О Книгах Свящ. Писания Ветхого Завета в особенности. (Из Ветхозаветной Исагогики) § 33. Древность свящ. ветхозавтпних книг. – Первым богодухновенным писателем был Моисей, и первые Три свящ. книги: Бытие, Исход и Левит написаны им за 1610 лет до Р. Хр., или за 3496 лет до нашего времени. Две последние книги Пятокнижия: Числа и Второзаконие написаны за 1570 л. до Р. Хр. Книга Иисуса Навина нанисана около 1550 г. до Р. Хр. Это первый период происхождения священной письменности Библии. Затем от Самуила до плена Вавилонского был второй период происхождения свящ. книг, обнимающий пространство времени приблизительно в 470 лет, от 1080 г. до 607 года до Р. Хр. В течение перв столетия этого периода явились книги: Судей, Руфь, первыя две Царств, Псалмы Давидовы и творения Соломона: Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней; за тем составлены последовательно времени современными пророками исторические записи, или летописи, вошедшиев состав третьей и четвертой книги Царств, и в последние 150 лет, от пр. Исаии до Иеремии, явились книги пророков: Исаи, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии и Иеремии. Во время плена Вавилонского написаны книги пророков Иезекиля и Даниила и после плена-исторические книги: Есфирь, Ездры, Неемии и Паралипоменон и пророческие: Аггея, Захарии и Малахии. Этот последний период свящ. богодухновенной письменности обнимает около 180 лет, от 607 до 420 г. до Р. Хр. Так. обр. историческая хронология происхождения свящ. книг Библии во-первых указывает на глубокую древность этих книг, особенно первая периода, с которою не может равняться никакая нсмифологическая письменность древних языческих народов, а во-вторых являет величественный факт продолжительного, более тысячелетнего восиитательного действия Духа Божия в Церкви, глаголавшего чрез пророков для просвещения членов ее. Особенное, мировое значение глубокой древности свящ, книг для исторической науки вообще заключается в том, что, за исключением иероглифических надписей в Египте и клино-образных в Ниневии, все письменные памятники древних языческих народов сравнительно позднейшего происхождения, так напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

прот. Аркадий Иванов Учительные книги Священного Писания Ветхого Завета Скачать epub pdf От издателей В связи с недостатком учебной литературы по Учительным книгам Ветхого Завета осуществляется издание настоящего конспекта лекций по Учительным книгам Священного Писания Ветхого Завета, который предназначен для студентов IV курса Саратовской Духовной Семинарии, как дневного отделения, так и Сектора Заочного обучения. Автор конспекта – профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Аркадий Иванов, авторитетный современный специалист в области Священного Писания Ветхого Завета. Конспект издан рабочей группой Библейской кафедры Саратовской Духовной Семинарии на основании машинописного варианта, который имелся в распоряжении издателей. Авторский текст воспроизводится без изменений, разве что исправлены некоторые знаки пунктуации. Кроме того, ссылки на книги Священного Писания оформлены в соответствии с современными стандартами. Учительные книги Ветхого Завета Названия их и место в каноне. В состав учительных книг Ветхого Завета входят пять канонических и две неканонические книги. Канонические книги: Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст и Песнь Песней. Неканонические книги: книга Премудрости Соломона и книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В переводе 70-ти, славяно-русской Библии и в Вульгате учительные книги располагаются после исторических книг, перед пророческими книгами. В еврейской Библии они помещаются в третьем отделе канона (Кетувим – Писания), кроме неканонических книг, вообще отсутствующих в еврейской Библии. Формы библейского стихосложения. В оригинальном, т.е. древнееврейском тексте учительные книги написаны в поэтической форме, которая в значительной мере утрачена в переводах Главной особенностью древнееврейского стихосложения является параллелизм членов, т.е. развитие суждений в двух или более стихах. Различают три вида древнееврейского параллелизма: 1 . Синонимический : оба члена выражают одну и ту же идею, например: «Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня» Пс. 6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

