§ 158. Сочинения его. И по тем извлечениям из сочинений св. Амфилохия, которые сохранены древними учителями, или в древних рукописях, видно, что св. Амфилохий оставил после себя весьма много сочинений и сочинений разнообразных. Он писал книги, стихи, письма, слова. К сожалению, до нас дошло очень немногое. Книга его о Св. Духе, которую читал блж. Иероним 740 , равно как и книга против евхитов 741 , совсем потеряны. В книге о рождении Господа по плоти, которую читали на Вселенских Соборах, св. Амфилохий писал: «истина узнана, пришла благодать, явилась жизнь Божия, Слово и Сын Божий воплотился для нас. Творец всего, Бессмертный, кто существовал с Отцом и Духом Святым прежде всякого творения видимого и невидимого, вот ныне рождается от Девы, без всякого греха, без всякого содействия мужа.... Христос для того истощил себя, чтобы мы обогатились из полноты Его. Его смерть стада для тебя бессмертием, страдание Господа стало славою для раба. А ты обращаешь благодеяние в повод к хуле» 742 . Из книги на Исаию Дамаскин приводит только несколько слов 743 . До нас дошло обширное письмо в стихах в Селевку 744 , племяннику св. Олимпиады и внуку военачальника Траяна. Сочинение – педагогическое, для молодого богатого человека. В славу Св. Троицы написаны 333 стиха, так говорит сам сочинитель. Конец ямбов к Селевку, где перечислены канонические книги Свящ. Писания, Трулльский Собор причислил к каноническим творениям отцов, назвав ямбы посланием св. Амфилохия 745 . Св. Амфилохию приписывают эти стихи Козьма индийский плаватель 6 века 746 , св. Дамаскин, св. Косма Маиумский и др. 747 . В одном древнем списке ямбов замечено: «Мне кажется, что это – плод ума Богослова, и только писано от имени Амфилохия». Но это частное мнение позднего лица ничего не значит пред приведенными свидетельствами древности, тем более, что ямбы к Селевку по содержанию не могли быть плодом св. Григория: в стихотворении св. Григория «подлинные книги боговдохновенного Писания» 748 не так перечисляются, как в ямбах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

§ 161. Сочинения нравственные. Учреждения богослужебные. Между всеми сочинениями св. Амвросия, 3 книги его о должностях занимают первое место. По древним спискам они назначаются для служителей Церкви; они заключают в себе изложение должностей христианина, подведенное под общие начала, с применением нескольких наставлений к служителям Церкви. Св. Амвросий имел при сем в виду Цицероново сочинение о должностях и хотел показать превосходство христианского нравоучения пред нравоучением лучших язычников. О христианской нравственности св. Амвросий писал много. Таковы сочинения его: об удалении от мира; о патр. Иакове и о блаженной жизни – две книги, где в первой говорит, что жизнь блаженная – жизнь без страстей плотских, во второй описывает жизнь Иакова, как пример счастливой жизни; о патр. Иосифе – как образце целомудрия и других добродетелей, об Илии и посте с похвалами воздержанию; о Навуфее, против скупости и жестокости к бедным; наставление воинам и другим членам государства 809 . Книги о девстве, наставление деве, 3 книги о девах, увещание к девству, письмо о девстве 810 , и книга о вдовицах заключают в себе все, что может быть сказано в похвалу девства и вдовства и в наставление им. В письмах то увещевал к покаянию 811 , то давал понятие о совершенстве христианском, приобретаемом постепенно 812 , то преподавал советы клиру 813 , судьям 814 , епископам 815 , или находящимся в скорби 816 . В нравоучении Амвросий является тем, чем был в жизни: здесь возвышенность и твердость духа выражаются в своем достойном виде; здесь он велик и как учитель благочестия и как духовный оратор. Весьма важны труды св. Амвросия для устройства Богослужения. Валафрид Страбон писал в начале IX века: « Амвросий Медиоланский епископ устроил чин как литургии, так и других, служб для своей церкви и для прочих лигурийцев, который сохраняется и доселе в Медиоланской Церкви» 817 , Все, что устроял в сем отношении св. Амвросий, запечатлено было мыслию о Востоке, выражало желания сближаться с обрядами светлого Востока 818 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Более сложным является вопрос, что считать в пророчествах Исаии эсхатологическими речами. Так, современная католическая библеистика, исхода из тезиса о принадлежности важнейших эсхатологических глав (60–62 и 65–66), соответственно Девтеро-Исаии и Трито-Исаии, основное внимание акцентирует на так называемых «Апокалипсисе Исаии» (Ис 24–27), и «Малом Апокалипсисе Исаии» (Ис. 34–35) ( Арсений, митр. Киевский и Галицкий. Приготовление