По возвращении из плена Иерусалим (истинная Церковь ) особенно прославится; в него польются богатства народов; все язычники будут в нем поклоняться Богу истинному; все жители его будут праведны (60:1–21 312 ); это сделает Господь, когда явится вестником лето Господне благоприятное (60:22–61:3; 313 ср. Лк 4:18–19 314 ); призовет язычников в Свою Церковь ; иудеев сделает в ней священниками и служителями (т. е. руководителями); установит завет вечный и лучший, так что все видящие Его учеников поймут, что они – семя, благословенное Господом (61:4–9). Возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения… (61:10–11). Не престану повторять это, т. е. что Господь клятвенно обещает восстановление и прославление Иерусалима или Своей Церкви (62:1–12 315 ). И вот уже идет Он в червленных или окровавленных ризах, как мститель врагам и защитник Своего народа (63:1–9 316 ), хотя этот народ часто и почти непрестанно прогневлял Бога (63:10). Но потом, осознав свою судьбу и свои преступления благоразумнейшие из сего народа с молитвою обратятся к Богу, своему Спасителю (63:11–64:12 317 ), Который открывается даже не ищущим Его и простирает руки к упорствующим в идолопоклонстве (65:1–5 318 ), и Который нераскаянных предаст казням, а познавших истину осыплет благодеяниями (65:6–16 319 ). Ибо вот Господь созидает новое небо и новую землю, т. е. возродит людей в Своем благодатном царстве (65:17–25 320 ). К несчастью, и тогда явятся упорствующие, которым покажется лучше уповать на храм и на вещественные жертвы, уже неприятные Богу после того, как они потеряют свое преобразовательное значение (66:1–11 321 ). Но и Господь тогда как бы разом произведет Себе народ в Сионе или в Своей Церкви и призовет язычников; а противников Своих предаст вечному позору и наказанию: червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут мерзостью для всякой плоти (66:5–24 322 ). В этом последнем отделении или в утешительном воззвании пророка Исаии находятся следующие пророчества: h11 1) О гласе вопиющего в пустыне

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Чему же учат нас те случаи, когда неплодные супруги в старости лет получают дар чадорождения? Тому, что никто не должен полагаться в рождении детей на силу природы своей, но зачатие младенцев должен относить ко всемогуществу Создателя естества человеческого. Св. Иоанн Златоуст учит: «Для того-то сказано: «отверзе ложесна ея» (Лии) ( Быт.29:32 ), чтобы мы знали, что сам Господь благоволил даровать Лии силу чадородия. Он Сам образует и животворит плод во чреве матери, как и Давид сказал: «восприял мя еси из чрева матере моея» ( Пс.138:13 ). И заметь, как Божественное Писание показывает нам, что Творец природы производит собственною силою и то и другое, и возбуждает способность чадородия, как в Лии, и удерживает ее, как в Рахили: Он есть Владыка естества, и потому безпрепятственно совершает все 66 «. – «Весьма легкомысленно и безрассудно люди приписывают женам, – учит тот же Златоуст, – и безчадие и многочадие, не зная того, что все зависит от Создателя нашего естества, и что ни сожитие само по себе, ни что либо другое не может вести к рождению детей, если