П.М. Хупотский Прибавления к творениям Святых Отцов в русском переводе, 1861, ХХ, с. 100–144 Ориген был не первым толкователем св. книг нового завета по времени; но труды его предшественников не дошли до нас в целости, и мало известны. Историк церковный Евсевий Памфил , обозревая примечательных между лицами церковными современников св. Иринея лионского , упоминает о Гераклите, оставившем изъяснения «на Апостол», и, кроме того, о многих других древних писателях церковных, которых имена неизвестны, но которых православие свидетельствуется «их изъяснением божественных Писаний» 1 . В некоторых городах, кроме церковных поучений, предлагаемы были общественные наставления к уразумению св. книг. Так было в Александрии, в тамошнем «училище священных наук», где, по древнему обычаю, изъяснял «сокровища божественных догматов, живым словом и письменно», известный благовествованием евангелия и своею ученостью Пантен 2 . Но из всех трудов церковных писателей второго века, занимавшихся изъяснением св. книг, дошли до нас только немногие, и то не всегда несомненные, отрывки, – именно Мелитона епископа сардийского 3 , Феофила антиохийского 4 , и Климента, пресвитера александрийского 5 . Во всех этих толкованиях не находим последовательного объяснения тех или других св. книг, а только замечания на некоторые места из них – по выбору; все они, за исключением иносказаний Феофила, состоят в кратком перифразе св. текста. Непрерывные толкования новозаветных книг, или толкования в собственном смысле, сколько известно, первый начал писать знаменитый наставник александрийского училища Ориген . По свидетельству св. Епифания 6 , он изъяснил, за исключением Апокалипсиса, все книги нового завета. Блаж. Иероним, уже раздружившись с почитателями Оригена и сам переменив во многом свой взгляд на него, писал о нем: «Писание знал он наизусть, и в изъяснении его проводил дни и ночи. Тысячу или более бесед произнес он в церкви, написал бесчисленное множество «томов» толкований. Кто из нас может столько прочитать, сколько он написал? кто не подивится его пламенной любви к Писанию»? 7

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-truda...

