Исидор, митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский (Никольский Иаков Сергеевич) Родился 1 октября 1799 года (в день Покрова Пресвятой Богородицы) в селе Никольском (от названия которого получил свою фамилию) Каширского уезда Тульской губернии в благочестивой семье. Отец его был диаконом, но в год рождения своего сына Иакова он скончался. Поэтому с первых же дней жизни Иакову пришлось испытать сиротство и бедность. Несмотря на тяжелое положение семьи, благодаря своим способностям Иаков получил хорошее образование. Грамоте его обучил муж сестры, так что в 1807 году он смог поступить в Тульское духовное училище, а после окончания его в 1813 году – в Тульскую духовную семинарию. В 1821 году Иаков окончил духовную семинарию, и ему, как лучшему студенту, была предложена должность лектора словесности при духовной семинарии. Но в это время из Санкт-Петербурга затребовали выслать шесть лучших воспитанников Тульской духовной семинарии для продолжения обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. В их числе оказался и Иаков. В духовной академии он тоже отличался замечательными успехами и примерным поведением. В 1825 году Иаков закончил духовную академию и подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было исполнено. 22 августа 1825 года в академической церкви духовной академии епископом Григорием (Постниковым . † 1860) Иаков Никольский был пострижен в монашество с именем Исидора. 29 августа в Казанском соборе митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским, † 1843) инок Исидор был рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября – во иеромонаха. С сентября 1825 года началась преподавательская деятельность иеромонаха Исидора в должности бакалавра богословских наук Санкт-Петербургской духовной академии. Лекции иеромонаха Исидора, подготовленные по разработанной им программе, отличались полнотой и простотой изложения. Помимо преподавательской деятельности он исполнял обязанности библиотекаря духовной академии (1825–1829), участвовал в академическом журнале «Христианское чтение».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Фотография. Посл. треть XIX в. (РГБ) Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Фотография. Посл. треть XIX в. (РГБ) 14 авг. 1829 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем мценского Петропавловского монастыря, через 10 дней - ректором и профессором богословия Орловской ДС. 11 нояб. 1829 г. определен присутствующим в консисторию, в июне 1830 г.- ревизором Ливенских уездного и приходского духовных училищ, 10 февр. 1831 г.- членом тюремного комитета. 2 июля 1833 г. И. назначен ректором и профессором богословия МДС и настоятелем Заиконоспасского московского мон-ря . По дороге в Москву И. последний раз встретился с матерью, к-рая благословила сына иконой со словами: «Помни, что ты сам был сирота, будь покровителем и помощником сирот». 11 нояб. 1834 г. в соборе Чудова московского мон-ря И. был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московского свт. Филарета (Дроздова) . Хиротонию совершил Московский митрополит в сослужении экзарха Грузии еп. Евгения (Баженова) , еп. Иерофея (Фаворского), еп. Калужского Николая (Соколова) и епископов на покое Аарона (Нарциссова) и Дионисия (Цветаева). Викарий занимался рассмотрением консисторских дел, содержания проповедей, курсовых сочинений академистов, обозревал епархию, во время отсутствия свт. Филарета, к-рый называл его своей «правой рукой», исполнял обязанности первоприсутствующего в Московской синодальной конторе. В Москве проявился интерес И. к рус. истории, о к-рой он любил беседовать с И. М. Снегирёвым . 9 мая 1837 г. И. освятил закладку главного памятника на Бородинском поле и произнес особое Слово, «наполнившее сердца всех присутствовавших великими воспоминаниями о событии незабвенного 1812 года» (О памятнике на Бородинском поле. 1887. С. 198). 5 июля (июня?) 1837 г. И. возглавил Полоцкую и Виленскую епархию. Проживал в Марковом витебском во имя Святой Троицы мон-ре . Содействовал укреплению положения Православия в католическом по преимуществу крае, где в то время под рук. митр. Иосифа (Семашко) происходило воссоединение униатов с правосл. Церковью, в 1838 г. организовывал совместные богослужения с новоприсоединенным униат. духовенством, несмотря на опасения прибывшего в Витебск митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) . 6 апр. 1840 г. И. был назначен епископом Могилёвским и Мстиславским, 5 июня 1841 г. возведен в сан архиепископа. В белорусских епархиях И. добился назначения денежного оклада причту воссоединенных церквей, увеличения содержания обителям и служащим епархиального и духовно-учебного ведомств, занимался обеспечением бедных храмов книгами, облачениями и утварью.

