Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Библия (от греч. βιβλα – книги) или Священное Писание – собрание Книг (Ветхого и Нового Заветов), составленных по вдохновению Святого Духа (т.е. Бога) через избранных, освященных от Бога людей: пророков и апостолов. Собрание и возведение в единый канон книг совершено Церковью и для Церкви. Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке св. Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским . Православные христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин «Писание» (пишется обязательно с заглавной буквы) или же «Священное Писание» (подразумевая, что оно является частью Священного Предания Церкви, понимаемого в широком смысле). Состав Библии Библия (Священное Писание)= Ветхий Завет + Новый Завет . См. Все книги Библии . Новый Завет=Евангелие (по Матфею, Марку, Луке и Иоанну) + Послания св. Апостолов + Апокалипсис. См.  Состав книг Нового Завета . Книги Ветхого и Нового Завета условно можно подразделить на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. См. схемы:  Ветхозаветные канонические книги и  Новозаветные канонические книги . Главная тема Библии Библия – книга религиозная. Главной темой Библии является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением. Кто автор Библии? Главный автор Библии — Бог, люди — избранные Им соавторы. Священное Писание — не исключительно Божественный продукт, но продукт Богочеловеческого со-творчества. Св. Писание было составлено в результате совместной деятельности Бога и людей. При этом человек не являлся пассивным орудием, обезличенным инструментом Бога, но был Его соработником, соучастником Его благого действия. Данное положение раскрывается в догматическом учении Церкви о Богодухновенности Писания. Богодухновенность Библии

http://azbyka.ru/bibliya

«Это нельзя публиковать – повредит репутации владыки» Кто был автором книги «Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима»? 4 ноября, 2015 Кто был автором книги «Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима»? Сегодня исполняется 12 лет со дня смерти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима – одного из наиболее влиятельных иерархов Русской Церкви. К годовщине смерти владыки интервью с Татьяной Александровой, одним из составителей книги его воспоминаний. Питирим (Нечаев) (8.01.1926–04.11.2003) – митрополит Волоколамский и Юрьевский , с 1963 по 1994 годы возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии, с 1989 по 2003 годы – настоятель Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря; один из наиболее влиятельных иерархов РПЦ. В 2004 году была опубликована книга с записями его воспоминаний – «Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима», составленная Татьяной Александровой и Татьяной Суздальцевой. Татьяна Александрова – кандидат филологических наук, доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, переводчик с древнегреческого и латинского. Автор исторических романов «День рождения Лукана» (М., 2013), «Перед жертвенником лугдунским», «Сад заповедный» (два последних романа вошли в книгу «Вечный град», М., 2014). – Татьяна Львовна, вы – составитель книги «Русь уходящая». В подзаголовке написано – «Рассказы митрополита Питирима». Но в предисловии вы указываете, что это обработанный устный материал. Кого в книге больше – митрополита Питирима или составителей? – Я один из двух составителей этой книги, совместно с Татьяной Владимировной Суздальцевой. Собирали материал мы вместе, компоновали тоже по согласию и проценты авторского участия никогда не высчитывали. С авторством здесь, надо сказать, сложно. В первом издании, которое выпустили мы (в красной обложке), книга имела подзаголовок просто «Рассказы митрополита». Мы не хотели возлагать на владыку ответственность за книгу, которой он не писал. Тем более, неизвестно было, как книгу примут.

http://pravmir.ru/eto-nelzya-publikovat-...

