14 Климент Александрийский. Строматы. Кн. 3, гл.12. С. 363. 15 August. De bono conjugali, c. 23 § 29//M. T. 6. Col. 393. Ср.: «Постановления Апостольские» (кн. VI, § 28; русск. пер. С. 206–207): «брак почтен и честен, и рождение детей чисто; ибо в добром нет ничего худого». 16 Особенно г. Розанов настаивает на том, что «церковь двоится при этой точке зрения (то есть при точке зрения церковной на брак и девство, как на состояния законно-нравственные) и что под покровом одной, в темных и белых ризах духовенства… мы имеем два и притом противоположные упования, спайку двух церквей: «белого поклонения», «светлому Лику» и «темного поклонения» «темному Лику» (Примечание г. Розанова к статье прот. Уст-ского: «Брак и девство» — в книге Шарапова: «Сущность брака», 1901. С. 124, пр. 1). 17 Aug. De gratis Christi, c. 26.//M. T. 10. Col. 374; De civ. Dei 14, 7//M. T. 7. Col. 414. 18 Aug. De nupt. et concup. 2, 35//M. T. 10. Col. 471; De civ. Dei 14, 23//M. T. 7. Col. 430. 19 Свт. Григорий Богослов. Советы девственникам. Т. 5. С. 88): «девство — врачевство и пособие против страстей». 20 Там же. Определения слегка начертанные. С. 342. 21 Свт. Иоанн Златоуст . О девстве, § 14//Полн. собр. соч.: В 12 т. СПб., 1895. С. 303. 22 Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4, гл. 24. С. 263. — Доказательство девственности прародителей Иоанн Дамаскин видит в том факте, что Адам и Ева «оба были наги и не стыдились» (там же). 23 Aug. De nupt. et concup. 1. 1, c. 1//M. T. 10. Col. 414. 24 Aug. De bono conjug., c. 2//M. T. 6. Col. 374. 25 Aug. De civ. Dei XIV, 23, 26//V. T. 7. Col. 430, 434; Opus imperf. III, 198//M. T. 10. Col. 1332. 26 Название заимствовано у Виргилия Aeneid. VIII, v. 406. 27 Aug. De civ. Dei XIV, 23//V. T. 7. Col. 434. Блж. Августин допускает, что при сохранении первобытно-чистого нравственно-духовного и физического состояния человек стал бы «обсеменять родовое поле (arvum genitale), — этот сотворенный для рождения орган, — точно так же, как в настоящее время обсеменяет землю рука землепашца» (De civ. Dei XIV, 23//V. T. 7. Col. 431), тогда «м уж стал бы сеять потомство, а жена воспринимать своими детородными членами, приводимыми в движение, когда нужно и насколько нужно, посредством воли, без всякого возбуждения похоти» (De civ. Dei XIB, 24//V. T. 7. Col. 433). По Августину половое общение было необходимостью природы первобытного человека, потому что и самые тела первых людей были еще только «душевными» (animalia), а не «духовными» (spiritualia), каких они могли бы достигнуть только в конечном периоде своего нравственно-религиозного развития, когда и самая смерть перестала бы угрожать человечеству и последнее перешло бы в состояние «способности не умирать» (posse non mori) — (De bono conjugali, c. 2//M. T. 6. Col. 374).

