Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 37, 39; 2003, 2004 Историко-экзегетический анализ Часть II. Толкование Введение. Традиционные принципы экзегесиса книги Христианское истолкование. Каковы принципиальные линии святоотеческой интерпретации книги Иисуса Навина? Очень схематично можно говорить вместе с Розарио Сконьямильо 1 , опирающимся в свою очередь на труды Даниелу, о трех типологических линиях этой интерпретации: а. Типология Матфея. Все ветхозаветные пророчества и прообразы исполняются на Иисусе Христе, как это предстает в Евангелии от Матфея. К примеру, победа Иисуса Навина над Иерихоном — образ победы Иисуса Христа над миром. Эта типология раскрывается прежде всего теми христианскими авторами, которые стремились показать последовательность и взаимосвязь между Ветхим и Новым Заветами. б. Типология Иоанна. Ветхозаветные образы соотносятся с жизнью Церкви и ее таинствами. Так, переход Иордана рассматривается как прообраз крещения. Этот аспект интерпретации был предпочтительным в тайноводческих катехизисах древней Церкви. в. Типология Филона (психологическая). Как известно, Филон Александрийский — первый, кто применил метод греческой аллегории к истолкованию Священного Писания. Как Филон аллегорически связывал Библейские повествования с состоянием человеческой души, так вслед за ним и многие отцы Церкви находили в исторических описаниях Библии описания внутреннего мира человека. К примеру, в битвах Иисуса Навина против хананеев Отцы усматривали описания духовной брани против собственных врагов: пороков, грехов, бесов и т. п. Так, Ориген говорит, что хананеев, ферезеев и иевусеев мы носим в себе 2 . Психологический экзегетический метод, развивавшийся александрийским, а затем каппадокийским богословием, широко применялся в древней аскетической литературе. Конечно же, ни одна линия интерпретации не исключает двух прочих: часто у Отцов мы встречаем синтез двух и даже трех моделей. Соответственно этим линиям интерпретации и строятся святоотеческие толкования книги Иисуса Навина. Основных типов истолкования книги — два: экклезиологический и эсхатологический. Когда книга прочитывается в экклезиологическом ключе, тогда пустыня — это мир, Иордан — крещение, земля обетованная — Церковь; под руководством Вождя-Иисуса верующий Его словам водами крещения переходит из пустыни греха в Церковь. Хананеи с их твердынями означают в таком случае духовную брань христианина со страстями. В символике эсхатологического прочтения Иордан является границей между этой, земной жизнью и будущей, небесной. Воды иорданские — смерть, переход в жизнь вечную, в Небесный Ханаан. Хананеи — злобные бесы воздушных мытарств. Только будучи ведомы Иисусом, мы можем не страшиться смерти, можем вступить в небо.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Первая Книга Ездры Название книги Священная книга, продолжающая историю еврейского народа после пленения его и, непосредственно следующая за книгами Паралипоменон, надписывается в еврейской Библии просто «Ездра», т. е. именем своего писателя. В нашей же славянской Библии она называется «Первой Книгой Ездры»; ибо в священном кодексе есть и еще несколько книг с именем Ездры. Исторические сведения о Ездре Писатель исследуемой книги сам говорит о себе в 1Ездр. 7:28 , что он собрал глав Израиля, чтобы выйти из Вавилона в Иерусалим. А повеление собрать для этой цели глав Израиля получил от Артаксеркса св. Ездра. Значит, писателем 1-й книги Ездры был тот самый ученый священник Иудейский, который столь много послужил восстановлению истинной веры и благочестия в народе Иудейском после плена Вавилонского. Это мнение основывается, кроме этого, на твердом предании церкви Иудейской, а также и на единодушном, почти, мнении толковников – не только древних, но и новых 829 . Богодухновенный священник и книжник Ездра 830 был первосвященнического рода и происходил по прямой линии от Елеазара, сына Ааронова 831 . Ближайшего же предка Ездры Писание указывает в лице первосвященника Сераия 832 , того самого, как думают, который лет полтораста тому назад умерщвлен был по приказанию Навуходоносора, при самом начале плена Вавилонского 833 . Святая ревность Ездры о законах Иеговы и глубокие его познания в этих законах свидетельствуются, можно сказать, на каждой странице его книги. Политическая и религиозная деятельность Ездры начинается с седьмого года Артаксеркса Долгорукого, или с 459 года до Р. X. Лет восемьдесят тому назад, по указу Кира, плененные Иудеи ужевозвратились из пределов Вавилонских на свою родину, под предводительством первосвященника Иисуса и вождя Зоровавеля. Построен был и храм на месте прежнего, и восстановилось богослужение. Между тем, в семейную и религиозную