22–23 ст. Евангелист замечает, что в рассказанном чудесном зачатии Иисуса Христа исполнилось ветхозаветное пророчество об этом пр. Исаии (7:14). Об этом пророчестве см. выше в отделе книг пророческих: – Ис. Гл. 7-ая. 24–25 ст. Пророк опять продолжает прерванный замечанием об исполнении пророчества рассказ. Послушный гласу Божию, Иосиф по пробуждении совершил вместо выдачи Марии разводного письма, с ней обряд брачного союза по обычаю своего народа, – и не знаяше ея дóндеже роди сына своего первенца. Частица дóндеже не означает вообще в Св. Писании, того предела, после которого наступает то, чего до этого не было. Она употребляется часто в смысле чистого отрицания. Первенцем у евреев назывался всякий, кто родился первым, хотя бы после него и не было еще детей у его родителей. Рождество и обрезание Иоанна Предтечи (Лук.1:57–80) 57–64 ст. Вскоре, по удалении Богоматери, у Елисаветы родился сын, и все родственники, видя в этом особенное благоволение Божие, радовались с престарелыми его родителями. В восьмой день, когда, согласно с законом, нужно было дать новорожденному имя, родственники хотели назвать его по имени его отца Захарией, но Елизавета выразила желание назвать его Иоанном. Когда спросили Захарию, то он написал на поданной ему дощечке имя – Иоанн, и все удивились нарушению издревле существующего обычая называть детей именем какого-либо родственника. В это время, согласно предсказанию Ангела, вдруг отверзлись доселе остававшиеся немыми уста Захарии, и он начал прославлять Бога за все великие дела Божии с ним и с народом израильским. 65–66 ст. Размышляя о значении событий в семействе Захарии, все, до кого доходил об этом слух, согласно предполагали особенное назначение новорожденного, и, действительно, – евангелист замечает, – «рука Господня бе с ним», т. е. его развитие было необычайно, здесь заметно было особенное содействие Божие. С 67 ст. до 79 ст. содержится пророчественная речь Захарии. В первой части ее (68–76 ст.) он благословляет Бога за ниспослание Мессии, во второй (76–78 ст.) раскрывает назначение новорожденного своего сына. Но недолго останавливаясь на Иоанне, он, не перерывая своей речи, снова возвращается пророческим взором к Мессии. Это составляет в его речи третью часть (78–79 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

