Православно-Кафолической Восточной Церкви, для чего учреждён был тогда при Конференции С.-Петербургской Академии особый Комитет из академических – Ректора и Инспектора, Протоиерея, впоследствии Протопресвитера В.Б. Бажанова и двух ректоров чередовых под председательством преосв. Венедикта, епископа Ревельского. Этому Комитету поручено было рассматривание книг, употреблявшихся в богословском учении в качестве классических и вспомогательных и других могущих быть употреблении, а также и конспектов, вытребованных от Ректоров Академий и Семинарий, по предметам богословского учения; а сама Комиссия взяла на себя всё прочее по сему важному предмету, от которого должны зависеть успехи Православного образования в отечестве и твердость веры будущих поколений» 169 . Самоё совпадение по времени таких особенных занятий в Комиссии по предмету преподавания богословских наук с доходившею до нее молвою о либеральном духе и направлении лекций преосв. Иннокентия с вероятностью показывает, что последние имелись в виду и в рассуждениях Комиссии, и даже в особенности, как выходившие более других за пределы единообразного порядка и заключавшие в себе элемент философский и даже поэтический, и так или иначе либеральный... А наконец, так как высокопр. Филарет был Протектором Киевской Академии, то, естественно, если к кому, то к нему должны были относиться ближе и более всего и молва, и опасения касательно преподавания Богословия в Киевской Академии Иннокентием ли, или кем бы то ни было... Но игнорировать этого было невозможно. Не безызвестно, что и сам Митрополит Евгений не был чужд мнения не в пользу лекций Иннокентия, и если бы оставался он в живых, то не остался бы безмолвным, а может быть, явился бы столь же строгим судьёю богословских познаний самых студентов Киевской Академии, каким оказался он в отношении к студентам С.-Петербургской Академии в 1825 г., когда был назначен Ревизором этой Академии. Строгость эта была, можно сказать, беспримерная и чрезмерная. Смотря на список, кончивших курс в этом году, студентов, как бы глазам не веришь, что из числа всех студентов 53-х нет ни одного, выпущенного со степенью Магистра, а все, начиная с самых первых студентов, в числе коих значиться под Иеромонах Исидор Никольский (нынешний маститейший Первосвятитель Высокопреосвященнейший Митрополит С.-Петербургский), поставлены в разряде кандидатов, – одна большая половина – 29 студентов со званием старших кандидатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Антоний ласково принял явившуюся к нему депутацию студентов, и долго беседовал с ними, заявляя с одной стороны своё сочувствие молодёжи и её стремлениям, а с другой выставляя на вид как печально может отразиться на их судьбе их уклонение от доброго порядка и грубое выступление против начальства. Увещания Антония на студентов произвели весьма благоприятное впечатление, и его наставления, исходившие из любящего сердца, оставили глубокий след в их душе и они умиротворились. Возвратившиеся от Антония студенты старались успокаивать своих товарищей, и не безуспешно. Волнение в студенчестве постепенно стало утихать, и прежний порядок был восстановлен в Академии, не без влияния Антония. Посланное по почте прошение студентов на Высочайшее имя потребовано назад, и было возвращено. Но кем-то оно послано было в редакцию «Колокола» Искандера и там было напечатано. Ректор Израиль Лукин (1854–1859) на ректуре в Академии Преемником Антония был архимандрит Израиль, который был значительно старше его и летами и по службе. Он кончил курс в Киевской Академии в 1825 году, и уже более тридцати двух лет был на службе до назначения его ректором Академии. В эти тридцать два года он занимал должность инспектора и ректора в разных семинариях, будучи переводим из одной семинарии в другую (из курской во владимирскую, профессором и инспектором, из владимирской в калужскую ректором, из калужской в курскую, где первоначально он был учителем, из курской в херсонскую, из херсонской в харьковскую, из харьковской в тифлисскую). Движение его по служебной лестнице было очень медленно, и он оставался позади не только своих сверстников, но и многих из младших представителей духовно-учебного персонала, даже многих из своих учеников. Исидор (Никольский) , окончивший курс в петербургской академии в том же году, в каком Израиль в Киевской, был уже митрополитом, и ученик Израиля по курской семинарии Евсевий архиепископом и получил назначение в экзархи Грузии, а Израиль был только архимандритом-ректором семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Подобно привидениям представляются ей все беззакония. Она ясно видит, как развивались в ней греховные склонности, как ревностно сам человек содействовал сему пагубному развитию, – видит, что и маловажные проступки могут иметь важное влияние на целую жизнь, влекут за собою целый ряд последствий, которые разрушают земное благополучие, и которых отвратить никак не может. Какая тут радость? Где найти грешнику успокоение? Решится ли впредь вести себя сообразно с законом? Пусть так; а прежде разве он не обязан был служить Богу в чистоте сердца? Минувшие преступления всегда останутся преступлениями; пятно не изгладится. Время протекло: возвратить его нельзя. Если теперь делаем добро – это наша обязанность, а не выкуп за прошедшее. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, – взывает Господь Иисус Христос , – Аз упокою вы ( Мф. 11:28 ). Я милостив буду неправдам вашим, и грехов ваших не помяну ктому ( Евр. 13:34 ). Ужасы прешедшей ночи не будут беспокоить, когда озарит нас благодатный день. Но кто даст нам эту живую веру, эту силу – всем сердцем взыскать Искупителя, коего грехолюбивая душа привыкла представлять только строгим мстителем неправды, бояться и бежать от Него? Ободрись, не унывай, христианин! Тот, кто понес грехи целого мира, силен понести и твое бремя. С тех пор, как родилось в тебе желание искать утешения и помощи во Христе, «Взыскуяй погибшаго», уже ходит за тобою, простирает тебе отеческие объятия, взирает на тебя не как на преступника, достойного гнева и смерти, но как на сына любви и благословения, как на новую тварь ( 2Кор. 5:17 ), только начинающую жить, – готов укрыть тебя от грозного правосудия в пречистых язвах Своей плоти, излить в твое сердце Утешителя и возвратить душе потерянную радость, – да увеси, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи ( Мк. 2:10 ). Только будь верен благодати, – не оскорбляй Духа Святаго Божия ( Еф. 4:30 ), – снова не растравляй раны твоего сердца. Иначе опять утратишь радость. Как свет со тьмою несовместны – так грех и радость не могут жить в одном сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

– Наконец, вследствие личного объяснения и соглашения с преосвященным Никанором, архиепископом Минским, он сделал распоряжение о беспрепятственном допущении православных священников совершать богослужение в некоторых греко-униатских церквах для жительствующих в тех местах православных. Перемещение преосв. Полоцкого Смарагда в Могилев и назначение в Полоцк преосв. Исидора. – Полоцкий епископ Смарагд в марте 1836 г. возведен был в сан архиепископа,  и в июне 1837 г. переведен в Могилев. На место его Полоцким епископом назначен 5 июля 1837 г., из викариев Московских, преосвященный Исидор Никольский . – Прибыв в епархию, он писал 26 августа к графу Пратасову: «В Полоцке православные приняли меня ласково. Поляки еще смотрят, что за москаль приехал, а москаль их высматривает: следственно и отношение между нами не пришло еще в определенность. По крайней мере худого не видно и не слышно: а на первый случай и это хорошо. Дела униатов требуют еще много трудов. Устройство церквей идет медленно: иные упорствуют, иные ссылаются на бедность. Первым настояние слабо, а для последних не требуют помощи от коллегии. Перемена системы действования и остановка в обращении униатов имела влияние на дух последних, не совсем благоприятное для дела. Этого, по здешним обстоятельствам, и ожидать надлежало. Несогласие между властью духовною и гражданскою, столь очевидное и для подчиненных чинов и для простолюдинов, и неблагомыслящими протолкованное в пользу унии, давно уже породило почти общую уверенность, что обращение униатов не угодно Государю Императору, а затеяно архиереем. Иначе, говорят, не было бы такого разногласия и действовали бы за одно. Перемещение преосвященного Смарагда объясняют как наказание за действия без воли или против воли правительства». «Епископа Лужинского – писал он же от 2 сентября – нужно более уполномочить, чтобы он, хотя по одному делу об устройстве церквей, мог действовать со властью и на правах епархиального. Консистория, которой он председатель, привыкла смотреть на него, как на товарища.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Так – путём грубого выживания 660 – убрали с активной арены слишком ревностного архипастыря 661 . дабы «изгладить неприятное впечатление, произведённое на униатов быстрым и энергичным присоединением к православию некоторых униатов» 662 . Правда, граф Н.