Но и эта особенность книги не во всех переводах сохранена. Относительно перевода 70-ти книги пророка Исаии бл. Иероним пришел к заключению, что «семьдесят толковников не захотели в свое время ясно изложить таинство своей веры язычникам, чтобы не повергнуть святыню псом и бисер пред свиньями». Разделение на части и очерк содержания книги пророка ИСАИИ Книга пророка Исаии состоит из 66 глав и по своему содержанию может быть разделена на 3 части. Каждая же часть состоит из нескольких тематических отделов. 1 ч. Исаия 1–39 гл. Первая часть содержит пророчества обличительного и утешительного характера, произнесенные и записанные в различное время по поводу различных исторических обстоятельств. Эта часть состоит из 6 отделов: 1–12 гл; 13–23 гл; 24–27; 28–33 гл; 34–35 гл; 36–39 гл. 1) 1–12 главы – речи об Иудее и Иерусалиме. 1–6 главы этого отдела представляют собой введение в книгу, в котором содержатся обличительные речи пророка, относящиеся большей частью к начальному периоду служения пророка при Озии и Иоафаме. В них изображается греховность иудейского народа, возвещается угроза наказания за нечестие, спасение «остатка» и призвание Исаии к пророческому служению (6 гл.). 7–12 – речи пророка, произнесенные в период нашествия на Иудею и Иерусалим сиро-ефремлян при Ахазе 735–734 гг., в которых предсказывается падение Израиля, Сирии, а также и Ассирии, к помощи которой обратился Ахаз; возвещается безопасность дома Давида, из которого должен родиться Эммануил от Девы (7, 14); предъизображается Его духовное царство (9, 1–6) и обстоятельства рождения: Эммануил родится в скромных условиях, но будет обладать полнотой даров Духа Божия, а царство Его будет правосудным и мирным (11, 1–10). Отдел заканчивается 2 небольшими гимнами избавленных (12 гл.). 2) 13–23 гл. – пророчества о судьбах языческих народов и евреев: о Вавилоне (13, 1–14, 23); Ассирии (14, 24–27); о земле Филистимской (14, 23–32); Моаве (15–16); Дамаске и Самарии (17); Эфиопии (18); Египте (19–20); о падении Вавилона (21, 1–10); об Едоме (21, 11–12); Аравии (21, 13–17); Иерусалиме (22); Тире и Сидоне (23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Образ мессианского богопочитания и богослужения видится пророком Исаией обновленным, вселенским, но выражен вполне в виде ветхозаветного левитского культа Ягве. А вот размышления святых отцов о видении богослужения пророком Исаией. Прп. Ефрем Сирин находит исполнение пророчества Исаии в исторических событиях по возвращении иудеев из вавилонского плена. При этом Зоровавель – образ Христа, а народы, восставшие против Зоровавеля, прообразовали восставших против Господа Христа. Возвещение славы Господней язычникам совершили апостолы. Основные пророческие слова и из них буду брать также в священники и левиты прп. Ефрем также относит к вернувшимся из плена иудеям и уверовавшим язычникам-прозелитам, приносящим дары Ягве Богу: «И от тех пойму Себе жерцы и левиты. Здесь разумеются или сыны народа Божия [иудеи. – Г.Ф.], которые приходят и приносят десятину, т.е. священников и левитов, или язычники, которые также приводят от себя священников и левитов и названы верными иудеями, потому что уверовали и по общению веры соделались братиями иудеев. Ибо и они входят в дом Господень с своими приношениями» Толк, на кн. пр. Исаии, гл. 66]. И даже дальнейший образ обновленного неба и земли прп. Ефрем относит к послепленному иудейству с его возобновившимся богослужением: «И будет месяц от месяца и суббота от субботы, приидет всяка плоть поклонитися пред Господем. Пророк обещает постоянное и непрерывное продолжение празднеств и жертвоприношений, прекращенных во время семидесятилетняго вавилонского плена» [там же]. Как видим, никакого изменения литургического строя мессианской эпохи прп. Ефрем здесь не усматривает. Толкование вполне иудейское. Зато Тертуллиан усматривал в пророчестве Исаии не только мессианский смысл, но и относил всё сказанное к воскресению из мертвых. Тертуллиан : «...