Пролог. 23 Св. муч. Луппа. Раб некоего господина, свободный же о Христе Господе, за сокрушение идолов мучен и обезглавлен в царствование Аврелиана (270–275). Чет. Минея от службы. (Act SS. aug. IV. р. 593). Март. Р. В службе канон Иосифа. Препп. Евтихия и Флорентия. Подвизались в пределах Нурейи. Флорентий сподобился дара чудотворений при жизни; Евтихий – настоятель одной обители, прославился чудесами по смерти. Чет. Минея от бесед св. Григория Двоеслова с Петром диаконом, кн. 3 гл. 15. (Act SS. maii V. р. 219.) Март. Р. 23 мая. Св. священномуч. Иринея, епископа Лугдунского (Лионского). Ученик св. Поликарпа, преемник священномуч. Иофина, писатель. Обезглавлен в царствование Севера, около 203 г. Чет. Минея. (Act SS. iun. t. V. р. 335 sqq. et in edit. eius Operum. Mszochii Kal. neapol. III. 717. Fabr. VII. 73). Март. Р. 28 июля. Мес. В. Св. Каллиника, патриарха Цареградского. Сделан патриархом после Павла, в 603 году, и управлял церковью до 705 года, когда Юстиниан II, при помощи Болгар, снова взошел на престол. Казнив Леонтия и Тиверия, император лишил зрения Каллиника, венчавшего Леонтия на царство, и сослал в Рим.Там заделали его в стену; и по прошествии 40 дней заграждение отпало; святой был еще жив, хотя едва дышал. Преставился спустя 4 дня после сего, и погребеи в храме св. апостолов. Чет. Минея. (in Act. SS. aug. t. IV. р. 645. Vita аист. Laurentio). Мес. В. 24 Св. с вя щенномуч. Евтиха. Ученик Ап. Иоанна, родился и скончался в Севастополе Палест. Проповедовал Иисуса Христа во многих странах. «Аще и не обретается в числе 70 апостолов, обаче апостольским именем почтен, яко с начальнейшими апостолы трудися в благовестии Христове». Чет. Минея. (Act SS. aug. IV. р. 751). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Св. муч. Татиона. Пострадал в Клавдиополе (близ Анкиры) от Урбана, при Диоклетиане (305). Пролог. (Act SS. aug. IV. р. 767). Март. Р. (Isauriae.) Мес. В. (Называет Татианом). Преп. Георгия Лимниота, исповедника. Инок, подвизавшийся в горах Олимпийских. При Льве Исаврянине перенес много скорбей, и даже лишился носа, за дерзновенное обличение царя в иконоборстве. Преставился 95 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

cicrcumcelliones - бродящие вокруг гробниц мучеников) ( Optat. De schism. donat. III 4; Aug. Ep. 132. 3; Idem. Contr. Gaudent. I 28. 32; Исидор Севильский называл их cotopitae или cutzupitae - Isid. Hisp. Etymol. VIII 5. 53, считал одним из типов монашествующих - Idem. De eccl. offic. II 16). Среди циркумцеллионов было множество людей из низших сословий, беглых рабов, преступников и т. п. Рядовые члены именовались agonistici (атлеты, борцы), а лидеры - duces sanctorum (вожди святых). Многие из них с готовностью совершали самоубийство, только бы не подчиняться властям ( Aug. Contr. Gaudent. I 22. 25; 27. 30; 28. 32; Filastr. Divers. haer. 85). Возможно, одной из причин роста социального напряжения в Сев. Африке стал кризис системы налогообложения ( Zosim. Hist. IV 16). В районах, контролируемых циркумцеллионами, были отменены все задолженности, а жизни крупных землевладельцев находились в постоянной опасности. Поддержав донатистов, они стали нападать на кафолических клириков и тех, кто перешли из Д. в каноническую Церковь ( Aug. Ep. 88. 8; 93. 11; 108. 4. 18; 111. 1; 185. 4. 15; Idem. Contr. Cresc. III 48. 53; Idem. Contr. litt. Petiliani. II 83. 184; Idem. Contr. ep. Parmen. I 11. 17). Отличительным признаком циркумцеллионов стала аккламация: «Deo laudes!» (Хваления - Богу!) ( Aug. Ep. 108. 5. 14; Idem. Contr. litt. Petil. II 65. 146; 84. 188; Idem. In Ps. 132. 6). В 346 г. Донат обратился к имп. Константу с просьбой признать его единственным епископом Карфагена ( Optat. De schism. donat. III 1). В 347 г. в Сев. Африку прибыли специальные представители императора нотарии Павел и Макарий. Во время встреч и консультаций Донат отверг предложение о сотрудничестве с гос. властью, сказав: «Какое дело императору до Церкви?» (Quid est imperatori cum ecclesia? - Ibid. III 3). В Карфагене начались бунты (Passio Maximiani et Isaaci//PL. 8. Col. 768), а в округе представители властей подверглись нападениям со стороны циркумцеллионов ( Optat. De schism. donat. III 4). Тогда император поддержал соперника Доната - канонического еп.