М.Д. Благовещенский Оглавление Введение Название кн. Плач. Род произведения. Каноническое достоинство кн. Плач. Общий обзор литературы о кн. Плач. Замечание о задаче и плане исследования. Источники и пособия Отдел первый Глава первая. Содержание, предмет, план, литературное достоинство, характер и форма книги Плач Изложение содержания кн. Плач. Предмет кн. Плач. Разбор мнения о предмете кн. Плач Иосифа Флавия, Иеронима, Тарновия, Михаэлиса и Дате. План кн. Плач. Разбор попыток отыскать в кн. Плач хронологический порядок изложения. Попытки найти логический план в кн. Плач, мнение о плане кн. Плач: а) Де-Ветте, b) Эвальда, Неймана, Негельсбаха, Роде, Зейзенбергера, Шнеердорфера и Энгельгардта, c) Кейля и Герлаха. Замечание о кн. Плач Флеккнера. Литературное достоинство кн. Плач. Наглядность изображения. Сравнения. Искренность чувства. Различие по литературному достоинству глав кн. Плач друг от друга. Характер книги. Преобладание в ней элегического элемента. Элементы чуждые элегии. Форма кн. Плач. Расположение мазоретских стихов Алфавитная форма изложения. Смысл этой формы изложения: a) по объяснению раввиноъ; b) по мнению Ловта, Михаэлиса, Вольфа, Тениуса, Шольца, Зензенбергера и Чейна; c) по мнению Де-Ветте, Эвальда, Гупфельда, Рейса и Куэнена. Замечание об алфавитной форме изложения Штейнталя. Особенность алфавитной формы в главах 2–4 и попытки объяснения этой особенности. Гипотеза ошибки переписчика. Объяснение раввинов. Объяснение Бертольда. Гипотеза поэтической вольности. Гипотеза колебаний в порядке алфавита. Почему в пятой главе алфавитная форма оставлена? Ассонанс и рифмы в пятой главе и в кн. Плач вообще. Строение мазоретских стихов. Краткий исторический обзор попыток определить строение стихостроки в кн. Плач. Теория «кинаметра» или элегического стиха Будде. Замечание о ритмическом строении пятой главы. Значение в ритмическом строении кн. Плач алфавитной формы изложения Глава вторая. Принадлежности плачевных песней книги одному писателю Краткий исторический обзор отрицательных мнений по вопросу о единстве кн. Плач. Разбор аргументов, приводимых в подтверждение теории антологического состава кн. Плач. Аргумент, заимствуемый от неодинакового литературного достоинства глав книги. Аргумента, заимствуемый от особенностей алфавитной формы изложения. Аргумент, заимствуемый из содержания книги. Аргумент, заимствуемый из языка книги. Изложение и разбор гипотезы Фриза о Маккавейском происхождении 4 и 5 глав кн. Плач. Данные пользу положительного решения вопроса о единстве книги. Глава третья. Об авторе, времени, месте и цели написания книги Плач