Не только Израилю, но и всем народам возвещается одна и та же надежда на то, что мертвые останки опять получат тело, опять будут одушевлены, и мертвые поднимутся из гробов. Ведь обо всех сказано ...Будет приходить всякая плоть ко взору Моему на поклонение, говорит Господь ( Ис. 66:23 ). Когда же? Когда образ этого мира начнет проходить. Ибо выше сказано: Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, будут перед взором Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше ( Ис. 22:22 ). Тогда исполнится и то, что он добавляет: И они выйдут (конечно, из гробов) и увидят члены тех, которые вели нечестивую жизнь, потому что их червь не погибнет и их огонь не угаснет, и они будут зрелищем для всякой плоти ( Ис. 66:24 ) – разумеется, для той плоти, которая, воскреснув и выйдя из гробов, будет поклоняться Богу за эту милость» О воскресении плоти, п. 31]. Тертуллиан раскрывает свою тему о воскресении плоти, что касается новой формы богопочитания и поклонения у Исаии, то об этом он ничего не говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Фрагменты толкований дошли также под именем Диодора , еп. Тарсийского (PG. 33. Col. 1587-1628; Mariés. 1914). Толкования значительно пополнились за счет находок в Туре (толкования на псалмы 20 - 26. 10; 29-44): большую их часть содержит 5-й турский кодекс. Согласно гипотезе А. Келя, разночтения в толкованиях на псалмы, найденных в Туре, с толкованиями, дошедшими в катенах, объясняются тем, что первые представляют собой редакцию труда Д. С., выполненную одним из его учеников ( Doutreleau. 1962. P. 22. Not. 1). «Commentarii in Ecclesiasten» (Толкования на Книгу Екклесиаста, 377-381), дошли в 8-м турском кодексе в большом объеме, хотя в плохом состоянии. Фрагменты толкований Д. С. на Книгу прор. Исаии приводятся у прп. Иоанна Дамаскина ( Ioan. Damasc. Sacra parall.//PG. 95. Col. 1093, 1169; ср.: Idem. Parall. rupef.//PG. 96. Col. 525). Д. С. неоднократно упоминал эти толкования ( Did. Alex. In Zach. I 24; II 171. IV 289; V 123). Согласно блж. Иерониму, они состояли по меньшей мере из 18 книг и были посвящены лишь части Книги прор. Исаии - ее последним главам: 40-66 ( Hieron. In Is.//PL. 24. Col. 21; Idem. De vir. illustr. 109); однако у Д. С. находятся свидетельства о различении им толкований на собственно Книгу прор. Исаии и на ее последние главы ( Did. Alex. In Zach. I 24, 303). «Commentarii in Zachariam» (Толкования на Книгу прор. Захарии, в 5 кн.), наиболее вероятное время составления - 387 год ( Doutreleau. 1962. P. 23-24); дошли почти целиком среди турских находок. Составлены по просьбе блж. Иеронима, посетившего Д. С. летом 386 г. и предложившего ему дополнить недописанные Оригеном толкования на книги пророков Осии и Захарии ( Hieron. De vir. illustr. 109; Idem. Comm. in Os. Prol.//PL. 25. Col. 819-820; Idem. In Zach. Prol.//PL. 25. Col. 1418). На составленные Д. С. толкования блж. Иероним опирался при написании своих толкований на Книгу прор. Захарии. От толкований на Книгу прор. Осии, написанных в 396 г., дошел лишь фрагмент у прп. Иоанна Дамаскина ( Ioan. Damasc. Sacra parall.//PG. 95. Col. 1381). Сохранились также «Fragmenta in Exodum» (Фрагменты толкований на кн. Исход), засвидетельствованные по катенам Никифора и Барбериновскому кодексу (Vat. Barber. 659); «Fragmenta in Proverbia» (Фрагменты толкований на Книгу Притчей Соломоновых), по мнению Кассиодора переведенные на латынь Епифанием Схоластиком ( Cassiod. De inst. div. lit. 5), перевод не сохранился; в катенах - «Fragmenta in Ieremiam» (4 фрагмента толкований на Книгу прор. Иеремии), «Fragmenta in Regum lib. 2» (Толкования на 22-ю гл. 2 Книги Царств, соответствующую Пс 17), фрагмент на Книгу Песни Песней Соломона ( Bardy. 1910. P. 48; Devreesse. 1928. Col. 1160) и 2 фрагмента толкований на Книгу прор. Даниила (Дан 2. 34; Faulhaber. 1899. S. 179).

