Готовя израильтян ко вступлению в землю обетованную, Бог повелел исчислить их. Оказалось 601730 мужей 249 , кроме левитов. Из исчисленных при Синае остались только Халев и Иисус Навин 250 ( Чис. 26 ). Так как Моисею определено было умереть вне земли обетованной, то Бог возвестил ему близкую смерть и повелел вместо себя поставить Иисуса Навина. В присутствии первосвященника Елеазара и народа Моисей возложил на Иисуса свои руки, и таким образом передал ему свою власть ( Чис. 27 ). У потомков Рувимовых и Гадовых было весьма много скота. Они увидели, что земли, завоеванные израильтянами на восточном берегу Иордана, годны для стад, поэтому стали просить их у Моисея себе. Моисей отдал им и половине колена Манассии эти земли, но взял с них обещание помогать прочим коленам в завоевании Ханаанской земли ( Чис. 32 ). За сим Бог сделал распоряжения о будущих владениях израильтян: повелел прогнать хананеев из земли Ханаанской и истребить идолов их ( Чис. 33 ); повелел первосвященнику Елеазару, Иисусу Навину и князьям сделать раздел Ханаанской земли израильтянам ( Чис. 34 ), дать 48 городов левитам и в числе их 6 городов для убежища невольных убийц, по 3 города на обоих берегах Иордана ( Чис. 35 ), и запретил переход земли от одного колена к другому ( Чис. 36 ). Последние наставления Моисея и смерть его (3939 год от сотворения мира, 1570 год до Рождества Христова) 251 В конце сорокового года по исходе из Египта, Моисей, по повелению Божию, стал приготовляться к смерти. Он собирал несколько раз израильтян, повторял и изъяснял им Закон Божий и убеждал их исполнять его 252 . В этих беседах Моисей напомнил израильтянам о благодеяниях Божиих, оказанных отцам их и им самим ( Втор. 1–6 ), повторил и дополнил законы и повеления, данные Богом в различные времена ( Втор. 7; 12–26 ), и убеждал их исполнять их ( Втор. 8–10 ). Чтобы эти законы были у всех на виду и были исполняемы, заповедал, после перехода чрез Иордан, поставить на горе Гевал большие камни и написать на них слова Закона Господня, устроить из камней жертвенник, принести на нем жертвы Богу, и шести коленам на горе Гаризим произнести благословение на исполнителей закона, а другим шести коленам на горе Гевал – проклятия на нарушителей его ( Втор. 27 ); предсказал израильтянам благословение Божие и счастье за верность Богу, а за неверность – страшные проклятия и бедствия ( Втор. 11, 28–29 ), но в случае раскаяния – возвращение милости Божией ( Втор. 30 ); возвестил близкую кончину свою и обнадежил их и Иисуса Навина Божиею помощью в покорении земли обетованной ( Втор. 31:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Священные лица Спасительное чувство благоговейного страха, поселяемое устройством храма Божия, поддерживали и питали в народе иудейском священные лица, избранные для совершения Богослужения. Служение их яснее раскрывало и показывало греховность человека, святость и правосудие Божие. Священнослужение ветхозаветное было посредничеством между Богом и человеком, недостойным без посредства приближаться к Богу и Его святыне, под угрозою смерти ( Чис.1:51. 3:10. 4:18–20. 18:2–7 ). Как народ еврейский избран был Богом из среды всего человечества, так из народа богоизбранного Он отделил малочисленнейшее колено Левиино ( Чис.1:19–43. 3:39 ), которое не участвовало в преступном поклонении золотому тельцу и нарушении завета с Богом вместе с прочими коленами, во время отсутствия Моисея на гору Синаи ( Исх.32:26 ). Оно избрано было носити ковчег завета Господня, предстоящи пред Господем, служити, и молитися, и благословляти о имени Его ( Втор.10:8–9 ), и нести на себе грех ближних своих, нарушивших завет с Богом ( Чис.18:23 ). Древле до закона право священнослужения принадлежало и первородным, и всякому, кто имел собственность и, следовательно, мог совершать жертвоприношение, как видно это из примера Каина и Авеля. Законом это право усвоено преимущественно первородным. Сыны