15 стеклянное море. См. ком. к 4,6. победившие зверя. Молитвам святых отведена важная роль в исполнении судов Божиих (6,9–11). Как и в 7,1–17, святые защищены от казней, поражающих землю. 15 песнь Моисея. См. Исх., гл. 15. 15 храм. См. 4,1 5,14 и ком. 15 чистую и светлую льняную одежду. В ветхозаветное время из льна делалась одежда священников ( Исх. 28,42 ; Лев. 16,4 ). Светлые одеяния ангелов подчеркивают святость судов Божиих. 15 одно из четырех животных. См. ком. к 4,6. 15 наполнился храм дымом. Дым или густое облако часто сопутствуют Божественному присутствию. Очевидна связь этого стиха с явлением Бога на горе Синай ( Исх. 19,9; 20,18 ) и видениями пророков Исаии и Иезекииля ( Ис. 6,4 ; Иез. 1,4 ; ср. Чис. 12,5 ; Пс. 17,9.12; 73,1 ). Глава 16 16 гнойные раны. Ср. Исх. 9,8–12 . 16:3–4 кровь. Ср. Исх. 7,14–24 . 16 мрачно. Ср. Исх. 10,21–23 . 16 чтобы собрать их на брань. Битва эта описывается в нескольких места Откровения, и всякий раз более подробно и точно; эти описания имеют своей основой эсхатологическую битву Гога и Магога, описанную в 38 и 39 главах книги пророка Иезекииля. На протяжении истории Церкви бывали времена, когда противостояние между Богом и силами сатаны обострялось (2,10.13), но наибольшее напряжение это противостояние будет иметь перед Вторым пришествием Христа (19,11–21). 16 Армагеддон. Очевидно, имеется в виду равнина города Мегиддон, расположенного на главном пути, соединявшем Месопотамию и Египет. 16:17–21 Седьмая чаша завершает цикл язв. Как и другие кары, эта заканчивается описанием Второго пришествия Христа (Введение: Характерные особенности и темы), хотя символика Второго пришествия здесь не столь явна, как в других местах. В 15,1 уже указывалось на то, что конец гнева Божия наступит с излиянием седьмой чаши; исчезновение всех островов и гор (16,20) соответствует последнему землетрясению, описанному в 6,14 и 20,11 ( Евр. 12,26.27 ). В другом месте непосредственно за падением Вавилона следует брачный пир Агнца (19,1–10); в 17,14–17 падение Вавилона соединено с последней битвой, которая происходит при Втором пришествии (19,11–21). Всякий раз образ последней битвы в книге Откровение заимствуется из 38 и 39 глав книги Иезекииля (см. ком. к 16,14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

30:27–33 В заключительной части главы пророк повествует о неизбежном поражении Ассирии, используя символику богоявления. 30 имя Господа. Под словом «имя» подразумевается Сам Бог. 30 до шеи. См. ком. к 8,8. 30 песни... со свирелью. Здесь изображено праздничное паломничество на Сион. на гору. См. ком. к 2,2. к твердыне Израилевой. Твердыней (крепостью, оплотом) Израиля всегда был Сам Господь. 30 Тофет. Долина и овраг на южной окраине Иерусалима, где в жертву Молоху божеству аммонитян приносили младенцев, сжигая их на костре (57,5; 4Цар. 23,10 ; Иер. 7,31.32; 19,6.11–14 ). Часто в Писании ассоциируется с шеолом преисподней. Глава 31 31:1–3 Пророчество о пагубности союза с Египтом. 31 к Господу не прибегают. Обратиться к Богу означает, в частности, прислушаться к словам Его пророков (29,9.10; 30,1; 3Цар. 22,18 ). 31 делающих беззаконие. Имеется в виду Египет, а вместе с ним и Иудея. 31 Египтяне... не дух. Египтяне смертны, как все люди; их силы ничтожны по сравнению с могуществом Божиим (ср. 2,22; Пс. 55,4.11 ; Ос. 11,9 ). 31:4–9 Исаия вновь предсказывает спасение народа Божиего и уничтожение Ассирии. 31 покроет Иерусалим... спасет. Господь заботится о Своем народе, словно птица о своих птенцах ( Исх. 12,13.23; 19,4 ; Втор. 32,11 ). 31 падет. Ассирия падет от руки Божией в срок, который определит Он Сам (37,36). 