Пророка Давида: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50:19 .), и паки: «близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет» ( Пс.33:19 ); еще: «призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их» ( Пс.101:18 ). «Господь на смиренных призирает, и высокая издалеча весть» ( Пс.137:6 ). А в другом месте св. Писания сказано: «Господь гордыми противится, смиренным же даете благодать» (1Ик.4:6). Св. Исаак Сирин , пиша о молитве, учит: «иже не помышляет себе быти грешна, молитва его несть благоприятна перед Богом» (сл. 55). Сколь велика сила, и превосходящая слава смирения, пишет св. Каллист и Игнатий в 43 главе: «смирение и без дел много прощает согрешения, сии же кроме сего бесполезна суть.» И по мале: «яко же соль во всякой пищи, тако и смирение во всякой добродетели, и крепость многих согрешений тó может стерти». Прочее о сем потреба есть, непрестанно скорбети мыслию, во смирении и в печали рассуждения; и аще стяжем, сыны нас творит Божии, и без дел благих представляет Богу: за неже без него вся дела наша и вся добродетели, и вся делания суетна суть.» К сему же из вышеписанных приведенных отеческих писаний можете видеть, что нужно приобретать деланием и чего опасаться; – и именно: у Петра Дамаскина в 1-й книге: дабы видеть своя согрешения, яко песок морский, чтó есть начало просвещения души и знак здравия ее. А у великого старца (св. Исаака Сирина ): остерегаться думать о том, что благо творим, чрез что бывают весьма худые последствия, как выше показано. А также пишется и о том, чтобы не быть подобной той деве делающей, но плода заповедей неимущей, о коей пишет св. Петр Дамаскин во 2 книге, в 9 слове. Везде нужно исполнение заповедей Божиих со смирением, от них же рождается плод духовный: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание и прочее: ибо деланием заповедей является любовь Божия, по неложному Его словеси: «любяй Мя, заповеди Моя соблюдает» ( Ин.14:21 ) А заповеди Его и состоят в любви к Нему и ближнему. И ежели мы думаем исполнить одну только к Нему любовь совершением правил и молитв, а о другой не печемся, относящейся к ближнему, то и той не совершаем; ибо они совокупаемы между собою тесным союзом, одна без другой не может совершиться; по слову св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

   Еп.Феофан. «Путь ко спасению», с.122—123 (в сокращении), изд. 1886г.    Еп.Феофан. «Путь ко спасению», с.140.    Св.Исаак. Творения, изд.М.Д.А., 1911 г., с.307. Отселе цитаты мы будем делать из этого последнего, недавно вышедшего прекрасного издания творений св.отца.    Св.Иоанн Златоуст, т.2, с.171.    Лествица св. Иоанна, с.6, изд.1909г.    Лествица св. Иоанна, с.213.    Еп.Феофан. Мысли на каждый день года, с.9, изд. М., 1904г.    См. статью в жур. «Христианин» за 1910г., «Чудо и наука».    См. о догмате Св.Троицы: Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, слова 60, 61. Архиеп.Антоний Волынский, собр.соч., т.2, с.5—30, изд.1900 г.    Св. Симеон. Творения, т.2, с.100.    Есть целые курсы апологетик, например: Прот. П.Светлов, «Христианское вероучение в апологетическом изложении», т.1—2, изд.1911—12г. Также — Ив.Николин: «Курс основного богословия»; апологетика Лютарда, Гетингера и др. Глубокое значение догматов христианских бесподобно раскрыто в сочинениях архиеп.Антония Волынского (1—3 т.). Из недорогих изданий можно упомянуть «Выпуски религиозно-философской библиотеки», издаваемые Новоселовым (Москва).    Св.Исаак Сирин. Творения, с.179—180.    Св.Исаак Сирин. Творения, с.42.    По отгнании их чрез размышление о добродетели или другое какое занятие. Св.Исаак, с.313—314.    Св.Исаак Сирин. Творения, изд. 1911г., с.226.    Там же, с.155—156.    Св.Исаак Сирин, слово 75, с.375—376.    Там же, слово 21, с.89.    Св.Исаак, сл.91, с.333—334 (в сокращении).    Св. Исаак, слово 85, с.409.    См. у св.Исаака слово 55, с.264—270.    Лествица, слово 30, с.248.    Св.Исаак, слово 83, с.399.    Т.е. средний, но постоянный образ жизни.    Св.Исаак, слово 85, с.410.    Подвиг борьбы со страстями подробно и понятно изложен в книге «Невидимая брань», изданной епископом Феофаном. Рекомендуем ее ревнителям благочестия.    Разумения тайн мира духовного.    Св.Исаак, слово 55, с.262.    Там же, с.260.    Там же, с. 268 (в сокращении).    Еп.Феофан. Начертание христианского нравоучения, с.200.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Творения. Слова подвижнические. Сл. 52. Сергиев Посад, 1911. С. 230.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 208 (преподобный Нил Синайский).    Беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 358. (Слово 1. Гл. 13).    Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 358.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 168.    Творения. Т. 2. М., 1899. С. 326—327, § 244.    Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. Указ. изд. С. 19.    Т. 1. С. 146, ср.: Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. Указ. изд. С. 12 , 14.