Из всех форм внутренней аскезы умное делание является наиболее внутренней, так как из всех сущ-ствовавших и существующих форм медитации только она одна достигает внутреннего сокровища, драгоценного Маргарита, скрытого в самом затаенном уголке сердца, ставя ум в связь с Логосом, который есть свет ума, подобно тому, как ум есть свет души, душа – свет тела. И только она открывает полностью законы духа, о которых говорится в этой книге. Для катастасиса характерны искажения действия и деятельности, как членов тримерии, как и отдельных сил, характерно извращенное, неразумное делание. Аскеза имеет целью перевод всей тримерии из катастати-ческой извращенности (метасхематизма) в первозданное естество,– вызвать деятельность духа вне душевно-телесной сферы, в духовном плане, напомнить человеку о его небесном гражданстве и дать ему возможность реализовать заложенные в нем небесные начала. Исаак Сирин говорит об упражнении в молитве, «чтобы ум умудрился долговременным пребыванием в ней» (Сл. 39,171), говорит об «упражнении ума наслаждающегося тайнами будущего» (Сл. 28, 136), об упражнении в религиозной горячности, в чтении, в добродетелях. Молитва есть универсальная форма аскезы, так как она соединяет внешние формы аскезы с внутренней аскезой. Она включает в себя необходимые элементы внутренней аскезы: внимание, концентрацию и медитацию. В Мистике Разума Йога (спекулятивная мистика) молитва считается одной из форм внешней аскезы, так как она часто связана с культом, имеет словесную форму (logos proforicos) и обращена от Я к не-Я, в то время как считается, что внутренняя аскеза заключается в концентрации на Я. Но есть ведь и индивидуальная молитва вне культа, есть и внутреннее слово (logos endiathetos, и в умной молитве действует именно это внутреннее словов. Это обращение я к не-Я идет на пользу Я, соединяет его с источником жизни, огня и света, с Божественным не-Я. Только в молитве ум выводится за пределы человеческого и переходит в Божественную область, и здесь – великая, освобождающая от безды субъективизма Я, сила молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

2. Благотворное и полезнейшее влияние безмолвника на ближних открывается не только в общении его наставительных наблюдений над внутреннею жизнию, но даже и самый пример его отрешенной жизни пользует внимательного мирянина, приводя его в самосознание и обращая к чувству благоговения… Житель мира, слыша о благоговейном отшельнике, или проходя мимо его затвора, ощущает возбуждение к благочестивой жизни, вспоминает, чем может быть человек на земле, и как доступно возвращать человеку первобытное свое созерцательное состояние, в каком он вышел из рук Творческих. Безмолвный отшельник самым молчанием своим учит, самою жизнию пользует, назидает и убеждает к исканию Бога… 3. Показанная польза проистекает от безмолвия истинного, просвещенного и осененного светом благодатным. Но если бы безмолвник и не имел сих благодатных даров, чтобы быть светильником мира, если бы вступил на путь безмолвия с тою только целью, чтобы скрыть себя от сообщества себе подобных, по причине своей лености и нерадивости и худого и соблазнительного примера, то и тогда бы он сделал великую пользу, и имел бы благотворное влияние на общество, среди которого он находился, подобно, как садовник отсекает сухие и бесплодные ветви, и извергает вредные растения для беспрепятственного возрастания лучших и полезных. И это уже много, и это уже общественная польза, что безмолвник отшельничеством своим отъемлет соблазн, неминуемо происходивший бы от его соблазнительной жизни среди людей, и повреждавший бы нравственность ближних. О важности безмолвия св. Исаак Сирин отзывается так: «Когда на одну сторону положим все дела жития сего, а на другую молчание: тогда найдем, что оно перевешивает на весах (сл. 41). Творящих знамения, и чудеса и силы в мире, не сравнивай с безмолвствующими с ведением. Бездейственность безмолвия возлюби паче, нежели насыщения алчущих в мире, и обращения многих народов к Богу. Лучше тебе самого себя разрешить от уз греха, нежели рабов освободить от рабства» (сл. 56). Даже самые стихийные мудрецы сознавали пользу безмолвия: философская школа неоплатоников, имевшая многих знаменитых последователен под руководством философа Плотина, глубоко развивала созерцательную, внутреннюю жизнь, достигаемую преимущественно в безмолвии… Один духовный писатель сказал, что если бы государство было развито до последней степени образованности и нравственности, то и тогда все еще останется забота и потребность иметь людей, для иных, созерцательных целей, кроме общественной гражданской деятельности, дабы поддерживать дух истины, и приемля оный от всех веков минувших, сохранять для веков будущих и передавать потомству. Таковые люди, в церкви суть пустынники, отшельники и затворники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2410...

