В апологе животным и неодушевленным предметам приписываются человеческие, невозможные для них в действительности действия человеческие, невозможные для них действительности действия — для наглядного изображения какой-либо истины и для усиления назидательного впечатления. Таков аполог в Суд. 9:8–15 — о деревьях, избиравших себе царя, или аполог у пророка Иезекииля — о двух орлах (17:1-10), также аполог Иоаса царя Израильского (4 Цар. 14:8-10-2; Пар. 25:18–19) о терне и кедре. Есть еще в Писании некоторые чрезвычайные виды Божественного Откровения. Так нередко пророки патриархи и другие избранные мужи, иногда в добросовестном состоянии, иногда же сновидениях, удостаивались созерцать некоторые события, образы и явления с таинственным смыслом, указывающим на будущее событие. Эти таинственные образы и явления называются видениями. Таковы, например, видения Аврааму при вступлении в завет с ним Бога (Быт. 15:1-17), видение Иаковом таинственной лестницы (Быт. 28:10–17), видение пророком Иезекиилем (27) поля с человеческими костями и др. Таинственный смысл Писания называется символом, когда мысли Писания раскрываются через особенные внешние действия, которые, по повелению Божию, совершались Его избранникам. Так пророк Исайя, по повелению Господа, три года ходит нагим и босым в предзнаменование грядущих бедствий египтянам и эфиоплянам, когда Ассирийский царь отведет их в плен нагими и босыми (Ис. 20). Пророк Иеремия в присутствии старейшин разбил новый глиняный сосуд в ознаменование разрушения, предстоящего Иерусалиму (Иер. 19). Способы изъяснения, заимствуемые а) из самого Священного Писания . Во-первых, таким образом, следует считать толкования самими священными писателями разных мест Писания: таких толкований на Ветхий Завет в особенности много в книгах Нового Завета. Например, на вопрос — почему ветхозаветный закон дозволял разводы по разным случаям? Спаситель отвечал фарисеям: «Моисей по жестокосердию вашему позволял вам разводиться с женами вашими, с начала же не было так» (Мф. 19:8). Здесь — прямое толкование духа Моисеева законодательства, данного применительно к нравственному состоянию ветхозаветного человека. Объяснения же древних пророчеств ветхозаветных преобразований в книгах Нового Завета весьма многочисленны. Для примера можно указать Мф. 1:22–23; Ис. 7:14; Мф. 2:17–18; Иер. 31:15; Ион. 19:33–35; Исх. 12:10; Деян. 2:25–36; Пс. 15:8-10.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Пляска (chul, machol) во все времена была любимым общественным развлечением девушек и жен ( Иер.31:4 ), которому подражали даже дети, играя на улице ( Иов.21:11 ; Мф.11:17 ; Лк.7:32 ), и исполнялась женскими хорами для выражения национальной радости, особенно победных торжеств ( 1Цар.18:6 ) и религиозных праздников ( Исх.15:20 ; Суд.21:21 ); при последних случаях, по крайней мере в древнее время, и мужчины выражали радость сердца танцами ( 2Цар.6:5,14 ). 1058 Танцы состояли, вероятно, в кругообразных движениях ритмически правильными шагами и с живыми телодвижениями, причем женщины ударяли руками в адуффы и кастаньеты ( Суд.11:34 ), а при национальных торжествах употреблялись игры и другие развлечения ( Пс.69:25; 150:4 ). – О публичных танцовщицах, которых часто можно находить на новейшем востоке, во времена в. завета нельзя открыть никаких свидетельств. Танцевание дочери Иродиады пред мужчинами на невоздержном пиршестве ( Мф.14:6 ) возможно было между иудеями только благодаря влиянию испорченных греческих нравов. § 137. Музыкальные инструменты Уже прародители израильтян вынесли из халдеи простые струнные и духовые инструменты ( Быт.4:21; 31:27 ); с остальными израильтяне могли познакомиться в Египте, и позднее, быть может, изменили их в некоторых частях и усовершенствовали, хотя о форме и свойстве большей части из них нам неизвестно с подробностью. 1059 – Различные, упомянутые в в. завете музыкальные инструменты (clejschir) разделяются на духовые, струнные, и ударно-колебательные инструменты. 