жизнь возвратившихся Иудеев постепенно вкралось множество неустройств и беспорядков. Тогда-то и вступает на высокое служение вере отцов и своей национальности великий священник Ездра, имевший огромное влияние на царя Артаксеркса 834 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Пн Митрополит Калузький Климент: Книга, яка у порятунку 13 березня 2023 р. 14:13 14 марта отмечается День православной книги. В этот день (1 марта по старому стилю) в 1564 году на Руси была издана первая точно датированная печатная книга — «Апостол» Ивана Федорова. С 2010 года по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в память об этой дате установлен День православной книги. О значении этого праздника, о русской классике и современной литературе в интервью «Литературной газете» рассказывает председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . — Владыка, расскажите, пожалуйста, о праздновании Дня православной книги в 2023 году. Какие главные события запланированы? — По сложившейся традиции в самых разных форматах пройдут мероприятия на всем пространстве канонической территории Русской Православной Церкви — книжные выставки, презентации изданий, мастер-классы и открытые уроки будут организованы во всех епархиях. Программа мероприятий представлена на интерактивной карте празднования на сайте Издательского Совета. 12 марта на православном телеканале «Спас» пройдет центральное мероприятие праздника — телемарафон, в котором примут участие писатели, литераторы, общественные деятели. В этом году важной темой является поддержка книжной культуры на Донбассе. Издательский Совет совместно с телеканалом «Спас» при участии православных издательств и при поддержке Издательской программы Правительства Москвы осуществил доставку в епархии Донецкой и Луганской народных республик более 8 000 экземпляров книг. Детская, художественная, историческая и духовная литература передана в библиотеки, школы, детские дома и приходы разных городов и поселков Донбасса. Это непременно послужит развитию интереса к чтению и книжной культуре в это непростое время. В рамках празднования Издательский Совет проведет православную книжную выставку-форум «Радость Слова» в Ульяновске, а также при участии Издательского Совета состоится открытие Дня православной книги в Хабаровске. В этих мероприятиях будут участвовать лауреаты Патриаршей литературной премии Виктор Николаев и Олеся Николаева. В ходе поездки в Хабаровск Виктор Николаевич Николаев посетит также Ванинскую епархию и проведет творческие встречи с читателями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6009425...

Предисловие В Бозе почивший преосвященнейший Михаил, епископ Курский, незадолго до своей кончины, решил издать в печати все свои академические чтения по св. Писанию Ветхого и Нового Завета, под общим заглавием: „Библейская наука“, в нескольких книгах. За постоянным недосугом, редактировать своих лекций владыка не мог и поручил это дело мне. Приступлено было к переписке лекций с подлинных тетрадей, собственноручно писанных, хотя и четко, но весьма мелко и со многими поправками. Но приблизившаяся неожиданно кончина владыки решительно приостановила дело и грозила намерению владыки остаться неисполненным. Но, при описи имущества почившего, душеприказчики его передали все лекции мне – по указанию присутствовавшего при похоронах архиепископа Литовского, высокопреосвященнейшего Алексия, который, как единственный и самый интимный друг преосвященного Михаила, хорошо знал его намерение в отношении его ученых произведений. Тем не менее, во избежание нареканий, недоумений и т. п., я обратился с просьбой за согласием издать лекции преосвященного Михаила в Киево-Печерскую лавру, которой отказаны его печатные, общедоступные труды. Духовный собор Киево-Печерской Успенской лавры журнальным определением, состоявшимся 20 января и утвержденным его высокопреосвященством, митрополитом Киевским 1 февраля 1893 года, предоставил мне право беспрепятственного издания в печати всех лекций преосвященного Михаила. О чем духовный собор лавры и уведомил меня отношением от 6 февраля того же 1893 года, за 1678. По получении мной известия из лавры о согласии на издание мною лекций преосвященного Михаила, мною скоро было приступлено к пересмотру и переписке, а затем и к печатанию лекций, первоначально по Ветхому Завету, под общим заглавием: „Библейская наука“. Так мною издано уже три книги „Библейской науки“: I. Краткий очерк истории толкования Библии . II. Пятокнижие Моисеево. III. Исторические книги Ветхого Завета. Теперь печатается IV. Учительные книги Ветхого Завета. Изданные книги нашли уже сочувственный отзыв в духовных журналах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/a...

