55 Здесь у Иринея и в кодексе Безы стоит «Господа»; а в других рукописях Нового 3авета: «Господа и Бога»; в Сирском: «Христа». Гарвей . 56 См. выше третью кн. XII, 12. 57 Между другими — эвиониты почитали Павла отступником от закона. 58 Латинский переводчик употребил слово «communes» вместо catholicus: слово сие в его время не вошло еще в латинскую речь в своем церковном смысле. Гарвей . 59 Т. е. Марка и Луки. 60 См. 1 кн. XII, 4. 61 Гарвей думает, что в латинском тексте здесь ошибочно стоит «Christum» вместо Totum ( Παντα ). См. II кн. XIII, 6. !!!!! 62 T. е. человеческая природа Иисуса Христа. 63 В этих словах Исаии находили самое раннее таинственное указание на поклонение волхвов. Сл. Иустина «Разговор с Трифоном», Тертуллиан «Adv. iud», 9; «с. Marc», III, 13. 64 Это место в латинском тексте темное, так как в нем есть пропуск, переведено сообразно с Сирским отрывком сочинения Иринеова, напечатанным с латинским переводом у Гарвея. 65 «Participare compendii poculo», участвовать в питии, которое произведено чрез превращение воды в вино compendialiter (сокращенно, непосредственным действием Божиим), как об этом говорит Ириней выше (глава XI, 4). 66 По словам Грабе, такое чтение, отлично от принятого текста, встречается в латинской Вульгате, у Оригена и отчасти у Тертуллиана («Adv. Marc», 5, 16). Сократ в Церк. Ист. (VII, 32) говорит, что это место повреждено теми, которые разделяли человечество Господа от Его Божества и что в древних списках стоит: παν πνευμα ο Ιησουν τον Χριστον λυει απο του Θεου ουκ εστι . Св. Поликарп (в посл. к Филип. VII ) благоприятствует нынешнему чтению. 67 Слова «славою Отца» опущены также и у Тертуллиана («De Resurr. carn», с. 47). 68 Ириней указывает на эту женщину, как на образ языческого мира, ибо у иудеев самаряне считались наравне с идолопоклонниками. 69 Т. е. род человеческий. 70 Это место сохранилось на греческом языке у Феодорита (Dial. 1). 71 Это место переведено с сирского отрывка, изданного Гарвеем. 72 Плиний («Н. N.», XXXVI, 24) рассказывает об одном случае смерти от выпитого раствора извести. Гарвей .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3425...

«Выслушайте слово Господа, трепещущие перед словом Его». Сопоставляя эти слова с раннейшим (2 ст.), мы видим, что здесь Господь обращается к праведным и верным сынам Израиля, чуждым духа высокомерия и гордыни, обуявшего большинство ослепленного народа. «Ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое». Достопримечательная пророчественная деталь, что первыми гонителями новых христиан были представители старого иудейства ( Деян.6:12 и др.). Таким исповедникам Христа обещается высокая награда и в заповедях блаженства: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня» ( Мф.5:11 ). «Пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Слова укоризны и насмешки, обращенные к верующим, – те же самые, которые влагал Исаия в гл. Ис.5:19 в уста беззаконников и неверующих в начале своего пророческого служения: «пусть... поспешит Господь и мы у видим». Те же слова неверия от жестокого, змеиного сердца происходящие ( Мф.15:19 ), мы слышали от первосвященников и книжников и фарисеев... «пусть... сойдет с креста, и уверуем в Него» ( Мф.27:42–43 ; Мк.15:29–33 ; Лк.23:35 ; Властов – 422). Ис.66:6 . Вот, шум из города, голос из храма, голос Го­с­по­да, воз­да­ю­щего воз­мездие врагам Сво­им. «Но они будут постыжены. Вот... голос из храма, Голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим.» Преследующие верных Господу и Его Мессии иудеев и злобно издевающиеся над ними будут жестоко посрамлены: знамение славы Господней, как источник высокой духовной радости, действительно, будет дано верным сынам Израиля и оно пристыдит глумящихся. Последние потерпят и еще более сильное прямое наказание от Господа, воздающего возмездие врагам своим, о чем подробнее говорится дальше (15–18 и 24 ст.), В словах данного пророчества о страшном шуме в городе и голосе, выходящем из храма, блаженный Иероним и многие другие толковники усматривают определенный намек на подобные факты из истории осады Иерусалима Титом, как она описана Иосифом Флавием (Иуд.