Состоялась презентация нового фильма «Цареубийство. Следствие длиною в век. Фильм четвертый» 14.02.2023 12:49:18 МОСКВА 9 февраля 2023 года в Доме Русского зарубежья состоялись предпремьерный показ фильма Е.Чавчавадзе и Г.Огурной «Цареубийство. Следствие длиною в век. Фильм четвертый» и презентация книги архимандрита Тихона (Затёкина) «“...Я понял, что это уже меня никогда не отпустит”. Романовы: убийство, поиск, обретение» (Нижний Новгород: Издательский отдел Нижегородской епархии: Вознесенский Печерский монастырь, 2022). Зал Дома Русского зарубежья был полон людьми, пришедшими на просмотр фильма и презентацию книги о. Тихона. Среди присутствующих были члены первого следствия и Патриаршей комиссии по изучению останков Царской семьи - член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, научный руководитель Государственного архива Российской Федерации Сергей Мироненко, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник НИИ и Музея антропологии Московского государственного университета (МГУ) имени М. В. Ломоносова, заместитель директора по науке Центра палеоэтнологических исследований Денис Пежемский, старший следователь-криминалист Следственного комитета России в отставке Владимир Соловьев, доктор исторических наук, главный специалист РГАСПИ, член экспертной комиссии Людмила Лыкова, член-корреспондент РАН, генерал-лейтенант ФСБ в запасе, член экспертной комиссии Василий Христофоров кандидат исторических наук, доцент кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин ИАИ РГГУ Евгений Пчелов, историк Юрий Жук, вдова инициатора и руководителя поисков останков царской семьи в 1979 году Гелия Рябова Ольга Рябова , а так же члены Московского Областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества Александр Панин и Семен Ваксман. другие пригашенные на эту встречу. От православных СМИ присутствовали корреспонденты телеканала «Спас». Открывая вечер, директор Дома русского зарубежья Виктор Александрович Москвин сказал, что казнь Императора Николая II, его семьи и тех, кто не бросил царя в страшные минуты, остается одним из самых кровавых преступлений в нашей истории.

http://radonezh.ru/2023/02/14/sostoyalas...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Крест Великой Отечественной» В Петербурге пройдет презентация новой книги диакона Владимира Василика 29.06.2015 969 Время на чтение 4 минуты Первого июля состоится презентация книги доцента Института истории СПбГУ, диакона Владимира Василика «Крест Великой Отечественной войны», сообщил РНЛ автор книги. Выход ее приурочен к 70-летию Победы. Вышла она 22 июня, к годовщине начала Великой Отечественной войны. С одной стороны она является итогом научной и публицистической деятельности автора с 2009 по 2015 год. C другой - ее появление весьма актуально, особенно в период возрождения фашизма на Украине и в Прибалтике. В ней рассматриваются истоки Второй Мировой войн, показывается бесчеловечный облик фашизма, освещаются военные операции Великой Отечественной войны. Важной темой является жизнь Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны и ее значения для Победы. Отдельный раздел посвящен опровержению современных фальсификаций истории войны. Заключительная часть книги посвящена отражению Великой Отечественной войны в поэзии. Книга издана в издательстве С.Н.Полторака. Ее предваряет предисловие ветерана Великой Отечественной войны, доктора исторических наук, профессора ЛГУ М.И.Фролова. На презентации планируются выступления ведущих специалистов в области истории Великой Отечественной войны - д.и.н., проф. М.И.Фролова, д.и.н. гл.н.с. А.В.Кутузова, д.и.н. проф. Б.П.Белозерова, д.и.н. проф. С.Н.Полторака, Презентация состоится 1 июля в 18.00. Адрес: Невский проспект, д. 20 (Информационный центр по искусству и музыке – филиал Библиотеки им. В.В.Маяковского). Вход свободный. Приглашаются все желающие. Ниже, с любезного согласия автора, мы публикуем предисловие к книге доктора исторических наук, ветерана Великой Отечественной войны, одного из старейших авторов Русской народной линии Михаила Ивановича Фролова . Предисловие Книга «Крест Великой Отечественной войны» - честная и достойная. На мой взгляд, она злободневна и востребована нашим временем, когда, к сожалению, умножаются фальсификации истории и спекуляции на народной крови. Разные злопыхатели - Поповы, Зубовы, Митрофановы, Подрабинеки и т.д. силятся очернить нашу историю, Великую Победу представить поражением, подвиг советского народа - результатом государственного террора, предателей типа Власова изобразить героями и истребить само понятие Великой Отечественной войны, заменив на «советско-нацистскую».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/29/kr...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Иоиля. Гари Холл Исторический и культурный фон Вводная информация к пророческой книге чаще всего включает список правящих царей, во времена правления которых, проповедовал пророк. Иоиль – один из немногих пророков, который не сообщает нам этой информации. Таким образом, исторический контекст книги остается невыясненным, и может быть выведен только исходя из внутренних свидетельств. 972 Но такой подход сразу же ставит под сомнения любые выводы, и заставляет нас подходить к определению контекста с долей вероятности. Нужно также внимательно следить за тем, какие выводы мы делаем и не добавлять информацию, которую книга не сообщает. Например, отсутствие упоминаний о царях приводит некоторых к неверному выводу, о том, что книга была написана в доцарскую эпоху. За время изучения книги было предложено четыре возможных даты ее составления. Самая ранняя, из предложенных дат, помещает служение Иоиля во времена правления Иоаса, царя Иудеи (837800 гг. до н.э.). 973 Эта точка зрения опирается на текст книги, где среди врагов упоминаются не ассирийцы и вавилоняне (пришедшие позже), а филистимляне, финикийцы, египтяне и едомляне, то есть народы, враждовавшие с Израилем в IX веке до н.э. (3:4,19, ср. 4Цар.8:2022 ). 974 Вместо царя упоминаются священники и старейшины, ибо царю Иоасу был всего семь лет, когда священник Иехуда и его сторонники короновали его на царство, став опекунами царя ( 4Цар.11 ). Ссылки на храм и поклонение не вписываются в послепленную картину жизни. К тому же, местоположение книги в каноне, между пророками Осией и Амосом предполагает раннюю дату написания. Было также предложено датировать книгу более поздним временем IV или даже III веком до н.э. Эта версия опирается на имеющиеся в книге апокалипсические идеи Дня Господа, о которых рассказывают 2 и 3 главы, идеи, которые могли появиться только после плена. О пленении предположительно говорится в третьей главе (3:2), там же говорится о греках (3:6). На позднюю дату также указывает большое число арамеизмов. 975 Поздняя дата также объясняет причину, по которой не упоминается имя царя, и объясняет ссылки на священников и ежедневную жертву (1:9, 2:14) восстановлением храма. Очевидная зависимость Иоиля от прежних пророков также считается свидетельством в пользу поздней даты. 976