31 на Сионе. См. ком. к 1,8. Глава 32 3233,24 Пророк противопоставляет изобилие и славу Царства Божиего ничтожности земных царств, обреченных на гибель (30,1 31,9). 32 Царь. Речь идет о грядущем Мессии (7,14; 9,1–7; 11,1–9; 28,16; Ин. 10,11.16 ). по правде... по закону. См. ком. к 1,21. 32 каждый из них. Благословен народ, чьи вожди верны правде Господней. 32:3–4 Эти стихи разъясняют образную систему ст. 2 и конкретизируют ее. 32 сердце легкомысленных... косноязычные. См. ком. к 29,18. 32 Невежду... о коварном. В Царстве Мессии восторжествует правда, и она проявится во всех аспектах человеческой жизни вообще и общественной жизни в частности ( Пс. 14,1 ; Притч. 17,7 ; Иер. 17,11 ; Лк. 12,20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Для посвящения первенца было не обязательно приносить его в храм, поэтому здесь подразумевается, кроме обычного посвящения, также от-дание ребенка на службу Богу, — подобно тому, как Самуил был отдан родителями на службу пред Господом в Силоме (1 Цар 1:11,22,28). Закон Моисеев (Исх 13; 22:29; 34:19–20; Чис 3:11–13; 8:16–18; Втор 15:19–20) требовал, чтобы всякий первенец человека или животного был посвящен Господу. Животное должно было быть принесено в жертву, а вместо ребенка уплачен выкуп. Однако в качестве заместителя жертвоприношения первенцев у людей было избрано колено Левия, а вместо всего первородного скота сынов Израилевых — скот левитов. За тех 273 израильтян, на которых число первенцев оказалось больше числа левитов, Аарону и сынам его был уплачен выкуп по 5 сиклей за человека (Чис 3:40–51). Впоследствии выкуп должен был вноситься за всех первенцев (Чис 18:15–16) и мог быть уплачен священнику в любом месте. Поскольку действие происходит в храме, куда принесли Младенца, и выкуп за Него не упоминается, ясно, что речь идет не о выкупе, а о посвящении Его Господу. Очищение матери новорожден-ного осуществлялось жертвоприношением однолетнего агнца и птенца голубя или горлицы в качестве жертвы всесожжения и жертвы за грех соответственно (Лев 12:6). Закон предусматривал и уступку, которой воспользовались Иосиф и Мария: будучи бедны, они ограничились жертвоприношением двух горлиц или двух птенцов голубиных (Лев 12:8; ср. также Лев 5:7, где описывается сходная жертва за грех неведения, Лев 14:22 и Чис 6:10). Sumeèn ‘Симеон’ — обычное еврейское имя (евр. sim‘œn, Быт 29:33; Деян 13:1; Откр 7:7), причем грецизированная форма S…mwn ‘Симон’ (6:15) более обычна в НЗ. Этот человек характеризуется как d…kaioj ‘праведный’ (как и Захария в 1:6) и eÙlab»j ‘благочестивый’. Последнее слово первоначально значило ‘осто¬рожный’, откуда — ‘неукоснительный в исполнении того, что предписано религией’ (Деян 2:5; 8:2; 22:12); в ка-честве обозначения благочестия это слово впоследствии не закрепилось у христиан, однако вполне естественно, что здесь оно применено к челове-ку, строго соблюдающему Моисеев закон. Про Симеона далее говорится, что он был чающий утешения Израилева; к prosdšcomai ‘ожидать’ в этом значении см. 2:38 (об Анне), 23:51 (об Иосифе Аримафейском); выраже-ние может восходить к Быт 49:18; Пс 118:166; Ис 25:9. par£klhsij ‘утеше-ние’ под влиянием Ис 40:1–2 означало даруемое Богом утешение, насту-пающее в мессианскую эру. Симеон получил откровение, что он не умрет раньше, чем увидит Христа; выражение не увидит смерти из Пс 88:49; ср. также не дашь святому Твоему увидеть тления в Пс 15:10. Хотя вы-ражение ™n тщ pneЪmami ‘по вдохновению’, точнее — ‘в Духе’ может означать пророческое исступление, определенный артикль скорее означа-ет, что Симеон пришел в храм, ведомый Духом Святым; ср. сходное вы-ражение без артикля в Откр 1:10 ™n pneЪmami ‘в духе’ [в синодальном переводе — со строчной буквы — Реф.].

http://pravmir.ru/evangelie-ot-luki-komm...

