Ответ на возражение 2. Христос не являлся дающим и принимающим дары Святого Духа в одном и том же отношении, поскольку Он давал их как Бог и получал их как человек. Поэтому Григорий говорит, что «Святой Дух никогда не оставлял человеческой природы Христа, от божественной природы Которого Он исходит» 119 . Ответ на возражение 3. В Христе наличествовало не только небесное, но также и земное знание, о чем речь у нас впереди (15, 10). Притом, как было показано выше (ИИ-И, 68, 6), дары Святого Духа будут особым образом сохранены и на небесах. Раздел 6 Наличествовал ли в Христе дар страха? С шестым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что в Христе не было дара страха. В самом деле, надежда, пожалуй, сильнее страха, поскольку, как было показано выше (ИИ-И, 40, 1; ИИ-И, 42, 1), объектом надежды является благость, а страха – зло. Но, как уже было сказано (4), в Христе не было добродетели надежды. Следовательно, точно так же в Нем не было и дара страха. Возражение 2. Далее, посредством дара страха, как говорит Августин, мы боимся или быть отделенными от Бога, и тогда это «непорочный» страх, или быть покаранными Им, и тогда это «рабский» страх 120 . Но Христос не боялся ни быть отделенным от Бога грехом, ни быть покаранным Им по причине преступления, поскольку Он, как будет показано ниже (15, 1), не мог согрешить. И коль скоро никто не боится невозможного, то, следовательно, в Христе не было дара страха. Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано, что «совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин. 4, 18 ). Но Христос обладал самой совершенной любовью, согласно сказанному о «превосходящей разумение любви Христовой» ( Еф. 3, 19 ). Следовательно, в Христе не было дара страха. Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что Он «страхом Господним исполнится» ( Ис. 11,3 ). Отвечаю: как уже было сказано (ИИ-И, 42, 1), страх связан с двумя объектами, одним из которых является само вызывающее страх зло, а другим – то, что в силах содеять нам зло, как [например] мы боимся царя, который властен обречь нас на смерть. Но то, что может причинить вред, боятся постольку, поскольку оно обладает некоторой превосходящей силой, сопротивляться которой было бы весьма затруднительно (ведь если бы ее можно было легко превозмочь, то нечего было бы и бояться). Из этого очевидно, что страх вызывает только то, что обладает некоторым превосходством. Поэтому когда о Христе говорят, что у Него был страх Господень, то имеют в виду не страх перед злом отделения от Бога по причине преступления и не страх перед злом наказания за грех, а страх перед божественным превосходством, преисполненная которым и ведомая Святым Духом душа Христа обращалась к Богу в акте благоговения, в связи с чем читаем, что во всем Он «услышан был за Свое благоговение» ( Евр. 5, 7 ). В самом деле, Христос как человек обладал этим актом благоговения к Богу полнее и совершеннее чем кто бы то ни было, по каковой причине в Священном Писании сказано о том, что Он исполнен страхом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Откройте Библию : вы с первых страниц будете шокированы цифрами, обозначающими продолжительность жизни героев. Адам прожил 930 лет; Сиф 912 лет; Енох 905 лет; Каинан 