не будет содействовать вышняя рука, и возбуждать естество к рождению 67 ». – «Та же рука, – учит св. Афанасий Александрийский , – которая образовала (тогда) Адама, и ныне, и всегда снова образует и производит раждающихся после Адама. Сие говорит сам Бог Иеремии: «прежде, неже Мне создати тя во чреве, познах тя» ( Иер.1:5 ). Да и о всех сказал: «Моя рука сотвори сия вся» ( Ис.66:2 ). И еще чрез Исаию говорит: «сице глаголет Господь, избавляяй тя и создавый тя от чрева: Аз Господь совершаяй вся, распрострох небо един, и утвердих землю» ( Ис.44:24 ). И Давид, зная сие, воспевает: «руце Твои сотвористе мя и создасте мя» ( Пс.118:73 ). Ту же имеет мысль и тот, кто говорит у Исаии: «тако глаголет Господь, создавый мя от чрева раба себе» ( Ис.49:5 ) 68 ». Что ж касается до примеров, какие находим в Ветхом Завете, что некоторые благочестивые жены при старости лет разрешались от неплодства; то в них заключается особенная, Божественная цель, спасительнейшая для всех верующих во Христа, и именно та, чтобы примерами неплодных утвердить веру нашу в преестественном рождении Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. 1 — 9. 6). Gotha, 1928; Elliger K. Deuterojesaja in seinem Verhältnis zu Tritojesaja. Stuttg., 1933; Rudolph W. Jesaja 24–27. Stuttg., 1933; Lindblom Chr. J. Die Jesaja-Apokalypse: Jes. 24–27. Lund, 1938; McCullough W. S. Re-Examination of Isaiah 56–66//JBL. 1948. Vol. 67. N 1. P. 27–36; Burrows M., Trever J. C., Brownlee W. H. The Dead Sea Scrolls of St. Mark’s Monastery. New Haven, 1950–1951. 2 vol.; Liebreich L. J. The Compilation of the Book of Isaiah//JQR. N. S. 1956. Vol. 46. N 3. P. 259–277; Vol. 47. N 2. P. 114–138; Kaufmann Y. The Religion of Israel from Its Beginnings to the Babylonian Exile. Chicago, 1960; Möller H. Hermann von der Hardt (1660–1746) als Alttestamentler: Diss. [Lpz.], 1962; Cross F. M. e. a. Scrolls from Qumran Cave I: The Great Isaiah Scroll, The Order of the Community, The Pesher to Habbakuk. Jerusalem, 1972; Lack R. La symbolique du livre d’Isaïe. R., 1973; Hanson P. D. The Dawn of Apocalyptic: The Historical and Sociological Roots of Jewish Apocalyptic Eschatology. Phil., 1975, 19792; Millar W. R. Isaiah 24–27 and the Origin of the Apocalyptic. Missoula, 1976; Barth H. Die Jesaja-Worte in der Josiazeit: Israel u. Assur als Thema einer produktiven Neuinterprelation d. Jesajaüberlieferung. Neukirchen-Vluyn, 1977; Vermeylen J. Du prophète Isaïe à l’apocalyptique. P., 1977–1978. 2 t.; Clements R. E. Isaiah and the Deliverance of Jerusalem: A Study of the Interpretation of Prophecy in the OT. Shef-field, 1980; Kooij A., van der. Die alten Textzeu-gen des Jesajabuches. Freiburg; Gött., 1981; Johnson D. G. From Chaos to Restoration: An Integrative Reading of Isaiah 24–27. Sheffield, 1988; Sweeney M. A. Isaiah 1–4 and the Post-Exilic Understanding of the Isaianic Tradition. B.; N. Y., 1988; Albertz R. Das Deuterojesaja-Buch als Fortschreibung der Jesaja-Prophetie//Die hebräische Bibel und ihre zweifache Nachgeschichte/Hrsg. E. Blum e. a. Neukirchen-Vluyn, 1990. S. 241–256; Brock S. P., ed. The OT in Syriac. Leiden, 1993. Pt. 3. 1: Isaiah; Carr D.