Значение священной иерархии в Церкви Божией весьма велико и чрезвычайно как с человеческой стороны, так особенно со стороны Божественного полномочия, Божественного права и Божественного дара, присущих священно-иерархическому лицу: священнодействующие, получившие свое посвящение преемственно от Апостолов по чину и уставу Церкви, суть лица, получившие Божественное право не только вязать и решить ( Ин.20:22–2 3; срав. Чис.3:10; 16:5; 18:7 ), но и представлять собою, в смысле веры заступающей, других, сущих братий по вере, пред Богом: «и понесет на себе, говорил Господь о первосвященнике Аароне, недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых и всех даров, ими приносимых» ( Исх.28:38 ); «чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом» ( Лев.10:17 ). Сам «Господь покажет, говорит прор. Моисей об Аароне и его сыновьях – священниках, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе, и кого он изберет, того и приблизит к Себе» ( Чис.16:5 ). «Я даю вам в дар службу священства, говорит Господь Аарону и сыновьям его. Так отправляйте службу во святилище, и при жертвеннике, дабы не было впредь гнева на сынов Израильских» ( Чис.18:7, 5 ), и дабы вы были «на страже за все общество при скинии собрания» ( Чис.3:7 ). Апостол Павел, говоря в своих посланиях о значении ветхозаветного священства, всецело переносит принципиальное, так сказать, значение оного пред Богом и для людей и в Новый Завет Бога с человеками: «всякий первосвященник, из человеков избираемый, говорит Апостол, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. Посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:1, 3, 4 ). Иисус Христос, избрав двенадцать Апостолов, называет их «солью земли, светом мира» ( Мф.5:13, 14 ): «и за них Я посвящаю Себя, молился Спаситель в Своей первосвященнической молитве об Апостолах к Отцу Небесному, чтобы и они были освящены истиною», и прибавил: «не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их», потому что «Я прославился в них, и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Ин.17:19–20, 17:10, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Переход к такому пониманию заклятия представляет 1Ездр.10:8 , где угрожаемый Ездрою херем состоит в сожжении всего имения и в исключении (не умерщвлении) заклятого из общества (hu ibbadel miqqehal haggolah). Эти церковное заклятие или отлучение (ποσυν γωγον ποιεν или γγνεσϑαι Ин.9:22; 12:42; 16:2 . αφορζειν Лк.6:22 ), в Мишне и у раввинов называется ниддуй, в гемаре шематта. Оно назначалось по 24 причинам, которые у Маймонида пересчитываются по талмуду. 544 Слово cherem Мишна употребляет еще в смысле Ветхого Завета, но в Гемаре отлучение ставится иначе: кроме простого обыкновенно на 30 дней назначавшегося исключения, ниддуй, здесь известен еще высшая степень заклятия (собственно cherem или nidduj reqelalah, то есть, ниддуй в соединении с проклятием), торжественное изгнание из общества со страшными, призывающими на грешника всякое бедствие, проклятиями. 545 § 71. Первородные начатки плодов и десятины I. Все первородное мужеского пола от человека до скота в Израиле принадлежало Иегове и Ему посвящалось Исх.13:2,15 ; Чис.8:17 . Первенцы от людей, т. е. первые сыновья, разверзшие утробу матери (peter rechem hazzekarim), назначались собственно для служения Иегове при скинии, но будучи заменены левитами, они только приносились в 40 день по рождении в храм и здесь по оценке от священника пятью священными сиклями выкупались ( Чис.18:16 . сравн. Исх.13:15 и Лк.2:27 ). Первенцы от крупного рогатого скота, овец и коз, в годовой срок, начиная от 8 дня по рождении, должны были принестись на жертвенник скинии как благодарственная жертва; при этом, как при всех жертвах шламим, только грудь и правое плечо доставались священнику, а остальное мясо отдавалось приносящему для его жертвенной трапезы ( Чис.18:17 и д. Втор.12:17; 15:19 и д.). Но если животное имело недостатки, было слепо или хромо и потому не могло приноситься в жертву; то хозяин съедал его дома, как оленя и серну ( Втор.15:20 и д.). Наконец, первородное из нечистого скота, напр. из ослов должно было, по первоначальному определению закона ( Исх.13:12 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Это слово было тем лучем, который вполне осветил Валааму истинное значение всего происходящего. Мгновенно он понял, что в ослице действует высшая сила, и своим волнующимся сердцем пришел в то состояние исступления, когда человек оцепеневает, весь поглощается одним явлением и вступает в сферу ощущения сокровенного в глубине своего внутреннего чувства. Валаам пришел в то состояние, когда человек совершенно перестает замечать воздействия на душу, идущие чрез внешние чувства, отрешается от земной пелены и обращается внутрь своей сущности – воли, непосредственно соприкасающейся с миром бестелесных умных сил. «И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня 202 , стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке» ( Чис.22:31 ). При виде такого явления Валаам, пришедший в высшее состояние исступления, подобно Аврааму, Езекиилю, Даниилу и другим, невольно «преклонился и пал на лице свое» ( Чис.22:31 ). Теперь он был вполне подготовлен к восприятию откровений и достаточно умягчен для подчинения воли Божества. В смешанных волнениях досады и сожаления, страха