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Жили-были славяне, или Три урока славянского разруба с прологом и эпилогом Отрывки из книги Феликса Разумовского об исторических судьбах России и Украины 25 июня, 2017 Отрывки из книги Феликса Разумовского об исторических судьбах России и Украины В День дружбы и единения славян предлагаем вниманию читателей отрывки из книги Феликса Разумовского об исторических судьбах России и Украины. Книга «Кто мы? Жили-были славяне» вышла в издательстве «Белый город» в серии, составляющей литературную версию телепрограммы «Кто мы?». Пролог: «Откуда есть пошла Русская земля» В русской культуре были и есть три великие столицы. Древний Киев, Москва, Петербург. Всего три столицы за тысячу лет! Появление такой столицы — событие очень значительное, эпохальное. Это всегда некий рубеж, поворот. Начинается новая жизнь. Появляются другие люди, другие цели. Кажется, что уже всё другое. Нет! Не всё. Нечто важное остаётся. Остаётся память. О том, откуда мы. С чего всё началось. Кто указал нам дорогу. Ради этой памяти, спустя столетия, был поставлен в Киеве прекрасный Андреевский собор, — своеобразный дар Петербурга, столицы Российской империи, — столице древнерусского государства, Киевской Руси. 2 Название первой древнерусской летописи звучит так: «Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля». Этим названием летописец о многом нас предупредил и ко многому приготовил. Предупредил о том, что его летопись — это не история этносов, не история государства, тем более не история экономики. Летопись — это ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЗЕМЛИ. Кстати, немаловажный вопрос — почему она так называется — Русская земля. Почему не славянская? Это было бы естественно — по названию племён, которые расселились в Восточной Европе. Нет, всё-таки Русская земля. Объяснить это можно тем, что здесь с самого начала славяне жили среди других племён, в частности, племён угро-финских. Понятие «славянская земля» неизбежно бы выделяло и разъединяло собственно славянскую территорию с территорией соседей. А задача стояла противоположная — не разделять, а собрать и, собрав, объединить…

http://pravmir.ru/zhili-byli-slavyane-il...

