Здесь же речь идет только о состоянии богословской науки. - Ред. 3. Имеется в виду Погодин М.П. Простая речь о мудреных вещах. - Ред. 4. Написано за несколько лет до образования государства Израиль. - Ред. 5. В настоящее время образована Патриаршая и Синодальная Библейская комиссия. - Ред. 6. То есть надписание книги не соответствует реальному авторству. - Ред. 7. С новыми исследованиями библеистики относительно состава и датировки Пятикнижия читатель может ознакомиться по опубликованному в " Альфе и Омеге " переводу вступительных статей к так называемой Иерусалимской Библии: Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие//Альфа и Омега. 1995. С.52-66. О составе и происхождении книги Исход см. также Протоиерей Алексий Князев. Господь, Муж Брани//Альфа и Омега. 1999. С.35-58. - Ред. 8. С результатами более новых исследований датировки, атрибуции и состава книги пророка Исаии читатель может ознакомиться, например, по работе: Введение в Ветхий Завет. Книги пророков//Альфа и Омега. 1996. С.41-45. - Ред. 9. Глоссолалия - выкликание бессмысленных последовательностей звуков, подчас выдаваемое за " говорение языками " . - Ред. 10. С этим утверждением невозможно согласиться, так об утешении Израилевом (Лк.2:25) праведный старец Симеон мечтал; встретивши же Богомладенца, он говорит уже о спасении [...] пред лицем всех народов (Лк.2:30-31), о свете ко просвещению язычников и славе [...] Израиля (Лк.2:32). - Ред. 11. Раздел IV, посвященный относительной датировке Пятикнижия, мы опускаем, так как полная его оценка требует и дополнительных данных, и дополнительного обсуждения. - Ред. 12. Данная глава прочитана была в актовом собрании с значительными сокращениями. 13. См. вышедшую после издания статьи А.В. Карташева работу: Протоиерей Алексий Князев. О боговдохновенности Священного Писания//Альфа и Омега. 1999. С.10-27. - Ред. 14. Имеется в виду I Ватиканский собор 1869-1879 гг. - Ред. 15. Dictionnaire de la Bible. T.I/Ed. L. Pirot. Paris, 1928. P.1030. 16. См. его замечательную Записку Святейшему Синоду 1845 г.: " О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников славянского перевода Священного Писания " . 17. Comment. in Isaiam//PG 30,121,124-125. 18. Епископ Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. T.I. Киев, 1884. С.286-287. 19. Очевидно, имеется в виду персонаж из " Братьев Карамазовых " иеромонах Ферапонт - антагонист старца Зосимы. - Ред. 20. В Евангелии эти слова впервые относятся к Иоанну Крестителю (см. Лк.1:80). - Ред. 21. Proces verbaux du I Congres de theologie ortxodoxe a Athenes. Athenes. 1939. P.157-159. 22. Там же. С.113-117,134. 23. Третий тропарь 4-й песни Пасхального канона. - Ред. 24. Девятая песнь канона празднику Сретения Господня. - Ред. 25. Догматик, гл. 5-й. - Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/287/...

И слова Христа, обличающие не понимающих их сектантов, сбылись: теперь уже повсюду, где только славится имя Св. Троицы, где только живут христианские народы, существуют у них храмы, или дома молитвы; их нет только у неверующих во Христа да у сектантов, врагов креста Христова.             4) Не нужно храмов, ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: «Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждите Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» ( Деян. 7:48 ; Иса. 66:1–2). «Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем–либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:24–25 ). 4) Иудеи обвиняли св. Стефана в том, что он говорил, «что Иисус Назорей разрушит место сие» ( Деян. 6:13–14 ), то есть храм Иерусалимский, о котором они думали, что он только и есть единственное место для молитв и поклонения Богу. Св. Стефан опровергает этот взгляд иудеев на храм и говорит им, что «Бог в нерукотворенных храмах живет», что Он не связан одним каким–нибудь определенным местом ( Пс. 138:7–10 ), что молиться Ему можно везде, ибо Он присутствует во всей вселенной, как об этом говорил еще и пророк Исаия. О ненужности же вообще храмов Св. Стефан, знавший, конечно, слова Христа: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов», не учил и не мог учить, а высказал ту мысль, которая заключается в словах Христа: «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу», то есть будете иметь храмы везде, везде будете молиться в Моем доме. Не мог Св. Стефан приводить указанное место из пророка Исаии против необходимости существования храма, ибо он, конечно, знал и такое место из пророка Иеремии: «Слава Господа наполнила весь храм. И я слышал кого–то говорящего мне из храма, а этот муж стоял подле меня и сказал мне: сын человеческий! Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» ( Иез. 43:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