Представители Русской Церкви приняли участие в презентации книги Ф.В. Разумовского «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!» 11 октября 2017 г. 12:13 10 октября 2017 года в Государственном историческом музее в рамках Международной научной конференции «Великая российская революция 1917 года: сто лет изучения» состоялась презентация книги Ф.В. Разумовского «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!». Книга вышла в Издательстве Московской Патриархии к 100-летию Всероссийского Церковного Собора и восстановления Патриаршества. В презентации участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ; и.о. главного редактора Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай ; автор книги, российский историк, писатель, телеведущий Ф.В. Разумовский; российский историк, кандидат исторических наук, доцент МГУ им. Ломоносова О.Р. Айрапетов; российский журналист и радиоведущий, блогер, писатель А.С. Гаспарян. Модератором встречи выступила ведущая радиостанции «Вести FM» телеканала «Россия» Анна Шафран. Среди присутствующих на мероприятии также были директор Государственном исторического музея А.К. Левыкин, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов , исполнительный директор благотворительного фонда имени свт. Григория Богослова Л.М. Севастьянов. Обращаясь к присутствующим, митрополит Иларион, в частности, сказал: «В течение всего нынешнего года мы вспоминаем печальные события столетней давности, которые привели к радикальному перелому всей истории нашего государства и нашего народа. На протяжении многих лет на телеканале " Культура " выходит замечательная передача " Кто мы? " , автором и бессменным ведущим которой является Феликс Разумовский. Думаю, передача не случайно носит такое название, ибо автор не просто делится своими мыслями и взглядом на исторические события, а всякий раз, обращаясь к тому или иному пласту нашей истории, рассматривает эти события через призму нашей идентичности. Поэтому каждый выпуск передачи является своего рода ответом на вопрос, который вынесен в ее заглавие.

http://patriarchia.ru/db/text/5032652.ht...

прот. Георгий Урбанович Церковно-археологический очерк Содержание Глава I. Западная Анатолия: исторический экскурс Глава II. Религиозно-исторический контекст книги Апокалипсис Малоазийская миссия святого апостола Иоанна Богослова Культ императора и христианство Церковь и власть в образах Книги Апокалипсиса Апокалиптическая литература и Книга Откровения Иоанна Богослова Послание Семи Церквам Книги Апокалипсис Глава III. Семь церквей апокалипсиса в свете богословских и историкоархеологических исследований Ефес История города Язычество и христианская миссия в Эфесе Послание Ефесской Церкви (Откр. 2,1–7) История археологических раскопок в Ефесе Смирна История города Язычество и христианская миссия в Смирне Послание Смирнской Церкви (Откр. 2,8–11) История археологических раскопок в Смирне Пергам История города и царства Язычество и христианская миссия в Пергаме Послание Пергамской церкви (Откр. 2,12–17) История археологических раскопок в Пергаме Фиатира История города Язычество и христианская миссия в Фиатире Послание Фиатирской Церкви (Откр. 2,18–29) Сардис История города и царства Язычество, иудаизм и христианская миссия в Сардисе Послание Сардисской Церкви (Откр. 3,1–6) История археологических раскопок в Сардисе Филадельфия История города Язычество и христианская миссия в Филадельфии Послание Филадельфийской Церкви (Откр. 3,7–13) История археологических раскопок в Филадельфии Лаодикия История города Язычество, иудаизм и христианская миссия в Лаодикии Послание Лаодикийской Церкви (Откр. 3,14–22) История археологических раскопок в Лаодикии Заключение Приложения 1. Индекс персоналий 2. Хронологический указатель имён и династий Словарь терминов Библиография     В книге представлен анализ исторических и библейско-археологических материалов, связанных с изучением Посланий Семи Церквам Книги Откровения св. Иоанна Богослова. Последовательно рассматриваются исторические и религиозно-политические события жизни мало- азийских городов, которым ап. Иоанн Богослов адресует свои послания. Сосуществование христианства и язычества в первые века – апостольская миссия в Малой Азии, столкновения с языческим миром, акты мученичества и исповедничества – всё это представляет интерес для изучения как новозаветной истории, так и истории раннего христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Скачать epub pdf Приложение 2. Протоиерей Александр Классен 97 . Научно-исагогический обзор книги Екклесиаст Книга