к удобнейшему разумению пророчеств Исаии. Странник, 1871. находящихся в первой книге пророка. Взгляд же протестантских фундаменталистов и того сомнительнее: исходя из того, что в Ветхозаветном каноне есть тридцать девять книг, а в Новозаветном — двадцать семь, делается вывод о том, что первые тридцать девять глав книги пророка Исаии — есть осуждение, а двадцать семь глав следующих — утешение, причем безо всякой эсхатологической перспективы ( Антонини Бернардо . Экзегезис книг Ветхого Завета. М., 1992). Совершенно иными являются православные святоотеческие суждения об этом вопросе, суммируя которые, архимандрит Феодор (Бухарев) писал, что эсхатологической является вся вторая часть книги пророка Исаии — от сороковой главы и до конца книги ( Феодор (Бухарев), архим. О второй части книги святого пророка Исаии. Прибавление к творениям святых отцов. 1850. Ч. 9. С. 79) . Причем Отцами был дан исчерпывающий ответ на иудейскую экзегезу, видевшую в эсхатологии пророка Исаии описание лишь земного Царства Мессии. Так, преподобный Ефрем Сирин в своем толковании на книгу пророка Исаии разъяснял: «Духовный смысл почти везде неразрывно соединен со смыслом историческим. Изречения пророков о том, что было и будет с народом иудейским, в таинственном смысле надобно относить и к устроению Церкви Христовой, к промышлению Божию о праведниках и к Суду на нечестивых» (Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Сергиев Посад в 8-ми томах. Т. 5. С. 375.). Итак святоотеческое видение эсхатологии пророка Исаии заключается в понимании того, что все соответствующие его речи относятся к спасению народа Божия: во-первых, церкви Ветхозаветной из плена Вавилонского, во-вторых, созданию во Христе Церкви Новозаветной, и, в-третьих, к Апокалиптическому Ее торжеству.

http://patriarchia.ru/db/text/57444.html

Г.А. Ильинский Содержание Классификация рукописей Зографского монастыря I. Рукописи по содержанию II. Рукописи по времени написаний III. Рукописи по редакциям I. Священное Писание 1. Евангелия 2. Апостолы 3. Евангелие и апостол 4. Псалтыри II. Богослужебные книги 1. Октоихи и Пентаихи 2. Триоди 3. Стихирари 4. Трефологии 5. Служебные Минеи 6. Праздничные Минеи 7. Часослови 8. Каноники 9. Требники 10. Служебники 11. Службы 12. Молитвословы 13. Акафистари 14. Сборные богослужебные книги III. Церковно-юридические книги IV. Исторически книги V. Творения отцев церкви VI. Жития VII. Четьи Минеи VIII. Молитвы и поучения IX. Прологи X. Легенды XI. Сборники     Автор считает долгом принести глубокую благодарность Русскому Археологическому Институту в Константинополе за материальную помощь при поездке на Афон. Первые известия о рукописном собрании Зографского монастыря сообщил в 1848 г. В.И. Григорович в своем известном «Очерки путешествия по Европейской Турции» (2 изд. М. 1877, стр. 56–57). Встреченный в монастыре очень негостеприимно, Григорович мог рассмотреть только сто с небольшим рукописей. Из них 65 оказались «церковными, новыми»; об остальных 35 Григорович дал никоторые библиографические сведения, но до такой степени краткие, что в настоящее время, за немногими исключениями (напр. 155 нашего описания, 152 и др.), нет никакой возможности определить, какие именно рукописи он имел ввиду. B 1852 г. совершил путешествие по Афону с научной целью К. Димитриев-Петкович. Сообщая довольно обстоятельные сведения о библиотеках всех афонских монастырей в книге «Обзор Афонских древностей» (СПб. 1865), он ничего не говорит о рукописях Зографского монастыря, хотя бывал в нем не один раз. Напротив, целых 26 страниц посвятил книгохранилищу Зографского монастыря на Афоне арх. Леонид в статье «Славяносербские книгохранилища на Афонской горе» (Чтения Общества истории и древностей российских, год 1875, кн. I, стр. 52–78), но почти вся эта заметка посвящена месяцеслову Трефология Зографского монастыря 85), который арх. Леонид приводит почти в дословном виде. Из других рукописей этот писатель сообщает только об Евангелии 1305 г. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава IX. Приходо-расходные книги Из приходо-расходных книг XVII столетия уцелела от пожара 1726 года лишь одна книга, к которой записан приход и расход Воскресенской обители с 1 Сентября, 1693 года. В этой книге приход разделяется на две статьи: 1 . Приход с монастырских вотчин и приписных монастырей с крестьян (оклада) за столовые запасы, за казенные и конюшенные припасы и за саженные дрова. Время переложения этих повинностей с натуральных на денежные надобно относить к 1680 годам; кроме сего, как известно, крестьяне пахали на монастырь десятинную пашню, с уборкою хлеба в житницы и носили и убирали сено на монастырских лугах; других натуральных повинностей в отношении монастыря по актам того времени не видно. 