Левиины, сохранившиеся от нарушения завета, как первенцы от всего Израиля, принесены были в жертву Богу за искупление народа от тяжкого рабства в Египте смертью первенцев египетских. Да поймеши Мне Левиты, говорил Господь, за вся первенцы сынов Израилевых, и скот Левитов вместо скота их: пусть Левиты будут Моими. Как сонм их был менее числа всех первенцев прочих колен народа: то за этот избыток взят был выкуп по пяти сиклей 23 за человека, в пользу колена Левиина ( Чис.3:39–51 ). Колено Левиино отличено было от прочих местом пребывания и возвышено особенным освящением. Избранные для Богослужения потомки Левия, коих жребием был Сам Бог , не должны были иметь удела в наследии земли, разделенной между прочими племенами Израиля ( Чис.18:20 . Втор.18:1–2 ). Согласно с пророчеством патриарха Иакова о потомстве Левия: разделю их во Иакове, и разсею их во Израили ( Быт.49:7 ), сыны Левиины получили наследие свое среди участков земли прочих колен и, живя между ними, удобнее могли поведать им закон истины, отвращать их от неправды и быть для них ангелами Господа Вседержителя ( Мал.2:6–7 ). Всех городов, данных колену Левиину в наследии прочих племен, было 48. Из числа их 13 принадлежали священникам, а прочие 35 – левитам. 13 священнических городов находились в коленах Иудином, Симеоновом и Вениаминовом и ближе прочих к Иерусалиму, средоточию ветхозаветного Богослужения. Шесть из левитских городов были убежищем для ненамеренных преступников от мщения за убитого. У крывшийся сюда должен был жить до кончины первосвященника, которая избавляла неумышленного преступника от смерти ( Чис.35:10–15 . Нав.21:1–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Странствия по пустыне. Смерть М. Рассказ кн. Исход о странствии израильтян по пустыне до Синая (Исх 15-18) и рассказ кн. Числа о странствии после Синая (Числ 10-36) часто содержат одинаковые или сходные мотивы: напр., мотив ропота израильтян на М. за недостаток пищи (Исх 16. 1-12; Числ 11. 1-23), посланные Богом перепела (Исх 16. 13 и Числ 11. 31-33), ропот израильтян на М. в Мериве за недостаток воды и вода, хлынувшая из скалы (Исх 17. 1-7 и Числ 20. 2-11). Прямо перед началом Синайской перикопы в кн. Исход (гл. 18) идет рассказ о том, как тесть М. (Иофор) посетил его в израильском стане и затем вернулся в свою страну. Непосредственно после окончания Синайской перикопы в Числ 10. 29-32 упоминается Ховав, сын тестя М. Рагуила, к-рый намеревается, простившись с М., вернуться на родину. Хотя важнейшие законы и предписания (в т. ч. центральные для священнической традиции культовые предписания) Бог передает израильтянам во время их пребывания у Синая (Исх 19 - Числ 10), мн. наставления и предписания представлены в Пятикнижии как данные либо во время пути через пустыню (Числ 10-36), либо у границы земли обетованной (Второзаконие). В картину благословенного прошлого, к-рую рисуют тексты Пятикнижия, постоянно врываются сцены непослушания и ропота израильтян. Это и упреки израильтян, адресованные М. после того, как их 1-й разговор с фараоном оказался неудачным (Исх 5. 20-21); ропот израильтян при виде догоняющего их фараона (Исх 14. 11-12), в связи с недостатком пищи и воды (Исх 16-17; Числ 11, 20); эпизод с золотым тельцом (Исх 32); упреки в адрес М. со стороны Аарона и сестры Мариам (Числ 12); малодушие израильтян после рассказов разведчиков о том, сколь сильны обитатели земли обетованной (Числ 14); восстание Корея, Дафана и Авирона, к-рые обращаются к М. и Аарону со словами: «Все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ 16-17; ср.: Числ 16. 3). Возможно, эти сцены служат прообразом грядущих раздоров в истории израильского народа.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Исх.16:6 .  И сказали Моисей и Аарон всему [обществу] сынов Израилевых: вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, Исх.16:7 .  