Война 6:5, 3.) и др.). Ближайшей параллелью к этому месту являются два стиха из 26 гл. – 11-й и 21-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К сожалению, некоторые сомневаются в евангельской истине о будущем Суде, говоря: «Бог пригрозил этим, дабы повергнуть людей в страх». Но это сомнение, согласно святому Златоусту, – внушение злоначальника диавола. «Это сатанинское измышление, – восклицает божественный отец, – это измышление, дающее нам «бесполезный и вредный дар», делающий нас нерадивыми в делах добродетели». 1080 Это сатанинское изобретение, имеющее целью возделать в душе отсутствие страха, чтобы мы не достигли святости в жизни во избежание «адских мучений». Это изобретение лукавого, чтобы мы здесь пренебрегли нашим спасением и ввергли себя «в пучину ада». Чтобы не осталось никакого сомнения в том, что Священное Писание и в этом важном вопросе открывает нам полную и чистую истину Божью, святой Златоуст обращается к тем, кто поддерживает эту сатанинскую ложь, и говорит им: «Итак, скажите мне, что вы думаете, о безумцы! Не наказывается ли тот богач, который презрел бедного Лазаря? ( Лк.16:20 ). Не изгоняются ли из Брачного Чертога юродивые девы? ( Мф.25:12 ). Разве не накормившие Христа не отходят в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его? ( Мф.25:41 ). Разве не правда то, что говорится о прелюбодеях, что червь их не умрет, и огонь их не угаснет? ( Ис.66:24 ). Разве все это только угрозы?». Но святой отец не ограничивается только вышеприведенными словами Господа. Он приводит примеры множества наказаний, которые Бог в разные времена налагал на не послушных Его заповедям именно для того, чтобы напомнить о будущем Суде. Божественный отец говорит, что если мы не верим в слова «о будущей геенне», то поверим хотя бы на основании того, что уже произошло. Ибо то, что уже осуществилось, – это не только слова и угрозы. И спрашивает: «Кто во дни Ноя уничтожил мир потопом? Кто сжег дотла Содом? Кто потопил в Красном море всю силу Египетскую? Кто «600 тысяч распростер в пустыне»? Кто приказал, чтобы земля разверзла уста свои и поглотила бывших с Кореем и Дафаном? ( Пс.105:17 ; Чис.16:1–35 ). Кто 185 тысяч в одну ночь умертвил по пророчеству Исаии ( Ис.37:36 )?».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Среди исследователей нет единого мнения о том, как сформировалась древнеевр. А. Долгое время делались попытки указать непосредственный ее источник. Одни считали, что А.- прямой потомок ветхозаветного пророчества (напр., Х. Роули, О. Плёгер, П. Д. Хансон), др. утверждали, что главным фактором в зарождении этой традиции было внешнее влияние, в частности персид. дуализма (Г. Виденгрен, С. Шакед и др.). В 60-х гг. XX в. нем. теолог Г. фон Рад доказывал происхождение древнеевр. А. из лит-ры премудрости . Аргументация фон Рада была подвергнута критике П. фон Остен-Закеном, к-рый утверждал, что в основе древнеевр. А. лежат идеи Второисаии (см. в ст. « Исаия , прор.»), трансформировавшиеся в процессе их передачи в кругах мудрецов в вост. диаспоре . Вопрос о происхождении А. тесно связан с пониманием ее сущности. До недавнего времени (сер. 80-х гг. ХХ в.) считалось, что главным в ней является эсхатология, а космологическое и астрономическое содержание рассматривалось как нечто второстепенное. М. Стоун предложил считать древнеевр. А. совершенно самостоятельным течением, не зависимым ни от пророчеств, ни от лит-ры премудрости, по каким-то причинам в подавляющем большинстве случаев отвергнутым при составлении канона ВЗ. Аргументация его построена на том, что для этого течения, по крайней мере в его ранней форме, наиболее важным элементом является как раз космология, почти никак не представленная в ВЗ; это