Калик. 1. Требник. Первая половина XVI в 4°. 290 л. Филиграни: 1) Кувшин, тип: Брике, 12631 (1538 г,); 2) Кувшин с литерами, не отожд Записи: л. 1 – «Лета 7080-го положил сию книгу Потребник в дом Рожеству Исус Христову Павел Зиновев сын, а дал на нем дватцат алтын денег месяца ноября в 9 день, а подписал рожественьскои диак Гришка Стефанов»; оборот верхней крышки переплёта – «195-го октября в 7 день. Сии Требник взят в Каргополе ис соборные церкви Рождества Христова в Духовнои приказ по архиереском указу, а по приказу закащика еродиякона Филофия, закащик иеродиякон Филофеи» Содержание: л. 2–55 об. – чин исповеди; л. 10–12 –вопросник мужчинам (М–Калик. 1); л. 12–12 об. – вопросник вельможам (В-Калик. 1); л. 12 об.–14 – поновление; л. 14–17 об. поновление; л. 17 об.–19 об. – вопросник женщинам (Ж-Калик. 1); л. 27–27 об. – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»); л. 27 об.–32 об. – епитимийные правила; л. 36–38 об. – поновление священникам; л. 38 об.–40 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 40 об.–44 об. – поновление инокам; л. 44 об.–47 об. – вопросник священникам (Св-Печ. тр.); л. 47 об.–53 об – поновление священникам. Калик. 4 . Чин исповеди. 1680-е гг. 4°. 68+II л. Филиграни: 1) Голова шута с контрамаркой СН, вид; Дианова. Голова шута, 547 (1681, 1682 гг.); 2) Голова шута с контрамаркой NLM, вид: Дианова. Голова шута, 206 (1680–1681 гг.). Содержание: л. 1–68 чин исповеди; л. 8 об.–9 об. – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 10 об.–17 – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 17–18 – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 18–32 – поновление мужчинам; л. 32–38 – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 38–44 об. – поновление женщинам; л. 45–48 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 48 об.–55 об. – поновление священникам. Карго п . 132. Сборник старообрядческий. Середина XVIII в. 4°. 16 л. Филигрань: два вида: «АГФБ=AG (вензель]» и «АГФБ=Pro Patria», вид: Клепиков. Филиграни и штемпели, 29 (1752, 1754 гг.), Кукушкина, 55 (1756–1760 гг). Содержание: л. 1–7 – чин покаяния самостоятельного; л. 1–6 об. – поновление.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

«Положили это на сердце своем» – т.е. сделали предметом своих постоянных размышлений ( 1Цар.21:12 ). «Что будет» – т.е. что же при таких необычайных знамениях можно нам ожидать от этого младенца? «И рука Господня была с ним». Точнее: «ибо (у Тишендорфа: κα γρ) рука Господня была с ним». Евангелист этим хочет указать на те чудесные происшествия, которые имели место при рождении Иоанна и ясно свидетельствовали о том, что Господь посылает младенцу Свою особенную помощь. Это-то и возбуждало любопытство «слышавших». Лк.1:67 .  И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: Речь Захарии, по-видимому, относится к тому времени, когда в иудейском народе пробудился особый интерес к личности сына Захарии (стих 66). В этой речи Захария говорит как священник – это первое. Затем, он во многом напоминает собой и ветхозаветных пророков, предсказывавших о пришествии Мессии, особенно же Исаию ( Ис.40 ) и Малахию ( Мал.3–4 ). Кроме того, Захария повторяет мысли Псалмопевца ( Пс.131 ; Пс.40 ; Пс.71 ; Пс.105 ). «Пророчествовал». Это слово обозначает не только предсказания, а вдохновенную речь вообще (ср. 1Цар.10:10 ; 1Кор.12:10 ). Речь Захарии с удобством делится на три части. В первой части Захария прославляет Бога за послание в мир Мессии и за спасение Израиля (стихи 68–75). Во второй – пророчествует о назначении сына своего – быть Предтечей Господа (стихи 76–77) и, наконец, в третьей (стихи 78–79) – снова обращается к личности Мессии и в величественных чертах изображает как Его пришествие к людям, так и блага, которые Он дарует людям (ср. Богословский, с. 290). Лк.1:68 .  благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, Захария прославляет Бога за спасение израильского народа, которое он представляет себе уже наступившим, так как в своем новорожденном сыне он видит Предтечу Мессии, а спасение-то и должен был совершить Мессия. «Посетил» ( πεσκψατο), т.е. воззрел, обратил Свой милостивый взор (ср. Деян.15:14 ) «и сотворил избавление ему» (правильнее: народу Своему. Последнее выражение в русском переводе неправильно отнесено к глаголу «посетил», который стоит совершенно самостоятельно). Под «избавлением» или «искуплением» ( λτρωσις) Захария прежде всего, конечно, понимает политическое освобождение народа (ср. Лк.24:21 ), но затем, несомненно, ему было не чуждо и представление о духовном возрождении народа, которое также входило в понятие о мессианском спасении (ср. стих 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

24. З. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Этот праздник совершался уже в IV в. См. 7 янв., 23 и 5 сент. 99 Тропарь, гл. 4. Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия, и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется. Кондак, гл. 3. Прежде неплоды, днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордан руку положив, явися Божия Слова пророк и проповедник, вкупе и Предтеча. Величание. Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтем еже от неплодове преславное рождество твое. Парем. (1. Быт.17:15–17, 19; 18:11–14; 21:1–8 ; 2. Суд.13:2–8, 13–14, 17, 18, 21 ; 3. Ис.40:1–3, 9; 41:17–18; 45:8; 48:20, 21; 54:1 ; Утр. Ев. Лк.1:24–25, 57–68, 76, 80; 3–4 зач.; Ап. Рим.13:11–14; 14:1–4; 112 зач.; Ев. Лк.1:1–25, 57–68, 76, 80; 1–4 зач.). – Этот праздник имеет один день попразднства (см. 25 июня). Мучч. семи братий по плоти Ерса, и Логгина. Все они были родные братья и служили воинами при Диоклетиане и Максимиане. Св. Орентий во время войны со Скифами единоборствовал со скифским вождем Марофом и силой Христовой одолел его. За отказ по сему случаю принести жертву идолам и за исповедание себя христианином он был сослан вместе с братьями на Кавказ. На пути к месту ссылки свв. мученики скончались в разных местах: около места – Паремвол скончался св. Брос 22 июня, св. Орентий – 24 июня в Ризе (на южном берегу Черного моря), св. Фарнакий 3 июля – в Кордиле (там же), свв. Фирмос и Фирмин – в Апсаре (на восточном берегу Черного моря) 7 июля, св. Кириак –14 июля в Загании, или Зингаме (там же), св. Лонгин 28 июля скончался на море, на пути в место ссылки в Ливику, и погребен в Питиунде (ныне Пицунта, севернее Зингама). Преставление пр. Ahmohiя Дымского. См. 17 янв. – Свв. праведных отроков и Менюжских. Дети благочестивых поселян, живших в 60 верстах от Новгорода, они мученически скончались в детском возрасте, около 1566–1569 г., при митрополите св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В Евангелии на утрене Церковь благовествует о наречении Предтечи Иоанном, об отверстии уст отца его Захарии, о его благодарственном пророчестве об избавлении людей и величии младенца, и о его духовном возрастании ( Лк.1.24–25, 57–68, 76:80 ). На литургии, соответственно высокой святости Предтечи и приближению Царствия Божия, для проповеди коего Иоанн избран и родился, Церковь чтением Апостола вещает, яко час уже нам от сна востати: ныне бо ближайшее нам спасение. Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темныя, и облечемся в оружие света ( Рим.13:11–14, 14:1–4 ); а Евангелием воспоминает о празднуемом событии, о котором было чтение на утрене. В песнопениях своих Церковь духовно и поучительно изображает событие праздника. По гласу Церкви, с разрешением неплодия Елисаветы разрешается неплодие Церкви, яже от язык, многочадием; в запечатлении устен Захарии запечатлевается закон писаний: «пришедшей благодати Моисей умолча». В сыне бладодати – Иоанне восходит утренняя звезда, предтекущая Солнцу благодати. В течение всей службы Церковь неоднократно повторяет со вдохновенным старцем: благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим ( Лк.1:68 ). День Усекновения главы Предтечи 29 августа (11 сентября) Проповедь