http://pravenc.ru/text/172002.html

4. В завершение пророчества о дне Господнем (в т. н. Апокалипсисе Исаии - Ис 24-27) Исаия говорит о воскресении мертвых: «И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле...» (25. 7-8; ср.: 26. 19; 1 Кор 15. 54; Откр 7. 17; 21. 4). Более ясно эта надежда выражена в Ис 26. 19: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов». Уверенность автора в телесном воскресении мертвых признают и представители библейской критики, отрицающие принадлежность глав 24-27 прор. Исаии ( Брюггеман. 2009. С. 207; в традиц. экзегезе подлинность этих глав не ставится под сомнение, см.: Юнгеров. 2006. С. 104-112). Эсхатологическое содержание имеет также пророчество о Вавилоне в Ис 13-14, в к-ром есть прямые указания на время плена (Ис 14. 1-2). Оно рисует картину падения горделивого властелина, пытавшегося поставить свою волю выше воли Божией (14. 12-20). Композиция и богословие Ис 40-55 Композиция Вторая часть И. п. к. отличается стройной композицией. В ней нет историко-биографических вставок; она пронизана единой идеей, которая, раскрываясь последовательно, подчиняется определенной логике и, возможно, хронологическому ходу событий. Основная тема Ис 40-55 - Господь после неизбежного суда вавилонского пленения творит новое великое спасение Израиля, к к-рому приобщатся и чужие народы. Господь вновь выведет Израиль из рабства, и этот исход будет более чудесным, чем исход во времена Моисея. События показаны в пророчествах обобщенно: 2-я ч. книги не имеет столь очевидной связи с историей VIII в. до Р. Х., какой отмечена 1-я ч. Ассирия, ее цари, персонажи иудейской истории допленного периода не упомянуты. Из монархов назван лишь персид. царь Кир II (ок. 558-530) (Ис 45. 1-6). Вопрос о структуре этой части И. п. к. остается дискуссионным. Часто в ней выделяют 2 раздела: Ис 40-48 и 49-55, т. к. только в главах 40-48 упоминается царь Кир и только здесь (в разделе Ис 40-55) говорится о полемике с идолопоклонниками, в то время как главы 49-55 тематически сближаются с 3-й ч. книги - с главами 56-66. Композиционно текст, т. о., обычно делят на 2 раздела, предваряемые вступительной проповедью (40. 1-11): 1-й разд. (40. 12-48. 22) - восхваление величия Бога Спасителя, выводящего изгнанников на свободу; Кир - помазанник Господень; ничтожность богов Вавилона; 2-й разд. (49-55) - пророчества о возрожденном народе Божием, об искупительных страданиях раба Господня, о воде обновления, изливаемой от Слова Господня. Пророчества о рабе Господнем проходят сквозной темой в главах 40-55. Богословие

http://pravenc.ru/text/674802.html

е. неверующие Иудеи и еретики) и те, которые, не веря в Бога, оскверняются всякою мерзостию (ст. 15– 17). Всеведущий Господь, зная помышления всех, придет собрать всех народов, одних, как выше сказано, на грозный суд, а других на празднественное торжество в новом Иерусалиме и для созерцания там славы Божией. Для сего последнего Господь пошлет отмеченных особенным чудодейственным знамением и спасенных (избавленных от всякого суда Божия) ко всем народам и языкам, и они будут проповедовать среди них явление славы Божией и приведут в новый Иерусалим верующих из язычников в качестве братьев, уверовавших из Иудеев (ст. 18–20). Эго приведение язычников к Господу будет лучшею духовною жертвою, какую приносили когда-либо Богу верующие Израильтяне, и Господь из среды пришедших к Нему язычников изберет Себе новых жрецов и левитов (ст. 20 и 21). Таким образом как творимые Богом новое небо и новая земля будут вечно прекрасны пред Господом, так обновленное семя Божие, т. е. возрожденные верующие, будут вечно блаженным пред Ним; тогда все спасенные ( – «всяка плоть») будут приходить в новый Иерусалим в ново-установленные праздники, чтобы в веселии поклониться Господу (ст. 22 и 23). Вне же этого Иерусалима будут вечно мучиться духовно – убитые богоотступники; ибо «червь их не умрет и огонь их не угаснет» (ст. 24 ср. Мф.9:44 ). 