10 Электрон ( εξ λκτpω ) – смесь металла ( по Плинию См Иуд Древности , перев Генкеля Т I 1900. Петербург Примеч к русск перев . на стр . 453) из четырех частей заолота , и одной части серебра . 11 Flavii Iosephi Opera, ed. Niese, Berolini, MDCCCLXXXV. и послед. годы. Nol II Antiqu. Iud VIII, 3, 7, 8. Иосифа Флавия мы будем цитировать далее по изд Niese. 15 Antiqu Vol IV, XVII, 10, 2 Ср также упоминание Иосифа Флавия о сокровищах Иерусалимского храма во время Пилата и Флоруса Antiqu Vol. XVIII, 3, 2 De bello Judaico Vol. VI. Berolini. MDCCCXCIVII, 14, 6 20 Римские победители взяли из Иерусалпмского храма много с п исков священных книг, часть которых император Тит отда л Иосифу Флавию, о чем свиде тельству ет послед ний в своей автобиографии J osephi vita Vol IV 75) a час ть уничтожил Главный из этих свитков оставался при дворцовой библи от еке римских импера торов с 70 по 220 г См. краткую историческую с п равку об этом y А.АОлевницкого , Ветхоз храм в Иерусалиме, стр. 533 , пр им еч I 21 ) Капефиг История иудеев со в ремени упадка Маккавеев до шестого века Пер с фр К. Пугови н а Изд 2-е 1846 С.-Петер бу рг, стр. 213 Следуя в больш инстве с луч аев в изложении факто в Иосиф у Флави ю , Капефиг сообщает иногда по данному во п р о су неко т оры е сведения, заимствова нные им из первои с точн и ков– как y д рев н их и новых историков, так отчасти в раввиниотической литературе. Поступаясь иногда точностью мысли при передаче данных из истории Иосифа Флавия, Капефиг, как автор иудейской истории, написанной живым языком, дает иногда интересные справки, которыя не могут считаться устаревшими и до нашего времени. He лишне при этом заметить, что цитация Иосифа Флавия в русском перев. Капефига не всегда точна. 22 Описани е разруше ни я Иерусалима и храма дано Иосифом Флавием в его сочи нении De bello iudaico Vol VI , V – II . 24 У Скалигера Ка п еф и г, стр. 221 П римеч. Ср. Кейт. Доказ ис ти н. христ. веры. Петерб без года изд., стр 6 0. 27 Об этом свидетельствуют, напр., Созомен, Григорий Назианзин . Кирилл Иерусалимский , языческий историк-философ Аммиан Марцелин . См. Капефиг, ч. II, стр. 51 и след Краткая спр авка об этом имеется y проф Олесницкого в его „Ветхоз. Иерусалимском храме“, стр. 543 Сведения о какой то „случайной» причине приостановки работ по во с становлению ветхозаветного храма при императоре Юлиа н е имеют с я и у раввинов, которые говорят о том, что цезарь был ранен в персидскую войну, почему и н е мог, буд т о бы, осу щ ествить своего нам е рения о построении ветхозаветвого храма. См об этом, н апример, y Hamburger’a R eal-Encyklop fur Bibel und Talm ud. Leipzig 1880. II, S . 1203.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Исаия; если же он не порицает его, то, очевидно, потому, что считает его вполне законным и необходимым. – Далее, как на доказательство постепенного развития идеи субботнего покоя, Велльгаузен ссылается на запрещение пр. Иеремии носить тяжести (XVII, 21–22). Но и эта ссылка не может быть названа основательной. Мы видели, что уже во время Амоса по субботам должна была прекращаться торговля. Поэтому нельзя допустить, чтобы ношение тяжестей в субботу раньше века Иеремии считалось дозволенным и стало запрещаться впервые только этим пророком. И сам Иеремия, настаивая на хранении субботнего покоя, показывает, что он не вводит нового закона, а требует только соблюдения предписаний, данных уже отцам. В XVII-й главе его книги мы читаем следующее: „так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний и не занимайтесь никакою работой, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим“ (ст. 21–22). Эти слова ясно показывают, что ношение тяжестей в субботу из круга запрещенных дел Иеремия выделяет лишь только потому, что это был труд, которым в его время по преимуществу нарушался субботний покой. – Нельзя найти подтверждения мнения о постепенном развитии идеи субботнего покоя и в книге пр. Иезекииля. Говоря о субботе, Иезекииль дает понять, что днем строгого покоя суббота была уже в древности, и что этот покой считался обязательным не для известных только классов, а для всего народа. В нарушении субботы пророк обвиняет и начальствующих народа (XXII, 8), и весь народ (XXIII, 38). На осквернение субботы он указывает, как на национальный грех Израиля, и говорит, что за это осквернение Господь хотел истребить избранный народ еще в то время, когда водил его по пустыне (XX, 12–24). – Наконец, когда при Неемии народ дал обещание прекращать в дни субботние торговлю, то и это рассматривалось не как нововведение, а как исполнение закона, установленного еще при Моисее ( Неем. Х, 29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Пункт 4. Фиатира Историки отмечают одну интересную закономерность. О тех памятники древности, что дошли до нас в самой лучшей сохранности, нам, как правило, известно до обидного мало. Вот так же из всех посланий семи Церквам, содержащихся в Откровении Иоанна Богослова, самое развёрнутое адресовано в город, о котором мы знаем очень мало и от которого почти не осталось следа на земле. Четвёртый город Апокалипсиса с поэтичным названием Θυτειρα — «Врата жертвоприношения» — полностью превращён в пыль истории.      