26 ты сказал. Иисус отвечает уклончиво, возможно потому, что первосвященник понимал роль Мессии совсем не так, как Иисус действительно ее исполнил. Таким же образом ответил Он на подобный вопрос Пилата (27,11). отныне узрите. См. Дан. 7,13.14 и Пс. 109,1 . Вероятно, Иисус говорит о том, как Он вознесется и сядет одесную Отца, что и начинается сейчас – с Его унижения и смерти. Иудейские вожди ничего не «узрели». Когда римские солдаты рассказали им о воскресении (28,11–15), а Стефан свидетельствовал, как очевидец, прославление Христа ( Деян. 7,56 ), они так и не поняли, что Тот, Кого они убили, сказал о Себе правду. 26:69–75 О троекратном отречении Петра пишут все четыре евангелиста ( Мк. 14,66–72 ; Лк. 22,54–62 ; Ин. 18,15–18.25–27 ), разнятся только детали. Однако расхождения эти не так уж велики и примирить их можно (напр., Иоанн мог поменять местами второй и третий ответы Петра). Нет необходимости пытаться согласовать рассказы таким образом, чтобы в результате получилось три отречения, чего Иисус не предсказывал. Глава 27 27 раскаявшись. Иуда раскаялся, но не отвергся греха (см. ком. к 3,2). 27:4 Иудеи не могут выказать равнодушия – они ведь заплатили за «кровь невинную». Их попытка снять себя ответственность так же тщетна, как и Пилата (ст. 24). 27 реченное через... Иеремию. Почти дословно процитирован Зах. 11,12.13 , но содержание также тесно связано и с Иер. 19,1–3 , где предвещается, что будет пролита невинная кровь ( Иер. 19,4 ), и описывается Тофет – место погребения невинно убиенных (19,11). В действиях Иуды и первосвященников Матфей видит исполнение судных пророчеств Захарии и Иеремии. 27:14 Молчание Иисуса исполняет пророчество Исаии (53,7). 27 смотрите вы. Означает «виноваты вы» (см. ст. 4: «смотри сам» – «виноват сам»), 27 кровь Его на нас. Пилат явно не желал выполнить то, на чем настаивала толпа. Но люди не побоялись заявить, что принимают на себя ответственность. Виновны иудеи, виновен Пилат, но решали не они – все было предопределено Богом ( Деян. 4,28 ). Согласно Иезекиилю (18,20; ср. Деян. 2,23.39 ), дети не несут ответственности за грехи родителей, если сами не принимали участия в этих грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2). Так был велик, но вместо и прямо прообразователен, указывал на нечто лучшее для достижения предположенной в нем цели, тот день, единственный в году день, когда в самое таинственное место присутствия Иеговы – Святое Святых входил «один только первосвященник, не без крови, которую приносил за себя и за грехи неведения народа» (9:7). Он прообразовал тот величайший, единственный не в году, а во все века времен День, когда «Христос – Первосвященник будущих благ (сн. 10:1), пришедший через (δι τς) большую и совершеннейшую скинию, нерукотворенную, т. е. не такого (как ветхозаветная, раньше описанная у Апостола) устроения (сн. 8:2) и не с кровью козлов и тельцов, но со Своей кровью однажды вышел во святилище (т. е. в самое небо, сн. ст. 24 сн. «во внутреннейшее за завесу» 6:19–20) и приобрел вечное искупление (αωναν λτρωσιν). Ибо, если кровь козлов и тельцов освящает оскверненных: то кольми паче кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного (μωμον) Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному. И потому Он есть Ходатай (μεστης) нового завета, дабы, вследствие смерти Его, бывшей для искупления (πολτρωσιν) от преступлений, сделанных в первом завете (сн. Рим. 3:25 ), призванные к вечному наследию (сн. 11:40 с 3 также Рим. 4:13 ; 1Петр. 1:4 ) получили обетованное» ( Евр. 9:11–15 ). Вот когда поистине достигнута цель великого прообразовательного, Божественного учреждения Ветхого Завета – дня очищения. Вот на какого Архиерея указывал в этот день ветхозаветный Первосвященник, но нарочитому повелению Господню ( Лев. 16:4 ) перед входом своим в святейшее место обитания Иеговы, долженствовавший снимать все свои драгоценные одежды, что бы простым льняным одеянием в этот величайший момент своего служения предуказать в величайшем уничижении имевший очистить грех мира Свой Первообраз – Христа 554 . На сего-то Архиерея он указывал, как на имеющего не с чужой кровью ( Евр. 9:25 ), как делал он, да и не мог иначе сделать, а с Собственной кровью войти в Святое Святых, да и не в рукотворенное уже, какова была ветхозаветная скиния, место обитания Иеговы, а в истинное место пребывания Его, о котором сказал Он Сам через пророка: «небо – престол Мой, – (Исаии 66:1 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

38:14–15 тесно мне... горесть души моей. Вера Езекии тверда, и царь без колебаний предает себя в руки непостижимой для него воли Божией, каких бы мучений не стоила ему эта решимость. 38 исцелишь... жизнь. Исцеление от болезни полностью зависит от Бога. 38 от рва погибели. От могилы (ср. ст. 18). грехи. Езекия сознает, что выздоровление и прощение грехов тесно связаны между собой (53,5; Пс. 31,3–5; 102,12 ; Мих. 7,19 ; Мф. 8,14–17 ; Лк. 5,17–26 ). 38 отец возвестит детям. Рассказ о спасительных деяниях Божиих будет передаваться из поколения в поколение. 38 спасет меня... во все дни жизни нашей. Ср. Пс. 6,9; 22,22–24 . струн. Пение псалмов сопровождалось аккомпанементом струнных инструментов (ср. Пс. 32,1–3; 149 ). в доме Господнем. В иерусалимском храме. 38 пласт смокв. Господь дарует людям исцеление, и всякое лечение действенно, если только оно согласно с Его волей ( 2Пар. 16,12 ). Глава 39 39:1–8 В этих стихах Исаия повествует о самоуверенности Езекии и будущем пленении Иудеи (ср. 4Цар. 20,12–19 ). 39 В то время. Т.е. после болезни Езекии. Меродах Валадан. Царь Вавилона, правивший с 721 по 710 и с 705 по 703 г. до Р.Х. 39 серебро... в сокровищницах. Есть основания предполагать, что Езекия намеревался доказать свою способность возместить потери Вавилона в войне с Ассирией. 39 Исаия... Езекии. Господь вопрошает Езекию через Своего пророка. 39 будет унесено. Исаия предсказывает вавилонский плен. 39 благо... во дни мои. Последние слова Езекии характеризуют его не с лучшей стороны, ибо из них видно, что царя нисколько не заботит участь его потомков и народа. Несмотря на то, что вавилонский плен со временем окончится, «нечестивым нет мира» (48,22; 57,21), как об этом ясно говорит пророк, и только дети Сиона получат его в награду (66,12). Глава 40 4055,13 Пророчества, составляющие эту часть книги Исаии, обращены непосредственно к иудеям, томящимся в вавилонском плену, дабы укрепить силы пленников, жаждущих избавления, и упрочить их упования на возвращение в землю обетованную (см., напр., 48,20.21).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

