22.12.2009 13:50 " Becmoчka.Lv " " У нас правонарушителей нет! " 18.12.2009 17:55 Infox.ru Епископ Зарайский Меркурий: мы ориентируемся на детей, не знающих своей религиозной традиции 11.12.2009 13:59 " Время новостей " Богословие для 4-го класса 10.12.2009 13:59 Патриаршая редколлегия под руководством протодиакона Кураева завершила написание школьного учебника по основам православия 09.12.2009 11:38 В России утверждена структура школьного курса " Основы религиозных культур и светской этики " 08.12.2009 12:43 На Ставрополье большинство школьников решили изучать светскую этику 30.11.2009 18:45 Благовест-инфо Учебники по основам религиозных культур и светской этики будут подготовлены в срок - представитель Минобрнауки 27.11.2009 21:54 Благовест-инфо Епископ Меркурий провел первое совещание по вопросам преподавания ОПК с представителями «экспериментальных» регионов 19.11.2009 13:10 " Аргументы и факты - Северный Кавказ " Светская этика популярнее религии 18.11.2009 11:18 Рукопись протодиакона Андрея Кураева выбрана за основу будущего учебника по Основам православной культуры 13.11.2009 10:04 Благовест-инфо Борьба за душу ребенка – самый правильный подход к преподаванию ОПК, считает епископ Меркурий 11.11.2009 15:02 " Российская газета " Не верите? 06.11.2009 12:28 " Газета " Правительство отправило религию в региональные школы 06.11.2009 09:47 " Время новостей " Основы «Основ» 16.10.2009 11:24 Благовест-инфо Преподавание истории религий может быть миссионерским, свидетельствует новая книга профессора Андрея Зубова 02.10.2009 13:42 " Литературная газета " Дети к «вечным» вопросам готовы 24.09.2009 11:22 Благовест-инфо «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» - круглый стол в Москве 04.09.2009 18:28 Благовест-инфо В школах Риги открыты классы с углубленным духовно-нравственным воспитанием 04.09.2009 11:53 В Тюмени пройдет пикет безбожников 03.09.2009 13:30 Протестантские деноминации России к 15 сентября выработают единую позицию по вопросам преподавания знаний о религии в школе

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Систематическое распределение книг идет в следующем порядке: I. De episcopo (22 главы). II. De presbytero vel sacerdote (27). III. De diacono (10). IV. De subdiacono (4). V. De lectoribus (4). VI. De exorcista (2). VII. De ostiario (8). VIII. De recapitulatione VII graduum (2). IX. De acolito et psalmista et clericis (2). X. De multimodis causis clericorum (l). XI. De peccantibus sub gradu (6). XII. De jejunio (16). XIII. De elemosina (8). XIV. De oratione (6). XV. De cura pro mortuis (9). XVI. De testimonio (15). XVII. De oblationibus (16). XVIII. De jure sepulturae (9). XIX. De ordine inquisitionis causarum (1). XX. De provincia (6). XXI. De judicio (31). XXII. De veritate (6). XXIII. De senibus (3). XXIV. De dominatu es subjectione (4). XXV. De regno (19). XXVI. De sorte (5). XXVII. De sceleribus et vindictis reorum (26). XXVIII. De civitatibus refugii (14). XXIX. De furto (8). XXX. De commendatis (6). XXXI. De patribus et filiis (20). XXXII. De parentibus et eorum heredibus (24). XXXIII. De debitis et pignoribus et usuris (12). XXXIV. De fidejussoribus, ratis et stipulatoribus (8). XXXV. De juramento (14). XXXVI. De jubileo (11). XXXVII. De principatu (39). XXXVIII. De doctoribus ecclesiae (19). XXXIX. De monachis (11). XL. De excommunicatione (16). XLI. De commendationibus mortuorum (10). XLII. De ecclesia et mundo (32). XLIII. De locis (8). De locis consecratis (20). XLV. De quaestionibus mulierum (20). XLVI. De ratione matrimonii (38). XLVII. De penitentia (20). XLVIII. De regionibus census (15). XLIX. De martyribus (15). L. De reliquiis in desserto humatis (3). De mortuis in somno visis (6). LII. De tonsura (7). LIII. De bestiis mitibus (9). LIV. De carnibus edendis (16). LV. De vera innocentia (8). LVI. De hospitalitate (4). LVII. De hereticis (6). LVIII. De substantiis hominum (5). LIX. De ducatu barbarorum (5). LX. De conviviis (4). LXI. De maledictionibus (6). LXII. De benedicionibus (1). LXIII. De artificio artificum (2). LXIV. De auguriis (8). LXV. De anima (8). LXVI. De variis causis (19). LXVII. De contrariis causis (7). Cp. Ballerini, Migne, LVI, col. 308. Maassen, I, 880.