Он состоит из 2 рядов: местного (Спас Нерукотворный, Тихвинская икона Божией Матери, прмц. Параскева, царские «резные вызлощеные» врата с «Благовещением» и 4 евангелистами, диаконские врата с архидиак. Стефаном) и пророческого (в центре - Богоматерь «Знамение»), вверху - «Распятие» (Там же. Л. 7-8). К переходной традиции по составу чинов (местный, праздничный, пророческий и «Распятие с предстоящими») принадлежал иконостас деревянной Архангельской ц. в с. Заболотье (Там же. Л. 712-712 об.). Конструкции иконостасов, состав икон, напр. образ «Коронование Богоматери», указывают на повсеместное освоение новой традиции в оформлении иконостасов при сохранении традиц. черт в иконографии и составе икон. В 1-й пол. XIX в. в ряде крупных храмов К. и Б. е. были установлены иконостасы в стиле классицизма. Архидиак. Стефан. Икона из иконостаса ц. Покрова «под горой». 1714 г. (ц. свт. Николая Чудотворца, пос. Кромы Орловской обл.) Архидиак. Стефан. Икона из иконостаса ц. Покрова «под горой». 1714 г. (ц. свт. Николая Чудотворца, пос. Кромы Орловской обл.) Оригинальными были иконостасы, выполненные старообрядческими мастерами. Напр., ок. 1912 г. в Боровске в поставленной старообрядцами-неокружниками Покровской ц. «под горой» был сооружен 4-рядный иконостас (перевезен в 30-х гг. XX в. в Никольскую ц. пос. Кромы Орловской обл.), включающий иконы «старого» и «нового» письма. На иконе архидиак. Стефана на диаконских дверях этого иконостаса оставил свою подпись работавший в 1-й пол. XVII в. боровский иконописец свящ. Исидор Леонтьев: «Писал сей образ города Боровска покровской поп Исидор Леонтьев сын пообещанию вцерковь Покрову Бцы что на посаде под горою в лета (1714) мца октября (12) ден». Мастер работал в манере, близкой к «живоподобной» традиции мастеров Оружейной палаты. Иконография традиционна для помещаемых на диаконских дверях изображений архидиак. Стефана XVII - нач. XVIII в. Свящ. Исидор Леонтьев придавал большое значение графическому выделению границ форм, оранжевому вохрению личного, делал небольшой акцент на пробелах и использовал плоскостное решение объемов; доличное письмо было декоративным. На живопись Оружейной палаты XVII в. ориентированы также иконография и стиль ростового образа Спасителя в местном ряду (1-я пол. XVIII в.), на московскую иконопись XVI - 1-й пол. XVII в.- царские врата с «Благовещением» и евангелистами, с «Тайной вечерей» на коруне и со святителями на столбцах, иконы с образами пророков и Господа Саваофа на облаках, образ арх. Гавриила на диаконских вратах, оглавные чины с Деисусом (Спаситель, Богоматерь и св. Иоанн Предтеча) и Христом Еммануилом и архангелами над сев. и юж. диаконскими дверями; к мстёрским письмам близки иконы прп. Пафнутия Боровского, предстоящего Спасителю на фоне обители, кн. равноап. Владимира (все - нач. XX в.).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Но избави Бог, если моя неспособность сделается виной важных упущений, от которых произойдет вред для церкви и ее иерархии! В этом все мое беспокойство, опасение, мучительная тревога души! – И однако – буди воля Господня! Я не вторгался во двор овечий, не лазил инуде, не искал, не просил, не знал, как совершился выбор и пал на меня этот тяжелый, несчастный жребий» 59 . И в другом месте: «Не даром иеромонах Голосеевской пустыни Моисей 60 сказал: «Петербургский митрополит тот же мученик» 61 . Так говорило в высокопреосвященном Исидоре его глубокое смирение и послушание. Но Господь, возносящий смиренных, лучше всего знал сердце своего избранника и его способность быть на высоте своего нового положения. Замечательно, что еще в 1825 году одно незначительное, по-видимому, обстоятельство как бы предуказывало то, что совершилось в 1860 году. В означенном 1825 году обряд пострижения преосвященного Исидора в монашество совершал ректор С.-Петербургской Духовной Академии, что впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский, Григорий. Вместе с Исидором, в то время Яковом Сергеевичем Никольским, постригли еще пять человек его товарищей, именно раньше упомянутые Евгений (Добротворский), Афанасий (Соколов), Елпидифор (Бенедиктов), Нил (Исакович) и еще не упомянутый нами Стефан (Зелятров), скончавшийся в сане архимандрита Мценского монастыря. Преосвященный Григорий вышел на амвон для раздачи свеч новопостриженным инокам. Иеродьякон подал большую свечу преосвященному ректору и затем стал подавать ему же малые свечи для благословения ими иноков-студентов. Инок Исидор подошёл последним и для него почему-то свечей не достало. Заметив это, преосвященный Григорий отдал свою большую свечу и ею благословил его. В виду этого обстоятельства, по окончании обряда пострижения, товарищи в шутку говорили Исидору: «быть тебе архиереем» 62 . Но это предзнаменование оправдалось даже в большей мере, чем предполагали. Инок Исидор не только удостоился