http://pravenc.ru/text/674896.html

15 авг. 1863 г. был заложен Александро-Невский дом призрения бедных духовного звания (Невский проспект, 174), в котором 8 нояб. 1869 г. И. освятил ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери (не сохр.). 18 июня 1870 г. состоялось торжественное открытие Александро-Невского дома, который включал богадельню для престарелых вдов и училище для малолетних сирот (на 1883 г.- 58 вдов и 89 сирот). В окт. 1882 г. к дому был приписан также «Александровский приют вдов с малолетними детьми духовного ведомства в память 25-летия царствования императора Александра II». 5 сент. 1875 г. к празднованию юбилея служения И. в священном сане благотворители учредили 8 стипендий митрополита «для призреваемых». В устройство Исидоровского дома призрения И. вложил ок. 80 тыс. р. собственных сбережений и в 1886 г. освятил в нем ц. во имя прп. Исидора Пелусиота. В 80-х гг. XIX в. в С.-Петербургской епархии была открыта подписка на постройку 2 Исидоровских домов призрения с квартирами для заштатных священно- и церковнослужителей, вдов и сирот: для столичных - при Ямской Крестовоздвиженской ц. и для остальных - в Нов. Ладоге. Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. Посл. треть XIX в. (ГРМ) Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. Посл. треть XIX в. (ГРМ) С благотворительной деятельностью И. было тесно связано и попечение об образовании. Он участвовал в разработке устава Духовных семинарий и училищ (1867) и Академий (1869), окончательная редакция к-рого принадлежала обер-прокурору Синода Д. Толстому. В С.-Петербургском епархиальном жен. уч-ще (Невский проспект, 176) в 1885-1886 гг. по проекту архит. Г. И. Карпова была построена ц. во имя прп. Исидора Пелусиота. Заботясь об образовании дочерей духовенства, И. открыл епархиальные жен. уч-ща: Державинское в Званском Знаменском мон-ре и Деревяницкое (1875) в Деревяницком в честь Воскресения Христова мон-ре . В 1883 г. по ходатайству И. оба училища в учебном плане были объединены в одно и преобразованы по уставу епархиальных училищ.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Как правило, И. представлен благословляющим, в архиерейской мантии или в рясе и клобуке, с наградами. Наиболее ранний парадный живописный портрет создан худож. Г. И. Яковлевым в 1861 г. (ГЭ; см.: Русское искусство в Эрмитаже: Знаменитые и забытые мастера XIX - 1-й четв. XX в.: Кат. выст. СПб., 2007. С. 60-61. Кат. 48), т. е. вскоре после назначения И. митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. Портрет находился в древлехранилище Александро-Невской лавры (см. фотографию 1913 г.: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 2006. С. 210). И. изображен в интерьере с колонной (на ее базе - подпись автора и дата), почти поколенно, в небольшом повороте вправо, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте, в левой - жезл с навершием в виде посоха и со светлым сулоком. Митрополит в синей рясе, в архиерейской мантии фиолетового цвета и в светлом, расшитом золотом омофоре, на голове - белый клобук с алмазным крестом, на груди - панагия с образом Иисуса Христа, крест с камнями, ордена св. Александра Невского (с алмазными знаками), св. Владимира 2-й степени, греч. орден Спасителя Большого Креста, к-рый И. получил незадолго до исполнения портрета. Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. После 1883 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. После 1883 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) На подписном поколенном портрете 1876 г. из Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры ( Зеленина. 2009. С. 48) И. представлен почти фронтально, с немного разведенными в стороны руками (благословение именословное, в левой руке - высокий жезл со змеевидным навершием и с белым сулоком). Иерарх облачен в коричневую рясу, темно-голубую архиерейскую мантию с красными скрижалями, на голове - белый клобук, на панагии - образ Спаса Нерукотворного; орденские знаки и звезды св. Андрея Первозванного (с алмазами) и св. Владимира. К этому же типу принадлежит поясной копийный портрет И. 1893 г., предположительно выполненный с оригинала сер.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. 1876 г. (Александро-Невская лавра) Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Портрет. 