Глава 33 1–6. Приказание Бога народу продолжать путь и предоставление Ангелу вести его. 7–10. Поставление скинии вне стана. 11–17. Милость Господня к Моисею. 18–23. Моисей просит увидеть славу Господню. Исх.33:1 .  И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; Исх.33:2 .  и пошлю пред тобою Ангела [Моего], и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, Исх.33:3 .  [и введет он вас] в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный. С отвержением своего законодателя-Бога народу нет необходимости и побуждений оставаться при горе законодательства, месте обитания Всевышнего ( Исх. 19 ); он может двинуться в дальнейший путь по направлению к земле обетованной: «иди отсюда ты и народ». Вступить в нее он должен в силу непреложного клятвенного обещания Бога патриархам. Исполнение этого последнего не допускает, однако, возможности присутствия среди евреев Господа, так как Он не стерпит дальнейших проявлений жестоковыйности народа и погубит его на пути до прибытия в Ханаан ( Исх.33:3 ). Но так как, с другой стороны, евреи не могут овладеть им без высшей помощи, то им и посылается от Бога Ангел. Последний не есть уже Ангел Всевышнего, или завета ( Исх. 23:20 ), и потому присутствие его отличается от обитания среди народа самого Бога. Прежде всего оно имеет временный характер, – продолжится лишь до изгнания жителей Ханаана из занимаемых ими местностей; во-вторых, не будет сопровождаться каким-либо общением с народом: «ангел пойдет пред народом» (ср. Исх. 23:20–22 ) и, в-третьих, не потребует от Израиля святости: шествию Ангела пред народом не помешает жестоковыйность последнего ( Исх.33:3 , ср. Исх.23:21 ). Но если среди евреев не будет присутствовать Сущий, то они перестают быть народом богоизбранным, уравниваются с остальными народами. Поэтому Моисей и говорит впоследствии: «если ты пойдешь с нами, то я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле» ( Исх.33:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И собирали, — рассказывается в св. Писании, — его (хлеб небесный) рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно (т.е. нечто мелкое, круповидное — Исх. 16:14) таяло. В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею. И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. отложили то до утра, как повелел [им] Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. (А когда не на субботний день оставляли манну, то она портилась Исх. 16:20) И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота: не будет его в этот день. Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать — и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не выходи от места своего в седьмой день. И покоился народ в седьмой день» (Исход 16:21—30).    Это первое указание в святой Библии на празднование субботы Узаконил ли Господь для Израильтян празднование субботы?   Узаконил. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». (Исход 20:8—10). Как должно было праздновать субботу?   В субботу ничего нельзя было делать (Исх. 20:8—10), нельзя было ни варить, ни печь (Исх. 16:23), ни зажигать огня в жилищах (Исх. 35:3), ни носить дров (Чис. 15:32—33), ни продавать, ни покупать (Неем. 10:31, 13:15—22), ни носить нош (Иер 17:21) и должно было совершать особые жертвоприношения (Чис. 28:9, 10). Почему Господь строго воспретил евреям исполнять в субботу какую бы то ни было работу?   В св. Писании Господь так объясняет это запрещение работать в субботу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Будь здоров и помни написанное. Приветствуй от меня тетку свою Олимпиаду — сей одушевленный образ честности, чистоты и подвижничества, сию печать веры. Если бы ты, Селевк, пожелал знать число посылаемых к тебе ямбов, то да будет тебе известно, что их триста, столько же десятков и три единицы. Ибо желаю, сын, чтобы всегда была для тебя вожделенна Троица. Двенадцать патриархов От великого отца Иакова произошло двенадцать патриархов: Рувим, Симеон, Левий и с ними Иуда; потом рожденные от наложниц: Дан, Неффалим, Гад и Асир; а потом опять благородно рожденные от супруг: Иссахар, Завулон, Иосиф и последний Вениамин. Египетские язвы Всегда перечисляй в уме казни зломудренного Египта и трепещи великой Божией силы. Воды этой земли сперва побагровели в кровь (Исх. 7:19), а потом воскипели губительными жабами (Исх. 8:5–6). В–третьих, воздух и земля покрылись скнипами (Исх. 8:17). В–четвертых, явились внезапно песии мухи (Исх. 8:24). В–пятых, истребительная смерть постигла четвероногих животных (Исх. 9:6). Шестая скорбь — гнойные струпы на телах человеческих (Исх. 9:10). В–седьмых, шел град вместе с огнем — этот дождь из несоединимых стихий (Исх. 9:23–24). В–восьмых, саранчой истреблено все прозябающее из земли (Исх. 10:14–15). В–девятых, ночь покрыла египетскую землю (Исх. 10:22). Десятая казнь — смерть первородных (Исх. 12:29). Моисеево десятословие Сии десять законов Бог некогда начертал на каменных скрижалях, а ты напиши у себя на сердце. Не знай иного Бога, потому что чествование возможно только одно — единого Бога. Не ставь ничтожного кумира и бездушного подобия. Никогда не воспоминай напрасно имени великого Бога. Храни всякую субботу, и выспреннюю и прикровенную. Блажен, если родителям приносишь благодарность, если, где нужно, бегаешь осквернения рук человекоубийством, чужого брачного ложа, злонамеренного воровства, ложного свидетельства и желания чужой собственности — этой искры, воспламеняющей смерть. Чудеса пророков Илии и Елиссея Многочисленны чудеса Илии фесвитянина.