– «Ибо никто, сотворивший чудо» и пр.: первое основание для того, чтобы не препятствовать действию и развитию начатков веры; таковой, говорит Господь, «не может вскоре злословить Меня», т. е. быть Моим врагом. Его сознание, его собственный опыт воспрепятствуют ему перейти, по крайней мере вскоре, на сторону врагов Христовых, а в этом лежит основание надежды, что таковой рано или поздно сделается и по внешности последователем Христовым. – «Ибо кто не против вас, тот за вас»: второе основание не препятствовать проявлению начатков веры в Христа и вне общества Христова. Христос и Его общество окружены были врагами, которые старались действовать против них и их учения; этот же человек не только не действовал против них, но споспешествовал распространению славы имени Христова, следовательно, действовал в пользу их; поэтому запрещать ему действовать не надобно. – «Кто напоит» и пр.: третье основание к тому же. Внимание и любовь, оказанные хотя в самом маловажном к ученикам Христовым ради имени Христова, показывают, что оказавший таковые стоит в духовном единении с Господом и оказывает поддержку Его делу. Таковой может приумножать свою любовь и приобретать другие дары благодати христианской. Если же и такую по-видимому малость, как чаша воды, надобно высоко ценить в духе любви христианской: то тем более не должно воспрещением смущать такого человека, который имеет уже дар изгонять именем Христовым духов (ср. Феофил.), хотя и не следует непосредственно за Господом (см. прим. к Мф.10:42 ). Мк.9:42–43 . «А кто со6лазнит» и пр.: возобновляется речь о высоком и малом в царстве небесном, прерванная Ап. Иоанном – ст. Мк.9:37 ; ср. Мф.18:5–6 и прим. Мк.9:44–50 . «Где червь их не умирает» и пр.: образ речи и выражения заимствованы из пророческой речи Исаии пророка ( Ис.66:24 ). Изобразив славное Царство Мессии, когда будут новые небеса и новая земля, пророк говорит, что члены сего царства увидят трупы грешников, на которых червь не умирает и огонь не угасает. Враги будут побеждены, народ Божий восторжествует.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

мощей: Иоанна Предтечи и преп. м. Анастасии Рамляныни. Этот ковчег, украшенный камнями и имеющий весу 83 зол., пожертвован графинею Анною Толстою, которой, в свою очередь, досталась эта святыня от предков – Грузинских царей. Рака с частицами свят. мощей: 1) часть волоса Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа; 2) Иоанна Предтечи; 3) Апост. и Еванг. Матфея 4) Апост. и Еванг. Марка; 5) Апост. и Еванг. Луки; 6) Апост. Петра; 7) Апост. Павла; 8) Апост. Филиппа; 9) Апост. Варфоломея; 10) Апост. Варнавы; 11) Андрея Первозванного; 12) Апост. Иакова, Брата Господня; 13) Апостола Тита; 14) Апостола Иакова; 15) Царя Константина; 16) Кн. Владимира; 17) Кн. Александра Невского; 18) Кн. Даниила Московского; 19) Князя Федора Ярославского; 20) Кн. Давида Ярославского; 21) Князя Константина Ярославского; 22) Кн. Андрея Боголюбского; 23) Князя Бориса; 24) Кн. Глеба; 25) Кн. Николая Черниговского; 26) Царевича Димитрия Московского; 27) Василия Великого ; 28) Григория Богослова ; 29) Иоанна Златоуста ; 30) св. Николая Мирликийского; 31) Григория Неокесарийского ; 32) Никифора Патриарха; 33) Иоанна Милостивого; 34) Климента Агкирского; 35) Василия Агкирского; 36) Петра Александрийского ; 37) Петра Московского; 38) Алексия Московского; 39) Ионы Московского; 40) Филиппа Московского; 41) Никиты Новгородского; 42) Гурия Казанского; 43) Варсонофия Казанского; 44) Германа Казанского; 45) Исаии Ростовского; 46) Игнатия Ростовского; 47) Симеона Суздальского; 48) Варсонофия Тверского; 49) Арсения Тверского; 50) Ефрема Переяславского; 51) св. Богоотец: Иоакима и 52) Анны; 53) пророчицы Анны; 54) свящ.-м. Василия Александрийского; 55) Харлампия; 56) Василия Порийского; 57) Поликарпа Смирнского ; 58) Исповедника Харитона; 59) Архидиакона Стефана; 60) Архидиакона Евпла; 61) Св. великомуч. Георгия Победоносца; 62) Максима Блаженного; 63) неизвестного Святого; 64) св. Исаакия; 65) св. в.-мч. Феодора Тирона; 66) св. мч. Феодора Стратилата; 67) муч. Адриана; 68) м. Ипатия; 69) преп. м. Анастасия Перского; 70) м.