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета 13 от 25 июля 2013 года 1. Заявитель: издательство «Артос-Медиа». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Великая и забытая: Православно-исторический календарь на 2014 год» (сост. И. Родников), предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Великая и забытая: Православно-исторический календарь на 2014 год» (сост. И. Родников) при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета - ИС 13-313-1991. 2. Заявитель: протоиерей Сергий Филимонов. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем его книги «Православный взгляд на онкологию», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании его книги «Православный взгляд на онкологию». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета - ИС 13-313-1992. 4. Заявитель: издательство «Даниловский благовестник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Библия для детей» (сост. В. Ю. Малягин), предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Библия для детей» (сост. В. Ю. Малягин). 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета - ИС 13-313-1993. 5. Заявитель: издательство «Слово и Дело». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги священника Сергия Круглова «Стенгазета», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги священника Сергия Круглова «Стенгазета».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Часть 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА Краткий обзор исторических книг Библии Исторические книги Ветхого Завета охватывают жизнь еврейского народа со времени его вступления в Обетованную Землю при Иисусе Навине (1451 лет до Р. Х). до периода Маккавеев (150 лет до Р. Х.). В частности, книги Иисуса Навина и Судей охватывают ранний период жизни еврейского народа, когда еврейские племена, населявшие Обетованную землю, еще не были объединены в одно государство, но жили более или менее обособлено друг от друга. Книги Царств и книги Паралипоменон охватывают монархический период в жизни еврейского народа, длившийся около пятисот лет. Заканчивается этот период падением Иудейского царства и вавилонским пленением, за 586 лет до Р. Х. Книги Ездры, Неемии, Иудифь, Есфирь повествуют о событиях после вавилонского плена и о восстановлении Иерусалима. Наконец, Маккавейские книги охватывают последний период ветхозаветной истории еврейского народа во времена его борьбы за независимость, за несколько столетий до Р. Х. На протяжении своей многовековой истории еврейский народ прошел через многие фазы политического и духовного развития. Бог избрал еврейский народ, чтобы через него принести спасение всем народам земли. По планам Божиим, из среды еврейского народа должен был произойти Спаситель мира – Христос, а также первые граждане Царства Божия и распространители христианской веры. Посылаемые Богом ветхозаветные пророки подготавливали духовную почву в еврейском народе для создания Царства Божия среди людей. Путь духовного развития еврейского народа не шел гладко, он имел периоды духовного подъема и расцвета, чередующиеся с периодами религиозного охлаждения и даже отступления. Конечно, далеко не все, записанное в священных книгах, имеет для нас одинаковое значение. Читая ветхозаветную историю, нельзя забывать, что в ней описано дохристианское время. Высокие христианские принципы любви к врагам, всепрощения и воздержания были неизвестны и фактически недоступны людям в то далекое доблагодатное время. Евреи жили в окружении агрессивных языческих народов – хананеев, моавитян, эдомлян, аммонитян, филистимлян, потом – сирийцев, ассирийцев, вавилонян и других, которые своими суеверными верованиями и грубыми языческими обычаями тянули евреев по духовной плоскости вниз. Учиться доброму было не у кого. Получив малейшую возможность, эти язычники беспощадно порабощали и угнетали евреев. Борьба за сохранение чистоты веры и за физическое существование проходит через всю историю еврейского народа. Чтобы правильно понять эту историю, ее надо читать в контексте нравов и обычаев того времени. В исторических книгах Библии ценны правдивость и объективность этой Священной книги. Она не идеализирует людей или события, но всему дает строгую и нелицеприятную оценку – даже великим национальным героям – и поэтому помогает читателю учиться, как на положительных, так и на отрицательных примерах: что нужно делать и чего следует избегать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

11 марта 2019 Другое: День православной книги в Централизованной библиотечной системе г. Тамбова. Цикл мероприятий ко Дню православной книги в Централизованной библиотечной системе г. Тамбова Активное участие в праздновании Дня православной книги приняла Централизованная библиотечная система г. Тамбова. Для широкого и разновозрастного круга участников был проведен ряд духовно-просветительских мероприятий. Обзор православной литературы, презентации новых изданий, лекции-беседы, книжные выставки вызвали неподдельный интерес у широкой аудитории - от младших школьников до сотрудников городских библиотек. Знакомство-беседа «Детская православная библиотека» 12 марта 2019 г. в рамках программы «Дыханье Родины храним» для учащихся 2 «В» класса МАОУ СОШ в библиотеке прошло мероприятие, посвящённое Дню православной книги. Школьники познакомились с историей праздника, узнали, когда появились первые печатные и как выглядели рукописные книги. Затем ребятам был представлен обзор детской православной литературы из фонда библиотеки. Также второклассники активно отгадывали загадки и вспоминали пословицы о книгах, слушали отрывки из книг Н. Агафонова «Доброта духовная» и «Не хлебом единым». В завершение мероприятия был продемонстрирован буктрейлер по книге Л.И. Перцевой «Детства утро золотое». Час откровенного разговора «Живое слово мудрости духовной» 13 марта 2019 г. накануне Дня православной книги в библиотеке-филиале состоялся час откровенного разговора «Живое слово мудрости духовной». На мероприятии говорили о книге как о главном источнике культуры, мудром учителе жизни, хранителе исторической памяти. Библиотекарь представила вниманию присутствующих православную литературу с выставки «С верою в душе», которая может помочь читателю в духовном совершенствовании; поиске ответов на многие насущные вопросы; переосмыслении идеалов. Литературно-православный вечер «Чтоб силой веру обрести» В День православной книги в библиотеку им. М.Ю. Лермонтова были приглашены учащиеся МАОУ СОШ – «Школа Сколково – Тамбов». Школьники познакомились с книгами о великих православных воинах - защитников Отечества: Александре Невском, Дмитрии Донском, Александре Суворове, Фёдоре Ушакове. Мероприятие сопровождалось показом электронной презентации, прозвучали аудиозаписи православных песен. Дети прочитали стихотворения о вере, любви и добре, посмотрели видеофрагменты из фильма о Сергии Радонежском. В завершение вечера вниманию присутствующих была представлена литература с выставки «Книжный мир в православии».

