Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Архиерейского Собора БОГОЛЮБИВЫМ ПАСТЫРЯМ, ЧЕСТНОМУ ИНОЧЕСТВУ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада нашей Святой Церкви! Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в московском Свято-Даниловом монастыре 18-23 февраля 1997 года, обращается ко всей Полноте Церкви нашей со словами апостольского приветствия: " Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века " (Гал. 1, 3-4). Благодаря Господа за успешное завершение работы Собора, мы, его участники, напоминаем пастырям и пастве нашей Святой Церкви слова священномученика Иринея Лионского: " Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни " (Против ересей 3, 4, 1). Вера во Христа есть живоносное наследие, полученное нами от предков, передававшееся из поколения в поколение, выстраданное подвигом тысяч и миллионов людей, которые в течение всей истории христианства - начиная с апостолов и кончая мучениками наших дней - отдавали свою жизнь за Христа и Его Святую Церковь. В сонме новомучеников и исповедников Российских, прославленных нашей Церковью, воссияли ныне три новые звезды: Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский; 1862-1937), митрополит Серафим (Чичагов; 1856-1937) и архиепископ Фаддей (Успенский; 1872-1937). В лютую годину гонений они явили беспримерное мужество и до последней минуты сохранили верность Святой Русской Православной Церкви, которой они отдали всю жизнь и ради которой пошли на смерть. Молитвенное предстательство новопрославленных святых да укрепит всех нас в несении жизненного креста, да поможет и нам быть верными Матери-Церкви, давшей миру стольких великих исповедников веры.

http://sedmitza.ru/lib/text/429319/

II век Как ни много общего у II в. церковной истории с III-м во внешней жизни христианства (гонения), и во внутренней (в состоянии, например, просвещения), тем не менее он (II-й в.) носит на себе, особенно в первой своей половине, в эпохе мужей апостольских, особую печать, сближающую его несколько с веком апостольским. Не могло и богослужение этого века не иметь особого характера. Для богослужения это был переход от апостольской свободы и первообразования к тем твердым нормам и устойчивым чинам, какие нам дает уже во множестве III в., особенно в своих канонических памятниках. Посему II век вполне заслуживает самостоятельного рассмотрения у историка богослужения. Источники Указания на богослужение II в. можно находить прежде всего у писателей того времени, т. е. в сочинениях мужей апостольских и апологетов. Таковы послание ап. Варнавы (70–100 г.), 1 послание св. Климента, еп. Римского (ок. 96 г.), «Пастырь» Ермы (100–150 г.), послания св. Игнатия Богоносца (†107 или 115 г.), послание св. Поликарпа Смирнского († 167 г.), первая апология св. Иустина Философа (139 г.), послание к Диогнету неизвестного автора, сочинения св. Иринея Лионского († 202 г.) Важные сведения сохранились о богослужении и в сочинениях языческих писателей того времени; особенно в письме Плиния к императору Траяну и в сатире Лукиана Самосатского (во второй пол. II в.) «О смерти Перегрина». Но едва не самым важным литургическим памятником этой эпохи является «Учение 12 апостолов» ( Διδαχ τω ν δ δεκα ποστλων). Открытие этого памятника митрополитом Никомидийским Филофеем Вриеннием в 1875 г. в библиотеке иерусалимского подворья в Константинополе и издание им его в 1883 г. создало эпоху в изучении древнейшей истории христианства. Следы знакомства с этим памятником есть у Климента Александрийского († 217 г.) 255 . Евсевий Кесарийский относит его к числу спорных и подложных книг Нового Завета 256 , а Афанасий Великий к неканоническим, но читаемым, – наряду с Премудростями, Есфирью, Иудифью, Товитом 257 . Время написания памятника различные ученые относят к разным годам, начиная от 70 г. до V-VI в.; большинство и наиболее авторитетные учение относят его в 100–135 г. (Funk, Harnack) 258 . О большой древности памятника говорит существование в его эпоху служений – апостолов, пророков и учителей, и чрезвычайная простота памятника. Этот памятник лежит в основе VII кн. «Апостольских Постановлений». Богослужение по письму Плиния