1. Из духовых инструментов волынка (ugab вид дудки), есть древнейший ( Быт.4:21 ; Иов.21:12 и др.) y халдеев он назывался sumphonja.·( Дан.3:5,10 ), как и теперь еще в Италии свирель называется sambonja. 1060 – Сюда принадлежала флейта (chalil), делавшаяся из тростника, дерева и рогов, – инструмент вообще очень любимый древними, употреблявшийся при радостной и печальной музыке ( Ис.5:12 ; Мф.9:23 ), но однако не употреблявшийся израильтянами при богослужении. 1061 – Напротив труба употреблялась, согласно предписанию Чис.10:2 , только для священных действий: в нее трубили надувая (thekah) и колебля звук (heriah) священники частью для подачи сигналов обществу, частью при жертвенном культе и в праздничные дни. 1062 – Равно и рог (schophar, buccina) со своим глухим, далеко слышным звуком употреблялся только для подачи сигналов и при общих народных праздниках, но никогда – для частных целей при домашних или семейных торжествах. 1063

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Скажешь: Евангелие Бог нам дал подлинно по милосердию Своему, но о законе, который есть письме убивающее ( 2Кор. 3:6 ) и гнев соделовает ( Рим. 4:15 ), не так думать надобно. Ответствую: И закон по милосердию Своему Бог писанию предал, ибо ежели б сего Он не сделал, то хуже бы скотов мы жизнь нашу провождали. Почему Псаломник особенное благодарение воздает Богу, что Он возвестил слово Божие Иакову, оправданья и судьбы Своя Израилю ( Пс. 47:8 ). 2) О вине служебной. §36. Вина служебная Св. Писания суть пророки и апостолы ( 2Пет. 1:21 ; Исх. 17:14, 34:27 ; Ис. 8:1, 30:8 ; Авв. 2:2 ; Откр. 1:11, 21:5 ; Мф. 10:20 ). §37. Хотя священные писатели предали писанию не только то, что им было из откровения известно, но изъяснили письменно и то, что чувствовали ( 1Ин. 1:1–4 ) или другим опытом могло быть явственно, однако ничего не писали без Божественного вдохновения – как в рассуждении самых вещей, о коих пишут, так и в рассуждении слов и образа речи, каковые ими употреблены. Сия истина, во-первых, доказывается из намерения Св. Писания, которое состоит в том, дабы научить людей, каким образом получить вечное спасение чрез веру во Христа, и дабы подать им самое точнейшее правило в вере и жизни добродетельной, никогда в погрешность привести не могущее ( Ин. 20:31 ; Пс. 118:105 ; 2Тим. 3:16, 17 ; 2Пет. 1:19 ; Пс. 18:8 ). Но таковое намерение тщетно бы осталось, ежели бы не только вещи, и самые слова от Самого Бога не были вдохновенны. Второе, и самое Св. Писание сие довольно доказывает, особливо Павел святый ясно подтверждает, что все Писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде ( 2Тим. 3:15, 16 ). Сему согласует и Петр святый, то же подтверждая во втором послании, где говорит, что от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы ( 2Пет. 1:21 ). Третье, особливо же ясное находим свидетельство Христа Спасителя, обещающего Духа Святого послать апостолам ( Лк. 24:49 ; Ин. 15:26 ). Что и действительно исполнилось, когда в скончании Пятидесятницы ислолнишася вси Духа Святаго и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше провещавати ( Деян. 2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Где же тут «умерщвление плоти», ее «проклятие», ее «бесовское происхождение»?!. Где «страх перед наготою тела как перед чем-то постыдным, прелюбодейным и оскверняющим»?! 29 Где отрицание «божеского» в животном и растительном царстве?!. Где отсутствие связи между человеком и остальным миром?!. Где, наконец, отрицание Богом мира, где мир как отрицание Бога?!. Разве не беспредельное уважение человека к своей плоти, и притом к плоти обнаженной, – не таинственно-божественную связь между всем миром и человеком, а чрез последнего и с Богом, – не мир как утверждение Бога и не Бога как творца мира во всем разнообразии его плоти возвещают уже первые главы книги Бытия, когда рисуют изначальный, или идеальный, миропорядок?!. Ну а далее? Под влиянием злобно-разумной силы человек познает зло, в нем появляется «похоть плоти, очес и гордость житейская»... 