Наступил час предопределенный, – Господь пошел с учениками во сретение мучителям, дабы страданиями осудить грехи наши во плоти Своей ( Рим. 8, 3 ), и разрушить дела диаволя ( 1Иоан. 3, 8 ). Первый приблизился к Иисусу Христу Иуда, из друга вождь нечестивого полчища, ученик и апостол, сподобившийся слышать тайны царствия Божия, знавший святую жизнь Его, видевший безчисленные благодеяния и чудеса, – тот, кому Учитель недавно умыл ноги и преподал на вечери Божественное тело и кровь Свою. Предатель, под видом дружества, приветствовал Учителя: Радуйся, Равви! и облобызал Его. Какова должна быть скорбь для Господа! Однако Он не укоряет вероломного, но со всею кротостию и любовию называет его другом: друже, твори, на неже еси пришел ( Матф. 26, 49–50 ). Сие терпение, слушатели, есть жертва за нашу неблагодарность, вероломство и лицемерие в отношении к Богу и ближним. Пользуясь каждую минуту благодеяниями Божиими, мы или совсем не хотим замечать оных, или отвергаем дары Промыслителя, или воздаем Ему за них ежечасными оскорблениями. Называя Бога своим Богом, хвалясь законом Его ( Рим. 2, 17 ), живем как безбожные в мире ( Ефес. 2, 12 ), – для корысти готовы попрать дружество, любовь, святыню. Ах! и ныне облагодетельствованные не бывают ли врагами благодетелям? Племя Иудино еще не угасло, – снова создает разрушенные дела диавола, – снова язвит сердце Искупителя! Последуем далее за Страдальцем. Воины, взяв Иисуса Христа, привели Его прежде к Анне, тестю Каиафы архиерея. Невинный предстал на суд человеческий, чтобы нас виновных оправдать на суде Божием, и избавить от беззакония тех, которые в удовлетворение ненависти своей и мщению ищут обвинить невинного. На вопрос первосвященника о учении Иисус Христос отвечал: Аз всегда учах на сонмищах и в церкви, и тай не глаголах нинесоже: вопроси слышавших, что глаголах им: се сии ведят, яже рех Аз ( Иоан. 18, 20–21 ). Невинность не боится в оправдание свое призывать во свидетельство самых врагов. Но один из слуг ударил Иисуса в ланиту, из угождения архиерею, будто в ответе заметил грубость и неуважение. Нет, – сие страдание умилостивительная жертва за тех, которые, по человекоугодию, для собственной корысти, предлагают услуги свои в преследовании добродетели, хотя никто не призывал их, и выдумывают такие преступления, коих и сама ненависть не могла назвать преступлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Когда Господь глаголет: слову человеческому нет более места. Аминь. Слово в неделю о Самаряныне. Человеку сродно желать благополучной жизни, любить дни видети благи ( Псал. 33, 13 ). Бог указал к тому средства. Пользуйся уроком, преподанным ныне в Евангелии, и будешь счастлив. Беседуя с женою самарянскою о воде обыкновенной, Спаситель сказал: всяк пияй от воды сея, вжаждется паки; а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки; но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный ( Иоан. 4, 13–14 ). Итак, по словам Спасителя, все, что обещает нам мир сей, обманчиво. Все, что дает он, непрочно, не оправдывает надежд. Всяк, пияй от воды сея, вжаждется паки. Кто этого не знает! Если бы нам не указывали, в подтверждение сего, никаких примеров, собственная жизнь каждого, к несчастию, богата этою горькою опытностию. Посмотрите, в чем проходит жизнь наша. Нет конца заботам; – нет часа покоя. Каждый думает, что ищет спокойствия, довольства, счастия, и жертвует всеми силами души для достижения своего мнимого блага. Как ни различны желания, успех искателей одинаков: пустота в сердце, после минутной радости скука, раскаяние, новые заботы, безпокойство. Был ли хоть один счастливец, который бы, по совести, мог сказать: «я нашел, чего искал, – и больше ничего не желаю!» Невольным образом иной спросит: «зачем Бог дал мне душу с такими желаниями, коих удовлетворить невозможно? Зачем водворил меня в таком мире, который обещает и не может дать того, чего ищет душа? Неужели для того, чтобы ненасытимое желание счастия всегда мучило меня, поощряя к трудам и безпокойствам, не приносящим покоя и радости?» Но такие вопросы только обличали бы невнимательность его ко гласу совести. Сколько раз сетующая душа внушала ему: «зачем ты хочешь удержать меня в сем мире, которому я не принадлежу? Зачем направляешь мой ум и склоняешь мои желания на суетные предметы чувственности, и, думая насытить меня, томишь гладом и жаждою? Пияй от воды сея, вжаждется паки. Мой мир – небо; моя пища – хлеб ангельский; мои утехи в деснице Вышнего; моя жизнь, мое счастие – в возлюбленных селениях Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

