При окормлении старец сначала упражняет ученика в телесном повиновении и телесных трудах, а потом уже постепенно возводит к духовным и упражняет в них. «Если бы мы, — говорит святой Василий Великий, — находились вне тела, то необходимо было бы стремиться к совершеннейшему одною душою. Но поелику человек двояк, то и упражнение в добродетели должно быть двоякое, состоящее в телесных трудах и душевных подвигах». «В новоначальных, — говорит он же, — внутренний человек сообразен с внешним: но если внешний неблагоустроен, не доверяй благоустроению внутреннего человека» (Подвижн. устав, т. 5, гл. 4). «Телесное делание, — говорит и святой Исаак Сирин (сл. 56), — предшествует душевному, как персть предшествовала душе, вдунутой в Адама. Кто не снискал телесного делания, тот не может иметь и душевного: потому что последнее рождается от первого, как колос от пшеничного зерна. А кто не имеет душевного делания, тот лишается и духовного дарования». «Делами укореняющиеся страсти делами же, противоположными им, и врачуются» (Преподобный Никита Стифат; Добротолюбие, т. 5, гл. 34, 1я 100). Самые внешние занятия ученика, как и внешняя обстановка, не безразличны для него. «Сердце внутренне отпечатлевается, — говорит святой Исаак Сирин, — по подобию внешних образов» (сл. 56). «Душа, — говорит и преподобный Иоанн Лествичник, — делается подобною телесным занятиям и что делает, оттого заимствует образ и с тем соображается. Одному из Ангелов начальство послужило поводом к высокоумию, хотя и не с тем было дано ему. Иные расположения у сидящего на престоле, и иные у сидящего на гноище» (Лествица, сл. 25). Таким образом, те или другие занятия и физические упражнения ученика имеют большое влияние на его внутреннюю настроенность. Кроме того, по тесной связи тела с душою известные движения и жесты первого вызывают то или иное соответствующее чувство и при повторении создают известное душевное настроение. Внешне-телесное действие совершаемое по принуждению, обращается при упражнении в делание внутренне-душевное и доброхотное, так например, механическое — внешнее выполнение молитвы при продолжительном и частом молитвенном положении способно вызывать сердечно-молитвенную настроенность; принужденная подача милостыни при повторениях обращается в доброхотную 5 .

http://azbyka.ru/starchestvo

Аминь. 6. М. 2000. 7 . Свт. Иоанн Златоуст. Беседа I в день Пятидесятницы. Полное собрание творений. Т. II. Кн. 1. М. 1993. 8 . Творения. М. 1997. Т. IV. С. 305 9 . Очень рекомендуем прочитать книгу схиарх. Херувима " Из Удела Божией Матери " (Киев, 1998). На наш взгляд, это лучшая книга об Афоне из изданных в России; по своей глубине она не уступает знаменитым " Письмам Святогорца " . 10 . Цитируется по кн.: " Отец Тихон. Последний великий русский старец на Афоне " (Св.-Троицкая Сергиева Лавра. 1997. С. 5.) и " Архондарик под открытым небом " свящ. Дионисия Тациса (М. 1998. С. 41.). 11 .Творения свт. Игнатия. М. 1997. Т. IV. С. 312. 12 . Творения свт. Игнатия. М. 1997. Т. IV. С. 311. 13 . Там же. С. 315. 14 . Лествица. Сл. 4. Гл. 120. 15. Лествица. Сл. 3. Гл. 11. 16. Сл. 56. 17 . Альфа и Омега. О конце мира. 1, 1997. 18. Творения свт. Игнатия. М. 1997. Т. V. С. 146. 19 . По предсказанию греческого святого XVIII века прпмч. Косьмы Этолийсского, русские войска должны войти в Константинополь и освободить Св. Софию от магометан, а битва при этом будет такой, что Босфор будет красным от крови. В 1916 году уже был утвержден Государем Императором план освобождения Константинополя Черно-морским флотом, которым командовал тогда великий русский патриот, впоследствии один из вождей Белого Движения, адмирал А. Колчак. Военные действия должны были начаться весной 1917 года. Но Господь, по непостижиым судьбам Своим, отложил исполнение пророчества. Осторожно, ересь! О книге " Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты " В 1998 году в Москве вышла книга под названием: " Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты " . Переводчик уверяет, что подлинность опубликованных текстов " не вызывает сомнений: их стиль и язык, грамматика и синтаксис, терминология и тематика неопровержимо свидетельствуют об авторстве Исаака " 20 . Однако стоит начать читать книгу, возникают большие сомнения в том, что авторство " новооткрытых текстов " принадлежит известному учителю Церкви VII века преподобному Исааку Сирину. Прежде всего удивляет пустота, бессодержательность, восторженность " новооткрытых текстов " , пестрящих восклицаниями, риторическими вопросами, чего нет в ранее известных творениях преп. Исаака Сирина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