52 Брат А. В. Горского Владимир поехал в миссию в Пекин и там скончался. В Костроме у родителей А. В. Горский проводил рождественские каникулы. 55 Никодим Лебедев, бывший прежде инспектором Костромской семинарии, в которой учился при нем А. В. Горский. 57 П. О. Словцова А. В. Горский просил уведомить его о почтовых порядках при пересылке писем из России в Пекин и обратно. 59 Маргарита Михайловна Тучкова приняла малое пострижение в монахини (рясофор) с именем Мелании в Троицкой лавре в 1837 году, а имя Марии дано ей после великого пострижения в 1840 году. 65 Вопросы Митрополита Филарета на Академической конференции, собранной им в Москве для рассмотрения курсовых сочинений студентов Академии. В конференции были Инспектор Академии, архимандрит Евгений, протоиереи: О. А. Голубинский и П. С. Делицын, А. В. Горский и секретарь Е. В. Амфитеатров . 66 Иеромонаха Феодора «О второй части книги пророка Исаии». Напечатана в Прибавлениях к Творениям Св. Отцев за 1850 год. 72 Брат А. В. Горского, Владимир, бывший членом Пекинской миссии, скончался в Пекине в 1847 году. 78 Содержатель типографии в Москве после Августа Семена, у которого печатался журнал: Творения Св. Отцев. 79 При Московской Семинарии занята была для кладовой редакции Творений Св. Отцев отдельная комната в левом крыле Семинарского корпуса. 80 Ректор Алексий предлагал составить в Академии указатель к 3-му тому слов и речей Митрополита Филарета, вышедшему в 1848 году. Указатель же к первым двум томам, составленный в Академии, вышел отдельно от проповедей в 1847 году. Но Митрополит не согласился на составление дополнительного указателя и в письме к Ректору Алексию от 20 февраля 1848 года писал: «О указателе не надобно заботиться: и затруднять издателя (т. е. Лобкова) неудобно мне, потому что он ничем не обязан делу». (Письма М. Филарета к Алексию. 25). 83 Алексия «О Преблагословенной Деве Матери Господа Нашего Иисуса Христа». Напечатана в Прибавлениях к Творениям Св. Отцев за 1848 год. 85 В словах и речах М. Филарета, изданных в 1848 году. Смотр. о сем в письмах М. Филарета к Алексию 24 и 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

         Помимо этого и других подобных образных свидетельств в Ветхом Завете об отчуждении злых и непокорных от покоя Божия, истина вечности загробных мучений, по мере приближения Ветхозаветного откровения к цели своего назначения – приготовить человечество к принятию высшего, христианского откровения, находит здесь и прямые свидетельства. Не будем останавливаться на таких местах, в объяснении смысла которых экзегеты разногласят между собою, каково, например, Иов. 4, 20 :и от утра даже до вечера ктому не суть: зане не могоша себе помощи, погибоша 396 , или на не особенно ясных, как, например, наст. 21, 10 гл., где Иов изображает царство мертвых как землю темпу и мрачну, землю тьмы вечныя. Мы укажем на свидетельства о ней только у последующих за Давидом вдохновенных пророков, у которых она, оставаясь неизменною в своем существе, получила ясное, определенное и сравнительно более духовное выражение. Пророком Исайей истина о вечности мучений злых засвидетельствована почти с евангельской ясностью; в 33, 14 о грешниках и лицемерах, ввиду ожидающего их страшного суда Божия, он говорит: отступиша, иже в Сионе беззаконницы, приемлет трепет нечестивыя: кто возвестит вам, яко огнь горит? Кто возвестит вам место вечное (ср.: Иер. 17, 4 )? Из другого места Книги пророка Исаии видно совершенно ясно, что образ долины Енномовой, куда в его время бросались тела казненных преступников в пищу червям и огню, он употребляет как символ вечных мучений грешников после всеобщего воскресения и суда, ибо применяет его ко временам будущего мессианского царства, Церкви торжествующей: и изыдут (находящиеся в Иерусалиме небесном) и узрят трупы человеков, преступивших Мне: червь бо их не скончается, и огнь их не угаснет (66, 24. Ср.: Мк. 9, 47–48 ). Как на прямое указание на то, что эти, упоминаемые у пророка, огнь и червь в Ветхом Завете употреблялись для обозначения родов вечных мучений, имеющих наступить для осужденных на последнем суде, мы приводим еще слова из неканонической книги, произнесенные Иудифью после победы над Олоферном и указывающие на судьбу вообще врагов Царства Божия: горе языком, востающим на род мой, Господь Вседержитель отмстит им в день судный, дающе огнь и червие на плоти их, и восплачутся в чувстве даже до века (16, 17). Наконец, пророк Даниил провозглашает вечность наград и наказаний после Страшного Суда с такой ясностью, которая немного уступает ясности евангельской. Его устами Господь возвещает нам: И мнози от спящих в земней перси востанут (т. е. воскреснут),сии в жизнь вечную, а онии в укоризну и стыдение вечное ( Дан. 12, 2 ),

