28 Субъективно-психологическое состояние падшего человека изображается главным образом в многочисленных трудах христианских писателей-аскетов: прпп. Макария Великого , Нила Синайского , Исидора Пелусиота , Иоанна Кассиана , Марка Отшельника, свт. Василия Великого и т. д. Разработку этих взглядов см. в трудах: П. Пономарева: «Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV века. Казань, 1899 и иеромонаха Феодора: «Аскетические воззрения Иоанна Кассиана Римлянина. Казань, 1902. Объективно-теоретические основы падшего состояния главным образом — и при том строго систематически — выяснены блж. Августином в его сочинениях, направленных против пелагиан. См. Migne. PL. T. 45 (Opp. Aug. T. 10). Разработку взглядов Августина на падшее состояние человека можно читать в моем труде: «Учение бл. Августина в его отношении к Богу». Казань, 1894. 29 Aug. De civ. Dei, XIV, 15//M. T. 7. Col. 423. 30 Aug. De civ. Dei XIII, 14//M. T. 7. Col. 386. 31 Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2, гл. 10/русск. пер. Корсунского. Ярославль, 1890. С. 211. 32 Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2, гл. 10. С. 212. 33 Там же. С. 203. 34 «Плотская похоть, — говорит блж. Августин, — не только овладевает всем телом, — и при том не только внешним, но и внутренним образом, — но приводит в волнение и всего человека, соединяя и смешивая расположение душевное с требованием плоти и сопровождается таким наслаждением, сильнее которого нет ни одного между наслаждениями телесными, так что в тот момент, когда оно достигает высшей ступени своей силы, теряется почти всякая проницательность и бдительность мысли» (De civ. Dei 14, 16//M. T. 7. Col. 424–425). 35 «Вследствие плотской похоти (concupiscentia carnis), которая есть дочь греха, во всяком случае происходит и потомство, подтвержденное первородному греху (originali et obligata peccato)» — Aug. De nupt. et concup. 1, 24//M. T. 10. Col. 429; Contra Julianum 3, 24; 4//M. T. 10. Col. 730. 756. 764. 36 «Чувственная похоть, будучи раной и следом от греха (plaga et vestigium peccati) в то же время есть то, что влечет нас ко греху и что возжигает в нас грех (illecebra fomesque peccati), есть другой закон, коренящийся в членах наших и противоборствующий закону ума нашего, есть неповиновение нас самих нам же самим (illa ex nobis ipsis adversus nos ipsos inobedientia)» — Aug. De nupt. et concup. 2, 9//M. T. 10. Col. 448.

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

В. земной жизни, т. о., дается человеку Богом как приготовление для перехода в вечность. Дни сотворения вселенной «скорее иерархические, чем хронологические», «они определяют концентрические круги бытия, в центре которых стоит человек...» ( Лосский В. С. 235). Свт. Василий Великий говорит также о некоем состоянии ранее бытия мира, «превысшем времени, вечном, присно продолжающемся», в к-ром были сотворены ангелы. Он отличает этот век (эон) ангелов, сопоставимый с В., от предвечности Бога ( Basil. Magn. Hom. in Hex. 1. 5; ср.: Maximus Conf. Cap. theol. I 6; idem. Schol. in DN. V 4), «существовавшего прежде вечности и времени» (Areop. DN. V 4; X 2, 3). Божественное всеприсутствие связывает В. с вечностью: Бог «при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно двигаясь, пребывает в Себе и является Причиной и вечности, и времени, и дней» (Ibid. X 2). (О соотношении тварной и Божественной вечности см. в ст. Вечность ). Отражение эона в полноте и связности жизненного круга может содержать оценку течению В. Напр., земное существование прп. Антония Великого вдвое дольше, чем у свт. Василия Великого, однако каждый из подвижников достиг полноты земного странствия, каждый прожил свой век. В понимании природы В. свт. Василий Великий близок к учению Аристотеля ( Pruche B. Introd.