2 . Книга приходная казенным деньгам всяких сборов, кроме окладу. В первой приходной статье окладных сборов 1606 рублей 25 алтын 4 деньги. Во второй приходной статье всяких сборов, кроме окладных 1911 руб. 23 алт. 4 деньги, и в том числе взятых «на перехватку» (в займы), по недостатку на расход наличной суммы, 315 рублев, а всего 3518 рублев 6 алтын. Примеч. Если исключить из этой суммы перехватку (315 руб.), то действительной годовой доход обители будет состоять из 3200 рублей, половину коих составляют окладные, а другую неокладные сборы. А как в, так называемое, «Мусин-Пушкинское заопределение» монастырских вотчин около 1710 года, за Воскресенским монастырем числилось 16000 душ крестьян мужеского пола, окладной же денежной сбор с монастырских крестьян в 1692 и 1693 годах составлял всего 1600 рублей, то и выходит, что денежные сборы в пользу монастыря составляли, кроме издельной повинности (десятинной пашни и сенокоса), всего по 10 копеек с человека. Расходных статей в этой книге пять, а именно: 1 . Книги расходные монастырским казенным деньгам всяких сборов роздачи Строителя старца Сергия с Сентября 1692 по Март 1693 год. Итог составляет 1124. руб. 22 алтына. 2 . Книги расходные казенным деньгам в покупку всяких съестных припасов с 1692 до Июля 1693 года, издержано 729 рублей 11 алтын.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Каждый предмет царской эпохи мне необычайно дорог…» 09.08.2023 452 Время на чтение 12 минут Покров Михаил Сергеевич Яблоков – преподаватель гитары в Тюменском колледже искусств с 1971 года. Краевед, историк гитары, кандидат исторических наук. Любитель старины глубокой. Собственно, об этом сегодня наш разговор. Каждый раз, заходя в его кабинет, я чувствую какую-то особую атмосферу. Здесь не только всё напоминает о музыке, например, старое немецкое пианино, которому уже более 100 лет, фотографии известных гитаристов в изящных рамочках на стенах, пачки нот и книги с пожелтевшими страницами, которые разместились на миниатюрных полочках с оригинально выточенными округлыми деревянными формами, но здесь же мы видим большой портрет святого Государя Николая Второго, фотографии царских особ, снимки дореволюционной Тюмени, маленькую икону Иоанна Кронштадского, бросаются в глаза, большие старинные часы с боем. Да, ещё зеркало, достаточно большое, но, судя по его состоянию, весьма древнее. В перерывах между занятиями Михаил Сергеевич пытается придать старым книгам, порой уже с истлевающими страницами, вторую жизнь, он бережно переплетает их и склеивает порвавшиеся листочки. В этом почти крошечном кабинете, площадью не более 8 метров, стоит небольшой дубовый столик, которому лет 60, и венский стул. Учиться играть на гитаре в такой обстановке, тем более Баха, Гайдна, Джулиани, Тарреги, можно не сомневаться, не только благоприятно, но и полезно, результативно. 1917 год – это катастрофа планетарного масштаба Михаил Сергеевич, откуда у вас такая тяга собирать старинные вещи, книги, фотографии, мебель, часы? С чего всё началось? Когда у вас появился такой азарт к коллекционированию? – Коллекционирование – это не совсем то слово. Это что-то возвышенное и профессиональное одновременно, а я человек приземлённый. Мне что попадается на глаза, что очень понравится, то я и беру. Вот недавно мне подарил мой коллега Сергей Малягин эту книгу (показывает): А началось всё с юности, но только с того, что я стал из дома выносить, а не приносить (смеётся). Нужны были деньги, и первую книгу, которую я принёс в магазин, была «Тихий Дон», потом ещё отнёс какие-то книги. И вот в этом магазине я впервые обратил внимание на красивые старинные вещи, достаточно дорогие, в том числе на книги, в богатых ажурных переплётах. Это как-то сохранилось тогда в моей памяти.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/09/kazhdy...