294.  …наш ли ты, или из неприятелей наших? (Нав. 5. 13.) 295.  …так скажи Иоаву: «пусть не смущает тебя это дело, ибо меч поядает иногда тою, иногда сею; усиль войну твою против города и разрушь его». Так ободри ею (2 Цар. 11. 25). 296.  …продай одежду свою и купи меч (Лк. 22. 36). 297.  Господня — земля и что наполняет ее (Пс. 23. 1). 298.  …во всех местах владычества Его (Пс. 102. 22). 299.  И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными (2 Кор. 5. 9). 300. Пс. 33. 9. 301.  …поел… шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (3 Цар. 19. 8). 302.  ….веяние тихого ветра… (3 Цар. 19. 12). 303.  …побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Апок. 2. 17). 304. Письма 8, 9 — РНБ РО. Ф. 1927. 305.  …если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое… (Иак. 4. 15). 306.  …как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 4.) 307.  …удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя (Пс. 72. 27). 308. 1 Тим. 6. 20. 309. Пс. 2. 11. 310. Ответ святителя Игнатия на церемонное, благодарственное письмо инока Леонида, написанное по приказанию настоятеля N монастыря. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 311. Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1293. Оп. 1. 312. Свои «Записки» М. В. Чихачев писал от третьего лица. 313. См: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 66–67. 314. См.: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 148–150. 315. Письмо РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. письма Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. 316.  Самарин Д. И. — дядя и крестный отец Дмитрия Александровича Брянчанинова — святителя Игнатия. 317.  Леонид и Ювеналий… — См. Настоящее издание, т. 6, с. 532 и 650. 318.  Отец Иустин (Татаринов) — о нем см. 308–321. 319.  Отец Архимандрит Игнатий (Малышев) — о нем см. 298–308. 320.  Старец Исаия — о нем см. 199–200. 321.  Исидор (Я. С. Никольский; 1799–1892) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский с 1860 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Отказавшись от излюбленной его предшественником системы частных присоединений, пр.Исидор все усилия направил к тому, чтобы устранить рознь между православным и униатским духовенетвом и объединить православные и униатские силы для борьбы с общим врагом, на пользу одного дела воссоединения. С этой целью он, прежде всего, потребовал от всего православного духовенства, чтобы оно сближалось с униатским. Наставления преосвященного принимались «с заметным сомнением в успехе», потому что с одними униатскими священниками совсем нельзя было сблизиться, так как они, будучи чистыми католиками, ненавидели православных, с другими же можно бы сблизиться, но такие требовали, «чтобы с ними больше пили, а в противном случае, гостя называли шпионом» 836 . Но пр.Исидор не только не упал от этого духом, а пошел еще дальше. С целью сближения православного и униатского духовенства, он предложил Лужинскому соединять православных и униатских священников в соборных служениях молебнов. Когда же Лужинский отозвался неимением распоряжения Коллегии об этом, пр.Исидор 28-го ноября 1837 г. возбудил пред Св.Синодом ходатайство о разрешении совместных служений. Свою просьбу пр.Исидор мотивировал тем, что латинское духовенство, видя сближение униатского духовенства с православным, охладело бы к первому, простолюдины же униаты постепенно привыкли бы видеть в православных близких к себе по вере 837 , a обращенные уже не смотрели бы на совершение у них униатскими священниками треб, как на утверждение их в прежней вере. ИСИДОР (Никольский) , Епископ Полоцкий и Виленский (впоследствии митроп. С.-Петербургский и Новгородский). Призывая православное духовенство к общению с униатским, пр.Исидор в собственном лице показал пример такого общения по отношению к своему униатскому собрату, еп.Лужинскому. Между Полоцкими униатским и православным епископами сразу же установились самые искренние отношения, каких не бывало ранее, в смарагдовскую эпоху. Встреча архипастырей произошла после 26-го августа, по возвращении пр.Василия в Полоцк.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