1864. Ч. неофиц. 2. С. 17-19). В дальнейшем слова Н. не появлялись в печати; по отзывам современников, его беседы отличались назидательностью. Митр. Филарет (Дроздов), продолжавший наблюдать за деятельностью Н., писал обер-прокурору Синода Ахматову: «В недавнее время преосвященный Нектарий оказал решительность очень решительную. В речи пред городскими выборами он убеждал прекратить в праздники торги, и имел успех. Едва ли с таким успехом пред дворянскими выборами он говорил много о польском мятеже в резких выражениях, представил Нижегородское дворянство передовым в патриотизме, и «покорнейше просил», чтобы оно таким же было в восстановлении православного образа жизни, чтобы в комнатах были иконы и пр.,- Ревность прекрасная: но ею можно было бы осмотрительно управлять. Из сего можно вывести такое заключение, чтобы открыто дать награду, а тайно дать советы» ( Филарет (Дроздов). 1888. Ч. 2. С. 242. 9 апр. 1864). 7 сент. 1864 г. за пастырскую заботу об увеличении свечного дохода Н. была объявлена признательность Синода. В 1865 г. по предложению митр. Филарета он вызван в столицу для присутствия в Синоде. «Преосвященного Нектария разумею пастырем благонамеренным и ревностным и иногда братски сношусь с ним письмами. Только ему, как и некоторым другим, не получившим довольно руководства, недостает такта и недоверия к себе, которое, посредством осторожности, дало бы такт» (Там же. С. 277 - письмо обер-прокурору Ахматову от 16 марта 1865). По приезде в С.-Петербург Н. принимал участие в работе комитета, обсуждавшего по Высочайшему повелению проект о новом способе рассмотрения жалоб на Синод, в состав которого входили высшие лица светской и церковной власти: митр. Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский) , митр. Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) , протопр. В. Б. Бажанов , прот. И. В. Рождественский, товарищ обер-прокурора кн. С. Н. Урусов, обер-прокурор гр. Д. А. Толстой , гр. В. Н. Панин, барон М. А. Корф, кн. В. А. Долгорукий, министр внутренних дел П. А. Валуев, министр юстиции Д.

http://pravenc.ru/text/2564884.html

Снода». Самый труд перевода распределен был между четырьмя академиями. Переводы рассматривались на дому членами Снода. После этого перевод был отсылаем в Москву митр. Филарету и его замечания вновь обсуждались в Сноде. Таким образом в 1860 г. был издан русский перевод Четвероевангелия, а в 1862 – Деяний и Посланий св. Апостолов с Апокалипсисом. В 1860 г. духовные академии приглашены были к переводу Ветхого Завета с еврейского подлинника. Первая отозвалась петербургская академия. Митр. петербургский Григорий принял в этом деле большое участие, что продолжал и его преемник (с 1860 г.) митр. Исидор (Никольский) (ум. 1892). Снодальное издание, производившееся в особом комитете из профессоров петербургской академии, рассматривалось конференциями и других академий. Окончательный его пересмотр принадлежал св. Сноду, особенно митр. Исидору и протопресвитеру В. Б. Бажанову. В 1868 г. вышла первая часть Ветхого Завета, а к 1875 г. закончено все издание. В 1876 г. появилась в одном томе полная русская Библия . Существенное достоинство перевода Библии, изданной по благословению Св. Снода, составляют верность и точность, доходящия до буквальной передачи подлинника. Удержано в нем много старославянских речений. Благодаря деятельности миссионеров Евангелия отдельных евангелистов переведены были на языки некоторых инородцев. Влияния и явления, чуждые православию; противодействия им. В начале XIX в. проявились вредные влияния, проникшия с Запада в предшествующия десятилетия. Выявились они и в семейной жизни. В обществе, главным образом, в более образованном и светском, усилились разводы. Правительство вынуждено было принять против этого меры. В 1811 г. указано было в производстве дел о разводах по обвинению одного из супругов в прелюбодеянии не ограничиваться одним только признанием виновного, а брать в соображение и прочия обстоятельства, ведущия к раскрытию истины, между которыми главное место заняло показание под присягой очевидцев преступления. До этого же – в 1805 г. – окончательное решение бракоразводных дел предоставлено было, вместо епархиальной власти, Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Мнимое счастие, о котором мы иногда столько радуемся, для него нимало не привлекательно, – суета, обманчивое сновидение! Чему другие завидуют, о том он нередко скорбит и сетует. Какая ему радость, когда честолюбец или корыстолюбец достигают цели своих