// Basile de Césarée. Sur le Saint-Esprit. P., 1968. (SC; 17 bis). P. 178; ср.: Arist. Phys. IV 11. 219b-220a). Полемизируя с арианским богословом Евномием, говорившим, что В. есть некое качественное движение звезд, святитель рассматривает В. не как качество, свойство движения, а как количество, величину (ποσ - Basil. Magn. Adv. Eunom. I 21; ср.: Philo. De opif. 27). В. измеряется всякое движение: звезд, животных или чего бы то ни было движущегося. При этом дни, часы, месяцы и годы суть меры В., а не его части ( Basil. Magn. Adv. Eunom. I 21). Движения светил не есть В. ( Aug. Confess. XI 23), они задают лишь одну из систем координат для его измерения. В подтверждение этой мысли свт. Василий и блж. Августин приводят примеры из Свящ. Писания. Небесные светила были сотворены только в 4-й день (Быт 1. 14-19), но нельзя думать, что до этого В. не существовало; в битве израильтян с аморреями по молитве Иисуса Навина солнце и луна остановились для победоносного завершения сражения израильтянами (Нав 10. 12-13): солнце стояло, но битва продолжалась, значит, и В. шло ( Basil. Magn. Adv. Eunom. I 21; Aug. Confess. XI 23).

http://pravenc.ru/text/155438.html

1756 Ноябрь, 13. Биндеман считает годом его рождения 353. Der Heilige Augustinus 1, 1. (Берлин, 1844–69 гг.). 1778 Монашество, как мы видели (стр. 12), было еще неизвестно в Африке, и хотя в Милане был монастырь, он не обращал на себя внимания Августина. Confess. 8:6. 1783 Там же, 9:2, 6. Над входом в маленькую часовню близ церкви св. Амвросия в Милане, существует надпись: «Divus Augustinus Ad Lucem Fidei Per Sanctum Ambrosium. Evocatus Hic unda Coelesti Abluitur Anno Domini CCCLXXXIII». Это дата показана как будто годом позже действительности. 1790 Так, Проспер говорит о соборе осудившем Пелагея: «Cui dux Aurelius, ingerniunque Augustinus erat“. – De Lagratis, 91–2. 1793 Optatus, 2:16; Aug. с. Ep. Parmen. 1–12; с. Litt. Petil, 2:203. Гонорий, в законе от 400 года (Cod. Theodos. 16, 5:87), повелел, чтобы списки их прошений к Юлиану и его закона в их пользу были выставлены на общественных местах для смущения их. 1796 Пармений не был африканец по рождению, и Оптат по человеколюбию предполагает, что он вероятно был совращен ложными рассказами о происхождении раскола. 2:3. 1798 De Schismate Donatistarum (Patrol. 11). Оно было расширено после своего первого издания (Dupin, Praef. 1:2). Был еще и другой Оптат, династический епископ тамугадский, который предан был языческому тирану Гилдону, при помощи войск которого он в течение 10 лет совершал большие варварства по отношению к православным окружающей местности, пока в 398 г. не разделил участь своего покровителя, и умер тюрьме. Августин часто упрекал донатистов делами этого «гилдонца» как несовместимыми с их притязаниями на чистоту общения. 1802 Aug. in Patrol 18:33 и след. (в этом томе содержатся трактаты против донатистов с приложением документов). 1807 Aug. Epp. 88:6, 8; 6:3, 4; c. Crescon. 3:46. Он говорит, что все православные были изгнаны из деревень, если бы донатисты городов не были бы враждебны им. C. Litt. Petil. 2:184. 1813 Ep. 51:8. Августин посвятил ему некоторые из своих книг и между ними «Град Божий», которая написана была по мысли Марцеллина