910 лет; Малелеил 895 лет; и самый старый, Мафусаил, умер почти тысячелетним в возрасте 969 лет. Эти годы, которые служат здесь эсхатологическим задачам, всегда ставили в тупик толкователей. В отношении продолжительности жизни патриархов выдвигаются разные гипотезы – необходимо определить ее в разумных пределах. Одни предполагали, что годы – это попросту месяцы, тогда получается, что Адам умер около 77 лет от роду, а Мафусаил совсем не тысячелетний, а едва восьмидесятилетний старец. Эта замечательная гипотеза наталкивается, однако, на препятствие. Если делить на двенадцать данные этой генеалогии, то получается, что Адам стал отцом в 10 лет, Енох – в 7 с половиной, а Малелеил – в шесть. Были другие варианты пересчета. Изобретательность экзегетов может здесь сравниться лишь с мистикой самих текстов. Быть может, эти преувеличения относятся к определенным мифологическим представлениям, которые нам недоступны, как в вавилонской традиции, где герои умирают в еще более почтенном возрасте. Обратимся же к фактам, которые нам открываются, благодаря останкам из известных некрополей. Мы уже отметили, что существовала определенная мораль в отношении детей, связанная с кругом традиционных представлений. Родить ребенка – это еще далеко не все, необходимо его воспитать ( Ис.1:2 ). В семье этого времени смерть – частая спутница, ее соседство пугает, но не заставляет содрогаться – она почти каждый день приходит то в один дом, то в другой. Стоит отвлечься от возраста патриархов, и библейские данные подтверждаются данными археологии. Моисей, говорит текст, прожил 120 лет, Аарон – 123 года, Навин – 110 лет ( Втор.34:7 ; Чис.33:39 ; Нав.24:29 ). Цифры, конечно, еще отдают дань символике, но в дальнейшем мы уже сталкиваемся с нормой, эквивалентной нашей: Илия прожил 98 лет; Халев – 85 лет. Двенадцать царей, которые следовали друг за другом на протяжении более 500 лет, умирают в среднем в возрасте 47 лет. Самому старому было 77, самому молодому 23 (Речь идет о Ровоаме (58), Иосафате (60), Иораме (40), Охозии (23), Амасии (54), Озии (68), Иофаме (41), Ахазе (36), Иезекии (54), Манассии (78), Амоне (24), Иосии (39); 3Цар.14:21 – 4Цар.22:1 . Септуагинта дает существенно другие цифры и ограничивается средним возрастом для царей не более 52 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПРИМЕЧАНИЯ Глава двадцать шестая ИУДЕЙСКИЕ МИССИОНЕРЫ 1. См.: Г. Лившиц. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967, с. 23. 2.  Сивилла, III, 596; И. Флавий. Против Апиона, II, 24. 3.  V. Maxiмus. De dictis factisque memorabilibus, I, 3, 2. 4. У бл. Августина (Гр. Б., VI, II). 5. См. Ис 56, 3-7. 6.  И. Флавий. Против Апиона, II, 27, ср. также II, 36. 7. Авода-Зара, I, 3. 8.  Philo. De virtutibus, 211-215. 9.  Тацит. История, V, 5. 10. У бл. Августина (Гр. Б., IV, 31). 11. О возвышенном, IX, 9. Пер. Н. Чистяковой. Книга «О возвышенном», которую ошибочно приписывали Лонгину, появилась в Риме в середине I b. н. э. Полагают, что автор ее был знаком с иудаизмом через Филона. 12.  Страбон. География, XVI, 35. 13. У бл. Августина (Гр. Б., xIX, 23). 14. См.: И. Флавий. Против Апиона, II, 7. 15.  Philo. De vita Mosis, II. 16. «Мы — не торговый народ», писал Иосиф Флавий (Против Апиона, I, 60); См.: Corpus papyrorum Judaiorum, V. I; ed. by V. Tchericover. Cambridge, Mass., 1957. 