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Скачать epub pdf LV. 1858 Но кто исчислить, возлюбленные, бездну премудрости, что Бог предоставил рабу своему Максиму? Всю вселенную обошли явившись нам, славные и богодухновенные слова его, другого нового Златоуста. Кто не удивится добродетельной изначала и богоугодной его жизни, – воздержанию, бдению, негневливости, чистоте, кротости и смирению, милосердию, – также: созерцательности, исполненной премудрости разума. Ведь находясь в таком положении и достигнув глубочайшей старости, – говорят, что он был девяноста лет, – он нисколько не ослабел ни в подвижничестве или деятельности, ни в созерцании. Но имея излияние Святого Духа, он источил реки догматов и истолковал трудные места Писания Ветхого и Нового, в иносказательном и божественном смысле. Кроме того и святых и богоносных мужей, – именно: божественного Дионисия разъяснил умозрения, – устройство и благочиние как небесных чинов. Так и земного или иерархического священноначалия и богословия, – также и труднопостигаемое у Григория Богослова для всех, не могущих уразуметь, сам изъяснил умозрительно. Вместе с тем он и сам сочинил весьма стройное изложение божественной литургии, составив объяснение каждого таинства. Что означает каждое последование, – вход священников и сидение, преподание мира, чтение божественных словес. Целование, затворение врат, и, вообще говоря, все последование божественной литур- —85— ν γρ τοσαταις περιστσεσιν ν κα ν βαθυττ πολι καταντσας, περ γρ τ νενκοντα τη λγεται γεγονναι, οκ κλασε ποτ οτε τ σκσει γουν τ πρξει οτε τ θεωρ. Εχων δ τν χσιν το γου Πυεματος, ποταμος δογμτων νβλυζεν ρμνευσ τε τς Γραφς Παλαις τε κα Νας τ δυσνητα, κατ ναγωγν κα θεαν ννοιαν. Πρς τοτοις δ κα τν γων κα θεοφρων νδρν, Διονυσου τε το θεου τ παυγσματα διεσφησε, τν τε τν ορανων ταγμιων διακσμησιν κα εταξαν τν τε τν πιγεων γουν τς εραρχικς τελεταρχας κα θεολογας ς ατως δ κα Γρηγορου το Θεολγου τ δυσληπττερα τος μ δυναμνοις νοσαι ατς θεωρητικς πσιν τρνωσεν. Μετ τοτων δ κα ατς συνταξε τς θεας λειτουργας τν εκοσμον παρδοσιν, κστου μυστηρου ποισας τν φανρωσιν. Κα τς κστη κολουθα-τε εσοδος τν ερων κα καθδρα, κα τς ερνης παρδοσις, τς τε ψαλμδας κα τς ναγνσεως τν θεων λογων, το σπασμο,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скупая щедрость человека, гордого своим кошельком, облегчая порою участь попавшего в беду, одновременно его оскорбляет; благодетель ваш старается дать вам почувствовать ваши собственные страдания и разницу своего положения с вашим, причем он дает вам понять, что то и другое оправдано и что ваше — следствие безрассудства, а он заслужил свое — мудростью. Высокомерный педант не сообщает свои знания, а только провозглашает их: он не дает, а как бы налагает их на вас в виде наказания и (если это в его силах) не столько хочет показать вам свою ученость, сколько ваше собственное невежество. Такое обращение, причем не только в тех случаях, которые я привел, но равным образом и во всех других, оскорбляет и возмущает ту толику гордости и тщеславия, которая есть в сердце каждого, и как бы перечеркивает нашу признательность за оказанное нам одолжение, напоминая о мотивах его и о той манере, в которой оно было нам преподнесено. Недостатки эти оттеняют противоположные им достоинства, и твой собственный здравый смысл, разумеется, их тебе подскажет. Но, помимо этих второстепенных достоинств, есть то, что можно назвать второстепенными талантами или уменьями, которые очень нужны для того, чтобы украсить большие и проложить им путь, тем более что все люди могут судить о них, а о первых лишь очень немногие. Каждый человек чувствителен к располагающему обращению, приятной манере говорить и непринужденной учтивости; а все эти качества готовят почву для того, чтобы были благосклонно встречены достоинства, более высокие. Прощай. LV Лондон, 8 января ст. ст. 1750 г. Милый мой мальчик, Я очень мало писал тебе — а может быть, даже и вообще никогда не писал — относительно религии и морали; я убежден, что своим собственным разумом ты дошел до понимания того и другого; каждая из них лучше всего говорит сама за себя. Но если бы тебе понадобилась чья-то помощь, то возле тебя есть мр Харт: учись у него и бери с него пример. Итак, к твоему собственному разуму и к мру Харту, отсылаю я тебя, для того, чтобы ты постиг существо той и другой, в этом же письме ограничусь только соображениями пристойности, полезности и необходимости тщательно соблюдать видимость обеих.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-k-synu/?f...

