Как мать болезнует о чадех своих, так я болезную, дóндеже вообразится Христос в вас ( Гал. 4, 19 ). И когда получал известие, что христиане пребывают верны закону евангельскому, писал к ним: «теперь я жив, когда вы стоите в Господе. Какую благодарность могу я воздать Богу за вас, за всю радость, которою о вас радуюсь пред Богом моим ( 1Сол. 3, 9 )?» Таково свойство любви Евангельской! Чистое сердце, устремляя все желания свои к Богу, как источнику блаженства, нестолько занимается собою, сколько спасением ближних. Оно не ищет за то награды. Еслибы всех успело приобресть Христу, это была бы ему высочайшая награда. Любя Бога, христианин любит и брата своего. И если созерцание славы и совершенств Божиих доставляет самое приятное наслаждение духу нашему: то не должны ли мы радоваться и тогда, когда ближние наши руководствуются умом Христовым ( 1Кор. 2, 16 ), стараются подражать святости Отца небесного, Его любви, милосердию и правде? – Мы обманемся, и действительно, может быть, часто обманываемся, когда хотим обрести покой для души, и между тем остаемся совершенно равнодушными к состоянию ближних, как будто для нас совсем постороннее дело, прославляют ли они имя Божие или безславят Его своею жизнию. Совесть праведника непорочна. Его сердце исполнено живою любовию к Богу. Но сия-то самая любовь чем более приближает его к свету Божества, тем очевиднее представляет ему мрак, покрывающий человечество. Она – то во гневе ревности угрожает грешникам, то с нежным участием лобызает и ободряет кающихся, то с умилением обращается к молитве, чтобы Господь всех помиловал, и только в уповании на Его благость находит себе успокоение. Посему можно судить, как велика была радость Симеона, когда он увидел Спасителя мира – свет языков и славу Израиля. Надежда его исполнилась. Бог водворился на земле, дабы всех с Собою возвести на небо. Благополучие всего человечества открыло праведному новый источник блаженства, после которого ему уже ничего не оставлось желать на земле. Душа обрела здесь мир, – и возжелала преселиться к Источнику мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Г. Чертковым. В работе издательства принимал деятельное участие Л. Н. Толстой. «Посредник» издавал также некоторые рассказы Лескова («Невидный Пруденций», «Пустоплясы» и др.). 225 Гумилевский, А. В. (1830–1869) — священник; был преподавателем Петербургской семинарии, потом священником; проповедовал идеи справедливости и равенства не в духе официальной церкви, за что в 1866 году был переведен в Нарву; известен как организатор воскресных школ; в 1867 году возвращен в Петербург. 226 Он начал проповедовать и… счел себя за Боссюэта…— Ж. Боссюэт (1627–1704) — французский проповедник, историк и богослов; блестящие по форме речи и проповеди ставят Боссюэта в один ряд с лучшими ораторами его времени. 227 …действовал в духе и силе нынешнего Мещерского. — Мещерский В. П. — см. прим. к рассказу «О квакереях», стр. 616. 228 Митрополит Исидор (Иаков Сергеевич Никольский, 1799–1892) — с 1860 года митрополит санктпетербургский и новгородский. 229 Архимандрит Федор Бухарев. — А. М. Бухарев (в монашестве Федор, 1824–1871), духовный писатель; его сочинение «О православии в отношении к современности» (СПб., 1860) вызвало резкий протест со стороны крайних сторонников церковного догматизма (в частности, Аскоченского); другие сочинения Бухарева также подвергались нападкам, сам он был обвинен в ереси и, наконец, подал прошение о снятии с себя монашества и вышел из духовного звания в 1863 году. 230 Ктиторская касса — касса церковного старосты. 231 …располагал к себе сердца состраданием, как к герою из-под Плевны. — Плевна (или Плевен) — город в Болгарии; во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов Плевна была освобождена русскими войсками после пятимесячной осады. 232 У кузнеца была вувермановская (белая) лошадь…— Вуверман, Филипп (1619–1668) — голландский художник, изображал военные сцены, игры, охоты, кавалькады. В его картинах видное место занимают лошади, особенно белые (по требованиям колорита). 233 …рассказывал о себе по секрету, что он через какое-то особенное дело стал вроде французской «Железной маски» или византийского «Вылезария»…— «Железная маска» — таинственный узник времен Людовика XIV, находившийся в парижской крепости Бастилии во второй половине XVII века (ум.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Начало всероссийской известности чудотворений И. К. положило благодарственное заявление, опубликованное 20 дек. 1883 г. в газ. «Новое время». 