http://pravenc.ru/text/178932.html

142 Deborah Berg Davis, The Children of God: The Inside Story (Grand Rapids, Missouri: The Zondervan Publishing House, 1984). Herbert 1. Wallerstein, Final Report on the Activities of the Children of God to Honorable Louis J. Lefkowitz, Attorney General of the State of New York. Charity Frauds Bureau, Sept 30, 1974. Una McManus, Not for a Million Dollars (Impact Books, 1980). 143 Steve Alien, Beloved Son: A Story of the Jesus Cults (New York: Bobbs-Merrill Company, Inc., 1982), 192–193. 144 Lindsey Gruson, «2 Hare Krishna Aides Accused of Child Molesting» The New York Times (Feb 18, 1987). «Murders, Drug and Abuse Charges Shake Krishnas» Akron Beacon Journal (June 22, 1986). Eric Harrison, «Crimes Among the Krishrias: The world wouldn " t listen to Stephen Bryant " s charges against his religion " s leaders, until he was murdered» The Philadelphia Inquirer Magazine (April 15, 1987). John Hubner and Lindsay Gruson, «Dial Om for Murder: The Hare Krishna church, once brimming with youthful idealism, has become a haven for drug traffickers, suspected child molesters – and killers» The Rolling Stone (April 9, 1987),53. «Krishna Killer Ordered Extradited» CAN News (Sept – Oct 1987) from «Dreschner Ordered Extradited» The Intelligencer (Aug 14, 1987). «Наге Krishna Leader Reported to be Linked to Murder of His Critic» The New York Times (June 17, 1987), 9. 145 «Scientology " s „Campaign of Harassment " » The Cult Observer (Nov/Dec 1987) from «Scientologists in Dirty Campaign to Stop Boob) The Sunday Times (London, Oct 18, 1987). «Scientologists Try to Block Hubbard Biography» The Cult Observer (July/Aug 1987), from «New Hassle over Scientology Book» The New York Post (Aug 4, 1987) and «Lawsuits Surround Book on L. Ron Hubbard» Publishers Weekly (Aug 1987). 146 Robert Lindsey, «2 Defectors from Peoplés Temple Slain in California» The New York Times (Feb 28,1980), A 16. 147 Peter Siegel, Nancy Strohl, Laura Ingram, David Roche, and Jean Taylor, «Leninism as Cult: The Democratic Workers Party» Socialist Review, 58–85.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protivos...

