Современные критики высказывают предположение, что пророк обращается только к своему поколению, и поскольку гл. 1–39 адресованы израильскому народу, жившему в период ассирийского вторжения (ок. 740–700 гг. до Р.Х.), гл. 40–55 имеют отношение к вавилонскому пленению (600–539 гг. до Р.Х.), а гл. 56–66 обращены к возвратившимся в свою землю иудеям (ок. 539–500 гг. до Р.Х.), то отсюда якобы следует, что в книге представлены пророчества нескольких пророков. Однако довольно часто пророки призывали своих современников через веру стать причастными ко спасению, которое совершится в отдаленном будущем. Например, хотя «золотой век» Израиля еще только должен был наступить, Исаия повелевает возвратившимся изгнанникам, переживающим глубокий духовный кризис, «распространить место шатра своего» (54,2). В ВЗ общество завета рассматривается как историческое целое, весь Израиль отвечает за свое прошлое и будущее. Моисей обращается к поколению израильтян, рожденных уже после вступления их отцов в завет с Господом на Синае, так, будто они присутствовали при этом ( Втор. 5,3 ). Кроме того, современные критики утверждают, что чудесные пророчества, такие, как пророчество о Кире, произнесенное более чем за сто лет до его воцарения, и предсказание о рождении Иисуса, сделанное за много веков до того, как это произошло, невозможны. Однако Библия осуждает философский натурализм: именно за такого рода неверие Исаия и упрекает Ахаза (7,10–13). Исаия изрек эти сверхъестественные пророчества (44,24 45,8), чтобы у неверующих не осталось никаких оправданий их неверию (48,3–5). Поразительные пророчества Исаии о заместительной жертве Христа, Его смерти, воскресении и вознесении рассеивают всякие сомнения относительно возможности сверхъестественных пророчеств. Различия в языке уже упомянутых разделов книги, вероятно, объясняются разнообразием материала, изменившимися обстоятельствами, а также зрелостью автора. С другой стороны, именно сходство этих трех разделов заставило многих критиков прийти к выводу о том, что труд бы завершен и собран воедино одним автором. В подтверждение этого можно сослаться на повторяющиеся в каждом разделе основные темы (Сион, пришествие Господа, грядущее царство Давида и осуществление всевластного замысла Господа), на неоднократные предсказания о суде и спасении, а также на богатый символами и образами язык всего повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

(18) И огромный лес его и плодоносное поле погибнут от души до тела, и истает как жидкость, (19) и остаток дерев леса его будет исчислен и мальчик опишет их. (20) И будет в тот день: Остаток Израиля, И спасшийся из дома Иаковлева Не станут надеяться на поражающаго их 64 . Но будут уповать на Иегову, Святого израилева, поистине; (21) Остаток обратится, Остаток Иакова – к Богу сильному. (22) И если бы было народа твоего, Израиль, Как песка морского, Остаток его обратится. Гибель решена, наводняя по правде; (23) Ибо истребление и то, что предопределено, Господь Иегова воинств совершает по всей земле. (24) Посему, так говорит Господь Иегова воинств: «Не бойся Ашура, народ мой, живущий на Сионе, – Он поражает тебя жезлом. Поднимает на тебя розгу свою, Как египтяне; (25) Но еще немного, очень немного, И окончится гнев и ярость моя в истребление». (26) И поднимет Иегова воинств на него бич, Как при поражении Мидьяна, у горы Горив 65 , И розгу свою – на море, И понесёт ее по дороге египетской. 27. В тот день снято будет бремя его с плечей твоих, И ярмо его – с шеи твоей, И спадёт ярмо от масла 66 . (28) Он идёт на Аиаф, Проходит через Мигрон, В Михмаш складывает оружие свое, (29) Проходит ущелья, В Геве – ночлег, ночуют они, Рама – дрожит, Гавая Саулова бежит, (30) Кричи своим голосом, Бет – Галим! Пусть услышит Несчастный Анафоф, (31) Мадмена разбежалась. Жители холмов укрепляйтесь! (32) Еще день, чтобы стоять в Нове; Грозит рукою своею горе дочери Сиона, Холму Иерусалима 67 . (33) Вот Господь Иегова воинств внезапным страхом срежет вершины дерев, Возвысившиеся ростом будут срублены, И великаны падут. Железом вырубит чащу леса, И Ливан падёт от Всемогущего. 