Святые отцы (Святые Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Иоанн Кассиан, Нил Синайский ) различают восемь «начальственных», главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Эти страсти сводятся к трем: чревоугодию, сребролюбию и тщеславию (Григорий Синаит, гл. 91); и, наконец, к одной главной страсти —  самолюбию. «Положим, говорит Иоанн Лествичник, — что есть двенадцать бесчестных страстей: если произвольно возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна сия наполнит место прочих одиннадцати» (сл. 23, поуч. 5). Как связаны между собою страсти, так «преемственны» (Святой Исаак Сирин, сл. 78), связаны между собою и добродетели: нельзя понять и приобрести одну добродетель, не касаясь прочих. Одна добродетель, по неразрывности с другими ( 1Кор.12:26 ), вызывает эти другие. Точно добродетели и разграничить нельзя,— часто одна и та же добродетель, но называется по различному; но все добродетели, точно как и страсти, сводятся к одной добродетели — самоотверженной любви. «Все добродетели не что иное, как любовь в разных видах» ( Блаженный Августин ). «Нет ни одной добродетели, содружаюшей и соединяющей человека с Богом, которая бы не зависела от любви и в ней не сосредоточивалась, неприменительным образом держась на ней и ею сохраняясь» (Феодор епископ Едесский. Цветник Духовный). Любовь и самолюбие — два несовместимых противоположных полюса: «не будь самолюбив, и будешь Боголюбив, не будь самоугодник, и будешь братолюбив» (Святой Максим Исповедник ) Вследствие сродства между собою всех добродетелей требуется твердое обоснование на какой-либо добродетели. У каждого подвижника для восхода на небо непременно должен быть свой нравственный посох, на который он мог бы опираться, должна быть известная добродетель, к которой он мог бы привить и другие 7 . Самым употребительным нравственным посохом для духовного восхождения и является у подвижников послушание. Его — это послушание — старец и кладет в основание добродетелей и как фундамент старается прочно поставить — укрепить, сделать непоколебимым. «Во всем ты должен быть терпелив, — советует преподобный Иоанн Лествичник, — кроме преслушаняя повелений твоих» (Лествица, Сл. к паст. гл. 13, 15)… «Лучше изгнать послушника из обители, нежели позволить ему исполнить свою волю» (14, 4).

