прот. Владимир Рыбаков III. Жизнь св. Иосифа Место и время рождения прп. Иосифа. Родители. Семейная атмосфера. Детские наклонности Иосифа. Варварское нашествие и переселение в Пелопоннес и Солунь. Принятие монашества и монашеские подвиги. Иосиф-пресвитер. Встреча с Григорием Декаполитом . Пребывание в Константинополе и общественная деятельность Преподобного в иконоборчестве Феофила. Посольство в Рим. Плен и тюрьма на Крите. Освобождение и возвращение в Константинополь. Жизнь на месте подвигов Григория Декаполита . Жизнь у храма св. Иоанна Златоустог о. Свой монастырь и получение песнотворческого дара. Изгнание при Варде. Возвращение при Патр. Игнатии. Иосиф-скевофилакс. Патр. Фотий. Его отношение к Преподобному. Иосиф-духовник. Кончина Иосифа. Родиною преподобного Иосифа был один из городов Сицилии. Первый биограф Иосифа его ученик Феофан не называет по имени родного города Преподобного, но отмечает его как город знаменитый, дававший и прежде немало даровитых и знаменитых людей. 37 Может быть, это были Сиракузы – центр тогдашней культурной жизни Сицилии. Может быть, поэтому некоторые из последующих жизнеописателей Преподобного и прилагали к его имени эпитеты Сицилийца-Сиракузянина, определенно называя местом рождения Сиракузы. 38 Но ни Феофан, ни диакон Иоанн не дают подобной подробности. Время рождения Преподобного точно неизвестно и может быть определено только приблизительно. Если мы постараемся восстановить его на основании указанных выше житий, то получим такую дату, которая с данными позднейших историков и исследователей расходится почти на полстолетия. Такая большая разница заставляет нас рассмотреть вопрос более подробно. Самую позднейшую дату времени рождения преподобного Иосифа указывает Георгий Παπαδπουλο, говоря, что Иосиф γεννθη τ 840 ν Σικελ. 39 На каком основании Г. Παπαδπουλο придерживается этой даты – неизвестно. Равным образом он не сообщает никаких исторических данных из жизни преподобного Иосифа, чтобы по ним можно было хотя бы сколько-нибудь проверить его хронологию. Но принять эту дату встречаются самые решительные препятствия. Несомненно известно, что преподобный Иосиф скончался в 883 году и, как увидим, в почтенном возрасте, в глубокой старости. 40 Какой же почтенный возраст в 43 года?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот последнее слово двусмысленной папской политики по отношению к униатам! Пана говорит, по словам епископского послания, о неприкосновенности греческих старых обрядов, и в то же время требует введения чуждых латинских новшеств. Между тем как папа и преданные ему униатские епископы произносят вышеприведенные льстивые речи и пишут успокоительные послания к взволнованному галицкому народу, посвященные в тайны папской политики иезуиты деятельно продолжают разрушать унию. Так, недавно они совратили из унии в латинство целое сельское общество в Тучапах. Это, без сомнения, не последний подвиг верных исполнителей заветов Поссевина и Скарги накануне 300-летнего юбилея унии в Галиции, «к достойному празднованию которого уже теперь делаются приготовления по словам, преданного польско-католикам униатского митрополита С. Сембратовича. Глава первая. Рождение, воспитание и образование Иосифа Семашки. 1798–1820 I. 1798–1809 Время и место рождения Иосифа Семашки. Его родители. Участие Иосифа в хозяйственных и полевых работах. Его дед, униатский священник, Первоначальное воспитание и образование Иосифа в доме родителей. Его привязанность к православному богослужению: чтение и пение на клиросе в православной церкви. Любовь к чтению книг, созерцанию природы, к пению и слушанию сказок. Среда и обстановка, окружавшие Иосифа в детстве. Его родственники, Влияния детства, развившие в нем любовь к России и православной церкви: православный храм он предпочитает латинскому костелу. Замечательное воспоминание из детства Иосифа. 25 декабря 1798 года, в селе Павловке, Киевской губернии, Липовецкого уезда, у небогатого дворянина Иосифа Семашки родился сын и в тот же день крещен, по униатскому обряду, под именем Иосифа, своим дядей, священником Николаем Семашкою. 11 Рождение ребенка последовало в тот момент, когда в местной православной церкви, недавно переделанной из униатской, раздался благовест, призывавший к заутрене православных павловцев, по случаю праздника Рождества Христова. Этому обстоятельству отец новорожденного придавал особенное значение и впоследствии, когда, неожиданно для него, совершилось воссоединение униатов, сказал: «видно не даром родился сын в тот день, что Иисус Христос , должно быть правда на его стороне».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