можно видеть в наиболее ранних фрагментах «1-й Книги Еноха», найденных в Кумране и датируемых им 2-й пол. III в. до Р. Х. В последнее время признается, что не следует искать простого ответа на вопрос о происхождении древнеевр. А. Несомненно, на этот процесс повлиял ряд внутренних и внешних факторов; помимо персид. влияния здесь есть нек-рые черты, близкие егип. пророчествам («Оракул Горшечника»), вавилонской мантике , ханаанской мифологии и др. I. Послепленное пророчество и древнеевр. А. В ряде пророческих текстов ВЗ, в основном датируемых послепленным периодом (2-й пол. VI-IV в. до Р. Х.), присутствуют отдельные мотивы и темы А., гл. обр. эсхатологические: Суд над народами; наказание Израиля нашествием врагов и природными катаклизмами, иногда принимающее вселенский характер (см. День Господень ); описания эсхатологической войны, видение нового Иерусалима, отдельные упоминания о воскресении мертвых и победе над смертью. Среди исследователей нет единого мнения о том, какие именно пророческие тексты являются наиболее близкими апокалиптической традиции, однако большинство называют Книги пророков Исаии (24-27, 34, 35, 56-66), Иезекииля (38-48), Аггея (2, 6-9, 21-23), Захарии (9-14), Иоиля. Зачастую апокалиптическими оказываются заключительные главы пророческих книг. Это объясняется тем, что композицию большинства пророческих книг определяет эсхатологическая перспектива: пророческая книга, как правило, начинается с осуждения и порицания Израиля и возвещения его наказания, а заканчивается обещанием спасения Израиля и наказания его врагов и притеснителей.

http://pravenc.ru/text/апокалиптику.html

Святой Исаия благовествует не только о мире. Будет правильнее сказать, что его проповедь о мире заключена в более широкое пророчество о счастливых временах. Обратимся же к благовестию его об этих временах Образы, с помощью которых святой Исаия дает понятие о счастливых временах, следующие: 1. Гора Господня и торжествующий Иерусалим. Это излюбленный образ пророка. К нему он возвращается неоднократно на протяжении всей своей книги, развивая и совершенствуя его: 2, 2–4; 4, 2–4: 11, 6–9 (центром мирных времен является «гора святая»); 25, 6–8; 56, 6–7; 60, 1–22; 62, 1–12; 65, 17–25; 66. 10–24. 2. Жена, прежде бесчадная, но потом многоплодная: 54, 1–17. 3. Процветшая пустыня: 35, 1–10; 41, 18–20. 4. Мирное пастбище: 11, 6–9; 49, 9–12. 5. Шествие жаждущих к водам, встречаемое скачущими холмами и деревьями, плещущими ветвями своими: 55. 1–13: 6. Шествие Господа: 40, 3–5. 7. Пришествие Господа в Египет: 19, 19–21. 8. Духовное очищение: 26, 19. Поймем сначала слова его так, как они написаны, т. е. буквально. К такому восприятию располагает и сам пророк, когда говорит о Боге: Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. «Вот Я! Вот Я!» говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим» (Ис 65:1). Недопытывающийся и невопрошающий человек обычно воспринимает обращенные к нему слова буквально. Так сделаем и мы. Постараемся представить себе те счастливые времена, о которых благовествует святой пророк, именно в тех словах и понятиях, какие он употребляет. Когда таким образом составится перед нами целая картина грядущих времен человечества, тогда уже пойдем дальше. Вторым шагом будет попытка отойти от буквального понимания, понять, где аллегория и где прямой смысл, и ответить на вопрос, что же именно имеет в виду пророк, когда говорит о счастливых временах. Остается ли он в рамках буквального понимания или же предлагает символ, означающий что-то более прекрасное и лучшее? Благовестие пророка Исаии обращено не к равнодушным. Нет, оно направлено к нуждающимся, к жаждущим, к бедным, не имеющим средств (Ис 55:1), к слабым и малодушным (Ис 35, 3–4), к слепым и глухим, к хромым и немым (Ис 35, 5–6), к тем, кто исстрадался от войн и кровопролитий (главы 2 и 11), к матерям (гл. 54) и детям (гл. 66), к обездоленным и изуродованным (Ис 56:3).