М. Исидор Никольский , который был родом из тульской еп. и потому принимавший близко к сердцу дела, касавшиеся его родины Кроме того, преосв. Алексий принадлежал к числу тех лиц, которые поддерживали в м. Филарете убеждение, что м. Исидор, бывший викарий московского Владыки, относится к сему последнему не с должным уважением и преданностию. В бумагах м. Филарета находится между прочим одно собственноручное письмо епископа кавказского Игнатия Брянчанинова , писанное им 12 ноября 1858 г. к еп. Алексию тульскому и очевидно этим последним пересланное м. Филарету, где сообщается следующее: «преосв. митрополит Киевский (м. Исидор), в проезд свой чрез кавказскую епархию (на пути из Грузии в Киев), окритиковал все мои действия, даже коснулся поведения моего. В половине октября я перешел в домик мой, небольшой, но весьма удобный: он в характере Гефсиманских келий московского митрополита. И этому старцу досталось от Исидора! но присутствовавшие не соблазнились на Филарета: им показались странными жесткие нарекания облагодетельствованного на благодетеля. В этом отношении точно также действовал Исидор в Петербурге, когда посетил сию столицу при перемещении своем из московских викариев на кафедру полоцкую»... Впрочем, и из письма м. Филарета к А. Н. Муравьеву в марте 1847 г. видно, что между м. Филаретом и м. Исидором не всегда были ровные отношения: «вот чего не доставало мне, писал м. Ф.,–чтобы преосвященный Исидор и Андрей Николаевич представили меня защитником не православного учения и вооружились против меня письмом, рассуждением и книгою Пусть будет так, если то угодно Богу. Ближние мои отдалече мене сташа, да обратят мя боящийся Тебе, и ведущия свидения Твоя и Письма м. Ф. к Мурав., К. 1869, стр. 230)». Дело шло тогда о мнениях м. Ф. по вопросу о времени приложения Святых Даров и такой взгляд митрополита на смысл действий своих противников произвел, по словам Муравьева (см. «Христ. Чт.» 1899 г. янв., стр. 82, 83, 86), очень сильное впечатление на преосв. Исидора. Муравьев писал даже: «прошу Вас убедительно написать ему, не теряя ни одной минуты, миролюбивое письмо, потому что он даже говорил мне, что мысль о Вашем неудовольствии смущает его, даже во время богослужения».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Кроме обязанности по должности бакалавра, о. Исидору приходилось нести и другие обязанности; 10-го сентября 1825 г. на него была возложена должность библиотекаря академии, которую он исполнял с 1825 г. по 1829 г. и в которой ему пришлось не мало потрудиться для упорядочения библиотеки, так, кроме обычных занятий библиотекаря, ему пришлось «привести к единому, существовавшие дотоле, академические каталоги», составив общий каталог библиотеки, что и было им удачно исполнено в октябре 1829 г. Не смотря на это, о. Исидор находил возможным работать и в издававшемся уже тогда академическом журнале «Христианское чтение», участвуя в помещавшихся в нем переводах святоотеческих творений и в течении четырех лет, держал корректуру журнала. 30 октября 1826 года, иеромонах Исидор был удостоен степени магистра богословия. В следующем 1827 г. 10-го марта, вследствие представления академической конференции, «видевшей и ценившей его достоинства и труды», утвержден действительным членом той же конференции, а 26 августа того же года, причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской Лавры, Священно-Архимандритом которой ему, впоследствии, пришлось быть! Через четыре года службы в академии, иеромонаху Исидору 14 августа 1829 г. открылось более высокое поприще: указом Святейшего Синода, он был возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем третьеклассного Мценского Петропавловского монастыря Орловской епархии, a 24 того же августа назначен ректором и профессором богословских наук в Орловскую духовную семинарию. 1 октября 1829 года, в день 30-летней годовщины от рождения, архим. Исидор выехал из Петербурга; на пути в Орел, он в первый раз, после отправления в духовную академию, навестил свою мать, – посетив родное село Никольское. Служение архимандрита Исидора на этой должности было непродолжительно; но и за это время он успел заслужить всеобщую любовь, как воспитанников семинарии, так и сослуживцев. Он с истинно отеческой заботливостью следил за своими питомцами, и испытав сам нужду и бедность, заботливо старался помочь и облегчить всякое горе нуждающихся и бедняков.