Выяснить местоположение Фиатиры удалось только в конце XVII века. Сделал это английский консул в Смирне. Исторические изыскания привели его к выводу: на месте древней Фиатиры стоит турецкий городок Акхисар. Поселение в районе Фиатиры существовало ещё в 3000 году до Р. Х. В IV веке до Р. Х. регион захватили персы, затем последовало завоевание Александром Македонским. В начале III века город был заново основан царём династии Селевкидов. Сюда, видимо, организованно поселили македонскую колонию. Являясь военным форпостом, к 189 году до Р. Х. (если не раньше) Фиатира вошла в состав Пергамского царства. После того как в 133 году до Р. Х. царь Аттал III завещал Пергамское царство римлянам, Фиатира оказалась под римским владычеством. Человеку первых веков имя «Фиатира» наверняка говорило несравнимо больше, чем нам. В римскую эпоху город процветал — расположенный в плодоносной долине реки Лик на перекрёстке важнейших путей, ведущих в Пергам и Сарды, Магнезию и Смирну, он был заметным промышленным и коммерческим центром. Здесь существовали многочисленные торговые гильдии: медники, кузнецы, кожевники, обувщики, красильщики, шерстянщики, ткачи... Фиатира была городом ремёсел и с религиозной и культурной стороны не была особо примечательна. Сарды. Руины храма Артемиды      Славился город в основном текстильным производством и красильнями, в особенности пурпурными тканями (в Евангелии такая ткань называется «багряница»). В наш технологичный век трудно представить, что цветная одежда в древности была практически роскошью и ценилась дорого. Можно вспомнить эпизод из истории Иосифа Прекрасного и его отца Иакова: ... любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно (Быт. 37, 3­—4).

http://pravoslavie.ru/65889.html

Слава свершителю Богу ныне и во веки веков. Аминь. КОММЕНТАРИЙ Домострой первой редакции издается по списку Московского общества истории и древностей Российских, 60-е гг. XVI века (ГБЛ, ф. 205, 340). Текст впервые опубликован, И. Е. Забелиным в " Чтениях Общества истории и древностей Российских " (1881.-Кн. 2); опечатки и добавления - там же (1882.- Кн. 1); поправки к изданию см. в " Русском филологическом вестнике " (Т. 75.-Варшава, 1-2.-С. 41-47). Добавление к главе 66 приводятся по списку ГПБ, (Q, X. 1, л. 93 об.-95. (XVII в.). " Предисловие " написано много позже составления окончательного текста Домостроя, оно отражает уже трехчастность произведения: " како веровати " , " о мирском строении " , " о домовном строении " ; на толковании этого предисловия основаны все споры относительно авторства, состава и происхождения Домостроя. Цитата из Апостола (Римл. 13, 7): " Итак, воздавайте всякому должное: кому подать - подать, кому оброк - оброк, кому страх - страх, кому честь - честь " . " Ибо он не напрасно носит меч: он божий слуга, отмститель в наказание делающему зло " (Римл. 13, 4). " Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее " (Римл. 13, 3). О супругах слова из Быт. (2, 24); " и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью " . Слова апостола Павла (1 Коринф. 12, 26): " страдает ли один член (тела) - страдают с ним все члены " . Типичное для христианских понятий разграничение духовного ( " сердечного " ) и телесного (ниже это противопоставление неоднократно повторяется). Слова господина рабу в известной притче Христа о талантах (Матф. 25, 21): " Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю, войди в радость господина твоего " . Чистая совесть как калька с греческого заимствована из посланий апостола Павла; только начиная с XVI в. понимается уже в духе христианской этики (до этого означало просто " сознание " ); правда - славянский эквивалент христианской " совести " ; совмещение христианских и славянских слов-символов типично для Домостроя и определяется общей установкой авторов произведения на синтез христианской и народной этики. Таково первое употребление слова " совесть " в контексте Домостроя - путем пояснения русским словом " правда " ; в дальнейшем говорится просто о " чистой совести " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1976...

