Предыстория. Скиния Завета и Иерусалимский храм В современном православном словоупотреблении храмом, или церковью, называется здание, предназначенное для совершения богослужений, таинств и обрядов. Расцвет храмоздательства на христианском Востоке и Западе относится к периоду между IV и VIII веками. Тогда же в трудах отцов Церкви, в частности Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника , храм как здание для молитвы и богослужения получает богословское осмысление. Этому, однако, предшествовала долгая предыстория, начавшаяся в ветхозаветные времена и продолжившаяся в эпоху раннехристианской Церкви (I–III вв.). У древних евреев во времена патриархов не было особых зданий для богослужения. Этим евреи отличались от языческих народов, в частности от египтян, у которых существовала широко развитая храмовая архитектура. У евреев были, однако, священные места, связанные с явлениями Бога человеку (см.: Быт. 32:30 ). Такие места могли обозначаться памятниками в виде камня, на который возливали елей (см.: Быт. 28:18–22 ). В местах явлений Божиих устраивались жертвенники (см.: Быт. 12:8, 26:25 ), представлявшие собой груду неотесанных камней для разжигания костра под открытым небом. Жертвенники устраивались также на новоприобретенных участках земли (см.: Быт. 8:20, 33:20 ). После исхода из египетского плена евреи под руководством Моисея, по повелению Божию, строят скинию – переносное святилище (см.: Исх. 26–27 ). Скиния, представлявшая собой походный храм-шатер внушительных размеров, воспринималась как место присутствия Божия (см.: Исх. 25:8 ); именно там совершалось богослужение, приносились жертвы Богу. Скиния располагалась внутри прямоугольного двора площадью 100x50 локтей (см.: Исх. 27:18 ). Двор скинии был окружен столбами – по двадцать с южной и северной сторон, по десять – с западной и восточной (см.: Исх. 27:9–13 ). Точный размер скинии в Библии не указан; по мнению древних толкователей, скиния представляла собой палатку высотой 10 локтей и площадью 30x10 локтей, делившуюся на две части – святилище площадью 20x10 локтей и Святое святых площадью 10х10 локтей. В святилище находились культовые предметы – золотой светильник с семью лампадами (см.: Исх. 25:31–37 ), жертвенник для хлебов предложения (см.: Исх. 25:23–30 ), жертвенник для воскурения фимиама (см.: Исх. 30:1–6 ) и умывальник (см.: Исх. 30:17–21 ). В Святом святых располагался ковчег Завета – деревянный ящик с золотой крышкой (см.: Исх. 25:10–17 ), внутри которого хранились скрижали Завета (см.: 3Цар. 8:9 ); там же были размещены расцветший жезл Ааронов и сосуд с манной (см.: Евр. 9:4 ). Святое святых было отделено от святилища завесой из голубой, пурпурной и червленой шерсти и крученого виссона, висевшей на четырех столбах (см.: Исх. 26:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  Глава 24 Возсияет звезда от Иакова . Это — Зоровавель, спаситель Иудеев и образ Иисуса, Спасителя всех народов. И востанет князь от Израиля , это — Зоровавель. И погубит исполины Моавитския по возвращении из плена, и пленит вся сыны Сифовы , то есть царства, сопредельные Иудее. Начало языков Амалик , потому что он первый вступил в брань с Израилем. И конец его погибнет в век (Чис. 24:17, 20). Это — Антиох, один из преемников Александра, утеснявший Евреев во времена Маккавейские.   Глава 25 Вниде вслед человека Израилтянина в ложницу, и прободе обоих , и возревновал ревностью Моею в них . И тем что возревнова по Бозе своем и умилостиви о сынех Израилевых. Имя же человеку… Замврий, сын Салмонь (Чис. 25:8, 11,13–14). Этот Замврий, сын Салмона, который в глазах братии своих дерзнул войти к Мадианитянке и которого начальники народа не убили за это, есть образ сатаны, который бесстыдно вводит в грех сынов человеческих. А то, что Замврия не убили начальники народа, служит образом, что и сатану не могли одолеть и Небесные Силы, и праотцы, и пророки; одолел же его Еммануил (Которого изображает Финеес), Который Крестом Своим низложил и сокрушил сатану и всю силу его. И преста вред от сынов Израилевых (Чис. 25:8). Так приведена в бездействие сила смерти, как только отнят грех. И имя жене Мадианитыне… Хазви, дщи Сура (Чис. 25:15), начальника племени из поколения Мадиамского. Когда умерщвлена была Хазви в куще её, тогда все Мадианитянки убоялись подобной смерти, сняли шатры свои и убежали. Для сынов Израилевых прекратилась возможность грешить, потому что сети бежали от добычи, чтобы не впадала она в сети. Сулица (копье), вонзенная в Замврия и Хазви, положила предел гневу, излитому правосудием на народ, навела страх и ужас на весь сонм и возбудила вопль в семействе убитых. А Моисей обратился к молитве, чтобы успокоиться от скорби, какую производил в нем вид мертвых тел.   