Иуда – воистину порождение (потомок) тех ехидн (евреев), которые ели манну в пустыни и в то же время роптали на Питавшего их; они, неблагодарные, еще имея во рту своем пищу, клеветали на Бога. И этот злочестивец, держа небесный хлеб во рту, устроил измену против Спасителя. О, ненасытный нрав! 68 О, дерзость бесчеловечная! Питающего он продает и Владыку, Который любил (его), он предал на смерть. Воистину он – беззаконный сын тех (нечестивцев) и вместе с ними получил себе в удел погибель. Но избавь, Господи, души наши от такого бесчеловечия. Ты – единственный в долготерпении, несравнимый! Вход с Евангелием. По входе – Свете тихий. Прокимны: гл. 1. Изми мн Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя ( Пс. 139:1 ). Гл. 7. Изми мя от враг моих Боже, и от возстающих на мя избави мя. – Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня ( Пс. 58:2 ). Прокимен пред Апостолом, гл. 7. Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Князья народов совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его ( Пс. 2:2 ). Паремии: Исх. 19:10–19 , Иов 38:1–23, 42:1–5 . Ис. 50:4–11 . Апост. чт. 1Кор. 11:23–32 . Еванг. Мф. 26:1–20 , Ин. 13:3–17 , Мф. 26:21–39 , Лк. 22:43–45 , Мф. 26:40–27:2 . Вместо Херувимской песни. Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, яо яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Аллилуйя – (3-жды). Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем ( Лк. 23:42 .) Аллилуйя (3-жды). Во святой и великий пяток на утрени По шестопсалмии и великой ектеньи – вместо Бог Господь – Аллилуйя – 3-жды. Тропарь: Егда славши... и чтение 1-го Евангелия. Егда славнии ученицы см. л. 83. 1-е Евангелие Иоанна 13:31–18:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обыкновенно св. пророки созерцают то, как некогда придет в исполнение предвозвещенное ими, – говорит св. Кирилл Александрийский , – и видят как настоящее и теперь совершающееся то, что откроется впоследствии, по прошествии мно­гих времен» 183 . Озаряемые Св. Духом пророки и грядущего Спасителя мира созерцали как бы уже пришедшим и все события из Его жизни представляли как бы совершающи­мися пред их глазами и даже как бы уже совершившимися, так что «во имя Христово, – как говорит св. Епифа­ний Кипрский, – они содевали божественные знамения» 184 . Вот почему, по замечанию св. Иоанна Златоуста , «у них (проро­ков) было в обычае, чтобы о будущих событиях говорить как о совершившихся. Так Исаия, говоря об умерщвлении Его, не сказал, что Он как овча на заколение веден будет – в будущем времени, но: «яко овча... ведеся» ( Ис.53:7 ), хотя Он в то время еще не воплотился... 185 . И Давид на знаменуя крест, не сказал: ископают руце Мои и нозе Мои, но: «ископаша... разделиша... меташа»... ( Пс.21:17, 19 ); говоря и о предателе, который еще не родился, он так выра­жается: «ядый хлебы Моя возвеличина Мя запинание» ( Пс.40:10 ). Подобным образом говорит он и о том, что произошло на кресте: «даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта» ( Пс.68:22 ) 186 . Что касается исследования всякого пророчества, то «от желающих уразуметь его, – говорит св. Кирилл Александрий­ский, – требуется не малая проницательность, потому что каж­дый может видеть, что пророчество заключает в себе двоя­кий смысл – духовный и исторический вместе» 187 . Поэтому-то св. Исидор Пелусиот отмечает еще ту черту Мессианских пророчеств, что хотя в них существенную часть соста­вляет внутренний сокровенный смысл, имеющий отношение к будущим отдаленным временам Мессии, однако же не совсем устраняется и прямой буквальный или исторический смысл их, имеющий непосредственное отношение к совре­менникам лица или события, под покровом коих пророки скрывали и в форму коих они облекали свои чаяния. «Божественный чистый ум, – пишет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