желаний? Заботясь о выгодах настоящей жизни, они, может быть, совсем не обращали внимания на то, чтó составляет истинное услаждение духа, – в попечениях о многом забывали едино на потребу ( Лук. 10, 41 ). А если совесть и не преставала предостерегать их от обмана: то теперь, при громких восклицаниях ласкателей, в упоении страстей, они подобны слепому, который, взошедши на высокую гору, с восхищением ищет похвалы своему искусству, а о том и не думает, как легко ему пасть и погибнуть! Какой разсудительный человек не пожалеет о его безразсудной забаве? Благочестивый Симеон был равнодушен к славе поработителей его отечества, но столь же и далек от ненависти к иноплеменникам. Он не принимал участия и в суетных надеждах, кои столь сильно занимали плотских чад Авраама. В его душе столь же возвышенной, сколько нежной и расположенной ко благу ближних, таилась мучительная скорбь, которая непрестанно воззывала его к молитве, – скорбь, известная одному Богу, доколе праведник сам не обнаружил своих чувствований. Приняв на руки свои Спасителя, он пред всеми засвидетельствовал, что его чаяние исполнилось, и душа, снедаемая жалостию о погибели человеков, теперь совершенно успокоилась. « О чи мои видели», говорит он, «спасение, которое Бог уготовал пред лицем всех людей, – видели свет, долженствующий озарить седящих во тьме, и сени смертней ( Матф. 4, 16 ), видели славу народа Божия, к коему, как к плодовитой маслине, привьются все племена земные, для прославления Творца вселенной. Только сего недоставало для моего спокойствия. Теперь – о блаженная минута! – я вижу Того, который пришел избавить и просветить весь род человеческий; никто не будет учить другого: познай Господа, – все познают Его от мала до велика ( Иер. 31, 34 ), земля сделается небом; утвердится царство истины и добродетели, в котором все будут наслаждаться покоем и радостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

На таковом же основании утверждается и то взаимное живое участие, которое христианин принимает в судьбе своего брата. Он видит в нем какбы себя самого. По сему-то с расположениями чистой души никак не совместны ни холодность к участи погибающих, ни зависть к успехам преспевающих в добродетельной жизни. С радующимся и он радуется, с плачущими – плачет. Возможно ли, еслиб мы понимали, и живо чувствовали столь тесное, столь возвышенное, чистое сродство душ христианских, – возможно ли, чтобы благочестивый поклонник Иисуса Христа с равнодушием смотрел на тех несчастных братий своих, которые блуждают во мраке суеверия и пороков? Кто чувствовал скорбь о их участи: тот, без сомнения, понимает, что столькоже невозможно и не радоваться, когда заблудший обращается к свету истины, порочный прилепляется к добродетели. Нет общения света со тьмою, правды с беззаконием ( 2Кор. 6, 14 ). И напротив нет теснее общения, как между сердцами чистыми и праведными, и никакая радость не может сравниться с тою, какую доставляет христианину истинное счастие ближних, усовершенствование их в духовной мудрости и преспеяние в делах благочестия. В ком нет истинной любви христианской, того, конечно, трудно уверить, чтобы благополучие и совершенство других могло иметь столь великое влияние на собственное состояние души его. Он не легко согласится, что не может наслаждаться полным спокойствием, если братия его удаляются от истины и предаются порокам. Чистая совесть и любовь к Богу, говорят иные, вот основание душевной радости и покоя! Не будем спорить. Ищите, братия, сего небесного дара. Если будем иметь чистую совесть и любовь к Богу, собственным опытом познаем ту истину, о которой говорили. А теперь я считаю достаточным в подтверждение оной указать вам на пример апостола Павла. Никто из вас не усумнится, что сей избранник Божий имел чистую совесть и любил Бога всем сердцем и всею душею. Но посмотрите, как он безпокоился об участи ближних. Молилбыхся, говорит он, сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти, только бы братия мои познали Его и соделались блаженными ( Рим. 9, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Исполняя волю сердца своего, легко забываем волю Божию, и таким образом сами исключаем себя из общества рабов Христовых. Ибо Он того только называет рабом своим, кто пребывает Ему верен до смерти ( Матф. 24, 45 ; Апок. 2, 10 ). Вспомним тот случай, когда Пилат вопрошал Господа нашего: Ты ли еси Царь Иудейский? Господь отвечал ему: Царство Мое несть от мира сего; аще от мира сего было бы царство Мое, слуги Мои убо подвизалися быша, да не предан бых был иудеом, то