и утром увидите славу Господню, ибо услышал Он ропот ваш на Господа: а мы что такое, что ропщете на нас? Исх.16:8 .  И сказал Моисей: узнаете, когда Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта, ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа. Прежде объявления воли Божией, Моисей и Аарон стараются остановить ропот. Роптать против них нет оснований, так как не они, Моисей и Аарон, вывели евреев из Египта и подвергли последних бедствию: «мы что такое, что ропщете на нас?» Ответственным за бедствие является сам Бог , так как Он вывел народ из Египта. Как ответственный за лишения, Господь услышал народный ропот и явился Израилю. И в этом предстоящем явлении Сущего заключается основание для прекращения недовольства. Бог, изведший евреев из Египта и теперь подвергший их лишению, сам и устранит последнее: «вечером даст мяса, а утром хлеба». Исх.16:9 .  И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых: предстаньте пред лице Господа, ибо Он услышал ропот ваш. Исх.16:10 .  И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке. Явление славы Господней, служившее указанием на присутствие Бога среди народа ( Чис. 16:19 и др., 3Цар. 8:10, 11 ), было наглядным доказательством справедливости предшествовавшей речи Моисея. Исх.16:11 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Исх.16:12 .  Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. Исх.16:13 .  Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; Исх.16:14 .  роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. Исх.16:15 .  И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если наша жизнь свята, если согласна она повелениям Бога, навлечет Он на них смерть; если же наша жизнь проходит в праздности и в стремлении к наслаждениям, Он сделает их против нас сильными и гигантскими. Таким образом, насколько мы усиливаемся, настолько они умаляются и ослабевают, и, напротив, если мы становимся немощными и ищем только земного, они укрепляются. И чем больше мы распространяемся по земле, тем больше места мы оставляем для них на небе. Вот почему мы должны поступать так, чтобы они умалялись, а мы усиливались, чтобы они изгонялись, мы же вступали, мы – восходили, они – падали; как ниспал тот, о котором Господь говорит в Евангелии: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк.10:18 ). И пусть будет он оттуда низвергнут, чтобы Господь Иисус ввел нас туда и позволил нам владеть Царством Его небесным. «Ему слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.5:11 ). Гомилия VIII. О том, что возвестили соглядатаи, и о гневе Господнем и о молебне Моисея и Аарона. 1.1. От сынов Израилевых было послано двенадцать соглядатаев «высмотреть землю» ( Чис.13:3 и далее), которая была обещана им. И «возвратились они через сорок дней» и возвестили разное. Ибо десять из них повергают народ в отчаяние, и до того даже, что они ропщут на Моисея, хотят избрать другого начальника и вернуться в Египет (ср. Чис.14:1–4 ). Двое других, однако, сообщают хорошие известия (ср. Чис.14:6 и далее) и убеждают народ пребывать в вере: «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию» ( Чис.14:8 ). Однако народ в полном отчаянии и спешит побить добрых вестников камнями, «но слава Господня явилась в облаке» (ср. Чис.14:10 ). «И сказал Господь Моисею: поражу его [народ] язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его» ( Чис.14:11 ). 1.2. Такая угроза исходит от Господа не для того, чтобы показать, что Божественная природа подвержена страданию и пороку гнева, но чтобы явить Моисею Божию любовь к народу и Его благость, превосходящую всякое разумение. Ибо написано, что Бог гневается и грозит народу погибелью, дабы понял человек, какое положение он занимает у Бога и какую надежду Он дает ему на то, что даже если что-то и вызовет у Бога гнев, то человек молитвой может утишить его и прошением добиться того, что Бог изменит Свое решение.