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_74809.html 16 апреля 2010 Александра Сопова Секты: запрещать или контролировать? Источник:  http://www.taday.ru/text/380720.html Татьянин день После терактов в московском метро многие задумались о том, что происходит в сознании смертниц и – шире – в сознании члена той или иной радикальной религиозной группировки. Об этом рассуждали эксперты на пресс-конференции в ИА " Росбалт " . С самого начала был поставлен ряд вопросов. Кто такие сектанты – люди со слабой психикой, отчаявшиеся найти счастье в обычной жизни, потерявшие уверенность в завтрашнем дне? Как они приходят в секты? Можно ли договориться о границах термина " секта " ? Что делает секты столь неуязвимыми? Почему так легко и почти безнаказанно им удается заманивать людей? В секты не приходят, а приводят Сектовед Александр Дворкин сразу внес коррективы: в секты не приходят – в секты приводят. Приводят путем сокрытия информации, недобросовестной рекламы и других способов манипулирования. Обещают курсы английского языка, исцеление от всех болезней или подобное – а в итоге человек оказывается членом секты. Чаще всего люди откликаются на такие обещания в стрессовой ситуации. Казалось бы, на курсы английского человек записывается в " точке роста " , однако психологи говорят об обратном: человек пытается что-то изменить в своей жизни, когда чувствует ее неполноценность. Это значит, что в такой период он уязвим и более внушаем, утверждает Александр Дворкин; никто не знает, не окажется ли однажды в том состоянии, когда примет приглашение на " собрание по изучению Библии " . По словам Дворкина, в конце каждого лета (по крайней мере до введения ЕГЭ) на Центр религиоведческих исследований во имя святого Иринея Лионского, которым он руководит, обрушивается шквал звонков: звонят родители абитуриентов со всех концов России. " Мой ребенок поехал поступать и не добрал баллов, но позвонил и сказал, что познакомился с замечательными людьми и домой не вернется " , – стандартная история, поскольку абитуриент в стрессовой ситуации неудачных (или даже удачных) экзаменов – удобный объект для вербовки.

http://religare.ru/2_74809_1_21.html

VII. Священномученик Ириней Лионский Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Мейендорф, Введение; Шмеман, Исторический путь; Chadwick; Quasten. Сщмч. Ириней родился ок. 130 г. в Малой Азии. По его собственному свидетельству, в детстве он знал св. Поликарпа Смирнского. Жил в Риме (возможно, учился в школе Иустина Философа). После 177 г. он стал священником в Галлии, а с 190 г. был возведен в сан епископа Лионского (Лугдунского). Согласно Евсевию, он скончался мученически во время гонения императора Септимия Севера (ок. 202 г.). Св. Ириней по праву считается первым из великих отцов Церкви. С одной стороны, он завершает первохристианство, а с другой - начинает эпоху великих христианских богословов. До нас полностью дошла его книга, известная под названием «Против ересей». Полное ее название - «Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания». Вся аргументация св. Иринея против гностиков может быть выражена в двух словах - «апостольское преемство». Но св. Ириней толкует его шире, чем просто преемство одной иерархии. Он видит в нем единство веры и жизни, которое было передано от начала Самим Христом, единство Церкви и ее жизни во времени и пространстве. «Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, - как я сказал, - тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят и не различное имеют предание Церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в середине мира. Но как солнце - это творение Божие - во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины». Это предание дано Церкви самими апостолами, каждый из которых в отдельности и все вместе обладали полнотой Евангелия. Св. Ириней отвергает гностические евангелия и перечисляет четыре подлинных Евангелия. Он уподобляет их четырем столпам, на которых держится здание Церкви. Его критерием была полнота веры Церкви. Евангелия гностиков ложны, т.к. они чужды апостольского свидетельства. «Только то Евангелие истинно, которое передано от апостолов и сохраняется от их времени православными епископами без прибавок и сокращений».