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 Ср. Тертуллиан: “…Высшее добро есть то, что вечно (каков Бог; благодаря чему Он и единствен в своём роде, пока вечен, а следовательно, и добр, пока Бог)…”. — Тертуллиан. Против Гермогена, 11//Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 137. 10 Ср. также: “…и наибольшие и наименьшие блага суть от Того, от Кого и всякое благо”. — Aug. Liber. arbitr. 2, 18. 11 Ср.: quod de deo est, deus est ‘…То, что из Бога, есть Бог’. — Augustinus Hipponensis. Contra Felicem manichaeum (“Против Феликса манихея”). 2, 15//CSEL 25/J. Zycha. 1891. P. 801–852. 12 Изменчивость есть одна из характеристик тварного бытия: тварное бытие не есть высшее. Изменчивость, с одной стороны, является следствием “тварно­сти”, сотворённости из ничего, а с другой стороны — причиной “убывания” твари. Тварь “убывает”, то есть “склоняется к небытию”; см.: De vera religione (“Об истинной религии”, далееAug. Ver. relig.). 18//SL 32/K.-D. Daur. 1962. P. 187–260. В “Исповеди” Августин пишет, что сотворённый мир “не из самой Божией субстанции, но сотворён из ничего, поскольку он не есть то же, что Бог, и всему присуща некая изменчивость…”. — Aug. Confess. 12, 17. 13 “Совершенное ничто” блаженный Августин противопоставляет “Высшему бытию”. Существование, подобно благу, может быть в меньшей или большей степени; см. Augustinus Hipponensis. Contra Secundinum manichaeum (“Против Секундина манихея”). 10//CSEL 25/J. Zycha. 1891. P. 905–947. 15 Об иерархичности бытия говорили неоплатоники и многие отцы Церкви. Ср.: “…природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков (идиом) жизни, совершает путь восхождения от самого малого к совершенному”. — Gregorius Nyssenus. De opificio homini (“Об устроении человека”). P. 148. Русский перевод здесь и далее цитируется по изданию: Святой Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. Согласно Василию Селевкийскому, Бог устроил или “настроил” тварное бытие по подобию восходящей лестницы; см. Basilius Seleucensis. Orationes (“Слова”). 1, 1//PG 85, 28–474.

http://pravmir.ru/o-prirode-blaga-protiv...

Вопреки этого лжеучения православная Церковь исповедует: «веруем, что человек оправдывается не просто одною верою, но верою, споспешествуемою любовию, т. е., чрез веру и дела. Признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание о Христе: ибо вера в таком смысле могла бы приличествовать каждому, и не было бы ни одного не спасающегося, – что, очевидно, ложно. Напротив, мы веруем, что не призрак только веры, а сущая в нас вера чрез дела оправдывает нас во Христе. Дела же почитаем не свидетельством только, подтверждающим наше призвание, но и плодами, которые соделывают веру нашу деятельною, и могут, по божественному обетованию, доставить каждому заслуженную мзду, добрую или худую, смотря по тому, что он соделал с телом своим» (Посл. восточн. патр. о прав. вере, чл. 13; снес. чл. 9). IV. Соответственно трем, показанным нами, видам заблуждений относительно благодати, против которых так явственно направлено учение православной Церкви, мы изложим это учение в трех частных отделах, и именно скажем: I) против пелагиан, полупелагиан и других их единомысленников – о необходимости благодати для освящения человека; II) против кальвинистов и янсенитов – о всеобщности благодати и отношении ее к свободе человека; III) против протестантов вообще – о существе и условиях самого освящения человека благодатию Божиею. 688 Augustin. de gest. Pelagii c. X, n. 22; XVII, n. 41; XXXV, n. 61. 65; de Spiritu et litt. XIX, n. 32; de grat. Christi II, n, 2; XXXVIII, n. 42; XL, n. 44; contr. duas epist. Pelag. IV, 5, n. 11. 