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

Св. муч. Антония. Александрианин, скончавшийся от огня. Пролог. Мес. В. 8 авг. Свв. мучч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фоки, Петра, Леонтия, Марии патрикии и прочих. Страдали и обезглавлены при Льве Исаврянине за низвержение воина, который, по приказанию лжепатриарха Анастасия, располагался снять Спасителев образ, находившийся над медными вратами в Цареграде. Чет. Минея. Сн. Страдание Феодосии черноризицы, 20 мая. (Act. SS. aug. t. II. р.434). Мес. В. Март. Р. Преп. Псоя. Чет. Минея в Житии преп. Пахомия (15 мая), его наставника. 10 Свв. мучеников Лаврентия архидиакона, Сикста папы и прочих с ними. Пострадали в Риме при Валериане (ок. 261). Св. Сикст, Афинянин, преемник св. Стефана (2 авг.), обезглавлен с двумя диаконами, Феликиссимом и Агапитом. Св. Лаврентий, после жестоких мук, сожжен на железном одре, обратив ко Иисусу Христу своей твердостью воина Романа, усекнутого 9 августа, и узоблюстителя Ипполита, со всем его домом (13 авг.). Чет. Минея. (Surius 10 aug. Act SS. aug. p. 312 sqq.). Март. Р. 6 авг. о Сиксте папе, Филикиссиме и Агапите, 10 авг. о Лаврентии. Мес. В. Есть служба. 11 Св. муч. Евпла диакона. После мук усекнут в Катане от Калвизиана, в царствование Диоклетиана. Чет. Минеи. (Coteler. eccl. gr. monum. I. 192. Аст. SS. aug. II. p. 721. Caietanus in Vitis SS. Siculorum, t. I. р. 106). Март. Р. 12 авг. Мес. В. Есть служба. Св. мученицы Сосанны девицы, и с нею Гаия папы Римского, Гавиния пресвиитера, отца ее, Максима комита, Клавдия брата его, жены его Препедигны и двух сынов, Александра и Куфия. Все из сродства Диоклетианова. Максим и Клавдий с семейством сожжены в Остии; св. Сосанна, отвергшая руку Максимиана Галерия, скончалась от меча и погребена Сиреной, женой Диоклетиана, тайной христианкой; Гаий и Гавиний пострадали в 296 г. В Чет. Минее Страдание, писанное Фарсоном, современным христианином. (Surius II aug. Аст. SS. aug. II. p. 631. De Gaio рара Act SS. apr. III. 13). Март. P. Преп. Феодора и Василия Печерских. Два друга и сострадальца. Первый много потерпел от страсти сребролюбия, и умер от сребролюбивого князя Мстислава Святославича, хотевшего выпытать у него о найденном им, и опять зарытом сокровище в варяжской пещере; Василий устрелен стрелою, в 1091 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Nyss. In Eccl.//GNO. T. 5. P. 284-285; Idem. De mort.//GNO. T. 9. P. 42; Aug. Serm. 33A). Иногда в качестве природной Ж. (φυσικ ζω) человека рассматривается также его телесная Ж., связанная с заботами о питании, размножении, самосохранении и проч., на том основании, что все это является общим у человека с неразумными животными, руководимыми не разумом, а природой ( Athenag. De resurrect. 7; Orig. Fragm. in. evang. Ioann. 39; Ioan. Chrysost. In Philip. 3. 1). Более того, изначально присущая всем людям природная любовь к Ж. (τ φιλζωον, τ ϒαπν τν ζων) иногда определяется как «природная человеческая воля» (θλημα φυσικν - Anast. Sin. Hodegos. II 2. 4//PG. 89. Col. 64-65). Однако ограничение человеческой Ж. только Ж. телесной и связанной с ней Ж. греховной и сопутствующий этому отказ от Ж. духовной означают для человека духовную смерть, поскольку так происходит его удаление от Бога, Который есть истинная Ж. человеческой души ( Greg. Nyss. Contr. Eun. III 6. 79; Basil. Magn. Adv. Eunom. II 19; Idem. Hom. 9. 7; Cyr. Alex. Hom. div. 14//PG. 77. Col. 1088-1089; Aug. De lib. arb. II 16; Idem. Confess. X 6; Greg. Magn. In Ezech. II 5). Как отмечал блж. Августин, «есть две жизни: одна - [жизнь] тела, другая - души; и как душа есть жизнь тела (vita corporis), так и Бог есть жизнь души (vita animae)» ( Aug. In Ps. 70. 2. 3). Бог, т. о., есть «жизнь жизни» (vitae vita - Idem. Confess. VII 1; X 6) и «блаженная жизнь души» (beata vita animae - Idem. De lib. arb. II 16; Idem. De civ. Dei XIX 26). По мнению свт. Григория Богослова, для души существует «одна жизнь - взирать на Жизнь; и одна смерть - грех, ибо он есть гибель души» ( Greg. Nazianz. Or. 18. 42). Основываясь на богословии ап. Павла, блж. Августин развивал оригинальное учение о 3 этапах человеческой истории, к-рые он называл «тремя жизнями человека»: «первая жизнь до закона» (prima vita ante legem), в к-рой преобладали греховные вожделения, непотребства и злоба, не сдерживаемые никакими ограничениями; «вторая жизнь под законом» (secunda vita sub lege), когда они сдерживались Божественным законом, а люди стремились к праведности, хотя и не по любви, а из страха нарушить закон и желания достичь земной выгоды; наконец, «третья жизнь под благодатью» (tertia vita sub gratia), в к-рой никакая земная выгода не предпочитается праведности и руководящим началом к-рой является духовная любовь, открытая Христом и дарованная Им по Его благодати; в такой Ж.

