Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского 178 Статья написана, возможно, в связи с новым, вторым, исправленным изданием Московской Духовной Академии перевода творений святого Афанасия в 1902–1903 гг. 179 и представляет обстоятельное изложение основ учения святого Афанасия о сущности спасения 180 . Состоит статья из введения (без особого заглавия) и семи глав: I. Составные элементы религиозного идеала святого Афанасия; II. Онтологические предположения религиозного идеала святого Афанасия; Ш.Обожение первых людей; И40;.Обожение человеческой природы в лице Искупителя; V. Обожение искуплённых; VI. Религиозный идеал святого Афанасия и вопрос о природе Сына Божия; VI. Религиозный идеал святого Афанасия и монашество. В кратком введении автор выясняет задачи предпринятого им исследования, которые состоят, во-первых, в выяснении учения святого Афанасия о благе религии и условиях его достижения и, во вторых, в уяснении, в каком отношении стоит религиозный идеал святого Афанасия к основным задачам его жизни, а именно, к его борьбе с арианством и к аскетическим идеям своего времени. Первая, вводная, глава посвящена «составным элементам религиозного идеала святого Афанасия», под которым он понимает: 1) явления Святого Духа в жизни Церкви, выражавшиеся в даре языков, исцелениях больных, изгнании бесов, пророчествах и видениях; для получения этой харизмы требовались чистота, молитва и пост; 2) учение святого Иринея Лионского , как представителя малоазийского богословия, который учил, что грехопадением человек лишился Духа Святого и Божественной жизни, Боговоплощением же Божество вновь соединилось с человечеством, а повторением (рекапитуляцией) всех подробностей жизни Адама Христос распространил действие Своего воплощения на весь человеческий род, который сподобляется этим нравственного обновления, духовных дарований и уничтожения смертности; 3) учение Платона о противоположности эмпирического и идеального миров и необходимости отрешения от земного и чувственного для получения истинной жизни в созерцании Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

С.С. Ким. Проповедь Севериана, епископа Гавальского, из цикла гомилий о сотворении мира (CPG 4195) В публикации предлагается русский перевод малоизвестный проповеди епископа Севериана, епископа Гавальского (CPG 4195), входящей в цикл его бесед на шесть дней творения (CPG 4194). Перевод предваряет резюме сведений о фигуре и сочинениях Севериана и краткий комментарий к публикуемой гомилии. В данной публикации представлен перевод с древнегреческого языка проповеди Севериана Гавальского о сотворении человека (CPG 4194) 1 , которая является частью его цикла гомилий о шести днях творения 2 . Учитывая относительную неизвестность автора и скудость работ, посвящённых Севериану не только в русской 3 , но и мировой патрологии, скажем о нем несколько слов. Севериан был епископом небольшого города Гавалы в римской провинции Syria Prima 4 . Около 398–399 гг. он приехал в Константинополь; первоначальной цели его приезда, по нашему мнению, был сбор средств для своей кафедры по примеру других епископов 5 . Благодаря своему красноречию он становится известен при царском дворе, сближается с императрицей Евдоксией 6 . В первой половине 401 г., в течение нескольких месяцев Севериан замещает патриарха Иоанна Златоуста , который находился в поездке по Малой Азии для решения юрисдикционных вопросов 7 . Именно к этому периоду ученые относят большинство дошедших до нас проповедей Севериана 8 . После его ссоры с архидиаконом Серапионом патриарх Иоанн Златоуст заставляет Гавальского епископа удалиться из столицы, но под давлением императрицы возвращает его обратно. В спорах относительно фигуры Златоуста, которые начались вскоре после этого, Севериан встает на сторону противников святителя 9 . После ссылки и смерти Златоуста Севериан выпадает из поля зрения историков; можно утверждать, что он скончался между 408 и 430 гг. 10 Гомилии Севериана, несмотря на его печальную славу как врага Златоуста, продолжали пользоваться благосклонным вниманием читателей, о чем свидетельствует большое число древних переводов проповедей Севериана на восточные языки, в которых сохраняется его имя 11 . С течением времени переписчики текстов Севериана начинают заменять его имя именами других церковных писателей – Иринея Лионского , Антиоха Птолемаидского, Василия Селевкийского , Евсевия Емесского, Исаака (без указания титула), но чаще всего – именем свт. Иоанна Златоуста . Это явление получает распространение с середины VI в., после осуждения Севира Антиохийского, с которым Севериана начинают смешивать 12 . По мысли Севера Войку, в факте исчезновения имени Севериана из рукописной традиции нужно видеть не результат негласного процесса damnationis memoriae, а напротив, желание сохранить его гомилетическое наследие от опасности уничтожения 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