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Что особенно характерно для Моисеева законодательства, по мнению Кöнига, – так это десять заповедей, стоящих во главе всего законодательства израильского. Кöниг отмечает, что в книге Исход различаются „слова“ ( Исх.22:1,22 ) и „законы“ ( Исх.21:1 ) сравн. Исх.24:8 . Под „словами“ разумеются 10 заповедей закона Моисеева ( Исх.20:2–17 ), написанные на скрижалях завета (сопост. Исх.24:4,7 и Исх.34:27–28 ), а под „законами“ остальные постановления израильского законодательства, по преимуществу социального характера (напр. Ucx. XX, XXI сл.) (173 s.). Ничего подобного десяти заповедям, которые в самой Библии выделяются из ряда других постановлений израильского закона, по мнению Кöнига, нет в кодексе Гаммураби (174 s.). Однако, это мнение, в общем справедливое, требует некоторого ограничения. Уже одно то, что законам Гаммураби приписывается божественное происхождение, свидетельствует о присутствии в этом кодексе религиозного, если не элемента, то принципа. Но мы наблюдаем даже более того. В самом кодексе законодатель часто апеллирует к божеству для того, чтобы сделать более авторитетными и обязательными свои постановления. Во свидетельство своей правоты, подозреваемый в преступлении против закона приглашается к клятве именем Божиим 1491 , различные контракты торговцев и землевладельцев закрепляются также именем Божества, судебные разбирательства и даваемые обязательства производятся перед лицом самого Божества 1492 . Вообще выражается мысль, что законы должны исполняться „во имя Божества“, что является равносильным выражению „во имя высшей спра- —310— ведливости“. Все подобные пункты можно поставить в параллель с следующими выражениями Моисеевых законов: „клятва Господня да будет между обоими, что (обвиняемый) не простёр руки своей на собственность ближнего своего“ ( Исх.22:10 ), „неправды удаляйся, и невинного и правого не умерщвляй; потому что Я не оправдаю беззаконника“ ( Исх.23:7 ); „когда в муже возбудится дух ревности и он будет ревновать жену свою: тогда пусть он поставит жену свою пред лицом Господа“ ( Чис.5:30 ), „и приведёт её священник, и поставит её пред лице Господне“ ( Чис.5:16 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нравственное состояние народа. Конечное торжество Бога Глава 28. Книги пророков Авдия, Ионы и Наума  28.1. Книга пророка Авдия 28.2. Книга пророка Ионы 28.3. Книга пророка Наума Глава 29. Книга пророка Аввакума 29.1. Первый вопрос пророка: почему зло остается безнаказанным? 29.2. Второй вопрос: почему для отмщения избран народ лукавый? 29.3. Пророческая песнь Глава 30. Книга пророка Иеремии 30.1. Общая характеристика книги 30.2. Изображение нравственного состояния жителей Иерусалима и Иудеи 30.3. Служение пророка Иеремии 30.4. Служение пророка после падения Иерусалима 30.5. Значение послушания 30.6. Символические видения и действия 30.7. Тема личной ответственности 30.8. Пророчество о пастырях Израиля 30.9. Пророчество о возвращении из плена и Новом Завете 30.10. Мессианские пророчества 30.11. Окончание книги: пророчества о языческих народах 30.12. Книга Плач Иеремии, Послание Иеремии  и Книга пророка Варуха Глава 31. Книга пророка Иезекииля 31.1. Призвание к пророческому служению 31.2. Пророчества о гибели Иерусалима (символические действия) 31.3. Видение беззакония Иерусалима. Второе видение Славы Божией 31.4. Обетование спасения 31.5. Предсказание о переселении 31.6. Обличение лжепророков  и старейшин-идолопоклонников 31.7. Обличительные и пророческие притчи 31.8. Притча о кедре и пророчество о Наследнике 31.9. Разорение Иудеи – подтверждение истинности Обетований 31.10. Тема личной ответственности 31.11. Пророчества о языческих народах. Царь тирский 31.12. Пророчества о Пастыре и Новом Завете 31.13. Пророчество о воскресении 31.14. Великая битва 31.15. Видение Нового Иерусалима Глава 32. Книга пророка Даниила 32.1. Даниил и Анания, Мисаил и Азария в Вавилоне 32.2. Сон Навуходоносора 32.3. Золотой истукан. Отроки в печи вавилонской 32.4. Безумие Навуходоносора 32.5. Пир Валтасара 32.6. Даниил во рву львином 32.7. Неканонические добавления 32.8. Видение четырех зверей 32.9. Видение овна и козла 32.10. Пророчество о седминах 32.11. Видение великой брани Глава 33. Книги пророков Аггея, Захарии и Малахии 33.