недопустимой; причастие преподается всем под двумя видами, поскольку именно в такой форме Евхаристия была установлена Христом (см.: Conf. Aug. 22. 1-12). В Л. отвергаются как представление о том, что Евхаристия является повторением Жертвы, принесенной Иисусом Христом на Голгофе (лютеране не вполне корректно приписывали такое представление католикам), так и в целом понимание Евхаристии как жертвы. Жертвой является не сама Евхаристия, не Хлеб и Вино, соединенные с Телом и Кровью, но лишь церковное воспоминание о совершённом Христом искуплении: «Хотя эта церемония есть воспоминание смерти Христовой, сама по себе она не является ежедневной жертвой, но ежедневной жертвой является само воспоминание, то есть проповедь и вера, воистину верующая, что посредством смерти Христовой Бог примирился с нами» (Apol. Conf. Aug. 24. 38). Поскольку в католицизме Евхаристия понимается как приносимая Богу жертва и соответствующее учение отражено в чинопоследовании мессы (католич. литургии), в лютеран. вероисповедных документах встречаются разные мнения по вопросу о том, допустимо ли называть истинную Евхаристию мессой. Так, в Аугсбургском исповедании говорится: «Месса сохранена у нас и служится с высочайшим почтением» (Conf. Aug. 24. 1), однако в Шмалькальденских артикулах Лютер заявлял, что «папская месса является великой и ужасной мерзостью», подразумевая понимание мессы как умилостивляющей Бога жертвы, приносимой священником и обладающей собственной благодатной силой (см.: Art. Smalc. II 2. 1-11). Особой критике Лютер подвергал практику совершения заупокойных месс, а также связанное с этой практикой учение о чистилище, находящимся в к-ром душам будто бы помогают совершаемые за них мессы (см.: Ibid. 2. 12-15). В совр. Л. именование литургии (Вечери Господней) мессой не запрещается и оставлено на усмотрение пасторов. Недопустимым признается совершение т. н. частных месс, т. е. литургий, в к-рых участвует лишь пресвитер без молящихся (см.: Conf. Aug. 24. 13). В классическом Л. Вечеря Господня совершалась в день Господень, т. е. в воскресенье, а также в другие праздничные дни или в дни, когда члены общины намеревались принять причастие (см.: Ibid. 33-34); в совр. Л. существуют разные практики: от совершения мессы лишь раз в год (в нек-рых пиетистских общинах) до еженедельного и даже чаще.

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

2013; ср.: Instinsky. 1955. S. 59-82). Однако М. вопреки замыслу Константина пригласил в Рим 15 епископов, представлявших кафедры Аримина (ныне Римини), Беневента (ныне Беневенто), Медиолана, Остии, Пизы, Сены (ныне Сиена), Флоренции и др. городов Италии. Т. о., папа созвал Собор, тем самым подчеркнув автономию Церкви от светской власти и, по мнению Каспара, определив порядок разрешения внутрицерковных разногласий в будущем ( Caspar. 1930. S. 111-113; ср.: Monachino. 1964. P. 12). Участники Римского Собора провели 3 заседания. По свидетельству Оптата Милевского, Собор открылся 2 окт. 313 г., однако, согласно блж. Августину, в этот день М. вынес приговор. Т. о., заседания продолжались либо с 30 сент. по 2 окт., либо со 2 по 4 окт. ( Optat. Contr. Parmen. I 23-24; Aug. Contra partem Donati post gesta. 33. 56). По-видимому, Майорин к тому времени скончался (в последний раз упом. под 15 апр. 313), поэтому противников Цецилиана на Соборе возглавил африкан. еп. Донат, который озвучил обвинения в адрес епископа Карфагенского ( Aug. Contra partem Donati post gesta. 17. 21; Idem. Ep. 43. 2. 4; ср.: Idem. Contr. ep. Parmen. I 5 10). Свидетели, представленные Донатом, не смогли обосновать эти обвинения ( Aug. Breviculus collationis cum Donatistis. III 12. 24; Idem. De agone christ. 29. 31). Более того, он признался в перекрещивании и возложении рук на епископов, отрекшихся от Христа во время гонения (episcopis lapsis manum imposuisse). На 3-м заседании М. вынес решение, согласно к-рому Цецилиан был оправдан и сохранил епископский сан, ему была оставлена кафедра ( Optat. Contr. Parmen. I 24). Донат был осужден как раскольник и нарушитель канонических постановлений. Его сторонники и епископы, рукоположенные Майорином, получили прощение при условии, что они вернутся в лоно кафолической Церкви; если на кафедру претендовали 2 епископа, кафолик и донатист, старший из них имел преимущество, а младший должен был найти др. место служения ( Aug. Ep. 43. 5. 16; 185. 10. 47). Т. о., участники Собора вышли за рамки поручения имп.