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

— А. Л.) ( Ис.1:9 ): и Иезекииль: «áще бýдутъ Нóе и Дahiuлъ и Иовъ, ни сынове, ни дщéри ихъ спасýтся» (« и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог… сии три мужа среди нее, – живу Я, говорит Господь Бог, – не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы, земля же сделалась бы пустынею » ( Иез.14:14-16 ). — А. Л.). Но ни отец вместо сына, ниже сын вместо отца, но кийждо грехом своим погибнем. И паки Исаия: “ ýзрятъ трýпы человковъ преступившихъ мн: чéрвь ихъ не скончáется, и óгнь ихъ не угáснетъ, и бýдутъ въ позóръ всяцй плóти ” ( Ис.66:24 )» с. 190]. Озвученное автором свидетельство Исаии всецело сочетается с учением Христа: « И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает » ( Мк.9:43 ). Тождественное вышеобозначенному мнение обнаруживает и другой раннехристианский Церковный писатель — Ерм (II в.), в известном произведении « Пастырь ». Так, обрисовывая преподанное ему в Откровении видение, иллюстрирующее созидание Церкви под образом башни, тайнозритель свидетельствует: «…строилась квадратная башня… шестью юношами («первозданными ангелами Божиими, которым Господь вверил все Свое творение для того, чтобы они умножали, благоустрояли и управляли Его творением: посредством их будет окончено и строение башни» с. 232]. — А. Л.)… Многие тысячи других мужей («святых ангелов Господа» с. 232], низших по чину, нежели первые шесть. — А. Л.) приносили камни (символизирующие верующих, не вполне-верующих и даже негодных (см. ниже). — А. Л.)). Некоторые доставали камни из глубины (из воды. — А. Л.), другие — из земли и подавали тем шести юношам, они же принимали их и строили. Камни, извлекаемые из глубины, прямо клали в здание, потому что они были гладки и спайками своими хорошо приходились к другим камням, и так плотно прикладывались один к другому, что соединения их нельзя было заметить.

http://azbyka.ru/apokalipsis/spasutsya-l...

" А скинией (Евр 8:2) назвал Апостол Небо , где Христос, будучи создателем оного, по слову Апостола, служит как человек " (Феодорит Кирский, Толкования на Послание к Евреям) Иерей Евгений, Сергиев Посад 15 мая 2017г. 16:43 1. В статье идет речь о реальности вещественной материальной скинии на небе - некоего макета той скинии, которую построил Моисей. Это важнейшее адвентистское учение противоречит Писанию и Преданию Церкви. Истинной скинией является не материальный небесный храм с двумя отделениями, а Тело Христово, которое, конечно, материально. Так что ереси здесь нет. Есть либо неточное выражение мыслей автора, либо Ваше непонимание этой мысли, либо и то и другое одновременно. 2. Христос телесно вошел в самое небо (Евр. 9:24), а не в материальный храм. Вы сами опровергаете мысль о физическом храме своей цитатой. Говорить, что на небе есть небо (так следует из блж. Феодорита?) - нелепо. Небо является местом особого пребывания Бога, как то говорил еще прор. Исаия (Ис. 66:1). Но речь не о макете Моисеевой скинии, который находится на небе. Не встречал этого я и у православных отцов-толкователей. Кто из отцов говорил, что на небе есть вещественный храм с престолом, жертвенником и проч., описанным в видении прор. Исаии (Ис. 6)? Михаил, Пятигорск 25 ноября 2017г. 16:59 Небесное святилище - это полнота благодати. А Новозаветная скиния - Плоть Христа, в которой обитает вся полнота благодати. Т.е. в Плоти Христа находится Небесное святилище. До воплощения Небесное святилище было лишь образом воплощения. Толкование криптонесторианина Феодорита не представляется верным. Александр, Иерусалим 26 ноября 2017г. 21:36 ОТК. 4:1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. 2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