http://new.izdatsovet.ru/events/den-prav...

16 апреля 2019 Урок: День православной книги Заведующая библиотекой рассказала  о самых светлых и прекрасных праздниках весны: Благовещение, Пасха, День Православной Книги; истории старославянской азбуки, понятие о глаголице и кириллице, краткое житие св. равноап. Кирилла и Мефодия – учителей славянских, демонстрация самых важных книг православного христианина (Библия, молитвослов, псалтирь).  Библиотекарь : Весна открывает целую череду самых светлых и прекрасных праздников: Благовещение, Пасха, в чудесный хоровод этих праздников вплетается и День Православной Книги; именно она – главный источник культуры, мудрый учитель жизни. Книга определяет духовное рождение и становление личности, оживляет историческую память в каждом человеке. Обращение к православной книге — это возможность переосмыслить идеалы, к которым мы стремимся и хотим найти ответы на многие насущные вопросы. Важно, чтобы мы осознавали: старинные книги пришли к нам из далекого прошлого; благодаря бережному и внимательному отношению к ним многих поколений людей мы сегодня видим эти книги, можем их изучать, смотреть, читать. А дальнейшая судьба этих книг зависит от нас. Если мы сегодня не будем бережно сохранять эти книги, если не будем прилагать к этому усилия, то следующие поколения людей эти книги уже не увидят – вот сколько зависит от нас. 14 Марта наша страна отмечает День православной книги. Он был учреждён по инициативе Патриарха Московского Кирилла в 2010 году. И в этом году Патриарх предложил с 14 по 22 марта отмечать Неделю Православной книги. День 14 марта был выбран не случайно. В 1564 году в этот день произошло большое событие в истории русской культуры: вышла в свет первая точно датируемая русская печатная книга. Она вошла в историю как Апостол Ивана Фёдорова. Ученик 1 Есть чудо на земле с названьем дивным – книга! Великой красоты и сложности предел, Животворящий сплав прошедшего и мига, Фундамент для грядущих добрых дел. Библиотекарь Дорогие ребята сегодня мы с вами перенесемся в далекое прошлое, историю возникновения старославянского алфавита.

http://new.izdatsovet.ru/events/den-prav...