http://pravenc.ru/text/2563226.html

Страдал в Ахаии от Антипатра, в царствование Декия, усекнут в Кизике. Чет. Минея. (In Act. SS. aug. t. III. р. 421. Martyriam auct. Laurentio). Мес B. 16 авг. Март. P. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана. Скончались в Никомидии от огня, в который были ввержены, когда лютые звери не коснулись их. Пролог. (Act. SS. aug. t. III. р. 418) Мес. В. Март. Р. Св. муч. Короната. Месяц. всех свв. Св. муч. Патрокла. Скончался от меча в Трикассине, в гонение, воздвигнутое Аврелианом. (270–275). Чет. Минея. (Act. SS. 21 ian. II. р. 343). Март. Р. 21 янв. Собор Пресвятой Богородицы в Амастрии. Пролог. Преп. Алипия, иконописца Печерского. Учился иконописи у Константинопольских художников, расписывавших Печерскую церковь . Преставился ок. 1114 года. Чет. Минея от Патерика Печерского. 18 Свв. мучч. Флора и Лав pa. Родные братья, каменосечцы. Страдали в Иллирии от Ликиона; скончались в глубоком студенце, засыпанные землей. Чет. Минея. (In Act. SS. aug. III. р. 522. Martyrium auct. monacho Rutiensi Laurentio). Март. Р. Мес. В. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Ерма , Серапиона и Полиена. Предали Богу души свои в Риме, влачимые по теснинам и камням. Пролог. (Act. SS. aug. t. III. р. 546). Мес. В. Март. Р. Свв. отец наших патриархов Константинопольских Иоанна и Георгия. Чет Минея не сказывает, какого Иоанна и какого Георгия должно разуметь. Можно однако догадываться, что воспоминаются сего числа Иоанн и Георгий, которым возглашена была вечная память на 7 Вселенском соборе вместе со св. Германом (12 мая). То были: Георгий, член 6 Вселенского собора (683), и Иоанн VI, предместник Германа, патриаршествовавший с 712 по 715 год. (Or. Chr. I. col. 232, 234). Св. священномученика Емилиана епископа, и иже с ним. В царствование Диоклетиана и Максимиана прибыл из Армении в Италию с учителем своим, священноиноком Иларионом, и двумя братьями: Дионисием и Ермиллом. По прошению жителей Требии, папа Маркеллин рукоположил его во епископа. После мук, усекнут вместе со своим наставником и братьями от игемона Максимиана. Ради него уверовало и посечено около тысячи человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

80 Правила Апостольские запрещают ставить на какую-либо степень «священного клира» только того, «кто по святом крещении (а не до крещения) двумя браками обязан был» (Пр. 17), кто «взял в супружество вдову, или отверженную от супружества (то есть разведенную), или блудницу, или рабыню, или позорищную (то есть актрису)» (Пр. 18; ср.: 6 Всел. Соб. Пр. 3; Неок. Соб. Пр. 8, Анкир. Соб. Пр. 12). «Постановления Апостольские» требуют, чтобы «епископ был муж одной жены — однобрачной» (кн. 1 § 2, р. п. 18). 81 Aug. De bono conjug., с. 18, § 21//M. T. 6. Col. 387. 82 Aug. De bonu conjug., c. 18 § 21//M. T. 6. Col. 388. 83 Этого взгляда действительно и держались некоторые отдельные христианские писатели: Тертуллиан (см. в сочинении De monogamia//PL. T. 2), Афинагор («Прошение за христиан», гл. 33, c. 89–90: «Нужно вступать в один только брак; ибо второй брак есть благовидное прелюбодеяние». «Отступающий от первой жены, хотя бы она и умерла, есть прикровенный прелюбодей»), а также раскольники-монтанисты и новациане (см.: Aug. De bono viduit., c. 4 § 6//M. T. 6. Col. 433). 84 Свт. Григорий Богослов. Слово 37. Т. 3. С. 219–220. 85 «Я никаких браков, — говорит блж. Августин (De bono viduit., с.12, § 15//M. T. 6. Col. 439), не смею осудить и лишить уважения из-за одной только их многочисленности». — «Не осуждаю, — говорит блж. Иероним (Письмо 46 — к Паммахию, т. 2, с. 27) ни вторых, ни третьих, даже, если можно сказать, осьмых браков». 86 Свт. Амвросий Медиоланский. О вдовицах. Гл. 15, § 88, с. 109. Амвросий здесь очень подробно указывает те нравственно-психологические основания, по которым первый брак нужно считать выше второго брака. 87 Aug. De bono viduit., c. 4 § 5//M. T. 6. Col. 433. 88 По свидетельству «Постановлений Апостольских» (кн. 3 § 2, с. 103), «однобрачие, бывающее по закону, праведно, как согласное с волей Божией, а второбрачие после обещания беззаконно, не по соединению, но по нарушению обещания (разумеется обещание вдовицы, давшей обет безбрачия), а троебрачие есть знак невоздержания, брак же бывающий сверх третьего есть открытый блуд, и несомненное распутство.