62 Кархамиш, Калию, Арпад и Хамао – названия местностей вне земли израильской, прежде нашествия на израильтян, покорённых царём ассирийским. 63 Здесь по ясному смыслу речи нужно предполагать пропуск в еврейском тексте слова: «говорит Господь». 66 Прекрасное поэтическое представление, заимствованное из народных нравов. Грубый народ не всегда помнил услуги, оказываемые ему вьючным и рабочим скотом и накладывал на него до того тяжёлые ярма, что после продолжительного пути они растирали кожу и прилипали к телу, так что снять их можно было только с помощью обильного возлияния оливного масла, которое, вообще, на востоке считается умягчающим лекарством. Масло всегда в св. книгах представляет символ милосердия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью... Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» ( Иак.3:13,17 ). Святой Иоанн Лествичник о кротости сказал так: «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приближающиеся; а сама она не колеблется. Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим ( Пс.24:9 ). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. «На кого воззрю, – глаголет Господь, – токмо на кроткого и безмолвного» (Исаии 66,2). «... В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола» («Лествица», Слово 24). Семья, в которой господствует кротость и любовь, имеет истинное счастье. Ведь кротость не вызывает ссор и раздоров, успокаивает возбуждения и обиды, распространяя на всех членов семьи чувство удовлетворения, ласки, любви и смирения. Такая семья будет частью Великой Семьи Небесной. Истинная тайна благочестивой жизни проявляется в сердечном смирении и кротости Христовой. Ибо Господь «прославляет смиренных спасением» ( Пс.149:4 ). Поэтому в Своей третьей заповеди блаженства Иисус Христос провозглашает о том, что кроткие блаженны, то есть счастливы, «ибо они унаследуют землю». В другом месте Библии говорится так: «Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» ( Пс.36:11 ). Итак, в третьей заповеди Блаженства говорится о том, что кроткие станут блаженными, то есть счастливыми и унаследуют землю. По поводу того, о какой же земле идет речь, в богословской литературе существует несколько пояснений. Целый ряд богословских авторов считает, что в третьей заповеди идет речь о земле духовной. Кроткие «получат во владение Небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном» («Закон Божий», составитель Протоиерей Серафим Слободской , 1987 г. стр.310). Сторонники этого объяснения утверждают, что обещанная земля не будет омрачена страданием и проклятием, так как в Библии сказано: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр.3:13 ). «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» ( Откр.22:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

—498— ангелы также имеют нужду в пище, хотя и духовной и умственной... и Христос есть хлеб и самих святых ангелов 6:48–50. Неточности в цитатах: слова Иоанна Крестителя (3:35–36) приводятся как изречения Самого Христа 14:20. 256–257 и 14:21. 270, – пророки – Авдий цитуется под именем Иезекииля 18:28 и 19:28–29, – Амос – Иеремии 18:4–6, – Варух – Иеремии 8:35 и 12:41, – Михей – Исаии 5:23 и 9:30, – Осия – Исаии 18:30 и Иеремии 7:8, – Исаия – Иеремия 6:64–65, – Малахия – Иоиля 1:21. Толпа. Совсем ничего нет трудного воспламенять огромное сборище стадной толпы, когда кто станет говорить, что она оскорблена, и пытаться возбудить её даже и против ничем её не оскорбляющих. Подобно воде или огню, без рассуждений и проверки, стремительно бросается она повсюду и нападает на всё, обречённое терпеть от неё 6:1. 