http://sedmitza.ru/lib/text/434673/

  С самых первых веков своего существования христианская церковь освящает особого рода воспоминаниями все выдающиеся события и моменты из жизни Спасителя мира. В соответствии с их характером она устанавливает для своих членов то дни духовной радости и веселия, то дни печали и воздержания. К числу этих последних принадлежит и пост перед Пасхою. За все время своего существования он проводился в строгом воздержании и единственное различие заключалось лишь в том, что последнее не всегда и везде продолжалось одинаковый срок. В различные периоды и в различных церквах предпасхальный пост имел различную продолжительность. По крайней мере в Греции до IX приблизительно века не было единства во взглядах на данный предмет. Главная причина этого разногласия заключалась в неодинаковых взглядах на то, что должно служить точкою отправления предпасхального поста. Пока он совершался в воспоминание дней страдания и смерти Спасителя, его продолжительность равнялась двум дням, но как скоро его стали считать отображением сорокадневного поста Господа, то по необходимости увеличили до этого срока. Время господства каждого из указанных взглядов является, таким образом, и временем различной продолжительности предпасхального поста, С этой точки зрения история его развития представляется в следующем виде. Первое по времени свидетельство о предпасхальном посте встречается у Иринея Лионского в письме к папе Виктору (189–198 гг.) по вопросу о времени празднования Пасхи. Соглашаясь с тем, что таинство воскресения Христова должно быть празднуемо только в воскресенье, он тем не менее просит папу не прерывать общения с некоторыми из современных ему христиан, которые держатся иных, унаследованных от предков, обычаев. Приведя в защиту своей просьбы несколько соображений, Ириней Лионский в заключение говорит: «дело идет не только о дне, но даже и о способе поста, одни счтают нужным поститься один день, другие два, иные еще более, а некоторые измеряют свой день сорока дневными и ночными часами» 1 . Две первые даты просты и понятны, но последние нуждаются в объяснении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