архиерейского сана, но и упредил всех своих товарищей по курсу и монашеству в получении епископства; мало того, даже сам того не ожидая и не желая, сделался приемником преосвященного Григория в великом звании и служении первенствующего члена Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Под ее покровом он победил первые трудности домашнего воспитания, прошел школу низшего и среднего образования и действовал на дальнейших путях своей многолетней жизни, везде при сем отличаясь кротостью нрава, добродушием, любовью к товарищам, уменьем располагать к себе и другим добрыми душевными качествами. В 1821 году, окончив в Тульской духовной семинарии с отличной аттестацией в звании студента, Яков Сергеевич Никольский, на основании предписания Московской Духовной Академии от 8 июня, был послан для поступления в число студентов С.-Петербургской Духовной Академии, когда ректором последней был архимандрит (с 1822 года епископ Ревельский) Григорий (Постников) , питомец 1 курса той же академии, следовательно питомец Филарета, митрополита Московского, впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский (†1860) на место которого Исидор впоследствии и назначен был митрополитом в северную столицу; а инспектором, – архимандрит Иоанн (Доброзраков) до 1824 года и-архимандрит Гавриил (Воскресенский) с 1824 года по 1825 год. Во все время своего обучения в С.-Петербургской Духовной Академии с августа 1821 года и по июль 1825 года Яков Сергеевич Никольский обнаруживал и блестящие успехи и «примерное поведение», как значилось о нем в инспекторских донесениях и ведомостях; и когда, по переходу из низшего отделения академии в высшее, он сделан был «старшим», то за все время двухгодичного пребывания в этой должности, вместе с некоторыми другими старшими, получал самые лестные отзывы о себе в донесениях инспектора, вроде следующего: «примерным поведением» таких-то, следовали имена, и в числе их Якова Никольского «старших я весьма доволен». Вместе с тем и в разрядных списках по успехам у Я.С. Никольского замечается постоянное повышение отметок по всем предметам, и особенно по тем, по которым у него не было никаких отметок в семинарском аттестате, то есть которых он не изучал в семинарии, каковы напр. новые языки: немецкий и английский. Не удивительно, поэтому, что правильный образ жизни и занятий молодого студента, его настойчивость в трудах и внимательное отношение к делу, при выдающихся природных дарованиях, были причиною того, что к концу академического курса он занял в списках одно из высших мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Рубрики Коллекции «Православного священника убили за отказ принять католичество»: из истории западного миссионерства в Прибалтике 2 мин., 20.01.2024 Поделиться В 1907 году, за десять лет до начала тяжелейших гонений на Русскую Церковь, в самом центре Петербурга был освящен храм во имя святого Исидора Юрьевского, принявшего вместе со своими прихожанами мученическую смерть за веру православную. В его строительстве участвовали и святой Иоанн Кронштадтский, и даже сам Николай II. А через 30 лет настоятеля этой церкви протоиерея Александра Пакляра расстреляли… Спасение поневоле? В 1472 году священник Никольской церкви Юрьева Ливонского (Дерпт, ныне Тарту в Эстонии) Исидор был убит за отказ принять католичество. Для славянской Прибалтики это было дикостью. Во всяком случае, русские князья, налагая дань на местные племена, никогда не вмешивались в их религиозную и внутриполитическую жизнь. Православие не насаждалось насильно, к нему присоединялись только те, кто хотел. Уже в первой половине XII века в Новгородской и Псковской епархиях существовали правила оглашения новокрещеных эстов. Сщмч. Исидор Юрьевский Но в начале XIII века северную Эстонию завоевала Дания, а южную — сначала Тевтонский орден, а потом — Орден меченосцев. В отличие от западных проповедников русские священники действовали в «чисто апостольском духе»— эту черту православного миссионерства в Прибалтике подчеркивали практически все авторы, писавшие на эту тему. А о характере западного миссионерства немецкий историк XI века Адам Бременский писал: «Прибалтийские славянские племена, без сомнения, давно были бы обращены в христианскую веру, если бы не препятствовало тому корыстолюбие саксонцев, которых душа больше чувствует охоты к десятинам, чем к обращению язычников. Они новообращенных христиан в Славонии сперва возмутили корыстолюбием, потом, покорив, довели до бунта жестокостью, и   теперь, домогаясь только денег, нерадят о спасении тех, кто и захотел бы уверовать». Крещение в жизнь вечную По договору, заключенному в1463 году Московским великим князем Иваном III c Ливонским орденом, последний обязался оказывать православным в Дерпте всяческое покровительство. Но ливонцы договор нарушили и стали буквально насильно загонять православных в унию.