1876 г. (Александро-Невская лавра) 12 нояб. 1844 г. И. был переведен в Карталинскую и Кахетинскую епархию как член Синода и экзарх Грузии. Особое внимание уделял духовному просвещению; содействовал переизданию Библии на груз. языке, возобновлению епископской кафедры в Абхазии. При этом И. был вынужден продолжить передачу церковных имений в гражданское ведомство, но на условиях, достаточно благоприятных для Церкви. На средства, полученные от секуляризации церковных земель, было устроено жен. училище в Мцхете, открывались древние храмы и мон-ри (в т. ч. Мцхетский, Алавердский, Марткопский), строились новые церкви. Архиепископ основал братство для противостояния распространению мусульманства и язычества (впосл. Общество восстановления православного христианства на Кавказе ). 26 авг. 1856 г. за труды в Закавказском крае (а не по статусу занимаемой им кафедры) И. был возведен в сан митрополита. На Карталинской кафедре И. проявил себя как «человек благоразумный, ревностный к службе и заботливый о духовной пользе края»; по воспоминаниям соратников, «с ним легко было служить» ( Исмайлов. 1883. Июнь. С. 244). В эти годы через начальника Главного штаба войск на Кавказе кн. А. И. Барятинского (впосл. наместник) И. стал известен имп. Александру II и имп. Марии Александровне. 1 марта 1858 г. И. был назначен митрополитом Киевским и Галицким (во исполнение благословения свт. Филарета (Амфитеатрова), в 1856 приславшего И. белый клобук с пожеланием оказаться на Киевской кафедре). Особое внимание И. уделял педагогической деятельности, инициировал издание нового семинарского журнала, 31 авг. 1859 г. первым из рус. архиереев обратился с почином учредить церковно-народные школы (впосл. церковноприходские) и стал активно заниматься их обустройством. Основал Введенскую жен. общину, о к-рой заботился и в дальнейшем (см. Киевский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь ). По ходатайству И. в Киеве был выделен участок земли для возведения Владимира, равноапостольного князя, собора . Прожив в Киеве немногим более года, И. остальное время служил в столице как член Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Скачать epub pdf 7-го сего Сентября, в 9 часов 20 минут вечера, Новгородско – С.-Петербургская митрополия осиротела, а вся православная российская церковь понесла большую утрату: маститый старец, исполненный дней, высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финдяндский, первенствующий член всероссийского Синода и главный попечитель и председатель совета Императорского человеколюбивого общества, почил в Бозе на исходе 93-го года своей жизни, на 68 году служения в священном сане, на 58 г. служения епископского и на 33 г. служения в сане первосвятителя всей русской церкви; к нему вполне приложимы слова ветхозаветного мудреца: вниде во гроб якоже пшеница созрелая во время пожатая, или якоже стог гумна во время свезенный! – Годы, и постепенно, хотя и медленно, слабевшия силы почившего владыки повидимому должны-бы были приготовить всех к мысли о близкой разлуке с ним, тем не менее кончина его является как-бы внезапною и неожиданною; так привыкли все видеть его бодро и неизменно, в течение нескольких десятилетий, стоящим на высоком, видном для всех, посту и так долго стоял он здесь, светя и согревая своею непоколебимою верою и строгою верностию учению и уставам православия, своим светлым умом, преизобильным богатством жизненного опыта, неистощимым запасом благодушия и любовию. Высокопреосвященный Исидор, в мире – Иаков Сергеевич Никольский, сын диакона села Никольского, Каширского уезда, Тульской губ., родился 1 октября 1799 года. По окончании курса учения в Тульской семинарии (1821 г.) и С.-Петербургской Духовной академии в 1825 г., в августе того-же года был пострижен в монашество и определен баккалавром в академию, 5-го же сентября был рукоположен в иеромонаха. Служба при академии продолжалась до августа 1829 г. Затем почивший архипастырь последовательно занимал места: ректора семинарии Орловской (с августа 1829 г.), Московской (с июля 1833 г.), викария Московской епархии (с ноября 1834 г.), епископа Полоцкого (с июля 1837 г.), епископа (с июля 1840 г.), а затем архиепископа Могилевского; 12 ноября 1844 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Далее, после преосв. Виталия (Щепетева), пост ректора занял архимандрит Исидор (Никольский). Он был выпускником Тульской семинарии (1821 г.) и С.