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ Общение с Богом и Христом Христос – умилостивление за грехи мира Познание Господа невозможно без соблюдения заповедей Его Кто ненавидит ближнего – тот еще во тьме Антихрист и антихристы Сыны Божии и дети диавола Дух Божий и духи обольстители Введение 1. Подлинность послания Писатель первого послания, известного под именем святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в самом послании не называет себя по имени, как делают прочие апостолы в своих посланиях (единственный подобный пример в послании святого апостола Павла к Евреям); только в начале послания писатель косвенно лишь говорит о себе как об очевидце и самовидце событий земной жизни Господа Иисуса Христа ( 1Ин.1:1–4 ). Несмотря, однако же, на это, не может быть никакого сомнения, что послание это написано святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. 1) Вся христианская древность единодушно признавала это послание писанием Иоанна Богослова. Уже Поликарп Смирнский , ученик апостола Иоанна, приводит одно место из этого послания. Папий Иерапольский пользовался этим посланием, по свидетельству Евсевия. У Иринея Лионского находятся свидетельства о происхождении этого послания от апостола Иоанна в цитатах, взятых из этого послания в сочинении против ересей. Эти три свидетеля особенно важны: Ириней был ученик Поликарпа, а Поликарп и Папий были непосредственными учениками апостола Иоанна. Неужели можно допустить, чтобы они могли пользоваться посланием какого-нибудь неизвестного лица, считая его подлинным посланием апостола и евангелиста, их общего учителя? – Невероятно. Они не могли допустить в этом ошибку. Таковые же свидетельства о подлинности сего послания находятся у Климента Александрийского , Тертуллиана , в древнем так называемом Мураториевом каталоге, в сирском переводе новозаветных священных книг, так называемом Пешито, у Оригена , Дионисия Александрийского и у других. Наконец Евсевий причисляет это послание к несомненно каноническим писаниям, и никаких сомнений в подлинности его в древней Церкви не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ О святости жизни и взаимной любви О духовном возрастании и устроении О покорности властям Наставления женам и мужьям Введение 1. Писатель послания Что послание, известное под именем первого соборного послания Петрова, написано первоверховным апостолом Петром, об этом есть свидетельства древнейшего христианского предания, восходящего до самого апостольского века; с другой же стороны, это подтверждается и внутренними признаками, заключающимися в самом послании. Что касается внешних свидетельств древнейшего христианского предания, то (не говоря о свидетельстве второго послания Петрова, в котором есть прямое указание на первое послание; 2Пет.3:1 ) еще святой Поликарп, муж апостольский и ученик святого апостола Иоанна Богослова, указывает на первое послание Петрово и пользуется им в своих писаниях, как видно сие из прямого свидетельства Евсевия, и из сравнения Поликарпова послания к Филиппийцам с первым посланием Петровым. Далее, знал и пользовался этим посланием Папий Иерапольски 10 , по свидетельству того же Евсевия. Потом, ясные свидетельства находятся у святого Иринея Лионского , который приводит места из этого послания (1, 8, 2, 16) со словами: «Петр говорит в своем послании» и «Петр говорит»; подобные свидетельства у Тертуллиана , Климента Александрийского и Оригена , который называет это послание непререкаемо подлинным. Оно находится в древнем сирском переводе (Пешит ). Таким образом, в первых двух веках и на Востоке, и на Западе Церковь признавала это послание за Петрово и после сего в следующих веках оно признавалось всюду Петровым. Рассматривая самое послание, нельзя не заметить, что: 1) тон речи во многих местах, особенно в увещаниях и предостережениях, соответствует так свойственной апостолу Петру горячности, которая особенно характеризует его, которая так часто проявлялась в ранний период его жизни и которая, естественно, в старости выражалась в более спокойном виде. Петр слишком хорошо знал по собственному опыту слабости сердца человеческого; отсюда и увещания его проникнуты такою любовию к людям и такою теплотою, так сильны и так мягки; отсюда его настойчивые убеждения хранить постоянство в вере, в терпении и смирении, взирая на образ и славу Христа; отсюда его строгое увещание к тем более неусыпному бодрствованию и трезвенности, чем выше звание верующих; отсюда, по преимуществу, его трогательные увещания к смирению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: “Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь Господи!” ( Быт.49:17–18 ). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: “От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем” ( Иер.8:16–17 ). В Откр.7 перечисляются запечетленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист. Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: “Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем”. Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Свщ. Писания об антихристе: “которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными” ( 2Фес.2:9 ). Имя антихриста неизвестно, известно только его число — “666”. По объяснению свщмч. Иринея Лионского , “имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого” (Против ересей, кн. 5, гл. 30). Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие “от среды удерживающего теперь” ( 2Фес.2:7 ). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6 говорится: “ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время”. Слову “что” в синодальном переводе соответствует греческое “to katechon”, что буквально значит “держащее или удерживающее”, в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: “не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (o ketechon)”. Здесь употреблен мужской род, что скорее всего указывает на лицо мужского рода. Однозначного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под “удерживающим” и “держащим” можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы. Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа

http://sueverie.net/antixrist-i-vremya-e...