А. Пратасов указывал на «старшинство вверенной Смарагду епархии» Могилёвской, где «правительство имеет нужду в архиерее, способном для важного униатского дела, а между тем тамошние обстоятельства, отличные от обстоятельств епархии Полоцкой, объясняют перемену его действий» 663 . Однако тут было несомненное наказание 664 и непосредственный преемник Смарагдов – Исидор (Никольский) , переведённый в Полоцк из викариев Дмитровских, категорически свидетельствовал, что данный перевод все почитают осуждением для Смарагда и для его системы, якобы «обращение униатов неугодно Государю Императору, а затеяно Архиереем» 665 . В частности, – напр., Иосиф Семашко был убеждён, что теперь «не полагались» на Смарагда 666 , и после сам удостоверял 667 , как удаление последнего в Могилёв и устранение кн. Н.Н. Хованского и Н.И. Шредера имели неблагоприятное действие и эксплуатировались во вред православию 668 . 1 В первоначальной редакции этот генеалогический этюд – вместе с относящимися к нему документами – был напечатан в «Чтениях в Обществе Истории и Древностей Российских» при Московском Университете за 1911 год книга 1 (Москва 1910), отд. V, стр. 1–34; 34–46. 2 См. в документе V (5)-м пункт 2-й в «Чтениях в Обществе Истории и Древностей Российских» за 1911 г. кн. 1, отд. V, стр. 39 и 42. 4 Тут какая-то ошибка, ибо Л. Ст. Мациевич мог говорить это никак не об отце, а лишь о деде Смарагда. 5 Приведены страницы печатного издания, в размещенном тексте это места см. здесь: 1. сноска абзац начало: «Тут какая-то ошибка...», 2. сноска абзац начало: «Отмечаем ещё два...»., 3. сноска абзац начало: О родословии...» и далее.. – Редакция Азбуки веры. 6 Этим устраняются следующие замечания (в письме к нам) Л. Ст. Мациевича, защищающего предание о еврейском происхождении Смарагда: «В самом деле, могли бы последние только ради красного словца, ради рифмы назвать своего деда евреем?..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Я бы осмелился просить Вас сказать о сем при удобном случае нашему Владыке и Константину Петровичу лично, как ваше мнение. Последний орден Владимира 3-й степени я получил в 1879 году. Если укажут на полученную мной митру в прошедшем году, то можно указать, что это была заслуженная награда по случаю коронации, а теперь такой же экстренной наградой, по случаю сорокалетия службы мог бы быть орден Анны 1-й степени. Простите меня за желание подобного рода. Оно, смею Вас уверить, явилось не вследствие честолюбия, а как я выше изобразил, вследствие некоторого постыжения пред подчиненными. Если благоволите принять мое приглашение к исполнению, не оставьте уведомить меня о последующем». 11 ч. воскресение. День юбилейного торжества в память пятидесятилетнего служения в епископском сане высокопреосвященного Исидора, митрополита Новгородского, С-Петербургского и Финляндского. Я не буду подробно описывать это знаменательное торжество. Подобные сведения о нем изложены: 1) в Сборнике материалов, относящихся к истории сего торжества, изданном в пользу благотворительных заведений, основанных юбиляром, Спб. 1885 г.; 2) в Сборнике статей 396 , изданном С-Петербургской Духовной Академией в память пятидесятилетия святительского служения высокопреосвящ. Исидора, Спб. 1884 г.; 3) в 3128–29 газеты «Новое Время», 1884 г. и проч… На основании этих источников изложу здесь лишь краткие сведения как о высоком юбиляре, так и о его юбилейном торжестве. Высокопреосвященный Исидор (в миру Иаков Никольский) сын диакона села Никольского, Каширского уезда, Тульской епархии; род. 1 октября 1799 г. По окончании курса в С-Петербургской дух академии и по пострижении в монашество, 28 августа 1825 г. определен бакалавром в ту же академию; 30 октября 1826 г. удостоен степени магистра; 1829 г., по возведении в сан архимандрита, определен в Орловскую семинарию ректором и профессором богословских наук; в 1833 г. перемещен на те же должности в Московскую семинарию; 1834 г. 11 ноября хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии; 1837 года 5 июля перемещен в Полоцкую епархию; 1840 г. 5-го июля переведен на Могилевскую кафедру и 1841г возведен в сан архиепископа; 1844 г. 12 ноября перемещен на епархию Карталинскую, со званием члена Св. Синода и Экзарха Грузии; 1856 г. 26 августа возведен лично в сан митрополита; 1858 г 1 марта назначен митрополитом Киевским; 1860 г 1 июля назначен митрополитом Новгородским, С-Петербургским и Финляндским.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