http://blog.predanie.ru/article/blagoves...

3.6. Поединок в Пенуэле Мы знаем, что у Иакова родились 12 сыновей, которые стали родоначальниками двенадцати колен Израилевых. Почему предка звали Иаков, а народ называется Израилевым? В жизни Иакова было таинственное событие, когда он так же, как и Авраам – его предок, получил новое имя. На пути Иакова обратно в землю Ханаанскую, незадолго до рассвета «остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. [Иаков] сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32:24-30) С кем боролся Иаков? На этот счет существует несколько мнений. Одно из них, которого придерживались Ориген и блаженный Августин, полагает, что это был ангел, как и вообще во всех подобных видениях Ветхого Завета. Об этих явлениях ангелов мы поговорим отдельно – эта тема очень интересная. Такие отцы, как св. Иустин мученик, святитель Афанасий Великий, святитель Иоанн Златоуст, св. Иларий Пиктавийский блаженный Феодорит, Климент Александрийский говорили о том, что боровшийся был Сыном Божиим ч. 3, c. 66]. Например, у блаженного Феодрита: «Иаков столько отличился подвигами добродетели, что привлек к себе Божие о нем промышление, и однажды, убоявшись присутствия Исавова, и возслав молитву к Богу, не просто получил от Него помощь, но вступил, как казалось, в борьбу с Явившимся ему ночью, и одержал над Ним победу, чтобы изгнать из сердца страх, рассудив, что преодолевший, как казалось ему, Бога не будет побежден людьми. Здесь один и тот же назван и Богом и ангелом: потому что и блаженный Моисей употребил то и другое наименование. Ибо Господь наш Иисус Христос именуется у Исаии и Богом крепким и Ангелом великого совета (Ис. 9:6)» т. 29, с. 259].

http://sedmitza.ru/lib/text/430886/

Мужи апостольские про адские муки упоминали лишь в нравственно поучительном смысле, совсем не делая разбора этого учения: «Путь тьмы искривлен и исполнен проклятия. Ибо есть путь вечной смерти и наказания; на нем все то, что погубляет душу людей» . Иногда упоминали о гееннском огне как участи грешников, но не касались его природы. Например, святой Игнатий Богоносец писал: «Если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят, такой человек как скверный пойдет в неугасимый огонь» . Из этой цитаты хорошо видно, что термин заимствован из Евангелия (см.: Мк.9:45 ), используется в речи, но нигде далее в сочинении нет его детального разбора. Возможно, эта тема в первохристианской общине не требовала пояснений и не было нужды в ее раскрытии. Ведь христиане первых веков отличались такой святостью жизни и готовностью каждый миг своей жизни предстать пред Богом, что не нужно было им говорить о муках ада, но, наоборот, о блаженстве праведников и вечной жизни с Богом. Однако признавалось, что падшие и не сохранившие обетов Святого Крещения неминуемо следуют после смерти муки в аду: «О тех,— пишет святитель Климент Римский ,— которые не сохранили печати (печати крещения. — Д. Е. ), сказано: “червь их не умрет, и огнь их не угаснет, и будут они в позор всякой плоти”» . Здесь автор послания цитирует пророчество пророка Исаии (см.: Ис.66:24 ) о Божественном суде над родом человеческим, указывает на образы мучения «огонь» и «червь», ссылаясь на авторитет Священного Писания. Сам же ничего более не говорит о мучениях в аду. Та же ситуация и в «Пастыре» Ерма: «Язычники и грешники… подобно сухим деревьям обретутся в будущем веке сухими и бесплодными, и будут преданы огню, потому что согрешили и не раскаялись в грехах своих,— язычники же, потому что не познали Бога Творца своего» ; и еще: «Камни, упавшие в огонь и горевшие, означают тех, которые навсегда отпали от живого Бога и которым по причине преступных похотей, ими творимых, уже не приходит на мысль покаяться» (выделено мной. — Д. Е. ). Здесь просматривается тонкий намек на понимание автором «Пастыря» мучений в аду как физических: «грешники подобно дровам будут преданы огню», хотя и без объяснений. Отсутствие таких пояснений не дает возможности подтвердить нашу догадку. Тем более что произведение носит характер апокрифического апокалипсиса с присущей такого рода творениям аллегоричностью изъяснений.