При том и о чудесных делах, коликие Иисус Христос сотворил во время своего пребывания в мире: «Дух Господень на мне», говорил он как бы от лица Христова, «егоже ради помаза мя, благовестити нищим посла мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение» ( Ис.61:1 ). Коею силою Иеремия предвозвестил ясно и о самом плачевном происшествии оном, бывшем при Рождестве Христове, то есть об избиении младенцев, по повелению Ирода? «Глас в Раме», сказал он, «слышан бысть плача и рыдания и вопля: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть» ( Иер.31:15 ). Если рассмотреть слова Пророка Захарии, то, кажется, он видел пред лицем своим Христа на жребяти осли седящего, и входящего во святой град Иерусалим, «радуйся», говорит он, «зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се, Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток и всед на подъяремника и жребца юна» ( Зах.9:9 ). Раскройте книгу Псалмов Давидовых, гораздо древнейшую книг помянутых Пророков: в ней вы увидите предсказания о страданиях Иисуса Христа, о смерти, о воскресении, и о вознесении Его на небеса. «Даша», говорит Пророк сей, «в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта» ( Пс.68:22 ). Вот и Евангельское свидетельство о сем: «воини же даша Ему пити оцет с желчью смешен» ( Мф.27:34 ). Пророк предсказал: «вси видящии мя поругашамися, глаголаша устнама, покиваша главою» ( Пс.21:8 ): а Евангелист написал: «мимоходящии же хуляху Его, покивающе главами своими и глаголюще: разоряяй Церковь и треми денми созидаяй, спасися сам, аще Сын еси Божий, сниди со креста» ( Мф.27:39–40 ). Пророк, предвозвещая имеющее быть, сказал: «разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий» ( Пс.21:19 ): и Евангелист, бывший самовидцем события того, говорит: «воини же, егда пропяша Иисуса, прияша ризы Его, и сотвориша четыри части, коемуждо воину часть, и хитон: Бе же хитон нешвен, свыше исткан весь. Реша же к себе: не предерем его, но метнем жребия о нем, кому будет» ( Ин.19:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Пророческая песнь Захарии, известная как «Benedictus» (в переводе с латыни – «Благословен…»), по общему настроению и иудейскому характеру подобна молитве Марии. Она также построена на цитатах из ветхозаветных текстов и восхваляет милосердного Бога, Который в соответствии со Своим обещанием послал Своему народу спасение через явление им потомка из рода Давидова. Из этих слов получается, что ко дню обрезания Иоанна Захария уже знал о предстоящем чудесном рождении Мессии. Он упоминает обетования, которые получил от Бога Авраам ( Быт. 22:16–18; 26:3 ). Стихи 9–11 Псалма 104 понимаются так, что Господь даст Своему народу возможность послужить Ему, живя свято и праведно. Затем в стихах 76–79 меняется направленность молитвы, теперь она обращена к новорожденному, которому предстоит стать пророком и «приготовить пути» Господу (ср.: Ис. 40:3 ; Мал. 3:1 ), проповедуя людям покаяние для прощения их грехов (77). Слово Господь здесь может пониматься двояко: оно может относиться или к Самому Яхве (как в 1:46,68), или к Иисусу Христу (как в 1:43). Слова по благоутробному милосердию Бога нашего (78) соотносятся со словами уразуметь… спасение в стихе 77. Здесь подразумевается спасение души, хотя стихи 71 и 74 указывают на то, что спасение от Господа будет включать в себя также избавление Его народа от врагов. Восток (78) – это аллюзия на отрывок из Мал. 4:2 (ср.: Чис. 24:17 ), однако само слово (греч. anatole) могло быть переводом еврейского слова «отрасль» или «ветвь» (так называл Мессию пророк Захария; см.: Зах. 3:8; 6:12 ). В любом случае, оно относится к Иисусу Христу, а не к Иоанну. Не вполне ясно, связан ли стих 79 со стихом 77 (как указание на то, что следует сделать Иоанну) или со стихом 78 (как указание на предстоящую