1. Какой смысл пророческого учения Исаии о невозможности построит достойный Богу храм (66:1)? – Здесь находится учение о вездеприсутствии Божием и о невместимости Бога в каких-либо пределах пространства (ср 3Цар.8:27 ), а отсюда та мысль о храме, что он не может считаться таким жилищем Господа, которое, по ложному мнению Иудеев, необходимо Ему и с которым бы связывалось понятие о неприкосновенности этого жилища для язычников и о неразрушимости его. Такое ложное мнение о храме Иерусалимском было среди Иудеев во времена Исаии и потом и иудеи думали, что Иерусалим и храм не могут быт разрушены врагами и что под защитою храма они сами безопасны от всех врагов (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

По содержанию Книга в целом делится на ряд частей, условно на пять разделов. В Новом Завете мы находим 11 цитат из пророка Исаии — это евангелист Матфей, Деяния апостолов, Послание ап. Павла к Римлянам и ряд др. моментов (Мат. 12, 17-18), (Деян.8, 28-35), (Рим. 10) и т.д. Первый раздел мы условно называем «Книга суда над Израилем и Иудеей» (гл.1—6). Основные темы — общее введение в пророческое служение, жалобы и обвинения, приговор к помилованию, пророчество о бесплодном винограднике и плач пророка над ним. Гл.6 повествует о призвании Исаии и посвящении его в пророки. Второй раздел — это Книга об Еммануиле (гл.7—12). Самое важное — это пророчество о рождении Еммануила (гл.7). Затем идет пророчество о Дамаске и Самарии (гл.8). Гл.9 говорит о наказании Израиля через Ассирию. Гл.10 говорит о самонадеянности и унижении Ассирии — это позднейшая вставка в текст, касающаяся более позднего периода. Гл.11 говорит о Мессии и царствии Его на Земле. Гл. 12 — благодарственные песни избавленных от поругания и наказания. Третий раздел, куда включается гл. 13-27, условно называем «Книга плача о врагах Господних». В гл.13—23 дается описание различных городов, суда над ними, их людьми и народами. Гл. 24-27 некоторые экзегеты называют «Апокалипсис Исаии». Здесь говорится о судьбе всего Мира, отчасти этот Апокалипсис перекликается с Апокалипсисом Иоанна Богослова. Четвертый раздел — это книга бедствий Сиона, Книга суда и спасения. Сюда входят такие темы, как опасность Ассирии, или так называемые шесть плачей (гл.28-33); гл.34 включает в себя тему, которая называется «Суд над всеми народами» и гл.35 — это «Слава Мессии». Далее мы встречаемся с Книгой, которую мы условно называем «Книга приложений», которая повествует нам о различных событиях, в частности, об освобождении Иерусалима, о болезни и выздоровлении Езекии, о компромиссе Езекии (гл.38). Затем идет раздел, который мы условно относим к Второ-Исаие, который включает главы 40-66. Это особый раздел, где говорится о национальном избавлении царем Киром, о возвращении из вавилонского плена (гл.40-48), о духовном избавлении отрока Господня, о страдании и победе. Мессианские места этого раздела — гл.53. Больше нигде в Священном Писании Ветхого Завета, за исключением некоторых Псалмов Давида, в такой сжатой форме, практически без пробелов, не дано описание страдания Иисуса Христа и избавления через эти страдания. Практически вся эта глава может быть полностью воспроизведена по цитатам из Нового Завета.