Как живет молодежь в зарубежных приходах? — репортаж с презентации книги прот. Андрея Соммера +ФОТО В ПСТГУ презентовали книгу протоиерея Андрея Соммера ‘От Запада до Востока: Опыт молодежного служения в Русской Зарубежной Церкви’ (Нью-Йорк, 2012). 9 ноября, 2012 В ПСТГУ презентовали книгу протоиерея Андрея Соммера ‘От Запада до Востока: Опыт молодежного служения в Русской Зарубежной Церкви’ (Нью-Йорк, 2012). Предлагаем вашему вниманию репортаж декана факультета дополнительного образования ПСТГУ, кандидата исторических наук протоиерея Льва Семенова. 8 ноября в Православном Свято-Тихоновском университете состоялась презентация книги заместителя председателя Синодального отдела по работе с молодежью Русской Православной Зарубежной Церкви протоиерея Андрея Соммера «От Запада до Востока: Опыт молодежного служения в Русской Зарубежной Церкви» (Нью-Йорк, 2012). Вечер прошел в формате юбилейных мероприятий, посвященных 20-летию Свято-Тихоновского университета. Вечер вел проректор ПСТГУ по международной работе доктор церковной истории, доктор исторических наук священник Георгий Ореханов. Активное участие в проведении презентации приняли ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин, заместитель декана исторического факультета, член епархиальной комиссии г. Москвы по работе с молодежью, кандидат исторических наук, доцент священник Филипп Ильяшенко. Протоиерей Владимир Воробьев. На презентации присутствовали студенты и преподаватели богословского, миссионерского, педагогического, филологического и других факультетов ПСТГУ, представители академических институтов РАН, православной общественности Москвы. Сергей Чапнин Книга отца Андрея Соммера «От Запада до Востока: Опыт молодежного служения в Русской Зарубежной Церкви» (Нью-Йорк, 2012), посвященная пятилетию восстановления единства внутри Русской Православной Церкви, издана на русском языке тиражом 10 000 экземпляров, из которых 8 000 направлены Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви в Россию.

http://pravmir.ru/kak-zhivet-molodezh-v-...

«Объяснительное изложение Типикона. С историческим введением». Первоначально «Толковый Типикон» был задуман автором как практическое пособие для священнослужителей. Но Скабалланович, захваченный широтой темы и ее глубоким научным значением, создал книгу, ставшую в свое время событием в жизни Русской Церкви. Книга включает 1-ю главу работы. Группа Вконтакте Facebook группа Толковый типикон, 1 Текст Толкового Типикона содержит греческие цитаты с полной диакритикой и требует полноюникодного шрифта, содержащего этот срез Юникода (таковы Arial Unicode MS, Palatino Linotype). В фигурных скобках вида нумерация страниц оригинала, проставленная в начале каждой страницы по изд. «Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. С историческим введением. Изд. Сретенского монастыря, М., 2004 г. Исх. текст 1-й главы взят с любезного согласия о. Владимира Шина с сайта Текст представляет собой первую часть Толкового Типикона, включающую 1-ю главу книги М. Скабаллановича. Вступительная глава История Богослужебного Устава От автора История — лучшая учительница, и самое глубокое толкование Типикона это будет его историческое толкование. С самого начала имея в виду дать Типикону главным образом историческое объяснение, автор хотел было представить последнее в виде исключительно мелких замечаний на отдельные пункты и частности Типикона. Но если бы дело свести только к этому, то такое толкование нельзя было бы назвать историческим, поскольку история есть нечто целое и единое. Посему автор счел за лучшее те из исторических объяснений Типикона, которые можно было связать в одно, заключить в одну большую главу, чтобы при рассмотрении и анализе самого Типикона, не повторяя того, что сказано в этой последней, ограничиваясь лишь ссылками, останавливаться только на мелких деталях. Итак, толкование Типикона в самых основах и существенных чертах его уже дается читателю «Вступительной главой» к нему. Это не предисловие к Толковому Типикону и не введение к нему, это самая основная и существенная часть его. Автор надеется, что она достойна своего почетного заглавия «главы» Типикона, хотя только вступительной. Автор уверен, что кто будет иметь охоту или терпение (то или другое будет зависеть не только от интереса к богослужению, но и от степени общих церковно-исторических познаний читателя), кто будет иметь терпение или охоту прочесть эту «главу», у того спадет завеса пред многими тайнами и загадками Типикона, тот почувствует, что Типикон наполовину и в главном истолкован и от последующего содержания книги будет ждать объяснения таких например частностей, почему на вечерни сугубая и просительная ектении положены после входа и повторяют прошения великой, или почему на 9 часе в Великий пост положены только три поклона. Только ответов на подобные вопросы придется искать в будущем выпуске нашей книги тому, кто прочтет внимательно этот ее выпуск, если только это чтение не подготовит и к самостоятельному разрешению таких недоумений.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