миссию Христа). История рождения Иоанна Крестителя дополнена кратким замечанием о его возмужании (ср.: 2:40,52) и упоминанием о периоде жизни в пустыне. Больше об Иоанне не будет сказано ничего до того момента, пока не закончится описание появления на свет Иисуса. Имеется несколько интересных параллелей между образом жизни и учением Иоанна и уставом иудейской секты, члены которой жили в пустыне в Кумране или поблизости от него. Они также вели аскетический образ жизни, регулярно совершали ритуальные омовения и ожидали грядущего спасения от Бога. 2:1–20 Рождение Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Псалом говорит: не придумывайте особенных дворов и сходбищ. Святой двор Божий один. Прежде двором сим была иудейская синагога, но после того как согрешили иудеи против Христа, «двор их пуст» (Пс. 68, 26). Посему и Господь говорит: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего» (Ин. 10, 16), и разумея тех, которые из язычников предопределены ко спасению, показывает, что у Него есть собственный Свой двор, кроме двора иудеев. Посему надобно поклоняться Богу не вне святого двора сего, но находясь внутри его, чтобы, оставаясь вне и увеселяясь внешним, не потерять и права быть во дворе Господнем. Ибо многие по наружности стоят на молитве, но не суть во дворе, потому что мысль их носится там и здесь и ум развлечен суетою заботы. Но под двором, в смысле более возвышенном, можно еще разуметь небесную обитель. Посему которые здесь «насаждени в дому Господни» — что есть Церковь Бога Живаго, — те и там, «во дворех Бога нашего процветут» (Пс. 91, 14). А кто боготворит чрево или славу, или серебро, или другое что предпочитаемое им всему прочему, тот «не поклоняется Господу», тот не «во дворе святем», хотя бы и казался достойным видимых собраний. (3) «Глас Господень на водах». Во многих местах найдешь употребленным слово глас. Посему, чтобы понять, что такое «глас Господень», не напрасно будет собрать нам по возможности, что в Божественном Писании сказано о гласе. Так в пророчестве Аврааму: «И абие глас Господень бысть к нему, глаголющий: не будет сей наследник твой» (Быт. 15, 4). Также при Моисее: «И вси людие зряху глас и свещи» (Исх. 20, 18). И еще у Исаии: «Глас вопиющаго: возопий» (Ис. 40, 6). У нас голос есть или сотрясенный воздух, или такое видоизменение в положении воздуха, какое хочет сообщить ему издающий голос. Что же такое «глас Господень»? Разуметь ли сотрясение в воздухе, или что сотрясенный воздух достигает слуха того, к кому глас? Или не бывает ничего подобного, но глас сей совершенно иного рода и слышащим его представляет себя владычественное1 в том человеке, которому Бог хочет явить собственный Свой глас, так что представление сие имеет сходство с тем, что бывает нередко во сне? Ибо как без сотрясения воздуха, вследствие представлений, бывающих во сне, удерживаем в памяти некоторые слова и звуки, не чрез слух приняв голос, потому что он напечатлен в самом сердце нашем, так чем–то подобным сему должно представлять и тот глас, который бывает к Пророкам от Бога.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Тоже пророки – Давид и Исаия предсказали, что Христа Спасителя будут презирать ( Пс.21:6; 68:7,9,20 ; Ис.49:7,53:3 ), что Он будет отвергнут братьями ( Пс.68:8 ; Ис.53:3 ), князьями и начальниками языческими и иудейскими ( Пс.2:1–2,117:22 ), будет для иудеев предметом ненависти, камнем претыкания и соблазна ( Пс.68:4,108:5 ; Пс.8:14 ). И эти пророчества исполнились на Иисусе Христе ( Мф.13:54–57 ; Мк.6:3,9:12,23:11 ; Ин.6:42,9:29 ; Рим.15:3 ; Мк.3:21 ; Ин.1:11,7:5 ; Мф.27:18 ; Мк.15:10 ; Ин.15:18–25 ; Мф.2:3–18 ; Лк.23:12 ; Деян.4:25–27 ; Мф.21:42–45 ; Ин.7:48,9:29 ; Деян.4:11 ; IKop.2:8 ; Мк.12:10–12 ; Лк.20:17–19 ; 1Пет.2:7–8 ; Рим.9:32–33 ). Пророки Давид, Исаия, Даниил, Моисей и Захария