http://predanie.ru/book/67845-tvoreniya/

Толчок к этому был дан возражениями со стороны Иудеев против мессианского достоинства Христа, поскольку ему не предшествовал предтеча (Кейм) и поскольку лицо Его не было блестящим (Штраус). Впрочем, и помимо таких внешних поводов, сами христиане должны были чувствовать этот пробел в своих воззрениях на Спасителя, как Мессию. И вот в душе последователей Христа начинается таинственный мифологический процесс восполнения допущенного недосмотра в первичных изображениях жизни и деятельности Господа Иисус подобно просветлению лица Моисея или блеску Бога Израилева ( Исх.24:10 ; Исх.34:29–30 ) является просиявшим и даже одежды Его становятся необыкновенно белыми. Скопировав одну черту, миф продолжает в том же духе. Местом Преображения избирается гора, как и Синай в истории древнего законодателя; Моисей при первом своем восхождении, которое легко могло слиться со вторым, берет кроме семидесяти старейшин Аарона, Надава и Авиуда ( Исх.24:1,9–11 ): так и Иисус восходит только с Петром, Иаковом и Иоанном. Спаситель, по Луке ( Лк.9:28 ), имел своим намерением помолиться; Иегова призывает к Себе Моисея и его спутников для поклонения (Господу) издали ( Исх.24:1 ). Когда вождь народа израильского поднялся на гору, ее покрыло облако, и чрез шесть дней Бог воззвал из среды его ( Исх.24:16 ). Все это было и при Преображении; самый небесный голос составлен из различных библейских изречений. Евреи боялись обмана и не смели смотреть на лицо Моисея ( Исх.19 ; Исх.33:10 = Лк.9:34 ; Исх.32:15 = Мк.9:15 ): здесь прототип для изображения состояния учеников по окончании явления. На обратном пути Моисей слышал шум, а по прибытии в стан нашел дела в полном расстройстве (поклонение золотому тельцу) и в гневе разбил скрижали завета ( Исх.32:19 ; Втор.9:17 ). Сцена при подошве горы Преображения вполне аналогична этим обстоятельствам: спор книжников с учениками, неспособность последних исцелить больного и восклицание Господа: «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» ( Мк.9:14,18–19 ) – все это только несколько смягченная копия ветхозаветного оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

23 воцарил над Израилем сына своего Соломона. Летописец опускает рассказ о борьбе Соломона за отцовский престол ( 3Цар. 1; 2 ), как прежде не упомянул о том, каким образом пришел к власти Давид (см. ком. к 11,1–9), пытаясь создать иллюзию мирного перехода власти от отца к сыну. 23:2–32 священников и левитов. Летописец приводит перечень черед левитов по их родам: потомки Гирсона (23,7–11), Каафа (23,12–20) и Мерари (23,21–23). См. ком. к 6,1–81. 23 от тридцати лет. Возраст, по достижении которого левитам надлежало приступать к исполнению своих обязанностей, не был, по всей видимости, строго определен и менялся в зависимости от ситуации. Различные ветхозаветные тексты называют тридцать ( Чис. 4,1–3 ), двадцать пять ( Чис. 8,23.24 ) и двадцать лет (23,24.27). 23 на музыкальных орудиях. См. ком. к 15,16–24. 23:6–23 Ср. сходные перечни в 6,16–30 и 24,20–30. 23 именем. См. ком. к 13,6. 23:24.27 от двадцати лет и выше. См. ком. к 23,3. 23:28.32 Летописец отмечает, что левиты находились под началом священников из числа потомков Аарона (см. ком. к 6,1–15 и 6,48–53). Глава 24 24:1–2 Летописец следует традиционно принятому распределению рода Аарона (см. 6,3; Исх. 6,23 ; Чис. 3,2–4 ), согласно которому только потомки Елеазара и Ифамара могли исполнять роль священников (см. ком. к Лев. 10,1–3 ; Чис. 3,4 ). 24 Садока. См. ком. к 15,11. 24 Распределял же их по жребиям. Жребий, бросаемый с соблюдением определенных, четко обозначенных правил, служил гарантией того, что то или иное решение принималось в соответствии с Божественной волей, а не человеческими предрассудками ( Притч. 16,33 ; Лк. 1,8.9 ; Деян. 1,26 ; см. также ком. к 24,31). 