СВЯТОЙ ДУХ КАК БОГ ОБОЖЕНИЕ В ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ Становление современного западного мира тесно связано с христианством, и духовные традиции христианского Запада – дар созидания институциональных форм, использования позитивных достижений творческого духа, а также тенденция к проведению границ между рациональным знанием и духовным опытом, между вероучением и мистическим видением – весьма часто отождествляются с христианством как таковым. Однако на протяжении первого тысячелетия истории христианства интеллектуальное и духовное лидерство принадлежало христианскому Востоку – в частности, Антиохии, где ученики …в первый раз стали называться Христианами ( Деян. 11:26 ), и грекоязычному миру, где проповедовал апостол Павел, – тому Востоку, который объединял сирийцев, египтян, евреев и греков, Востоку, для которого, собственно, и были изначально написаны Новозаветные тексты. Здесь бушевали великие догматические споры и созывались соборы. На этих соборах присутствовали и посланники Запада, в основном как наблюдатели, хотя и пользовавшиеся почетом и сами с почтением относившиеся к происходящему. У христианского Востока были свои искушения: греческий интеллектуализм, культурная раздробленность, своекорыстная политика императоров. В дальнейшем восточнохристианский мир неоднократно страдал от вражеских вторжений и различных бедствий, в результате чего он в определенном смысле потерял свою историческую значимость. Тем не менее восточное христианство сумело пронести свой духовный призыв через все испытания, и возможно именно теперь, когда традиционные ценности, сформировавшие Запад, поочередно меняются, этот призыв приобретает новое, неожиданное звучание. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» Это известное изречение свт. Афанасия Великого , перекликающееся с аналогичным высказыванием сщмч. Иринея Лионского (ок. 130–203) 339 часто приводят в качестве иллюстрации отказа от изначального библейского понимания христианской веры в пользу пантеизма платонического толка. Однако это совсем не так. Конечно же, термин «обожение» ( θωσις, θεωποησις) взят из религиозного лексикона неоплатоников, ставшего общепринятым в христианском богословии и духовной мысли с той поры, как только христианство обратило свою проповедь к эллинистическому миру. Но вот содержание учения об обожении отражает смысл парадоксального утверждения св. апостола Иоанна о том, что Слово было Бог и что Оно стало плотию ( Ин. 1:1,14 ), дабы тварный человек не мог хвалиться в своей плоти пред Богом, но мог быть во Христе Иисусе ( 1Кор. 1:29–30 ), членом Его тела, ожидая эсхатологического исполнения времен, когда Бог будет всё во всём ( 1Кор. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Святые Гереон и Урсула — покровители Кельна Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 23 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 1. Продолжая выполнение “наказа” великого православного иерарха ХХ столетия и чудотворца святителя Иоанна (Макси­мовича) изучать жития древних западных святых 1 , мы сочли наиболее естественным обратиться к агиографическим преданиям второго по древности (после Трира) германского города — славного Кельна. Важнейший культурно-исторический центр Северной Рейн-Вестфалии начал свое существование уже в 38 г. до Р. Х., когда Марк Агриппа переместил германское племя убиев с правого берега Рейна на левый, а затем назначил двум римским легионам постоянное местопребывание близ Ara Ubi­orum (“жертвенник убиев”). В этом лагере и родилась Агриппина, супруга императора Клавдия, которая основала там в 50 г. по Р. Х. колонию ветеранов, и новый город, получивший италийское право, был назван Colonia Agrippina и вскоре стал метрополией провинции Нижняя Германия. Христиане должны были здесь быть, судя по сведениям основного сочинения священномученика Иринея Лионского “Против ересей” (I.10.2), уже по крайней мере со II в., а христианскими покровителями города стали не местные жители, но провозвестники истины Христовой, которых Промысл Божий направил сюда для принятия мученичества с дальнего юго-востока и с ближнего северо-запада. Характеристики покровителей Кельна превосходно демонстрируются на лучшем, как представляется, произведении религиозной живописи знаменитого Кельнского собора — на алтарном триптихе-складне капеллы святой Агнесы выдающегося кельнского мастера Стефана Лохнера (†1451), обеспечившего в свое время возрождение кельнской художественной культуры 2 . Центральную часть триптиха составляет “Поклонение волхвов”, на створках — “Святой Гереон” и “Святая Урсула”, обращенные лицом друг к другу, в одеждах времени художника (который изобразил и себя рядом со святым Гереоном) во главе групп мучеников и мучениц.  Совершенство изображения неоднократно

http://pravmir.ru/svyatyie-gereon-i-ursu...