http://pravenc.ru/text/182295.html

No sin can surpass God’s love. There is not a single sinner who cannot become a saint, if he so desires. This has been proven by innumerable names recorded in the Lives of the Saints. The confessor listens to confessions and absolves those confessing, under his blessed stole. He cannot, however, confess himself and place the stole over his own head to obtain forgiveness in the same manner. He must necessarily kneel underneath another stole to confess and be absolved. That is the way the spiritual law functions; this is what God’s Wisdom and Mercy have ordained. We cannot confess others while never submitting ourselves to confession; we must practice what we preach. We cannot talk about repentance, but never repent; or talk about confession, but not go to confession ourselves regularly. No one can cast himself down, and no one can absolve himself. The unadvised, the disobedient, and the unconfessed are a serious problem for the Church. Dear brothers and sisters! The confessor’s stole can be a miraculous scalpel for the removal of malignant tumors; it can raise the dead, renew and transform the indecent world, and bring joy to earth and heaven. Our Church has entrusted this grand ministry, this sacred service, to our priests and not to the angels, so that we might be able to approach our confessor easily and fearlessly, as fellow-sufferers and corporeal counterparts. All the above has been delivered sincerely and not at all pretentiously by a co-sinner who does not aspire to play the teacher, but who is a co-struggling, co-student with you. It was his sole desire to remind you in simple and artless words of the Tradition of our holy mother, the Church, on the ever-relevant matter of divinely-conceived and divinely-blessed Repentance, and the God-given, God-pleasing, blessed Sacrament of Confession. From the book Repentance and Confession, Posted on the website of the Serbian Orthodox Church in America Excerpt edited by OrthoChristian.com Monk Moses of the Holy Mountain