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Католическая церковь получила на свое чело неизгладимую каинову печать» Предисловие епископа Артемия (Радославлевича) к русскому изданию книги «Архиепископ геноцида» 25.10.2010 572 Время на чтение 4 минуты «Дорогой читатель, перед вами книга, являющаяся еще одним лучиком света, освещающим хорошо известную историческую истину о роли Ватикана (и Католической церкви в целом) в политических и военных событиях, приводивших к геноциду . Этот луч света важен, ибо он высвечивает один конкретный кусочек мученической истории сербского народа во вполне определенном - не таком уж и далеком - отрезке времени», - говорится в предисловии к русской версии недавно вышедшей книге итальянского ученого Марко Аурелио «Архиепископ геноцида», которое написал бывший епископ Рашко-Призренский и Косово-Метохийский Артемий (Радосавлевич) (перевод с сербского Павла Тихомирова). Напомним, что к выходу книги группа ученых и общественных деятелей России, Украины и Сербии выступила с идеей провести в Санкт-Петербурге международную историко-богословскую конференцию на тему «Православно-католический диалог после Ясеноваца» . Эту идею поддержал исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, который и выступил организатором проведения конференции, которая состоится 28 октября с.г. в Петровском зале университета. Информационную поддержку конференции оказывает информационно-аналитическая служба «Русская народная линия». В конференции принимают участие маститые ученые и общественные деятели из Сербии, Боснии и Герцеговицы, Великобритании, Украины, Москвы и Петербурга. В рамках конференции состоится Круглый стол на тему: «Зачем Ватикан канонизировал духовного вдохновителя геноцида сербов Алоизия Степинаца: геополитические и церковно-политические последствия этого акта». Для освещения конференции в Санкт-Петербург специально прибывает корреспондент одного из самых популярных журналов Сербии «Печат». «Тот факт, что автор книги - итальянец по происхождению и католик по вероисповеданию - добавляет ценности этой публикации, - пишет в предисловии к русскому изданию книги владыка Артемий. - Поэтому ни с какой стороны нельзя приписать ему пристрастность по отношению к сербскому народу. Марк Аурелио Ривели, как ученый и историк, руководствовался исключительно любовью к утверждению истины о трагических событиях накануне и в ходе Второй Мировой войны на территории т.н. НДХ. Свое повествование он ткал из пряжи документов и " железно " подтвержденных фактов, а потому изложение событий (опубликованное на итальянском и сербском языке еще в 1999) имеет ту силу, которой обладает свидетельство очевидца».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/25/ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > Научись у святого: две книги для детей о подвижниках ХХ века 09.12.2022 506 Время на чтение 6 минут Источник: Православие.ру Чтобы ввести ребенка в церковную жизнь, в ее контекст, мы читаем ему жития святых. Так мы приобщаем его к истории христианства – сначала через отдельные примеры, судьбы. Мы можем читать или рассказывать дошкольнику о преподобном Серафиме Саровском, о святителе Николае или мученице Татиане, не касаясь исторических реалий, которые связаны с их жизнью. Потом, когда дети подрастут, они узнают об Императоре Диоклетиане, об Арии, о России середины XIX века, в которой жил преподобный Серафим. Суть их подвига можно передать без углубления в детали. Но вот о святых ХХ века так говорить не получится. Потрясения этого времени определяли судьбы. С точки зрения ребенка многое непонятно, нелогично: отречение Императора Николая II от престола, революция, Гражданская война, разрушение храмов. И документальные свидетельства – фотографии, кинохроника, мемуары и письма – не проясняют, а добавляют сложностей в общую картину. В то же время не хочется лгать ребенку, замалчивать, хитрить, недоговаривать. Так мы, любящие взрослые, родители и педагоги, приходим к необходимости баланса: говорить правдиво, но не травмировать, достучаться до сердца ребенка, но не запутать и не оттолкнуть его. Это сложно. Помощниками, как всегда, выступают книги. Они рассказывают о событии, явлении или судьбе через художественные образы, которые смягчают жесткую и жестокую правду. Грамотный и талантливый автор выстроит повествование так, чтобы судьба героя стала близка и понятна маленькому читателю. Он объяснит сложное просто, обращаясь к опыту ребенка. Приведет именно те аргументы и свидетельства, которые тронут душу и воображение. А иллюстрации поддержат и раскроют общую идею. Говорить о жизни святых ХХ века сложно, хотя бы потому, что эта сравнительно недавняя история еще не отболела в каждом из нас. Тем ценнее хорошие книги о подвижниках этого времени. О двух из них я хочу рассказать.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/09/nauchi...