Екклесиаста привлекает к себе внимание исследователей своим загадочным и трудным для понимания содержанием. Ни одна из книг Ветхого Завета не трактовалась столь противоположно, как эта. Генрих Гейне называл её «Das Hohelied des Skeptizismus», тогда как немецкий учёный Франц Делич увидел в ней «Das Hohelied der Gottesfurcht» 98 р. 168]. Столь же широк и диапазон вариантов толкований этих замечательных размышлений великого мудреца древности. Толкование на книгу Екклесиаста сибирского библеиста и священника протоиерея Геннадия Фаста подаётся в контексте Священного Предания. Для этого используются как творения святых отцов и учителей церкви, так и источники иудейского предания. Органично и непринуждённо звучит мысль автора Толкования, его собственные размышления богато проиллюстрированы примерами из художественной литературы, мировой истории и жизненного опыта самого священника. При толковании использован древнееврейский масоретский текст книги, его греческий (LXX) и латинский переводы, а также различные переводы на русский и немецкий языки. В изложении своего толкования Геннадий Фаст использовал художественный приём – толкование ведётся на фоне образа Соломона, взятого из Агады, согласно которому стареющий царь был на некоторое время за свои прегрешения лишён престола и с посохом в руках странствовал по дорогам земли Израиля, ища во всём, что он видит, смысл жизни и её высшее содержание. Тщетность его поисков создаёт контраст, на фоне которого открывается зияющая пустота этой жизни. Вся интрига в том, что смысла жизни, кажется, вовсе нет. Что же тогда есть человек и откуда в нём острая боль этого поиска? Что об этом говорит загадочная книга Библии «Екклесиаст»?.. О Соломоне существует много еврейских, арабских, эфиопских преданий, сказаний и легенд. Многое в них сказочно и баснословно, но, как и у других народов, этот народный эпос возникал на исторической основе. Сегодня нет достоверных оснований подтверждать или опровергать то или иное сказание. ничего не знаем мы и про историческую достоверность предания Агады о том, что Соломон, оставшись с одним посохом, стал на некоторое время нищим странником. Умер он, в любом случае, будучи на царском престоле в Иерусалиме. Автор книги Екклесиаст и датировка её происхождения

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Том I Том II Том III Том IV Пророк Исайя Несколько слов от автора Вступление Глава I. Исторический порядок пророческих книг Глава II. Четвертая книга Царств от кончины Елисея пророка, до нашествия Сеннахерима при Езекии. Глава III. Езекия, нашествие Сеннахерима. Глава IV. Кончина Езекии. Глава V. Книга пророка Исаии. Вступление Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Несколько слов от автора Настоящий опыт объяснения книги пророка Исаии не имеет никаких претензий на критику текста или его переводов или на освещение текста новыми взглядами. Это есть попытка популярного объяснения этой пророческой книги, преимущественно сопоставлением текстов этой книги с другими местами священного писания. Цель этой попытки дать возможность всякому читателю, хотя бы и неподготовленному специальным образованием, уяснить себе связь между пророчествами Исаии и другими ветхозаветными книгами, и между его пророчествами и исполнением их пришествием на землю Господа нашего Иисуса Христа. Мы знаем все, что книги ветхого завета мало известны в России, и преимущественно оттого, что у нас весьма мало популярных на них объяснений. Ученые же комментарии, изобилующие ссылками, без выписки текстов, очень утомительны для обыкновенного читателя. Вследствие этого в России в интеллигентной среде, -кроме лиц духовного звания, – развились не только индифферентизм, но, смею сказать, некоторое недоверие к ветхозаветным книгам, так что люди весьма образованные часто вовсе не знают Библии . В таком незнании и равнодушии к книгам ветхого завета воспитан был и я. Знакомство мое с ними началось, однако в моей молодости, около полувека тому назад, и познакомили меня с ними английские ученые (не богословы). Многие помнят, как в сороковых годах начались раскопки в Месопотамии, и как приблизительно около того же времени появились первые опыты разбора и чтения гвоздеобразных письмен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Что такое Новый Завет ? Это для нас величина, совершенно точно определенная. Новый Завет – это 27 священных книг: четыре Евангелия, Деяния апостольские, семь соборных посланий, четырнадцать посланий апостола Павла и Апокалипсис. Все эти книги в нашем Новом Завете и расположены всегда в одном