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Оказывали ему милостивое внимание и оба митрополита – Московский Филарет (Дроздов) и Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский) , которые не раз беседовали с ним о духовной жизни. Но содержание этих бесед от нас, людей внешних и немощных, сокрыто. Впоследствии смиреннейший отец Антипа сообщил единственную подробность одной из таких бесед. Кто-то из двух святителей спросил его однажды: – Что особенно необходимо тому, кто упражняется в умной молитве? На это опытный исихаст, с юности обучавшийся безмолвному сердечному деланию, ответил одним словом: – Терпение. Святителю Филарету отца Антипу представил игумен Нифонт, которого давно уже знали в России, а митрополит Исидор услышал о молдавском подвижнике, можно сказать, случайно. Произошло это так. Когда отец Антипа прибыл в северную столицу для получения в Святейшем Синоде сборной книги, был он помещен как странник в Александро-Невской Лавре в одной келье с белым священником, приехавшим в Петербург по своим делам. Вскоре начался Великий пост . Отец Антипа, как это всегда бывало в постное время, неопустительно ходил на все лаврские богослужения, а среди дня и ночью целиком вычитывал в келье на молдавском языке последование суточного богослужебного круга по Постной Триоди, Часослову и Минее и свое схимническое правило. Миновал первый день поста, второй, третий… За все это время подвижник не вкусил ни крошки хлеба и не выпил ни глотка воды… Священник смотрел на своего духовного собрата со все возрастающим изумлением. Когда в конце недели он представлялся по своему делу митрополиту Исидору, то рассказал ему, среди прочего, о своем соседе по келье – молдавском подвижнике и его жестоком постническом житии. После этого в разное время и в различных обстоятельствах Владыка многажды принимал участие в жизни отца Антипы в России. В течение четырех дней, пока он находился в дороге, держал подвижник свой жесточайший пост без единой крошки хлеба, без единого глотка воды. В Задонске митрополит Исидор сердечно принял его и повторил свое приглашение сослужить ему. Однако сложилось так, что позднее распорядители торжеств вместо отца Антипы назначили служить – по чьей-то настоятельной просьбе или по иной какой причине – другое духовное лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5) Некоторые суммы оставались несколько времени безгласными. 6) Иные же, поступившие на приход, остались вовсе незаписанными. 7) Сборы доходов с дома, принадлежащего попечительству, производились не согласно с существующими постановлениями; так как квартиры отдавались без публикации, торгов, без контрактов, без разрешения епархиального начальства, без согласия всех членов попечительства. 8) Не записаны недоимки в недоимочный реестр. 9) Допущены многочисленные неточности в наименовании лиц, которым выдавались пособия из попечительства и многие другие, указанные в журналах комитета. 10) Ни из приходо-расходной книги, ни из документов не видно – было ли ежемесячное освидетельствование сумм, попечительству принадлежащих. 11) Годовой итог расхода в книге подписан не всеми членами попечительства. Наконец, 12) При освидетельствовании ревизорами наличных сумм попечительства, они заметили что проценты по некоторым билетам вынуты вперед срока их получения и что некоторых билетов (на сумму 7057 р.) не оказалось в казнохранилище. Отчет о. Морошкина и о. Никольского произвел во всей епархиальной иерархии поражающее впечатление. Правдивый и честный старец митрополит Григорий сделал, по указаниям отчетов, энергические распоряжения к исправлению ведения дел в попечительстве. Этими распоряжениями пока дело и ограничилось. Преосвященный Григорий скончался 10-го июня 1860 года. В том же году, 1-го июня, назначен С.-Петербургским митрополитом преосвященный Исидор. В феврале 1861 года преосвященный митрополит Исидор на докладе епархиального попечительства о назначении, согласно §57 Высочайше утвержденного Положения 1823 года о призрении бедных духовного звания, ревизионного комитета для поверки отчетов и документов попечительства, изволил положить резолюцию: „ревизию отчетов поручаю священникам Входоиерусалимской церкви Александру Никольскому и Арсению Двукраеву“. Об этом поручении они уведомлены были указом консистории, от 17 февраля. Два месяца производилась ими ревизия попечительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Митр. Исидор (Никольский). Гравюра. Кон. XIX в. При активном участии митр. Исидора (Никольского) , сменившего в 1858 г. на Киевской кафедре митр. Филарета, по предложению киевского военного ген.-губернатора И. И. Васильчикова в 1859 г. была начата организация церковно-народных (церковноприходских) школ в К. е. В 1862 г. в К. е. насчитывалось 1370 церковноприходских школ. Митр. Исидор инициировал учреждение журнала Киевской ДС «Руководство для сельского пастыря». В 1862 г. Киевский митр. Арсений (Москвин) создал в консистории 5-й, «школьный», стол в связи с распространением в К. е. церковноприходского образования. По инициативе митр. Арсения были созданы епархиальные просветительские орг-ции: киевское Владимирское братство (1864), Киевский комитет Православного миссионерского об-ва (1870). В марте 1866 г. митр. Арсений был назначен председателем комиссии Синода по реформе духовных школ. В 1874 г. было образовано 2-е вик-ство К. е.- Уманское , во главе которого стоял ректор КДА и настоятель киевского Братского мон-ря. После образования в 1884 г. Каневского викариатства ректоры КДА до 1923 г. являлись епископами Каневскими. В 1885 г. митр. Платон распределил обязанности между викариями К. е. Каневскому епископу помимо заведования духовно-учебными заведениями и церковноприходскими школами было поручено осуществлять надзор за духовенством и храмами Каневского у. Уманскому епископу помимо заведования епархиальными попечительскими комитетами для бедных духовного звания и председательства в Киевской церковно-строительной палате поручался надзор за церковной жизнью в Звенигородском, Уманском, Липовецком, Бердичевском, Сквирском и Таращанском уездах. На Чигиринского епископа было возложено заведование преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях и председательство в комитете по обеспечению быта духовенства, а также надзор за церковной жизнью в Радомысльском, Киевском, Черкасском, Чигиринском и Васильковском уездах (О распределении дел между епархиальными преосвященными//Киевские ЕВ. 1885. 23. С. 1121-1122). 30 дек. 1909 г. было образовано Черкасское вик-ство К. е. с резиденцией архиерея в киевском Выдубицком мон-ре.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Если вы охладеете к делу духовного просвещения, то охладеют вместе с вами и другие, и не только охладеют, но и удалятся от вас, тогда как в начале готовы были с усердием помогать вам: ревность, составляющая отличительную черту истинного христианина (помните) должна одушевлять преимущественно пастырей Церкви. В надежде на содействие вам со стороны христианского общества, молю вас, пастыри Церкви Новгородской, поревнуйте о деле духовного просвещения, так важном и так благопотребном в настоящее время. Вы сами очень хорошо знаете, что учительство ( Mф. XXVIII, 19, 20 ) есть важнейшая и самая существенная ваша обязанность: для того вы и образование получили в разсадниках духовного просвещения; для того просили себе и священства, как свидетельствуют о том отобранный от вас пред посвящением «ставленнический допрос» и данная вами « присяга »; тот же долг указан вам и в «святительском поучении»; о том же напоминает постоянно и данная вам свя щенническая « грамата », которою повелевается «вверенныя вам люди учити благоверию, заповедями Божиим и всем христианским добродетелем по вся дни»; для этого вы получили и особую благодать в Таинстве Священства. Умоляя вас, возлюбленные, как соработников у Бога ( I Kop. III, 9 ) на Его благодатной ниве, не вотще благодать Божию прияти вам ( 2Kop. VI, 1 ), считаю долгом присовокупить ко всему сказанному, что учительство в церковно-приходских школах будет для вас самым могущественным средством для благотворного влияния на вверенный попечению вашему народ: раз овладев посредством начальной школы детьми, вы будете владеть ими и в юности, когда особенно важно и необходимо ваше влияние на них, и в лета мужества, когда они сами будут хозяевами и главами семейств и не перестанут дорожить вашими советами, и в годы преклонной старости, когда вы одни останетесь для них утешителями пред исходом их в жизнь будущую. Не забудьте только, что здоровое слово учения должно быть неразлучно в нас с доброю христианскою жизнию. Благословение Господне да будет на вас и на трудах ваших, предпринимаемых для просвещения душ, вверенных попечению вашему. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский ИСИДОР Читать далее Источник: Архипастырское воззвание Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Новгородского, к пастырям Новгородской епархии//Новгородские епархиальные ведомости. 1885. 20. С. 271-286. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Из представленных Мне отчетов и донесений Я имел случай удостоверяться, что в течении означенного периода времени деятельность сего учреждения достигла весьма значительного развития. Материальные средства общества увеличились, в общей их сложности, почти вдвое. Число подведомственных ему благотворительных заведений возросло, без малого, в пять раз. Еще в большем размере умножилось число ежегодно вспомоществуемых лиц, которое доходить ныне до ста тысяч человек. С тем вместе открыты новые виды призрения бедных, соответственно потребностям времени. Столь утешительные успехи деятельности Человеколюбивого Общества составляют, несомненно, прямое последствие вашего непосредственного руководства делами сего ведомства. В справедливом внимании к таковым отменно-полезным трудам вашим, Я вменяю Себе в особенное удовольствие выразить вам душевную Мою благодарность, искренно желая, чтобы здоровье ваше дозволило вам продолжать еще многие годы плодотворное служение делу человеколюбия для дальнейшего пре успеяния вверенного вашему попечительству общеполезного учреждения. Поручая себя молитвам вашим, пребываю к вам навсегда неизменно благосклонный. На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: Искренно уважающий Вас АЛЕКСАНДР 21-го августа (3 сентября) 1885 года. Митрополит Исидор тридцать два года служил на Санкт-Петербургской кафедре - более всех в ее истории! В церковной жизни то было время шедших почти без перерыва реформ, притом в первую и вторую половину Святительского служения владыки Исидора далеко не одинаковых. Владыка сумел, однако, проявить добрые отношения и к реформам обер-прокурора Святейшего Синода графа и кавалера Дмитрия Андреевича Толстого (1823-1889), когда ради материального обеспечения духовенства сокращали приходы и обители, а церковное служение приближалось к типу гражданской службы, и к реформам нового выдающегося обер-прокурора и кавалера Константина Петровича Победоносцева (1827-1907), когда обители и приходы снова увеличились, духовенство призываемо было к самоотвержению в служении религиозному просвещению народа и шло тяготение к отделению духовного от светского.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Если благоволите принять мое прошение к исполнению, не оставьте уведомить меня о последующем“. 11 ч. Воскресенье. День юбилейного торжества в память пятидесятилетнего служения в епископском сане высокопреосвященного Исидора, митрополита Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского. Я не буду подробно описывать это знаменательное торжество. Подробные сведения о нем изложены: 1) в Сборнике материалов, относящихся к истории сего торжества, изданном в пользу благотворительных заведений, основанных юбиляром, Спб. 1885 г.; 2) в Сборнике статей 3259 , изданном С.-Петербургскою Духовною Академией в память пятидесятилетия святительского служения высокопреосвящен. Исидора, Спб. 1884 г.; 3) в 3128–29 газеты „Новое Время», 1884 г. и проч.... На основании этих источников изложу здесь лишь крат- —341— 1884 г. кия сведения как о высоком юбиляре, так и о его юбилейном торжестве. Высокопреосвященный Исидор (в мире Иаков Никольский) сын диакона села Никольского, Каширского уезда, Тульской епархии; род. 1-го октября 1799 г. По окончании курса в С.-Петербургской дух. академии и по пострижении в монашество, 28 авг. 1825 г. определен бакалавром в ту же академию; 30 окт. I826 г. удостоен степени магистра; 1829 г., по возведении в сан архимандрита, определен в Орловскую семинарию ректором и профессором богословских наук; в 1833 г. перемещен на те же должности в Московскую семинарию; 1834 г. 11-го ноября хиротонии – сан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии; 1837 года 5 июля перемещен в Полоцкую епархию; 1840 г. 5-го июля переведен на Могилевскую кафедру и 1841 г. возведен в сан архиепископа; 1844 г. 12 ноября перемещен на епархию Карталинскую, с званием члена Св. Синода и Экзарха Грузии; 1856 г. 26 августа возведен лично в сан митрополита; 1858 г. 1-го марта назначен митрополитом Киевским; 1860 г. 1-го июля назначен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским и Финляндским. Итак, бедный сирота, по словам „Нового времени“ 3128), из бедной хижины сельского дьякона вошел на высшую ступень в государстве, опираясь только на самого себя, а вернее, – скажу от себя, – руководимый особенным Промыслом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010