Слова подвижнические. 3-е изд. Серг. Посад, 1911. Слово 59. С. 322; ср. там же: слово 40. С. 167; слово 45. С. 193; слово 75. С. 375). 162 Cm.: Sinogowitz.: Sinogowitz B. Studien zum Strafrecht der Ekloge. Athenis, 1956. S. 19–20.. Studien zum Strafrecht der Ekloge. Athenis, 1956. S. 19–20. 164 См.: Ecloga XVII. Cp.: Липшиц E. Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. Л., 1976. С. 198; Sinogowitz В. Studien zum Strafrecht der Ekloge…, passim; Hunger H. Reich der Neuen Mitte. S. 197–198. 167 Cp.: псалмы VI, XXI/XXII, XXXVII/XXXVIII, LIV/LV, LXVIII/LXIX, CI/CII и особенно монологи протагониста «Книги Нова». 182 Cp.: Dittrich O. Die Systeme der Moral: Geschichte der Ethik vom Altertum.: Dittrich O. Die Systeme der Moral: Geschichte der Ethik vom Altertum bis zur Gegenwart. Bd. 1. Leipzig, 1923. S. 83, 91.is zur Gegenwart..: Dittrich O. Die Systeme der Moral: Geschichte der Ethik vom Altertum.: Dittrich O. Die Systeme der Moral: Geschichte der Ethik vom Altertum bis zur Gegenwart. Bd. 1. Leipzig, 1923. S. 83, 91.is zur Gegenwart. Bd. 1. Leipzig, 1923. S. 83, 91.d. 1. Leipzig, 1923. S. 83, 91. 196 Romanos le Mdlode. Hymnes/Introduction, texte critique etc. par J. Grosdidier de Mations. Vol. Гv (SC 128). Paris, 1967. 203 Характерно, что кинику, как явствует из целого ряда философских анекдотов и легенд, в принципе безразлично – выбросить свое состояние в море или раздать его людям; в обоих случаях это акт самоосвобождения, а не акт сострадания. 212 Из гимна III, озаглавленною в рукописях: «Что есть монах, и в чем делание его, и на какую высоту созерцания взошел сей муж» (Symdon le Nouveau Theobgien. Hymnes. Introduction, texte critique etc. par J. Koder. Vol. 1 (SC 156). Paris, 1969. P. 188). 217 Cm.: Lot-Bomdine M. La deification de l’homme selon la doctrine des Peres grecs. Paris, 1970;.: Lot-Bomdine M. La deification de l’homme selon la doctrine des Peres grecs. Paris, 1970; Bratsiotis P. Die Lehre der Orthodoxen Kirche über die Theiosis des Menschen. Brussel, 1961.ratsiotis P. Die Lehre der Orthodoxen Kirche über die Theiosis des Menschen..: Lot-Bomdine M. La deification de l’homme selon la doctrine des Peres grecs. Paris, 1970;.: Lot-Bomdine M. La deification de l’homme selon la doctrine des Peres grecs. Paris, 1970; Bratsiotis P. Die Lehre der Orthodoxen Kirche über die Theiosis des Menschen. Brussel, 1961.ratsiotis P. Die Lehre der Orthodoxen Kirche über die Theiosis des Menschen. Brussel, 1961.russel, 1961.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

209 Заметки сделаны по предметам, находившимся в Стокгольмском Музее в 1889 году, в бытность автора в Швеции. Ср. Monmelius, Fuhrer d. d. Museum in ubers. r. Mesmorf, 1876, Saal Kasmen 6, 13. 210 О Я. Аристова, Промышленность древней Руси 1866, стр. 159, и прим. 494, с указ. на собр. грам. и летописи. 211 De edim. Вопп., II. с. 52, pag;. 776. Отличаются ли от этих «крестиков» «малые серебряные кресты», раздаваемые в Лазареву Субботу I, 31,pag. 170), не знаем. 214 Савваитова, П. И. 1-е приложение к «Описанию старинных царских утварей», в «Зап. Имп. Арх. Общ.» т. XI, стр. 592, см. также «цепь», стр, 564 – 5. 217 Вопп. Ed. Corpus, I, Menandri Historia сар. 5 pag;. 287:.. =шнуры, на которые были нацеплены разнообразные золотые подвески, а значение подвесок хотя указано в темных словах: «на то, чтобы отвратить злоумышления убегающих», но, по нашему мнению, скорее может быть отнесено именно к роли амулетов, чем к политическим целям Византии. 