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 16.    Цит. по: Д. Булгаковский, священник. Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 33.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 186.    Там же. С. 84.    Там же. С. 77—78.    Там же. С. 197.    Там же. С. 221.    Там же. С. 131.    Там же. С. 18.    Там же. С. 25—26 (святитель Василий Великий).    Там же. С. 37, 56 (святитель Иоанн Златоуст).    Рафаил, архимандрит. Размышление о молитве. М., 1891. С. 17.    Цит. по: Д. Булгаковский, священник. Молитва – царица добродетелей. Указ. изд. С. 36.    Творения. Ч. 5. М., 1850. Слово 142. С. 416.    Добротолюбие. Т. 2. С. 139, § 208.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 28.    Там же. С. 66 (святитель Иоанн Златоуст).    Там же. С. 397—398 (святые Варсонофий и Иоанн).    Там же. С. 361.    Сочинения. Т. 1. Указ. изд. С. 146.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 51, ср.: С. 157 (преподобный Иоанн Лествичник), С. 210 (преподобный Нил Синайский), С. 351 (преподобный Исаак Сирин).    Там же. С. 196 (преподобный Нил Синайский), ср.: С. 350 (преподобный Исаак Сирин).    Там же. С. 132 (преподобный Ефрем Сирин).    Там же. С. 158 (преподобный Иоанн Лествичник).    Творения. Ч. 3. Сл. 66. М., 1849. С. 290.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 55.    Там же. С. 245 (преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

38. Ас. (Толкование на Деяния Апостолов: фрагмент) 17:30 (М. 85.1568А). 39. Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Т.1. С.26. 40. Игнатий (Брянчинов) святитель. Слово о смерти. С.74,75. 41. Душа и ангел. С.11. 42. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.204. 43. Там же. С.159. 44. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. С.72. 45. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.141. 46. Там же. С.158. 47. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн.1. С.216-217. 48. haer. (Пять книг против ересей) 5.7.1 (М. 7.1140А). 49. prot. (Увещание к язычникам) 10 (GCS vol.12, 1905 р.67.33; М. 8.205А). 50. str. (Строматы) 5.14 (GCS vol.15, 1906 p.388.10; M. 9. 140A). 51. hom.Gen. (Беседы на кн. Бытия) 13.3 (М. 53.108). 52. Цит по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.191. 53. Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. С.14. 54. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.166. 55. Там же. С.100 56. См. обстоятельную статью В. Давыденко " Святоотеческое учение о происхождении души человека " . 57. Там же. С.1. 58. Там же. С.7. 59. Там же. С.8. 60. princ. (О началах) 1.8.1 (GCS vol. 22,1913 p.96.1-97.4). 61. Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Сл.17, С.69. 62. Феофан Затворник, епископ. Душа и ангел. С.11. 63. princ. (О началах) 1.8.4 (GCS vol. 22,1913 p.102.12-103.3; М. 46.112С). 64. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.105. 65. princ. (О началах) 1.7.4 (GCS vol.22, 1913 p.90.5f; М. 11.173С-174А). 66. Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 2.30 (GCS vol.10,1903 p.335.14; М. 14.588С). 67. princ. (О началах) 4.3.11 (GCS vol.22, 1913 p.339.7; М. 11.394 В). 68. Там же. 2.8.3 (р.155.14-156.12; М. 11.221В-222А). 69. Там же. 2.8.4. (p.162.7; М. 11.223С). 70. Давыденко В. Указ. соч. С.9. 71. Там же. 72. Там же. С.12. 73. anim. et res. (О душе и воскресении) (М. 46.113В, С).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

  37. str. (Строматы) 6.6 (GCS vol. 15, 1906 р.458.6; М. 9.273С).   38. Ас. (Толкование на Деяния Апостолов: фрагмент) 17:30 (М. 85.1568А).   39. Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Т.1. С.26.   40. Игнатий (Брянчинов) святитель. Слово о смерти. С.74,75.   41. Душа и ангел. С.11.   42. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.204.   43. Там же. С.159.   44. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. С.72.   45. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.141.   46. Там же. С.158.   47. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн.1. С.216-217.   48. haer. (Пять книг против ересей) 5.7.1 (М. 7.1140А).   49. prot. (Увещание к язычникам) 10 (GCS vol.12, 1905 р.67.33; М. 8.205А).   50. str. (Строматы) 5.14 (GCS vol.15, 1906 p.388.10; M. 9. 140A).   51. hom.Gen. (Беседы на кн. Бытия) 13.3 (М. 53.108).   52. Цит по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.191.   53. Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. С.14.   54. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.166.   55. Там же. С.100   56. См. обстоятельную статью В. Давыденко " Святоотеческое учение о происхождении души человека " .   57. Там же. С.1.   58. Там же. С.7.   59. Там же. С.8.   60. princ. (О началах) 1.8.1 (GCS vol. 22,1913 p.96.1-97.4).   61. Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Сл.17, С.69.   62. Феофан Затворник, епископ. Душа и ангел. С.11.   63. princ. (О началах) 1.8.4 (GCS vol. 22,1913 p.102.12-103.3; М. 46.112С).   64. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.105.   65. princ. (О началах) 1.7.4 (GCS vol.22, 1913 p.90.5f; М. 11.173С-174А).   66. Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 2.30 (GCS vol.10,1903 p.335.14; М. 14.588С).   67. princ. (О началах) 4.3.11 (GCS vol.22, 1913 p.339.7; М. 11.394 В).   68. Там же. 2.8.3 (р.155.14-156.12; М. 11.221В-222А).   69. Там же. 2.8.4. (p.162.7; М. 11.223С).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