245 Иоав должен был быть почти одних лет с Давидом; он был сын сестры Давида Саруи, которая должна была быть гораздо старее летами Давида. (Ср. 1 Ц. XVI, 11; XVII, 28 – что Давид был младший в семье). О детях Саруи см. 2Nap. II, 16 . 247 Это слово – царь – пропущено в тексте Семидесяти. Славянская библия относит слово царь к Давиду (отдал царю), но Вульгата (изд. 1889) гов. «Omnia dedit Areuna rex regi». Так говорит и греческое издание Библии («ex versione septuaginta interpretum». Vaticanum Romae editum; Lipsiae 1730). В Biblia Sacra (Lipsiae 1822) Орна называется даже в отличие от царя Давида regulius (царек) «Dabat, Arauna regulus, regi " … 248 Милло была часть города, примыкавшая к цитадели, как можно заключить из 3 Ц. IX, 15, 24; XI, 27; 2Nap. XXXII, 5 и 4 Ц. XII, 20. По-видимому Милло не только примыкала к крепости, но и включена была в ограду крепости. 249 См. наши объяснения в Свящ. Летописи па Быm. XXII, 14 по поводу выражения Иегова ире: «Господь усмотрит» с значением полной преданности воле Божией. В Быm. XIV, 18 мы указывали на предание, по которому Мелхиседек, царь Салима, был сам патриарх Сим, сын Ноев, давший месту, в котором впоследствии стоял Иерусалим, имя Мир, Салим. 250 Мы конечно не входим здесь в сложный вопрос о древности начертания каждой из ветхозаветных книг, или частей каждой из этих книг. 251 Филистимская колесница была расколота на дрова (1 Ц. VI, 14–15) и так указано, что и тогда левиты снимали ковчег с колесницы. 252 Его нет в списках. 1 Парал, в гл. VI. Это конечно не Аминадав, сын Каафов 1Nap. VI , ст. 22 (тожественный с Ицгаром ст. 2 и 18-й той же главы) отец Корея: но может быть в книге Царств Аминадав имя, употребленное в родовом значении. 258 «И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования» ( 1Nap. XV, 16 ). «А Хенания начальник левитов, был учитель пения» (id. 22). «Так весь Израиль вносил ковчег завета Господня с восклицанием при звуке рога и труб и кимвалов, играя на псалтирях и цитрах», (id. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2-я, изд. 1867 г., стр. 43). Эти казни и придут на Вавилон (они придут уже по снятии шестой печати). Они изображены в XVII и XVIII главах Откровения. Исполнителями определения Божия о Вавилоне, судя по Откровению ( Откр. 17, 16–17 ), будут десять царей, современных антихристу. Иоанн повествует, что десять царей возненавидят блудницу (Вавилон, или Рим), и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. Потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. К этому откровению Иоанн присовокупляет, что упоминаемая тут блудница «есть великий город, царствующий над земными царями» ( Откр. 17:18 ). Кто знает, не относится ли все это более к Парижу, этому аллегорическому Пергаму, где престол сатаны и вероятнейший престол антихриста, или Лондону? В таком случае, надобно было бы предположить, что «Великий Восток» и ныне имеющий свою главную резиденцию в Париже, придаст этому городу, т.е. Парижу, в конце концов восточный тип и такую могучую роль в мире, какую он имел во времена Наполеона I. Тогдашним, в конце концов, Наполеоном будет сын погибели, антихрист, еврей из Данова колена, а десять царей – как предавшие царство свое этому зверю, будут не более, как провинциальные правители восстановленной великой Римской империи со столицей в Париже, 18 а после его разрушения – в Иерусалиме. Опять повторим и здесь, что к счастью великая Россия не входила и следовательно не будет входить в состав этого последнего в мире железного царства, которое погибнет вместе со своим восстановителем, последним Наполеоном или Навуходоносором. Как Навуходоносор в древности был восстановителем старого Нимвродова царства, так и этот новый Навуходоносор (быть может, имя его будет Нерон или Домициан) окажется восстановителем не только Римской державы, но и прежних: Вавилонской, Мидо-Персидской или Эллинской, Александра Великого держав, ибо таково значение характеристики, сделанной этому царству Иоанном ( Откр. 13:2 ): «Зверь, которого я видел, был подобен барсу, ноги у него, как у медведя, а пасть у него, как пасть у льва».