218 Клад поднесен был в том же году агентом Мерсины Ингримани Его Имп. Величеству Александру Александровичу, и ныне поступил в собрания Эрмитажа. 219 Чулецкие браслеты имеют известный, определённый по отношению к шейной гривне, вес, который даже и обозначен на внутренности дрота, из которого они согнуты; массивностью и подобным восемь отличаются варварские браслеты Венгрии, Румынии и отчасти Германии. А потому наши браслеты можно, пожалуй считать лёгким погребальным убором. Гладкие массивные браслеты из кладов Венгрии: Hampel А Kozepkor (IV – X szaszad) Maqyarhornban, Budapesm, 1894, таб. 35, 38. 220 Формы украшения и скреплений таких же браслетов у варваров Германии, см. в образцах, представленных находками Баварии, Виртемберга и берегов Рейна, в издании Линденшмита сына, Das Romisch–Germanische Central–Museum in bildlichen Darstellungen, 1889, Taf. IX. 221 Тоже издание Академии Будапешта под ред. проф. Иос. Гампеля, таблицы XXXVII, 1, 2, бляшки малого размера, слегка орнаментированные аканфовыми разводами, насечкою вглубь. Таблица XXXIX, 7 бляшка, совершенно тождественного характера с нашими, но уцелевшая в одном экземпляре и уже порванная, причем подвеска на рис. 8 с халцедоном тождественна с главною подвеской на малой цепочке из Тарса; тут же обрывки листиков с выбитыми греко-римскими сценами охоты, гладиаторских игр и пр. Таблица L с несколькими поясными бляшками того же рисунка и размера и с монетою Юстиниана, и наконец таблицы LV – – с монетою Константина Погоната (668 – 9 г.), подобными бляшками, также пуговками, напоминающими южнорусские клады эпохи переселения народов, витою-шейною гривною, и крестиком, которого замечательная близость к тальнику клада из Тарса представляет не маловажный пункт для нашего понимания древнехристианского стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

3) «благодать вселяется в глубину ума, духи же лукавые пребывают около членов (περ τ μλη τς καρδας) сердца» (гл. 33) и что 4) «когда… благодать сокрыта в уме, то они (лукавые духи, ведущие брань против души) потом протекают, как некоторые мрачные облака, через части сердца (гл. 81: δι τν μερν τς καρδας). Внешним частям сердца, о которых упоминает бл. Диадох, противополагаются внутренние, именуемые им глубиной сердца, как это видно из следующих выражений. Демоны, пребывающие около частей сердца (ξωϑεν, гл. 76). при вселении благодати вовнутрь (σωϑεν), скрываются ες τ βαϑη τς καρδας (гл. 81), когда благодать, не находящаяся в глубине ума, действует на душу со вне (ξωϑεν). С первого взгляда представляется неясным допускаемое бл. Диадохом деление сердца на части. Когда Григорий Нисский , говоря о телесном сердце, усматривает в нём передние и задние части (De homin. opific. с. 30 Μ. 1. с. p. 245 D.: τ πσϑιον αυτς (καρδας) μρος, ibid. ρ. 248 С.: τ μπροσϑεν), то его речь о них не возбуждает никакого недоумения; не вызывают недоумения и те места аскетического творения бл. Диадоха, в которых он имеет в виду телесное сердце. Но какие же части и члены могут быть усматриваемы в сердце в тех случаях, когда под καρδα разумеется душа чувствующая? Этот вопрос легко разрешается, если обратить внимание на то, чтò собственно называют церковные писатели глубиной сердца (τ βϑος τς καρδας), или самой внутренней частью его, о которой так часто упоминает бл. Диадох? Св. И. Златоуст, объясняя слова: из глубины (κ βαϑων) воззвах к Тебе, Господи ( Пс. 79:1 ), говорит: «Что значит (κ βαϑων) из глубины? Не просто – устами, и не просто – языком: ибо и когда заблуждается ум (τς διανοας), изливаются слова; но из глубочайшего сердца (π καρδας βαϑοττης),.. из самых оснований ума (ξ ατν τς διανοας τν βϑρων). Таковы именно души удручённых; они приводят в движение всё сердце (λκληρον τν καρδαν. Μ. LV. 373. Exposit. in Psal. 119, с. 1). В приведённых словах глубиной сердца называются внутреннейшие основания души чувствующей. И бл. Диадох глубиной частей человеческого естества называет самые внутреннейшие основания каждой из них. Есть, по учению его,