«Посему умоляю тебя, святый, да не входит тебе и на помысел это, но больше всего приобрети терпение для всего, что ни бывает с тобою, и в великом смирении и сокрушении сердца о том, что в нас и о помыслах наших, будем просить отпущения грехов своих и душевнаго смирения». Одним из святых написано: «Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом». Если же скажешь, что некоторые отцы писали о том, что такое душевная чистота, что такое здравие, что такое безстрастие, то писали не с тем, чтобы нам с ожиданием домогаться этого прежде времени; ибо написано, что «не приидет царствие Божие с соблюдением» ( Лк. 17:20 ) ожидания. И в ком оказалось такое намерение, те приобрели себе гордость и падение; а мы область сердца приведем в устройство делами покаяния и житием благоугодным Богу; Господне же приидет само собою, если место в сердце будет чисто и неосквернено. Чего же ищем с соблюдением, разумею Божии высокия дарования, то не одобряется Церковью Божией; и приемшие это приобретали себе гордость и падение, и то не признак того, что человек любит Бога, но душевная болезнь» ( Исаак Сирин , Сл. 55, стр. 258, рус. изд.). Кто прежде совершенного обучения в первой части – а именно, полного очищения сердца от страстей внешними подвигами и исполнением заповедей Божиих, стремится перейти ко второй части, т.е. уже умозрительной, ищет высоких духовных дарований, того постигает гнев Божии за то, что не умертвил прежде уды свои «яже на земли» ( Кол. 3:5 ) терпеливым упражнением в делании крестного поношения, но дерзнул в уме своем возмечтать о славе крестной. Другими словами, сначала Голгофа подвига, а потом уже слава Воскресения: утешение в молитве и высокие дарования. И еще: «Всякого человека, который прежде совершенного обучения в первой части, переходит к сей второй, привлекаемый ее сладостью, не говорю уже своею леностью, постигает гнев за то, что не умертвил прежде уды свои «яже на земли» ( Кол. 3:5 ), т.е. не уврачевал немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения, но дерзнул в уме своем возмечтать о славе крестной» (Сл. 2, стр. 20, рус. пер.). Первая часть есть: «деяние, исполняемое действом яростной части души в претерпении скорбей плотских, очищающее страдательную часть души силою ревности; а вторую – видение, совершаемое тонким деланием ума и божественным приснопоучением и пребыванием в молитве и прочими».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

1. В русском переводе: Как нам петь песнь Господню на земле чужой? (Пс.136,4). 33. О подвигах Выше меры подвигов предпринимать не должно, а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетелей. Надобно идти средним путем, не уклонятися ни на десно, на на шуе (Притч.4,27) и давать духу духовное, телу - телесное, для поддержания временной жизни потребное. Но не должно также и жизни общественной отказывать в том, что она законно требует от нас, по словам Священного Писания: Воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф.22,21). Должно снисходить и [к] душе своей, в ее немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не лениться и побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много или сделал что другое, подобное сему, сродное человеческой слабости, не возмущайся сим, не прибавляй ко вреду вред, но мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается (Рим.14,22). Тот же смысл заключают и слова Спасителя: Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное (Мф.18,3). Тело, изможденное подвигами или болезнями, должно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая даже и времени. Иисус Христос по воскрешении дщери Иаировой от смерти тут же повеле даты ей ясти (Лк.8,55). Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу и с Пророком говорить: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждъ славу (Пс.113,9). Лет до тридцати пяти, то есть до преполовения земной жизни, велик подвиг бывает человеку в сохранении себя, и многие в сии лета не устаивают в добродетели, но совращаются с правого пути к собственным пожеланиям; как о сем святой Василий Великий свидетельствует: многие много собрали в юности, но посреде жития бывши, восставшим на них искушениям от духов лукавствия, не стерпели волнения и всего того лишились. А потому, чтобы не испытать такого превращения, надобно поставить себя как бы на мериле испытания и внимательного за собою наблюдения, по учению святого Исаака Сирина: " Всякому надлежит как бы на весах взвешивать житие свое " (Прп. Исаак Сирин. Сл.40).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/145/...