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы узнаем из этой притчи, что в ином мире грешный богач лишается всего, чем наслаждался он в жизни настоящей. Он испытывает мучительные страдания, неутолимую жажду, невыносимый страх, бесконечную тревогу и непрестанные угрызения совести, которые, однако, не приемлются Богом, так как проявляются после смерти. В то же время он испытывает отчаяние, видя, что другие, те, кого он презирал, например Лазарь, наслаждаются вечным счастьем и блаженством. Но где же находится место мучения? ( Лк.16:28 ). Прежде всего, это «место» (а не просто условия), которое отделяется «великой пропастью» от места непрестанной радости праведников. В том мрачном и безблагодатном месте грешники живут «вместе с духами неописуемой жестокости и злодейства». 1148 Жизнь там настолько невыносима, что невозможно ясно понять всю ее тягостность, проистекающую от лишения благ Божьих. 1149 Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что тебе интересно знать об этом месте? Важно то, что оно существует, а не то, где именно оно находится. «Где-то вне всего этого мира [...], где-то вне этой вселенной, как я полагаю, находится ад». И добавляет: «Не спрашивай, где она (геенна) находится, а как ее избежать». 1150 Почему ад вечен? О    продолжительности наказания были высказаны противоречивые суждения. Одни говорили, что наказание грешников не может быть вечным. Утверждали, что эта идея преднамеренно создана «хорошими» для «плохих» и что это чисто человеческая идея; что это «идея черни», не имеющая подтверждения в религиозной этике и богословии. Другие утверждали, что «вечный ад означает поражение Бога, это победа темных сил» ( С. Булгаков ). 1151 Мы уже установили, кто «суфлирует» отрицающим существование ада и его вечность. Ведь «как дух, так и буква Священного Писания ясно и четко противополагаются всякому отрицанию такого рода». В Новом Завете адский огонь характеризуется Господом как «неугасимый». Сам Господь повторил последний стих Книги пророка Исаии, согласно которому в геенне червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:43–48 ; Ис.66:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

На этот вопрос Он ответил, что настало время, когда и не на Гаразине, и не в Иерусалиме будут поклоняться, т. е. – что поклонение Богу не связано только этими двумя местами, а будут храмы везде, где будут христианские народы, как и после Он сказал: «Дом Мой, домом молитвы наречется для всех народов» ( Мар. 11:17 , см. Деян. 15:14–17 ). Затем Христос, как бы мимоходом решает вопрос, где в Его время истинное поклонение, или правая вера: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев» (ст. 22), т. е., этими словами Христос указывает на заблуждение в вере Самарян, которые, как мы уже видели выше, и Господа чтили в храме гаразинском и служили идолам в капищах высот. Наконец, Христос говорит о том, что и иудейское ветхозаветное поклонение Богу не совершенное, не достаточное, что в Новом Завете поклонение Богу будет иное, более совершенное, чем было до сих пор даже у иудеев, в храме иерусалимском: «но настанет время, и настало уже, говорит Он, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (ст. 23–24). Что же означают последние слова Спасителя? Неужели до времени Христа у верующих иудеев поклонение Богу было не духовное и не истинное? Разве святые праотцы – Ной, Авраам, Иаков, Моисей, Давид, святые праведники и пророки Божьи поклонялись Богу не духом, а только телом, и не в истине, а в заблуждении? Конечно, нет! И они поклонялись Богу не только телом, но и душой, и они поклонялись Ему соответственно тому времени, в истине. О том, что нужно поклоняться Богу в духе и истине знали еще и ветхозаветные праведники. Так, у пр. Исаии читаем: «вот на кого я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словами Моими» (66:2). «Я живу на высоте небес и во святилище и также с сокрушенными и смиренными духом» (57:15). И пр. Иезекииль говорит: «отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешили вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух» (18:31).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Например, святой Игнатий Богоносец писал: «Если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят, такой человек как скверный пойдёт в неугасимый огонь» 197 . Из этой цитаты хорошо видно, что термин заимствован из Евангелия (см.: Мк.9:45 ), используется в речи, но нигде далее в сочинении нет его детального разбора. Возможно, эта тема в первохристианской общине не требовала пояснений и не было нужды в её раскрытии. Ведь христиане первых веков отличались такой святостью жизни и готовностью каждый миг своей жизни предстать пред Богом, что не нужно было им говорить о муках ада, но, наоборот, о блаженстве праведников и вечной жизни с Богом. Однако признавалось, что падшие и не сохранившие обетов Святого Крещения неминуемо следуют после смерти муки в аду: «О тех,– пишет святитель Климент Римский ,– которые не сохранили печати (печати крещения,– Д.