http://azbyka.ru/starchestvo

Если же ты не имеешь таких Божественных сил, то не желай наследовать труды святых особенными, необычайными, самоумерщвлениями, а только рассматривай их, удивляйся и смиряй себя, по изречению св. Иоанна Лествичника о нищих: как они, видя царские сокровища, еще более познают нищету свою, так и душа, читая повествования о великих добродетелях св. отцов, невольно, еще более смиряется в своем образе мыслей (Сл. 26-е § 25 воз. огл.). И св. Иустин говорит: небесная благодать до всех достигает, но не в равной мере: ибо Господь хощет всех спасти, но не посвятить. Однако поэтому не считай себя неблагополучным, что ты не можешь остро и подвижно жить в теле, как жили Святые, ибо и ты успеешь навершить это теплым вожделением и тщательностью внутреннего делания со смирением и тем угодить Богу. Ибо порфироносный Пророк не сказал: алках, или бдех, или на земле легах, но смирился, и спасе мя Господь ( Пс. 114:5 ) вскоре. Итак помолимся Господу усердно, чтобы Он подал нам во всех наших деланиях иметь смирение, которое бывает от веры и страха Божия, кротости, и совершенного нестяжания; ими достигается и совершенная любовь, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа». Подлинно не одним постом, а постом, соединенным со смирением, побеждаются невидимые враги нашего спасения. Св. Макарию Великому сам искуситель сказал однажды: я не силен против тебя, Макарий. Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня. – Чем же? говорит ему авва Макарий. Смирением, отвечал диавол. Вот почему я не силен против тебя 65 . Тем не менее авва Макарий постился и бодрствовал. Необходимо и всякому подвижнику не только смиренно поститься, но и бодрствовать со смирением, не придаваясь излишнему сну. Ο бдении «Бодрственное око, пишет святый Иоанн Лествичник , очищает ум, а долгий сон ожесточает душу (Сл. 20-е § 2-й). Бдительный инок есть ловец помыслов, могущий удобно их усматривать, понимать и уловлять в тишине ночи. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов, лучшее горнило для сварения принятой пищи, укрощение злых духов, обуздание языка, прогнание мечтаний. Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память. Богатство земледельцев собирается на гумне и точиле, а богатство и просвещение разума монахов – в вечерних и ночных предстояниях Богу и деланиях ума (Сл. 20-е)». «Всякая молитва , которую ты совершаешь ночью, говорит св. Исаак Сирин (Сл. 40-е), а будет в очах твоих досточестнее всех деяний дневных.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Брань Брань. (духовная). Человек до самой смерти не может не иметь брани с помыслами ( сл. 4 , стр. 23–24). – Победившие страсти добродетелями, хотя и бывают тревожимы помыслами, однакоже не побеждаются ими ( сл. 4 , стр. 24) . – Когда человек хранит чувства от приражений, тогда победа совершается без борьбы, а когда вознерадит об этом, входят приражния помыслов, и бывает брань ( сл. 5 , стр. 25). – Если человеку и приключится впасть в прегрешения, то, и побеждаемый, он должен возставать на борьбу с сопротивниками ( сл. 7 , стр. 35). – При духовном упражнении бывает то брань, то помощь благодати ( сл. 46 , стр. 196). – Бог попускает брань, требуя от нас опыта любви нашей к Нему ( сл. 46 , стр. 197). – Бог попускает на нас брани от страстей, чтобы мы притекали к Нему ( сл. 46 , стр. 200). – Вся наша жизнь есть время борьбы и поприще для состязанй ( сл. 47 , стр. 204). – Человек, поражаемый в борьбе, иногда внезапно получает победу над врагами ( сл. 47 , стр. 204–205). – Одержавшие победу в брани внешней отваживаются на внутреннюю ( сл. 56 , стр. 288). – Должно вести брань прямо противсвоей страсти и недуга ( сл. 57 , стр. 293 –294). – О различии браней. Как враг борет ленивых и с сомнением и холодностью вступивших в подвиг? ( сл. 60 , стр. 323). – Как борет он мужественных и с ревностью вступивших в подвиг ( сл. 60 , стр. 325). – Сластолюбие и любовь к покою бывают причиною попущения и поражния ( сл. 60 , стр. 326). – Во время подвига полезно вспоминать первую ревность, с какою вступил человек в подвиг ( сл. 60 , стр. 327). – О вражеской брани с сильными и мужественными, коих враг старается победить гордостью ( сл. 60 , стр. 328). – Враг борет подвижников вещами чувственными и нечистым воспоминанием о женщинах ( сл. 60 , стр. 329–330). – Кто не покоряется врагу в малом, того не одолеет он и в великом; если же будем пренебрегать малым, то впадем в велиие труды (бранные) ( сл. 75 , стр. 378). – Брани, происходящия от разрешения чувств, более опасны и вредны, чем порождаемые разслаблением и покоем (излишним) ( сл. 90 , стр. 428). Читать далее Источник: Слова подвижнические/Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. – 712 с. (Сокровищница святоотеческой письменности)/Алфавитный указатель предметов, содержащихся в словах святаго Исаака Сирина. 526-625 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/al...

