«Посему умоляю тебя, святый, да не входит тебе и на помысел это, но больше всего приобрети терпение для всего, что ни бывает с тобою, и в великом смирении и сокрушении сердца о том, что в нас и о помыслах наших, будем просить отпущения грехов своих и душевнаго смирения». Одним из святых написано: «Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом». Если же скажешь, что некоторые отцы писали о том, что такое душевная чистота, что такое здравие, что такое безстрастие, то писали не с тем, чтобы нам с ожиданием домогаться этого прежде времени; ибо написано, что «не приидет царствие Божие с соблюдением» ( Лк. 17:20 ) ожидания. И в ком оказалось такое намерение, те приобрели себе гордость и падение; а мы область сердца приведем в устройство делами покаяния и житием благоугодным Богу; Господне же приидет само собою, если место в сердце будет чисто и неосквернено. Чего же ищем с соблюдением, разумею Божии высокия дарования, то не одобряется Церковью Божией; и приемшие это приобретали себе гордость и падение, и то не признак того, что человек любит Бога, но душевная болезнь» ( Исаак Сирин , Сл. 55, стр. 258, рус. изд.). Кто прежде совершенного обучения в первой части – а именно, полного очищения сердца от страстей внешними подвигами и исполнением заповедей Божиих, стремится перейти ко второй части, т.е. уже умозрительной, ищет высоких духовных дарований, того постигает гнев Божии за то, что не умертвил прежде уды свои «яже на земли» ( Кол. 3:5 ) терпеливым упражнением в делании крестного поношения, но дерзнул в уме своем возмечтать о славе крестной. Другими словами, сначала Голгофа подвига, а потом уже слава Воскресения: утешение в молитве и высокие дарования. И еще: «Всякого человека, который прежде совершенного обучения в первой части, переходит к сей второй, привлекаемый ее сладостью, не говорю уже своею леностью, постигает гнев за то, что не умертвил прежде уды свои «яже на земли» ( Кол. 3:5 ), т.е. не уврачевал немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения, но дерзнул в уме своем возмечтать о славе крестной» (Сл. 2, стр. 20, рус. пер.). Первая часть есть: «деяние, исполняемое действом яростной части души в претерпении скорбей плотских, очищающее страдательную часть души силою ревности; а вторую – видение, совершаемое тонким деланием ума и божественным приснопоучением и пребыванием в молитве и прочими».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

41 Возникший на её почве иудаизм – новая религия, об образе Бога в которой говорить сложно из-за его принципиальной противоречивости в различных течениях иудаизма. 42 Маркс К., Энгельс Ф . О религии. М., 1955. С. 160. 43 Барниколь Эрнст . Жизнь Иисуса в плане истории нашего спасения. Галле, 1958. С. 72. См. также: Аверинцев С.С. Стоическая житейская мудрость глазами образованного сирийца предхристианской эпохи (увещательное послание Мары Бар-Серапиона к сыну)//Сб. Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985. С. 67–75. 44 Письма Плиния Младшего. М.-Л.: Академия Наук СССР, 1950. Кн. X. Письмо 96. С. 343–345. 45 Тацит П . Анналы. Л., 1969. Кн. 15. С. 298. 46 Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1966. Кн. 5. С. 140. 47 При Понтии Пилате. 48 Флавий И. Иудейские древности. СПб., 1900. Кн. 18. С. 300. 49 В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме… Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (см. Деян., гл. 8–9). См. также: Сергий Мансуров, свящ . Очерки из истории Церкви//Богословские труды. М., 1971. 6. 50 Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. II. 51 Иустин Философ, св. Разговор с Трифоном Иудеем. §96. 52 Тертуллиан . Апология, XXIV. 53 Никон (Воробьёв), игум. Письма о духовной жизни. М.: Благовест, 2013. 54 Мысли Маркса и Энгельса о религии. М.: Атеист, 1955. С. 60. 55 Симеон Новый Богослов, прп . Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272. 56 Деизм (от лат. Deus: Бог) – учение, говорящее о Боге как Творце Вселенной, но отрицающее Его Промысл о мире и человеке. 57 Иоанн Златоуст, свт . Беседа на Nc.VI.2 //Творения. СПб., 1899. Т. V. Кн. 1. С. 49. 58 Григорий Нисский, свт . Опровержение Евномия//Творения в 8и частях. М., 1864. Ч. VI. С. 428–429. 59 Иоанн Кассиан , прп . Обозрение духовной брани. §85//Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 2. С. 55. 60 Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Сл. 89. С.599. 61 Богословские Труды. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977. С. 193.