http://pravoslavie.ru/45664.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КВАДРАТ [лат. Quadratus] († 258/9?), мч. (пам. зап. 21 авг.), предположительно епископ г. Утика (в совр. вилайете Бизерта, Тунис), пострадал во время гонений на христиан при имп. Валериане (253-260) вместе с мучениками Масса-Кандиды. Отрывочные сведения о К. содержатся в гомилиях блж. Августина , произнесенных 21 авг., в день памяти святого ( Aug. Serm. 306b-306e), и 18 авг., в день памяти др. мучеников Масса-Кандиды ( Aug. Serm. 306, 306a, 330, 335e; см.: Scorza Barcellona. 2001. P. 118). К. пострадал в г. Утика, вероятно, примерно в то же время, когда был казнен сщмч. Киприан , еп. Карфагенский († 14 сент. 258). Др. христиане, клирики и миряне, составлявшие всю его паству, погибли 4 днями ранее. В гомилии, сохранившейся среди сочинений блж. Августина, но ему не принадлежащей (составлена предположительно в Африке в V в.- Ps.-Aug. Serm. 317//PL. 39. Col. 2352-2354), уточняется, что мученики были казнены через отсечение головы. Повествование о мучениках Масса-Кандиды включено Пруденцием в поэму «Мученичество Киприана» из цикла «О венцах мучеников» ( Prudent. Perist. XIII). Согласно Пруденцию, который ссылается на устную традицию (fama refert), мученики пострадали незадолго до казни сщмч. Киприана. Епископ молился, чтобы Св. Дух укрепил в вере др. христиан, живших в Карфагене. Гонители выкопали яму, наполнив ее известью и раскаленными камнями, а на краю поставили языческий алтарь. Христианам предложили принести на алтаре хотя бы символическую жертву, но все 300 чел. предпочли смерть и бросились в яму. По словам поэта, души мучеников стали такими же белыми, как и их тела, уничтоженные известью, поэтому их прозвали «белоснежная груда» (лат. Massa Candida). Сообщение Пруденция во многом противоречит сведениям блж. Августина. Согласно Пруденцию, мученики (о К. поэт не упоминает) принадлежали к христ. общине Карфагена и составляли паству св. Киприана. Блж. Августин утверждал, что они пострадали в окрестностях г. Утика, и связывал число пострадавших христиан (более 153 чел.) с числом рыб, найденных в сетях ап. Петра (Ин 21. 11 - Aug. In Ps. 49. 9//PL. 36. Col. 571; MartHieron. Comment. P. 450), тогда как Пруденций писал о 300 мучениках. Согласно блж. Августину, Масса-Кандида - место в окрестностях Утики, получившая название в честь пострадавших там христиан: «Массой оно называется из-за их множества; Кандидой - по причине их сияния» ( Aug. Serm. 306//PL. 38. Col. 1401); Пруденций полагал, что Масса-Кандида - прозвание самих мучеников. По мнению П. Франки де Кавальери, происхождение топонима Масса-Кандида (букв.- светлое поместье (усадьба)) не связано с пострадавшими там мучениками, но было использовано христианскими авторами в гомилетических целях ( Franchi de " Cavalieri. 1902. P. 45-47).

http://pravenc.ru/text/1684001.html

Пролог 20 и 25 авг. (Act. SS. aug. t. IV. р. 80). Мес. В. Март. Р. 21 Св. апостола Фаддея, единого от седмидесяти. Просветив святым крещением Авгара, Едесского князя и его подданных, проповедовал Слово Божие в Месопотамии и Сирии; скончался в Берите. Чет. Минея от Пролога, Евсевия (I. 13), и от никифора (II. 7). (Act. SS. aug. t. IV. р. 399. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 2I6). В службе канон Иосифа. Св. мученицы Вассы, и чад ее, Феогния, Агапия и Писта. Сыны св. Вассы, после жестоких, мук, обезглавлены в Едесе, на своей родине. Мать, бывшая свидетельницей их страдания, совершила свой подвиг в Геллеспонте, в царствование Максимиана. Чет. Минея. (Act. SS. aug. t. IV. р. 419). Март. Р. В службе канон Иосифа. Преп. Аврамия Смоленского. Преставился в последней половине XII в., на 50 году от рождения. Чет. Минея. Есть служба. 22 Свв. мученик: Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндииа, Севериана и прочих с ними. Обезглавлены от Евтолмия, в царствование Мзаксимиана: Агафоник и другие Никомидийские христиане в Силиврии; Зотик, из Понта, с Феопрепием и Акиндином – в Потаме Фракийской, Севириан – близ Халкидона. Чет. Минея. (In Actis SS. aug. t. IV. р. 522. Martyrium auct. Laurentio). Мес. B. Март. Р. В службе канон Иосифа. Св. мученицы Анфусы, и Афанасия епископа, крестившего ее, и двоих слуг ее, Xap и cu м a и Неофита. Св. Анфуса была родом из Селевкии. Без ведом родителей приняв крещение от еп. Тарсского, должна была оставить их и удалиться в пустыню. Скончалась мирно после 23-летних подвигов. Св. Афанасий и два служителя усекнуты в царствование Валериана (ок. 260). Пролог. (Or. Chr. II col. 869. Act SS. aug. IV. р . 502). Мес. В. Март. Р. Св. мученицы Евлалии девицы. Добровольно предала себя на страдание в Варкиноне, в руки Дакиана, в царствование Диоклетиана и Максимиана (ок. 303). Вскоре после нее умучен св. Филикс. Чет. Минея. (Act. SS. Febr. II p. 576). Март. Р. 12 февр. Празднество Пречистой Деве Богородице, ради чудес от Ее честной иконы Грузинской. При царе Михаиле Феодоровиче один из ярославских купцов получил из Персии икону Пресв. Богородицы, писанную в Грузии, и принес ее в дар обители, которую в 1603 г. основал Мирон иерей на Черной горе в Двинской области. При сей иконе и при написанной с ней, которая находитсяя и Москве, совершаются доныне чудеса во славу Приснодевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