Христос, Слово, Сын Божий Христос, Слово, Сын Божий. Св. Писание неприменимое к человеческой природе Христа иногда приписывает всесвятому телу Его и, наоборот, уничижительное, свойственное Ему по человечеству, приписывает Божеству Его ( сл. 4 , стр. 20). – Христос, как Бог и человек, содедался Ходатаем Бога и человеков ( сл. 6 , стр. 33; сл. 38 , стр. 164). – К славе Христа, окружающей престол чести Его, не могут приближаться чины ангельские, но ради Нас явился Он в уничиженном и смиренном образе. Невидимый по естеству для всей твари, облекся Он в тело и совершил домостроительство нашего спасения ( сл. 6 , стр. 83). – Кто разлучится в пути своем от ищущих чистоты, того разлучит от них и Христос в день суда ( сл. 7 , стр. 36–37). – До пришествия Христа во плоти ангельские чины не были в состоянии проникать в Божественный тайны, но когда воплотилось Слово, отверзлась им дверь в Иисусе ( сл. 18 , стр. 75). – Чудное домостроительство Божие совершено в человечестве восприятием нашего естества вторым Лицом Св. Троицы – Христом ( сл. 28 , стр. 130). – Кто любит собеседование со Христом, тот любит быть уединенным ( сл. 4 ), стр. 174). – Для чего предан был Христос на смерть Отцом Своим? ( сл. 48 , стр. 207). – Для чего в смиренномудрие облеклось вочеловчившееся Слово-Христос? ( сл. 53 , стр. 232; сл. 74 , стр. 372). – Пришествием Своим Христос излиял благодать Свою на мip ( сл. 53 , стр. 233). – Не в трусе, не в огне, не в гласе страшном и крепком снисшел Христос на землю, но – как дождь на руно и как капля, тихо капающая на землю ( сл. 53 , стр. 233). – Христос как бы в сокровищнице утаил величие Свое под завесою плоти, соделав Себе ее мановением Своим в лоне девы и Богородицы Марии ( сл. 53 , стр. 233; сл. 74 , стр. 372). – Кто облекается в смирение, тот облекается в Самого Христа ( сл. 53 , стр. 233). – Христос – образ смиренномудрия ( сл. 53 , стр. 233–234). – Естество наше в вочеловечении Христовом прияло обновление, приобщилось Христову страданию и смерти, излиянием крови Христовой обновилось и освятилось, и соделалось способным к принятию заповедей новых и совершенных ( сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/al...

1579 Игум. Антоний. Письма, п. 250. С. 314. 1580 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. VI, гл. 1—8. 1581 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 166. С. 95. 1582 Свт. Василий Великий. Творения. Ч. VII, М., 1854, п. 230. С. 178. 1583 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Деян. 1584 Свт. Григорий Двоеслов. Собес. Кн. IV, гл. 15. С. 286. Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 59 и 71. С. 130, 141; Старч. советы. С. 481. 1585 Прот. Гр. Дьяченко. Симфония. С. 474. 1586 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 109. 1587 Он же. Отв. 2, ср. отв. 108; авва Дорофей. Поуч. 13. С. 155—156. 1588 Преп. Исаак Сирин. Слово 78. С. 387—388. 1589 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 159. С. 307, ср. п. 189. С. 325. 1590 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 213. 1591 Преп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы, глава 105. 1592 Там же. Гл. 106. С. 38. 1593 Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 126. 1594 Преп. Исаак Сирин. Сл. 91. С. 433. 1595 Четьи-Минеи, 26 янв.; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. С. 266—268. 1596 Преп. Исаак Сирин. Слово 21. С. 82. 1597 Он же. Слово 61. С. 336. 1598 Игум. Антоний. Письма. П. 116. С. 135. 1599 Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 169. 1600 Преп. Исаак Сирин. Слово 79. С. 392. 1601 Серафим, еп. Сухумский. Речь перед наречением во епископа. Прибавл. к Церковн. Ведом. 1905, 18. С. 759. 1602 Преп. Макарий Египетский. Слово 7, гл. 13; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, 128—130. 1603 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III, 163—164, преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 26. С. 204, 205. 1604 Преп. Исаак Сирин. Слово 1. С. 1. 1605 См. в «Отечнике» еп. Игнатия Брянчанинова повесть об Евлогии Каменотесе. 1606 Четьи-Минеи, 20 сент. 1607 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. С. 290. 1608 Преп. Исаак Сирин. Слово 47. С. 204. 1609 Преп. Макарий Египетский. Слово 7, гл. 31. 1610 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 5-я на 2Кор. 1611 Преп. Исаак Сирин. Слово 57. 1612 Муч. Фомаида была умерщвлена женонеистовым своим свекром, посягавшим на ее целомудрие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Поползновение, приражение Поползновение, приражение. (греховныя). О поползновении, бывающем в нашем устроении ( сл. 46 , стр. 195–196). – Поползновения и приражения неизбежны в сем мире, но не нужно малодушествовать, а надеяться на победу ( сл. 47 , стр. 204). – Поползновение обнаруживает, человеческую немощь, и какая от сего польза? (сл.58, стр. 307). – Для чего Бог попускает человеку поползаться в различныя страсти и срамные помыслы? ( сл. 61 , стр. 336). – О приражениях страстей, омрачающих душу безмолвствующаго, и как бороться ему с ними? ( сл. 64 , стр. 342). – Мы не тогда должны печалиться, когда поползнемся в согрешении, но когда закоснеем в нем, потому что поползновение бывает и с совершенными ( сл. 90 , стр. 429). – Что бывает с тем, кто поползается в надежде на покаяние? ( сл. 90 , стр. 429). Читать далее Источник: Слова подвижнические/Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. – 712 с. (Сокровищница святоотеческой письменности)/Алфавитный указатель предметов, содержащихся в словах святаго Исаака Сирина. 526-625 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/al...