http://azbyka.ru/svjatootecheskoe-ponima...

Сектант: 3) Не нужно строить храмов, ибо Христос сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» ( Ин. 4:21 ). Объяснения православного: 3) Христос, изгнавший из храма нарушивших святость его (Мк. 11:16), сказавший о храме: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (ст. 17), не мог учить о ненужности для христиан храмов, иначе Он Сам Себе противоречил бы. Приводимые сектантами слова Писания лишь еще раз подтверждают то учение Христа, что в Новом Завете место богослужений не будет ограничиваться одним только храмом на горе Гаризине, как думали самаряне ( Ин. 4:20 ), или одним Иерусалимским храмом, как предписывал иудеям закон Моисеев ( Втор. 12:13–14 ), а будет время, предсказывал Спаситель, когда везде, по всему лицу земли, будут храмы у христиан для их общественных молитв. И слова Христа, обличающие непонимающих их сектантов, сбылись: теперь уже повсюду, где только славится имя Св. Троицы, где только живут христианские народы, существуют у них храмы, или дома молитвы; их нет только у неверующих во Христа да у сектантов, врагов Креста Христова. Сектант: 4) Не нужно храмов, ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» ( Деян. 7:48 , Иса. 66:1–2). «Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:24–25 ). Объяснения православного: 4) Иудеи обвиняли св. Стефана в том, что он говорил, «что Иисус Назарей разрушит место сие» ( Деян. 6:13–14 ), то есть храм Иерусалимский, о котором они думали, что он только и есть единственное место для молитв и поклонения Богу. Св. Стефан опровергает этот взгляд иудеев на храм и говорит им, что «Бог в нерукотворенных храмах живет», что Он не связан одним каким-нибудь определенным местом, что молиться Ему можно везде, ибо Он присутствует во всей вселенной, как об этом говорил еще и пророк Исаия. О ненужности же вообще храмов Св. Стефан, знавший, конечно, слова Христа: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов», не учил и не мог учить, а высказал ту мысль, которая заключается в словах Христа: «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу», то есть будете иметь храмы везде, везде будете молиться в Моем доме. Не мог Св. Стефан приводить указанное место из пророка Исаии против необходимости существования храма, ибо он, конечно, знал и такое место из пророка Иеремии: «Слава Господа наполнила весь храм. И я слышал кого-то говорящего мне из храма, а этот муж стоял подле меня и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» ( Иез. 43:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Ис.65:4 . сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него; «Сидит в гробах и ночует в пещерах», т. е. занимается некромантией и инкубацией, которым еврейский народ, действительно, сильно предавался, увлекшись примером окружающего язычества ( Ис.8:19 ; Ис.29:4 ). Яркий пример этого дает история Саула у Аендорской волшебницы ( 1Цар.28 ). «Ест свиное мясо» вопреки прямому запрещению Моисеева закона ( Лев.11:7 ; Втор.14:8 ), но в зависимости, вероятно, от языческих жертвоприношений и суеверных обрядов ( Ис.66:17 ; 1Мак.1:41–64 ; 2Мак.6:18 ). «Мерзкое варево в сосудах у него». Это – или общее, заключительное указание на все «идоложертвенное», или новое указание на какой-либо частный вид идольской трапезы, вроде, напр., того, о котором говорит Властов – особое варево из разных зерен, приносимое в жертву Земле – Деметре, позже Гекате (т. е. Персефоне – Гекате – Селене), раздающей дары (407 с.). Ис.65:5 . который говорит: «остановись, не подходи ко мне, по­тому что я