предсказали, что Христос Спаситель будет предан врагам одним из Его учеников ( Пс.40:9 ), оставлен своими учениками ( Зах.13:7 ), будет продан за тридцать сребреников ( Зах.11:12 ), что за эти деньги потом будет куплено поле горшечника ( Зах.11:13 ), что Он будет страдать и мучиться за грехи всего народа ( Ис.53:4,6–11,63:1–5 ), что Ему нанесут удары-побои по ланитам, будут плевать в лицо и оскорблять ( Ис.50:6 ; Мих.5:1 ; Пс.21:7–8 ; Ис.68:19–20 ; Пс.88:51 ). что Он будет обвиняем ложными свидетелями ( Пс.26:12,34:11 ), что Его руки и ноги будут прободены ( Пс.21:16 ; Зах.13:6 ), что Ему дадут пить уксус с желчью ( Пс.68:21 ), что Он будет как бы оставлен Богом ( Пс.21:1 ), поставлен в число злодеев ( Ис.53:12 ), с молчанием, будет терпеть это от своих гонителей ( Ис.53:7 ) и будет даже ходатайствовать за своих убийц ( Ис.53:12 ; Пс.108:4 ), которые осудят Его на смерть ( Ис.53:12 ; Дан.9:26 ). Из книг нового завета мы видим, что все эти пророчества сбылись на Христе Спасителе: предательство – Мф.26:23–25 ; оставление учениками – Мф.26:31,56 ; Мк.14:27,50 ; Ин.16:32 ; сребреники – Мф.26:14–16,27:9 ; Мк.14:10–11 ; Лк.22:4–6 ; поле горшечника – Мф.27:6–10 ; мучение за грехи народа – Мф.20:28,26:67 ; Мк.10:45,14:33–36 ; Лк.22:42,44 ; Ин.12:27 ; Деян.3:18 ; 1Пет.2:21,3:18 ; удары, плевание в лице и оскорбления – Мф.26:39–62,27:39–49 ; Мк.14:65,15:19,29–39 ; Лк.22:63–64 ; Ин.18:22,19:3 ; обвинение лжесвидетелями – Мк.26:59–62 ; Мк.14:55–60 ; Лк.23:10 ; прободение рук и ног – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк.23:33 ; Ин.19:18,20:25–27 ; желчь и уксус – Мф.27:34.48 ; Лк.23:35–37 ; Ин.19:28–30 ; кажущееся оставление Богом – Мф.27:46 ; Мк.15:34 ; поставление в число злодеев – Мф.27:38 ; Мк.15:27–28 ; Лк.22:37,23:33 ; молчание перед гонителями – Мф.26:62,27:12–14 ; Мк.14:60–61,15:3–5 ; Лк.23:9 ; Деян.8:32–35 ; ходатайство за убийц – Лк.23:34 , осудивших на смерть – Мф.27:50 ; Мк.15:44 ; Лк.23:46 ; Ин.19:33 ; Деян.10:39,13:27–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Айыы Тойон Иисус Христос т крн эппитин курдук, б. э. бастакы йэтин 70 сылыгар римляннар Таара Дьиэтин трдттэн урусхаллаабыттар. Таара Дьиэтин Ырааырдыы бырааынньыга ( евр . Ханука) – Сирия баылыга IV Антиох Епифан Таара Дьиэтин с сыл устата тэпсибитин-киртиппитин кэннэ, б. э. иннинээи 1164 с. хат ырааырдан, сибэтии гынан, Таараа анаабыттарын бэлиэтиир иудей бырааынньыга. Фарисейдар ( евр. перушим, арамей. перушайя) – былыргы Иудея олоор улахан сабыдыаллаах религиознай блх. Кинилэр Моисей Сокуонун, сиэри-туому, гэстэри экилэ суох тутуарга дьулуаллара, норуоттан эмиэ ону ирдииллэрэ, Аанньаллар, абааылар баалларын, лбттэр кэнээс тиллиэхтээхтэрин итээйэллэрэ. Хоруоп – Палестинаа лбт дьону хайа куохалайдарыгар эбэтэр очуос таастарга хаыллан ооуллубут улахан хаспахтарга – склептэргэ харайаллара. Бокуонньугу чгэй сыттаах арыынан оунуохтаан баран, тааска суулууллара уонна истиэнэни кыйа турар таас ыскаамыйаа уураллара. Кии ткйн эрэ баран киирэр намыах ааннарын, кыыл, ктр буулаабатын диэн, улахан сымара таастарынан блэтэллэрэ. Ардыгар хаспах таыгар кыракый сад ннэрэллэрэ. Эргэ Кэс Тыл ( грек. Палайа Диатэкэ, нууч . Ветхий Завет) – Таара Израиль норуотун кытта Синай хайатыгар оорсубут сблэиитэ. Бу сблэии быыытынан Таара дьону кытта ураты сыыаа киирэр, кинилэри ртн арааччылыах буолар, оттон дьон Кини этэр кэс тылын толоруохтаахтар. ЭРГЭ КЭС ТЫЛТАН ЦИТАТАЛАР ЫЙЫННЬЫКТАРА Мф 1:23 Ис 7:14; 8:8. 2:6 Мих 5:2. 2:15 Ос 11:1. 2:18 Иер 31:15. 3:3 Ис 40:3. 4:4 Втор 8:3. 4:6 Пс 90:11-12. 4:7 Втор 6:16. 4:10 Втор 6:13. 4:16 Ис 9:1-2. 5:21 Исх 20:13. 5:27 Исх 20:14. 5:31 Втор 24:1. 5:33 Лев 19:12; Числ 30:3. 5:38 Исх 21:24; Лев 24:19-20. 5:43 Лев 19:18. 8:17 Ис 53:4. 9:13 Ос 6:6. 10:36 Мих 7:6. 11:10 Мал 3:1. 11:14 Мал 4:5-6. 12:7 Ос 6:6. 12:21 Ис 42:1-4. 12:40 Иона 2:1. 