72 Aug. De bono conjug., c. 1//M. T. 6. Col. 373. 73 Ibid. c. 3, col. 375. 74 Aug. De nupt. et concup. I, 17//M. T. 10. Col. 424. 75 Aug. De bono conjug., с. 4//M. T. 6. Col. 376; ср.: Ibid. с. 24 § 32. Col. 394; c. 12 § 12. Col. 382: «Украшение супружеское состоит в верности при воздаянии плотского долга» (reddendi carnalis debiti fides). 76 Вот почему один только похотливый взгляд на чужую женщину в Священном Писании ( Мф. 5:29 ) и у отцов Церкви считается уже прелюбодеянием. Этого похотливого взгляда даже не может быть при нормально-идеальном супружеском союзе, когда души обоих супругов как бы органически слиты между собою. 77 Aug. De bono conjug., c. 5//M. T. 6. Col. 577. — «Впрочем, если жена будет сохранять верность ложу (fidei thori) даже тогда, когда муж возьмет себе другую женщину, если она сама при этом не будет помышлять о выходе замуж и будет воздерживаться от такого поступка, то ее, конечно, назвать прелюбодейцей нельзя» (ibid); ср.: De bono conjug., c. 4//M. T. 6. Col. 376. 78 «Так как, — говорит блж. Августин, — из многих душ должно составиться единое царство (una civitas) существ, имеющих единую душу и единое сердце в Боге ( Деян. 4:32 ), то поэтому и таинство (sacramentum) брака в настоящее время назначено для одного мужа и одной жены» (Aug. De bono cojnjug., c. 18 § 21//M. T. 6. Col. 387). «Это таинство единичности брачных уз (sacramentum nuptiarum singularum) нашего времени (то есть христианского) обозначает единство (unitatem) всех нас Богу, имеющее осуществиться в едином Царстве Небесном» (Там же, col. 388). 79 Письмо к Верчелльской церкви. — Блж. Иероним в письме к Океану (64 в русск. пер. Киевск. Акад., т. 2. С. 233–249) подвергает это мнение беспощадной критике. По нему нет никаких оснований — ни моральных, ни догматических — запрещать поставление в клирики лицо, которое было женато два раза: один раз до крещения, а другой раз — после крещения. Крещение, омывающее все грехи, должно по блж. Иерониму как бы смывать и уничтожать самый факт брачного состояния до принятия крещения. — Но означенное мнение Иеронима, обоснованное на софизмах, явно находится в противоречии с взглядами древней Церкви, по которым, брак, заключенный до крещения, не отвергался и считался даже законным (см. Шестой Вселенский Собор, пр. 82). Напротив, по чисто миссионерским соображениям, выражалось даже желание, чтобы муж или жена продолжали сожительство даже с «неверным» (то есть не принявшим христианства) супругом, или супругой, во исполнение заповеди Апостола: святится муж неверный о жене верной ( 1Кор. 7:12–14 ).