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

Блж. Августин, разделяя представленную у предшествующих авторов концепцию восхождения души по ступеням заповедей блаженств, предлагает др. схему их символического истолкования, соотнося их число с 7 дарами Св. Духа (см.: Ис 11. 2-3, представляя их последовательность в обратном порядке нежели в пророчестве Исаии): смирение/страх Божий; кротость/благочестие; плач/ведение; справедливость/стойкость (крепость); милость/наставление (совет); чистота/разумение; мир/мудрость. Подобная соотнесенность с Божественными дарами, возводящими к вершине совершенства, демонстрирует больший акцент на спасительном действии благодати Божией в следовании заповедям. Первые 5 блаженств относятся к начальному этапу восхождения, побуждают слушателей к совершению «добрых дел» (bona opera) в «деятельной жизни» (vita active), последние 2 имеют отношение к «созерцанию наивысшего блага» (contemplatio summi boni) и «созерцательной жизни» (vita contemplative - Aug. Domin. in Mont. I 3. 10). В отличие от остальных авторов блж. Августин насчитывает 7 блаженств. Восьмое блаженство (Мф 5. 10) стоит отдельно, поскольку оно подводит итог всем остальным и словно бы возвращает к их началу, показывая то, что есть совершенство, т. е. достижение Царства Небесного ( Aug. Domin. in Mont. I 3. 10). Подчеркивая символическую важность этого блаженства, он прибегает к нумерологическим изысканиям, замечая, что оно содержит указание на Пятидесятницу (7×7+1=50) как на день, когда дар Св. Духа был дан Церкви (Ibid. I 4. 12). Блаженства указывают на совершенный образ жизни христиан, все степени к-рого могут быть достигнуты в этой жизни; пройдя все 7 основных стадий, христианин может «достичь совершенства, 8-е озаряет и делает явным достигнутое совершенство, означающее возрождение нового человека» (Ibid. I 1. 1; I 4. 12). Кроме того, блж. Августин стремится показать соотнесенность блаженств со всем остальным содержанием проповеди Христа, рассматривая их число в контексте Н. п.: это же число лежит в основе 7 прошений молитвы Господней (Мф 6. 9-13 - ср.: Aug. Domin. in Mont. II 9. 35). Также 7 блаженств определяют композицию Н. п., содержание к-рой можно также разделить на 7 основных частей: Мф 5. 21-24; 5. 25-26; 5. 27-28; 5. 29-37; 5. 38-48; 6. 1-7. 12; 7. 13-23 - ср.: Aug. Domin. in Mont. II 25. 87.