17.  Гекатей. Фр. 9 — по Th. Reinach. 3 Макк i, 3 называет среди отступников веры Досифея. Историчность этого лица подтвердилась недавно найденными папирусами. 18.  Сивилла, III, 545 сл. Из текстов Сивилл, дошедших до нашего времени, иудейским авторам принадлежит ч. III (ок. 140 г. до н. э.), ч. IV (I b. н. э.), ч. V (II b. н. э.). См.: И. Геффкен. Из истории первых веков христианства. СПб., 1908, с. 22; Н. Row1ey. Тне Relevance of Apocalyptic, р. 68, J. DecroIX. Les oracles Sibyllins — BTS, 1969, v. 113, р. 5-7. Отрывки из Сивилл на русском языке есть в книге Э. Ренана. «История израильского народа». Полный английский перевод см. в АРОТ, v. П, р. 377-406. 19.  Сивилла. Фрагменты, I, 19. — У Феофила. К Автолику, 36. 20.  Там же, I, 23. 21.  Там же, III, 732 сл. 22.  Там же, III, 218. 23.  Там же, III, 718 сл. 24. Эти отрывки обычно датируют II b. до н. э. См.: О. Гольцман. Падение иудейского государства. Пер. с нем. М., 1899, с. 40 сл. 25. Цит. у Климента. Строматы, V, 4. 26. Еще в так наз. «Мураториевом каноне» (ок. 170 г. н. э.). Книга Премудрости не отнесена к числу произведений Соломона, авторство его решительно отвергали бл. Августин и бл. Иероним. Последний установил, что книга была написана по-гречески. См. П. Тычинин. Книга Премудрости Соломона. — ТБ, т. V, с. 76; F. G. Wright. Wisdom. — JBS, р. 558. По общепринятому делению библеистов. Кн. Премудрости состоит из трех частей: гл. 1-5, гл. 6-10 и гл. 11-19.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Ср. Ис Нав 23:14; 3 Цар 2:2; Ин 14:2; Откр 14:13; Пс 114:7 Зачало 162. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи. Стих: Душа его среди благ водворится. Ср. Пс 64:5; 24:13 На малом освящении воды Прокимен, глас 3 Господь — просвещение моё и Спаситель мой:/кого убоюсь? Стих: Господь — защитник жизни моей: от кого устрашусь? Пс 26:1 Зачало 306. Аллилуия, глас 6 Стих: Излило сердце моё слово благое. Стих: Я изрекаю дела мои Царю. Пс 44:2а На освящении храма Прокимен, глас 4 Дому Твоему подобает святыня, Господи,/на долгие дни. Стих: Господь воцарился, благолепием облёкся, облёкся Господь силою, и опоясался. Пс 92:5б, 1а Зачало 307. Аллилуия, глас 1 Стих: Основания Его на горах святых. Любит Господь врата Сиона больше всех селений Иакова. Стих: Славное сказано о тебе, город Божий. Пс 86:1–2, 3 На службе о болящем Прокимен, глас 1 Я сказал: «Господи, помилуй меня, исцели душу мою,/ибо я согрешил пред Тобой». Стих: Блажен помышляющий о нищем и бедном: в день бедствия избавит его Господь. Пс 40:5, 2 Зачало 57б, или зачало 210б. Аллилуия, глас 8 Стих: Воззри на меня и помилуй меня. Пс 118:132а На основание города Прокимен, глас 4 Дому Твоему подобает святыня,/Господи, на долгие дни. Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. Пс 92:5б, 1б Зачало 40в. Аллилуия, глас 2 Стих: Основания Его на горах святых. Любит Господь врата Сиона больше всех селений Иакова. Стих: Славное сказано о тебе, город Божий. Пс 86:1–2, 3 На службе во время засухи Прокимен, глас 4 Борозды земли напой,/умножь произведения её. Стих: Под каплями своими она возрадуется, зеленея. Ср. Пс 64:11 Зачало 57а. Аллилуия, глас 8 Стих: Благословишь Ты венец года благости Твоей, и равнины Твои наполнятся туком. Стих: Утучнеют прекрасные места пустыни, и радостью холмы опояшутся. Пс 64:12, 13 На службе во время затяжных дождей Прокимен, глас 4 Спаси меня, Боже,/ибо дошли воды до души моей. Стих: Я был ввергнут в глубокую тину, и не на чем стать. Пс 68:2, 3а Зачало 98. Аллилуия, гласа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Псалом 90. Лист из Катаха (Псалтирь) св. Колумбы. Нач. VII в. (Dublin. RIA. S. n.) Псалом 90. Лист из Катаха (Псалтирь) св. Колумбы. Нач. VII в. (Dublin. RIA. S. n.) Одна из древнейших ирл. рукописей - Катах св. Колумбы (Dublin. RIA. S. n., нач. VII в.). Это галликанская Псалтирь, во многом зависящая от греческих источников. Сохранилось лишь 58 листов примерно из 110 (Пс 30. 10 - 105. 13). Псалтирь не имеет литургического деления, но надписания нек-рых псалмов (напр., с формулой legendus ad) содержат 18 титулов (Пс 2, 26-27, 40, 43-47, 49-50, 52, 68, 83, 90, 105-106, 129), к-рые часто интерпретируются как литургические указания ( Salmon P. Les «Tituli psalmorum» des manuscrits latins. R., 1959. P. 48-74). Однако др. исследователи полагают, что это элементы экзегезы, заимствованные из толкований отцов Церкви ( Dyer. 1989). Тем не менее титул Пс 64 - vox ecclesiae ante baptismatum paschalismatum («глас Церкви перед пасхальным крещением») - может указывать на литургическую практику. Псалтири, несомненно принадлежащие к К. о., разделены на 3 части по 50 псалмов каждая (выражение «три по пятьдесят» в ряде источников служит синонимом полной Псалтири, напр.: The Rule of Tallaght. 58/Ed. E. J. Gwynn//Hermathena. 1927. Vol. 44 (2nd suppl.). P. 80-81). Примерами таких Псалтирей являются рукописи Lond. Brit. Lib. Vitellius. F.XI (нач. X в.), Саутгемптонская Псалтирь (Cantabr. St. John " s. C.9, нач. XI в.), Псалтирь из Клонмакнойза (Edinbourg. Univ. Lib. 56, 1025 г.), Псалтирь Ригиварха (Dublin. Trinity College. 50, после 1055 г.; изд.: Lawlor H. J., ed. Psalter and Martyrology of Ricemarch. L., 1914. 2 vol.). Ряд Псалтирей содержат также библейские песни и коллекты (напр., Lond. Brit. Lib. Cotton. Galba. A. V., XII в.). В основном библейские песни соответствуют рим. традиции: после Пс 50 указаны Песнь вавилонских отроков (Benedicite), Песнь из Ис 12 (Confitebor), Песнь Езекии из Ис 38 (Ego dixi); после Пс 100 - Песнь прор. Анны из 1 Цар 2 (Exultavit), Песнь прор. Моисея из Исх 15 (Cantemus), Песнь из Авв 3 (Domine audivi); после Пс 150 - Песнь прор. Моисея из Втор 32 (Audite caeli) (см.: Mearns J. The Canticles of the Christian Church, Eastern and Western, in Early and Medieval Times. Camb. (GB), 1914. P. 68-70). При этом само деление Псалтири на 3 части хотя и встречается в др. зап. обрядах (см., напр.: Magistretti M., ed. Beroldus, sive ecclesiae ambrosianae mediolanensis kalendarium et ordines saec. XII. Mil., 1894. P. 57-58), но более характерно для вост. традиции (Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Ερμηνεαι» di Nicone/Ed. A. Longo//RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3(12/13). P. 251-252), с к-рой ирл. традицию объединяет чередование стояния и сидения во время чтения групп псалмов и чтение «Отче наш» и библейских песней между 3 группами псалмов.