I Книги символические представляют такое явление в христианской церкви, которое лучше может быть понято при освещении его с двух точек зрения: а) домостроительственной и б) исторической. Домостроительственная точка зрения утверждает возможность существования в церкви памятников, как словесных образцов изложения христианского учения. Как Бог благоволил ведение о Себе сообщить через Логоса, так Сам Логос, во дни Своего уничижения, преподал благовестие не каким-либо невидимым образом, но чрез членораздельное слово человеческое. Этому божественно-домостроительственному примеру следует церковь Христова, распространяя Слово Божие частию чрез слово человеческое устное, частию через слово человеческое письменное. На этом пути явились символы или вероизложения, как образцы для руководства исповедания истины, отвечающие наличному состоянию человека, нуждающегося в подобных руководствах. Но если в христианской церкви законны символы, как краткие изложения веры, то, кажется, возможны также и символические книги, как распространенные изложения исповедания; если были вероизложения архиепископа александрийского Кирилла (о единстве ипостаси в Иисусе Христе), папы Льва (о двух природах в Иисусе Христе), папы Агафона (о двух волях в Иисусе Христе), то, – думается, – мыслимы также изложения исповедания митр. Петра Могилы , патриарха иерусалимского Досифея, митрополита московского Филарета. Значит, с домостроительственной точки зрения существование символических книг, как словесных образцов изложения христианского учения, наподобие символов веры , в христианской церкви допустимо. Однако, опираясь на историческую точку зрения, приходится сказать, что с этой стороны символические книги представляют из себя не основное, a случайное явление в христианской церкви, связанное исторически не со свойством единства нераздельной вселенской церкви, но с обособленным конфессионализмом церковных общин, потерявших между собою единение. Дело в том, что древняя вселенская церковь знала символы веры или вероизложения догматов, – зная, канонизовала их, но не имела символических книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

V. Здания обители Святые храмы Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах… ( Чис. 24:5,6 ) 1. Введенский Собор После, так называемого, Литовского разорения, коснувшегося и Оптиной Пустыни, в ней была воздвигнута только одна церковь и, притом, деревянная. Это видно из Козельских писцовых книг 1629, 1630 и 1631 годов, в которых читаем: «Государево, Царево и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии богомолье, монастырь Оптин Макарьевы Пустыни на реке на Жиздре, а в нем церковь Введения Пречистыя Богородицы древяна клецка, а в Церкве образы книги и ризы, сосуды церковные и колокола, строенье мирское и монастырское черного священника Феодорита с братиею и т. д.». Церковь эта выстояла почти целое столетие. В 1689 году, (как видно из старинной вкладной книги), она была сломана, и начато на месте ее, строение первого каменного соборного храма, во имя Введения Пресвятой Богородицы, с приделом преподобного Пафнутия Боровского чудотворца в теплой трапезе. Храм создан разными вкладчиками и мирским подаянием; более же всех способствовали сему благочестивому делу окольничий Иван Афанасьевич Желябужский, да стольники Андрей и Иван Петровичи Шепелевы. Первый пожертвовал на церковное строение «сто рублей денег и всякого припасу каменьщикам довольно»; а последние доставили, по обещанию, святые местные иконы: «Спасителев образ, Введения Пресвятыя Богородицы, Пафнутия Боровского Чудотворца, образ Пресвятыя Богородицы «Что тя наречем», царские врата, северные и южные двери, образ Георгия страстотерпца, в древних летех, перенесена (сия икона) из села Мормыжева». Во время упразднения Оптиной Пустыни, в 1724 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, Введенский храм был обращен в приходскую церковь . Святые иконы, ризница, сосуды, книги и колокола, словом, вся церковная утварь, вместе с иконами упраздненной Пустыни, поступили в степенный Белевский Спасо-Преображенский монастырь. В церкви остался лишь один иконостас с неокладными иконами, оловянные сосуды, необходимые богослужебные книги, да одна или две ветхие ризы; а для исправления божественной службы оставлен белый священник Федор Григорьев, да дьячок, которым повелено было иметь пропитание от церковного подаяния. Строитель Авраамий, управлявший восстановленной обителью в 1731 году, упоминая во вкладной книге о ее упразднении, говорит, что в это время и самый храм был разорен. Этими словами он хотел выразить то обстоятельство, что храм этот, будучи обращен в приходскую церковь , в течение двух лет оставался без всякой поддержки и пришел, наконец, в такое состояние, что, когда повелено по-прежнему быть обители (1726 года), то его надобно было перестраивать почти заново.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010