« Я принимаю на Себя грехи всех человеков», рек единородный Сын Божий. «Пощади их, и на Меня излей весь гнев Твой и все наказания, ими заслуженные. Се иду, еже сотворити волю Твою, Боже ( Псал. 39, 8 ). Аз душу Мою полагаю за овцы ( Иоан. 10, 15 )». Правосудный рек: «да будет!» И се – Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Иоан. 1, 29 ), вознесен на жертвенник! Сострадательное сердце могло бы спросить: если неизбежна была смерть, для чего же столь разнообразные, продолжительные муки, поношения, терзания жертвы? Ужели у Отца, милосердого к человекам-грешникам, недоставало милосердия для одного безгрешного Сына? Подобало всем сим быти, – отвечает слово Божие. Той дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякого беззакония ( Тит. 2, 14 ). Многоразличны наша беззакония: многоразличны и страдания за них. За каждый грех особая жертва. Для каждой язвы свое врачевство. В саду Эдемском совершилось первое беззаконие, которое подвергло род человеческий осуждению и смерти: в саду Гефсиманском началось искупление наше от беззакония. Первый Адам согрешил преступлением закона воли Божией: последний Адам возставляет нас безусловною преданностию в волю Божию, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестные ( Флп. 2, 8 ). Как первый грех заключал в себе семя всех грехов: так послушание Иисуса Христа составляло умилостивительную жертву за все грехи всех людей. В то самое время, как беззаконное сонмище Иудейское держало совет, изыскивая средства осудить Праведного и растерзать плоть Его, Богочеловек, один за всех, предстал пред грозное судище Отца небесного и принял кровавую чашу гнева Его, чтобы испить оную до последней капли. О, если бы мы знали, сколько мучений в молитвенном уединении последней ночи претерпела святейшая душа Его, прежде нежели приблизились мучители! Изчислите, если можете, все грехи, содеянные от начала мира по всему лицу земли; – присовокупите к тому беззакония, какие учинены после страданий Его не только неверующими, но и христианами, и наши злые помышления, преступные желания, грубые привычки, и богопротивные деяния, и все, чтó будет учинено в последующих поколениях, до окончания мира; – представьте всю мерзость грехов сих; – взвесьте их тяжесть; вообразите все ужасы и казни, уготованные грешникам: тогда вы будете иметь некоторое понятие о том, какое страшное бремя возложил на Себя Спаситель для искупления рода человеческого, – поймете, от чего прискорбна была душа Его до смерти ( Матф. 26, 38 ), от чего среди молитвы с пречистого лица Его кровавый пот лился на землю ( Лук. 22, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Совершишася! Божественный Крестоносец избавил нас от всякого беззакония, – и преклонь главу, предаде дух ( Иоан. 19, 30 ). Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя ( Иоан. 15, 18 ). Его любовь выше. Он положил душу не за друзей, а за грешников, – Праведник за неправедных ( 1Петр. 3, 18 ). Владыка живота сошел во гроб, чтобы самый гроб соделать для нас дверию в царство жизни, света и блаженства. Божественные длани, распростертые на кресте, и теперь сложившияся на персях, выразили последнее желание любви Его, принять всех нас в Свои объятия. Почий, дражайший Искупитель! Пусть теперь искупленные Тобою грешники докажут Тебе любовь свою. Что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам ( Псал. 115, 8 )? – Аще любите Мя, говорит Спаситель, заповеди Моя соблюдите ( Иоан. 14, 15 ). Он страдал, да избавит нась от всякого беззакония, и очистит Себе люди избранны, ревнители добрым делом ( Тит. 2, 24 ). Не изменяйте Ему. Не продавайте себя в рабство сатане, от которого искуплены столь дорогою ценою крови ( 1Кор. 7, 23 ). Не искажайте в себе образа Божия, для возстановления коего нужны были тяжкие муки. Или недостаточно этого послушания Сына Божия до приятия крестной смерти, чтобы исцелять нас от противления воле Божией? Или мало сих неистовых поруганий и жестоких истязаний, если искупленные Им грешники безбоязненно предаются неверию и легкомыслию, нагло посмеваются над всем священным, неудержимо стремятся на всякие беззакония и неправды, безпечно ходят в похотех сердец их ( Рим. 1, 24 ). Еще ли сребренники влекут и привязывают к корвану? Взирая на прободенные руце и нозе Его, еще ли не страшно простирать руки на лихоимание и мздоимство, и ходить на совет нечестивых ( Псал. 1, 1 )? Ужели Иудино лобзание не сильно сделать ненавистным лицемерие и коварство, прикрываемое личиною дружбы? Ах! не значит ли это вторично распинать Сына Божия ( Евр. 6, 6 )? Приклоните слух ваш к сему живоносному гробу, и душа ваша услышит кроткий глас сетующей любви: «Если сердце ваше и теперь холодно, мертво: кая вам польза в крови Моей ( Псал. 29, 10 )? Аще не бых пришел и глаголах вам, греха не бысте имели ( Иоан. 15, 22; 9, 41 ). Образ дах вам, до якоже Аз сотворих вам, и вы творите ( Иоан. 15, 18 ). Аз не сужду никомуже: слово, еже глаголах вам, то судит вам в последний день ( Иоан. 12, 