http://azbyka.ru/bog-2

   Таким образом, пригвождение плоти гвоздями страха Божия, или, что то же, умерщвление плоти и всех удов, «яже на земли», есть последняя и, должно сказать, самая надежная опора доброй нравственности. Плоть — седалище страстей; поблажка ей, даже малая и необходимая, приводит в движение страсти, как дождь приводит в движение уже иссохших, заморенных червей. Не ленись же умерщвлять плоть, и для того не переставай носить знамя страха Божия в сердце своем. Плоть — злая раба; она не может слушаться разумных внушений; ее надобно остепенять бичом страха Божия.    А как воспринять страх Божий, учись у пророка. Помышляй о судах Божиих, помышляй о неумытной (неподкупной, беспристрастной) правде Божией, о смерти готовой, и о суде, имеющем решить вечную участь твою. При таком помышлении молись Господу, чтоб Он осенил тебя страхом и дал ему силу сокрушить все похотения плоти твоей. Капля пробивает камень, падая на одно место; так и молитва. Если часто будешь упражняться в ней — она пробьет окаменелость сердца твоего и введет в него страх; вошедши же в сердце, он начнет делать дела уже по роду своему. Не было еще человека, который не поддавался бы спасительному действию страха Божия. Когда он действительно установится в нем, тогда останется только поддерживать этот спасительный страх, не давая погаснуть ему. И это делается тем же путем, каким рождается страх. Пребывай в этом учреждении духовного своего строя, и пребудешь в страхе Божием, а страх сей научит тебя всему доброму. В этом и вся наука святой жизни. Если бы мы не попускали ослабнуть в себе страху — грех не посмел бы явиться в нас, и душа не посмела бы принять его в объятия свои, оставив Бога, Творца, Благодетеля, Спасителя своего. Стихи 121 — 176 Стихи 121 — 128    Заголовка к этому восьмистишию аин — глаз.    Глаз есть окно, чрез которое душа видит все, находящееся и происходящее вне ее. Но есть в нас и духовное око, чрез которое созерцается мир духовный, божественный.    Это — ум или дух, ведающий Бога, исповедующий Промысл Его, научающий покорности Ему во всем, стремящийся к Нему и видящий в Нем последнее благо свое. Это первоначальные естественные указания духовного нашего ока. Но в естественном состоянии око это помрачено и не зрит ясно. Отверзается же оно к яснозрению благодатию Святого Духа в верующем христианине, и только после этого начинается настоящее действование зрения духовного. Кто пойдет по его указанию, у того кругозор духовный все более и более расширяется, и мир невидимый раскрывается пред ним в большей ясности. Состояние это есть состояние созерцания. К нему предназначены все христиане, и христиане истинные действительно достигают его (Исаак Сирин, сл.55). Тайны, какие видит духовный созерцатель, суть те же, которые открыты нам и в слове Божием, но с тем отличием, что он видит их существенно, а не мысленно только.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), рассуждая о тех, кто на молитве " воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых " , прямо говорит, что " это есть знак прелести " . " На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное " Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: " Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или святого какого... Приемлющий то... легко прельщается... Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть... но паче похваляет его, как мудрого " Приведенные примеры показывают, что нарушение законов духовной жизни непременно влечет за собой глубокие искажения сознания и чувств (сердца) человека. Он приобщается миру духов падших, духов лжи и заблуждения. Это приводит к лжевидениям, лжеоткровениям, к прелести. И поскольку никто не защищен от духовной слепоты и скрытой гордости, то неизменное и твердое правило Церкви - не принимать никаких откровений, но пребывать в покаянии и смирении. См., напр.: ЖМП. 1992. 6. " О лжеучениях.. " . Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. СПб. 1905. Т. 3. Там же. С. 56. Там же. Т. 2. С. 59. Там же. С. 126. Там же. Т. 3. С. 18. Там же. Т. 3. С. 18. Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы//Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463-464. Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим//Там же. С. 224. Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. Т. 2. С. 17. Св. Игнатий. Собрание писем. М. - СПб. 1995. Письмо Твор.. Т. 1. С. 255. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 55. С. 372. Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. Т. 2. С. 126. См. характеристику католической мистики, например, у свящ. П. Флоренского в его книге " Столп и утверждение истины " . Прим. 400. Еп. Игнатий Брянчанинов. Твор. Т. 1. С. 559. Там же. Т. 4. С. 499. Лодыженский М.