составляет ок. 30 посланий, почти все датированы лишь предположительно. Послание монахам Пафнутиева монастыря - 1478 - май 1479 г. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 144-145; Плигузов. 1992. С. 1047); Послание о расстригшемся чернеце - предположительно 1482-1485 гг. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 145-148; Плигузов. 1992. С. 1047-1048); Первое и Второе послания князю о постригшемся «человеке» представляют собой ответ некоему князю, запрещающему своим рабам принимать монашеский постриг - 90-е гг. XV в.- 1515 г. (Плигузов предложил датировать 1508-1511 гг. ( Плигузов. 1992. С. 1055)); в Послании некоему вельможе о его рабах имеется общий фрагмент с посланиями о постригшемся «человеке» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 152-154); Послание кнг. Голениной - 1506-1510 гг. (Там же. С. 179-183; Плигузов. 1992. С. 1052); 4 послания И. связаны с его конфликтом с волоцким кн. Федором Борисовичем и с Новгородским архиеп. Серапионом: Послание митр. Симону - предположительно апр. 1509 г. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 185-186; Плигузов. 1992. С. 1052); Послание И. И. Третьякову - до янв. 1510-1511 г. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 187-208; Плигузов. 1992. С. 1053); Послание Б. В. Кутузову - 1511 г. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 208-227; Плигузов. 1992. С. 1054); Послание Василию III - апр.-май 1511 г. (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 229; Плигузов. 1992 С. 1054); Послание В. А. Челяднину - после 3 авг. 1511 г., поскольку в нем упоминается митр. Варлаам (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 227-228; Плигузов настаивает на 1512 г.: Плигузов. 1992. С. 1057). Антиеретических посланий И. насчитывается 7. Ранее предполагалось, что 1-е - Послание архим. Вассиану (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 139-144) И. написал в бытность монахом Пафнутиева мон-ря. Адресат Послания был отождествлен с архим. тверского Отроча мон-ря Вассианом (Стригиным-Оболенским), занимавшим свой пост до 6 дек. 1477 г. ( Булгаков. 1865. С. 149-150). В Послании И. именует себя «глупым» и «в учимом чину живущим», из чего был сделан вывод, что к этому времени преподобный еще не был игуменом мон-ря ( Лурье Я.

http://pravenc.ru/text/578410.html

О занятии Иосифа плотническим ремеслом свидетельствуют все почти апокрифы 73 , а история Иосифа перечисляет и самые его занятия, представляя его делателем дверей, столов и даже целых зданий. Так как Иисус помогал своему мнимому отцу в его ремесле 74 , то с вероятностью можно заключить, что Он также был обучен ему, ибо по обычаю иудеев отец обязан был выучить своего сына какому-нибудь ручному ремеслу 75 . Обратимся к свидетельствам. Святой евангелист Марк от лица иудеев, называл Иисуса Христа плотником, сыном Марии (οχ οτς στιν τκτων υς τς Μαρας 6, 3). Этим же именем называет Его и св. Иустин в своем разговоре с Трифоном 76 . Гораздо больше расходятся свидетельства касательно предания о священстве Иосифа. Сомнение в этом подает сама история Иосифа. Согласно с евангелием о рождении Марии (гл. 8) и с историей о её рождении (гл.11:13), она производит его из племени Иудина, а если так, то Иосиф не мог быть священником, потому что священство усвоено было потомкам Левииным. Правда, некоторые ученые, желая доказать, что Иосиф был священником, производили его рождение из смешения потомков Иуды и Левия, а прежде, действительно, было такое смешение их чрез браки 77 , но подобное объяснение слишком искусственно и нам нет нужды прибегать к нему, тем более, что сам писатель истории Иосифа скоро совершенно забывает о священстве Иосифа, так как в четвертой уже главе он представляет его не священником храма Господня, а обыкновенным человеком, происшедшим из племени Иудина. Имя его жены неизвестно по апокрифическим евангелиям, однако мы можем догадываться, что она называлась Саломией и была в родстве с семейством Иоанна Крестителя 78 , так как она была дочерью Аггея, брата Захарии, отца Иоанна Крестителя. Но еще больше разногласий при определении сыновей и дочерей Иосифа. Автор истории Иосифа упоминает, как мы видели, четырех сыновей. В некоторых кодексах протоевангелия упоминаются два сына Иосифа, Иаков и Симон, в других один, по имени Самуил (in Vulg. Simon), а по тексту Тило имена их вовсе не упоминаются (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Жития Иосифа отличаются тем от житий других игуменов-основателей монастырей наших, что в них очень мало общих черт и общих мест о святом. Близкие по времени к Иосифу, все три автора сохранили о преподобном сведения исторические. Деятельная жизнь Иосифа давала обильный материал списателям жития. Так как мнения и действия Иосифа возбудили против него многих современников, то авторы житий (Савва и неизвестный) берут на себя защиту его мнения (о монастырских имениях, о вдовых попах) и образа действий (дело с Серапионом). Отсутствие сведений о семье святого почти всегда заменяется библейским рассказом о его рождении от бесплодных родителей, которые вымолили себе чадо у Бога. Только у одного Саввы сказано, что родители Иосифа молились о чаде незадолго до его рождения. Вторая черта, связывающая рождение преподобного с его просветленным посмертным образом – это пророческое видение матери. В житии Сергия преподобного, мать его, по поводу благодатных ощущений во время беременности, сравнивается с матерями избранников Божьих: Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, Ефрема Сирина , Алимпия Столпника