А.И. Солодков Харизматическая секта «Новое Поколение» Скачать epub pdf Специалист в области Православного богословия, преподаватель Перервинской Духовной Семинарии, Российского Православного Университета (г. Москва). Содержание 1. История возникновения 2. Ложное понятие о благодати 3. Заблуждения в вопросе исцеления и чудес 4. Дар языков в Апостольской Церкви и у «новопоколенцев» 5. Дар языков в понимании Отцов Церкви 6. Истинное и ложное учительство 7. Спасение 8. Понятие о Духе Святом и Церкви в Православном вероучении 9. Заблуждение в вопросе крещения 10. Святое Крещение, Миропомазание, Евхаристия – как начало совершения пути спасения Заключение Библиография     Со времени основания Церкви на земле Христом Спасителем, Который Сам является Основанием, появлялись и возникают в наши дни множество различных ересей, противящихся истине Божьей, а значит, и Самому Христу. Но все новое – это хорошо забытое старое, как и говорит об этом Екклезиаст: «Нет ничего нового под солнцем» ( Еккл.1:9 ). В этом смысле объект исследования данной работы – харизматическая секта «Новое поколение» и их заблуждения в вопросах экклезиологии, христологии, учение о дарах Святого Духа – далеко не новы. В трудах Отцов Церкви свт. Иринея Лионского , свт. Афанасия Великого , свт. Василия Великого и других мы находим ответы на еретические заблуждения того времени, которые близки, а порой и точно совпадают с духом заблуждения современных харизматов вообще и в частности – в исследуемых нами документах. Отцы Церкви, опровергая то или иное заблуждение, брали за основы письма, трактаты, документы еретиков, и в своих сочинениях показывали, в чем заключается их заблуждение и как тот или иной вероучительный вопрос понимает Церковь . Последуем и мы в нашем исследовании методологии Отцов и учителей Церкви. Предметом исследования являются документы внутреннего пользования харизматической секты «Новое поколение». Документы именно внутреннего пользования харизматической секты взяты для аналитического исследования не случайно, так как именно они служат методическим пособием подготовки лидеров и на их основании строится все еретические заблуждения, передаваемые впоследствии рядовым членам «Нового поколения». Именно из этих документов-пособий впоследствии формируется религиозно-идеологическая система всего движения, которое они называют « церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Азбука веры Православная библиотека Алексей Русланович Фокин Леонтий Византийский. Сборник исследований Пожертвовать Вход Алексей Русланович Фокин Леонтий Византийский. Сборник исследований Источник Часть 4 Часть 6 Скачать epub pdf Оригинал: 45 Мб Диакон Сергий Говорун. к истории термина νυπστατον «воипостасное» Слово νυπστατον «воипостасное» 2216 не входило в лексикон античных писателей и было введено в обиход лишь христианскими авторами. Среди последних в первую очередь следует отметить свт. Иринея Лионского 2217 и Оригена 2218 . Эти ранние богословы говорили, в частности, о воипостасном Слове, подчеркивая предикативом «воипостасное», что Слово существует не призрачно, но реально. Выражение «воипостасное Слово» прочно вошло в словарь последующей христианской письменности и часто использовалось Отцами позднейших эпох 2219 . Слово «воипостасный» применялось не только в отношении Слова, но также Отца 2220 , Святого Духа 2221 и всех вместе Лиц Святой Троицы 2222 . В этих случаях его основное значение было ипостасный, существующий как ипостась, что, в частности, поясняет свт. Епифаний Кипрский : «Единосущное указывает на одну ипостась ( μι ς ποστσεως στι δηλωτικν), а также означает воипостасного Отца, воипостасного Сына и воипостасного Духа Святого» 2223 . Слово «воипостасное» применялось не только к Лицам Святой Троицы, но и к человеку, как это видно у того же свт. Епифания Кипрского : «Если ум есть дух, и дух – ум... а душа – иная ипостась, чем ум и дух, тогда в человеке не две ипостаси, сходящиеся в одной ипостаси; тогда не только душа и тело являются воипостасными, но четыре [силы]: ум – одна ипостась, душа – другая ипостась, дух – иная ипостась, и тело – еще другая ипостась» 2224 . Еще свт. Ириней и Ориген вкладывали в понятие «воипостасного» значение реально существующего, предметного, противоположного иллюзорному и призрачному. Вслед за ним в таком же смысле понимали воипостасное и другие авторы. Так, свт. Василий Великий ставил слово «воипостасное» в один ряд со словом «существующее» ( νοσιον и νπαρκτον) 2225 , а свт. Григорий Нисский – рядом со словом «существенный» ( οσιδης) 2226 . Понятием, смежным с реальным, для Отцов было истинное, которое также рассматривалось как один из аспектов воипостасного. Так, Дидим Слепец в качестве синонима к слову «воипостасное» употреблял слово «неложное» ( ψυδστατον) 2227 , а Иоанн Златоуст – слово «истинное» ( ληθς) 2228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема XV. История богословской науки Традиционно историю богословской науки делят на следующие периоды: доникейский (до 325 г.); эпоха Вселенских Соборов (325–787 гг.); после Вселенских Соборов до разделения Церквей (787– 1054 гг.); от разделения Церквей до падения Константинополя (1054–1453 гг.) – на Востоке, и до возникновения Реформации (1054–1517 гг.) – на Западе; новое время (с XVI в. до конца XIX в.). Учитывая сложную судьбу Церкви и церковной науки в XX в., а также наличие разнообразных и ярких богословов в это время, XX в. можно рассматривать как самостоятельный период. Как уже было отмечено ранее, богословская наука требует такого признака, как систематизация и полнота рассматриваемых тем. Поэтому далеко не все сочинения, несмотря на их значимость, могут быть нами рассмотрены. Предполагать наличие развитой богословской системы в доникейский период вряд ли возможно. Всё же есть произведения с элементами систематизации, и кроме того, в них содержится изложение практически всех истин христианской веры. Не будет преувеличением назвать первым систематизатором богословия святого апостола Павла, который в своих Посланиях касается практически всех сторон вероучения. Своеобразной системой являются «Строматы» Климента Александрийского и «Против ересей» святого Иринея Лионского . Однако общепринято первым систематизатором вероучения считать Оригена с его сочинением «О началах» (написано приблизительно в 230 г.). Сам этот труд стал предметом полемики, так как в нём содержались взгляды, идущие вразрез с Откровением. Тем не менее, не следует принижать значимость этого сочинения и его влияние в истории богословской науки. Ориген делит свой труд на четыре части, и впоследствии другие христианские авторы также будут использовать четырехчастное разделение (например, «Точное изложение православной веры»). После труда Оригена достаточно долгое время не было сочинений с системным изложением вероучения. Лишь в середине IV в. Иерусалимским святителем Кириллом были написаны «Огласительные и тайноводственные поучения», которые по своей сути являются объяснением Никейского Символа веры . Несмотря на системность изложения, этот труд носит скорее черты проповеди .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