690 Augustin. de grat. Christi c. XIV; contr. duas epist. Pelag. III, 4; IV, 9; contr. Julian. op. imperf. II, 168; Concil. Milev. II (an. 416), can. III. V. VI. VII. VIII. 692 Augustin. de praedestin. Sanct.; de dono perseverantiae; Prosper, contr. Collat.; Fulgent, de ineam, et grat.; Coelestin. Epist. ad episcopos Galliarum. 697 Calvin. Instit. III, 21, n. 5; 22, n. 11; 23, n. 4; Confess. Helvet. c. X; Confess. Gall. c. XII; Confess. Belgic. c. XVI. 701 Conf. Augustin. IV. VI, X; Apol. III, n. 186; Solid. Declar. art. ΙΠ de justitia fidei n. 6 et sq. Читать далее Источник: Православно-догматическое богословие Макария, митрополита Московского и Коломенского : В 2 т. - Изд. 4. С.-Петербург: Тип. Р. Голике./Т. 2. 1883. – 674 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Secondly, unlike those agreements reached in Balamand and in the U.S.A., this agreement was reached in Constantinople, at the Phanar, and signed by the Bishop of a local Church. In the past, as a way of mollifying criticism, it has been claimed that these ecumenist decisions were only suggestions by theologians in dialogue and not decisions of local Bishops. With the pacts signed in Germany and Australia we are dealing not with commissions of theologians or theological accords which are not yet enforced, but local dioceses (Churches) under Bishops who are signing confessions of faith. They believe —and confess —that there is no difference between Orthodox and heretical baptism, that they are one and the same—the “one baptism” of the Symbol of Faith (Nicene Creed). This is a direct challenge to every Orthodox Christian’s faith in the “one baptism for the remission of sins” and the belief that the “one church” of the Creed is the Orthodox Church. Every Orthodox Christian is in essence being asked: Do you believe and confess that Orthodox and heterodox baptism are one and the same—are both the “one baptism for the remission of sins”? If, however, you accept that the “one baptism” we confess in the Symbol of Faith is the same as that “baptism” performed by the heterodox, it follows that the “one Church” is identified with a “church” to which the heterodox also belong. Moreover, if the heterodox are baptized into Christ and into the life of Christ, have “put on Christ” in baptism, then they lack nothing of the Grace of God and surely the only thing which prevents them from sharing in Holy Communion with the Orthodox is prejudice and misunderstanding. For, if dogmatic truth is no longer a necessary criterion for membership in the Church, we will find no reasons other than prejudice and misunderstandings to refrain from union. One can expect claims that nothing has changed, that the practice of receiving the heterodox «κατ’ οικονομαν» by chrismation was the norm for decades and it will continue to be. If the practice has not changed—a practice, which St. Nikodemos the Athonite’s interpretation calls into question—how it is understood definitely has changed. Although nowhere in the agreement is it stated that the heterodox baptism is considered by the Orthodox as inactive or lacking, some are now justifying the decision on the grounds that the Orthodox consider heterodox baptism to be a baptism «ν δυνμει» (potential), and not «ν νεργεα» (active). Besides the fact that this is stated nowhere in the agreement—and thus the Orthodox appear like Jesuits (saying one thing and thinking another)—“baptism ‘ν δυνμη’” is unknown among the Fathers. What Father ever spoke of mysteries existing «ν δυνμη» among the heterodox?