http://sedmitza.ru/lib/text/432156/

Четвертая часть  книги пророка Исаии содержит пророческие речи, произнесенные во дни Езекии, царя Иудейского, и простирается с двадцать восьмого стиха четырнадцатой главы до конца книги. Чем смутнее становились времена от пробуждения завоевательных замыслов властителей и от возникновения новых и новых честолюбцев, быстро сменявшихся на окровавленных престолах, чем запутаннее делались отношения незначительного Иудейского царства к окружающим его соседним народам, частью более могущественным и сильным, частью более воинственным и хитрым, тем с большей ясностью и настойчивостью Исаия раскрывает своим современникам пути Божественного промысла и старается в умах их утвердить ту истину, что Господь, строго наказующий за беззакония, не отнимет своих обетований от потомства Авраамова; – что благоденствие народов на земле зависит от воли Божией; – и что путем страданий и переворотов Господь поведет народ Свой к познанию истины и к восстановлению законного поклонения Богу, когда этот народ стал упорно держаться языческих нравов и обычаев. Эта обширнейшая часть книги Исаии подразделяется на три отделения:  пророческие речи , произнесенные в первые тринадцать лет Езекии (14:28–35, 10),  историю или  описание  некоторых современных происшествий и обстоятельств (36:1–39:8) и, так называемое,  утешительное воззвание  ко всему народу Иудейскому или пророчества, произнесенные под конец жизни Исаии (40:1–66, 24). 1) Отделение первое Оно содержит девять пророческих речей, произнесенных в царствование Езекии.  Первая из этих речей  произнесена  в год смерти Ахаза  или в первый год царствования Езекии  в адрес иноплеменников и филистимлян  и содержится в последних пяти стихах четырнадцатой главы. Здесь Исаия говорит, чтобы Филистимляне не радовались, что сокрушился ярем бьющего их (вероятно Озии и Иоафама, после которых при Ахазе Филистимляне отступили и совершили нападение на Иудею ( 2Пар 26:6–7 ; 189 27:18 и др.), так как явился теперь государь (Езекия) еще более сильный для их поражения ( 4Цар 18:8 190 ); потому вестники народов говорят, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его(14:28–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

О крестном знамении О различии между идолами и св. иконами О христианском единении Ис.52:5 . Здесь говорится не о православных христианах, а о нравственном состоянии иудеев и язычников, посему совершенно не основательно поступают те люди, которые, заметив недостатки в отдельных личностях – членах церкви, отделяются от веры православной. Господь и апостолы свв. не гнушались даже Иудой искариотским, который до конца своей погибели был в лике апостолов: Мф.10:1–7 . Из храма вышел оправданным не фарисей, гордящийся своею праведностью, а хотя «грешный», но смиренный мытарь: Лк.18:10–14 . Нельзя забывать, что в большом доме есть разные сосуды: 2Тим.2:20–21 . И если Сам Господь явился на землю не судить, а спасти мир и взыскать погибшее: Ин.12:47 ; Мф.18:11 , то «кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает»: Рим.14:4 . О церковном учительстве Пастыри все заблуждаться не могут О посте О христианском единении О кресте О священстве О храме О жертвоприношении О гонениях О святильниках и фимиаме Ис.66:13 . Здесь обличается еврейский народ за свою нераскаянность, за принесение жертв без соответствующего душевного настроения; без сокрушения сердца, смирения и трепета пред Богом: ст.2. А эти именно качества и требуются от молящихся православною Церковью. Следовательно, относить этот стих Исаии к Православной Церкви неразумно, тем более, что православные при светильнике и фимиаме молятся не идолу, а истинному Богу и употребляют таковые по слову Божию: Исх.31:11 ; Лев.24:4 . О богопоклонении Ис.66:18–22 . Что это пророчество относится не ко времени после страшного суда, когда будет новое небо, видно из следующего 23 стиха этой же главы. Значит, поклонение Богу и телом и духом будет и должно совершаться до страшного суда. И только после страшного суда, когда не будет уже смены дня и ночи, недель и месяцев, явится новый порядок богопоклонения: Откр.21:23–25; 22:5 . О праздновании не субботы, в воскресного дня Ис.66:22–23 . «Дары различны, но Дух один и тот же»: 1Кор.12:4, 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Произвольность объяснения очевидна сама собой. Повод к предостережению, равно и к наименованию предметов роскоши, от которых должно