свящ. Михаил Легеев Тема 13. Святитель Мелитон Сардийский 13.1. Сведения о жизни О жизни святого Мелитона, как и о жизни другого знаменитого святостью и трудами его современника, свт. Феофила Антиохийского , известно очень немного. Быв епископом города Сарды в Малой Азии, столицы провинции Лидия, святитель Мелитон вошёл в историю Церкви как яркий представитель малоазийского богословия эпохи апологетов. Его широко почитали за пределами Сардийской Церкви как человека святой жизни и «пророка». Святой Мелитон обладал большим литературно-художественным талантом; это очевидно при ознакомлении с единственным целиком сохранившемся его произведением – «О Пасхе», – замечательной проповедью, написанной в стихотворной форме. Хотя почти ничего из прочих его творений не сохранилось до наших дней, однако история упоминает о немалом их числе, всего более двадцати. Расцвет литературной деятельности св. Мелитона приходится на время правления императора Марка Аврелия, то есть примерно на 160–170-е годы. Имеются сведения о путешествии святителя в Палестину, записанные им самим. Предполагается, что умер святитель Мелитон своей смертью , дожив до глубокой старости, около 190 года. Есть основания полагать, что святой Мелитон боролся с ересью монтанизма, хотя подтверждающих это текстов святого не сохранилось. 13.2. Творения Несмотря на то, что творчество св. Мелитона Сардинского принадлежит эпохе апологетов, почти все его труды, исключая единственную Апологию, адресованную императору Марку Аврелию, не были связаны с миссионерской, то есть, применительно ко II веку, апологетической тематикой. Большинство его писаний имело христологическое и сотериологическое содержание, прообразуя то богословие о Христе и спасении человека, которое будет блестяще развито святым Иринеем Лионским , также малоазийцем по происхождению, то есть его младшим современником и наследником. Таковы утраченные трактаты и проповеди : «О воплощении Христа», «О создании и рождении Христа», «О страдании (Христа)», «О Кресте», «О дне Господнем», «О пророчествах о Христе», «О творении человека», «О природе человека», «О душе и теле, и страстях Господних» и даже «О телесности Бога». В этих творениях святой Мелитон, предваряя богословие сщмч. Иринея Лионского , одним из первых среди святых отцов учит о двух природах Христа Спасителя; по свидетельству свт. Ипполита Римского , «провозглашает Христа Богом и Человеком».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Скачать epub pdf I. Основные богословские положения I.1. Церковь как собрание верующих I.1.  Церковь  есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе, ибо Он – Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:22–23 ). В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке. Церковь являет результат искупительного подвига Сына, посланного Отцом, и освящающего действия Духа Святого, сошедшего в великий день Пятидесятницы. По выражению святого Иринея Лионского , Христос возглавил Собою человечество, стал Главою обновленного человеческого естества – Его тела, в коем обретается доступ к источнику Святого Духа.  Церковь  – единство «нового человека во Христе», «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (А.С. Хомяков). «Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства… – всех их Церковь воссоздает в Духе… Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга… В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры» (святой  Максим Исповедник ). I.2. Церковь как богочеловеческий организм I.2. Церковь есть богочеловеческий организм. Будучи телом Христовым, она соединяет в себе два естества – божеское и человеческое – с присущими им действованиями и волениями. Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. Однако она взаимодействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинственной полноте. Именно богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» членов и Главы церковного тела.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

Скачать epub pdf В православном сознании Тайна Церкви неотделима от Тайны и от Таинства Евхаристии. “Там, где Евхаристия, там и Церковь ”, писал св. Киприан Карфагенский . Я дерзну утверждать, что когда совершается Евхаристия, выявляется подлинная природа Церкви, ее таинственное и сокровенное бытие. Итак, можно говорить об Евхаристической природе Церкви, или, как принято говорить у нас на Западе, об Евхаристической экклезиологии… Также, как православное богословие не является плодом рассудочного упражнения, а лишь словесно и умозрительно выражает глубочайший соборный опыт Православной Церкви всех времен, также и сознание Евхаристического измерения Церкви и богословия о Ней лишь выявляет глубокое сознание Церкви, что Евхаристия есть средоточие всей духовной жизни, как верующего христианина, так и всего Церковного Тела. Понятие евхаристической экклезиологии было, вероятно, впервые выдвинуто