Предтечи и Крестителя В жизни Иоанна Предтечи соединены важнейшие преимущества: от чрева матернего он исполнился Св. Духа, жил св. девственннком и скончался св. мучеником. Будучи Предтечею Спасителя по зачатию и рождению своему, Иоанн был Его Предтечею и в проповеди Евангелия. О высоком служении Предтечи, имевшем предварить служение Сына Божия спасению мира, издревле предвозвещено было пророками, по предречению коих Иоанн был Ангел – вестник, посланный прежде пришествия дне Господня великаго и просвеценнаго, устроить сердце отца к сыну и сердце человека ко искреннему его ( Мал.3:1, 4:5–6 ); был глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего ( Ис.40:3 ; Мк.1:2–3 ); глас, предшествовавший Богу Слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

На Соборе 1551 г. были утверждены некоторые особенности, которые в XVII в. были преданы проклятию. Имеется в виду двоение Аллилуиа (гл. 42, с. 313), двоеперстие при совершении крестного знамения (гл. 31, сс. 294–295), постановление о нестрижении бороды (гл. 40, сс. 301–302), что до настоящего времени удержано в старообрядческой среде 41 . Сомнения о правильности пения Аллилуиа имели место еще в Новгороде при архиепископе Геннадии (1484–1504), причем обычай двоить Аллилуиа был некогда и в Греческой Церкви. Таким образом, Стоглав только унифицировал имевшиеся в Русской Церкви разногласия в богослужебной практике 42 . То же самое можно сказать и о перстосложении 43 . Что же касается брадобрития, то оно непременно ассоциировалось на Руси с уподоблением латинянам или же с безнравственностью и было при этом поводом для нареканий. Ф. Буслаев по этому поводу говорит следующее: “Борода, занимающая такое важное место в греческом и русских подлинниках, стала, вместе с тем, символом русской народности, русской старины и предания. Ненависть к латинству, ведущая свое начало в нашей литературе даже с XI века, и потом, впоследствии, ближайшее знакомство и столкновение наших предков с западными народами в XV и особенно в XVI веке способствовали русскому человеку к составлению понятия о том, что борода, как признак отчуждения от латинства, есть существенный признак всякого православного, и что бритье бороды – дело неправославное, еретическая выдумка на соблазн и растление добрых нравов” 44 . После окончания работы Собора деятельный Митрополит рассылает указы и наказные грамоты с его постановлениями. В грамоте, присланной в Симоновский монастырь, есть приписка: “Да с тою же грамотою послати по монастырем поучение главы, ис тое же соборные книги выписати глава 49, глава 50, глава 51-я, 52-я, глава 75-я, 76-я, 67-я, 68-я, глава 31-я царских вопросов, глава 68-я” 45 . Это говорит об энергичном распространении решений Собора по городам, монастырям. И действительно до нас дошли тексты и других таких наказов, посланных, например, во Владимир и Каргополь 46 . Материалы Стоглава нашли также отражение в современной им актовой письменности и различных памятниках последующего времени 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

12), но и сам человек – ничтожество. Что такое пред Ним все взятое вместе человечество? Народы пред Ним как капля из ведра, как пылинка на весах (ст. 15). Все они перед Ним как ничто, даже менее чем ничто: менее ничтожества и пустоты считаются у Него (ст. 17). Как небо, выше земли, так пути Божьи выше путей человека и мысли Божии выше мыслей человеческих (55:9). Кто уразумел дух Господа и был советником у Него и учил Его (40:13)? Весь мир перед Ним, как колебанье стрелки весов, или как капля утренней росы, сходящей на землю, – говорил, поясняя ту же мысль, составитель книги Премудрости Соломона (11:23). Яснее, разительнее нельзя было выразить доступным народу языком мысль о беспредельности бесконечного Духа, о премирности Бога Израилева, который, по словам другого пророка, есть Бог и вблизи и вдали ( Иер. 23:23 ). Ту же идею отрешенности божества от мира выражает со времени Моисеева законодательства и одно из самых отличительных и часто употребляющихся в Библии имен Иеговы – Бог Святый или Святый Израилев. С этим именем открывается Бог израильтянам только со времени освобождения их из египетского рабства и основания теократии. С этой эпохи святость становится отличительным свойством Бога откровения – Иеговы; и закон и пророки постоянно указывают на это свойство и в отличие Иеговы от ложных богов и для возбуждения народа к благочестию. Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, творец чудес ( Исх. 15:11 )? – взывали евреи в хвалебной песне по переходе через Красное море. Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его ( Ис. 57:15 ), восклицает пророк. Он же слышит и на небе тоже хвалебное имя Иеговы, воспеваемое небесным воинством. Свят, свят, свят Иегова Саваоф: такова песнь Богу серафимов и херувимов, окружающих престол славы Божией (6:2, 3). В этом свойстве Иеговы как бы сосредоточивались все другие великие Его совершенства. Ни в одной из древних религий не приписывалось такого значения этому свойству Божию, многим из них оно было и вовсе неизвестно. Мы привыкли соединять с ним нравственный смысл, и он заключается в нем действительно, но не исключительно. Значение этого понятия гораздо шире. Cadosch (), святый значит, прежде всего, выделенный, особенный, необычайный, или еще ближе к корню – чистый, светлый 68 Таким образом в приложении к понятию о Боге это слово означает, прежде всего, существо чистое и великое, – Духа бесконечного, отрешенного от всего видимого и вещественного. Святый Израилев есть Бог премирный, безмерно возвышенный над всем конечным миром. В таком значении и употреблено в первый раз это имя в песне евреев по переходе через море. Таково значение и хвалы, воспеваемой Иегове небесными силами. В такой же связи понятий говорит пророк о Святом Израилевом везде, где изображает отрешенность Иеговы от мира и Его безмерное величие ( Ис. 40:18,25. 5:16 ) 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

27 Архив ПСТГУ. 28 Епископ Афанасий находился в предшествующие годы в Соловецком лагере. 29 Екатерина Александровна Лебедева — дочь настоятеля Казанского собора в Санкт-Петербурге протоиерея Александра Лебедева , семья которого была духовно связана со св. прав. Иоанном Кронштадтским , митрополитом Кириллом (Смирновым). Екатерина Александровна опубликовала ряд своих исследований по богословию, агиографии, философии, психологии, работала как переводчик и составитель популярных православных брошюр, писала стихи и пьесы, преподавала на православных курсах для девушек-работниц, вела научный кружок для девушек с педагогическим образованием. В годы гонений входила в круг единомышленников митрополита Кирилла, переписывалась с ними по богословским и церковным вопросам. Екатерине Лебедевой посвящена небольшая статья в словаре Брокгауза и Ефрона. Подробнее о ней см.: Куницын Б. М. Духовное наследие православной писательницы Екатерины Лебедевой (1861–?)//История Петербурга. 2008. 5(45). С. 24–29. 30 Акты Святейшего Тихона. С. 867–870. 31 Акты Святейшего Тихона. С. 870. 32 Там же. 33 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 2. 34 Мк 8:38 ; Лк 9:26 ; Мф 10:33 . 35 1Пет 4:16 36 Рим 1:16 . 37 2Тим 1:6 ; 2Тим 2:1 . 38 Их важность, по словам о. Неофита, столь велика, что для их появления, например, Израиль был наказан Вавилонским пленом (см.: Мысли о стыде. Ч. 2. Л. 15). 39 Пс 43:16–17 ; Пс 78:4 ; Пс 68:20 ; Пс 24:2 . 40 Иов 8:22 ; Пс 6:11; 34:4; 39:15; 69:3; 70:4, 34; 118:78 ; Ис 26:11 ; Иер 50:11–12 ; Пс 34:26 ; Дан 3:44 . 41 Ис 26:15 . 42 1Кор 1:27, 28 43 Тим 2:7–8. 44 1Пет 4:16 . 45 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 43–44. 46 Афанасий Великий , свт. Толкование на псалмы. М., 2008. С. 52–53. 47 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 19. 48 См. Толкование на 6й псалом . 49 Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. Т. 1. С. 60. 50 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. Беседа 16//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Минск, 2005. Т. 4. С. 71. 51 Мысли о стыде. Л. 4 об. –5.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