2. Благотворное и полезнейшее влияние безмолвника на ближних открывается не только в общении его наставительных наблюдений над внутреннею жизнию, но даже и самый пример его отрешенной жизни пользует внимательного мирянина, приводя его в самосознание и обращая к чувству благоговения… Житель мира, слыша о благоговейном отшельнике, или проходя мимо его затвора, ощущает возбуждение к благочестивой жизни, вспоминает, чем может быть человек на земле, и как доступно возвращать человеку первобытное свое созерцательное состояние, в каком он вышел из рук Творческих. Безмолвный отшельник самым молчанием своим учит, самою жизнию пользует, назидает и убеждает к исканию Бога… 3. Показанная польза проистекает от безмолвия истинного, просвещенного и осененного светом благодатным. Но если бы безмолвник и не имел сих благодатных даров, чтобы быть светильником мира, если бы вступил на путь безмолвия с тою только целью, чтобы скрыть себя от сообщества себе подобных, по причине своей лености и нерадивости и худого и соблазнительного примера, то и тогда бы он сделал великую пользу, и имел бы благотворное влияние на общество, среди которого он находился, подобно, как садовник отсекает сухие и бесплодные ветви, и извергает вредные растения для беспрепятственного возрастания лучших и полезных. И это уже много, и это уже общественная польза, что безмолвник отшельничеством своим отъемлет соблазн, неминуемо происходивший бы от его соблазнительной жизни среди людей, и повреждавший бы нравственность ближних. О важности безмолвия св. Исаак Сирин отзывается так: «Когда на одну сторону положим все дела жития сего, а на другую молчание: тогда найдем, что оно перевешивает на весах (сл. 41). Творящих знамения, и чудеса и силы в мире, не сравнивай с безмолвствующими с ведением. Бездейственность безмолвия возлюби паче, нежели насыщения алчущих в мире, и обращения многих народов к Богу. Лучше тебе самого себя разрешить от уз греха, нежели рабов освободить от рабства» (сл. 56). Даже самые стихийные мудрецы сознавали пользу безмолвия: философская школа неоплатоников, имевшая многих знаменитых последователей под руководством философа Плотина, глубоко развивала созерцательную, внутреннюю жизнь, достигаемую преимущественно в безмолвии… Один духовный писатель сказал, что если бы государство было развито до последней степени образованности и нравственности, то и тогда все еще останется забота и потребность иметь людей, для иных, созерцательных целей, кроме общественной гражданской деятельности, дабы поддерживать дух истины, и приемля оный от всех веков минувших, сохранять для веков будущих и передавать потомству. Таковые люди, в церкви суть пустынники, отшельники и затворники.

http://azbyka.ru/fiction/otkrovennye-ras...