протопресвитером о. Николаем Афанасьевым , профессором канонического права и церковной истории в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Уже в 30-х годах ХХ ст. в ряде статей, а затем уже после Второй мировой войны в своей докторской диссертации под заглавием “ Церковь Святого Духа” отец Николай Афанасьев развивал мысль о противопоставлении двух экклезиологических построений, а именно, римо-католического, нашедшего свое конечное выражение и формулировку в так называемой универсальной экклезиологии, восходящей пирамидально в конечном счете ко вселенскому примату Римского Папы как Викария, или Наместника Христа, и, с другой стороны, экклезиологии евхаристической, нашедшей свое наилучшее выражение уже в Посланиях священномучеников Игнатия Богоносца , Поликарпа Смирнского и Иринея Лионского . В совокупности трех сакраментальных начал – “ Церковь , Евхаристия, Епископ” – совершается в истории тайна спасения. Полнота троичной благодати пребывает в Церкви на каждом месте совершения Божественной литургии и вообще через посредство совершения Святых Тайн. Итак, согласно своему евхаристическому измерению, местная Церковь возглавляется своим предстоятелем, епископом, окруженным пресвитерами, диаконами и народом Божиим. В своем предстоятельстве епископ является образом Христа и сосредотачивает в себе все харизмы Духа, изливаемые на народ Божий, как носителя царственного и пророческого священства. Но епископ поставляется всегда для определенной, местной Церкви и через него как предстоятеля Евхаристии, выражается связь и единство местной Церкви и Единой Церкви Христовой. “Там, где появляется епископ, да будет там собрание, также как там, где Христос Иисус, там кафолическая Церковь ”.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Скачать epub pdf Введение „Комментарии на Евангелие от Иоанна“ – самый ранний дошедший до нас 1 экзегетический труд александрийского дидаскала, справедливо названный Анри Крузелем 2 „шедевром Оригена “ 3 . После Оригена подробные комментарии на четвертое Евангелие писали лишь свт. Иоанн Златоуст , свт. Кирилл Александрийский и бл. Августин 4 . Поводом к написанию комментариев послужило составление толкований к Евангелию гностиком Гераклеоном – последователем Валентина (в целом ряде мест Ориген подробно цитирует толкования Гераклеона и затем опровергает их 5 ). Ориген начал писать „Комментарии“ в Александрии либо после 318 года приблизительно в 33-летнем возрасте, либо – что вероятнее – между 225 и 229 годами, когда ему было около 40 лет 6 . За период пребывания в Александрии он успел написать первые четыре книги „Комментариев“, пятая была составлена во время путешествия в Палестину в 230–231 годах. До отбытия из Александрии в 231 г. Ориген успел начать шестую книгу. Деятельность же Гераклеона приходилась приблизительно на 170-е годы. Таким образом, первый христианский комментарий на Евангелие от Иоанна (и одновременно ответ на его инославную интерпретацию) был дан в Церкви лишь спустя полвека после смерти заметного представителя гностического учения. Здесь можно вспомнить о другом сочинении Оригена „Против Цельса“, написанном уже в последние годы жизни богослова и посвященном апологии христианства в ответ на критику Цельса тремя четвертями века ранее, в конце 170-х годов. Ориген – как и св. Ипполит Римский – выступил продолжателем ранних апологетов и св. Иринея Лионского и одновременно интерпретатором Священного Писания , защищая учение и от язычников, и от еретиков. Согласно 33-му письму бл. Иеронима 7 , „Комментарии“ состояли из 32 книг 8 , из которых в общем счете сохранилось только 9. Первая книга (39 глав, 292 параграфа) служит введением к толкованию, в ней разбирается первая половина первого стиха Евангелия („В начале было Слово“). Вторая книга охватывает Ин. 1 ,1b-7. Следующие книги дают уже не столь объемные, но все равно достаточно обширные комментарии (книга VI Ин. 1, 19–29; Х : Uh. 2, 12–25; XIII Uh. 4, 13–54; XIX : Ин. 8, 19–25; ХХ : Uh. 8, 37–53; XXVIII Uh. 11, 39–57; XXXII Ин. 13, 2–33 ). Даже по дошедшим до нас частям можно судить о монументальности труда. Толкования Оригена на первые 13 глав заняли 32 книги. Поскольку всего в Евангелии от Иоанна 21 глава, можно представить, сколь объемными были бы все комментарии, если бы Оригену удалось завершить их: при сохранении имеющейся пропорции произведение составило бы 52 книги, т. е. 29 томов в серии Sources Chrétiennes! Такой масштаб намного превосходит толкования всех последующих комментаторов этого Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ  II   Достоуважаемые представители высших органов госуарственной власти, многоуважаемый министр образования Российской Федерации Владимир Михайлович Филиппов, Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! Во дни празднования великого Юбилея Рождества Христова, которое даровало человечеству благодатную надежду на спасение и