24:7–18 Назначение двадцати четырех черед имело целью обеспечить регулярное чередование обязанностей (ротацию в служении) среди священнических семей. Подобная практика существовала и в новозаветные времена ( Лк. 1,8.9 ). 24 первый жребий Иегоиариву. Отец Маккавеев Маттафия был в череде Иегоиарива (1 Макк. 2,1). 24 восьмой Авии. Захария, отец Иоанна Крестителя, был в череде Авии ( Лк. 1,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Глава 11 1–17. Противоположная судьба израильтян и египтян, обнаружившаяся в событиях освобождения израильтян из рабства. 18–23. О Божиих наказаниях и 24–27. Божией любви. Прем.11:1 . Она благоустроила дела их рукою святого пророка: 1–4 . В первых четырех ст. XI гл. говорится о руководстве Божественной Премудрости израильтянами во время их странствования по пустыне. Благодаря помощи Божественной Премудрости евреи благополучно прошли по необитаемой пустыне (2 ст.), успешно отражали нападения врагов (3 ст.) и в безводных местах чудом получали воду из скалы (4 ст.). Премудрость, благоустроя таким образом дела еврейского народа, действовала не непосредственно, а «рукою святого пророка», т.е. Моисея, который, действительно, был посредником между Богом и израильским народом ( Исх. 19:20–21, 20:19–21 ). Моисей назван «святым пророком», чтобы оттенить его превосходство перед прочими ветхозаветными пророками ( Втор. 18:15, 18, 34:12 ). Прем.11:2 . они прошли по необитаемой пустыне, и на непроходных местах поставили шатры; 2 . Выражения «необитаемая пустыня», «непроходные места», являются, конечно, гиперболическими. «На непроходных местах поставили шатры» – указывается на различные станы израильтян в пустыне ( Чuc. XXXIII гл.). Воспоминание жизни в шатрах в пустыне, полной разного рода опасностей и лишений, было для евреев всегда священным, ибо во всех своих бедах в пустыне они получали видимую помощь Божию. Для сохранения памяти об этом времени в будущих поколениях был учрежден праздник кущей ( Лев. 23:39–42 ). Прем.11:3 . противостали неприятелям и отмстили врагам; 3 . Слова «противостали неприятелям и отомстили врагам…» относятся к борьбе с амаликитянами ( Исх. 17:8–13 ) с Арадой, царем ханаанским ( Чис. 21:1–3 ), с моавитянами ( Чис. 25:17 ), мадианитянами ( Чис. 31:2 ), с Сигоном, царем аморейским ( Чuc. XXI:21–29 ; Втор. 2:32 ) и Огом, царем васанским ( Чис. 21:33–35 ; Втор. 3:1–4 ). Прем.11:4 . томились жаждою и воззвали к Тебе, и дана им была вода из утесистой скалы и утоление жажды – из твердого камня.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

изображений (1–6). В самом догмате раскрываются и доказываются две мысли: во-первых, что «иконы святые в православной святей кафоличестей церкви бываемая, имут начало и основание в писаниях божественных» (1): во-вторых, – «не точию имети, и благолепне хранити, но и благочестне почитати икону Христову, икону Богородичну, и прочыя святых иконы подобает: и тем кланятися должно есть, не яко Богу, но яко изображению Христа Бога нашего и другов его святых» (7 б ). (Глава I). В доказательство первой мысли приводятся места из св. Писания Ветхого Завета: Чис.21:8 ; ср. Ин.3:14 ; Исх.25:18 ; ср. Евр.9:4 ; Исх.25:40, 28:36, 26:1 ; 3Цар.6:23–29 ; Исх.31:1–3 . Из этих свидетельств видно, что Сам Бог повелел Ветхозаветным людям устроить некоторые изображения, напр.: медного змея, скинию, золотых херувимов и проч. (2 а –3 а ). Кроме того, в Ветхом Завете мы видим не мало предметов, служивших образами или прообразами Новозаветных лиц – Господа Иисуса Христа ( Быт.49:9 ; Исх.17:6; 12:3 ; Дан.2:34 ), Божией Матери ( Исх.3:2 ; Суд.6:37–40 ) и четырех Евангелистов – Иез. гл. 21 (3 а –4 а ). Началом образа служит Сам Бог , как родивший Сына – «образ Бога невидимого» ( 2Кор.4:4 ) – и сотворивший человека по образу своему и по подобию. Притом же Господь благоволил являться в Ветхом Завете в различных видимых и чувственных образах ( Дан.5:9 ; Быт.3:8, 28:13 ; Исх.33:23 ; Ис.6:1 ; 3Цар.22:19 ; Мф.3:16 ). Точно также и ангелы, духи бесплотные, принимали на себя телесный вид, когда являлись людям (4 аб ). (Гл. II). Вторая мысль доказывается также 1) на основании св. Писания и главным образом Ветхого Завета. Последнее свидетельствует, что Иудеи воздавали религиозное почитание и молитвенное поклонение многим предметам и лицам, служившим образами или символами Божества и Его присутствия. Так, праотец верующих Авраам кланяется трем странникам ( Быт.18:1–2 ); Моисей и весь народ Еврейским поклоняются столпу облачному ( Исх.33:9–10 ), Иисус Навин и пророк Даниил падают ниц пред Ангелом ( Нав.5:14 ; Дан.10:15 ); четыре животных и 24 старца кланяются Агнцу ( Апок.5:6–10 ); патриарх Иаков на месте явления ему Бога ставит каменный столп, называет его домом Божиим и молится пред ним – Быт.28:19–22 (8 а –11 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Желания плоти и помыслов, все эти слуги фараоновы, изнуряют нас тяжкими работами по строительству трех городов: Пифона, Рамессина и Илиополя ( Исх. 1:11 ), которые не иное что есть, как сластолюбие, славолюбие и сребролюбие, заключающие в себе всякий вид греха. Природные свойства души, как вложенные Богом, не могут не противиться греху, и потому Египтяне, представляя собой гибельные страсти, с жестокостью принуждают сынов Израилевых, т.е. различные умозрения о сущем, к работам греховным, делая жизнь их горькою от тяжкой работы над плотскими страстями, представляемыми глиною и кирпичами ( Исх. 1:13–14 ). Работа по созданию кирпичей не дает очам воззреть на небо, заставляя смотреть на землю и ковыряться в ней. Вот почему душа, когда ею овладевает диавол, попирает свой разум и не может ни о чём духовном мудрствовать, всегда думая только о земном и совершая грех на деле. А чтобы жизнь духовная не появилась каким-нибудь образом в человеческой природе, царь египетский – тот, который не знал Иосифа ( Исх. 1:8 ), а следовательно, не знал и закона Господня, – повелевает повивальным бабкам умерщвлять всякого младенца мужеского пола при самом его рождении ( Исх. 1:16 ). Это означает, что всякий помысл о Божественном, возникающий в душе человека, диавол старается подавить сразу же при помощи двух видов забвения: забвения вечности жизни души – Шифру – и забвения временности жизни тела – Фуу ( Исх. 1:15 ), боясь, что, когда случится война между добром и злом, соединится он с благодатью Божией и вооружится против него, и выйдет из земли египетской ( Исх. 1:10 ). Когда же не получается через Шифру и Фуу добиться своего, фараон велит всему народу своему, т.е. разным греховным помыслам, всякого новорожденного у Евреев – всякое доброе расположение души, бросать в реку ( Исх. 1:22 ) – этот поток жизни, волнуемый непрерывными заботами, которые, поглощая своей суетой, не дают дышать под водами своими любым мыслям о Боге и Божественном. Однако попечительные помыслы, будучи родителями добродетельных порождений, когда жизненная необходимость принуждает предать житейским волнам полученный от Бога закон, помещают его в корзинку из тростника, осмоленную асфальтом и смолою, чтобы не погряз он в глубине многоразличной многозаботливости ( Исх. 2:3 ). Эта корзинка есть не что иное, как предначертание того ковчега завета Господня ( Чис. 10:33 ), в котором хранятся скрижали Закона с начертанными на них заповедями Божиими ( Втор. 10:5 ). Корзинка, представляя собой начатки богопознания, хотя еще и приземленные, хранит находящегося в ней, подобно ковчегу Ноеву, поддерживая его над житейскими волнами и спасая от гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Повествование о переходе через Чермное море (см.: Исх. 13:20 – 22; 14:1 – 32; 15:1 – 19 ) читается в качестве шестой паремии на вечерне Великой Субботы, накануне новозаветной Пасхи, повествуя о событиях Пасхи ветхозаветной. То же повествование, но в более кратком виде (см.: Исх. 14:15 – 18, 21 – 23, 27 – 29 ), читается в качестве