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему на веки. И сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет. Встань, пройди по земле сей в долготу и ширину ее: ибо Я тебе дал ее (и потомству твоему) навсегда». Аврам двинул свой шатер и поселился у дубравы Мамре в Хевроне. Это было третье место стоянки Аврама в земле обетованной, и оно сделалось обычным местом пребывания его там. Точное место его стоянки быть может обозначается теми развалинами древней загороди, упоминаемой у И. Флавия, которая еще и теперь видна к северу от Хеврона. «Там», говорит иудейский историк, «стоял теревинф, под которым патриарх принимал ангелов»; дуб этот, по своей древности, ровесник, как тогда предполагалось, самому миру. Он, будто бы, сожжен был уже в XVII столетии по Р. X., прослужив в течение целых тысячелетий предметом высокого почтения. Здесь наконец Аврам мог спокойно отдохнуть, как-бы у себя дома, в прекрасной долине, изобилующей источниками и теревинфовыми рощами, наслаждаясь прохладой превосходного климата, так как самая местность лежит почти на 3000 футов над поверхностью моря. Если Лот наслаждался тропической роскошью Содома, то на долю Аврама выпал освежающий воздух холмов, склоны которых покрыты были группами седых маслин и живописно перемешаны были рощами из помгранатов, смоковниц, абрикосов и миндальных дерев, причем кругом расстилались волнующиеся нивы пшеницы и ячменя, прерываемые зелеными садами и виноградниками, столь знаменитыми, что, по верованию иудеев, виноград на этих плодородных склонах впервые насажден был рукою самого Бога. Его стаду затем стоило только передвинуться до ближайших высот за пределы этого мирного убежища, чтобы на окружающих его возвышенностях находить для себя необозримые пастбища. Между тем Лот, отделившись от своего дяди Аврама, поселился в нижней части долины Иорданской, которая в то время занята была пятью богатыми городами. Города эти – Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Бела (или Сигор) составляли союз пятиградия; каждый из них имел своего особого царя, но во главе их стоял царь Содомский.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

К ним же надо присовокупить псалом 142, в котором есть только греческое надписание о времени его начертания. Псалом 3-й Давида озаглавлен: «когда он бежал от Авессалома, сына своего»; псалом 142 «когда он преследуем был сыном своим Авессаломом». Псалом 62-й Давида озаглавлен: «когда он был в пустыне Иудейской». Все три псалма относятся ко времени и событиям, описанным в главах от 15-й до 19-й включительно второй книги Царств. Мы выше, в очерке жизни Давида, уже упоминали о том, что псалом 3-й произнесен по-видимому, когда Давид, удаляясь от Иерусалима только что перешел Иордан (2 Ц. XVII, 16, 21–22, 24): «Ты, Господи, щит предо мною, слава моя»... Гласом моим взываю к Господу и Он слышит меня с святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю: ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, ополчившихся на меня»... Псалом 62-й по-видимому передает чувствования Давида, когда он переходил сожженную безводную страну между Масличною горою и Иорданом, находясь в сильном душевном смятении. Еще подымаясь на Масличную гору, он шел с покрытой головой и плакал (2 Ц. XV, 30); далее по пути осыпал его проклятиями Семей (XVI, 5). Об утомлении Давида и его людей на пути к Иордану см. XVI, 14, и только перейдя Иордан почувствовал он себя относительно в безопасности 362 . Во время этого трудного пути «когда Давид был в пустыне иудейской» (пс. 62) – тогда по всей вероятности он, утомленный и огорченный, вопиял: «Боже, Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя; по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (ст. 2). Если надписания псалма 142 в еврейском дошедшем до нас тексте нет, а есть только оно в греческом, то тем не менее мы не находим никакого основания сомневаться в подлинности и высокой древности заглавия 142-го псалма: «когда Давид был преследуем сыном своим Авессаломом». Красота этого псалма ставит его в ряду самых трогательных, умилительных молитвенных песнопений, а содержание его как нельзя более соответствует состоянию души человека, удрученного скорбью, который сознает, что причина его несчастий есть собственный грех его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Божий