415. (Важно для биографии св. Кирилла). Топор. Еккл.10:9 означает остроту ума т. 1 стр. 2. Трапеза см. стол. Три. Ин.21:11 указуют на Святую и Единосущную Троицу. Ин.21:7–14 . Третий день – последнее время, ибо число три указует на начало, средину и конец, коими измеряется время Ин.2:11 . Трёх только лиц пришествие предсказано в Ветхом Завете: Христа, Крестителя и Илии, между тем как иудеи ждали многих Ин.1:21 , – или же смешивали Илию пророка с пророком Втор.18:18 (Христом) Ин.7:40–41 , – Ин.7:43 . Троица. (Τρις) – Отец, Сын Святой Дух – святая (γα): 1, 1. б. 23. 25. 27, – 1, 1. в. 30. 32. 34, – 1, 3. б. 66. 68, – 1, 9. б – 107, – 1, 10. а. 132, – 4, 34. 304, – 5, 19. 336, – 8, 19. 255, – 10, 34 – 37. 20, – 10. 37–38. 25, – 14, 9. 196, – 14, 11. б. 215, – 14, 44–45. 102, – 15, 1. 327, – 15, 26–27. 396, – 16, 12–13. 419, – 17, 20–21. 108 и др., – и Единосущная (μοοσιος): 6, 45. б. 29 – 8:29. 309, – 8, 50. 374, – 9, 6–7. 420, – 14, 1. б. 173, – 14, 7. а. 185, – 14, 18. 247, – 15, 1. 318 – 16, 23–24. 16, – 17, 9–11. 65, – 17, 20–21. 107, – 20, 24–25. 271, – 21, 7–14. 294 и др., – мыслится как единое Божество 6:27. 469, – при различии ипостасей и тожестве сущности 1, 1. б. 27, – 1, 1. в. 28–29, – 1, 2. 52. 57, – 1, 38. 68, – 5, 23. 354, – 5, 30, 369–371, – 5, 44. 403, – 6, 27. б. 469, – 6, 38–39. 7–8, – 6, 57. 59, – 8, 29. 309, – 10, 31. 16, – 10. 34–37. 21, – 10, 37–38. 25. 27, – 14, 1. б. 173, – 14, 10. б. 203–204, – 14, 18. 249, – 14, 28. б. 308, – 15, 1. 319, – 15, 26–27. 399, – 17, 3, – 17, 9–11, 17, 14–15, – 17, 20–21. 107, – Единица в Троице 17, 3. 42, – верующие крестятся не в Едини-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Б. Воодушевление благочестивых (51,1 52,12) В. Страдающий Слуга (52,13 53,12) Г. Возобновление завета (54,1 55,13) VIII. Неизбежность грядущего славного Царства (56,1 66,24) А. Стремление к справедливости и обетование Божиего присутствия (56,1 57,21) Б. Ответственность, возлагаемая на избранный народ, и связанные с нею благословения (58,1 59,21) В. Сущность славного спасения (60,1–22) Г. Величие Господнего благоволения и славы Сиона (61,1 63,6) Д. Молитва об избавлении Господнем (63,7 64,12) Е. Благость Божиего спасения и суровость Его наказания (65,1 66,24) Глава 1 1:1 См. Введение: Время и обстоятельства написания. Видение. Божие откровение, воспринимаемое пророком в зрительных, слуховых и иных образах. Обычно подобные образы носят символический характер, что отличает их от явлений объективной реальности. Исаии. Имя Исаия означает «Господь спасает» (8,8). 1 небеса... земля. Все творение призывается в свидетели против Израиля: Господь Бог должным образом предупреждал израильтян о наказании, грозящем им в том случае, если они нарушат завет, который Он заключил с ними ( Втор. 30,19; 32,1 ). Господь. Яхве. Это имя является напоминанием о личном откровении Бога Израилю ( Исх. 3,15 ). сыновей. Они были сыновьями Бога по избранию, завету и обетованию (45,11; 49,7; 64,8; Втор. 32,6.18 ; Мал. 2,10 ). возмутились. Бунт, возмущение представляет собой сознательное преступление против исполненного благодати суверенитета Господа (1,28; 43,27; 46,8; 48,8; 53,12; 59,13; 66,24). 1 Увы. Это междометие выражает сетование, сожаление, однако гораздо чаще оно встречается в контексте угрозы («горе»: 3,9.11; 5,11.18.20–22; 29,1.15; 30,1;33,1). Оставили. Т.е. стали отступниками. Святаго Израилева. Называя Господа этим особым титулом, Исаия акцентирует внимание на Его исключительном величии, внушающем благоговейный страх. В Книге пророка Исаии этот титул встречается двадцать шесть раз (напр., в 5,19.24; 12,6; 30,11.12.15; 41,14.16.20; 45,11; 48,17; 55,5; 60,9.14; ср. также титул «Святой Иаковлев», 29,23; «Святой», 10,17; 40,25 и «Святой ваш», 43,15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ис.66:12 . Ибо так говорит Го­с­по­дь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богат­с­т­во народов – как раз­лива­ю­щийся по­ток для наслажде­ния вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. «Вот, Я