остерегаться, подали апостолу, без сомнения, недостатки современного общества, а не поведение Иудифи, оправдываемой и спасаемой Господом, в пользу чего говорит, между прочим, молчание апостола о некоторых других предметах украшения Иудифи ( 1Пет.3:3 ср. Иуд.10:3–4 ). Апостол мог говорить здесь вполне самостоятельно, не имея в виду изречений пр. Исаии ( Ис.18:3 и особенно Ис.61:10 ), как думает Кэрль 17 , которые даже и не могут быть параллельными. Далее, по мнению Штира, речь архангела Гавриила к Пресвятой Деве не только по мысли, но даже и по букве (?!.) представляет комбинацию разных мест из Ветхого Завета ( Лк.1:28 «Господь с Тобою», – ср. Суд.6:12 ; Суд.13:3 ; Лк.1:30 , – «не бойся», – ср. Быт.18:14 ); причём ангел воспользовался будто бы этим случаем исправить преувеличенную похвалу Иудифи в словах: «благословенна Ты между женами» ( Иудифь.13:18 ; Иудифь.15:10 ; Иудифь.14:7 ), усвоив её Пресвятой Деве, которая одна воистину более всех жён благословенна 18 . Против такого сближения справедливо возражает Кэрль вслед за Фричем: «если слова архангела не оригинальны, то они скорее, может быть, заимствованы из книги Судей Суд.5:24 » 19 . Да и странно допустить, чтобы ангел, приводя изречение ελογημνη συ, имел в виду лишь исправить неправильное место в неканонический книге. Изречение Господа о наказании всех нечестивых в Евангелии Мф.13:42–50 ; Мк.9:44 , Штир считает параллельным с угрозами язычникам в кн. иуд. Иуд.16:17 , причём слова «огонь и червя» признаёт заимствованными в Евангелие и книги Иудифь из пр. Исаии Ис.66:24 , а слово «вопль» в Евангелии Мф.13:42–50 , – из книги Иуд.16:17 20 . Но «вопль и скрежет зубов» суть естественные обнаружения страдания и как слово «скрежет зубов» употреблено самостоятельно, так и слово «вопль» не есть ссылка на Ветхий Завет . А где же контраст, требуемый Штиром от всех мест первой группы? Или Господь имел в виду исправить изречение в книге Иудифь о наказании одних язычников, противопоставляя ему изречение о наказании всех нечестивых, следовательно, не только язычников, но и иудеев? Но такая поправка была бы неуместной, потому что иудеи в то время хорошо вели себя и потому не заслуживали наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

3. В чем будет состоять, по этому пророчеству, торжество членов нового Иерусалима? – Бог дает в этом пророчестве обетование сотворить новое небо и новую землю для полного водворения правды и блаженства среди земных тварей (65:17 ср. 2Пет.3:13 и Ап.21:1). Но прежде этого всемирного обновления твари произойдет частное обновление церкви Христовой, нового Иерусалима, которое, по изображению настоящего пророчества, будет состоять в следующем: вместо житейских скорбей и печалей люди Божии в новом Иерусалиме будут пользоваться нормальными благами земными от трудов своих и будут счастливы; хотя смерть еще не будет уничтожена, но благочестивые верующие будут достигать глубокой старости в полном здравии и спокойно умирать; в нравственном отношении произойдет в членах нового Иерусалима полный переворот, так что нынешние жестокие и зверообразные нравы изменятся в кроткие и мирные, и хотя в этом обществе праведников и будут грешники и злые, но как меньшинство, и при том они, и даже сам диавол, не будут иметь возможности вредить праведным. § 35. Гл.66:1–24: пророчество о гибели ветхого Иерусалима, о последнем суде над нераскаянными грешниками и о полном торжестве нового Иерусалима Примечание. – В этой главе содержится продолжение ответа Господа–Победителя на молитву народа Еврейского (63:7–64). В той молитве наказуемый Богом Еврейский народ между прочим жалуется на то, что он уравнен с язычниками (63:19), а между тем он всегда признавал единого Бога (64:4 и 9), и просит себе милости ради святого Иерусалима и храма, запустением которых бесславится будто имя Божие (ст. 10–12). В ответе Господа на эго в данной главе содержится: во-первых, обличение Господом Иудеев, которые недостойным поклонением Богу и глумлением над покорными рабами Божиими осквернили святость храма и Иерусалима и вызвали определение Божие о разрушении ветхого Иерусалима и храма и о прекращении ветхозаветного порядка церкви, а вместо того образование лучшей церкви новозаветной (66:1–14); во-вторых, предсказание грозного суда Божия на всех нечестивых и предсказание славы нового Иерусалима с чадами из всех народов и с новым служением в нем Богу (ст. 15–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010