и надежды, ярости и бессилии пред высшей силой, упорство месопотамского мага ослабело наконец в преследовании преднамеченной цели. Поблекли и чувства неприязни к Израилю, и желание поразить их проклятием, и мечты о предстоящих наградах и почестях. Валаам пришел в состояние ожидания чего-то приближающегося страшного. У него пропала охота довершать взятое на себя дело. «И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе 203 , потому что путь твой (это направление твоего духа) не прав предо Мною 204 ( Чис.22:32 ). И ослица видев меня, своротила от меня вот уже три раза, если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставила бы живою 205 » ( Чис.22:33 ). Могучая, как удар молота, речь Ангела произвела на душу месопотамского мага смиряющее впечатление. Он вполне понял неуместность своего упорного стремления защитить Моавитян. «И сказала Валаам Ангелу Господню: согрешил я, потому что не знал, что ты стоишь против меня на дороге».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Пятикн. и Пешитто: связание осей колёс) египетских колесниц ( Исх.14:25 ), которые не могли передвигаться из-за грязи, причинённой дождём. Если прибавить к этому и то обстоятельство, что одним из постоянных мотивов у пророков является утверждение, что Ягве есть Бог природы, держащий в Своей власти все стихии, то уже окончательно напрашивается заключение, что все необычайные явления силы Божией, через которые Израиль познал и Самого Ягве, и своё особое положение среди прочих народов, были совершенно естественными явлениями, чудесными лишь в силу их благовременности, грандиозности, а также их сгущённости, ибо все эти природные бедствия разразились почти одновременно над одной и той же страной. Боговдохновенный автор книги Исход нисколько не умалил этого свидетельства Ягвиста; напротив, он подтвердил его, включив его в свою книгу и дополнив его... Действительно, после указания Исх.14:31 на то, что после чуда над морем сыны Израилевы увидели руку Ягве, убоялись Его и поверили Моисею, составитель Исх. влагает в уста народа Божия песнь, которую последний воспел Ягве, якобы тотчас же после перехода. Это и есть положенная в основу первой песни канона, воспеваемая также и в Великую Субботу, знаменитая песнь Моисея ( Исх.15:1–18 ). Она представляет собой образец древней еврейской поэзии; однако, несмотря на свою древность, она всё же не может считаться написанной самим Моисеем: песнь эта говорит о событиях, которые имели место после смерти Моисея (покорение Ханаана) и отмечает факты, связанные с переходом Израиля от кочевого образа жизни к оседлому (упоминание в Исх.15:13 и 18 об обитании Ягве среди народа Своего уже на точно определённом месте).Тем не менее, песнь эта совершенно уместна в том контексте, в котором поместил её составитель книги Исход, ибо она выражает исповедание веры уверовавшего и, по словам ап. Павла в 1Кор.10:2 , крестившегося в море Израиля. Она воспевает всемогущество и славу Ягве ( Исх.15:1–5 ), явленные в победе Его над врагами Израиля, в победе, одержанной и в море над Фараоном ( Исх.15:7–10 ), и в земле Ханаанской, после вступления в неё Израильтян ( Исх.15:11–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Господь требовал, чтобы женщина, раскаивающаяся в невольном грехе перед Ним или своими ближними, принося жертву за этот грех или преступление, соединяла с этим исповедь и исправление своего заблуждения (Чис 5:5–9; 15:22–29). Господь принимал начатки теста, которое замешивала хозяйка дома (Чис 15:18–21); Ему приятно было жертвоприношение, которое вследствие обещания приносили Ему девицы, супруги или матери. В минуту невольного ужаса или пламенной надежды женщина нередко клялась отдать Иегове или все свое богатство, или свою личность, или даже своего сына, если удалится от нее несчастье и посетит ее счастье. Если отец или супруг узнавали об этой клятве и не высказывали своего неодобрения, клятва женщины имела силу; в противном случае она не имела значения (Чис 30:4–17). Господь услышал молитву Своей рабы, и она, не желая отказаться от своего обета, приносила Иегове все свое богатство или, после соблюдения воздержания назорейства, приносила на алтарь всесожжения даже свои волосы (Чис 6:13–20) 60 , считающиеся во все времена лучшим украшением женщины, или, еще более ревностная, подобно матери Самуила, она посвящала Господу своего сына, который был ее гордостью и счастьем ее материнства. Провозглашение Закона, устройство скинии, установление праздников и жертвоприношений предполагало особый класс людей, на которых лежала бы обязанность хранить святые предания, помогать народу понимать их, отправлять общественное богослужение в скинии и приносить на алтаре жертвы: всесожжения, о грехе и преступлении, и жертвы мира, — все те жертвы, которые должны были продолжиться до времени принесения великой Жертвы Крестной. Дети одного из сыновей Иакова, Левия, были посвящены на служение скинии, и в этом колене семья брата Моисеева, Аарона, получила высшее право священства. Дочери Левия не участвовали в религиозной миссии своих отцов и супругов. Женщины, впрочем, служили при дверях скинии (Исх 38:8) 61 и могли оставаться при ней, как впоследствии и при храме, посвящая время молитвам и посту; так, мы встречаем в храме Анну Пророчицу и знаем по преданию о Пресвятой Богоматери.