Подпишитесь на наш Телеграм В прошлый раз мы рассказывали о патериках . В этот раз — подборка житий святых. О том, как стать святым, расскажет жизнь мученика, отшельника, «матери Пустыни», раскаявшейся блудницы, аскета, плачущего от женской красоты, столпника, юродивого, атеиста, бездомного, беспечного благотворителя, политиков-непротивленцев и других. На специальной странице мы рассказываем, что такое святость.   Мученичество святого Поликарпа Смирнского Начало житийной литературы — мученические акты, то есть протоколы допросов христианских мучеников. Поликарп — ставленник апостолов на кафедре Смирны, товарищ Папия и Игнатия Богоносца, учитель Иринея Лионского. Игнатий в своем Послании пишет Поликарпу Смирнскому: « как кормчим нужны ветры или застигнутым бурей — пристань, так настоящему времени нужен ты — для того, чтобы достигнуть Бога ». По словам блаженного Иеронима, после смерти апостола Иоанна Богослова Поликарп стал главой всего малоазийского христианства, что и послужило причиной его мученической смерти: толпы язычников кричали Поликарпу: « вот учитель Азии и отец христиан ». Поликарп был сожжён заживо.   Житие Антония Великого Житие «отца монашества», написанное Афанасием Великим — не просто образцовое житие подвижника, но и цельная философия подвижничества как такового. «Житие Антония» станет образцом для подобной литературы. Антоний Великий вырос в благочестивой коптской семье. Однажды в храме он услышал слова Христа о духовном совершенстве, обращенные к богатому юноше: « если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною » (Мф 19. 21) — и поступил, как было сказано: отдал жителям своей деревни доставшийся ему по наследству земельный надел, продал свое имущество и раздал деньги нищим, оставив небольшую часть для сестры. Услышав в храме заповедь Спасителя не заботиться о завтрашнем дне (Мф 6. 34), Антоний Великий раздал и оставшееся имущество, определил сестру на воспитание к « известным и верным девам », а сам начал вести монашеский образ жизни недалеко своего села.

http://blog.predanie.ru/article/kak_stat...

поиск:   разделы   рассылка Авторская программа Александра Щипкова на радио " Радонеж " . Эфир 09 апреля 2009 Тема: Экспертный совет по религиоведческой экспертизе при Минюсте. В гостях: Александр Дворкин, председатель Экспертного совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте Тема: Экспертный совет по религиоведческой экспертизе при Минюсте. В гостях: Александр Дворкин, председатель Экспертного совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте, руководитель информационно-консультационного центра им. Свмч. Иринея Лионского, эксперт по сектам. Стенограмма программы, 09 апреля 2009 Александр Щипков: Добрый вечер. Радиостанция " Радонеж " продолжает свою работу в прямом эфире, у микрофона Александр Щипков, я как обычно по четвергам с 9 до 10 беседую с вами. Вместе со мной работает звукорежиссер Ирина Моисеева. О чем мы сегодня будем с вами беседовать? Пожалуй, я начну с события, которое произошло сегодня, а потом о событии, которое произошло вчера. Сегодня состоялось заседание комитета почетных членов и совета императорского православного палестинского общества. ИППО было создано еще в 19 веке и его главной задачей было окормление паломников прибывающих из России в Святую Землю и заслуга ИППО: благодаря нему были построены многие храмы, куплены земли и т.д. В последние годы ИППО возродило свою активную деятельность, и его возглавляет сегодня Сергей Степашин председатель Счетной палаты, и сегодня состоялось большое торжественное заседание, на котором присутствовал Патриарх Кирилл. Смысл заседания – это подведение итогов предыдущей работы и выборы почетного председателя ИППО, которым стал Святейший Патриарх Кирилл, дело в том, что по уставу предусмотрено, что председателем ИППО может быть только Патриарх, который может дать согласие, может не дать, но в данном случае Патриарх дал свое согласие и заместителем был избран Владыка Марк Егорьевский. На мой взгляд, это довольно важное известие. Завтра это все уже появится в СМИ. О событии вчерашнем, вчера прошло известие о том, что Святейший Патриарх Кирилл, находясь в своей пастырской поездке в Санкт-Петербурге, встречался с Губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Ивановной Матвиенко и после консультаций с ней была достигнута принципиальная договоренность о том, что на месте блокадного крематория будет построен православный храм.