http://pravenc.ru/text/2564590.html

19); И. олицетворяет «народ греха» ( Orig. In Gen. hom. 12. 3). И. является символом всех тех членов Церкви, к-рые любят земные блага, хотят владеть ими или стремятся к земному преуспеянию; всех тех, кто используют веру в Бога, чтобы возрастать в почестях и обрести земное богатство ( Caes. Arel. Serm. 86. 2; Aug. Serm. 4. 12). Так, благословение отцом И. после Иакова (Быт 27. 39-40) символизирует то, что в Церкви терпят и допускают к таинствам злых людей (malis hominibus) ради необходимости сохранять мир (ipsius pacis) (ср.: 1 Кор 11. 29; Aug. Serm. 4. 35). Подчинение И. младшему брату имеет педагогическое значение: неразумный человек должен быть под контролем «мудрого сердцем» (Притч 11. 29) ( Ambros. De Iacob. 2. 3. 11; Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 20). Ненависть И. к брату служит символом гонения на Церковь со стороны иудеев ( Iren. Adv. haer. IV 21. 3). Пророчество о том, что старший брат будет служить младшему, раскрывается, по мнению св. отцов, на примере евреев, к-рые сохранили книги закона Божия для христиан ( Caes. Arel. Serm. 86. 2-3; ср.: Barnaba. Ep. 13. 1-3; Aug. De civ. Dei. XVI 35. 1). Судьба И. служит назидательным примером того, к чему приводит отсутствие умеренности и контроля над желаниями плоти ( Aug. Serm. 207. 2; Basil. Magn. Hom. 11. 41), а также порабощение человека завистью ( Cypr. Carth. De zel. et liv. 3) или ревностью ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 4). Византийский хронист IX в. Георгий Монах возводит в явно уничижительном контексте к имени Исав прозвище имп.-иконоборца Льва III Исавра (в написании хроники Ησαυρος) и название области Исаврия (Ησαυρα) ( Georg. Mon. Chron. P. 735. 13-14 App.). Лит.: Heller B. Der Erbstreit Esaus und Jakobs irn Lichte verwandter Sagen//ZAW. 1926. Bd. 44. N 1. S. 317-320; Maag V. Jacob-Esau-Edom//ThZ. 1957. Bd. 13. S. 418-429; Botterweck G. J. Jakob habe ich lieb - Esau hasse ich//Bibel und Leben. Düsseldorf, 1960. Bd. 1. S. 26-38; Sarna N. M. Understanding Genesis. N. Y., 1966. P. 181-188; Westermann C. Genesis 12-36: A Comment.

http://pravenc.ru/text/674790.html

И. поддержал осуждение Пелагия и Целестия, повторив основные аргументы, предложенные африкан. епископами ( Innocent. I, papa. Ep. 30= Aug. Ep. 182). В ответном послании к 5 епископам И. утверждал, что не знал о влиятельных последователях Пелагия в Риме, и обещал распространить на них санкции, применяемые против еретиков. Однако он воздержался от суждений относительно решений Диоспольского Собора, т. к., по его словам, соответствующие документы были доставлены в Рим некими мирянами и подлинность бумаг кажется ему сомнительной. Отказавшись от приглашения Пелагия в Рим, И. тем не менее указал на еретический характер его учения ( Innocent. I, papa. Ep. 31= Aug. Ep. 183). Т. о., И., осудив ересь и ее конкретных последователей, фактически отказался принимать активные меры для искоренения пелагианства. Вероятно, нежелание открыто отвергнуть решения Диоспольского Собора объясняется стремлением И. избежать столкновений с вост. епископами после конфликта, связанного с незаконным низложением свт. Иоанна Златоуста (404). Однако по настоянию блж. Иеронима, который проживал в Палестине и после оригенистских споров находился в напряженных отношениях с Иерусалимской кафедрой, Римскому епископу все же пришлось вступить в дискуссию со свт. Иоанном Иерусалимским. В 414 г. блж. Иероним опубликовал пространное опровержение учения Пелагия ( Hieron. Ep. 133), а незадолго до Диоспольского Собора (дек. 415) - «Диалоги против пелагиан». Вскоре после Собора неизвестные лица напали на монастырь в Вифлееме, где проживал Иероним, выгнали монашествующих, в т. ч. прп. Евстохию и ее племянницу Павлу, убили диакона и сожгли постройки. Блж. Иероним известил об этом Аврелия Карфагенского ( Aug. De gest. Pelag. 66), к-рый передал сведения в Рим. При посредстве еп. Аврелия И. отправил блж. Иерониму послание, в к-ром возмущался разнузданностью еретиков и обещал принять меры против преступников в случае их обнаружения ( Innocent. I, papa. Ep. 34= Hieron. Ep. 136). Одновременно он отправил послание свт. Иоанну Иерусалимскому, упрекнув его за бездействие и пассивное покровительство преступникам ( Innocent. I, papa. Ep. 35= Hieron. Ep. 137). Пелагий, находившийся в Палестине, узнал об этом и обратился к И. с апологией, фрагменты к-рой сохранились в сочинениях блж. Августина ( Aug. De grat. Christi. 30-32, 35-37, 41; Idem. De peccato originali. 19-21). Пелагий пытался убедить И. в том, что его учение о присущей человеку свободе воли не означает отрицания помогающей божественной благодати (Dei gratia et auxilium). Апология была доставлена в Рим уже после смерти И.

http://pravenc.ru/text/468771.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010