«Когда кто падет, – взывает преп. Исаак Сирин , – да не забывает любви Отца своего; но, если приключится ему впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестает радеть о добре, да не останавливается в своем течении, но, и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими противниками, и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего, имея в устах пророческое слово: не радуйся о мне, противник мой, яко падох: ибо снова восстану. Аще сяду во тьму, Господь озарит мя ( Мих.7:8 ); и нимало да не прекращает брани до самой смерти, и пока есть в нем дыхание; да не предает души своей на одоление, даже и во время самого поражения. Но если и каждый день разбивается ладья его, и терпит крушение весь груз, да не перестает заботиться, запасаться, даже брать взаймы, переходить на другие корабли и плыть с упованием, пока Господь, призрев на подвиг его и умилосердившись над сокрушением его, не ниспошлет ему милость свою, и не даст ему сильных побуждений встретить и вытерпеть разожжённые стрелы врага. Такова премудрость, подаваемая от Бога, таков мудрый больной, не теряющий надежды своей!» (В сл. 7, стр. 42). Св. Лествичник уверяет: «Часто и малые дары утоляли великий гнев Судии» (В сл. 5, – «Господь милосерд, – взывает преп. Ефрем: Ему приятно оказать милость и спасти человека. Поэтому, грешник, неослабно умоляй о милосердии, и проси себе щедрот; потому что и Господь твой не утомляется, прощая тебе долги твои» (Твор. св. отцов 1850г, том 16, стр.26). 2 . «Прежние навыки, – говорит Лествичник, – мучительствуют нередко и нам плачущим об оных» (В И демоны при этом случае наводят на душу кающегося печаль и внушают безнадежность покаяния (В «Когда подвергаюсь я бедственному падению, говорил один брат, помысел мой снедает меня, и укоряет: для чего ты пал?» – Против такого мучительного напора злых помыслов, авва Пимен сказал в одобрение брату: «Коль скоро человек впадает в грех и скажет: «согрешил я!» – грех тотчас проходит» (Дост. сказан.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

1 . «Отличительное свойство преуспевающих еще в блаженном плаче, – говорит св. Лествичник, – есть воздержание и молчание уст, а преуспевших – не гневливость и не памятозлобие; совершенных же – смиренномудрие, жажда поруганий, произвольное желание непроизвольных скорбей, неосуждение согрешающих, сострадание – даже не в меру сил. Достойны одобрения первые, достохвальны вторые; блаженны же алчущие скорби и жаждущие поруганий, потому что насытятся они непресыщающею пищей» (Слов. 7, Посему – «когда в представляющих о себе, что плачут по Богу, увидим гнев и гордость; тогда слезы их признаем противными: ибо кое общение свету ко тьме ( 2Кор.6:14 )» 2 . «Прекрасна молитва с воздыханиями и слезами, особливо, если слезы проливаем безмолвно, – говорит преп. Ефрем Сирин . Вопиять же во услышание – знак человекоугодия; а кто молится с ведением и с верою, тот зрит пред собою Господа, так как о Нем живем и движемся и есмы ( Деян.17:28 )» (Тв. св. отц. 1849 г, том 14, стр. 173). 3 . Очевидный и самый верный признак истинного сокрушения кающийся может видеть в строгом образе своей жизни, и в возненавидении всякого телесного утешения. «Те, – говорит св. Лествичник, – которые могут плакать от глубины сердца, возненавидели и самую жизнь свою, тела же своего отвращаются как врага» (Слов. 7, «Как сказал некто из любящих Бога: «клялся я, что умираю всякий день». «Тем и отличаются сыны Божьи от прочих, – описывает преп. Исаак Сирин , – что живут они в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем. Ибо не благоволил Бог , чтобы возлюбленные Его покоились, пока они – в теле, но паче восхотел, чтобы они, пока – в мире, пребывали в скорби, в тяготи, в трудах, в скудости, в наготе, в одиночестве, нужде, болезни, уничижении, в оскорблениях, в сердечном сокрушении, в утружденном теле, в отречении от сродников, в печальных мыслях, имели иной взгляд на всю тварь, место жительства, непохожее на обыкновенное человеческое, жилище