http://pravenc.ru/text/674802.html

Отдел из 30 – 33 глав заключает в себе пророчества утешительные, предвозвещающие будущее спасение еврейского народа, восстановление Сиона (30 гл.), дарование нового завета и построение нового Иерусалима (31 гл.), возвращение Евреев в Палестину (32 гл), утверждение дома Давида в теократически мессианском служении (33 гл.). Из такого пророчественного, явно богодухновенного, содержания этого отдела понятны усилия критиков 70 заподозрить его подлинность и неизменность. Вторым поводом для критических сомнений служит сходство этого отдела с так называемыми у критиков «псевдо-Исаиевыми» речами, особ. с 40–66 гл. 71 Оба эти повода и довода, кажется, не заслуживают с нашей стороны опровержения. Критики, далее, находят «очень странным» пророчество об умножении левитов (33:18, 21); находят якобы речь о Самарянах (33:24) и сходство с пророчествами Захарии ( Иер.31:7, 32 =3ах.8:7). Из всех этих доводов несколько сносным можно бы счесть второй, если бы действительно говорилось о Самарянах. Но стих читается так: не видишь ли, что народ этот говорит: «те два племени (или колена), которые избрал Господь, Он отверг» и чрез это они презирают народ Мой (33:24). Очевидно, речь о Самарянах может здесь видеть только человек, желающий это видеть, не соображаясь с текстом. Против приведенных н имеющих быть приведенными доводов, нужно указать на сходство этого отдела по мыслям и языку с речами Иеремии. Так, основная утешительная мысль этих пророчеств, о возвращении из плена и спасении еврейского народа и прославлении Иерусалима, раскрывается Иеремией в 3 главе (особ. 12–19); обетования о доме Давида (30:3, 33:21–22) в 23 главе (5–6) 72 . Множество сравнений, картин, образов, сходны в этих главах с употребительными у Иеремии: от страха люди уподобятся родильнице, руки опустятся. колена задрожат (30:6=6:24); Господь возлюбил Израиля вечною любовию, как свою невесту (31:3=2:2); осквернение дома Господня «мерзостями» языческими (32:34=7:11–30). Замечательна упоминаемая здесь поговорка: «отцы ели кислое, а у детей на зубах оскомина» (31:29). Она, за этот же период, упоминается Иезекиилем ( Иез.18:2 ). Стало быть эти мнимо-спорные главы носят ясные следы эпохи Иеремии. Такие же несомненные следы носят 30:14–16, 31:21, 32:1–5, 7–16, 33:1–5, так как содержат прямые указания на события в жизни Иеремии. 31:15 цитует евангелист Матфей (2:17), как «пророчество Иеремии». По плану сходны обозреваемые пророчества с 3-й главой и с пророчествами 23:5–6. В речи Ездры ( Неем.9:6–38 ) видят знакомство с 32:17–41.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

40,21.24.28). 48 расплавил... испытал. Этим испытанием для иудеев стало время вавилонского плена (1,22.25; ср. Иез. 22,18–22 ; 1Пет. 1,7 ). 48 ради Себя Самого. См. ком. к 43,25. 48 Я тот же, Я первый и Я последний. Ср. 47,8.10. 48 Господь возлюбил его. Букв.: «Избранный военный союзник Господа». Это еще одна характеристика Кира (см. ком. к 41,2.25; 46,11). волю. Исполняя волю Божию, Кир завоюет Вавилон и освободит иудеев из плена. 48 Я, Я сказал. Дважды повторенное местоимение усиливает логическое ударение. призвал... благоуспешен. Успехом всех своих деяний Кир был обязан Богу. 48:16 См. статью «Один и три: троичность Бога». Приступите ко Мне. Эти слова принадлежат Господу Иисусу Христу ( 1Пет. 1,11 ). Примечательно, что содержание данного стиха объединяет все три Лица Божественной Троицы. Я был там. Эти слова напоминают о смысле имени Еммануил (7,14; 41,10) послал Меня. См. 61,1; Зах. 7,12 . Дух. Служение совершается в силе Святого Духа (11,2; 42,1). 48 Искупитель. См. ком. к 35,9; 41,14. Святый Израилев. См. ком. к 1,4. Я Господь. См. ком. к 41,4. научающий... ведущий. Учение, о котором говорит этот стих, дается народу в законе Моисея и в проповедях пророков (40,11; 55,12; 63,13; Втор. 5,27; 29,5.6 ; Пс. 22,2; 26,11; 138,10.23 ). 