30 Тогда-то он впервые узнает, что «наг», и, убоявшись своей наготы, спешит скрыть ее под смоковным опоясанием ( Быт. 3:7–11 ). За этим первым нарушением мировой гармонии идут другие. Жена из помощницы мужу превращается как бы в рабу его; ее половые отношения к нему извращаются: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей: в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3:16 ). Муж обрекается на скорбный труд... Появляется смерть... Проклинается земля за грех человека и человек проклинается от земли за невольное участие ее в его преступлении... 31 И если теперь мы пройдем через всю историю библейского Израиля, то увидим, что его отношение к своей плоти как к святой, что его религиозное общение с «Божиею тварью» и со «всей многообразной языческой плотью» все более и более проявлялось по мере роста его земного могущества и благоденствия. Вспомним сказания Библии о том, как Сам Господь и Ангелы Его являлись во плоти человека ( Быт. 18 ; Дан. 7 ), как херувимы изображались с лицами человеческими ( Иез. 41:19 ), как знамения Своего завета Господь клал на плоти человека ( Быт. 17 ; Второз. 6:7–9), как жестоко был наказан Хам за осмеяние наготы отца своего, которая для других сыновей Ноя была святыней, своего рода «ковчегом откровения, на который Израильтянам нельзя было смотреть» ( Быт. 3:21; 9:22–23 ; Числ. 4:15–19–20 ), как сильно желал Иосиф окончательно почить костьми своими в земле обетованной, в месте постоянного пребывания его сынов ( Быт. 50:25–26 ; Нав. 24:32 ), как «чтились» у Израильтян кости и тела праведных мужей ( Сир. 48:49 ; Ис. 66 ; Пс. 33 ; 4Цар. 23 ), как заботились израильтяне о чистоте тела, узаконив «различные омовения, до плоти относящиеся» ( Числ. 19 ; Евр. 9:10–13 ), как жестоко они карали осквернивших тело свое чрез оскопление ( Втор. 23:1 ), как всего себя и плоть и кровь свою Израиль считал «святым» ( Исх. 19 ), как, наконец, и что особенно важно, он учил о воскресении для жизни вечной «мертвых тел» ( Ис. 26:19 ; Ин. 11:24 ; Лк. 20:27–39 ; Деян. 24:14–15 )!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/n...

Первые две главы этого раздела описывают пункт за пунктом различные жертвы, которые Израиль должен приносить Господу. Всего ярко освещено восемь различных случаев. Я перечислю их в левом столбике таблицы 13 с параллелями из другого культового календаря в Пятикнижии ( Исх. 23:10–19; 34:18–24 ; Лев. 23:1–44 ; Втор.16:1–17 ). См. таблицу 13. Жертвоприношения Израиля Господу были в форме животных, чистой муки, елея и вина. Книга Чисел (28–29) знакомит нас с точным количеством, или долей того, что должно приноситься в конкретном случае. Жертвы животных перечислены в таблице 14. Количество животных, приносимых в качестве жертвы всесожжения, численно превосходит животных, которые приносились в жертву за грех, примерно в отношении 40:1. В нашем исследовании Книги Левит мы видели, что жертва всесожжения, в отличие от жертвы за грех, в первую очередь не является искупительной по своему назначению. Скорее, она является выражением хвалы и благодарности. Это, таким образом, отмечает выдающуюся особенность еврейского поклонения. Интересно отметить также, что только для праздника кущей было характерно определенное, причем уменьшающееся, количество животных, точно оговоренное на каждый день. Один этот праздник покрывает примерно 60 процентов всей суммы тельцов, 40 процентов всей суммы овнов и 36 процентов всей суммы козлов. И вновь, как мы уже заметили в непосредственно предшествовавших главах, Книга Чисел определяет для Израиля линию поведения, которой он должен последовать после того, как поселится в Палестине. Земля будет поделена (гл. 26), Иисус Навин будет вождем (гл. 27), и жизнь Израиля будет проникнута поклонением (гл. 28–29). Таблица 13. Культовые календари Числа (28–29) Исход (23:10–19) Исход (34:18–26) 1. (28:3–8) 2. (28:9:10) 3. (28:11–15) 4. (28:16–25) 5. (28:26–31) 6. (29:1–6) 7. (29:7–11) 8. (29:12–38) Ежедневное приношение Субботнее всесожжение Всесожжение в новомесячия Жертвоприношение на Пасху и праздник опресноков Жертва на Пятидесятницу (праздник седмиц/первых плодов) Жертвоприношение на новый год Жертвоприношение в день Искупления Жертвоприношение на праздник кущей