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

Августин Аврелий (354–430) — епископ Гиппона, великий латинский христианский писатель и богослов. А. И. Бриллиантов использует его «Исповедь» (Aug. Conf.), трактат «О Троице» (Aug. De Trin.), «Беседы» (Aug. Serm.), «Послания» (Aug. Ер.), в частности, 187–е послание «О Божием присутствии» (Aug. De praes. Dei). Амвросий Медиоланский (род. в 30–е годы IV века, t в 397 г.) — видный церковный деятель и писатель. Будучи посредником между арианами и православными, снискал себе добрую славу и, еще не приняв крещение, был избран епископом Медиолана в 374 г. Ему принадлежат экзегетические, аскетические и догматические труды, проповеди и гимны. А. И. Бриллиантов использует одно из его посланий (Ambr. Ер.) и первую книгу «Об Аврааме» (De Abraham). Св. Василий Великий (ок. 330–379) — выдающийся церковный деятель, богослов, епископ Кесарии Каппадокийской с 370 г., один из трех «великих каппадокийцев». Принадлежа к богатому патрицианскому роду, понимал важность изучения античной литературы. Св. Василию принадлежат девять литургий, два монастырских устава, послания, которые «он писал на протяжении всей жизни, но две трети их относятся ко времени епископства. Можно заметить, что поначалу св. Василий был не чужд некоторых красот стиля. Адресаты его многочисленны и разнообразны: епископ Амвросий, епископы Италии и Галлии; немало и дружеских писем». На послания Василия Великого (Bas. Ер.) А. И. Бриллиантов неоднократно ссылается. Викентий (Vincentius) Лиринский (t ок. 450 г.) — церковный писатель, монах в Лиринском монастыре на острове возле Канн, автор богословского трактата о сущности православного догматического вероучения. Это сочинение, называющееся «Коммониторий первый, или Трактат Перегрина за древность и всеобщность кафолической веры против нечестивых нововведений всех еретиков» ( Vinc. Comm.), было написано под псевдонимом Перегрина спустя три года после Третьего Вселенского собора в Ефесе. Не отрицая возможности развития догматов, вызванного тем, что со временем люди начинают глубже понимать открытые в Писании истины, Викентий отстаивает неизменность церковного учения. Вслед за первым латинским богословом Тертуллианом, считавшим, что истинно лишь то, что передано изначально (Jen. De praescr. 31), лиринский монах утверждает, что необходимо следовать тому, во что верили везде, всегда и все.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Chigi (XI в.), в котором не было указано ни дня, ни месяца Рождества Христова. В Афонской рукописи XI в. был указан третий вариант для времени Рождества согласно комментарию Ипполита на пророка Даниила - πρ τεσσρων πριλων - т. е. 25 марта. Данная дата Рождества-Воплощения совпадает с датой празднования Пасхи. Из надписи на восточной табличке памятника Ипполита в Риме явствует, что другой датой Рождества-Воплощения Ипполит мог считать 2 апреля (см.: F ö rster 2000 . S. 50-51, 53, 48). В результате сопоставления «Хронографа» Филокала с более поздним памятником Consularia Constantinopolitana Х. Форстер пришел к выводу о том, что «указания римского " Хронографа " в 525 г. были интерполированы в Fasti Consulares, также как и в Depositio Martyrum». Значит, ссылка на «Хронограф» как на древнее подтверждение даты праздника Рождества оказывается несостоятельной ( F ö rster 2000 . S. 103). См.: Usener H . Das Weihnachtsfest. Bonn, 1889; Roll 1998 . P. 8. Согласно рассчетам Франка данная проповедь была произнесена позднее свт. Амвросием Медиоланским (373/4-397). См.: Roll 1998 . P. 12. См. о византийском искусстве Северной Африки альбом: Атаянц М . Pax Romana. Римский мир: фотографии и рисунки. М., 2008. Издана А. Вилмаром: Wilmart A . Un Sermon de saint Optat pour la fête de Noël//RSR 2. 1922. S. 271-302. Празднику Рождества Христова, совершавшемуся 25 декабря, посвящены 13 слов блж. Августина: Sermones 184-196 (=Sermones in Natali Domini 1-13). Aug . Sermo 190, 1 (PL 38, 1007:12): et diem quo nasceretur, elegit. Aug . Sermo 190, 4 (PL 38, 1008:57): Dies Filius ex die Patre, Deus ex Deo, Lumen ex Lumine . Ср.: Aug . Serm. 196, 1 (PL 38, 1019): «День рождения, ибо родился день. И потому сегодня, что отныне возрастает день». Leo M . Sermones 21-30 (=De Nativitate Domini 1-10. Léon le Grand . Sermons. T. I. Paris, 1947. SC 22. P. 68-181). Блж. Августин посвятил поклонению волхвов, праздновавшемуся 6 января, шесть проповедей: Sermones 199-204 (=In Epiphania Domini 1-6). «Ибо в тот день поклонялись пастыри, сегодня волхвы» ( Aug . Sermo 199, 1. PL 38, 1026:36). Leo M. Sermones 31-38 (=In Epiphaniae solemnitate sermones 1-8) (SC 22. P. 188-259). Leo M. Sermo 32, 4 (SC 22. P. 200). Talley 1986. P. 58. Habeamus ergo, fratres, solemnem istum diem; non sicut infideles propter hunc solem, sed propter eum qui fecit hunc solem ( Aug. Sermo 190, 1. PL 38, 1007:35). ...quibus hic dies sollemnitatis nostrae, non tam de nativitate Chrismi, quam de novi, ut dicunt, solis ortu honorabilis videatur ( Leo M . Sermo 22, 6. SC 22. P. 86).