http://pravoslavie.ru/80888.html

1092) Remember that the celebration of the life-giving Mysteries is the unchangeable assent of the life-giving Trinity, predetermined from the creation of the world: it cannot be but. When you are celebrating the Mysteries, God the Father Himself, by His Holy Spirit, changes the bread and wine into the Body and Blood of our Lord and God and Savior Jesus Christ–you are only an instrument. The Father Himself, the Son, and the Holy Spirit, celebrates through you the Liturgy, and consecrates the Holy Gifts. « You are He that offers, and is offered,» it is said, « Christ our God.» 875 Remember, therefore, the immutability of God and the truth in all His words. 1093) You will only worthily perform the sacrament of penitence when you will be soul-loving and not gain-loving, when you will be patient and not irritable. O, what great love for our neighbors» souls is necessary in order to confess them worthily, patiently, not hurriedly, and without growing angry! The priest who hears confession should remember that «joy shall be in heaven over one sinner that repents.» 876 How zealously should he, therefore, strive to awaken feelings of repentance in those who confess to him, and who sometimes do not even know what to repent of as they ought! The priest should also remember how the Apostle, night and day, with tears warned every one of the newly-enlightened Christians. 877 Every thought of gain in the service of God ought to be entirely thrown aside, trusting to God alone, the soul-lover, for recompense. Question concerning the sins, and teach with firmness and sincerity, and not indolently or with a divided heart. A firm word will call forth firm repentance, will speedily pierce the heart and draw forth tears of emotion and heartfelt contrition; but if the priest does not question firmly concerning the sins, but indolently and insincerely, then his spiritual children also, seeing the indolence and double-minded-ness of their spiritual father, are not disposed to confess heartily, sincerely.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

10 Один раз Максим Исповедник упоминает о «тщетных усилиях Эпикура и Аристотеля» (…ριστοτλους ματαιοπονας). направленных на отрицание бессмертия души (см.: Maxim. Confess. Ep. 7. PG 91. 437B). Второй раз имя Аристотеля упоминается им в связи с рассказом о происхождении некоего животного, называемого «обжорой» (ζου μαργο λεγομνου), которое рождается от гниения из влажной земли и беспрестанно пожирает землю, пока не выберется на поверхность (см.: Maxim. Confess. Quaest. et Dub. 126. 3–9; ср.: Aristot. Fr. 7, 39, 361 Rose). 11 См.: Aristot. Phys. VII 1,241b 34 – 243a 30; VIII 5, 256a 4 – VIII 10, 267b 27; Met. XII 6, 1071b 2 – XII 10, 1076a 6. 12 Maxim. Confess. Amb. Io. 10. 88. 15–16 (ссылки на «Трудности к Иоанну» мы приводим по тексту последнего критического издания: Maximus the Confessor. On Dificulties in the Church Fathers: The Ambigua. Vol. 1–2. Camb.; L., 2014; все русские цитаты из Ambigua мы приводим в нашем авторском переводе). Данное определение перводвигателя дословно заимствовано у Аристотеля; см.: Aristot. Phys. VIII 5, 258b 4–5: то лрготгод дкгпто; Met. XII 8, 1073a 27: то лргото дкгпто ка» айто. То же аристотелевское определение перводвигателя, отнесенное к Богу, мы встречаем ранее у христианских авторов – Немезия Эмесского (см.: De nat. hom. 18. P. 79, 16) и Иоанна Филопона (In Aristotelis physicorum libros commentaria. P. 885. 28; 887. 6; In Aristotelis libros de anima commentaria. P. 20. 36–37; 96. 24–25), а впоследствии – у Иоанна Дамаскина , хорошо знавшего труды как Аристотеля, так и Максима Исповедника (см.: Exp. idei. I 4. 14–21). Морескини в понятии о Боге как неподвижном перводвигателе видит «первый признак внимания, оказанного Максимом учению Аристотеля» (Морескини К. Указ. соч. С. 830; ср.: Moreschini C. Op. cit. P. 107–108). 15 κβανει γρ τν ντων τν φσιν, επερ ληθς περ ατο ρισμς, κν λλτριος λγων «τλος στν ο νεκεν τ πντα, ατ δ οδενς νεκεν» (Amb. Io. 7. 7. 7–10). Ср.: Aristot. Met. II 2, 994b: τι δ τ ο νεκα τλος, τοιοτον δ μ λλου νεκα λλ τλλα κενου. Ср. также: Ibid. V 16, 1021b; XII 7, 1072b.