Глава 27 И сия имена дщерей Салпаада: Маала и Нуа, и Егла и Мелха и Ферса (Чис. 27:1). Дочери Салпаада говорили, что отец их не был в числе тех пяти, которые восстали на Господа и преогорчили Его своими курениями, но в пустыне греха ради своего умре (Чис. 27:3), как и все шестьсот тысяч Евреев, и не был пожжен огнем, и не сошел во ад живой. Поэтому дано повеление, чтобы каждый имел наследие в своем колене, и наследие одного колена не смешивалось с наследием других колен и не переходило в другое колено. В ином смысле дочери Салпаадовы, получающие наследия вместе с другими собратиями, изображают святых жен, которые вместе с мужами приемлют наследие во Царствии Божием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

а) Моисей, описывая богоявления, бывшие во времена патриархов: Агари сперва у источника на пути к Суру ( Быт.16:7–14 ), потом у клятвенного колодезя ( Быт.21:17–19 ), Аврааму, когда он решил принести своего сына в жертву Богу ( Быт.22:10–18 ), Иакову во сне перед возвращением его из дома. Лаванова в родную землю ( Быт.31:11–13 ) и когда он боролся с Богом ( Быт.32:24–30 ; ср. Ос.4:4–6 ), Валааму, когда он шел проклинать народ израильский ( Чис.22–23 гл.), а также бывшее ему самому в огненной купине ( Исх.3:2–15 ), являющегося именует часто Ангелом-Иеговою и Ангелом Иеговы (евр. Maleach-Iehovah и Maleach haelohim), и изображает Его, как лицо божественное, приписывает Ему власть, силу и действия, свойственные только Богу. Подобные этим свойства и божеское достоинство усвояются являвшемуся лицу и в описании богоявлений: И. Навину пред стенами Иерихона в образе вооруженного воина ( Нав.5:13–15; 6, 1 ), Гедеону ( Суд 6, 11–27 ), Маною ( Суд 13 гл.), причем являвшийся также называется Ангелом Иеговы. Этот же Ангел-Иегова представляется заключавшим завет с израильским народом и выведшим его из Египта ( Исх.3:2–12 ), спасшим его от руки египтян при Чермном море и предводительствовавшим им в столпе огненном и облачном во время странствования по пустыне ( Исх.14:15–31 ; Чис.20:16 ). Об этом Ангеле пр. Исаия, касаясь отношений Господа к судьбе народа израильского, говорит следующее: Он (Господь) был для них спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их все дни древние (63, 8–9). Кто такой этот таинственный Ангел-Иегова или Ангел лица Его, т. е. Ангел, являвший Собою лице Самого Господа? Допустить, что это есть тварно-служебный дух (хотя такое мнение принято р.-католической церковью), было бы противоречием тексту библейских повествований. Остается предположить, что это Сам Бог, но имеющий самостоятельное и отличное от неявленно пребывающего Иеговы бытие. В книгах пророческих этот Ангел-Иегова именно и изображается как то божеское лицо, которому, по определению Отца и собственному человеколюбию, надлежало явиться на земле Мессией ( Зах.12:8; 9 гл.), которое есть Ангел завета ( Мал.3:1 ), велика совета Ангел ( Ис.9:6 ). Такое понимание подтверждается и свидетельством ап. Павла о том, что И. Христос сопутствовал евреям, когда они шли из Египта в обетованную землю, чудесно давал им пищу и питие и некоторыми из них был искушаем ( 1Кор.10:4–9 ; сн. Исх.17:1–6 ; Чис.20:2–11 ). В Восточной Церкви с древних времен утвердилось мнение, что в лице Ангела-Иеговы открывался и действовал Сам Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

«Вообще весь закон, – по замечанию св. Кирилла Александрийского , – был полон (таинственного) созерцания о Христе» 279 . С этой точки зрения св. Отец 280 рассуждает, в частности, во-первых, о священ­ных местах, т. е. скинии 281 во всех ее частях 282 и при­надлежностях 283 ; во вторых, – о священных лицах, т. е. первосвященнике, священниках и левитах 284 ; в-третьих, – о священных действиях, т. е. богослужении вообще 285 и о жертвоприношениях и об обрезании в частности 286 ; и в-четвертых, – о священных временах или праздниках 287 , а именно: о субботе 288 , новомесячиях 289 , (ЧИс.28:11–15), празднике Пасхи 290 , дне очищения 291 , ( Лев.16:2–34; 23:27–32 ), празднике кущей ( Лев.23:39–44 ; Втор.16:13–16 ) и субботнем годе ( Лев.25:2–23 ) 292 . Далее Мессианская идея при Моисее неоднократно напоминалась и постепенно раскры­валась во многих событиях из жизни Евреев по выходе их из Египта