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

ради избранных. Т.е. ради народа Божиего (ст. 22,27). 13 вот, здесь Христос. См. ком. к ст. 6. 13 знамения и чудеса. Иисус считает знамения и чудеса прерогативой Мессии, хотя признает, что они будут сопровождать и лжемессий. 13 в те дни. Поскольку в ВЗ слова «те дни» специальный термин для обозначения конца времен ( Иер. 3,16 ; Иоил. 3,1 ; Зах. 8,23 ), возможно, Иисус здесь также говорит об этом (ср. 13,7), подтверждением чему служит и слово «тогда» (ст. 26), где речь явно идет о Втором пришествии (см. ком. к ст. 26). солнце померкнет. Эсхатологические образы, созвучные Ис. 13,10 и 34,4. 13 грядущего на облаках. Облака символизируют Божие присутствие ( Исх. 19,9; 24,15–18 ). Если отличительными особенностями первого прихода Сына Человеческого были Его страдания и унижение (см. ком. к 8,31), то Его пришествие в «конце времен» станет откровением Его божественной славы. Иисус описывает Свое пришествие в образах, заимствованных из Дан. 7,13.14 . 13 от четырех ветров. Т.е. со всего света. 13 От смоковницы возьмите подобие. В Писании смоковница служит обычно символом Израиля. Однако в данном случае Иисус имел в виду иное. В отличие от остальных лиственных деревьев, растущих в Палестине, смоковница теряет листья на зиму и зацветает поздней весной. Так и ученики, в отличие от остальных людей, которые будут устрашены надвигающимися «болезнями», должны возрадоваться, ибо бедствия знак того, что Второе пришествие Христа «близко, при дверях» (ст. 30). 13 род сей. Поколение живущих в упоминаемое время; общность людей, происходящих от одного общего предка (см. Мф. 23,36 ). В данном контексте следует, по-видимому, принимать оба значения. 13 Небо и земля прейдут. Небо и земля существуют во времени, слова же Иисуса имеют вневременной, вечный характер. См. статью «Учение Иисуса». 13 ни Сын. Иисус указывает здесь на два момента: 1) исключительность Своих отношений с Отцом, основанных на том, что Он является Сыном от вечности; 2) во время земной жизни Иисуса в человеческой плоти Его знание ограничено.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Взывающий о помощи находится в величайшей опасности (ст.5) 462 ; его усиленный вопль и ожидания были доселе напрасны (ст.4). Бесчисленное множество ненавистников и гонителей окружают его и делают ему несправедливые притязания (ст.5) 463 . Бог, ведущий грехи молящегося (ст.6) 464 , знает, что он не заслужил таких страданий; поэтому да не посрамит Он его, а с ним (о мне) и всех богобоящихся, но да спасет его из этих страданий (ст.7). Враги его преследуют и издеваются над ним только потому, что он верный слуга Божий (ст.8) 465 , и даже самые близкие его враждуют против него только потому, что он ревнует по славе Божией, о Его богослужении (9–10) 466 . Чтобы подвигнуть Господа к отвращению таких страданий, молящийся подверг себя тяжелому посту, надел печальную и покаянную одежду, но и над этим смеялись враги его (ст.11–12) 467 ; на публичных местах (во вратех) и в питейных домах он стал предметом насмешек (ст.13) 468 . – В таком положении страдалец обращает свою молитву к Господу: настало время, чтобы Он открыл свою милость (благоволение), дал помощь по своей милости и верности обещаниям (ст.14) 469 . Да, Господи, изми меня от угрожающей опасности (ст.15–16) 470 , скоро услышь меня (17–18), и спаси мя (ст.19); Ты знаешь мое печальное положение (20) и ведаешь, что я (без Тебя) только еще большее должен испытать поношение и бедствия, и не найду участия (ст.21) 471 . Все удовольствия жизни (пища и питье) стали горьки мне (ст.22) 472 . – Таким образом накажи их за это (23–29) 473 . Обрати нынешнее их счастие (трапеза) в погибель, пусть оно будет им причиною их падения (23), порази их слепотою и навсегда сокруши их силу (24); в полноте гнева твоего (25) опустоши их жилище (26); ибо они уже довольно сильно преследуемого Тобою еще больше замучили (27); предай их ожесточению (28), и вычеркни их из книги живых, т.