В. Свет Незримый. Пг. 1915. Там же. С. 109.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Должно снисходить и [к] душе своей, в ее немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не лениться и побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много или сделал что другое, подобное сему, сродное человеческой слабости, не возмущайся сим, не прибавляй ко вреду вред, но мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: «Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается» ( Рим.14,22 ). Тот же смысл заключают и слова Спасителя: «Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное» ( Мф.18,3 ). Тело, изможденное подвигами или болезнями, должно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая даже и времени. Иисус Христос по воскрешении дщери Иаировой от смерти тут же «повеле дать ей ясти» ( Лк.8,55 ). Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу и с Пророком говорить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» ( Пс.113,9 ). Лет до тридцати пяти, то есть до преполовения земной жизни, велик подвиг бывает человеку в сохранении себя, и многие в сии лета не устаивают в добродетели, но совращаются с правого пути к собственным пожеланиям; как о сем святой Василий Великий свидетельствует: многие много собрали в юности, но посреде жития бывши, восставшим на них искушениям от духов лукавствия, не стерпели волнения и всего того лишились. А потому, чтобы не испытать такого превращения, надобно поставить себя как бы на мериле испытания и внимательного за собою наблюдения, по учению святого Исаака Сирина : «Всякому надлежит как бы на весах взвешивать житие свое» (Прп. Исаак Сирин . Сл.40). 34. О покаянии Желающему спастись всегда должно иметь сердце к покаянию расположенное и сокрушенное, по Псаломнику: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50,19 ). В каковом сокрушении духа человек удобно может безбедно проходить сквозь хитрые козни гордого диавола, коего все тщание состоит в том, чтобы возмутить дух человеческий и в возмущении посеять свои плевелы, по словам Евангельским: «Господи, не доброе ли семя сеял еси на селе Твоем? Откуду убо имать плевелы?» Он же рече им: «Враг человек сие сотвори» ( Мф.13,27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Вот это и есть то самое, о чем воспел Псалмопевец: «исцеляя сокрушенные сердцем, и обязуяй сокрушения их» ( Пс. 146:3 ). Но, чтобы учение Евангельское было целительно для души, необходимо прежде покаяние и сокрушение сердца. Посему и сказано прежде «покайтеся»: а потом: «и веруйте во Евангелие» ( Мк. 1:15 ). Без покаяния и Евангелие бесполезно для грешника (Т. IV, стр. 161, 163). Во святом Евангелии нам предлагаются животворящие заповеди Господни. «Что врачевство для недужного тела, то и заповеди – для грешной души», – говорит преподобный Исаак Сирин (сл. 55). Против каждого греха, каждой страсти есть особая заповедь: против самолюбия – смирение, против плотских страстей – пост и воздержание, против корыстолюбия – милосердие и так далее. Без делания заповедей и не думай спастись. Так Богу было угодно законоположить путь спасения. Но заповеди Божии без скорбей не исполняются: опять таков закон нашего спасения. Скорби очищают наше доброделание, как огонь очищает золото. И в болезнях телесных иногда нужно бывает прижигание: кольми паче в душевных! Значит и скорби – суть врачевства души, а потому и за них должно благодарить Врача небесного. Наконец, все спасительные Таинства, Самим Господом установленные, и во святой Церкви Православной совершаемые, суть врачевства для болящих душ наших. Особеннго сие должно сказать о Таинствах Покаяния и Причащения животворящих Таин Тела и Крови Христовой. Без них невозможно исцеление души. «Аще не покаетеся, вси погибнете» ( Лк. 13:3 ). «Аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» ( Ин. 6:53 ). Это Божественные словеса Самого Господа нашего Иисуса Христа. – В писаниях Богомудрых Отцов-подвижников указаны и признаки исцеления. «Когда увидишь грехи твои без числа, яко песок морской – се начало здравия души», – говорит один из них. «Начало исцеления – познать немощь свою, – говорит святитель Христов Тихон. – Когда страсти душевредные начнут в нас усмиряться и утихать, когда будет в нас меньше гордости, самолюбия, сребролюбия, зависти, гнева, нечистоты – это и есть признак, что душевная немощь стала исцеляться» (Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Пророка Давида: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50:19 .), и паки: «близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет» ( Пс.33:19 ); еще: «призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их» ( Пс.101:18 ). «Господь на