http://bogoslov.ru/article/5350843

«Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: " пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но они будут постыжены» (Ис 66.5). Господь обещает, что всякий, живущий словом Его, не постыдится, т. е. будет оправдан на суде Его и пойдет «в жизнь вечную» (Мф 25.46). Из книги пророка Иеремии. «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иер 23.29). Аллюзией на эти слова является важная мысль в «Послание к Евреям», где написано, что «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4.12). Из книги пророка Иезеке- иля. «Посему скажи им: так говорит Господь Бог: ни одно из слов Моих уже не будет отсрочено, но слово, которое Я скажу, сбудется, говорит Господь Бог» (Иез 12.28). Сам Бог обещает, что все слова Его сбудутся. Это же говорит в Евангелии Иисус: «небо и земня прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф 24.35). Из книги пророка Михея. «О, называющийся домом Иакова! разве уманился Дух Господень? таковы, ли действия Его? не благотворны, ли, слова Мои, для того, кто поступает справедливо?» (Мих 2.7). Мало принять и верить в слова Господа. Они должны быть прямо соотнесены с жизнью верующего. В этом важнейшая суть библейской веры в Бога, называемого в Писании «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова» (Исх 3.6 ср. также: Мф 22.32, Мк 12.26, Лк 20.37 и Деян 7.32). 5.5.3. Время, в пророчестве Эта тема при чтении пророческих книг наиболее сложная как в теоретическом, так и в практическом отношении. Говоря о ней, мы ограничимся описанием только двух проблем, возникающих при чтении пророчеств. Первую можно назвать инверсией времени в пророчестве. Очень часто в пророческих текстах пророк, возвещая волю Божию, например, о_грядущих событиях, описывает их в прошедшем времени. Так, в знаменитой 53–й главе книги Исаии, пророк, говоря о страдающем Мессии, постоянно использует только прошедшее время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

ГЕЕННА . (греч. Γεννα, лат. Gehenna, от евр. ge hinnom, «долина Хинном»), в иудаистической и христианской традиции символическое обозначение конечной погибели грешников и отсюда ада («Г. огненная»). Долина Хинном или Бен–Хинном («долина сыновей Энномовых») к югу от Иерусалима, возле т. н. Солнечных ворот, бывала местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей (Иер. 7:31); отсюда ненависть к этому месту верных культу Господа иудеев. В библейской «Книге пророка Иеремии» предсказывается, что оно будет называться «долиною убиения», потому что на нем птицы и звери будут пожирать трупы павших в бою, и так совершится кара Господня за преступные жертвоприношения (19:4–7). Ортодоксально настроенный царь Иудеи Иосия ок. 622 г. до н. э. уничтожил языческие жертвенники долины Хинном. Отныне место было проклято и превращено в свалку для мусора и непогребенных трупов; там постоянно горели огни, уничтожавшие гниение. По–видимому, из наложения образности пророчества Иеремии на реальность непрекращающейся работы червей и огня в проклятой долине возникла эсхатологическая картина у продолжателя пророка Исаии:«… И увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис. 66:24). Отсюда употребление слова «Г.» в Новом Завете (Мк. 9:47–48; Мф. 5:22 след.). ГЕ0РГИЙ Победоносец (греч. Γεργιος Τροπαιοφρος, в рус. фольклоре Егорий Храбрый, мусульм. Д ж и ρ д ж и с), в христианских и мусульманских преданиях воин–мученик, с именем которого фольклорная традиция связала реликтовую языческую обрядность весенних скотоводческих и отчасти земледельческих культов и богатую мифологическую топику, в частности мотив драконоборчества. Ортодоксальная христианская житийная литература говорит о Г. как о современнике римского императора Диоклетиана (284–305), уроженце восточной Малой Азии (Каппадокии) или сопредельных ливанско–палестинских земель, принадлежавшем к местной знати и дослужившемся до высокого военного чина; во время гонения на христиан его пытались принудить истязаниями к отречению от веры и в конце концов отрубили ему голову, что ставит Г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010