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Терновый куст, не отличающийся ни ростом, ни плодородием, служит символом чего-либо низкого, презираемого ( Суд. 9:8–15 ), в настоящем случае народа еврейского, а пламя огня, как сила истребляющая ( Втор. 4:24 ), указывает на тяжесть страданий ( Втор. 4:20 , Иер. 11:4 , 3Цар. 8:51 ). Но как куст горел, а не сгорал, так точно и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий ( Исх.2:23 ). Явившийся Моисею в терновом кусте Ангел Господень считается отцами Церкви Вторым Лицом Св. Троицы; отличается Он от самого Бога и первомученником Стефаном ( Деян.7:35 ), а все видение является, по отеческому толкованию, прообразом таинства воплощения ( Григорий Нисский , блаженный Феодорит ). Другие же отцы Церкви, напр. Кирилл Александрийский , разумеют, согласно с контекстом ( Исх.3:6–7 ) под Ангелом самого Бога. Он называется Ангелом по Своей деятельности среди избранного народа и по Своему видимому явлению людям. Исх.3:3 .  Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. По величию явившегося и самое видение называется великим. Исх.3:4 .  Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! Исх.3:5 .  И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. По абсолютной святости явившийся недоступен для смертного человека: «не подходи сюда». Последний должен испытывать в присутствии Его чувство глубочайшего смирения и почтения: «сними обувь с ног твоих» (ср. Нав. 5:15 ). Исх.3:6 .  И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. Исх.3:7 .  И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его Исх.3:8 .  и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев. Исх.3:9 .  И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Внутреннюю сторону явления составляет определение Божие о наступлении времени освобождения евреев и введения их в землю обетованную. Основанием для него является, с одной стороны, непреложность данных Аврааму, Исааку и Иакову ( «Я Бог отца твоего», Исх.3:6 ), единственное «отца» вместо множественного «отцов» ( Исх. 15:2, 18:4 )) обетований о наследовании их потомками земли Ханаанской: они, как живые ( Мф. 22:32 , Лк. 20:37 , Мк. 12:26 ), ждут их исполнения, а с другой, молитвы о помощи самих евреев. «Бог увидел их страдание, услышал вопль, знает скорби», – все это усвоено Его чувствами и мыслью. Они заслуживают божественного снисхождения, а их злобные угнетатели должны подвергнуться суду ( Быт. 15:14 ). Поэтому Бог идет избавить народ Свой, – принимает непосредственное участие в его освобождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Упоминаемые Иоилем знаки поста: вретище, пепел, молитва во храме, жертвы, покаяние, основаны на законах Моисея (Лев.16гл.). Пророк Амос строго порицал израильтян за нарушение закона Иеговы и Его заповедей (2:4,8= Исх.22:26 ). Чтобы устрашить современников будущими бедствиями, пророк уподобляет последние погибели Содома и Гоморры (4:11=Быт.19гл. Втор.4:24 ). Он вспоминал жертвенные законы (5:21–22), постановления о долгах и займах (2:8= Исх.22:25–26 ), о назорейских обетах и порицал нарушение их израильтянами (2:11–12); осуждал Вефильский культ (3:14); вспоминал исход из Египта, истребление амореев, сорокалетнее странствование и проч. (2:10). Пророчество его о спасении отрока Израиля (9:8–10) основано и воспроизводит мысли и слова Пятокнижия ( Втор. 30:3–6 . Лев.26:40–49 ). Пророк Осия порицал священников за то, сто они, вопреки Моисеевым узаконениям забыли закон Бога (4:1–6); он же порицал израильский народ за нарушение Господня завета, грехи против Божия закона (6:7). Господь «написал