16 чел., объяснявшие свое исцеление молитвами И. К., описывали свои болезни, изъявляли ему благодарность и передавали «спасительный завет» пастыря - как можно чаще приступать к Св. Причастию. Обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев выразил неудовольствие этой публикацией в светской газете и вызвал И. К. для объяснения. По преданию, обер-прокурор сказал: «Говорят, что Вы молебны служите, чудеса творите; смотрите, как бы Вы плохо не кончили». На что И. К. ответил: «Не извольте беспокоиться, подождите и увидите, каков будет конец» ( Сурский. 1994. Т. 1. С. 107). Церковное начальство не раз высказывало недовольство тем, что описание чудес, происходивших по молитвам пастыря, появлялось в светских газетах (напр., в «Московских ведомостях» и «Петербургском листке»), в то время как церковная печать подобные материалы не публиковала. Победоносцев внимательно следил, чтобы известия о чудесах не попадали на страницы печати без разрешения духовного ведомства. Нередко сослуживцы завидовали И. К., бывали раздражены его поступками (см.: Михаил (Семёнов). 1903. С. 66; Сурский. 1994. Т. 1. С. 105-106). В Дневнике от 26 окт. 1872 г. И. К. писал о «неосновательных, ложных упреках», в т. ч. в подаче милостыни, со стороны клириков, считавших, что он потворствует тунеядцам и мошенникам. Духовенство собора жаловалось на пастыря С.-Петербургскому митр. Исидору (Никольскому). Отношения И. К. и митр. Исидора были сложными. Однажды митрополит вызвал к себе пастыря и сделал замечание по поводу дорогой рясы. И. К. молча снял рясу и оставил ее в приемной архиерея (см.: Сурский. 1994. Т. 1. С. 106-107). В 1890 г., вспоминая прошлое, И. К. с горечью отметил, что за 30 лет митр. Исидор ни разу не встретил его «по-отечески, добрым словом или взглядом, а всегда унизительно, со строгостию и суровостию» (ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 26. Л. 29). К деятельности И.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Вчера, в говоренной им проповеди, разбирая, как должно приготовляться к посту, он сказал: возьмем хоть пример в высшем кругу: там приготовлялись встречать пост балами и пирами. Теперь собрали 800-ть тысяч рублей для покупки хлеба, а голодающих 10-ть миллионов. Не так делают в Пруссии: там собрали 5-ть миллионов. Но проповедник умолчал о действиях меньшей братии: о распущенности нравов в народе, о грабежах и убийствах, совершаемых в большей мере необразованной частью народа: он не проповедовал примирение, а в храме Божием старался указать на неравенство и восстановлял бедных против богатых. Он продолжал проповедь 4-го апреля. Мало того, он поднял на смех истинное христианское побуждение Наследника престола помочь нуждающимся, и принесенные от всех и каждого посильные пожертвования (sic) обратил в прах. Но так ли должен поступать священник в храме Божием, в страстную седмицу. Не осудите, Высокопреосвященный владыко, что я осмеливаюсь доставить на имя ваше письмо без подписи: но оно вызвано не клеветы ради, но с сердечным соболезнованием к непониманию священниками христианского смирения. Вашего преосвященства, милостивого архипастыря недостойный раб Божий!!„. Но „недостойный раб Божий“ не удовольствовался тайной клеветой и доносом на о. Никольского митрополиту. Такое же безымянное письмо, и в тех же выражениях написанное, одновременно отправлено было в тот же день, как увидим ниже, в III-e Отделение канцелярии Его Величества. Высокопреосвященный митрополит Исидор положил на письме безымянного клеветника резолюцию: „1868 марта 27. Благочинному протоиерею Соколову истребовать от священника Никольского говоренную им 25-го марта проповедь и мне представить“. Марта 29-го благочинный, за рапортовал митрополиту: „по приказанию Вашего Высокопреосвященства имею честь почтительнейше представить при сем проповедь, говоренную священником Александром Никольским 25-го марта, которая с немногими исключениями мною одобрена была к произнесению. По поводу той же проповеди, апреля 6-го поступило отношение к митрополиту от товарища обер-прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Покойный епископ Филарет Филаретов, кажется, знал об этом. По крайней мере, когда я его спрашивал, где погребена Елена Семеновна, — он, улыбаясь, махал рукою и отвечал: — Бог его знает, где он ее похоронил. Глава тридцать восьмая Как же относились к такому священнику люди? Моралисты и фарисеи его порицали, но простецы и «мытари» любили «предоброго Евфима» и, как писал мне преосвященный Филарет, «провожали его с большим плачем». Не каждого так проводят даже и из тех, кои «посягли все книги кожаны» и соблюли все посты и «субботы» . И как было не плакать о таком простяке, который