Е.), сказано: „червь их не умрёт, и огнь их не угаснет, и будут они в позор всякой плоти“» 198 . Здесь автор послания цитирует пророчество пророка Исаии (см.: Ис.66:24 ) о Божественном суде над родом человеческим, указывает на образы мучения «огонь» и «червь», ссылаясь на авторитет Священного Писания. Сам же ничего более не говорит о мучениях в аду. Та же ситуация и в «Пастыре» Ерма : «Язычники и грешники... подобно сухим деревьям обретутся в будущем веке сухими и бесплодными, и будут преданы огню, потому что согрешили и не раскаялись в грехах своих,– язычники же, потому что не познали Бога Творца своего» 199 ; и ещё: «Камни, упавшие в огонь и горевшие, означают тех, которые навсегда отпали от живого Бога и которым по причине преступных похотей, ими творимых, уже не приходит на мысль покаяться» 200 (выделено мной,– Д.Е.). Здесь просматривается тонкий намёк на понимание автором «Пастыря» мучений в аду как физических: «грешники подобно дровам будут преданы огню», хотя и без объяснений. Отсутствие таких пояснений не даёт возможности подтвердить нашу догадку. Тем более что произведение носит характер апокрифического апокалипсиса с присущей такого рода творениям аллегоричностью изъяснений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О Захарии, сыне Варахиине, упоминается в книге пророка Исаии ( Ис.8:2 ). Именем Захарии, сына Варахиина, надписана одна из пророческих книг Ветхого Завета ( Зах.1:1 ), однако не известно, при каких обстоятельствах этот пророк умер. Предполагают, что речь в словах Иисуса может идти о Захарии, сыне священника Иодая, обличавшем народ за то, что он преступал повеления Господни. Этот Захария по приказанию царя Иоаса был побит камнями на дворе дома Господня ( 2Пар.24:20–22 ), то есть в храме Иерусалимском.       Высказывается также предположение о том, что речь в Евангелии от Матфея идет о Захарии, сыне Баруха, упоминаемом Иосифом Флавием в следующем рассказе: Зилоты, 99 которым опротивела уже резня, бесстыдно наглумились еще над судилищем и судом. Жертвой своей они избрали одного из знатнейших мужей, Захарию, сына Баруха. Его презрение к тиранам и непреклонная любовь к свободе сделали его ненавистным в их глазах; к тому же он был еще богат... Таким образом, они для формы приказали созвать семьдесят находившихся в должностях простых граждан в качестве судилища, которое, конечно, лишено было авторитета, и здесь обвиняли Захарию в том, что он хотел предать город в руки римлян и с изменнической целью послал уполномоченных к Веспасиану. Обвинение не подкреплялось ни свидетельскими показаниями, ни другими какими-либо доказательствами... Суд семидесяти оправдал, однако, обвиняемого, предпочитая заранее умереть вместе с ним, чем принять на себя ответственность за его смерть. Этот оправдательный приговор зилоты встретили с неистовым шумом: они все были возмущены тем, что судьи не хотели понять призрачности данной им власти. Двое же из самых дерзких набросились на Захарию, убили его среди храма и насмешливо воскликнули над павшим: «вот тебе и наш голос – наше решительное оправдание!» Вслед за этим они выбросили его из храма в находящуюся под ним пропасть. 100 Однако данный эпизод датируется временем Первой Иудейской войны 66–70 годов по Р.Х. Упоминание этого Захарии в тексте Евангелия означало бы, что евангелист писал после 70 года и вложил в уста Иисуса слова о человеке, убитом спустя более тридцати лет после смерти Самого Иисуса. Большинство ученых отвергает предположение о таком подлоге и придерживается мнения, что в словах Иисуса речь идет о Захарии, упомянутом во 2-й Книге Паралипоменон, а прозвание «сын Варахиин» дано ему по ошибке автора или переписчика Евангелия от Матфея. Отметим, что в параллельном месте из Евангелия от Луки Захария упоминается без этого прозвания ( Лк.11:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Поскольку мы не можем даже вообразить загробный мир, ибо он нам совершенно неизвестен, то невозможно точно определить и природу наказаний для нераскаявшихся грешников. Только притча о богаче и о бедном Лазаре (Лк. 16, 19–31) дает нам некоторое, неясное, впрочем, представление об этом. Мы узнаем из этой притчи, что в ином мире грешный богач лишается всего, чем наслаждался он в жизни