е. предай их, как нечестивых (ср. Пс.36 ), ранней смерти ( Исх.32:82 ; Дан.12:1 ), не дай им, как даешь праведникам, насладиться долгою жизнию. – Во время молитвы он получает уверенность, что Бог накажет врагов, и спасет его; правда, говорит он, теперь я нахожусь еще в печальном положении, но Бог спасет меня (30), тогда я принесу Ему жертву благодарения (31), которая Ему приятнее, чем (только) внешняя жертва 474 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

С практической стороны ритуал принесения мирной жертвы был почти таким же, как и при жертве всесожжения: приноситель так же возлагал руку на голову животного (при этом, возможно, говорил благодарственную молитву), затем закалывал и разделывал его, священник окроплял кровью жертвенник. Главным отличием от жертвы всесожжения было то, что на жертвеннике сжигались только части, содержащие сало (то есть внутренний жир, почки, сальник на печени, курдюк овцы). Тук животного был символом всего самого лучшего и ценного, поэтому его сжигание на жертвеннике означало, что наилучшее в животном предназначалось Богу. После сжигания тука грудь 49 и правое плечо животного отдавались священникам (причем грудь шла в пользу всех священников, а правое плечо доставалось совершителю жертвоприношения – Лев.7:28–34 ), а все остальные части туши возвращались семье, принесшей жертву. Приноситель готовил 50 мясо и устраивал радостное праздничное пиршество, в котором участвовали члены его семьи и, возможно, другие израильтяне. Таким образом, человек разделял свою трапезу с Богом и другими людьми, и потому в мирной жертве наиболее четко отражается мотив радости и духовного ликования человека пред Господом. Само вкушение мяса мирной жертвы было богослужебным действием, так как для этого требовалась ритуальная чистота и люди, находившиеся в состоянии нечистоты, не могли есть этого мяса ( Лев.7:20–21 ). Важно отметить, что именно мирная жертва среди всех видов жертв в наибольшей степени была прообразом Таинства Евхаристии, так как мирная жертва сопровождалась Трапезой Господней и слова Иисуса Христа на Тайной Вечере сие есть Кровь Моя Нового Завета ( Мк.14:24 ) напоминают Исх.24:8 , где кровь мирных жертв называется кровью завета. 2.2.3. Жертва за грех (Лев. 4:1–5:13) Название этой жертвы в еврейском тексте (хаттат) происходит от слова (хата), которое буквально означает «оступиться, допустить промах, ошибиться» (в русском переводе – согрешить). Еврейский закон проводил различие между случайными и осознанными грехами. Как сказано в Лев.4:2 , жертва «хаттат» приносилась в том случае, если человек грешил по ошибке. Последнее выражение – перевод еврейского слова (бишгага), производного от глагола, означающего «блуждать, заблуждаться». Следовательно, выражение согрешить по ошибке подразумевает невольный грех , то есть когда человек в момент совершения действия не осознавал его греховности и лишь позднее понимал, что совершил преступление против закона Божия. Этот невольный грех был не преднамеренным актом мятежа и неповиновения Богу, а следствием человеческой слабости, проявлением греховной испорченности людей, связанной с грехом прародителей. Если же человек «грешил высокомерно» (это выражение обозначает умышленные грехи безнравственного человека), то Закон к нему был исключительно строг и за грехи подобного рода никаких жертв не предусматривалось ( Чис.15:27–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010