направляю к нему мир, как реку и богатство народов – как разливающийся поток». Все эти образы и мысли представляют собой повторение того, что было раньше рассеяно по частям в разных местах книги пророка Исаии, где было дано сравнение мира с рекой ( Ис.48:18 ) и уподобление его текущему ручью ( Ис.30:28 ) и где говорилось также об обращении богатства и достояния народов на службу верного Сиона ( Ис.60:5 ; Ис.61:6 ). Новозаветные свидетельства о том, что в Иерусалиме, городе мира, был утвержден мир Бога с людьми, служат лучшим оправданием данного пророчества ( Ин.14:27 и др.). Ис.66:13 . Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас». Материнская любовь – высшая из всех земных привязанностей. И поэт не напрасно сказал, что он «один лишь в мире подсмотрел святые искренние слезы, то слезы бедных матерей...» Вот с этой-то глубокой, сильной и святой любовью Господь и сравнивает Свое отношение к верному Израилю. В другом месте мы уже видели, что Он не только уподобляет Свои отношения чувствам матери, но и ставит даже их выше последних ( Ис.49:15 ). Ис.66:14 . И увидите это, и воз­радует­ся сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроет­ся рука Го­с­по­да рабам Его, а на врагов Сво­их Он раз­гневает­ся. «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень». Следствием того утешения, Которое Господь преподает всем верным Своим рабам, будет их высокая радость, которая охватит все их существо. Образ «расцветающих костей» особенно типичен для ветхозаветного библейского мировоззрения: как во время бедствий и несчастий кости человека иссыхают и готовы изломаться ( Пс.30:11 ; Пс.31:3 ), так, наоборот, во дни веселья, благополучия и довольства они тучнеют, молодеют и как бы цветут ( Иов.21:24 ; Притч.15:30 ; Ис.58:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что иудеи относили явление Илии фесвитянина к первому пришествию Мессии, это объясняется тем, что им не было присуще представление о двукратном пришествии Его. Оставив без внимания пророчества Давида (21 псалом) и Исаии (53 глава) об уничиженном состоянии Мессии на земле, евреи мыслили только славное и единственное пришествие Его в мир для блаженствования их самих и суда над язычниками (ср. Прем. 3, 7–8; 5, 15–24 ). С другой стороны, и пророк Малахия в рассматриваемом пророчестве не различает отдельных моментов Царства Мессии, или первого и второго Его пришествия, но обнимает его своим пророческим взором во всей полноте, как один день. Что в пророческой речи Иеговы у Малахии безраздельно представляется первое и второе пришествие Мессии, то в этом видна присущая лишь некоторым пророческим изображениям та особенность, что в них часто не бывает хронологически точной и раздельной перспективы событий. В пророческом созерцании характерные, но сходные между собой черты, события близкие и отдаленные, сходные по существу, представляются нередко как бы на одной общей картине в перспективе и как бы сливаются, особенно если событие ближайшее служит прообразом другого отдаленнейшего. Так, у пророка Исаии (40–66 главы) совместно изображены события освобождения евреев из вавилонского плена и избавления всех людей из плена царства тьмы; также в пророческой речи Спасителя (Мф., 24 глава) по-видимому безраздельно представлены будущие события разрушения Иерусалима и вместе кончины мира; или в Евангелии от Иоанна, 5, 21–30, не вполне раздельно изображается воскрешение двоякое: нравственное, духовное в настоящей жизни и телесное – всеобщее для будущей. Так точно и в рассматриваемом пророчестве Малахии в один общий образ дня Господня великого сливаются две разновременные эпохи: первое бесславное пришествие Мессии на землю, как бы уже бывшее и потому исключаемое из круга пророческого созерцания, и второе, имеющее быть славным явление Его для Суда Страшного. Внимательный читатель Малахиина пророчества, особенно же при свете новозаветного толкования, легко может усмотреть и убедиться, что первое пришествие Мессии имеет ( Мал. 3, 1 ) быть предварено явлением вестника Господня в лице Иоанна Крестителя, второе же и славное будет предварено явлением пророка Илии 18 фесвитянина (четвертая глава), который таким образом имеет быть вторым предтечей Мессии; между тем евреи, имея представление только о едином Его пришествии, конечно, могли разуметь и ожидать предтечу только в лице упомянутого в пророчестве Илии. § II