и во время сорокалетнего странствования их по пустыне, каковы: самый выход Евреев из Египта при особых религиозных церемониях, группировавшихся глав­ным образом около знаменательного пасхального агнца ( Исх.12 и 13) 293 ; переход чрез Чермное море, разделен­ное ударом жезла Моисеева, начертавшего крест ( Исх.14 ) 294 ; улучшение воды в Мерре посредством древа, знаменовав­шего собою крест Христов ( Исх.15:25 ) 295 ; послание Богом манны ( Исх.16 ) 296 и источение воды из камня ( Исх.17:1–7 ) 297 , прообразовавших Самого Иисуса Христа; победа Евреев над Амаликом воздеянием рук Моисея, представлявшего в таком виде образ Распятого ( Исх.17:8–16 ) 298 ; чудесное прозябение жезла Ааронова, (ЧИс.17) и повешение на древе медного змия ( Исх.21:6–9 ), прообразовавших Иисуса Христа, происшедшего из незнатного племени Давидова и потом распятого 299 . В этом смысле св. Иоанн Златоуст говорит, что «повествования (Моисея) о змие, о жезле Моисея, об агнце (разумеется пасхальном) и многие другие могли желающим изыскания возвещать Его (т. е. Христово) пришествие» 300 . Кроме всего этого, Моисей получил от Бога прямое и не­посредственное обетование о Спасителе под образом пророка, подобного ему самому ( Втор.18:18 ), 301 и сам 302 это обетование облек в форму пророчества о Нем ( Втор.18:15 ), ибо, – замечает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

3) этот запеч. целиком ягненок был символом единства и целостности. П. следовало есть в одном доме ( Исх. 12:46 ) перед Господом, Который «Един есть» ( Втор. 6:4 ). В один день Он осуществил освобождение Израиля ( Исх. 12:41 ), и за это Его народ должен безраздельно служить только Ему ( Втор. 6:5 ). Опресноки (пресные хлебы) – это быстро испеченные «хлебы бедствия» ( Втор. 16:3 ); позднее они снова и снова напоминали о спешке во время исхода ( Исх. 12:34.39 ); горькие же травы символизировали горечь жизни в егип. рабстве; 4) когда израильтяне совершали пасх. трапезу, Господь в полночь с 14 на 15 авива «поразил всех первенцев в земле Египетской» – от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота» ( Исх. 12:29.30 ). Однако народ Израиля был пощажен ради пасх. агнцев, к-рые умерли вместо первенцев (ср. ⇒ Вечеря Господня, I и II). Тем самым путь для ⇒ исхода был открыт; 5) часто высказывается мнение, что еще до израил. П. существовала древняя форма этого праздника – ежегодно отмечавшийся кочевниками праздник весны; такое предположение можно сделать на основании целого ряда культурно-историч. данных. Однако источников более ранних, чем Библия (или даже совр. ей), не существует. III. ПРЕДПИСАНИЯ ЗАКОНА О ПОВТОРЕНИИ ПАСХИ 1) в качестве постоянного напоминания об основополагающем спасит. деянии Божьем, об освобождении израил. народа из егип. рабства, Закон предписывает израильтянам ежегодно ( Исх. 13:10 ), со времени завоевания земли обетованной ( Исх. 12:25 ; Исх. 13:5 ), совершать П., связывая ее с праздником Опресноков ( Исх. 12:14 ; Числ. 28:16.17 ; Втор. 16:1–8 ; ср. также Иез. 45:21–24 ). Пасх. агнца разрешалось забивать и съедать только в особом свящ. месте ( Втор. 16:5–7 ), для чего все израил. мужчины должны были являться «пред лицо Бога» ( Втор. 16:16 ). Всем отцам надлежало объяснять своим сыновьям смысл праздника ( Исх. 13:8 ). Никакой иноплеменник, поселенец и наемник не имел права участвовать в этой общей трапезе, напоминавшей израильтянам об избавлении их предков от рабства и заставлявшей их вновь и вновь переживать в своих сердцах это великое событие ( Исх. 12:43.45 ). Только совершив ⇒ обрезание, купленный раб, а по желанию и иноземец, могли быть допущены к участию в празднике ( Исх. 12:44.48 ). Тот же, кому обрядовая нечистота или отъезд помешали праздновать П. в срок, мог сделать это через месяц ( Числ. 9:10–12 ), во время т.наз. малой П. Тот, кто пренебрегал праздником из непослушания, подлежал смертной казни ( Числ. 9:13 ), ибо он сам исключал себя из иуд. общества;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Ближайший повествовательный контекст Л. к. в рамках данных книг - это пространный эпизод Исх 19. 1 - Числ 10. 11 в рассказе об исходе, который называют Синайской перикопой (СинПер). Эпизод обрамляется 2 хронологическими указаниями, охватывающими временной интервал длиной фактически в один год: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую» (Исх 19. 1). «Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца… отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской» (Числ 10. 