иноческое, которое безмолвно, не видно по человеческому взгляду, не заключает в себе ничего такого, что веселит здесь человека. Иноки плачут, а мир смеется. Они воздыхают, а мир веселится. Они постятся, а мир роскошествует. Трудятся они днем и ночью, предаются подвигам в тесноте и трудах. Некоторые из них пребывают в добровольных скорбях; другие в трудах, борясь со страстями своими; иные гонимы людьми, а иные бедствуют от страстей, от демонов и от прочего... Христос Спаситель наш, любовь Которого превозмогает телесные смерти, да явит нам крепость любви Своей!» (В сл. 36, стр. 192). 6. Средства, возбуждающие сердечные сокрушения

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Внимай себе, возлюбленный, говорит Исаак Сирин , и при непрестанном делании имей пред глазами и приключающиеся тебе скорби, и место пустыни, в которой живешь, и тонкость ума своего вместе с грубостью своего познания, и продолжительность безмолвия вместе со многими врачевствами, то есть искушениями, какие наводятся на тебя то истинным Врачом ко здравию внутреннего человека, то иногда и бесами, и состоят иногда в болезнях и трудах телесных, иногда в ужасающих помышлениях души твоей и в страшных напоминаниях о том, что будет при конце; иногда прививаются и обвязываются благодатная теплота и сладкие слезы и духовная радость и подобное. И теперь, во всех ли этих обстоятельствах совершенно видишь, что язва твоя начала подживать и закрываться, то есть страсти стали ослабевать? Положи примету, и непрестанно входи сам в себя, и смотри, какие страсти, по твоему замечанию, изнемогли пред тобой, какие истребились и совершенно оставили тебя, какие начали умолкать вследствие выздоравливания души твоей, а не удаления только того, что возбуждало их, и какие научился ты одолевать разумом своим, а не одним лишением себя причин страсти. И еще внимай, совершенно ли видишь, что в гниющей язве твоей начала нарастать живая плоть, то есть мир душевный; и какие страсти преследуют тебя одна за другой последовательно и стремительно и через какой промежуток времени; телесные ли или душевные это страсти, или сложные и мешанные, и проходят ли в памяти только как слабые, или сильно восстают на душу, и как восстают – властительски или яко тать; как смотрит на них царь-ум, этот властитель чувств: вступает ли с ними в брань, когда выступят вперед и объявят войну, и доводит ли их до бессилия своею крепостью, или и видя не видит их вовсе и не занимается ими; и какие остались из старых страстей, и какие вновь образовались; притом возникают ли страсти в живых образах или в чувстве – без живых образов и в памяти – без страстного движения, без размышления о них и без раздражения. И по этому можно узнавать меру душевного здравия (Исаак Сир. Сл. 45. лист 76 наобор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

С. 7….о стихийном образовании во Франции новой партии… – Источник информации установить не удалось. …по анкете французского журнала «Arts " … – По-видимому, допущена ошибка: французский журнал с таким названием не значится в справочниках иностранной периодики. Вогюэ Эжен Мельхиор, де (1848–1910) – французский писатель и историк литературы, многие годы изучавший русскую историю и литературу, стал известен книгой «Русский роман» («Le roman russe», 1886), в которой чрезвычайно высоко оценил русскую литературу; очерк о Достоевском в книге Вогюэ назван «Религия страдания»; один из рассказов о русской литературе называется «Русские сердца» russes», 1893). C. 8. «Дорога в никуда» – роман Ф. Мориака (1939). Шидловский Иван Николаевич (1816–1872). См. о нем: Алексеев М. П. Ранний друг Достоевского. Одесса, 1921. …в одном стихотворении писал… – В черновых материалах к рукописи С.И. Фуделя процитированы строфы из стихотворения И.