-Петербургской духовной академии (1825 г.). В 1829 г. был назначен ректором Орловской семинарии. В июле 1833 г. был перемещен на должность ректора Московской семинарии, каковую занимал один год. В 1834 г. был хиротонисан во епископа Дмитровского, а в 1837 г. был назначен правящим архиереем Полоцкой епархии, откуда был перемещен в Могилевскую епархию в 1840 г. В 1844–1858 гг. занимал должность экзарха Грузии. В 1858–1860 гг. — митрополит Киевский и Галицкий. В 1860 г. митрополит Исидор был назначен правящим архиереем Новгородской и С.-Петербургской епархии и находился на данном служении 32 года — до 1892 г. Что касается трудов преосв. Исидора в Московской семинарии, то источники о предшествовавшем месте служения (в Орловской семинарии) свидетельствуют о следующем: «Своею педагогической деятельностью и блестящим состоянием вверенной ему семинарии архимандрит Исидор обратил на себя внимание высшей администрации и, по ходатайству приснопамятного Московского митрополита Филарета, 21 июля 1833 г. был перемещен на должность ректора и профессора богословских наук в Московскую духовную семинарию» [vi] . Однако тут же автор замечает, что последнее место служения было лишь «переходной ступенью к архиерейству» [vii] . Несмотря на малый срок ректорства в Московской семинарии, воспитанники последней на долго сохранили память о ревностном и заботливом ректоре [viii] . Следующим ректором Московской духовной семинарии, при котором обучался преосв. Иоанн (Соколов), являлся архимандрит Иосиф (Богословский). Получил образование в Рязанской духовной семинарии и Московской духовной академии, которую окончил в 1828 г. С 1829 г. занимал должность инспектора и наставника философских наук в Московской семинарии. В ноябре 1834 г. был назначен ректором Московской духовной семинарии. Как и двое предыдущих ректоров, был хиротонисан во епископа Дмитровского по ходатайству свт. Филарета (Дроздова) в 1842 г. В период с 1849 по 1853 гг. — епископ Оренбургский и Уфимский. В 1853 г. был переведен на Воронежскую кафедру, на которой трудился до 1864 г. [ix] . Из-за слепоты вынужден был уйти на покой. Умер 19 февраля 1892 г. в воронежском Митрофаниевском монастыре [x] .

http://bogoslov.ru/article/5622203

С июля он много внимания уделял предстоящему прославлению святителя Тихона Задонского , изучал многие материалы, подготовленные к его канонизации, редактировал присланное ему житие святителя и службу, сократил один из двух тропарей. 13 августа произошло прославление святителя Тихона. Филарета приглашали, но он снова болел и не в состоянии был никуда ехать из Москвы. Митрополит Новгородский и Петербургский Исидор (Никольский) присутствовал при этом событии и, приехав в Москву, подробно рассказал Филарету, о чем тот в свою очередь писал Антонию: «Утешительно было сказание владыки об открытии мощей святителя Тихона. Когда на всенощной пред величанием открыли раку, в переполненной народом церкви сделалась такая тишина благоговения, что летящую муху можно было бы слышать. Много было исцелений. – Да помолится святитель об исцелении России». И в другом письме: «Он сказывал, что были получившие зрение, даже слепые от рождения, и получившие слово. Одного скорченного так, что ноги приведены были к затылку, когда приложили к святым мощам, он распрямился и стал на ноги». Новый петербургский архиерей Исидор, ровесник Пушкина, был на семнадцать лет моложе Филарета и весьма почитал его, во всем стараясь быть подобным Московскому Златоусту. Господь воздал за это – Исидор прожил долгую и счастливую жизнь, скончался в возрасте девяноста двух лет и возглавлял петербургскую кафедру тридцать два года. Лето 1861 года вновь было засушливым и необычно жарким, и митрополит Московский неожиданно открыл для себя напиток, приносивший ему и прибавление сил, и утоление жажды, – пиво. Он даже написал об этом своему духовнику и получил от Антония благословение. «Благодарю и за пиво, хотя это и стыдно, – написал Филарет в лавру. – Мне приходило на мысль попросить у Вас немного, потому что оно мне казалось по вкусу и по требованию природы; но посовестился прибавлять еще прихоть ко многим моим прихотям. Теперь буду употреблять, как полученное с благословением». Близился закат его жизни. Он уже редко сам читал свои проповеди, чаще посылал кого-либо, кто прочитал бы написанное им.