есть, врагам Его ( Иоан. 18, 36 ). Заметим здесь, вопервых то, что Иисус Христос называет себя Царем – только не земного, но небесного, благодатного царства, того царства, в которое и мы призваны; во вторых, что рабам Он поставляет в непременную обязанность подвизаться, дабы Царь их не предан был врагам Его. Итак, если Иисус Христос есть Царь наш, если мы желаем быть Его рабами: то должны бодрствовать, подвизаться против врагов Его. Но в чем состоит подвиг сей? Где враги Его? Ужели Всемогущему нужна защита слабых человеков? По манию Его движется вся природа. Повелит смерти, чтоб отдала мертвецов своих, – и смерть повинуется Его велениям. Диавол трепещет и бежит от одного Его имени. Где же враги Его? Мудрование плотских людей враждует на Бога ( Рим. 8, 7 ), говорит св. Павел. Любы мира сего вражда Богу есть, говорит св. Иаков; иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает ( Иак. 4, 4 ). Первое закону Божию не покоряется; вторая всегда преступает закон. Итак каждый пусть подвизается против самого себя, да не предан будет Господь врагам Его. В нас они укрываются; мы их питаем. Для Бога не трудно погубить нас: но Он милосерд, не хощет смерти грешника ( Иез. 33, 11 ). Он хощет, чтоб мы сами укрощали буйство плотского разума и умерщвляли ветхого человека со страстьми и похотьми его, дабы побеждающему дать сести на престоле Его, так как и сам Он победил, и возсел со Отцем своим на престоле Его ( Апок. 3, 21 ). Потщимся, христиане, своею ревностию доказать, что мы знаем Господа своего, что мы верные рабы Его. Любовь и покорность все преодолевают.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Жалеть надобно о тех христианах, которые, получив в крещении прощение грехов и дар Святого Духа, думают, что можно жить, не заботясь о будущем жребии. О, как мало понимают они и сущность крещения, и свойства своей природы, и закон, на котором основывается общение человека с Богом! Мы сказали, что крещение очищает нас от скверны греховной. Но что очищено, то может опять оскверниться, если опять возобладает грех . В крещении мы совлеклись ветхого человека, тлеющего в похотях прельщающих ( Ефес. 4, 22 ), но припомните слова Апостола: ветхий человек истлевает постепенно, не вдруг. Мы умерли греху, но грех оживать может, и не прежде умрет в нас совершенно эта стоглавая гидра, как с разрушением бренного состава нашего. Мы отверглись диавола, но диавол никогда не престает следить все шаги наши, всегда ищет опять завладеть нами. Благодатию крещения мы родились в новую жизнь, но и сия жизнь тогда была какбы в зародыше, или, по словам Апостола, как искра под пеплом, которую непрестанно должно возгревать ( 2Тим. 1, 6 ). Как внешний человек истлевает постепенно, так и внутренний растет не вдруг, но, по учению Апостола, обновляется по вся дни ( 2Кор. 4, 16 ). Он требует также свойственной ему помощи – плодов духовных: любви, радости, мира, долготерпения, веры, кротости, милосердия ( Гал. 5, 22 ). Его силы раскрываются и укрепляются по той мере, как мы упражняем их в делах благочестия. В крещении благодать сообщила нам силу преодолевать порочные наклонности и исполнять заповеди евангельские. Бог и теперь никому не отказывает в благодатном содействии и помощи. Нужно однако, чтобы человек и сам не предавался безпечности и праздности. Все это ведет нас к тому заключению, что, вступив однажды в торжественный завет с Богом и запечатлев завет сей таинством крещения, мы обязываемся чрез всю жизнь тщательно исполнять условия завета, – сохранять живую веру в Господа Иисуса Христа и упражнять ее с одной стороны в умерщвлении внешнего человека, то есть, в отсечении порочных навыков сердца, в укрощении страстей, – с другой стороны – в обновлении внутреннего человека, то есть, в приобретении навыка к добрым делам, в просвещении ума светом евангельским, в образовании сердца по духу Христову, – в непрестанном стремлении к богоподобию.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