Н. Шидловского 1842 г.: Пока во мне ясна, жива Первоверховная идея Началотворца, Божества… Я непременно устою В переворотах всякой бури; Бог, кормчий мой, стрежет ладью; Звезду вожатую мою. Он теплит явно так в лазури. Он не к Себе ль ведет меня, Отец, всемощный Покровитель? Дождусь я радостного дня: И вечность, время заменя, Отворит мне свою обитель. Зеленецкий Александр Андреевич (? – после 1913), в 1880 г. – студент Петербургской духовной академии, впоследствии церковный историк. С. 9. Достоевский называл Диккенса великим христианином… – В июньском выпуске «Дневника писателя на 1876 год», в разделе «Несколько слов о Жорж Занде», Ф.М. Достоевский писал: «Не любила она тоже выводить в романах своих приниженных лиц, справедливых, но уступающих, юродивых и забитых, как почти есть во всяком романе у великого христианина Диккенса» (23: 37). Исаак Сирин говорил… – Ср.: «Потому попускает Бог , чтобы святые Его искушаемы были всякой печалью… что вследствие искушений приобретают мудрость» (Авва Исаак Сириянин. Слова подвижнические. М.,1858. Сл. 37. С. 229–230).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

2. Благотворное и полезнейшее влияние безмолвника на ближних открывается не только в сообщении его наставительных наблюдений над внутреннею жизнию, но даже и самый пример его отрешенной жизни пользует внимательного жителя мира, приводя его в самосознание и обращая к чувству благоговения 595 ... Житель мира, слыша о благоговейном отшельнике или проходя мимо его затвора, ощущает возбуждение к благочестивой жизни, воспоминает, чем может быть человек на земли и как доступно человеку возвращать первобытное свое созерцательное состояние, в каковом он вышел из рук Творческих. Безмолвный отшельник самым молчанием своим учит, самою жизнию пользует, назидает и убеждает к исканию Бога!.. 3. Показанные пользы проистекают от безмолвия истинного, просвещенного и осененного светом благодатным. Но если бы безмолвник и не имел сих благодатных даров, чтоб быть светильником мира, если бы вступил на путь безмолвия с тою токмо целью, чтоб сокрыть себя от сообщества себе подобных по причине своей лености, нерадивости и худого и соблазнительного примера, то и тогда он сделал бы великую пользу и благотворное влияние на общество, среди которого он находился, подобно как садовник отсекает сухие и бесплодные ветви и извергает вредные растения для беспрепятственного возрастания лучших и полезных. И это уже много, и это уже общественная польза, что безмолвник отшельством своим отъемлет соблазн, неминуемо происходивший бы от его худой и блазнительной жизни среди людей и повреждавший бы нравственность ближних. О важности безмолвия святой Исаак Сирин отзывается так: «Когда на одну сторону положим все дела жития сего, а на другую – молчание, тогда найдем, что оно перевешивает на весах» (Сл. 41) 596 . «Творящих знамения, чудеса и силы в мире не сравнивай с безмолвствующими с ведением. Бездейственность безмолвия возлюби паче, нежели насыщение алчущих в мире и обращение многих народов к поклонению Богу. Лучше тебе самого себя разрешить от уз греха, нежели рабов освобождать от рабства» (Сл. 56) 597 . 598

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Словом «поучение» переведено такое слово, которое собственно значит — в сладость перебирать в уме или повторять языком речения Божественного слова и вследствие того находить утешение в них. «Совети» — советники, или собрание разбирающих кое–либо дело. Святой пророк, в противность заседанию князей века, учреждает свое, в котором под председательством страха Божия и совести ум находит в слове Божием решение — какой образ деятельности должно противопоставить злодейским замыслам врагов. Таким образом, свидения и оправдания Божий, вообще Божие слово для него и служит утешением и руководственным вразумлением в притрудностях, встречаемых на пути богоугодной жизни. Нужно ли говорить, что лучшего образа действования и придумать нельзя? И во внутренних, и во внешних теснотах иди к слову Божию: оно выведет тебя на светлую и просторную дорогу, научив безбедно обходить встретившиеся затруднения. При этом немногое надо приложить от себя — одну совершенную покорность велениям Божиим, и, чего