http://pravmir.ru/zhenshhina-v-vethom-za...

Господь требовал, чтобы женщина, раскаивающаяся в невольном грехе перед Ним или своими ближними, принося жертву за этот грех или преступление, соединяла с этим исповедь и исправление своего заблуждения ( Чис.5:5–9; 15:22–29 ). Господь принимал начатки теста, которое замешивала хозяйка дома ( Чис.15:18–21 ); Ему приятно было жертвоприношение, которое вследствие обещания приносили Ему девицы, супруги или матери. В минуту невольного ужаса или пламенной надежды женщина нередко клялась отдать Иегове или все свое богатство, или свою личность, или даже своего сына, если удалится от нее несчастье и посетит ее счастье. Если отец или супруг узнавали об этой клятве и не высказывали своего неодобрения, клятва женщины имела силу; в противном случае она не имела значения ( Чис.30:4–17 ). Господь услышал молитву Своей рабы, и она, не желая отказаться от своего обета, приносила Иегове все свое богатство или, после соблюдения воздержания назорейства, приносила на алтарь всесожжения даже свои волосы ( Чис.6:13–20 ) 60 , считающиеся во все времена лучшим украшением женщины, или, еще более ревностная, подобно матери Самуила, она посвящала Господу своего сына, который был ее гордостью и счастьем ее материнства. Провозглашение Закона, устройство скинии, установление праздников и жертвоприношений предполагало особый класс людей, на которых лежала бы обязанность хранить святые предания, помогать народу понимать их, отправлять общественное богослужение в скинии и приносить на алтаре жертвы: всесожжения, о грехе и преступлении, и жертвы мира, — все те жертвы, которые должны были продолжиться до времени принесения великой Жертвы Крестной. Дети одного из сыновей Иакова, Левия, были посвящены на служение скинии, и в этом колене семья брата Моисеева, Аарона, получила высшее право священства. Дочери Левия не участвовали в религиозной миссии своих отцов и супругов. Женщины, впрочем, служили при дверях скинии ( Исх.38:8 ) 61 и могли оставаться при ней, как впоследствии и при храме, посвящая время молитвам и посту; так, мы встречаем в храме Анну Пророчицу и знаем по преданию о Пресвятой Богоматери.

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

И сделай миро для священнаго помазания... Помажь Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. А сынам Израилевым скажи: это будет у меня миро священнаго помазания в роды ваши. Тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте (сами себе) подобнаго ему. Оно – святыня: святынею должно быть для вас. Кто составит подобное ему, или кто помажет им посторонняго, тот истребится из народа своего» ( Исх. 28:1–4, 40–41 ), ( Исх. 30:23–33 ), ( Исх. 40:12–16 ). Сектант: 4) Во-первых, – правом учить народ истинам веры. «И сказал Господь Аарону... Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященнаго и нечистое от чистаго и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» ( Лев. 10:9–10 ), ( Иез. 44:23 ). «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Савваофа» ( Мал. 2:7 ). «Левиты слова Твои хранят и завет Твой соблюдают; учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля» ( Втор. 33:9–10 ). Во-вторых, – священнодействовать; это право принадлежало только им. «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять перед Господом, служить Ему (и молиться) и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня, потому нет Левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его» ( Втор. 10:8–9 ). «И ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар: службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» ( Чис. 18:1–7 ) и ( Чис. 1:50–51 ), ( Чис. 3:10 ). В-третьих, – правом благословлять народ словами и руками. Объяснения православного: 4) Какими правами пользовалось ветхозаветное священство, которыми не могли пользоваться миряне? «Скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» ( Числ. 6:23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010