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

В этой самой одежде Иисус Христос отослан был обратно на суд к Пилату. Таким образом Ирод взаимною учтивостью думал отплатить за учтивость Пилата и показать, что он перестает быть его недругом ( Лк.23:6–12 . 20 LV. И. Христос осуждается Пилатом на бичевание В то время, как Иисус Христос находился во дворце Иродовом, пред домом Пилата более и более собирался народ, чтобы, по существовавшему обычаю, в честь праздника Пасхи требовать освобождения одного из осужденных на смерть преступников. В то время народ был возбужден просить свободы Варавве, преступнику весьма важному, которым были произведены возмущение и убийства, и который теперь со своими сообщниками сидел в темнице, ожидая казни. Когда привели обратно Иисуса Христа, Пилат принужден был снова начать суд. Поругания, которым Господь подвергнут был от Ирода и насмешливое одеяние, в котором Он возвращен, давали разуметь Пилату, что Правитель Галилейский почитает Узника за мечтателя, который достоин осмеяния, и должен быть наказан чем-либо... Итак, желая угодить Ироду и вместе с тем оказать снисхождение Синедриону, Пилат, подозвав к себе членов Синедриона и народ, сказал им: «вот вы привели ко мне этого человека, как возмутителя народного спокойствия; но я при вас самих расспрашивал Его и нашел совершенно невинным в том, в чем вы Его обвиняете. Ирод, к которому я посылал Его, сколько вижу, тех же мыслей; по крайней мере он нисколько не нашел в Нем преступления, достойного смерти; итак я не могу, по вашему желанию, осудить Его. Наказать, я накажу; но после должен возвратить Ему свободу, как невинному» ( Лк.23:13–15 ). Но первосвященники, видя, что Пилат из снисхождения к ним готов наказать невинного, сделались тем неуступчивее и объявили решительно, что они, кроме смертной казни, не удовлетворятся никаким другим наказанием. В это время праздная толпа зашумела, изъявляя неудовольствие, что Игемон медлит исполнить народный обычай – освободить ради праздника одного из преступников. Зная, что народ намерен просить Варавву, Пилат думал, что если поставить Иисуса наряду с этим разбойником, то народ наверно предпочтет последнему Иисуса, которого первосвященники преследовали из зависти за народную любовь к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1552 . о. Герасим Павский ://ХЧ 1830. 38. 121 сл.[сотня первая], 1835. 1. 11 сл., 140 сл., 246 сл.; 2. 12 сл. [сотня вторая]; 1553 . св. Феофан Затворник : Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семи сот глав Греческого Добротолюбия//Добротолюбие. М. 1 1889. 3. 247–307. Сод. этих выборок не сличалось с корпусом подлин. соч. Максима, и мы пока можем лишь сказать, что публ. Павского содержит, по всей видимости, пер. «Глав о богословии и о воплощении сына Божия», а публ. св. Феофана – фрагменты указ. «Глав» и «Вопросоответов к Фалассию». Сводная таблица соответствия рус. переводов греч. текстам остается desiderata. Quaestiones ad Thalassium (CPGS 7688; TLG 2892/1, cf. TLG 5052/1, Scholia in Maximum Confessorem) 1554 . Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium. Sous-Quaestiones I-LV una cum lat. interpret. Ioannis Scotti Eriugenae iuxta posita/Edd. Laga С., Steel C. Turnhout. 