http://pravenc.ru/text/кельтский.html

Цитаты, использованные мч. Иустином, за нек-рыми исключениями, напр. Ис 63. 1-6, встречаются и в сочинениях сщмч. Иринея Лионского. И. п. к. у него (более чем с 60 ссылками) наиболее востребованная библейская книга в «Доказательстве апостольской проповеди» (Demonstratio praedicationis apostolicae), особенно во 2-й ч., в доказательствах ветхозаветных пророчеств ( Iren. Dem. 42-97//SC. Vol. 62. P. 98-167). В соч. «Против ересей» ссылки на И. п. к. встречаются ок. 160 раз, особенно в книгах III-V. Три самые большие цитаты - пророчества о Еммануиле (Ис 7. 10-16; Iren. Adv. haer. III 21. 4//SC. Vol. 211. P. 410-414), об отрасли Иессеевой (Ис 11. 1-10; Iren. Dem. 59//SC. Vol. 62. P. 123-125) и 4-й гимн Раба Господня (Ис 52. 13-53. 5 и Iren. Dem. 68//SC. Vol. 62. P. 134-135). В богословской аргументации встречаются краткие цитаты из 1 или 2 стихов. Очень часто сщмч. Ириней расширяет толкование мч. Иустина (ср.: Iust. Martyr. Dial. 84. 3 и Iren. Adv. haer. III 21. 6 о знамении Девы - Ис 7. 14). Сщмч. Ириней приводит и много новых цитат (см.: Biblia Patristica. P., 1975. Vol. 1. P. 132-161). Нек-рые служат обоснованием осуждения поступков народа Израиля (напр.: Ис 1. 22-23; 5. 12 и др.) и последствий этого (напр.: Ис 1. 30 (образ высохшего дерева); см.: Iren. Dem. 99; Ис 5. 6 (облако, не дающее дождя); см.: Iren. Adv. haer. III 17. 3). Иногда словами пророка обличаются лжеучения (Ис 48. 22; Iren. Adv. haer. I 16. 3) или восхваляется отказ от идолопоклонства (Ис 17. 7-8; Iren. Dem. 91). Др. цитаты, особенно из Ис 40-55, подчеркивают ничтожность язычников (напр.: Ис 40. 15, 17: «как капля из ведра»; Iren. Adv. haer. V 29. 1) перед величием Бога (напр.: Iren. Adv. haer. IV 5. 1; Ис 41. 4; 43. 10-12; ср.: Athenag. Legat. pro christian. 9), Который спасает (Ис 12. 2; Iren. Adv. haer. III 10. 3; Ис 63. 9; Iren. Dem. 88; Idem. Adv. haer. III 20. 4; ср.: Ис 25. 9 в Iren. Adv. haer. IV 9. 2). Цитатами из И. п. к. сщмч. Ириней обосновывает нек-рые аспекты своей милленаристской эсхатологии: о воскресении праведников (Ис 26. 19; 66. 13-14; ср.: Iren. Adv. haer. V 15. 1), о наступлении времени царства святых (Ис 11. 6-7; 65. 25; Iren. Adv. haer. V 33. 4), сопровождаемом космическими знамениями (Ис 30. 25-26; Iren. Adv. haer. V 34. 2).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Иисус родился в Вифлееме Иудова колена, согласно с пророчеством ( Мф.2:1 ; Мих.5:2 ). Предтеча Иоанн, ангел по строгой и чистой жизни, но с духом Илии, приготовлял людей, к принятию Его, проповедью ( Мал.3:1 ; Мф.17:10–11 ; Лк.1:15 ). Жизнь вел Иисус Христос скромную и невидную для людей ( Ис.53:1 ). Кроток был и полон любви столько, что надломленную трость остерегался сокрушить и голоса Его не слышно было на распутьях ( Ис.42:2–3 ; Мф.11:29 ). И вместе с тем, совершал изумительные чудеса ( Ис.25:6 ; Мф.13:30–31 ; Лк.7:17–22 ). Учением просветил Израиля и особенно страна Завулонова и Неффалимова видела свет Его ( Ис.11:1–9 ; Ис.9:1 ). Въезжает в Иерусалим, как царь сретаемый народом, но в виде смиренном, восседая на осленке ( Зах.9:9 ). Смерть Его была такова, каковой изображена у пророков смерть Мессии, так что самые частные черты ее, как бы взяты у пророков. Его оценяют в 30 сребреников и цена эта из храма переходит в руки горшечника ( Зах.11:12 ). Князья языческие, вместе с народом, собрались против Него ( Пс.2:1 ). Обвиняют Его беззаконно, а Он молчит ( Ис.53:8 ); плюют на Него, бьют Его по ланитам, – терпит ( Пс.50:6 ). Как овца, на заклание обреченная, не отверзает уст Своих ( Ис.53:7 ). Прободают Ему руки и ноги на кресте ( Пс.21:17 ), причисляют Его к беззаконным ( Ис.53:9–12 ; Лк.22:37 ). Он истаивает в муках и враги богохульно насмехаются над Ним ( Пс.21:8–9 ). Народ делает из Него позорище ( Пс.21:5 ). В муках Он вопиет: Боже Мой, Боже Мой, почто Ты Меня оставил? ( Пс.21:1 ). Дают Ему в пищу желчь и в жажду поят уксусом ( Пс.68:22 ). Прободают Ему бок ( Зах.12:10 ), мечут жребий об одежде Его и делят по себе ( Пс.21:19 ). Назначают гроб Ему с нечестивыми, но у богатого Он находит Себе могилу ( Ис.53:9 ). Бог Отец не мог оставить Его во власти тления, Иисус Христос воскрес ( Пс.15:10 , Деян.2:27 ). Воскресший воссел одесную Отца ( Пс.109:1–2–7 ). И вот ведение о Иегове распространяется по всей земле ( Ин.1:9 ; Ин.3:19 ; Деян.26:18 ). Закон начертан в сердце верующей души ( Иер.32:37–40 ; Иез.36:61 ). О семени Авраамовом благословляются все народы земли ( Быт.12, 22, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

ибо не увидите (не может зреть) Его человек и жить (остаться живым): ( Исх. 33:20 ) 55 . страшный делами, Ты обратил (возвратил) человека в тление смертное (неисцельное), ( Втор. 10:17 ; Пс. 66:5; 90:3 ) 56 . ибо Он сокращает (возвращает) и удлиняет дни. () 57 . Сильный крепостью, облекающийся правдою, ( Иов. 37:22, 29:14 ) 58 . кто Бог (могуществен) как Ты долготерпеливый? (( )=μακρθυμος Исх. 34:6 др. ср. 1Пет. 3:20 ; 2Пет. 3:9, 15 ; Иак. 5:7, 8, 10 ) 59 . ненавидящий и отвращающийся грабительства и насилия, ( Ис. 61:8 ) 60 . любящий чистое сердце, Ты внемлешь ищущим блага. ( Пс. 51:12 ср. Мф. 5:8 др.) () 61 . Воспрещающий со властью (прещением) и иссушающий моря, ( Ис. 50:2, 51:10 ) 62 . собравшей, как одежду, все воды в начале: ( Прит. 30:4 ) 63 . спасающий по милости Своей от страшных врагов (букв.: от рогов единорога?), ( Пс. 21:22 ) 64 . разгоняющий грехи (зло) как туман и как облако. ( Пс. 51:11 ; Ис. 44:22 ) () 65 . Создал и сотворил все словом уст Своих, ( Пс. 33:6 ) 66 . ибо все слова Его – правда и суд: 67 . (что) уста Его изрекут, «это делайте и живы будете», ( Быт. 42:18 ) 68 . ибо (говорит Господь) «не хочу смерти грешника» ( Иез. 18:22, 32, 33:11 ) () 69 . Зрящий дали, превознесенный и страшный, 70 . превозносящий престол Свой, и смиренного узнает (увидит): ( Пс. 138:6 ; Ис. 6:1 ) 71 . выступающий с превеликою силою (в величии силы), и носящейся на крыльях орлиных (как орел), ( Ис. 63:1 ; Пс. 18:11 ср. Иер. 48:40 ) 72 . испытующий сердца, и нет пред лицом Его забвения. ( Пс. 70:10 ; Притч. 