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1150 Вопреки ложному мнению о ней латинян (Perrone, Prael. Theolog. tract. de Euchar. P. 11, c. 3), которые сами, как известно, всю силу освящать св. дары приписывают только словам Спасителя: приимите, ядите… и проч. 1151 См. чин присяги архиерейской, и снес. Прав. Испов. ч. 1, отв. за вопр. 107; Посл. восточ. патриарх. о прав. вере чл. 17. 1156 ... Σμα γενομνους δι τν ευχν γιον τι κα γιζον... (Contr. Cels. lib. p. 399). В другом месте он говорит: sanctificatur per verbum Dei perque obsecrationem (in Matth. XV, T. II, p. 17, Paris. 1604). 1166 Ad quorum (presbyter.) preces Christi,corpus sanguisque conficitur (Epist. LXXXV ad Evagrium). 1167 Свидетельства их см. далее в статье: образ и следствия присутствия Иисуса Христа в Евхаристии. 1168 Например, у Симеона солунского (в его тракт. о таинств.), патриарха Иеремии (в его посл. в Виртемб. богослов., Хр. Чт. 1845, 1, 346), Митрофана Критопула (в его испов. восточ. Церкви, тракт. об Евхар.). У нас об этом предмете нарочито писали против папистов братья Лихуды, св. Димитрий Ростовский и Стефаи Яворский (см. об них в словаре м. Евгения), и рассуждал целый собор пастырей, созванный патриархом Иоакимом в 1690 г. (см. тем же в статье: Иоанникий Лихуд). 1169 Каковы были: докеты (Игнат. Богон. Epist. ad Smirn. n. 7), кафары (Moneta, adv. Cath. et Wald. IV, 3, § 1), павликиане и богомилы (Фотий, contr. Manich. 1, 7). 1170 Каковы: Виклеф, Цвинглий и Калвин со своими последователями, также все социниане и рационалисты. 1171 Calvin. Inst. IV, 17, n. 10; Confess. Helvet. 1, art. XXI; Confess. Gallic. art. XXXVI; Confess. Belgic. art. XXXV. 1174 Вообще и из других случаев о Спасителе известно, что, когда иудеи правильно понимали слова Его в буквальном смысле, то Он, несмотря на ропот и возражения слушателей, выражал свою мысль еще с большею силою и ясностию. Иоанн. 8, 56–58; 10, 24–39; Матф. 9, 2–6 и др. 1176 Григ. нисск. Contr. Eunom, Orat. XI, T. II, p. 704, ed. Morel.; Васил. велик. на Пс. 44, n. 2; Златоуст. о священстве III, 5; Епиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Remember that the celebration of the life-giving Mysteries is the unchangeable assent of the life-giving Trinity, predetermined from the creation of the world: it cannot but be. When you are celebrating the Mysteries, God the Father Himself, by His Holy Ghost, changes the bread and wine into the Body and Blood of our Lord and God and Saviour Jesus Christ–you are only an instrument. The Father Himself, the Son, and the Holy Ghost, celebrates through you the Liturgy, and consecrates the Holy Gifts. « Thou art He that offerest, and art offered,» it is said, « Christ our God.» 875 Remember, therefore, the immutability of God and the truth in all His words. You will only worthily perform the sacrament of penitence when you will be soul-loving and not gain-loving, when you will be patient and not irritable. O, what great love for our neighbours» souls is necessary in order to confess them worthily, patiently, not hurriedly, and without growing angry! The priest who confesses should remember that «joy shall be in heaven over one sinner that repenteth.» 876 How zealously he should, therefore, strive to awaken feelings of repentance in those who confess to him, and who sometimes do not even know what to repent of as they ought! The priest should also remember how the Apostle, night and day, with tears warned every one of the newly-enlightened Christians. 877 Every thought of gain in the service of God ought to be entirely thrown aside, trusting to God alone, the soul-lover, for recompense. Question concerning the sins, and teach with firmness and sincerity, and not indolently or with a divided heart. A firm word will call forth firm repentance, will speedily pierce the heart and draw forth tears of emotion and heartfelt contrition; but if the priest does not question firmly concerning the sins, but indolently and insincerely, then his spiritual children also, seeing the indolence and double-minded-ness of their spiritual father, are not disposed to confess heartily, sincerely.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010