http://foma.ru/pravoslavnogo-svjashhenni...

Делегация Управления делами Московской Патриархии посетила Саратовскую епархию 23 ноября 2010 г. 16:25 С 20 по 22 ноября 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла делегация Управления делами Московской Патриархии посетила Саратовскую епархию . 20 ноября ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии игумен Исидор (Тупикин) и специалист контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии иеромонах Мисаил (Сарафанов) сослужили епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину в Свято-Троицком соборе города Саратова за всенощным бдением, а 21 ноября — за Божественной литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе города Вольска — второй кафедре Саратовской епархии. В Саратове прошли встречи с епископом Лонгином, секретарем епархиального управления игуменом Евфимием (Митрюковым), руководителями епархиальных отделов, вице-губернатором — первым заместителем председателя правительства Саратовской области А.Г. Бабичевым. В ходе посещения саратовской земли делегация Управления делами Московской Патриархии побывала в Покровской православной классической гимназии, где встретилась с директором, духовником и преподавателями этого учебного заведения, в епархиальном учебном центре во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы, где познакомилась с программой обучения регентов и сестер милосердия, а также изучила опыт работы православного детского оздоровительного лагеря «Солнечный». В зале церковных собраний Покровского храма города Саратова состоялась встреча с профессорско-преподавательским составом и студентами Саратовской духовной семинарии. Сотрудники Управления делами Московской Патриархии, в частности, ответили на вопросы о развитии системы духовного образования, подготовке семинаристов к миссионерскому служению и пастырской деятельности. Кроме того, делегация Управления делами Московской Патриархии посетила Никольский мужской и Алексиевский женский монастыри Саратова, храм в честь Покрова Божией Матери, церковь во имя святителя Луки, архиепископа Крымского, расположенную на территории 3-й городской клинической больницы, комплекс недавно переданных епархии зданий бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря. В Саратовском государственном университете в сопровождении епископа Саратовского и Вольского Лонгина и ректора университета Л.Ю. Коссовича гости епархии осмотрели строящийся на территории университетского городка храм во имя святых Царственных страстотерпцев. В состав делегации Управления делами Московской Патриархии вошли ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии игумен Исидор (Тупикин), специалисты контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии иеромонах Мисаил (Сарафанов) и П.С. Рябчевский. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1325988.ht...

Высокопреосвященный Исидор, в мире Иаков Сергеевич Никольский, родился 1-го октября 1799 г., в селе Никольском (от которого он, при поступлении в семинарию и получил фамилию), Каширского уезда, Тульской епархии (село это известно также под именем Космодамиановского погоста, – находится в 20 верстах от г. Серпухова и в 3 вер. от реки Оки, разделяющей Тульскую и Московскую губернии). Он был сын диакона, прежней космодамиановской церкви, Сергея Ивановича и жены его Анны Ивановны. Иаков был самый младший из детей о. диакона, который вскоре после рождения этого сына, 23-го декабря, того же года, умер, оставив вдову с тремя сиротами и грудным младенцем в самом бедственном положении, безо всяких средств к жизни. После смерти мужа, мать взяла Иакова и принеся в приходской храм, положила его перед местной иконой Боголюбской Божией Матери, как бы этим передала младенца руководству и попечению Царицы Небесной, Которая ясно являла свое покровительство во всю жизнь его; замечательно, что родился приснопамятный Святитель в день Покрова Пресвятой Богородицы и всю жизнь свою ясно чувствовал, можно сказать, «видел на себе покров Ее», и накануне дня Рождества Богородицы, к концу всенощного бдения, окончилась жизнь его! Несчастной семье пришлось много вытерпеть горя и нужды, и Яков Сергеевич, с самой колыбели, узнал бедность и сиротство, которые, впрочем, не загубили его выдающихся дарований и прекрасных душевных качеств, но напротив, развили в нем скромность, смирение, горячую любовь и искреннюю заботливость о родных и бедных, – те качества, которыми он обладал до конца своей жизни. Но вскоре обстоятельства семьи начали понемногу улучшаться. Место отца его предоставлено было И. И. Дмитревскому, который женился на его старшей сестре, другие сестры были выданы замуж. Зять был человек добрый, он сам лично обучил