http://religare.ru/2_64095.html

поиск:   разделы   рассылка Александра Сопова Секты: запрещать или контролировать? Источник:  Татьянин После терактов в московском метро многие задумались о том, что происходит в сознании смертниц и – шире – в сознании члена той или иной радикальной религиозной группировки. Об этом рассуждали эксперты на пресс-конференции в ИА " Росбалт " . С самого начала был поставлен ряд вопросов. Кто такие сектанты – люди со слабой психикой, отчаявшиеся найти счастье в обычной жизни, потерявшие уверенность в завтрашнем дне? Как они приходят в секты? Можно ли договориться о границах термина " секта " ? Что делает секты столь неуязвимыми? Почему так легко и почти безнаказанно им удается заманивать людей? В секты не приходят, а приводят Сектовед Александр Дворкин сразу внес коррективы: в секты не приходят – в секты приводят. Приводят путем сокрытия информации, недобросовестной рекламы и других способов манипулирования. Обещают курсы английского языка, исцеление от всех болезней или подобное – а в итоге человек оказывается членом секты. Чаще всего люди откликаются на такие обещания в стрессовой ситуации. Казалось бы, на курсы английского человек записывается в " точке роста " , однако психологи говорят об обратном: человек пытается что-то изменить в своей жизни, когда чувствует ее неполноценность. Это значит, что в такой период он уязвим и более внушаем, утверждает Александр Дворкин; никто не знает, не окажется ли однажды в том состоянии, когда примет приглашение на " собрание по изучению Библии " . По словам Дворкина, в конце каждого лета (по крайней мере до введения ЕГЭ) на Центр религиоведческих исследований во имя святого Иринея Лионского, которым он руководит, обрушивается шквал звонков: звонят родители абитуриентов со всех концов России. " Мой ребенок поехал поступать и не добрал баллов, но позвонил и сказал, что познакомился с замечательными людьми и домой не вернется " , – стандартная история, поскольку абитуриент в стрессовой ситуации неудачных (или даже удачных) экзаменов – удобный объект для вербовки.

http://religare.ru/2_74809.html

поиск:   разделы   рассылка Алина Дальская Возвращение из Нью-Йорка в Москву Беседа с Александром Дворкиным Источник:  Фома-центр " Я вспоминаю одну давнюю историю из моего детства, когда я учился в первом или втором классе (не помню), ничего не знал о Боге и, как каждый советский школьник, считал себя атеистом. И вот в один день (как я теперь знаю, 14 октября) наша учительница, Анна Ивановна, начала очередной урок со следующих примерно слов: " Дети, сегодня православные отмечают праздник Покров. Праздник этот отмечается, потому что в этот день первый снег якобы покрывает землю (!? – А. Д.). На самом же деле, как вы видите, все это – глупости. Посмотрите в окно, как ярко светит октябрьское солнышко, как ласково оно пригревает землю, и вы видите, как далеко в этом году до первого снега. Все это опровергает глупые суеверия наших предков и означает, что никакого Бога нет " . Мы посмотрели в окно – стояла теплая и ясная осенняя погода, на голубом небе не было видно ни облачка – и аргумент нашей строгой пожилой учительницы показался нам чрезвычайно убедительным. Первый урок пошел своим чередом. Но представьте себе, что в ходе урока небо вдруг потемнело, подул сильный холодный ветер, солнце исчезло за серыми облаками, и внезапно повалил густой-густой снег! На учительнице лица не было, она выдавила кривую усмешку и сказала: " Что же, всякие бывают совпадения " , а я впервые подумал... Нет, не помню, что я тогда подумал. Помню только чувство изумления, которое я испытал, глядя на густой, мохнатый, валящий плотной стеной снег. Собственно и вспомнил я об этом эпизоде много лет спустя, когда стал церковным православным христианином и давным-давно знал, что на самом деле праздник Покрова Божией Матери ни к каком снегу отношения не имеет... " ДВОРКИН АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ. Крещен в возрасте 24-х лет в храме Христа Спасителя в Нью-Йорке (Православная Церковь в Америке), в 1980 г. Образование: высшее гуманитарное, высшее богословское. Кандидат богословия (Master of Divinity); Доктор философии (PhD) по средневековой истории. C 1992 г. живет в Москве. Имеет более 350 публикаций на 15 языках. Заведующий Информационно-консультативным центром священномученика Иринея епископа Лионского Заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского богословского института, профессор.