Раздражительность Раздражительность. Терпение скорбей плоти производится действием раздражительной части души ( сл. 2 , стр. 12). – Похотение и раздражительность суть естественныя страсти души, независимо от телеснаго естества ( сл. 4 , стр. 20). – Сердце раздраженное не вмещает в себе тайн Божиих ( сл. 8 ; стр. 37). – При безмолвии и утишении раздражительности и гнева в море сердечном – носятся в нем тайны и откровения Божественные ( сл. 8 , стр. 38). – Каково состояние человека раздражительнаго? ( сл. 8 , стр. 39). – Когда обнаружит свою деятельность естественная раздражительность, то телесная жизнь бывает пренебрегаема паче уметов ( сл. 49 , стр. 223). – Чему подобна сила раздражительности, когда найдет она себе доступ в наш ум? ( сл. 89 , стр. 420). – (См. Гнев). Читать далее Источник: Слова подвижнические/Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. – 712 с. (Сокровищница святоотеческой письменности)/Алфавитный указатель предметов, содержащихся в словах святаго Исаака Сирина. 526-625 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/al...

11. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» ( Мф.12:43–45 ). 12. Святитель Игнатий пишет, как отражается данная проблема на монашестве: «Ныне ослабевшее христианство приготовляет и доставляет, соответственно своему состоянию, слабых монахов. Ныне вступление девственника в монастырь – величайшая редкость! Ныне вступление лица, не стяжавшего порочных навыков, – редкость! Ныне вступление сохранившего неиспорченным здоровье, способного к монастырским подвигам, – редкость! Наиболее вступают слабые, поврежденные по телу и душе; вступают наполнившие память и воображение чтением романов…; вступают пресытившиеся чувственными наслаждениями… с совестью притупленною, умерщвленною… Для этих личностей борьба с собою очень затруднительна. Затруднительна она и по причине укоренившихся в них порочных навыков, и по причине утраты искренности, по неспособности к ней. По этой же причине затруднительно и наставление их» (Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . – Т. I. Аскетические опыты. – С.-Пб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. – с. 477). 13. Исаак Сирин . Слова подвижнические. – М., 1858. – Сл. 11. 14. См. 1Кор.11; 26-30 . Данный отрывок из Послания к коринфянам говорит не только об ответственности в принятии таинства святого Причащения, но об ответственности по отношению ко всем остальным Таинствам. Можно сравнить слова Апостола «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11 ; 26) со словами: «Неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни .

http://azbyka.ru/otpavshie-ili-nevocerko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010