гл.); призвание язычников к вере ( Ис. 65 гл.); торжество Церкви и окончательный Суд над отступниками ( Ис. 66 гл.). Несмотря на свою древность, Книга пророка Исаии звучит, будто написана вчера. Она настолько содержательна, утешительна и поэтична, что каждому христианину следовало бы ее иметь своей настольной книгой. Книга пророка Михея

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

III. 1) призвав к служению Исаию, Господь возложил на него двойную миссию ( Ис. 6:9–13 ). Его проповедь Божьего наказания должна была показывать жестоковыйность народа. С др. стороны, пророк должен был объяснить, что это страшное наказание призвано послужить тому, чтобы Бог с уцелевшим ⇒ остатком , «святым семенем» ( Ис. 6:13 ), довершил историю спасения. Исаия бичует непослушание и отпадение своего народа от Господа, его суеверие, формализм богослужений ( Ис. 1:11–14 ), поклонение идолам ( Ис. 2:8 ), жестокость ( Ис. 1:23 ; Ис. 10:12 ) и безнравственность ( Ис. 5:11.12.22 ). Точно так же он клеймит грехи врагов Иудеи (Вавилона – Ис. 13:1 ; Тира – Ис. 23:1 ; Ассирии – Ис. 10:1 ; Ис. 33:1 ; Эдома – Ис. 34 ); 2) а) но во тьме беспощадного наказания вспыхивает искра надежды на то, что Бог останется верен завету. За пленом и долгими страданиями должны последовать освобождение и возвращение из изгнания ( Ис. 40 ). Исаия называет даже имя освободителя евреев за два века до его рождения – это перс. царь Кир ( Ис. 44:28 ; Ис. 45:1 ). Пророк, чье пророчество, по сути, является мессианским, вслед за освобождением и возрождением своего народа ( Ис. 44–45 ) ( Ис. 60–61 ) видит раба Господня. Этот эвед Йахвэ не только поможет Израилю, но и дарует всем народам земли дух мира, справедливости и спасения. Он предстает перед Исаией в образе «мужа скорбей», Мессии, Который несет на себе человеч. грехи и, пройдя через страдания и совершив умиротворение, становится победоносным Спасителем человечества. Именно за это пророчество, наиболее ярко выраженное в Ис. 52:13Ис. 53:12 , Исаию называют пятым евангелистом; б) кто же этот раб Божий? Кир не может им быть. Ведь в Ис. 44–45 , где говорится о возрождении Иерусалима и восстановлении храма, царь, хотя и называется пастырем Божьим ( Ис. 44:28 ), «помазанником Господним» ( Ис. 45:1 ) и «освободителем», никогда не упоминается как эвед Йахвэ. По всей вероятности, этот образ являлся пророку в двойном видении. Сначала раб Божий предстает в собират. образе под именем «Иаков и Израиль» ( Ис. 44:1.2.21 ; Ис. 45:4 ; Ис. 48:20 ; Ис. 49:3 ). Если мы правильно понимаем, речь идет о наиб. достойных представителях иуд. народа, ведь большинство изгнанников были отступниками от Бога, как и их отцы ( Ис. 48 ). Пророк видит среди отступников остаток Израиля, очищенный и омытый страданиями, который, торжествуя духом, достойно выдержит испытание ( Ис. 45:18–25 ). Отсюда – его призыв «собраться», адресованный к тем изгнанникам, которые сохранили веру, в отличие от их братьев, поддавшихся соблазнам Вавилона; отсюда – мощно звучащее напоминание о призвании Израиля ( Ис. 46:3 ; Ис. 49:6 ). Последующие видения убедили Исаию в том, что все же никакой остаток, никакая общность людей не способны выполнить божественную миссию, и с этих пор образ эвед Йахвэ был заключен для него в отдельной личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Особенно строго пророк относится к великим мира, которые открыто позволяют себе нарушать требования правды Божией ( Ис.1 и сл.; Ис.5:22–23 ; Ис.10:1 ; Ис.32:5–7 ; Ис.33:1–5 ). Политика иудейских правителей, видевших все спасение Иудейского государства в союзах с сильными языческими державами, также здесь находит себе резкое осуждение ( Ис.8 и сл.; Ис.30:1 и сл.; Ис.31 и сл.). Ввиду развращения народа израильского пророк угрожает ему судом Божиим, исполнителями которого должны выступить языческие народы, предрекает опустошение земли израильской и изгнание из нее евреев ( Ис.6 и сл.; Ис.5:13 ; Ис.17:9 ), причем довольно ясно говорит и о взятии Иерусалима врагами ( Ис.2:12, 15 ; Ис.3:8, 16 и сл.; Ис.22:5 ; Ис.30 и сл.; Ис.32 и сл. 19), о скором падении Самарии (гл. 28) и о вавилонском пленении иудеев ( Ис.39 и сл.). Но, с другой стороны, и в этой части книги Исаии сказано немало отрадных для сердца израильтянина пророчеств, и то там, то здесь сквозь мрак будущего открываются для Израиля и светлые перспективы. Пророк изображает, как страна Израильская восстает из глубокого унижения, в какое она была повергнута после нашествия ассирийцев. Вот рисуется вдали новый Властелин народа израильского – Мессия. Это будет потомок Давида по плоти, но Бог по существу духовному. Он распространит Свою власть над всей вселенной. Но и в ближайшем будущем Израиль, по словам пророка, может удостоиться милостей Божиих. Помощь от Бога Исаия предлагал сначала Ахазу, а потом Езекии – тому и другому по случаю нашествия врагов ( Ис.8 и сл.; Ис.10:26–34 ; Ис.14:24–27, 32 ; Ис.17:12–14 ; Ис.18 и сл., Ис.39 и сл.; Ис.30:27–33 ; Ис.31:8 и сл.; Ис.33 и сл.; Ис.37 и сл.). Господь будет охранять Сион – эту свою святую гору, если только Израиль сохранит преданность Всевышнему (гл. 28, 33). Сначала Сион подвергнется опустошению, но потом восстанет во славе и все народы устремятся к этой горе, признавая за ней право всеобщего руководительства ( Ис.2 и сл.; Ис.25 и сл.). В частности, первая часть книги Исаии содержит в себе следующие отделы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010