Глава 4. Разбор и опровержение возражений против исторической подлинности книги пр.Ионы, заимствуемых из её содержания, изложения и внешних свидетельств о ней Заключительным предположением предыдущей главы о том, что книга пр.Ионы написана в его время и, может быть, даже самим пророком, подрывается справедливость тех воззрений на эту книгу, по которым она есть или легенда, написанная на основании многовекового предания, или же чистый вымысел такого же позднего происхождения, но подрывается только отчасти; ибо за эти воззрения стоят, по-видимому, некоторые особенности в содержании книги, в её изложении и свидетельствах о ней. Относительно же некоторых из разобранных нами воззрений из этого: отчасти нельзя сказать, потому что очень легко предположить, как действительно и предполагают некоторые, что сам пр.Иона изложил в своей книге в форме исторического повествования или символическое (вымышленное) действие, или видение. Следовательно, для окончательного опровержения тех и других воззрений необходимо подвергнуть разбору те основания этих воззрений, которые непосредственно направлены против исторической достоверности книги пр.Ионы на основании указанных особенностей её. Эти основания I) чacmью внутренние, заимствуемые из содержания книги пр. Ионы и из внешней формы изложения этого содержания, и II) чacmью внешние, вытекающие из недостаточности, будто бы, посторонних свидетельств о подлинности этой книги. Разбор и опровержение этих оснований и составит содержание настоящей главы. I. Первое место между внутренними основаниями исторической будто бы недостоверности книги пр.Ионы занимают именно те, которые заимствуются из содержания самой книги. В этом содержании противники его исторической достоверности прежде всего останавливаются на повествованиях о чудесном, а потому, будто бы, и невозможном, затем замечают в книге немало рассказов и о таких фактах, которые сами в себе хотя и возможны, но должны быть признаны невероятными, потому что противоречат, будто бы, другим несомненным историческим данным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Книга Судей Сведения о писателе Достоверных сведений о писателе книги Судей не имеется. По наиболее вероятному мнению, которое принимается большинством иудейских раввинов и разделяется христианскими учителями, – пророк Самуил был писателем книги Судей. Что происхождение сей книги современно Самуилу, – на это есть указание в ней самой; ибо из содержания ее видно, что она явилась в то время, когда у народа Божия были уже цари 187 , однако, еще до наступления Давидова царствования 188 , – и значит, во времена Саула, первого царя еврейского, который был современником Самуилу. А, как Самуил в слове Божием изображается первым священным писателем, с которого начинается ряд проповедников о Мессии после времен Моисеевых 189 ; то и вероятным представляется, что священно-историческая книга, открывающая собою начало нового периода в жизни Израильтян после времен Моисеевых, т. е. книга Судей – должна быть также произведением Самуила. В этом убеждает также и сходство общей мысли книги Судей с речью, которую держал Самуил, по случаю помазания Саула на царство 190 . Время написания книги Судей Выше было замечено, что происхождение книги Судей современно пророку Самуилу. Некоторые недоумения, которыми хотят ослабить вероятность вышеприведенного мнения, или даже отринуть его вовсе, удобно устраняются и разъясняются. 1 . Так, напр., говорят, что в книге Судей есть указание на храм Соломонов, под именем дома Божия 191 . Также встречается имя Иерусалима 192 , чем, будто бы, ясно обозначаются времена, позднейшие Самуиловых. Но под именем дома Божия нет никакого основания разуметь здесь храм Соломонов, ибо сим именем в писании называется скиния свидения, даже всякое место, освященное присутствием Божиим 193 . Что же касается имени Иерусалим, то из писания нисколько не видно, будто оно при Самуиле не было и не могло быть известно. 2 . Говорят, также, что писатель книги Судей сам дает заметить, что во время ее написания он находился вне земли Ханаанской, и значит, это был не Самуил – постоянный житель земли Ханаанской, а кто-нибудь из позднейших времен Вавилонского или Ассирийского плена; ибо Самуил не написал бы для современников и единоземцев о своем городе Силоме так: «Силом, что в земле Ханаанской» 194 . Но из контекста речи видно, что это выражение употреблено о Силоме только по противоположению с заиорданским городом Иависом Галаадским, из которого приведены были в Силом девицы для Вениамитян, и который действительно находился за пределами земли Ханаанской, в тесном смысле понимаемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

4 .         Заявитель: торговый дом «Никея». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги Элизабет Лукас «Франкл и Бог. Открытия и откровения психиатра» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги Элизабет Лукас «Франкл и Бог. Открытия и откровения психиатра» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р20-918-0659 6 .         Заявитель: ООО «издательство " ЭКСМО " » (редакция СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги Д. Б. Харта «Бог. Новые ответы у границ разума. Современная наука, философия, религия, психология о божественном» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги Д. Б. Харта «Бог. Новые ответы у границ разума. Современная наука, философия, религия, психология о божественном». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р20-918-0660 9 .         Заявитель: А. А. Федотов. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги А. А. Федотова «Свет во тьме. Исторические повести» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги А. А. Федотова «Свет во тьме. Исторические повести» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р20-918-0661 10 .       Заявитель: ООО «издательство " ЭКСМО " » (редакция СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги протоиерея Андрея Ткачева «Правильные глаголы. Как мыслить и действовать, чтобы выжить в этом мире» , предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010