смиренных призирает, и высокая издалеча весть» ( Пс.137:6 ). А в другом месте св. Писания сказано: «Господь гордыми противится, смиренным же даете благодать» (1Ик.4:6). Св. Исаак Сирин , пиша о молитве, учит: «иже не помышляет себе быти грешна, молитва его несть благоприятна перед Богом» (сл. 55). Сколь велика сила, и превосходящая слава смирения, пишет св. Каллист и Игнатий в 43 главе: «смирение и без дел много прощает согрешения, сии же кроме сего бесполезна суть.» И по мале: «яко же соль во всякой пищи, тако и смирение во всякой добродетели, и крепость многих согрешений тó может стерти». Прочее о сем потреба есть, непрестанно скорбети мыслию, во смирении и в печали рассуждения; и аще стяжем, сыны нас творит Божии, и без дел благих представляет Богу: за неже без него вся дела наша и вся добродетели, и вся делания суетна суть.» К сему же из вышеписанных приведенных отеческих писаний можете видеть, что нужно приобретать деланием и чего опасаться; – и именно: у Петра Дамаскина в 1-й книге: дабы видеть своя согрешения, яко песок морский, чтó есть начало просвещения души и знак здравия ее. А у великого старца (св. Исаака Сирина ): остерегаться думать о том, что благо творим, чрез что бывают весьма худые последствия, как выше показано. А также пишется и о том, чтобы не быть подобной той деве делающей, но плода заповедей неимущей, о коей пишет св. Петр Дамаскин во 2 книге, в 9 слове. Везде нужно исполнение заповедей Божиих со смирением, от них же рождается плод духовный: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание и прочее: ибо деланием заповедей является любовь Божия, по неложному Его словеси: «любяй Мя, заповеди Моя соблюдает» ( Ин.14:21 ) А заповеди Его и состоят в любви к Нему и ближнему. И ежели мы думаем исполнить одну только к Нему любовь совершением правил и молитв, а о другой не печемся, относящейся к ближнему, то и той не совершаем; ибо они совокупаемы между собою тесным союзом, одна без другой не может совершиться; по слову св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

267 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, – ответ 263. 268 Там же. 269 Ответ 111. 270 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5. Доброт., ч. 2. 271 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца. Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы. Доброт., ч. 1. 272 Слово 28, гл. 45. 273 Доброт., ч. 1. 274 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 275 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 276 Лествица, Слово 28, гл. 51. 277 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 278 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети». Доброт., ч. 1. 279 Там же. 280 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 281 Письменный Отечник. 282 Слово 2. 283 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 284 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 285 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 286 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 287 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 288 Лествица, Слово 7. 289 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 290 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 291 Прп. Нил Синайский. О молитве. Доброт., ч. 4, гл. 61. 292 Доброт. ч. 2. 293 Главы 19 и 45. 294 Глава 38. 295 Глава 53. 296 Техническое монашеское слово. 297 Глава 24. 298 Заглавие 24 главы. 299 Глава 14. 300 Слово 55 301 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 302 Слово 41. 303 Глава 52. 304 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 305 Слово 74. 306 Доброт., ч.1. 307 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 308 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 309 Там же. 310 Там же. 311 Доброт., ч. 1. 312 О законе духовном. Доброт., ч. 1, гл. 4. 313 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3188...

Прелесть Прелесть. (обольщение диавольское). Благодать открывает человеку злокозненную прелесть диавольских внушений ( сл. 49 , стр. 219). – Обличение Ап. Павлом прелести еретиков, растленных мечтанием бесовским и принимавших мечтания душевных помыслов за действие благодати ( сл. 55 , стр. 271–272). – Каким образом впал в прелесть Малпа чрез ложныя откровения и видения? ( сл. 55 , стр. 272–274). – То же об Асине, впадшем в прелесть ( сл. 55 , стр. 274). Читать далее Источник: Слова подвижнические/Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. – 712 с. (Сокровищница святоотеческой письменности)/Алфавитный указатель предметов, содержащихся в словах святаго Исаака Сирина. 526-625 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/al...

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010