являл собою живое воплощение добра! Конечно, он не то, что пастор Оберлин ; но он наш, простой русский поп, человек, может быть, и безалаберный, и грешный, но всепрощающий и бескорыстнейший. А много ли таких добрых людей на свете? А что думало о нем начальство? Кажется, неодинаково. О. Евфим служил при трех митрополитах. Митрополит Исидор Никольский был мало в Киеве и едва ли успел кого узнать. Преемник его Арсений Москвин не благоволил к Ботвиновскому, но покойный добрейший старик Филарет Амфитеатров его очень любил и жалел и на все наветы о Ботвиновском говорил: — Все, чай, пустяки… Он добрый. Раз, однако, и он призывал Евфима по какой-то жалобе или какому-то слуху, о существе коего, впрочем, на митрополичьем разбирательстве ничего обстоятельно не выяснилось. О разбирательстве этом рассказывали следующее: когда Филарету наговорили что-то особенное об излишней «светскости» Ботвиновского, митрополит произвел такой суд: — Ты Б атвин евск ой? — спросил он обвиняемого. — Б отвин овск ий, — отвечал о. Евфим. — Что-о-о? — Я Б отвин овск ий. Владыка сердито стукнул по столу ладонью и крикнул: — Врешь!.. Б атвин евск ой! Евфим молчал. — Что-о-о? — опросил владыка. — Чего молчишь? повинись! Тот подумал, — в чем ему повиниться? и благопокорно произнес: — Я Б атвин евск ой. Митрополит успокоился, с доброго лица его радостно исчезла непривычная тень напускной строгости, и он протянул своим беззвучным баском:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Время было благоприятное: плотина прорвалась. У предтечи нашлись и последователи. Между всякими повестями появились за границею повести уже и об архиереях. Оттуда тайными протоками эта нечисть умов, копивших грязь, протекла и в Россию. В этих–то заграничных изданиях мы читали то самое, что теперь напечатано в «Вестнике Европы». Русский прогресс идет мирным, но верным шагом. Как будто и стесняемая во многом, Русская печать впервые выставила публике на показ авторитет архиерейский с затененной стороны. Зверю, готовому ринуться на многое, кидают в жертву то, что не так дорого, как своя собственная рубашка... К числу таких людей имел честь и счастье принадлежать пишущий эти строки. В детстве, именно с 1835 по 1842–й год, он был певчим Могилевского архиерейского хора, при трех Могилевских архиепископах Гаврииле (Городкове) , Смарагде (Крыжановском) и Исидоре (Никольском) Все эти три святителя были личности замечательные, каждая в своем роде. О первой и третьей позволим себе сказать коротко, именно, чтобы только определить по сравнению с ними отличительный характер и особенности преосвященного архиепископа Смарагда. Предместник его преосвященный архиепископ Гавриил был во плоти ангел. Не видели мы у архиереев лица прекраснее этого лица, именно ангелоподобного лица: черты тонкие, мягкие глаза небесные, улыбка – награда для смертного, который успел ее уловить, кротость – грация в чертах лица неземная, общий лик святителя совершенно иконный; голос, приемы, манера обращения истинно архиерейские; некоторая иноческая вялость в жестах, медлительность в движениях, мягкая ласкающая тихость говора; мерность жизни, постоянное бдение над собою, молитвенный дух носили в себе и внушали другим идею достоподражаемого святителя Божия. Ближайший преемник преосвященного архиепископа Смарагда, преосвященный епископ, а потом архиепископ Исидор обладал теми редкими качествами, которые по кратком пребывании его на кафедре Могилевской, провели его по высшим кафедрам экзархии Грузинской и митрополии Киевской до первосвятительства на кафедрах Новгородской и С–Петербургской. Вторым по Могилеву преемником преосвященного Смарагда был также весьма замечательный архипастырь, преосвященный епископ, а потом архиепископ Анатолий, доктор Богословия, личность многоученая, постоянно занимавшаяся наукою, оратор, живописец, можно сказать, даже поэт, душа артистическая, характер в высшей степени привлекательный, элегантный и благотворительный. Одним словом, все три архипастыря, между которыми в средний пришлось архипастырство в Могилеве преосвященного Смарагда, были истинно–замечательные по высоким достоинствам люди. Тем не менее, скажем не обинуясь, и такие высокодостойные лица не затенили собою личность преосвященного Смарагда; напротив, при некоторых недостатках, он обладал такими редкими качествами, которые глубоко–глубоко врезали имя этого святителя и благословенную память его в признательных сердцах Могилевской его паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