бы они ни потребовали, с готов–ностию жертвовать всем в удовлетворение им. Такое настроение есть канал, по которому из слова Божия изливается в душу благопотребное ей в то или другое время, потому что тут же присутствует и Изрекавший это слово и Видящий нужды ищущих в Нем руководства себе и умеющий печатлеть в уме и совести уроки Своей дивной премудрости. Святой Исаак Сирианин говорит: «Божественною благодатию путеводимые в жизни своей к просвещению всегда ощущают, что как бы умный какой луч проходит по стихам написанного, и отличает уму голые слова от того, что душевному ведению сказано с великою мыслию» (Исаак Сирин, Сл.1). «Если ум, продолжает он, плавает на поверхности моря Божественных Писаний и не может проникнуть мыслью Писания до самой глубины, уразуметь все сокровища, таящиеся во глубине его, то и того уже, что ум занят рвением к уразумению Писания, достаточно для него, чтобы единым помышлением о досточудном водительстве Божием крепко связать свои помыслы и воспрепятствовать им; тогда как сердце немощно и не может вынести озлоблений (злых помыслов, наносимых внешними предметами, возбуждающими страсти), встречающихся при внешних и внутренних бранях».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Друзья Иова утешали его в первые семь дней гораздо лучше, сидя возле него молча, нежели после, когда выступили со своими безрассудными утешениями, превращавшимися в обвинения 186 . (Сост. Г. Д-ко по кн.: «Христ. уч. о нравств.» Мартенсена, т. II, 261). 4. Облегчение состояния несчастных Несчастия с людьми бывают от многих причин: то от потери здоровья и способности к труду, то от потери имущества, то от бесславии, то от семейных напастей, (несогласия между супругами, неудачных детей), то от неприятностей служебных и т. д. От чего бы ни был несчастен человек, он находится в большой опасности как для своего духа, который может потерять веру в примудрый и всеблагий промысл Божий, так и для своего тела, которое может испытывать разного рода физические страдания, которые могут при отсутствии всякой помощи закончиться смертию. Наш долг идти на встречу несчастному и помогать ему всеми средствами, которые имеются в нашем распоряжении – или словом, или делом, или наконец молитвою за него Богу. Как часто одно доброе слово, одно выражение искренней ласки ободряло несчастных, и благотворно действовало на их печальное сердце! Как часто даже ничтожное материальное пособие, поданное во время, становило человека на ноги и спасало его от мрачных мыслей о самоубийстве! Если мы, имея возможность облегчить состояние несчастного, отказываемся от этой священной обязанности, мы совершаем великий грех немилосердия, и становимся виновниками даже смерти его. «Накорми умирающего от голода; а если ты не накормишь, то убил его», говорит св. Амвросий (de offic. lib. 1 сар. 30). Один древний христианский писатель ( Лактанций ) пишет: «кто может помогать умирающему и не поможет, тот убивает его» (Inet. div. lib. 2 cap. 11). Относительно способа, каким нужно облегчать несчастия ближних, нужно соблюдать следующие правила: а) при совершении дел христианской помощи не должно иметь никакого Фарисейского тщеславия, или другой либо нечистой страсти, а должно совершать их по любви к Богу и ближнему ( Матф. 6, 1 – 6 ; сл, 7, 2), с благорасположением. Кийждо якоже изволение имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог ( 2Кор. 9, 7 ); б) помогая несчастным, должно щадить их скромность: посему не надобно огорчать их оскорбительными словами, или суровым видом, от которого несчастный может оскорбиться или смутиться. «Если даешь что нуждающемуся, говорит Исаак Сирин , то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое и добрым словом утешь скорбь его. Когда сделаешь это, тогда ласковость в уме его дороже и такого даяния твоего, которое было бы даже сверх потребностей тела». (сл. 89, стр. 511). ( Г. Дьяченко ). 5 Дружелюбие в отношении ко всем людям

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010