свят для тебя». Они – дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день. «Остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Весьма характерная черта, свидетельствующая о том, что увлечение язычеством со стороны евреев не было только под влиянием извне, а и более глубоким, внутренним усвоением его, при котором проникнутый языческим духом считал себя совершеннее и чище оставшегося верным служителем Господа. Можно установить здесь и ближайшую связь с культом Астарты, в котором женщины, предававшиеся в честь этой богини разврату, носили название «кодеш», что значит «священная, святая». Блаженный Феодорит видит здесь прототип евангельских фарисеев, точно также особенно тщеславившихся своей мнимой «чистотой» – phares – «чистый» – Мф.9:11 и др.). «Они – дым для обоняния Моего, огонь горящий всякий день.» Надлежащее понимание этого места устанавливается, на наш взгляд, следующими параллелями: «поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий» ( Пс.17:9 ; ср. еще Откр.14:11 ) и еще: «и увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет и огнь их не угаснет» ( Ис.66:24 ; ср. Ис.1:31 ). Следовательно, здесь дано начало того грозного приговора над нечестивым Израилем, продолжение и заключение которого идет в двух последующих стихах,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В этих словах Господь указывает, насколько и как мы должны хранить себя от соблазнов ко грехам и от самых грехов. Но как правильно понимать эти слова Христовы? Конечно, их нужно понимать не буквально, они не означают того, чтобы на самом деле отсекать члены тела; потому что и отсечешь члены, но от соблазнов не освободишься. Тут под членами тела разумеются поводы, предметы и самые люди, которые возбуждают в нас страсти, разумеются и самые страсти, которые влекут нас ко греху. Таким образом эти слова Спасителя значат следующее: нам, христианам, нужно отказываться от всего и ото всех, что и кто препятствует нашему душевному спасению, хотя бы то было необходимое и самое дорогое для нас, как необходимы и дороги рука или нога или глаз, хотя бы такие из людей были, например, нашими родными, друзьями, знакомыми, хотя бы это было так тяжело, как болезненно отсечение руки или ноги и т. п., одним словом, в деле спасения необходимы самоотвержение и подвиги. Войти в жизнь, т. е. в жизнь вечную, блаженную на небе. Эта-то именно и есть настоящая жизнь человека, потому что он сотворен для вечного блаженства; тогда как, наоборот, потеря такой жизни чрез грех есть смерть для человека, для души его. Во геенну, во огнь неугасимый (Чит. об этом в объясн. 5 ст. 12 гл.). Где червь их не умирает и огнь не угасает. Этими словами указывается на вечность мучений грешников. «Червь и огонь, терзающий грешников, пишет блаж. Феофилакт, есть совесть каждого и воспоминания о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает, как червь, и жжет, как огонь». Выражения червь не умирает и огонь не угасает взяты из пророческой речи Исаии ( Ис.66:24 ). Изобразив славное царство Мессии, когда будут новые небеса и новая земля, когда враги будут побеждены и народ Божий восторжествует, пророк говорит, что члены сего царства увидят трупы грешников, которых червь не умирает и огонь не угасает; – т. е. груда трупов будет так велика, что черви, питающееся этими трупами, не будут умират, потому что на целую вечность достанет для них этих трупов, и огонь, которым будут сожигать трупы, также не угаснет, потому что будет иметь во множестве их постоянную пищу для себя (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010