митрополит Исидор (Никольский) (12.10.1799–19.09.1892) Слова и речи митрополит Исидор (Никольский) Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Синода. Биография В миру Яков Сергеевич Никольский - сын диакона села Васильевское Каширского уезда Тульской епархии родился первого (14) октября 1799 года, в День Покрова Пресвятой Богородицы, и под Ее небесным Покровом совершал дела благочестия всю свою жизнь. Образование получил он в Тульской семинарии и Санкт-Петербургской Академии. По ее окончании в 1825 году, на обычный запрос академического начальства окончившим курс студентам, в каком кто желает быть звании, заявил он, что решительно избирает звание монашеское. В День иконы Божией Матери, именуемой " Грузинская " 22 августа (4 сентября) 1825 года принял он постриг с именем Исидор. В день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 29 августа (11 сентября) рукоположен был Исидор в иеродиакона, в День же памяти родителей Пророка Иоанна Крестителя Святых праведных Пророка Захарии и Елисаветы - пятого (18) сентября - возведен был в чин иеромонаха. 28 августа (10 сентября) 1825 года определен он бакалавром в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, 10 (23) сентября назначен библиотекарем, 17 (30) декабря утвержден в степени кандидата богословия, а 30 октября (12 ноября) 1826 года - в степени магистра. Позднее утверждение в степени кандидата объясняется тем, что весь курс подвергнут был дисциплинарному взысканию, и потому никто не был выпущен со степенью кандидата. В День Сретения Владимирской иконы Божией Матери 26 августа (8 сентября) 1827 года иеромонах Исидор причислен был к соборным иеромонахам Лавры. В 1829 году - назначен ректором Орловской семинарии и произведен в Архимандрита Мценского Петропавловского монастыря, а вслед за тем назначен и присутствующим в Консистории. В 1833 году перемещен был Архимандрит Исидор в Москву, в семинарию, с настоятельством в Заиконоспасском монастыре. В День памяти Святого блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца 11 (24) ноября 1834 года в Чудовом монастыре Москвы, в возрасте 35 лет, Архимандрит Исидор хиротонисан был во Епископа Дмитровского, викария Московской Митрополии, и свой Архипастырский жезл воспринял от Первенствовавшего при его хиротонии Митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1783-1867).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Акт о добровольном и полном воссоединении униатов с Православием был подписан в 1839 году. Теперь епископ Исидор стремился к укреплению позиций Православия в своей епархии. Он строил новые храмы, восстанавливал и украшал прежние. Добрую память оставил он о себе в епархии. 6 апреля 1840 года епископ Исидор был переведен на Могилевскую кафедру. Состояние Могилевской епархии почти не отличалось от Полоцкой, поэтому и характер деятельности епископа был тот же, что и в Полоцке. Проводя мудрую и миролюбивую политику, епископ Исидор добился положительных результатов в деле присоединения униатов и в этой епархии. 5 апреля 1841 года преосвященный Исидор был возведен в сан архиепископа. 12 ноября 1844 года архиепископ Исидор назначен в Грузию, в епархию Карталинскую и Кахетинскую, со званием члена Святейшего Синода и экзарха Грузии. Новое назначение в обширный и своеобразный край требовало от своего правителя опытности и духовной мудрости в делах. Церковная жизнь в крае, можно сказать, замирала. Храмы были бедны, христианство в некоторых районах приходило в упадок, священники не поучали своей паствы, в большинстве они были необразованными, у экзарха не было канцелярии, не было архиерейского дома. За 13 лет служения в Грузии, благодаря мудрости и неутомимости в делах, архиепископ Исидор совершенно преобразил и благоустроил Грузинскую Церковь . Кавказский период жизни его был одним из плодотворнейших. Митрополит Исидор перевел с грузинского языка на славянский службу святой равноапостольной Нине и по благословению Святейшего Синода издал ее в 1860 году для церковного употребления. Труды архиепископа Исидора по преобразованию грузинского края не остались без награды: в 1845 году он награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени, а в 1850 году – орденом святого благоверного князя Александра Невского; в 1853 году ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке. 26 августа 1856 года архиепископ Исидор был возведен в сан митрополита. 1 марта 1858 года он был назначен митрополитом Киевским и Галицким. С грустью простилась грузинская паства со своим архипастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