13:15 Ис 6:9-10. 13:35 Пс 77:2. 15:4 Исх 20:12; 21:17. 15:9 Ис 29:13. 18:16 Втор 19:15. 19:4 Быт 1:27; 5:2. 19:5 Быт 2:24. 19:19 Исх 20:12-16; Лев 19:18. 21:5 Ис 62:11; Зах 9:9. 21:9 Пс 117:26. 21:13 Ис 56:7. 21:16 Пс 8:3. 21:42 Пс 117:22-23. 22:24 Втор 25:5. 22:32 Исх 3:6. 22:37 Втор 6:5. 22:39 Лев 19:18. 22:44 Пс 109:1. 23:39 Пс 117:26. 24:15 Дан 12:11. 24:29 Ис 13:9-10; 34:4. 24:30 Дан 7:13. 26:15 Зах 11:12. 26:31 Зах 13:7. 26:64 Пс 109:1; Дан 7:13. 27:10 Зах 11:12-13; Иер 19:1-13; 32:6-9. 27:34 Пс 68:22. 27:46 Пс 21:2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Приблизится время открыто действовать Ему среди людей, и пошлется ангел пред лицем Его уготовать путь Ему, и весь Израиль услышит глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Ис.40:3; Мал.3:1). Затем внезапно явится Сам Господь, Его же ищем, и Ангел завета, Его же хощем, и почиет на Нем Дух Господень (Ис.11:2), о чем Он Сам потом засвидетельствует: Дух Господень на Мне, его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, нарещи лето Господне приятно (Ис.61:1-2). В первый раз свет проповеди Его воссияет в Галилеи языков, около Иордана и моря Тивериадского, в пределах завулонских и неффалимских (Ис.9:1). Затем три с половиною года Он будет благовествовать, врачевать всякие болезни, исцелять сокрушенных сердцем (Ис.61:1), проповедовать пленникам отпущение и слепым прозрение. Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат; тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис.35:5-6). Он трости сокрушенной не преломит и льна курящегося не угасит, но воистину изнесет суд (Ис.42:3). Но напрасно будет простирать Он руце Свои весь день к людям непокаряющимся и противу глаголющим: они не пойдут путем истинным, а вслед грехов своих (Ис.65:2). Внемля внушению пророческому, возрадуется дщи Сионя, начнет проповедовать дщи Иерусалимля, видя Царя крепкого, грядущего к ней на жребяти (Зах.9:9). Из уст младенцев и ссущих (грудных; питающихся молоком матери. - Ред.) совершится Ему хвала (Пс.8:3); но царие земстии и князи соберутся на Господа и на Христа Его (Пс.2:2). Один из ядущих с Ним хлеб восстанет против Него (Пс.40:10) и продаст за тридцать сребренников (Зах.11:12). Тогда враги Его скажут и стрегущии душу Его совещают глаголюще: Бог оставил есть Его; пожените и имите Его, яко несть избавляяй (Пс.70:11). Тогда взят будет Пастырь и разыдутся овцы стада; посмотрит Он одесную Себе и не увидит никого, кто бы узнал Его (Пс.141:5). Восстанут свидетели неправедные и солжет неправда себе (Пс.26:12). Но Он не отверзет уст Своих; яко овча на заколение поведется, и яко агнец пред стригущим Его безгласен, тако и Он не отверзет уст Своих (Ис.53:7). Враги будут скрежетать на Него зубами, а Он не воспротивится и не станет прекословить: плещи Своя вдаст на раны и ланиты на заушения, и лица Своего не отвратит от студа заплеваний (Ис.50:6). При посредстве древа предадут Его смерти (Иер.11:19); ископают руки и ноги Его, и изочтут все кости Его; разделют ризы Его между собою и об одежде Его метнут жребий (Пс.21:17-19); дадут на снедь Ему желчь, и в жажду напоят Его оцтом (Пс.68:22); вси видящии Его поругаются Ему и, покивая головами, скажут: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его (Пс.21:8-9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Пс.68:26             Да будет двор их оставлен,                         в шатрах их да не будет поселенца. «Двор» – стан, «огороженное» пространство (также для скота) у оседлых и кочевых народов ( Быт.25:16 ). «Оставлен» – ср.: «да оставлены будут… говорящие мне: ага! ага!» ( Пс.40 /39:16; глагол означает «быть оставленным» и «ужасаться»). Это пророчество исполнилось над Храмом и Иудеей, как видим из слов Спасителя:        «се оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ) – ρημος : «пустынный (покинутый, брошенный)». Пс.68:27             Ибо Кого Ты поразил, они преследуют,                         и о ране пронзенных Твоих они толкуют. «Поразил» наха – «попустил Бог быть пораженным от иудеев Христу» (св. Афанасий Великий ). Толкование совершенно верное, оно подтверждается, если разобрать значение отдельных еврейских слов. »Рана» махов – также: боль, скорбь. Слово входит в имя Мессии: Он – иш маховот «муж скорбей» (ран) из пророчества Исаии ( Ис.53:3 ). «Скорби (раны) наши – Он понес их. А мы считали, что Он постигнут, поражен (наха) Богом и усмирен» ( Ис.53:4 ). Слова из Псалма «кого Ты поразил» могут означать также, что так думали люди, присутствовавшие на казни: «что Он Богом поражен». «Пронзенные Твои» – халалим , те, кто пошли за Пронзенным. В Книге Иова последнее из семи символических животных – Орел ( Иов.39:30,36 ). Орел – стоит на высоте, неподвижен, видит всю землю, ориентирован на юг (это сторона противников Божьих) 381 . Орел здесь – символ осознанного богоборчества и самого диавола. «И птенцы его пьют кровь: где пронзенные, там и он» ( Иов.39:30 ) – где пронзенные, там и диавол. Птенцы Орла пьют живую кровь «пронзенных» халалим. О Мессии сказано у Исаии: «Он пронзен (халал формация poal) за беззакония наши» ( Ис.53:5 ). Дети Орла – это усыновившиеся диаволу 382 ; некогда они слетелись к месту казни Пронзенного на кресте. Так было на Голгофе, так будет перед Вторым Пришествием Христовым: «где будет труп, там соберутся орлы» ( Мф.24:28 ; Лк.17:37 ). См. Пс.77 /76:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

А если [Отец] и называет Его, то отделяет этим [от других], говоря так: «Нет другого кроме Меня, за исключением Сына Моего». Ведь Он сделал другим Сына, Которого отделил от других. Представь себе, что солнце скажет: «Я – солнце, и нет никого другого кроме меня, за исключением моего луча». Разве ты не признал бы этого утверждения пустословием, если бы луч не представлялся вместе с солнцем? Итак, то, что кроме Его Самого нет другого Бога, это [говорится] из-за идолопоклонства, как языческого, так и израильского. А также из-за еретиков, которые, как язычники – руками, так они – словами, создают идолов, то есть одного – Бога, а другого – Христа. Поэтому, когда Бог объявил Себя Единым, Он заботился о Сыне, чтобы верили, что не от другого Бога пришёл Христос, но от Того, Кто прежде сказал: Я Бог, и нет иного кроме Меня ( Ис.45:5 ) 68 , и Кто показал Себя Единым, но вместе с Сыном, с Которым Он один распростёр небеса ( Ис.44:24 ). 19. Однако и эти слова Бога еретики используют в качестве довода в пользу Его единичности. «Я (...) один, – говорит Он, – распростёр небеса» ( Ис.44:24 ). [Конечно, Он сказал это] потому, что Он один по сравнению с прочими [ангельскими] силами. Так Он заранее приготовил [противоядие] против умыслов еретиков 69 , которые утверждают, что мир был сотворён Ангелами и различными Властями, и Самого Творца объявляют Ангелом или кем-то иным, пришедшим извне для сотворения мира, не знающим [цели творения] и занимающим подчинённое положение 70 . Но если именно так следует понимать, что Он один распростёр небеса, как превратно представляют себе эти еретики, будто бы Он единственен, тогда премудрость не сказала бы: Когда Он уготовлял небеса, я была там ( Притч.8:27 ). И пророк Исайя не сказал бы: Кто уразумел ум 71 Господа, и был советником у Него? ( Ис.40:13 ). Конечно же, пророк имел в виду [всех], кроме премудрости, которая была с Ним, и в Нём и была при Нём художницею всего ( Притч.8:30 ), не пребывая в неведении относительно того, что она творила. Он имел в виду [всех], кроме премудрости, то есть кроме Сына, Который, согласно Апостолу, есть Христос, Божия Сила и Божия премудрость ( 1Кор.1:24 ) – единственный, Кто познал ум Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010