48:18 Исаия говорит о том, что приближение Дня искупления зависит от каждого человека. мир. См. ком. к 26,3. река... волны морские. Ср. 66,12; Ам. 5,24 . правда. Букв.: «праведность» (см. ком. к 1,21). 48 семя твое... как песчинки. См. Быт. 12,2; 22,17 . имя. См. ком. к 43,1. 48 Выходите... бегите. Господь призывает иудеев не просто покинуть Вавилон, но и отречься от всего, что связано с ним, ибо дни его сочтены (ср. Откр. 18,4 ). 48 не жаждут... льются воды. Забота Бога о Своем народе, выходящем из плена, будет так же велика, как и во времена исхода из Египта (41,17.20; 43,19–21; 44,3; ср. Исх. 17,6 ; Втор. 5,15 ; Пс. 104,40 ). Глава 49 4955,13 Данные главы книги пророка Исаии посвящены Божественному промыслу о спасении. 49:1–7 Рассматриваемые стихи представляют собой вторую из четырех торжественных песен во славу Божественного Слуги (42,1–4; 49,1–7; 50,4–11; 52,13 53,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Гордые иудеи думали, что на всей земле только храм Иерусалимский есть необходимое и единственное место истинного Богопочитания,а язычники думали, что боги, как ограниченные существа, живут в храмах, как в домах, и приносили им даже пищу, которая съедалась жрецами. Но мы сказали, что врага, обольщающего слабых христиан ложным толкованием Св. Писания, надобно, по примеру Спасителя, отражать Писанием же. Господь сказал устами пророка Исаии иудеям: небо престол Мой и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне (Ис. 66, 1-2)? Потом прибавил: а вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим; значит, не храм Он осуждает, а гордость молящихся в нем. Не тот ли же Господь, как говорит Писание, повелел Моисею создать скинию, а Соломону храм и приносить Себе жертвы и обличал через пророков тех, которые приносили Ему худое от стад своих или краденое (Малах. 16 13)?Соломон в молитве своей при освящении храма изрек тоже в смирении: Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил (3 Цар. 8, 27): потому слава Божия осенила сей храм.Тот же архидиакон Стефан, который сказал: Всевышний не в рукотворенных храмах живет, молился вместе с апостолами и другими христианами в Иерусалимском храме, уже после крестной жертвы Спасителя, после того как завеса в храме разодралась и ветхозаветные жертвы потеряли свое значение. Христиане и после того смотрели на храм Иерусалимский, как на дом молитвы. Мы знаем из евангелия от Луки, что св. апостолы, по вознесении Господа, пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лук. 24, 53), и не только апостолы, но, по книге Деяний апостольских, и все уверовавшие из иудеев, уже и по сошествии Святого Духа, каждый день единодушно пребывали в храме (Деян. 2, 46).Святой Апостол Павел приходил из дальних своих путешествий в Иерусалимский храм для поклонения (Деян. 24, 11.12). Однажды, как он сам говорит, когда он молился в храме, Господь Иисус Христос явился ему и сказал ему, что он назначается для проповеди не иудеям, а язычникам (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Другой памятник, написанный около 150 года христианином из язычников и отражающий практику александрийской христианской общины (Египет), традиционно называемый “Второе послание святителя Климента Римского к Коринфянам”, богословски осмысляет учение о крещении как о печати, которую должно носить и хранить всю жизнь: “Сохраните плоть в чистоте и печать без повреждения, чтобы получить жизнь вечную” 24 . Вопреки частому цитированию Евангелия в этом Послании, в месте, связанном с печатью, автор приводит слова из ветхозаветного пророчества Исаии. “О тех, которые не сохранили печати, — говорит он, — сказано: червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью всякой плоти” (Ис 66:24). Здесь печать кроме образа креста в крещении ещё и равнозначна библейскому представлению об имени Божием. Христиане, и в особенности Церковь, мыслятся как носители этого имени. В молитвах об