Вера есть дар благодати, но семя ее положено в естестве нашем. Уму нашему следовало бы ясно зреть духовное и передавать его в руководство душе. Ум — естественное окно в духовный мир. Но так как грехом он закрылся, а жить человеку без ведения о духовном невозможно, то милосердому Господу благоугодно было дать внешнее слово в откровение сокровенных духовных и божественных вещей. Когда слово это принимается живою верою, тогда выходит то же, что если бы сам ум видел те предметы. Вера протирает это потускневшее окно, обращенное к духовному миру. Шествие путем веры очищает ум и возвращает ему действием благодати потерянную им способность зреть духовное и божественное. Тогда и он, срастворившись с верою, силою Духа Божия, опять делается окном в Божественный мир. Другого пути туда нет. Суемудренная философия сколько ни пыталась разгадать ту область, всегда порождала только призрачные представления, иногда очень красивые, но всегда ложные Исаак Сирин, Сл.55). Стих сто шестой «Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея». Решимость угождать Богу и постоянная о том ревность есть первая дщерь веры. Что говорим мы в крещении? — Отрицаюся сатаны и всех дел его и всего служения его, и сочетаваюся Христу Господу, с обетом во всем всегда исполнять волю Его. Не то же ли повторяем мы и в покаянии, когда возымеем несчастие пасть горьким падением по крещении? Все это то же, что «кляхся и поставих сохранити судьбы правды Божией». «Кляхся и поставих», то есть с клятвою положил себе закон правилом всей жизни моей. «Пророк, пишет Феодорит, «клятвою» наименовал твердое решение души, так как большая часть дел подтверждается клятвою». «Сохранити судьбы правды Твоея: судьбы правды» — присуждения, определения правды Божией, то же, что воля Божия, выраженная в откровенном слове Его. Кто скрепил себя таким решением и ревнует быть верным данному слову, тот скорее умрет, чем нарушит клятву свою. Отсюда — мученики, отсюда — подвижники и все, преуспевшие в святости жизни. Эта ревность составляет душу святой и богоугодной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Вот это и есть то самое, о чем воспел Псалмопевец: «исцеляя сокрушенные сердцем, и обязуяй сокрушения их» ( Пс. 146:3 ). Но, чтобы учение Евангельское было целительно для души, необходимо прежде покаяние и сокрушение сердца. Посему и сказано прежде «покайтеся»: а потом: «и веруйте во Евангелие» ( Мк. 1:15 ). Без покаяния и Евангелие бесполезно для грешника (Т. IV, стр. 161, 163). Во святом Евангелии нам предлагаются животворящие заповеди Господни. «Что врачевство для недужного тела, то и заповеди – для грешной души», – говорит преподобный Исаак Сирин (сл. 55). Против каждого греха, каждой страсти есть особая заповедь: против самолюбия – смирение, против плотских страстей – пост и воздержание, против корыстолюбия – милосердие и так далее. Без делания заповедей и не думай спастись. Так Богу было угодно законоположить путь спасения. Но заповеди Божии без скорбей не исполняются: опять таков закон нашего спасения. Скорби очищают наше доброделание, как огонь очищает золото. И в болезнях телесных иногда нужно бывает прижигание: кольми паче в душевных! Значит и скорби – суть врачевства души, а потому и за них должно благодарить Врача небесного. Наконец, все спасительные Таинства, Самим Господом установленные, и во святой Церкви Православной совершаемые, суть врачевства для болящих душ наших. Особеннго сие должно сказать о Таинствах Покаяния и Причащения животворящих Таин Тела и Крови Христовой. Без них невозможно исцеление души. «Аще не покаетеся, вси погибнете» ( Лк. 13:3 ). «Аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» ( Ин. 6:53 ). Это Божественные словеса Самого Господа нашего Иисуса Христа. – В писаниях Богомудрых Отцов-подвижников указаны и признаки исцеления. «Когда увидишь грехи твои без числа, яко песок морской – се начало здравия души», – говорит один из них. «Начало исцеления – познать немощь свою, – говорит святитель Христов Тихон. – Когда страсти душевредные начнут в нас усмиряться и утихать, когда будет в нас меньше гордости, самолюбия, сребролюбия, зависти, гнева, нечистоты – это и есть признак, что душевная немощь стала исцеляться» (Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010