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русское или советское?»: к дискуссии вокруг книги прот. Георгия Митрофанова «Трагедия России: " Запретные " темы истории ХХ века» 24.08.2009 493 Время на чтение 10 минут Возвращаясь к полемике вокруг книги протоиерея Георгия Митрофанова, предлагаем вниманию читателей статью преподавателя византийской истории в Хайфском университете (Израиль) диакона Александра Занемонеца. Книга о. Георгия Митрофанова «Трагедия России. «Запретные» темы истории XX века» (СПб, 2009) принадлежит к числу тех книг, которые не имеют целью дать окончательный ответ на поставленные в них вопросы. Это сборник статей, проповедей и речей о.Георгия за последние годы, которые объединены общей темой - русская история XX столетия, особенно то, что в советское время не подлежало обсуждению. В этом смысл подзаголовка «запретные темы...». Статьи и речи посвящены Белому движению, проблеме конформизма в первые годы Советской власти, новомученикам, началу церковного возрождения во время Великой Отечественной войны, проблеме «власовского» движения и некоторым вопросам новейшей российской истории - правление Б.Н.Ельцина, «мутации» коммунистического сознания и т.д. Книга призвана пробудить интерес и дискуссию к определенным темам русской истории прошедшего века. И вот это ее назначение уже во многом выполнено. Из тех, кто возражает о.Георгию, в первую очередь стоить отметить его коллегу по Петербургской Духовной Академии диакона Владимира Василика - петербургского византиниста, специалиста по византийской литературе и гимнографии, преподавателя Духовной Академии и Санкт-Петербургского Государственного Университета. То, что книга вызвала такое внимание со стороны не-руссиста, говорит о ее общественном значении. В этом и цель книги - подвигнуть читателей к размышлениям о спорных «узлах» русской истории. Какое место в современном русском сознании должно занимать Белое движение? Был ли Советский Союз продолжением русского государства, или же отсутствие самого названия Россия на протяжении 70 лет в достаточной мере характеризует то, как это государство соотносилось с «исторической Россией»? А в этом контексте - была ли борьба против коммунизма на стороне нацистской Германии предательством, подвигом или же одной из многочисленных русских трагедий? Восстановлена ли «историческая Россия» после падения коммунизма, при всех несовершенства современного российского государства? Именно на эти вопросы о.Георгий Митрофанов и о.Владимир Василик нередко дают разные ответы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Лучшие книги по истории России 31 октября, 2013 Содержание статьи История нашей страны непростая, но интересная. Это история подвигов и побед, открытий и преодолений. Мы пережили период богоборчества и расцвет Русской Православной Церкви, участвовали в мировых войнах и защищались от нападений. Правмир собрал для вас лучшие книги по истории России, которые помогут узнать важные исторические факты, переосмыслить те или иные события и сделать для себя выводы о том, почему многие исторические процессы были неизбежны… «Историческая неизбежность?» Энтони Брентон Наш список открывает именно та книга, которая задается вопросом — были ли исторической неизбежностью события революции или Россия могла пойти по другому пути? Случались ли моменты, когда непредвиденное происшествие, выстрел, попавший в цель или, наоборот, неточный, мог изменить ход русской, а значит, и мировой истории? Если бы покушение на Столыпина в Киеве не увенчалось успехом, если бы в апреле 1917 года немцы не переправили на родину Ленина, если бы царскую семью удалось спасти? Этими вопросами задается автор и оставитель сборника, британский дипломат, бывший посол Великобритании в России сэр Тони Брентон. В рамках организованного им проекта известные историки подробно рассматривают поворотные моменты русской революции и оценивают возможность альтернативного развития событий. А подводя итог работе историков, Тони Брентон пытается ответить на самый важный для нас, русских читателей книги, вопрос: что ждет Россию в XXI веке? «История государства Российского» Николай Карамзин Это — классика исторической литературы, которую должен прочитать каждый. От древних славян до Смутного времени, Николай Карамзин детально описывает события далекого прошлого, анализируя их и, помогая читателю проникнуть в суть истории родной страны. Это — монументальный труд и не чтение на один вечер, но познакомиться с ним будет полезно каждому, кто хочет знать историю России. «От Руси к России» Лев Гумилев Книга выдающегося русского историка и географа Л.Н.Гумилева посвящена истории России от времен Рюрика до правления Петра I, причем все события и поступки исторических лиц объяснены с позиций разработанной автором пассионарной теории этногенеза.

http://pravmir.ru/luchshie-knigi-po-isto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010