17:3 др. Притч. 2:17 ) () 73 . Взывающий гласом великим: «Я – Бог и нет еще (другого)» ( Ис 45:6 ), – 74 . «обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам» ( Зах. 1:3 ; Мал. 3:7 ): 75 . «приблизьтесь ко Мне» ( Ис. 48:16 ), – с силою обратится (и) Он, 76 . и уши Его внемлющи ко гласу моления бедняги. ( Пс. 130:2 ; Иов. 34:28 ) () 77 . Милостивый и благосердный, суди нас в милости и оправдай нас в суде, – ( Исх. 34:6 ; Пс. 85:15; 103:8 ) 78 . ибо мы – прах и пепел: ( Быт. 18:27 ; Пс. 103:14 ; Иов. 30:19, 42:6 ) 79 . превознесенный в высоких, Царь в небесах (облаках), 80 . внемлющий с высот воплю бедняков! () 81 . Небеса – престол Его и земля – подножие ног Его, ( Пс. 11:4 ; Ис. 66:1 ) 82 . величие (правда) – панцирь Его и свет – одежда Его: ( Пс. 104:2 ) 83 . имя Его страшно весьма, (но Он) милостив и благосерд, – 84 . во всяком роде и роде пребывает правда Его. () 85 . Правы пути Его, и нет в Нем неправды, – ( Пс. 17:31, 33 ) 86 . в каждое утро дает на свет (являет) суд Свой: ( Соф. 3:5 ) 87 . взвешивающий сердца, великий делами, – ( Притч. 21:2, 24:12 ; Иер. 32:19 ) 88 . кто изречет могущество Господа? ( Пс. 106:2 ) 89 . как написано: «кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?» ( Пс. 106:2 ). Приведенный текст приписываемых Симону Кифе молитв и библейские параллели могут давать следующие соображения по вопросу об отношении этих пийютимов к подлинным творениям ап. Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

святый в путях Своих и близкий к призывающим Его: ( Пс. 144:17, 18 ) 31 . благоволит к оправданию созданий дланей Его всегда, ( Иов. 33:32 ; Ис. 42:21 ср. Мих. 7:18 ) 32 . бодрствует в благости над избранниками Своими. ( Иов. 21:32 ; Дан. 9:14 ; Пс. 106:5, 105:6 ср. 1 мол. 20 стр. 2 мол. 23 и 26 стр. 2Пет. 2:3, 3:9, 1:1, 2:4, 6, 9 ) () 33 . Чистый очами, благоволящий раскаянию, ( Авв. 1:13 ) 34 . многократно очищавший и отвращавший гнев Свой: ( Пс. 77:38 ) 35 . благость Его во всяком роде, Он изрекает правду, ( Ис. 63:1 ) 36 . украшение (повязка) главы Его – шлем спасения. ( Ис. 59:17 ) () 37 . Десница Его открыта для каждого пленника греха, – ( Пс. 60:7, 63:9, 139:30 ) 38 . Он взывает (говорящий) во всякое время: «обратитесь ко Мне и Я обращусь к вам» ( Зах. 1:3 ): (Ср 1 мол. 64–65, 73, 77 стр.) 39 . Он образовал (нас) из брения по образу – подобию Своему, ( Быт. 1:26, 2:8 ; Иов. 33:6 ) 40 . милость Его к созданиям Его, Он ведает (ведающий) помыслы наши. ( Пс. 103:14 ; Деян. 1:14, 15:8 ) () 41 . Весь Он – слава (сияние, свет), и взирает с снисхождением, ( Пс. 29:9, 34:19 ; Ис. 53:10 (о Мессии); Ис. 57:15 ) 42 . внемлет гласу моления славословий языка: 43 . все воинство небесное поклоняется Ему, 44 . солнце и луна падают пред Ним. (Ср. 1 мол. 17, 59, 60 и 61 стр.) () 45 . Не простер ли Он шнур пред созданиями Своими в месте Его для суда? ( Иов. 38:5 ) 46 . в споре кто устоит против Него (выдержит