оглашенных в Литургии Преждеосвященных Даров, древность которых не оспаривается, священник молится: “Призри на рабы Твоя оглашенныя и сопричитая их словесному Твоему стаду, на немже Имя Твое Святое нарицается” 25 . Традиция постановки на лбу крещаемого знака Божия в Церкви распространилась повсеместно. Уже говорилось о словах Блаженного Иеронима о знаке тав, который “имеет подобие креста, который изображается на челах христиан”. Во всяком случае Блаженный Августин в “Исповеди”, упоминая, как его мать, святая Моника, ознаменовала его, новорождённого, “крестным знамением”, сообщает об этом без комментариев, тем самым свидетельствуя, что данная практика была в его эпоху уже всем понятна 26 . В латинском житии святителя Порфирия Газского (†420) целая глава посвящена истории трёх отроков, оказавшихся в колодце и спасшихся оттуда чудесным образом после того как у них на телах (у одного в центре лба, у другого на правом запястье) появились знаки креста, выполненные как татуировки. “Они на них оставались долгое время для того, чтобы все видели и восхищались. Многие из язычников, когда видели это, обращались к вере” 27 . (В русской редакции святитель Димитрий Ростовский не перевёл этот сюжет, только упомянул его в конце жития святого Порфирия.) У коптских христиан ещё поныне делаются татуировки креста на тех же местах, что и у упомянутых в данном житии детей, что является знаком их принадлежности к христианской вере 28 . Полисемичность образа креста

http://pravmir.ru/pechat-dara-duha-svyat...

Подобным же образом учил и Соломон, написав следующее: «Нечестивый делает дело ненадежное, а, сеющему правду – награда верная ( Притч.11:18 ); за зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду ( Притч.14:32 . Снес. Притч.15:24 ; Еккл.8:12,13 ). По изображению пророка Исаии, «праведник (умирающий) восхищается от зла; он отходит к миру; ходящии прямым путем будут покоиться на ложах своих... (тогда как) нет мира нечестивым ( Ис.57:1, 2, 21 . Снес. Ис.66:24 ). Пророк же Иезекииль ясно отличает в преисподней, куда нисходили души умерших, особые места, назначаемые для обрезанных и необрезанных, и между этими местами, – одни – более низменные ( Иез.32:18–23 ), причем, само собою предполагалось, что во аде и для душ праведных, равно, как грешных – определялись места особые и разные, для первых лучшие, а для последних худшие. С подобной и, даже, сравнительно, большей ясностью определяется загробная участь душ праведных и грешных в позднейших неканонических книгах Ветхого Завета. Так, напр., в книге Премудрости Соломона об участи душ праведных говорится следующее: «Души праведных, – в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия ( Прем.3:1–4 ). Участь же за гробом душ грешных изображается так: «Как скоро они умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; ибо ужасен конец неправедного рода ( Прем.3:18, 19 ). Подобным образом, учил и Иисус, сын Сирахов, говоря о загробной участи праведных: «Боящемуся Господа, благо будет напоследок, и в день смерти своей получит благословение» ( Сир.1:13 ), – а об участи грешных: «Гнев (Божий) не замедлит, – наказание нечестивому огонь и червь ( Сир.1:18, 19 ); конец нечестивых – пламень огненный, – путь грешников вымощен камнями, но на конце его пропасть ада» ( Сир.21:10, 11 ). В книгах же маккавейских есть довольно ясное свидетельство о веровании ветхозаветной Церкви и в разные степени загробного мздовоздаяния, как душам праведным, так и грешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Судя по библейскому употреблению, термины «Фут и Луд» обозначают собой местности, смежные с Египтом, Ливией и Эфиопией, т. е. лежавшие на севере Африки. По известной этнографической таблице Библии «Фут» и «Луд» прямо представляются один братом, а другой – сыном «Мицраима», т. е. родоначальника египтян ( Быт.10:6 ). В той же таблице вместе упомянуты и два дальнейших имени – «Тубал и Яван», как сыновья Иафета ( Быт.10:2 ). Основываясь на библейских же параллелях, обычно полагают, что под термином «Тубал» или «Фовал» 84 следует разуметь население северной части малоазийского полуострова, или даже жителей современного Закавказья, родственных грузинам и сванетам. Под именем же «Явана» большинство комментаторов склонно видеть или прямо «Ионян», или, вообще, население Эллады и Архипелага. «Дальние острова» – неопределенное указание на отдаленные и еще неизвестные в то время народности и страны, которые со временем также будут свидетелями и участниками славного Мессианского царства (ср. Чис.24:24 ). Ис.66:20 . и пред­ставят всех братьев ваших от всех народов в дар Го­с­по­ду на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Го­с­по­дь, – подобно тому, как сыны Израилевы при­носят дар в дом Го­с­по­да в чистом сосуде. 20–21 стихи изображают блестящие результаты новой миссионерской проповеди, выразившиеся в широком и быстром притоке новых членов Христовой церкви. «И представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу... на святую гору Мою, в Иерусалим». Некоторые экзегеты склонны видеть здесь пророчество о возвращении иудеев из плена всех тех народов, к которым они попадали в течение своей политической истории (Dillmann etc.). Но контекст речи больше благоприятствует тому взгляду, что здесь говорится о привлечении в Церковь Христову «духовных братьев» Израиля, т. е. лучших представителей от всех языческих народов. Очевидно, пророк Исаия здесь как бы уже созерцает исполняющимся то самое, о чем он пророчествовал в начале своей книги, говоря; «и пойдут многие народы и скажут: приидите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Таков общий смысл отдела 40–66 гл. 230 и отношение его к предыдущим... «Утешайте, утешайте народ Мой. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его,... ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои» (40:1–2) 231 , т. е. приблизился конец наказанию Иерусалима, настало время избавления из плена – греховного и плена Вавилонского. Здесь пророк представляет отдаленное будущее как бы уже наступившим, – это зависело между прочим от того, необыкновенно возвышенного состояния духа, которое испытывал пророк во дни «надменного превозношения и поношения» Сеннахеримом Господа, «Святого Израилева» (37:22–35...). Кроме того, избавление от Сеннахерима было для пророка началом и залогом избавления вообще от господства народов, особенно же от плена Вавилонского. – «Глас вопиющего в пустыне 232 , приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (3 ст.), т. е. не только: убирайте все препятствия на том пути, по которому Господь возвращается на Сион, и по которому будет проходить народ из Вавилона в Иерусалим; но также: сотворите путь святый Господу в душах ваших (ср. 35:8; ср. 30:21; 26:7; 3:12; тоже значит «большая дорога» в 11:16; 19:23). Под образом «пустыни» разумеется у пророка то опустошенная Ассуром и Халдеями страна иудейская, снова восстановляемая по удалении Сеннахерима и после плена и произращающая спасение духовное (35:1 и дал.; 40:3; 32:9 и др.; 44:1–4; 49:19; 52:4, 10; 53:1–2; 58:11–12; 62:4 и др.; ср. 6:11–13), то пустыня, по которой возвращается народ из плена (40:3–4; ср. 35:8; 41:18–19; 49:10; ср. отчасти 30:29, 25; 29:23–24, 17–18 ст. и др.). Равным образом, «процветание пустыни» состоит не в одном внешнем процветании страны, внешней ее безопасности и спокойствии, а прежде всего – в «исправлении пути» – т. е. в святости (35:8; ср. 30:21) и правде, в «изобилии спасения» духовного, «мудрости и ведения страха Божия» (33:6; ср. 29 гл. 19, 24 ст.; 44:3–5; 45:8; 58:8–14; 61:3–4, 11 и др.). Слова пророка исполнились особенно тогда, когда явился Иоанн Предтеча в «пустыне иудейской», проповедуя путь покаяния народу ( Мф.3:1 ...: «исправьте путь Господу» – Ин.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010