храм Обращаясь к коринфянам, апостол Павел пишет: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор 6:19–20). Таким образом, человек уподобляется храму, причём как в храме возносится хвала Богу, так и человек призван к прославлению Творца. Человек, являющийся венцом творения Господня, уподобляется жилищу Бога Живого — храму. В другом месте Апостол языков опять говорит на эту тему: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор 3:16–17). Как разорение храма, так и надругание над человеком, согласно Священному Писанию, является большим грехом: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной (Мф 5:22) — говорит Христос. В свою очередь, в образе храма имеются антропоморфные элементы и храм уподобляется человеку. Высказывания об этом встречаются, например, у современных авторов. Академик Д. С. Лихачев, говоря о красоте русской природы, русской души пишет в “Заметках о русском”: «Московские церкви XVI и XVII вв. не случайно напоминают игрушку. Недаром у церкви есть глаза, шея, плечи, подошва и “очи” — окна с бровками или без них. Церковь — микрокосм…» 1 . Таким образом, мы видим аналогию: храм — это место особенного присутствия Живого Бога; человек есть вместилище бессмертной души. Трёхчастный храм (алтарь, центральная часть и притвор) соответствует трёхчастной человеческой природе (дух, душа и тело). В святом Крещении каждому человеку даётся Ангел хранитель и имя святого угодника Божия. Храм освящается в честь святого или священного события. Богослужебная жизнь Церкви даёт нам ещё одно подтверждение этого соотношения: храм — человек. В древности в силу действовавших тогда богослужебных уставов праздновался не престольный праздник, как ныне, то есть не именины храма, а день его рождения, то есть дата освящения 2 . В современном церковном календаре сохранилась только одна такая память из русской истории: 26 ноября полагается память освящения храма мученика Георгия в Киеве, воздвигнутого князем Ярославом в честь своего Небесного покровителя.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-svyatyin...

IV. Исследования 1. Анализ некоторых пунктов древнерусского завещания. П. И. Беляева 2. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в визан-тийской и славянско-русской литературах. Исследование и тексты Члена-Соревнователя В.М. Истрина . (Продолжение). Тексты. I. Откровение Мефодия Патарского Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1898 год. Книга вторая I. Материалы исторические 1. Акты XII-XVII вв., представленные в Разрядный приказ представителями слу-жилых фамилий после отмены местничества. Ч.I. 1257–1613 гг. С предисловием А.И. Юшкова II. Материалы историко-литературные 1. Послание Ивана Бегичева о видимом образе Божием. По рукописи XVII в. со-брания А.И. Яцимирского и с его же предисловием III. Исследования 1. Очерки по истории Грузинской словесности. Выпуск II: Древняя литература до конца XII в. (Окончание). Члена-Соревнователя А.С. Хаханова IV. Смесь 1. Отчет о четвертом присуждении Обществом премии Г.Ф. Карпова. (Разбор ис-следования М.И. Лилеева «Из истории раскола на Ветке и в Стародубе XVII-XVIII в. Вып. I. Киев, 1895 г.», составленный Действит. Членом С.Т. Голубевым 2. О состоящей при Императорском Обществе любителей древней письменности премии А.М. Кожевникова «за учетную разработку и издание памятника славянско-русской письменности» 3. Протоколы заседаний Общества за 1896 и 1897 годы Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1898 год. Книга третья I. Материалы исторические 1. Акты XIII-XVII вв., представленные в Разрядный приказ представителями слу-жилых фамилий после отмены местничества. Ч. I. 1257–1613 гг. С предисловием А.И. Юшкова. (Продолжение) II. Материалы историко-литературные 1. Материалы для изучения творчества и быта белорусов. I. Пословицы, поговор-ки, загадки. С предисловием Е.А. Ляцково III. Материалы иностранные 1. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в поовине XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Перевод с арабского Действит. Члена Г.А. Муркоса (По рукописи Московского Главного Архива Министерства Ино-странных Дел)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010