Его)? ( Иоил. 2:11 ) 47 . ради нас совершил Он (чудные) дела исконные (древние), – ( Пс. 46:9, 66:5 ср. 1 мол. 37–46 стр. 2 мол. 4 стр.) 48 . называющий (творящий) поколения (людей) – кто сравнится с Ним? ( Ис. 41:4 ; Пс. 89:7 ср. 1 мол. 66–68 стр.) () 49 . Глубины сердечные и тайны сокровенные ведает (ведающий) Он, ( Деян. 1:14, 15:8 ; Пс. 103:4 ) 50 . намерения всех сынов человеческих: ( Пс. 94:11 и Мих. 4:12 ) 51 . от беззакония и неправды отвращает лицо Свое, ( Пс. 21:25 ; Ис. 64:7 ) 52 . от видения зла закрывает очи Свои. ( Пс. 33:15 ; Притч. 28:27 ) () 53 . Сияние – вокруг Него, и положил покровом Своим – мрак, – ( Иез. 10:4 ; Авв. 3:4 ; Пс. 18:13 ) 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

680 В Александрию был послан сановник высокого ранга Эдесий с поручением произвести следствие и наказать виновных. Ю.А. Кулаковский , Ист. Византиии, I, 229. 681 Она представлена на основании анализа законов самих параваланов и комментариев к ним Готофреда. 686 August., Ep. ad Demetr. c. 2. Ср. Кремлевский, История пелагианства, Казань, 1898, стр. 172 – 174. 696 Ubud., русск. пер. I, 44, M.gr. 68, 173B. V, M.gr. 68, 173В; V, русск.пер. , I, 277. M.gr. 68, 396С; то-же: русск. пер. I, 19, 23; VI, 94; VIII, 286 и др. 697 Cyr., О покл. и служ. в духе и истине, XII, русск. пер. II, 16, M.gr. 68, 489D ; Γλαφυρ из кн. Исх., I, русск. перев. V, 6. M.gr.. 69, 388А; Толк, на Осию, 6, русск. пер., IX, 325. М. gr., 71, 325D; Толк, на Ис., V, 5, русск. пер. VIII, 403 и др. 698 Cyr., О покл. и служ. в духе и истине, V, русск. пер. I, 288 – 289. М gr. 68, 405D408А- В. 700 Бароний считает его пресвитером, но так как Евсевий называет себя в письме к Кириллу „in Christo frater“ , то мы думаем, что он был епископом. Так думает и Tillemonm, XIV, с. V, 278. 703 Hefele, Conciliengeschichte,II, 109. Предтеченский, Развитие влияния папского престола на дела западных церквей до конца IX в., Казань, 1891, стр. 40. 704 Правила св. помест. соб., II, 370 – 379; Книга правил, стр. 406409; См. Предтеченский, ор. cut., 73 – 74; 78 – 79: Baronius, Annales Eccl., VII, an. 419, 24 (прибавления) § 73, 97, 98. 714 Мы увидим, как смело св. Кирилл в столкновении с Несторием требовал собора и ехал на него, будучи почти уверен, что ему придется пострадать от собора за веру 720 Ibidem., Четьи – Минеи, 9 июня; Пролог 18янв. Так как это видение не упоминает Георгий Алекс., который около 620 г. написал житие И. Златоуста, и так как оно не соответствует хронологии жизни Кирилла, что увидим ниже, то едва – ли можно вполне доверяться Никифору Каллисту. Tillemont, Mémoires, XIV, 281. 721 Nopфupuй,op.cim., Прибавл. к тв. св. о.о., 1854, III, 301 примеч. „и“; Le Quien, Oriens christianus, XXIV, p. 407. 723 Уже Несторий в 430 г. в одном письме своем подозревает неискренность Кирилла в примирении с памятью Златоуста, но здесь явно говорит злоба Нестория. Mar. Merc., t. 2, р. 26, 1. Tillemont, Mémoires, XIV, 281.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010