скончался митрополит Петербургский Исидор (Никольский) в 92-летнем возрасте. Накануне кончины исполнилось 67-летие нахождения его в священном сане. Он архиерействовал 50 лет и 32 года был митрополитом Новгородским и Петербургским. Докладывая 9 сентября Государю об этом событии, Победоносцев указал, что 15 августа в архиерейской крестовой церкви, во время благословения народа, поддерживавший диакон неловко ухватил его и сорвал у него с левой руки бывшую на ней фонтанель 76 . Образовалась опухоль, потом произошло рожистое воспаление. «Трудно заменить этого старца. Он был умен, разумен, обладал громадною памятью и опытностью в делах. Взгляда был в делах широкого, чем многим отличался от многих духовных, и потребность данной минуты понимал сразу своим практическим житейским смыслом; и так в делах синодских был он твердой опорой для разумных распоряжений. Притом был невозмутимо спокоен, всегда весел и при добром сердце и уме обладал свойством всякой доброй русской натуры – юмором живым, но беззлобным...» Относительно возможных его заместителей Победоносцев тогда же писал: «Митрополит Петербургский, по званию первоприсутствующего в Синоде, где голос его имеет почти всегда решающую силу, имеет важное значение для всей Церкви Российской. Смотря по свойствам ума и характера, он может или тормозить дела, или двигать их же в желанном направлении, быть беспристрастен или пристрастен к просьбам и ходатайствам, упрям и узок или податлив на разумные соображения и советы... В числе всех наличных иерархов я останавливался мыслью на преосвященном Павле Казанском... Но Богу угодно было взять его. В настоящую минуту выбор особливо труден. О митрополитах Московском Леонтии и Киевском Иоанникии смею доложить Вашему Величеству, что ни того ни другого я не считаю удобным для Петербургской митрополии. Преосвященный Леонтий – человек общительный в обращении, мало имеет серьезности в делах, доступен сторонним влияниям и крайне быстр в своих решениях по минутному впечатлению, а при этом очень доступен лести, которою нетрудно под него подделаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Общество восстановления православного христианства на Кавказе. Было открыто в 1860 г., действовало до 1917 г. Основателями общества были князь А.И.Барятинский и Высокопреосвященный Исидор (Никольский) , экзарх Грузии. Сначала оно имело светский характер и состояло под председательством наместника Кавказа, но вследствие необходимости содействия духовной власти в 1865 г. при нем открыт был духовный комитет под председательством экзарха Грузии, а в 1885 г. по новому уставу оно было вверено экзарху и подчинено Св. Синоду. Задачами общества были: восстановление, умножение и содержание православных храмов на Кавказе, назначение к ним и содержание причтов; открытие школ для образования горских детей; учреждение в духовных школах классов изучения горских языков; командирование в горы миссионеров; содействие переводам на горские языки Св. Писания и богослужебных книг. Общество действовало весьма продуктивно. Общество распространения Священного Писания в России. Было основано в апреле 1863 г. Основатели – 8 человек различных конфессий и национальностей, которые решили максимально распространить синодальный перевод Библии . Эта интернациональная группа, включавшая двух русских, двух немцев, поляка, датчанина, голландца и англичанина, постановила также, что продажа Библии будет происходить по самым доступным ценам, а бедным раздаваться бесплатно. Продажу начал обрусевший датчанин О. Форхгамер. Историк Н.А. Астафьев свидетельствует об успешном распространении книг «то на Волгу, то в земли Войска Донского, то на Кавказ». В состав общества вошли сотни человек. Общество стало печатать отчеты о своей деятельности. Книг Священного Писания Общество не издавало, сохранив свою первоначальную задачу – распространять по всем областям огромной Российской империи Слово Божие. За годы своего существования Общество распространило и раздало безвозмездно сотни тысяч экземпляров Библии. Пакистанские духовные миссии (современные). С 2004 г. в Пакистане действует миссия Константинопольского Патриархата, которая включает в себя крупные общины в Лахоре, Вазирабаде и Хафизабаде, а также небольшие общины в Гуджранвале, Навабшахе и Фейсалабаде. Их окормляет один священник, число верующих – 550 человек, все пакистанцы. Также в стране с 2011 г. действует миссия Русской Зарубежной Церкви, которая включает общины в Саргоде, Хайдарабаде и Карачи. В ней трудятся три священника-пакистанца. Численность верующих – 400 человек, в основном пакистанцы, но также есть несколько обратившихся иранцев и афганцев. Обе миссии довольно интенсивно развиваются, строятся первые православные храмы, переводится и издается православная литература на языке урду. В Исламабаде открыт приход Русской Православной Церкви, который окормляется клириком Московского Патриархата, приезжающим в страну по большим церковным праздникам. Этот приход ориентирован на русских, проживающих в столице Пакистана, в основном на сотрудников Российского посольства.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010