http://bogoslov.ru/article/373000

свт. Мефодия Патарского «О воскресении», гл. 21; р. п. с. 193. 125 Aug. De peccat. merit. 2, 4//M. T. 10. Col. 152–153; De nuptiis et concupis. I, 33 § 38; ib. col. 435. 126 «Супружеская стыдливость (pudicitia conjugalis), — говорит блж. Августин, — есть дар Божий (donum Dei), о котором сам апостол (Павел) говорил: желаю, чтобы все люди были, как и я, но впрочем каждый свой дар имеет от Бога ( 1Кор. 7:7 ) —Aug. De nupt. et conc. I, 3 § 3//M. T. 10. Col. 415; Aug. De continentia I, § 1//M. T. 6. Col. 349: «супружеская чистота (castitas conjugalis), которая соблюдается только в том случае, если воздерживаются от незаконного совокупления, есть дар Божий»; Климент Александрийский («Педагог» 3, 11, с. 305) говорит о красоте души жены-христианки, как действии «света праведности, исходящего от Духа Святого»; ср.: Aug. De bono viduitatis c. 17, § 21//M. T. 6. Col. 444, где прямо говорится: «Бог верным супругам даровал благодать (gratiam), чтобы воздерживаться от прелюбодеяний и любодеяний»;свт. Амвросия Медиоланского «О вдовицах» гл. 13 § 79; р. п. с. 194 говорится о «благодати» (gratia) брака, как «средстве, врачующем невоздержание»; ibid. гл. 10 § 62б р. п. с. 95. 127 Свт. Амвросий Медиоланский. О вдовицах. Гл. 11, § 70–71, с. 99–100: «Подвиг воздержания (имеется в виду подвиг воздержания и девственницы, и вдовицы, и замужней женщины), сообразный с избытком дарованной благодати (gratia)» вызывает и соответственные «различные награды». 128 По мнению Мефодия (фрагмент VIII из сочинения «О сотворенном», р. п. с. 249), самая «церковь называется так потому, что она вызвала на бой чувственные удовольствия». 129 «О девстве» гл. 7, § 34; рус. пер. с. 125; того же Амвросия «О вдовицах» гл. 14, § 83, с. 106: «На ниве церкви можно узреть ее плодородие, как она — то украшается цветами целомудрия, то обогащается подвигами вдовства, то изобилует плодами брака»; ср.: Aug. De bono viduit. 3, § 4//M. T. 6. Col. 432: «Благо верного супружества является настолько великим, что (люди в этом состоянии) служат членами Христовыми»; Св. Мефодий Патарский («Пир десяти дев», речь 2, гл. 7. СПб., 1877. С. 19): «Церковь уподобляется цветущему и разнообразнейшему лугу, как украшенная и увенчанная не только цветами девства, но и цветами деторождения и воздержания».

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010