настоящей. Он испытывает мучительные страдания, неутолимую жажду, невыносимый страх, бесконечную тревогу и непрестанные угрызения совести, которые, однако, не приемлются Богом, так как проявляются после смерти. В то же время он испытывает отчаяние, видя, что другие, те, кого он презирал, например Лазарь, наслаждаются вечным счастьем и блаженством. Но где же находится место мучения? (Лк. 16, 28). Прежде всего, это «место» (а не просто условия), которое отделяется «великой пропастью» от места непрестанной радости праведников. В том мрачном и безблагодатном месте грешники живут «вместе с духами неописуемой жестокости и злодейства» [ ]. Жизнь там настолько невыносима, что невозможно ясно понять всю ее тягостность, проистекающую от лишения благ Божиих [ 1149 ]. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что тебе интересно знать об этом месте? Важно то, что оно существует, а не то, где именно оно находится. «Где–то вне всего этого мира […], где–то вне этой вселенной, как я полагаю, находится ад». И добавляет: «Не спрашивай, где она (геенна) находится, а как ее избежать» [ 1150 ]. Почему ад вечен? О продолжительности наказания были высказаны противоречивые суждения. Одни говорили, что наказание грешников не может быть вечным. Утверждали, что эта идея преднамеренно создана «хорошими» для и что это чисто человеческая идея; что это «идея черни», не имеющая подтверждения в религиозной этике и богословии. Другие утверждали, что «вечный ад означает поражение Бога, это победа темных сил» (С. Булгаков) [ 1151 ]. Мы уже установили, кто «суфлирует» отрицающим существование ада и его вечность. Ведь «как дух, так и буква Священного Писания ясно и четко противополагаются всякому отрицанию такого рода». В Новом Завете адский огонь характеризуется Господом как «неугасимый». Сам Господь повторил последний стих Книги пророка Исаии, согласно которому в геенне червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 43–48, Ис. 66, 24). Еще яснее Господь говорил об этом, открывая нам события, которые будут иметь место во время будущего Суда, после которого грешники пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Прав. Иаков Боровичский. фрагмент иконы «Собор русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Сохранились относящиеся к 1725 г. сведения о храмовом образе И. в посвященной ему церкви московского подворья Иверского мон-ря (Описи Новгородского архиерейского дома, разных его подворий, Новгородского Софийского собора и Александро-Невского мон-ря//ОДДС. 1897. Т. 5 (1725 г.). Прил. Х. Стб. CCV). Храм с таким посвящением и соответственно иконой святого был и на новгородском подворье обители ( Никон. Труды. 2004. С. 557). Еще в нач. XX в. в Иверском мон-ре находились старинные архимандритские шапки (митры) с изображениями И.; традиционно они были украшены сценами храмовых праздников и фигурами местных святых: шапка 1692 г., сделанная при архим. Иосифе (Ноздровском), на к-рой были вышиты Иверский образ Божией Матери, Деисус, евангелисты, серафимы и сзади И. (лики написаны красками); серебряная кованая шапка с эмалевыми Деисусом, Распятием, образами Богоматери, И., святителей Иоанна Златоуста, Иоанна Новгородского и Филиппа Московского; шапка новой работы, на к-рую были перенесены древние чеканные дробницы с изображениями Св. Троицы, Богоявления, Иверской иконы Божией Матери, Страстей Господних, свт. Филиппа и И. ( Франц. 1920. С. 16, 23, 24. 66, 101, 104). Наиболее ранние сведения о подносных и раздаточных иконах Иверской обители с образом И. относятся к 1680 г., когда валдайский архимандрит послал в благословение боярину М. Лихачёву «образ Пресвятые Богородицы (Иверской? - А. П.), писан на полотне, в рамах, а на полях святый апостол Филимон да праведный Ияков Боровицкий, новгородский чудотворец» (РИБ. Т. 4. Стб. 847). Несмотря на необычность техники, это был традиц. Богородичный образ с местными святыми на полях (неясно, почему вместе с И. был представлен ап. Филимон, а не свт. Филипп). В основном подносными были Иверские иконы Божией Матери (чтимые в мон-ре святые могли изображаться на полях): в записной тетради расходов на иконные оклады, червонцы и ефимки 1700-1702 гг. упоминаются лишь такие произведения, но сообщается о венцах для икон И. (РИБ. Т. 4. Стб. 988-992). Дополнительным свидетельством существования его икон служит челобитная мон. Исаии ок. 1705 г., где упомянут принадлежавший ему образ И. в резном киоте (Там же. Стб. 1005).

http://pravenc.ru/text/200241.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010