1980. 1 . CXVIII, 554. (CCSG. 7). Heinzer//FZPhTh 1981. 28. 471–473; Martin//NRTh 1981. 103. 417–418; Winden van//ViC 1981. 35. 438–439; Bodrato//RSLR 1982. 18. 301–303; Darrouzès//REB 1982. 40. 234–236; Petit//BTh 1982. 13. 231–233; Schamp J. Maxime le Confesseur et Photios. A propos d’une édition récente des Questions à Thalassius//Revue Beige de Philologie et d’Histoire. Mechelen 1982. 60. 163–176; Wickham//JThS 1983. 34. 645–647; Westerink//BZ 1983. 76. 47–48; Lackner//JÖB 1984. 34. 283–287; RB 1992. 102. 231–232. 1555 . Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium una cum lat. interpret. Ioannis Scotti Eriugenae iuxta posita/Edd. Laga C., Steel C. Parts II. Quaestiones LVI-LXV. Turnhout; Louvain 1990. (CCSG 22). Declerck J. H.//Byz 1991. 61. 570–571; Wickham//JThS 1991. 42. 839; Weiss G.//BZ 1991–1992. 84–85(2). 530–531; Borel J.//RThPh 1993. 125. 291–292; Nautin P.//REG 1993. 106. 680; Hoffmann L. M.//JÖB 1995. 45. 344–349. 1556 . Рец. на оба тома: Marti Η.//Museum Helveticum. Schweizerische Zs. für klassische Altertumswissenschaft. Basel; Stuttgart 1992. 49. 266–267; ÓMeara//FZPhTh 1992. 39. 515–516; Schieffer R. (II)//Francia. 1992. 19:1. 287; FailerA. (II)//REB 1992. 50. 274–275.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

60 – 74). У Коновалова же имеются такие данные, касающиеся – правда – телесных явлений сектантского экстаза: эти явления в их последовательном развитии образуют три главных периода. Первый период характеризуется, по преимуществу, возбуждением органических функций, второй – двигательным возбуждением, третий – возбуждением функций речи“, стр. 4. К первому периоду относятся – 1) возбуждение кровеносной системы ... 2) возбуждение секреторной функции – пот, пена, слёзы.. .; 3) возбуждение дыхания ... ; 4) возбуждение пищеварительного аппарата – внутренностей, напр. трепетание в животе, что иногда является следствием возбуждения так называемого «солнечного сплетения». – стр. 55. Ко второму периоду относятся различного характера экстатические движения – 1) общие дрожательные движения, 2) местные движения, напр., лица, глаз, плеч и т. п., стр. 151, 3) локомоторные движения – хождение, беганье, прыганье, верчение и пр. К третьему же периоду относится возбуждение функции речи – стр. 256. 59 Ср. проф.-прот. С. А, Соллертинский. Пастырство Христа Спасителя, стр. 279–280: „Спаситель комментариям кротости предпосылает слово Ветхого и Нового Завета о любодеянии …; Спаситель указал на первоначальный момент и на главную причину, благодаря которой в человеке достигается стремление к стихийной жизни, стремление сражаться». 60 Полагаем, что здесь будет уместно отметить, как преп. Симеон Н. В. объясняет нападки на мистику и как оценивает её отрицание. Преп. Симеон говорит, что вообще люди отрицают мистический опыт по причине своего неверия, развращения сердца и зависти (сл. 80, All. LV, II, 339–341); вообще по страстности (сл. 84, All. L, II, 397–398; ср. II, 561–562, гл, 161=Mg. 642 D), по гордости (сл. 87, All. LXVI, II, 450) и самомнению (гл. 118, II, 545–546 – Mg. 661 – 662 А), в особенности же по высокому мнению о своей внешней учёности (сл. 84, II, 397–398), по увлечению «внешней премудростью объюроевшей» (гл. 117, II, 545=Mg. 659–660 D). Отрицатели мистики, действительности и подлинности мистического опыта, – не только говорят о том, чего сами не познали опытно (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Anikiev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010