и том же определенном порядке. А ведь все эти новозаветные книги появились в разное время, написаны разными лицами в различных местах вселенной того времени, написаны иногда для отдельных людей, иногда для целых Церквей, а иногда и для всей Христовой Церкви. В истории апостольского времени мы не видим такого случая, чтобы апостолы, собравшись вместе, составили список всех написанных ими Евангелий и посланий и в этом именно виде и составе узаконили Новый Завет на все времена. Ничего подобного не было не только в апостольское время, но даже и в последующие века. Церковные писатели до конца II века не говорят о составе Нового Завета. Они наравне с ветхозаветными писаниями пользуются Писанием и новозаветным, приводят иногда множество отдельных стихов из всех почти новозаветных книг, укоряют еретиков, вроде Маркиона, за отвержение тех или других апостольских писаний, говорят о написании различных новозаветных книг определенными историческими лицами, но в то же время мы в церковной литературе II века не встречаем специальных рассуждений о составе Нового Завета во всей его целости, не встречаем точных и подробных списков новозаветных книг. Если так, то состав Нового Завета, значит, определялся уже в церковной истории и определялся церковным сознанием и даже критической мыслью отдельных церковных деятелей, пока состав Нового Завета не был установлен в качестве общеобязательного церковного канона. История определения новозаветного канона есть один из отделов истории общецерковной жизни. Однако церковно-исторические источники I и II веков для истории новозаветного канона не содержат почти ничего. От II века мы имеем по преимуществу литературу апологетическую и полемическую. Апологеты писали для язычников, и им не было нужды говорить о составе христианских священных книг. Еретики, против которых вели полемику церковные писатели II века, не столько отвергали священные книги, сколько искажали их текст и перетолковывали их содержание, пользуясь удобным для этого аллегорическим методом. Другие из еретиков (например: алоги, маркиониты) отвергали некоторые определенные новозаветные книги, и потому церковные писатели защищали апостольское происхождение лишь этих отдельных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

«Русская Православная Церковь. XX век» – летопись XX века с акцентом на церковную составляющую Источник: Православная книга России – Отец Симеон, расскажите, пожалуйста, читателям «Православной книги России» об энциклопедии «Русская Православная Церковь. XX век». – Выход энциклопедии «Русская Православная Церковь. XX век» – большой этап в жизни издательства Сретенского монастыря. Колоссальная работа, в которой принимали участие самые разные люди: и ученые, и издательские работники. Но мне бы хотелось особенно подчеркнуть, что энциклопедия, от замысла и до последней точки, является заслугой отца Тихона (архимандрит Тихон (Шевкунов) – наместник Сретенского монастыря; главный редактор и руководитель проекта). Он сам сформулировал идею энциклопедии, рассказал авторам об этом проекте и поставил перед ними определенные задачи. Он курировал работы над энциклопедией до самого последнего момента, лично все читал, правил – в общем, самым непосредственным образом участвовал в создании этого издания. – Кто стал авторами энциклопедии? – Над энциклопедией работал очень серьезный авторский коллектив, руководителем которого стала Ольга Юрьевна Васильева (заведующая кафедрой религиоведения РАГС, профессор, доктор исторических наук, руководитель Центра истории религии и церкви Института российской истории РАН – прим. корр. ). Ольга Юрьевна много лет занимается вопросами церковно-государственных отношений, у нее есть очень интересная кандидатская и докторская диссертации о служении Русской Православной Церкви в годы Великой отечественной войны и целый ряд интересных и глубоких книг по церковно-государственным отношениям. Под ее руководством над созданием энциклопедии работала группа молодых, но уже известных авторов, например кандидат исторических наук Алексей Беглов (сейчас в Издательском совете (совместно с изд. «Арефа») вышла его книжка «В поисках безгрешных катакомб» – о церковном подполье в СССР). Также в создании энциклопедии принимали участие известный петербургский ученый, доктор исторических наук С.Л. Фирсов, кандидат исторических наук А.В. Журавский, кандидат исторических наук Д.В. Сафонов, доктор богословия, специалист по вопросам украинской автокефалии В.И. Петрушко.

http://pravoslavie.ru/36897.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010