http://religare.ru/2_4488.html

поиск:   разделы   рассылка Андрей Никитин Сектанты любят оранжевое Источник:  Газета " Золотое кольцо " Три года назад Ярославль посетил известный специалист по сектам, профессор Александр Дворкин. Однако случилось так, что дать оценку его деятельности " Золотое кольцо " доверило постороннему и предвзятому автору. В результате 28 октября 2003 года появился материал О. Грачева " Великий сектовед на каналах ЦРУ " с непроверенными данными, касающимися жизни А. Л. Дворкина. Мы приносим Александру Леонидовичу свои извинения и предлагаем читателям интервью с профессором. Александр Дворкин – человек известный. Прожив пятнадцать лет за рубежом, он на исходе 1991 года вернулся в Россию. Ныне Александр Леонидович – крупнейший отечественный специалист по нетрадиционным религиозным движениям. Он заведует кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и является профессором этого вуза, возглавляет Центр религиоведческих исследований имени святого Иринея Лионского, является автором 10 книг, включая фундаментальные " Сектоведение " и " Очерки по истории Вселенской православной церкви " , а также составителем четырех книг, включая уникальный юридический сборник " Секты против церкви " . Кроме того, профессор Дворкин занимает должности вице-президента международного центра " Диалог " и президента Российской ассоциации центров изучения религии и сект, а также входит в совет директоров Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах (FECRIS). Что касается чтения лекций, информирующих население о тоталитарных культах, график поездок по городам нашей страны у Александра Леонидовича расписан на полгода вперед. Сектантам вся эта активная деятельность определенно не нравится. Поэтому за последнее время появилось много публикаций, где Дворкина в чем только не обвиняют. – Александр Леонидович, сектантская пресса так активно записывает вас в " русские американцы " , что многие теперь думают, будто и родились вы в США. – На самом деле я родился в Москве пятьдесят один год тому назад. Закончил обычную московскую школу, а затем поступил в Московский педагогический институт. Хотел стать учителем русского языка и литературы. Но получилось так, что моя жизнь оказалась связана с церковью...

http://religare.ru/2_36065.html

поиск:   разделы   рассылка Елена Малер-Матьязова Секты в истории и современности Беседа с А. Л. Дворкиным Источник:  Богослов.ру В интеллектуальном клубе " Катехон " в Институте философии РАН недавно прошла встреча с Александром Леонидовичем Дворкиным, известным исследователем современного сектанства, кандидатом богословия, доктором философии (PhD) по истории, заведующим кафедрой сектоведения в ПСТГУ. В публикации приводится конспективное изложение ответов А.Л. Дворкина на прозвучавшие вопросы, затронувшие в том числе тему положения сект в политике США и России и их влияния на сознание человека. " Секты в истории и современности " – такова была тема встречи с Александром Леонидовичем Дворкиным, прошедшей в интеллектуальном Клубе " Катехон " в Институте философии РАН. Двадцать лет назад, 31 декабря 1991 года, Александр Дворкин вернулся из США, где он прожил в вынужденной эмиграции пятнадцать лет. Будучи профессиональным историком Церкви, Александр Дворкин стал также известен своей сектоведческой деятельностью. В 1993 году им был создан информационно-консультационный Центр имени святого Иринея Лионского, с 1995 года он заведует Кафедрой сектоведения в ПСТГУ, а в 1998 году вышло первое издание фундаментального исследования А.Л. Дворкина " Сектоведение. Тоталитарные секты " . На встрече были затронуты самые интересные вопросы, связанные с жизнью и деятельностью Александра Леонидовича: от пребывания в Америке и возвращения в Россию, начала сектоведческой работы и создания своего исследовательского центра, до описания деятельности тоталитарных сект и их политической активности, а также о работе Дворкина в недавно вышедшем фильме Павла Лунгина " Царь " . Приводим конспективное изложение ответов А.Л. Дворкина на прозвучавшие вопросы. Из Америки – в Россию: от отца Иоанна Мейендорфа – к отцу Глебу Каледе Ровно двадцать лет назад, в 1991 году, я вернулся в Россию из Америки и вскоре после этого начал заниматься сектоведением. Сейчас я дописываю мемуарную книгу под названием " Моя Америка " , повествование которой доводится именно до 31 декабря 1991 года.

http://religare.ru/2_92871.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010