Израилю» важные законы, но последний сочел их чуждыми (8:12= Втор.31;9,24 ). Народ «прелюбодействует» против Бога, своего «мужа», и должен быть судим «судом прелюбодейц» (2:1–17= Втор.7:8,13;31:16 ; Лев.17:7;20:5–6 ; Исх.34:16 ). Особенно глубокую ненависть в пророке возбуждал самарийский телец, участь коего должна быть сходна с участью Ааронова тельца (8:6= Исх.32:20 ). Время патриархов, исход из Египта, последующее проявление Господней любви к еврейскому народу, погибель Адама м Севоима вспоминаются пророком (11–12гл.). Когда еврейский народ обратиться к Богу, то, по пророчеству Осии, придет к Нему с узаконенными Моисеем жертвенными дарами ( Ос.14:2–3 = Исх.23:13;34:20 ). 7 Речи пророка Исайи ясно отражают на себе влияние Пятокнижия. Первая его речь составляет воспроизведение пророчества Моисея. «Слушайте небеса и внимай земля», начинается она также, как и прощальная речь Моисея ( Исх.1:2 = Втор.32:1–6 ). «Господь воспитал и возвысил сыновей Своих, а они возмутились и огорчили Его», продолжает пророк пользоваться терминологией Моисея в истории еврейского народа – первенца Божия, многократно огорчавшего своего Отца ( Исх.1:2–4 = Втор.14:1;32:1–6,20 ; Исх.4:22 ; Чис.17:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Будучи не разделен сам в себе при обоих родах чувств, дух сей там и здесь находит для себя пищу, поприще для деятельности, там и здесь выражается весь, питает и свои религиозные чувства, и свои нравственные расположения. а) обезопашиваются судами. Постановлено умертвить пророка, который бы говорил Израилю, еже прельстите его от Господа Бога его (Втор.13, 5); каждый израильтянин должен был первый открыть и первый наложить руку на брата, сына, дочь и жену, если бы кто из них тайно говорил: идем и послужим богам иным (Втор. 13, 6—10). Должно было убить убийством меча и проклятием проклясть все живущее во граде, зараженном идолопоклонством, самый град и корысти его сжечь, чтобы был пуст и «не возградился по сем» (Втор. 13, 15—16); должно было изыскать со всем тщанием мужа и жену, о которых возвещено, что они поклонялись «солнцу, или луне, или всякому, яже от красоты небесныя», — и побить камнем «да умрет» (Втор. 17, 2—5); смерть — дающим от семени своего Молоху и причащающимся Веельфегору (Лев. 20, 2—3; Чис. 25, 4—5); смерть волхвам, чревобасникам и волшебникам, равно как и тем, кои прибегают к ним (Исх. 22, 18; Лев. 20, 6, 27). Весь сонм сынов Израилевых «камением да побиют… иже аще прокленет Бога своего… и нарицаяй» таким образом (хуляй с подлин.) «имя Господне, смертию да умрет» (Лев. 24, 15—16). Потребится от среды людей своих всякая душа, которая осквернит субботу, сотворив в нее какое-либо дело (Исх. 31, 14; 35, 2; Чис. 15, 32—36), и вообще смерть всякому, кто нарушит какое-либо обрядовое постановление (например, Лев. 23,29; 17, 11—12 и др.). Таким образом, вся первая скрижаль из нравственной сделалась гражданскою, и заповеди ее стали судом. То же самое и в отношении ко второй скрижали. Действия неуважения к родителям — удар, злословие, проклятие — наказываются смертию и проклятием (Исх.21,15—17; Лев.20,9; Втор.27,16), — и сын непокорный, безнравственный и притом неисправимый по суду изъемлется из среды народа, как злой, как язва его (Втор. 21,18—21). Судом ограждены жизнь, здоровье, целость всего тела и каждого в частности члена: воздают жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, ногу за ногу, руку за руку, рану за рану, ожжение за ожжение (Исх. 21, 23—25; Лев. 24, 19—22; Втор. 19, 16—21). Строгим правом возмездия обезопашено имущество и всякий даже малейший ущерб его (Исх. 21, 33—36; 22, 1—И; Лев. 24, 21). Гражданский закон охраняет целомудрие и доброе имя другого, казнит нецеломудренных во всех их видах (Исх. 22, 16—17; Лев. 26, 10—21), а лжесвидетелю налагает то же самое наказание, какое следовало оклеветанному (Втор. 19, 18.20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010