48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Прикоснулась сзади краю риз Его, – и тотчас исцелилась. В толпе стеснившегося народа и сами ученики не заметили совершившегося чуда. Женщина того и желала. В простоте сердца, она думала утаиться и от самого Иисуса Христа. Но слава Божия не должна была оставаться в тайне. Нужно было и народу показать пример, как легко получить спасение верующим в Него, и особенно подкрепить Иаира против искушения, которое сейчас он встретит, и которое, без вышней помощи, должно было ниспровергнуть всякую надежду. Спаситель остановился, – и спросил: кто есть коснувшийся Мне? Все молчали. Ученикам же и сам вопрос показался странным. Наставниче, говорили они, народы одержат тя и гнетут, и глаголеши: кто есть коснувшийся Мне? Мало ли, думали в такой тесноте прикасающихся к Нему и что тут особенного? – Особенное то, что иные прикасаются к Господу без веры, без мысли, как прикасаются к Нему из нас многие и не привлекают к себе благодатной силы Его, а другие, без слов, с одной верой, прикасаются к Нему душой и получают исцеление от недугов душевных и телесных. Спаситель открыл тайну: прикоснулся Мне некто: Аз бо чух силу, изошедшую из Мене. Никто, конечно не подумает, что всеведущий Сын Божий не знал, кто прикоснулся к Нему и привлек к себе чудодейственную силу. Но польза предстоявших требовала, чтобы исцелившаяся женщина сама поведала пред народом, елика сотвори ей Бог. Видевши жена, яко не утаивая, трепещущи прииде и падши пред Ним, еяже ради вины прикоснуся Ему, поведа Ему пред всеми людьми, и яко исцелил абие. Замечайте, в каком смиренном сердце созрела столь живая вера. Исцелившаяся не тщеславится даром Божиим. Как прежде считала себя недостойной приступить явно к Врачу душ и телес, так и после получения благодати Божией, приступает трепещущи, как бы соделала преступление недостойным прикосновением к ризам Господним, – рассказывает пред всеми, как бы в извинение своей дерзости, что двенадцать лет страдала от болезни, раздала все имение врачам без всякой для себя пользы, – и когда другие столь легко получают помощь от Господа, сподобляются даже счастья принять милосердного Врача в дом свой и она, в безнадежном положении своем, осмелилась, по крайней мере, прикоснуться к ризе Его, – и тотчас исцелилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Вы на первый раз и не задавайтесь мыслию завести такую школу при решительном отсутствии средств; но сделайте то, что возможно для вас в виду настоятельных требований времени: усильте учительство, не ограничивайте его одним храмом и временем Богослужения, помня, что в храме вы имеете в виду преимущественно взрослых и беседуете о предметах, которые могут быть неизвестны или непонятны детям; найдите время и место для наставлений вне храма и богослужения; старайтесь сблизиться с детьми прихожан и сколько возможно чаще беседуйте с ними о вере и нравственности, раскрывая их христианский смысл и уясняя им требования христианской совести, где бы это ни пришлось, в вашем ли собственном доме, в церковной сторожке или в домах прихожан. Если вы заведете такого рода собеседования и будете вести их правильно то в известном порядке, пригласив к участию в этом деле и других членов причта (диаконов и псаломщиков) или ваших жен и детей, коль скоро они получили соответственное образование; то – поверьте – такие собеседования не останутся без благих последствий. Они послужат основанием просвещения, которое будет началом живота вечнаго (Иоанн. XVII, 3); они будут семенем, из которого в непродолжительном времени вырастит правильно-организованная школа: ибо те же попечительства, которые заведены при большинстве церквей и в настоящее время действуют недостаточно энергично, увидят необходимость придти к вам на помощь и дадут сродства для учреждения школы. А если бы где не оказалось попечительств со средствами, то почему бы не завести епархиального братства как это заводится теперь во многих епархиях? Тогда, наверное, не одни духовные, но и все благомыслящие из светских примкнуть к этому просветительному союзу и окажут, каждому по мере сил, свое содействие; ибо все ныне чувствуют ненормальность явлений в жизни народа, все понимают, что он с каждым годом удаляется не только от идеала христианской жизни, но и от начал естественной нравственности. Соединившись для достижения просветительной цели, члены братства при энергии и единодушии несомненно отыщут средства и к открытию и к поддержанию многих церковно-приходских школ лишь бы только не ослабевала ваша пастырская ревность, Помните, что враг всякого доброго дела есть холодность к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010