искупление, приветствую тружеников святого дела христианского просвещения, собравшихся в древнем Московском Кремле. Юбилей всегда помогает нам приоткрыть завесу вечности, приобщиться к нескончаемому, постичь глубину милосердия Божия. В конце драматического XX века, отняв от наших очей тусклое стекло сиюминутного, мы вновь увидели, насколько хрупок наш земной мир. Поистине чудо Божие, что он продолжает существовать, несмотря на войны, катаклизмы, великие человеческие страдания. Празднуя Юбилей, мы оцениваем ход истории, размышляем о смысле времени. И эти размышления приводят нас к событию, двухтысячелетие которого мы ныне молитвенно отмечаем. «Когда пришла полнота времени, - пишет святой апостол Павел, - Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал.4:4-5). В таинствах Боговоплощения и искупления воистину явилось исполнение времен. «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, - говорит святой апостол Петр, - что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет.3:8). Пришествие в мир Спасителя, упорядочив летоисчисление, разделило всемирную историю на две эпохи - до и после Рождества Христова. Ныне от этого события нас отделяют двадцать веков. И возможно, лишь с такого отдаления становится по-настоящему внятно великое значение тех необыкновенных дней. Земной подвиг Спасителя переменил судьбы человечества, придал подлинный смысл истории, дал людям возможность обновления и преображения. Смысл Воплощения Предвечного Сына Божия осознается лишь в связи с изначальным промышлением Творца о мире, с домостроительством спасения, прежде всего с искуплением и Воскресением, которыми Господь положил незыблемую основу новому преображенному творению и его духовному средоточию - Святой Церкви Божией. Именно во Христе, совершенном Боге и совершенном Человеке, освящена и обожена наша тварная природа, дарован нам путь к миру и полноте бытия. «Единое человеческое естество рассечено грехом на множество враждующих частей, - говорит святитель Василий Великий. - Только воплощение на земле Единородного Сына Божия открыло возможность восстановления единства естества человеческого». По мысли же святого Иринея Лионского, «Церковь пребывает как Рай в этом мире».

http://pravoslavie.ru/archiv/patriarh.ht...

Со времени основания Церкви на земле Христом Спасителем, Который Сам есть Основание, появлялись прежде и возникают в наши дни множество различных ересей, противящихся истине Божией, а значит, и Самому Христу. Но всё новое – это хорошо забытое старое, как и говорит об этом Екклезиаст: «Нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1: 9). В этом смысле харизматическая секта «Новое поколение» и ее заблуждения в вопросах экклезиологии, христологии, ее учение о дарах Святого Духа – далеко не новы. В трудах отцов Церкви – святителей Иринея Лионского, Афанасия Великого, Василия Великого и других – мы находим ответы на еретические заблуждения того времени, которые близки, а порой и точно совпадают с духом заблуждений современных харизматов вообще и в частности с тем, чему учит секта «Новое поколение». Отцы Церкви, опровергая то или иное заблуждение, брали за основы письма, трактаты, документы еретиков и в своих сочинениях показывали, в чем заключается их заблуждение и как тот или иной вероучительный вопрос понимает Церковь. Последуем и мы в данной работе методологии отцов и учителей Церкви. Рассмотрим документы внутреннего пользования харизматической секты «Новое поколение». Документы именно внутреннего пользования харизматической секты взяты для аналитического исследования неслучайно, так как именно они служат методическим пособием подготовки лидеров секты и на их основании строятся все еретические заблуждения, передаваемые впоследствии рядовым членам «Нового поколения». Именно из этих документов-пособий впоследствии формируется религиозно-идеологическая система всего движения, которое они называют «церковью». Исследование документов внутреннего пользования секты «Новое поколение» дает возможность увидеть всю несостоятельность ее учения, лжедогматические его аспекты, что и является целью нашей работы. Нами будут рассмотрены ложное учение о Церкви, духовных дарах, Предании и даны опровержение и указание на заблуждения, памятуя слова апостола Иакова: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 19–20). Аналитическое исследование построено следующим образом: рассматривается тот или иной текст пособия, на него дается всесторонний ответ, при этом не просто указывается на заблуждение, но и анализируется, в чем оно заключается. Это поможет разобраться в лжеучении секты «Новое поколение» преподавателям сектоведения, миссионерам, катехизаторам, а также человеку, попавшему в секту и желающему присоединиться к Русской Православной Церкви. В этом усматривается практическая значимость данного исследования.

http://pravoslavie.ru/107363.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010