11-12). В интервале между указанными датами израильтяне находились у горы Синай, где произошли важнейшие для Израиля события. Среди них наиболее тесно с содержанием Л. к. связаны сооружение походного святилища и учреждение культа (Исх 25-31, 35-40). В Исх 25-31 Бог сообщает Моисею предписания об изготовлении всех элементов скинии и культовых принадлежностей, одежды для священников и о ритуале посвящения священников; в Исх 35-40 рассказывается об исполнении этих предписаний, кроме посвящения Аарона и его сыновей, к-рое происходит только в Лев 8-9. Т. о., посвящение священников, предписанное в Исх 29, выполняется в Лев 8 в соответствии с ритуалом, описанным в Исх. Более того, место действия, т. е. скиния собрания, в котором ритуалы не только должны совершаться, но и фактически совершаются (Лев 9), создано в последних главах кн. Исход. Еще одна иллюстрация неразрывной связи между Л. к. и кн. Исход - не вполне нормированный синтаксис вводной фразы Лев 1. 1:                   эта фраза становится прозрачной, если учесть, что предпосылки для нее создает ближайший текст Исх 40. 35: «...и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию». Общепризнано, что примыкающий к Лев текст Исх 40. 36-38 - вторичная интерполяция, соотнесенная с (вторичным) концом СинПер, а именно с Числ 9. 15-17. Если эту интерполяцию изъять, то Лев 1. 1 будет следовать непосредственно за Исх 40. 35; отсюда видно, что подразумеваемый при   субъект - это   тогда как   выступает субъектом при   ( Rendtorff.

http://pravenc.ru/text/2463319.html

Итак, беги в свое место, я хотел почтить тебя, но вот Господь лишает тебя чести» ( Чис.24:11 ). Валааму не трудно было оправдаться при таком взгляде Валака на Виновника проклятий и благословений, исходящих из уст его. Чтобы утишить гнев Валака и удержать его в пределах благоразумия, бесстрашный маг, может быть не в первый раз обращавшийся с царями, мужественно, но с заметным сочувствием напомнил Валаку, что все это случилось почти вопреки его личному желанию, что он еще раньше ( Чис.22:18 ) указывал послам моавитским на свою полную зависимость от велений Иеговы в деле проклятий и благословений, в деле причинения людям добра или худа. Поэтому, он не нашел возможным не только получить выражение царской почести со стороны Валака, но даже если бы Валак сделал для него и более ценное – давал полный дом свой серебра и золота – он не может преступить повеления Господня, чтобы сделать что-либо доброе или худое по своему произволу ( Чис.24:13 ) 293 . Это напоминание, произнесенное с искренним сочувствием, смягчило гнев моавитского царя. Валаам воспользовался этой минутой и движимый еще горящим пламенем вдохновения, в виде предостерегающего совета, решился возвестить Валаку, что сделает народ Израильский народу Моавитскому «при конце дней» в отдаленном будущем 294 . И как ни удручен был царь Моава предшествующими нежелательными благословениями его врагов, однако увлекаемый любопытством и загадочностью, он решился выслушать небесную весть касательно будущих судеб его народа. И вот Валаам опять наполнился пламенем вдохновения, пришел в состояние экстаза и произнес притчу свою и сказал: Чис.24:15 Говорит Валаам синь Веоров, Говорить муж с открытым оком, Говорить слышащий слова Божии, Имеющий видение от Всевышнего 295 , Который видит видения Всемогущего, Падает, но открыты очи его. Чис.24:17 Вижу Его, но ныне еще нет, Зрю Ею, но не близко. Восходит звезда от Иакова И восстает жезл от Израиля, И разить князей Моава И сокрушает всех сынов Сифовых 296 . Чис.24:18 И будет Эдом под владением, Сеир будет под владением врагов своих, А Израиль явить силу свою 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Ин. 11:51 . «Сие же он (Каиафа) сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ.» Посему в пастыре необходимо различать священный иерархический дар и человеческую личность. Как печать, правильно вырезанная, из какого бы металла она ни была сделана, – непременно даст правильный оттиск, так правильно поставленный священник, каких бы он ни был нравственных качеств, совершит истинное спасительное священнодействие: Флп. 1:18 . «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,» Флп. 1:19 . «ибо знаю, что это послужит мне во спасение, по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа.» в) О священническом блягословении Благословение рукою пастыря, преподаваемое мирянам, имеет свое основание в Свящ. Писании. Еще в Ветхом Завете патриархи благословляли рукою своих