67. Господь нам не сказал, что здесь будет воздаяние; но что здесь будут искушения, тесноты, нужды и скорби, а там воздаяние. Эта жизнь есть путь подвигов и искушений. 68. Если вы будете терпеливы, послушны и покорны отцам своим, то прекрасное воздаст вам Господь воздаяние; и вот тот труд, который помянется пред лицом Господа. Кто повинуется отцам своим, тот Господу повинуется, и кто Господу повинуется, тот и отцам своим повинуется. 69. Прежде всего, да веруем в Господа нашего Иисуса Христа, да покланяемся Ему и покорствуем, и волю Его да творим во всякое время и мгновение. 70. Будем ходить в страхе Господнем, так как нам предписано – со страхом и трепетом содевать свое спасение ( Флп.2:12 ). Страх Господень искореняет из души все лукавства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впадает во многая злая. Страх Господень хранит человека и бережет, пока не сбросит он с себя сего тела, как написано: «страха ради твоего во чреве прияхом, и поболехом и родихом дух спасения» ( Ис.26:18 ). 71. Кто незлобив, тот совершен и богоподобен. Он исполнен радования и есть покоище Духа Божия. Как огонь сжигает большие леса, когда понебрежешь о нем; так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою, и тело твое осквернит, и много принесет тебе неправых помышлений; возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни. Поспешите стяжать незлобие и простосердечие святых, чтоб Господь наш Иисус Христос принял вас к Себе, и каждый из вас мог с радостью сказать: «мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою во век» ( Пс.40:13 ). 72. Бог говорит через пророка: «на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» ( Ис.66:2 ). Господь же наш так говорит в Евангелии: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Итак, стяжите себе смирение и не ходите с гордостью сердца, свойственной диаволам. Кто ходит с гордостью сердца, тот причастник диаволов. Человек высокосердный всем ненавистен, потому что дела его хвастливы: от чего и впадает он во многие грехи. Все грехи мерзки перед Богом, но всех мерзостнее гордость сердца. Кто увещевает или подает совет гордому, тот походит на льющего воду в дырявый сосуд, или на того, кто простирает речь к пролетающей птице. Гордые сердцем люди презренны перед Богом; сердца же смиренные и сокрушенные Бог не уничижит. Сама любовь Божия, нисшедши к нам от вышних, сделалась смиренной до последних степеней. Возлюбим же смирение, чтоб можно было взывать: «виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» ( Пс.24:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Девять песней канона составлены по подражанию библейским. Первая, подобно благодарственной песни, воспетой Евреями по переходе через Чермное море, славит Господа, избавившего нас от плена греховного ( Ис. 15:1–21 ). Вторая, по примеру Моисеевой: вонми небо и возглоголю ( Втор. 32:2–23 ), угрожает за грехи наказанием и поется только в. каноне. Третья имеет основание в молитве св. Анны, матери Самуила, благодарившей Бога за разрешение своего неплодства: утвердися сердце мое в Господе, и просит утверждения нам в Боге ( 1Цар. 2 ). Четвертая, по подражанию песни Пр. Аввакума, с благоговейным трепетом созерцавшего славу пришествия Божия: Господи, услышал слух твой и убоялся, величает таинство воплощения Сына Божия ( Ав. 3 ). Пятая, по подобию песни Прор. Исаии: от нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже, воспевает избавление Церкви от врагов ( Ис. 26:9–21 ). Шестая, подобно Ионе, молившемуся во чреве рыбы: возопих в скорби моей ко Господу Богу, просит Господа о избавлении нас от греховных волн ( Ин. 2:1–7 ). Седьмая, по примеру трех отроков в Вавилонской пещи певших: благословен еси Господи, Боже отец наших, прославляет Св. Троицу ( Дан. 3:26–45 ). Осьмая слагается по