30 октября 1826 года иеромонаху Исидору было присвоено звание магистра богословия. В 1827 году по представлению академической конференции он был утвержден ее действительным членом. В том же году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 14 августа 1829 года иеромонах Исидор указом Святейшего Синода был возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем Мценского Петропавловского монастыря Орловской епархии, а 24 августа того же года был назначен ректором и профессором богословия Орловской духовной семинарии. За этот непродолжительный период (1829–1833) он снискал себе всеобщую любовь и уважение за отеческую заботу о своих питомцах, за постоянную помощь сиротам и беднякам. 2 июля 1833 года по ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова , † 1867; память 19 ноября/2 декабря) архимандрит Исидор был переведен в Московскую духовную семинарию ректором и профессором богословия с назначением настоятелем Московского Заиконоспасского монастыря. В Москве он зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Видя выдающиеся способности архимандрита Исидора, митрополит Филарет пожелал иметь его своим ближайшим помощником, и в 1834 году он внес в Святейший Синод предложение о назначении архимандрита Исидора своим викарием. 16 октября 1834 года архимандрит Исидор был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии. Хиротония была совершена 11 ноября 1834 года в Чудовом монастыре высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Одновременно Исидор был назначен управляющим Звенигородским Саввино-Сторожевским монастырем. Служение епископа Исидора под руководством митрополита Филарета явилось для него хорошей школой, он приобрел богатый опыт и вполне подготовился к самостоятельной архипастырской деятельности. 5 июля 1837 года преосвященный Исидор был назначен епископом Полоцким и Виленским. Трудное служение предстояло ему в этой епархии. Вновь образованная в 1833 году, она пребывала в жалком состоянии: храмы были очень бедны, не хватало священников. Первым владыкою, положившим начало присоединения униатов к Православию, был предшественник Исидора епископ Смарагд (Крыжановский, † 1863). Преосвященный Исидор продолжил дело присоединения, но изменил политику предшественника. Он вошел в доверие ко всем гражданским и военным властям, чем значительно облегчил свою работу в епархии. Пользуясь доверием и уважением, епископ Исидор постепенно подготавливал почву для полного и окончательного присоединения униатов к Православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архимандрит Исидор (Минаев), назначенный начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, простился с прихожанами русского Никольского храма в Софии 8 апреля 2009 г. 13:28 В минувшее воскресенье в русском Никольском храме в Софии архимандрит Исидор (Минаев) совершил последнюю перед своим отъездом на Святую Землю Божественную литургию. На заседании Священного Синода 31 марта 2009 года было заслушано сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. Священный Синод постановил назначить игумена Исидора (Минаева), настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Софии, начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме ( журнал 26 ). 3 апреля в храме Казанской иконы Божией Матери поселка Вырица, что в окрестностях Санкт-Петербурга, во время Литургии Преждеосвященных Даров Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Исидора (Минаева) в сан архимандрита . В своем прощальном слове отец Исидор сказал, что назначение было для него полной неожиданностью и что служение на Святой Земле очень нелегкое. О годе, проведенном в Болгарии, у архимандрита Исидора остались самые лучшие впечатления, в первую очередь благодаря прекрасным, теплым отношениям между Церквами и народами Болгарии и России. Батюшка попросил клир, работников и прихожан храма простить его, если он кого обидел, был резок или невнимателен. Тем, кто сожалеет о его отъезде, напомнил, что в храм мы ходим к Богу и прилепляться должны только к Богу, а не к пастырю. А также о. Исидор пригласил всех посетить его в Иерусалиме. С ответным словом выступил священноиконом Свято-Никольского храма Симеон Минчев. В качестве памятного подарка архимандриту Исидору преподнесли митру. Отец Исидор рассказал, что на последнем заседании Синода было поставлено очень много вопросов и решение о новом настоятеле подворья Московского Патриархата в Софии отложено до следующего заседания. До этого исполнение обязанностей настоятеля храма возложено на иеромонаха Русской Православной Церкви Зотика (Гаевского), которого паства хорошо знает и любит. Православие.БГ /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/551978.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010