Иакова грамоте и в 1807 году, определил его в Тульское духовное училище, где ему, как отличному ученику, назначено было небольшое пособие, которое все-таки облегчило его жизнь, дав ему, по крайней мере, возможность нанимать квартиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Еще более обширен комплекс статей, посвященных христианским святым и церковным деятелям, носившим имя Исидор. Среди них, прежде всего, следует отметить древнего святого Исидора, мученика Хиосского (†250 или 251 год). Жизненный путь прп. Исидора Пелусиота, знаменитого экзегета и богослова IV-V века, и его труды нашли отражение в большой статье, также вошедшей в состав XXVII тома энциклопедии. Одна из статей рассказывает о блаженном Исидоре Твердислове, юродивом Ростовском, чей подвиг пришелся на вторую половину XV века. Специальный очерк рассказывает о священномученике Исидоре и 72-х других мучениках Юрьевских, пострадавших за исповедание Православия от латинян в ливонском Дерпте (иначе — Юрьев, ныне Тарту) в XV веке. Тему непростых отношений между католиками и православными в XV веке продолжает обширный материал, рассказывающей о такой противоречивой фигуре, как Исидор, митрополит Киевский и всея Руси, кардинал (ум. 1463). Именно этот русский митрополит греко-болгарского происхождения стал одним из творцов Флорентийской унии, за что был осужден и извержен из сана на Соборе в Москве в 1441 году. Новый том энциклопедии содержит крупный материал, посвященный Исидору (Никольскому; 1799-1892), митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому и Финляндскому, видному церковному деятелю синодальной эпохи. Рядом размещены и статьи, рассказывающие об иерархах XX-XXI вв. — Исидоре (Богоявленском), епископе Таллинском и Эстонском (1879-1949), и Исидоре (Кириченко), митрополите Екатеринодарском и Кубанском (род. в 1941 году). Читатель XXVII тома также ознакомится с жизнеописаниями Патриархов Константинопольских Исидора I Вухира (ок. 1300-1350) и Исидора II Ксанфопула (сер. XV века), а также прочесть очерк, рассказывающий о жизни и трудах Исидора из Милета, знаменитого византийского зодчего VI века, построившего храм св. Софии в Константинополе. Обширный материал в новом томе посвящен епископу Исидору Севильскому — выдающемуся латинскому церковному писателю, богослову, энциклопедисту, святому Католической Церкви (кон. VI-VII вв.)

http://patriarchia.ru/db/text/1678860.ht...

В самой эстонской земле на протяжении веков прославились многие подвижники благочестия и мученики. Мученическую смерть принял во время гонений на Православие пресвитер Никольского храма в Юрьеве (Тарту), уроженец этого города, основанного русским князем Ярославом, священник Исидор Юрьевский. Магистр Ливонского ордена сразу после Крещения, 8 (21) января 1472 года, повелел бросить священника в реку Омовжу, воды который отец Исидор освящал на Богоявление. Священника утопили вместе с 72 прихожанами, среди которых были и малые дети. Когда немецкий рыцарь попытался вытащить младенца из воды, как рассказывает житие, ребенок сам бросился в реку к матери. От притеснений немцев-латинян бежал из Юрьева Преподобный Серапион Спасо-Елеазаровский; покинув родину, он подвизался в Спасо-Елезаровском монастыре, став пламенным исповедником веры Православной. Знаменитый Псково-Печерский монастырь основали выходцы из Эстонской земли православные священнослужители, бежавшие от преследований ливонцев. В конце 1460-х годов священником-миссионером Иоанном Шестником (преподобный Иона) со своей супругой (преподобная Васса Псково-Печерская) был построен пещерный Успенский храм, давший начало обители. Игумен монастыря, мученик Преподобный Корнилий, проповедовал в землях эстонских и дошел с проповедью до Нарвы. В начале XVIII века господствовавшие в Прибалтийском крае немцы мешали проповеди Православия, хотя эти территории после Северной войны по Ништадтскому миру отошли России. Тогда принял смерть в Ревельском каземате священномученик митрополит Арсений (Мацеевич) — за протест против произвола светской власти по отношению к Православной церкви. Святым Эстонской земли является и Праведный Иоанн Кронштадтский, чьими трудами, молитвами и финансовыми пожертвованиями был возведен Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь, а первыми монахинями монастыря стали крестницы праведного отца Иоанна. Святые Эстонской земли жили в разное время и в различных исторических условиях, но все они связаны Святым Православием, все они предстатели перед Богом, и каждый из них пример всем нам, как можно и должно в любых условиях оставаться христианином, преданным нашей Церкви даже до смерти.

http://patriarchia.ru/db/text/167097.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010