содержанию песни тех же св. отроков, и призывает все дела Господа петь и превозносить Его во веки ( Дан. 3:52–60 ). Девятая , заключающая похвалу Богоматери, в основании своем имеет песнь Захарии, отца св. Предтечи: благословен Господь Бог Израилев, иже посети и сотвори избавление людям своим ( Лк. 1:68–79 ), и предваряется обыкновенно песнию самой Богоматери: величит душа моя Господа ( Лук. 1, 46–55 ). Песни канона во имя Св. Троицы разделены на три части, из коих каждая оканчивается малою ектениею. По 3-ей песни полагается седален; по 6-й произносятся кондак и икос. Кондак (краткий) есть краткая песнь в честь и память праздника Господня или Святых, и в память усопших. Икос есть пространнейшая песнь одинакого с кондаком содержания. Седален, кондак и икос служат раскрытием содержания канона. § 40. При конце утрени приближается дневный свет, явление коего есть новое для нас благодеяние Божие. Посему утреня при дневном разсвете оканчивается прославлением Бога, дающего свет дневный, и молением о ниспослании нам духовного света благодати. Молитвы в Господу Светодавцу особенно слышим мы на девятой песни канона, причем умножаются светильники; Церковь восклицает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», и продолжает славословить и молить Господа и Святых о духовном озарении нас, стихирами называемыми – светильнами, в коих Церковь прославляет Господа Светодавца и просит просветить нас благодатным светом; хвалитными, кои имеют пред собою стихи псалмов 148, 149 и 150, в которых многократно произносится: хвалите Господа, и славословием великим, составляющим продолжение прославления, начатого в светильнах. После славословия произносится ектения просительная, великая сугубая и обычный отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Тертуллиан и митраизм Митра, культ которого был очень популярен в Римской империи, не мог оставить равнодушными христианских авторов. В «Диалоге с Трифоном иудеем» (70) Иустин пишет, что посвященные в мистерии Митры, называя этого бога «рожденным от камня» 65 , а место посвящения «пещерой», заимствовали это у пророка Даниила ( Дан.2:34 ) и у Исайи ( Ис.33:13–19 ) 66 . Виновником этого плагиата Иустин считает дьявола (Диалог, 78,5–6). В 70-й главе «Диалога» (3–4) он интерпретирует как предсказание Евхаристии стих Исайи ( Ис.33:16 ), где говорится о хлебе и воде, а в первой Апологии (66, 4) утверждает, что злые демоны, имитируя ее (на Исайю здесь автор не ссылается), научили при посвящении в таинства Митры предлагать хлеб и чашу с водой 67 . Слова Тертуллиана о таинствах Митры сильно отличаются от слов Иустина своей обстоятельностью. Негодуя на дьявола, подражающего христианским таинствам, апологет пишет: «Крестит 68 и сам некоторых – конечно, своих верных и преданных; он обещает устранение грехов через крещение 69 . И если я еще помню о Митре, он ставит там (т. е. в культовой пещере. – А. Б.) знаки на лбах своих воинов 70 , празднует приношение хлеба и образ воскресения вводит, и под мечом убирает венок» (О прескрипции еретиков, 40, 3–4.) «При посвящении в пещере, истинном лагере тьмы, его (приверженца Митры. – А. Б.) убеждают убрать рукой возложенный на голову венок, который до этого был ему предложен на мече, словно в подражанье мученичеству, и со словами, что его венок – это Митра, перенести на плечо; и его сразу начинают считать воином Митры, если он сбросит венок, если скажет, что тот заключается для него в его боге» 71 (О венке, 15, 3). На основании подробного и точного описания Тертуллианом обрядов посвящения в таинства Митры ученые делают вывод, что Тертуллиан превосходно знал эти мистерии и, вероятно, был их свидетелем 72 . Это мнение можно подкрепить и тем фактом, что апологет со знанием дела сообщает об изложении в этих мистериях философского учения: в первой книге «Против Маркиона» (13, 5) читаем: «О львах Митры философствуют как о таинствах сухой и жаркой природы» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010