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Chrysost. In Is. 3. 2; Garrett. 1992. P. 181). Из новозаветного канона И. З., как и др. антиохийцы, исключал Апокалипсис, Второе Послание ап. Петра, Второе и Третье Послания ап. Иоанна и Послание ап. Иуды ( Baur. 1929-1930. Bd. 1. S. 262). Свящ. Писание было основой богословского учения И. З.: в его проповедях, в большинстве являющихся библейскими толкованиями, встречается не менее 18 тыс. библейских цитат: ок. 7 тыс. из ВЗ и ок. 11 тыс. из НЗ (см.: Ibid. S. 261). Как экзегет И. З. в целом следовал историко-грамматическому методу антиохийской школы, который он стремился развить и улучшить путем сочетания тщательного экзегетического исследования, назидательной проповеди и богословско-догматического анализа (см.: Παπαδπουλος. 1999. Τ. 2. Σ. 66). Экзегетический метод, использовавшийся И. З., был близок к методу его учителя еп. Диодора Тарсийского и его друга еп. Феодора Мопсуестийского. И. З. полагал, что одни библейские выражения следует понимать буквально - так, как написано (ς ερηται κληπτον), напр. о сотворении Богом неба и земли (Быт 1. 1); другие - противоположным букве образом (πεναντας τας λξεσιν), т. е. духовно, напр. пророчество Исаии о том, что волк и ягненок будут пастись вместе (Ис 65. 25), поскольку под животными здесь следует понимать нравы людей, характеризуемые через образы животных; наконец, третьи выражения следует понимать, одновременно извлекая тот и др. смысл (κατ διπλν κδοχν), «осмысляя чувственное и извлекая духовное» (τ τε ασθητ νοοντες, κα τ νοητ κδεχμενοι), напр., жертвоприношение Исаака (Быт 22. 12-13) или повеление Бога о пасхальном агнце (Исх 12. 3-13), в к-рых содержится не только правда исторического повествования, но и указание на крестные страдания Христа ( Ioan. Chrysost. In Psalm. 9. 4; 46. 1). Существует мнение (см.: Brown D. Vir Trilinguis: A Study in the Biblical Exegesis of St. Jerome. Kampen (Netherlands), 1992. P. 124), что в последнем случае И. З. имел в виду т. н. θεωρα (букв. «наблюдение», «видение») в отличие от λληϒορα, как это понимали в антиохийской школе, где θεωρα означало «особое вдохновение, дарованное пророкам, которое позволяло им обращаться к людям их поколения и одновременно использовать столь возвышенный язык пророчеств, что они могли целиком исполниться только во Христе» ( Bate H. N. Some Technical Terms of Greek Exegesis//JThSt. 1922/1923. Vol. 24. P. 62).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Ис.40:6 . Голос говорит: воз­вещай! И сказал: что мне воз­вещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет по­левой. Ис.40:7 . Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дунове­ние Го­с­по­да: так и народ – трава. Ис.40:8 . Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пре­будет вечно. Вставочное рассуждение, принадлежащее или самому пророку (Спб. профес., Властов), или какому-то таинственному небесному голосу (Еп. Петр, The Pulpit Commentary, Dillmann, Speak. Commentary etc.). «Кто бы ни разумелся под этим лицом, оно говорит по повелению Господню и напоминает человеку, что земная жизнь его скоропреходяща, что она подобна полевой траве ( Пс.89:6 ), «которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь» ( Мф.6:30 ). Но такова же жизнь и целых народов ( Ис.24:1 ; Ис.25:2–3 ); и они живут и цветут, пока Господь сохраняет их, но и им настает конец». (Властов) Под «плотию» – евр. basar, греч. σαρξ – на языке Священного Писания разумеется, естественное, преимущественно, даже материальное и греховное состояние человечества ( Ис.66:23 ; Зах.2:13 ; Рим.3:20 ; Рим.8:8 ; Гал.2:16 ; Быт.6:3 ; Ис.66:23 ; Зах.2:13 ; Рим.3:20 ; Рим.8:8 ; Гал.2:16 ). Под «красотой» же этой плоти следует понимать ее естественные, необлагодатствованные достоинства – здоровье, славу, красоту, умственное развитие или ту «мудрость», которую и Апостол Павел называет «плотской» ( 1Кор.1:29 ). Впрочем, Апостол Петр, который склонен относить все пророчество, главным образом, к иудеям, под «плотию» разумеет весь «плотяной» народ иудейский и под «красотой» – его внешний обрядовый закон и различные видимые преимущества, на которые так сильно, хотя и совершенно напрасно, рассчитывали иудеи (происхождение от Авраама, обрезание, омовение и пр., что на языке Священного Писания также называется «плотию» – Рим.4:1 ; Рим.3:20 ; 2Кор.5:16 ; Гал.3:3 ; Евр.7:16 ). Таково было неустойчивое в своих способностях и силах, глубоко беспомощное и безнадежное состояние избранного народа и всего мира перед явлением славы Господней, т. е. перед пришествием в мир Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3 В глаголе διασαφεν скрыты два смысла: «интерпретация» и «перевод», – но вряд ли можно относить его к переводу еврейского текста (Angerstorfer допускает одинаково обе возможности – S. 38), поскольку он стоит в ряду экзегетических терминов Мелитона и засвидетельствован уже в Мф.13:36 (об истолковании притчи). Специальный комментарий к διασαφεν у Hall " а 1970 (эта статья нам не была доступна). См. выше, с. 460. 6 Восстан. Hall " ом по LG: А. Perler. Perler как кажется, склонен относить вариант LG к потоплению войска фараона и прообразовательной символике («таинством») перехода через Чермное море. Такое понимание прекрасно объяснило бы загадочное τρπαιο, ст. 133, но оно представляется нам натянутым. 7 Ср. Мф.13:52 . Каково GL Hall: таково A, Perler. Рифма и гомиотелевты (фразы с одинаковыми окончаниями) – один из излюбленных приемов Мелитона, свойственных торжественно-риторическому (т.н. «азианскому») стилю, ср. Игн. Ант. Еф.7:2 ; Диогн. 11:4 (Bonner). Характерно и двойное хиастическое расположение эпитетов по стихам (если А – эпитеты «вечного», а В – «временного», то схема ст. 7–10 такова: АВ АВ ВА ВА). 12 τπον: здесь и далее слова τπος и εικν переводятся одинаково, греческие слова оригинала указаны п предисловии на с. 452. 22 то было образом, a это было истинней L 1 (здесь обретается истина L 2 ), Testuz (перев. Алфеева): восст. no AG (частично) и no Jn S. Pascha 2 (SC 27, p. 119 17 ); Ефр. Сирин, Гимны на Богоявл. 3, 17 (р. 270 Johnston) Bonner, Perler, Hall ) 27 Перев. усл.: το [,.,]ου (μνο видел Bonner; tπου конъект. Roberts) πομπ A: τπος το πσχα πομπ Β: το πσχα πομπ Perler: το αματος πομπ Hall: пролитие крови G: в С читается [tg] noc (figura L 2 ), что ближе к Β 32 Ср. Ис.2:3 ; Мих.4:2 . Цитата может быть заимствованной как из Исаии, так и Михея. Закон (Сион) и Слово (Иерусалим) представляют ВЗ и НЗ. «Текст Ис часто интерпретировался в смысле призвания язычников. Ср. Иуст.: Диал.24:1; 34, 1; 43, 1; 109, 2; 110, 2; 1Ап.39:1; Ирин.: ПЕ IV, 34, 4; доказ. 86; Терт.: Прот. иуд. 3, 9; Adv. Магс. III, 21, 3; IV, 1, 4; V, 4, 3; Пс.–Кипр. Adv. Jud. 9 [PL 4 (1844), 924D]. Danielou 1961, 95–107, показал значение этого библейского текста в древнехристианской литературе и археологии» (Р). Мих 4, 1–7 в мессианском контексте приводится Иуст. диал. 109–10 и вслед за ним – всей церковной традицией (за исключением, пожалуй, одного лишь Феодора Мопсуестийского, выступавшего против отнесения этого места ко Христу, см. Comm. Mich. 4, 1–3, PG 66, 364–5 и Гурьев, 237), что подтверждается богослужебным паримийным чтением Мих.4: 2–3,5; 6:2–4,8; 5:4 на Преполовение, когда Иисус обличал иудеев ( Ин.7:14–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010