второй паремии на вечерне Крещения, прообразом которого и был переход через Чермное море. Повествование об услаждении горьких вод Мерры (см.: Исх. 15:22 – 27; 16:1 ) читается в качестве третьей паремии на вечерне Крещения, в числе ветхозаветных чтений о роли вод в Священной истории. То же повествование читается в качестве первой паремии на праздники Кресту, который был прообразован древом, усладившим горькие воды Мерры. Повествование о богоявлениях Моисею на горе Синай читаются в качестве первой (см.: Исх. 24:12 – 18 ) и второй (см.: Исх. 33:11 – 23; 34:4 – 6, 8 ) паремий на Преображение, когда вспоминается явление Христу Моисея и Илии. Повествование о сооружении Моисеем скинии (см.: Исх. 40:1 – 5, 9 – 10, 16, 34 – 35 ) читается в качестве первой паремии на праздник Введения, когда в храм Божий вошла Пресвятая Богородица, Сама являвшаяся храмом, вместившим Божество воплощенного в Ней Христа. Кроме того, благодарственная песнь Моисея по переходе Чермного моря (см.: Исх. 15:1 – 19 ) является первой библейской песней великопостных утрень и образцом первой песни канонов. Основные богословские идеи Завет Божий Завет, заключенный Богом еще с Авраамом (см.: Быт. 15:5 ), становится основой для заключения завета Синайского. Ягве помнит Свои обещания патриархам (см.: Исх. 2:24; 3:6; 6:3 ) и поэтому посылает Моисея к их потомкам. Прежде заключения завета на Синае Бог через Моисея предлагает народу его условия: Сам обещает сделать его Своим уделом из всех народов... царством священников и народом святым ( Исх. 19:5 – 6 ). От народа же требует: слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой ( Исх. 19:5 ). Содержание этого завета обычно называют этическим монотеизмом, раскрывшимся в учении пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Незаконная связь, проституция, содомия, coitus interruptus, гомосексуальность, инцест, соитие с женщиной во время менструации строго воспрещаются законом. Для мужчины адюльтером считается связь с замужней женщиной. Связи со свободными женщинами и наложницами не возбраняются. Блуд и адюльтер вызывают бесплодие не только женщины, но и земли. Их следствие – это голод: оскверненная таким образом страна должна отвергнуть преступный народ ( Лев.18, 20:10–22 ; Втор.11:17 ). Женский адюльтер и проституция – знаки неверности Израилю, обмана Бога и идолопоклонства ( Исх.34:16 ; Чис.15:39 ; Втор.31:16 ). Женская измена – тяжкий грех , подлежащий суровому наказанию, однако женщина может всегда прибегнуть к суду Господа, чтобы доказать свою невиновность: она должна выпить горькую воду. Если она виновна, ее чрево вздуется, и она будет принародно обесчещена, что послужит примером другим ( Чис.5:12–31 ). Добродетель определяет не только детородную способность, но и красоту и пол детей. Семья Под семьей подразумевается потомство одного отца: в более широком смысле, это национальная общность, ведущая свое начало от Иакова, каждое из двенадцати колен, являющихся потомками его двенадцати сыновей, каждый из кланов, которые составляют эти колена, «мишпаха», и, наконец, каждый из домов отца, «беит аб», которые формируют кланы ( Втор.29:17 ; Нав.7:14 ; 1Цар.10:21 ; Исх.6:14 ; Чис.3:14 и далее). Этот «дом отца» составляет наиболее органичную часть семьи и напоминает то, что мы теперь называем этим термином ( Исх.12:21 ). Это объединение семейных ячеек, которое после смерти отца братьев реорганизуется в «дома отца», главами которых являются его сыновья. «Мишпаха» в самом широком смысле увековечивает имя патриарха, имя, которое она носит год от года: важно не только его могущество и количество потомков, но также генеалогическая линия в целом. Так, процветающий «дом отца» может быть более многочисленным, чем клан, который находится в упадке. Могущественный клан также может объединять большее количество людей, чем племя в состоянии кризиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010