богословское направление 2-й пол. IV в., представленное свт. Василием Великим , свт. Григорием Нисским и свт. Григорием Богословом (т. н. великими каппадокийцами) - отцами Церкви, осуществившими философско-богословское обоснование догмата о Св. Троице. Наименование дано по месту их служения в малоазийской пров. Каппадокия . Иногда к представителям К. ш. причисляют свт. Амфилохия Иконийского («четвертого каппадокийца»). Время жизни и деятельности отцов-каппадокийцев характеризуется значительным подъемом в греч. богословии, связанным прежде всего с победой христианства над язычеством и с активным изучением христианами классической античной лит-ры (отцы-каппадокийцы в своих творениях широко и творчески использовали достижения античной философии и науки). Др. особенность этого времени, непосредственным образом сказавшаяся на развитии К. ш., состояла в более полном освоении лит. наследия Оригена , влияние к-рого на каппадокийцев было обусловлено также живым преданием: через прямого ученика Оригена - свт. Григория Чудотворца , еп. Неокесарийского, во 2-й пол. III в. христианство широко распространилось в Понте (малоазийской области), откуда происходили предки свт. Василия Великого и его брата свт. Григория Нисского (свт. Григорий Чудотворец был духовным наставником их бабки по линии отца - св. Макрины Старшей ). В сочинениях каппадокийцев имеются свидетельства о том, какое влияние на их религ. образование имел Символ веры свт. Григория Чудотворца ( Basil. Magn. Ep. 204; Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.). Вероятно, свт. Григорий Чудотворец пробудил у каппадокийцев интерес и к самому Оригену. По свидетельству древних историков, свт. Василий Великий и свт. Григорий Богослов составили выборку из творений Оригена - «Филокалию» ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26; Sozom. Hist. eccl. VI 1). Вместе с тем Ориген по-разному влиял на представителей К. ш.: свт. Василий Великий, наиболее критичный, менее подвергся этому влиянию; значительно больше оно отразилось на свт. Григории Богослове и особенно на свт. Григории Нисском. В то время как влияние Оригена определило общий характер и дух богословия К. ш., а также сообщило ему ряд понятий и терминов, содержание богословского учения К. ш. было основано на никейском вероопределении. Отсюда проистекала связь К. ш. с богословием свт. Афанасия I Великого , главного защитника никейской веры в предшествующий период, а через него - с малоазийским богословием (преимущественно сщмч. Иринея Лионского). Влияние малоазийского богословия удерживало каппадокийцев от одностороннего увлечения метафизическими проблемами и побуждало проявлять внимание к религиозно-практическим вопросам (этому способствовало также церковное служение каппадокийцев).

http://pravenc.ru/text/1470349.html

В.В. Новиков Сотериологические аспекты христологии святителя Кирилла Александрийского в Толкованиях на Евангелие от Иоанна Скачать epub pdf 1. Введение. Цель работы: Проанализировав тексты Толкований на Евангелие от Иоанна святителя Кирилла Александрийского , привлекая работы отечественных и зарубежных богословов, проследить и выявить сотериологические аспекты его учения о Боговоплощении. Что хотим доказать: Проследив сотериологические аспекты учения святителя Кирилла о Воплощении в объемном труде, написанном в основном еще до несторианской полемики, можно сделать вывод о том, что святитель Кирилл внес огромный вклад в развитие Христологии. Толкования на Евангелия от Иоанна позволяют понять даже некоторые двусмысленные формулировки. Таким образом, святитель Кирилл выступает не оппонентом, а предшественником Халкидонского Собора и христологического учения Церкви VI века. Как никакая другая догматическая система Православной Церкви, христология имеет самое ярко выраженное применение к реальной духовной жизни христианина. Быть христианином означает не просто соблюдать заповеди, это означает верить во Христа и исповедовать тайну спасения, явленную на Кресте. Именно в вопросе о «двух и одном» во Христе Церковь раскрывает вопросы о Боге в Его отношении к миру и человеку и о спасении человека как основные вопросы христианской догматики. Создание человека по образу и подобию Божьему означает, что существует принципиальная возможность приобщения к божественной благодати через Христа, участвуя в Таинствах Церкви, основанной самим Христом. Такой процесс богоуподобления получил в Православии название обожения. Можно сказать, что предвечный замысел Творца о твари и означает, что мы призваны к обожению. Но обожение стало возможно исключительно потому, что Бог Сам стал человеком для того, что бы соединить разделенное и явить основания, через которые могло быть осуществлено единение Творца и твари. Божественный Логос воспринял полноту человеческой природы из-за нас и ради нас, будучи подобным нам во всем, кроме греха. Воплощение уже само по себе отчасти оживило человека и воскресило его природу. Благодать не просто излилась на человека в Воплощении, но природа человеческая была воспринята в единение «по ипостаси» с Самим Богом. Отцы ранней Церкви единодушно видели в подобном достижении человеком причастия Божественной Жизни всю суть спасения. Спасено, то что соединено с Богом, а то, что не соединено, вовсе не может спастись. Именно эта мысль была основным мотивом всего богословия первых веков: у св. Иринея Лионского , св. Афанасия Великого , Каппадокийцев (наиболее четко эту мысль сформулировал свт. Григорий Богослов в полемике с Аполлинарием), св. Кирилла Александрийского , и позже преп. Максима Исповедника и преп. Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010