детей (см. Быт. 48–49 главы). Сам Бог заповедал через Моисея ветхозаветным священникам, чтобы они благословляли рукою народ: Чис. 6:22 . «И сказал Господь Моисею, говоря:» Чис. 6:23 . «скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:» Чис. 6:24 . «да благословит тебя Господь и сохранит тебя.» Чис. 6:25 . «да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!» Чис. 6:26 . «Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» Чис. 6:27 . «Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их.» Лев. 9:22 . «И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех , всесожжение и жертву мирную.» Лев. 9:23 . «И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу.» Сир. 36:18 . «Услышь, Господи, молитву рабов Твоих. по благословению Аарона, о народе Твоем.» В Новом Завете Сам Христос, высший Первосвященник, при вознесении на небо, благословил учеников Своих: Лк. 24:50 . «И вывел их вон из города до Вифании и подняв руки Свои, благословил их.» Мк. 10:16 . «И обняв их (детей), возложил руки на них и благословил их.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

(Чис. 24:10–15).   В четвертый раз он говорит уже без просьбы царя, т. е. говорит то, что Господь влагает ему непосредственно, желая возвестить будущее моавского народа и всего мира. «Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит ведения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко». (Это место и есть мессианское пророчество. Именно эти слова «вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко» (Чис. 24:17). «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:15–17). Здесь имеются в виду не только люди Моава, но все, кто стоит вне Царства Божия, вне Христа. Здесь пророчество о явлении Мессии , о моавитянах, о хананеянах. Символы жезла и скипетра употребляются как символы по отношению к Мессии.   После этого Валаам вернулся к себе, а Валак пошел своей дорогой. 25 глава говорит о впадении израильтян в идолопоклонство. В данном случае мы видим, что Израиль «прилепился к Ваал-Фегору» (Чис. 25:3) и начинает приносить различные жертвы и совершать обряды, которые полагались этим идолам. Жертвы были связаны прежде всего с блудодеянием, а поклонением богам — с вкушением идоложертвенного.     «И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня» (Чис. 25:3–4).     «И вот, некто из сынов Израиля пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания» . (Чис. 25:6). т. е. когда скорбели. А это был человек, которому все было без разницы: когда весь народ скорбит, он приводит к себе женщину-мадианитянку. И один из израильтян, Финеес, сын Елеазара, сына Аарона, увидел это, взял в руку свою копье, вошел вслед за израильтянином в спальню и поразил их обоих, «Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Покой первого и седьмого дня праздника опресноков подобен субботнему, но не так строг ( Исх.16:23 ). Исх.12:17 .  Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. Исх.12:18 .  С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; Исх.12:19 .  семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества [сынов] Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той. Исх.12:20 .  Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб. Исх.12:21 .  И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; Сообразно с повелением 3-го ст. ( Исх.12:3 ) Моисей объявляет народу закон о Пасхе. Возвещая волю Божию, он делает некоторые добавления. Исх.12:22 .  и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. К добавлениям относится замечание об иссопе, под которым разумеется не иссоп в буквальном смысле, как не растущий в Сирии и Аравии, а сходный с ним вид растения, и приказание не выходить из домов: кровь спасает только находящихся в зданиях. Исх.12:23 .  И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения. В Исх. 11:4 поражающем первенцев египетских «язвою губительною» ( Исх.12:13 ) представляется сам Всевышний. Между тем и 23 ст. от него отличается, как орудие казни, особый губитель 9 . По словам некоторых учителей Церкви – Иустина, Оригена и блаженного Августина , это были злые Ангелы, указание на что дается в Пс.77:49 ; Василий Великий , Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит разумеют под «губителем» доброго Ангела; Таргум, согласно замечанию книги Премудрости Соломоновой ( Прем. 18:15 ), видит в губителе непосредственное, чрезвычайное действие слова Божия («мемра», по Таргуму).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010