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Митрополит Исидор, в мире Яков Сергеевич Никольский, был сын диакона села Васильевского, Каширского уезда Тульской епархии. Родился 1-го октября 1799-го года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, и под Ее небесным покровом сознавал и чувствовал себя всю жизнь. Образование получил в Тульской Семинарии и Петербургской Академии. По окончании в последней курса в 1825-м году, на обычный запрос академического начальства окончившим курс студентам, в каком кто желает быть звании, он заявил, что решительно избирает звание монашеское. 22-го августа 1825-го года он был пострижен, 29-го рукоположен во иеродиакона, и 5-го сентября – во иеромонаха. 28-го августа он был определен бакалавром в Петербургскую Академию, 10-го сентября назначен и библиотекарем, 17-го декабря утвержден в степени кандидата Богословия, 30-го октября 1826-го года – в степени магистра. Позднее утверждение в степени кандидата объясняется тем, что весь курс был подвергнут дисциплинарному взысканию, и никто не был выпущен со степенью кандидата. 26-го августа 1827-го года иеромонах Исидор был причислен к соборным иеромонахам Лавры. В 1829-м году назначен ректором Орловской Семинарии и произведен в архимандрита Мценскаго Петро-Павловского Монастыря, а вслед затем назначен и присутствующим в Консистории. В 1833-м голу перемещен в Москву, в Семинарии, с настоятельством в Заиконоспасском Монастыре. 11-го ноября 1834-го года в Москве, в Чудове Монастыре, хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской митрополии, и свой архипастырский жезл получил от первенствовавшего при хиротонии его митрополита Московского Филарета (Дроздова) . В 1837-м году назначен епископом Полоцким и Виленскиму, в 1840-м году перемещен в Могилев. В 1841-м году получил архиепископство и в 1844-м году, 12-го ноября, назначен экзархом Грузии. Все 3 кафедры, последовательно занимаемые владыкой, являлись по обстоятельствам того времени боевыми местами для церковного администратора, и преосвященный Исидор не только много и умело, но и успешно потрудился на пользу Православия в Полоцкой и Могилевекой епархиях в борьбе с Латинством при воссоединении униатов, а в Грузии в борьбе с Магометанством при восстановлении православного Христианства на Кавказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

М. Достоевского «Дневник писателя». Многие читатели присылали свои письма с впечатлениями, вопросами, мнениями. Особенно много таких писем было в 1877 году. Достоевский ощущал себя выразителем общественного мнения и радовался этой роли. Жена Н. И. Ильминского Екатерина Степановна Ильминская (ок. 1842–1922), также относившаяся к числу любителей «Дневника писателя» Достоевского, отправила ему письмо, в котором излагала свои впечатления и просила прислать фотокарточку писателя. В ответном письме (от 11 марта 1877 г.) Достоевский благодарит Е. С. Иль-минскую, говоря, что занимается писательской деятельностью именно потому, что у него есть такие пламенные читательницы. И добавляет, что поскольку сейчас нет подходящей фотокарточки, он посылает не очень хорошую, снятую 16 лет назад. Вероятно, муж С. Е. Ильминской, Н. И. Ильминский , также читал «Дневник писателя» Достоевского. Иннокентий Попов-Вениаминов (1797–1879). Сам о. Николай пишет об Иннокентии в журнале «Светоч и дневник писателя» (май 1910 г.). О его миссионерской деятельности на Аляске можно прочитать в книге: Bishop Gregory, A History of the Orthodox Church in Alaska, 1794–1917. St. Herman’s Theological Seminary, Kodiak, Alaska. 1977. Исидор Митрополит Исидор (Никольский) . 15 августа 1880 года, когда Николай возвращался из Петербурга на место своего служения в Японию, для его ободрения и поддержки митрополит Исидор молился вместе с ним. См. дневник Св. Николая Японского (Токио. Запись от 1528 апреля 1904 года. Касаткин 1) Дмитрий Иванович Отец о. Николая. Диакон. Женившись на девице Ксении, переехал в деревню Береза. У них родилось четверо детей. Первый сын Гавриил умер через 2 месяца после рождения. Старшая дочь – Ольга. Второй сын – Иван (Николай). Третий сын – Василий. В 1841 году Д. И. Касаткин потерял жену. Муж старшей дочери Ольги, Филипп Измайлов, занял его место диакона в деревне Береза, и Дмитрий Иванович, поручив остальных детей попечению Ольги и Филиппа, в 1850 году поселился в монастыре в г. Рославле Смоленской губернии (без принятия монашества).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010