и других. Одна из этих женщин видела во сне, что звезда с небес упала на её утробу, другая, что носит на руках прекрасного ягненка, на рожках которого горят свечи. Мать Ефрема Сирина видела во сне, что виноградное дерево выросло на языке младенца; мать Петра митрополита держит на руках ягненка и среди рогов его выросло дерево. Мать древнего пророка Ильи видела, что её младенца пеленают красивые мужи в огненные пеленки и кормят пламенем. Эти представления не оказали влияния на рассказ о рождении Иосифа. Мать этого преподобного, Марина является в житиях её сына несколько более очерченная, чем матери других угодников Бжьих, и это потому, что жития близки по времени к Иосифу. Она грустит по сыне, когда он постригся в монахи; старцы посылают ей в утешение грамотку. Подобно тому как в древности мать Феодосия Печерского , мать Иосифа приходит на свидание с сыном, который не захотел видеться с нею (Феодосий виделся с матерью и беседовал с нею). Выхваляя этот поступок строгого Иосифа, автор жития не обходит сочувствием и мать его: «и приложи к слезам слезы глаголющи: зде не получих любимаго ми сына видети». Перед смертью мать Иосифа уже инокиня Мария, по рассказу Досифея видела видение: ей казалось, что за нею пришли три Марии – Магдалина, Иаковля и Египетская, и она стала просить мантии, как бы собираясь в путь и повторяла: «Марии, госпожи, иду с вами!» – ясно, что этот факт заимствован из живого предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Это традиционное мнение, признавши двух Иосифов – творцов песнопений, указывает и признак, по которому можно различать каноны этих писателей. В заключении жития прп. Иосифа Песнописца, составленном св. Димитрием Ростовским для Четий-Миней, сказано: «Каноны познаваются сице: идеже в начале канона написано – творение Кир Иосифа, разумей быти перваго Иосифа, брата Студита; то бо слово Кир знамение есть великаго сана и власти, яко же епископство. А идеже написано просто, без приложения Кир, творение Иосифово (у Вангнерека: qui nudum Iosephi nomen praeferunt absque alio titulo, т. е. которые носят простое имя Иосифа, без какого-либо титула) 242 , разумей быти сего второго Иосифа преподобного, иже не бе епископ, но точию иеромонах и игумен и сосудохранитель Великой Константинопольской Церкви» 243 . Таково было обычное мнение, разделяемое и людьми науки. 244 Этого различения, по-видимому, держался и наш недавно умерший почтенный литургист протоиерей К. Т. Никольский , который все каноны, трипеснцы с надписанием Кир Иосифа приписывает Иосифу Солунскому, например, каноны, трипеснцы и четверопеснцы цветной Триоди и др. 245 Так смотрит и протоиерей Флоринский в своей «Истории богослужебных песнопений Православной Церкви»; причем второй канон на Вознесение Господне с надписанием в начале «господина Иосифа» приписывает Иосифу Студиту, но VIII и IX песнь этого канона – Иосифу Песнописцу, потому что здесь его акростих несомненно Иосифа Песнописца. 246 Но уже болландисты, приводя научное мнение своего собрата Вангнерека, тут же делают такое замечание: «Мы не соглашаемся видеть в этом такого твердого предположения, чтобы не могли высказать против него возражений, которые делают сомнительным самое суждение». 247 И на самом деле этот признак отличается большою шаткостью и неопределенностью. Если обратиться к рукописям Греческим и Славянским, да отчасти и к печатным богослужебным книгам, то можно видеть, что эпитет «Кир» не всегда обозначал собою непременно епископа. В Евергетидском Типике под 21 ноября поставлен канон празднику: γων ε για. ωσ. Он же под 23 числом того же месяца повторяется с таким надписанием: το κυρο ωσ. 248

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кому довелось видеть лица людей – православных и иноверцев – в многочисленных приходских храмах и монастырях, куда брат Иосиф-хранитель привозил врученный ему благодатный мироточивый образ Вратарницы, двери райские верным отверзающий, тот не мог в отпущенную ему меру не ощутить – сколь страшно и неподъемно послушание, данное этому человеку, и сколь должно быть нестерпимо оно древнему змию, врагу Церкви Христовой. Все ослепительней нетварный свет Христовых чудес, все темнее в царстве века сего, – и убийство Иосифа Муньоза-Кортеса – хранителя чудотворного образа Богоматери есть, уповаем, еще один знак истощания ветхих, изживших себя времен, знак скорого приближения Непобедимой Победы. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ). Монреаль, 12 ноября 1997 Отпевание брата Иосифа Около 400 человек прибыли в Свято-Троицкий монастырь на отпевание брата Хозе (Иосифа) Муньоз-Кортес. Люди приехали со всего мира: России, Франции, Германии, Швейцарии, Южной Америки, Канады, Белгии и США. Отпевание возглавил Архиепископ Лавр Сиракузский и Троицкий, настоятель Св.-Троицкого монастыря. Ему сослужили 22 священника и 4 протодиакона. Присутствовали Епископ Митрофан Бостонский и другие священнослужители. Тело брата Иосифа, убитого в Афинах (Греция) 31 октрября (н. ст.), прибыло в Монреаль (Канада) 10 ноября. Гроб был открыт для опознания друзьями брата Иосифа, которые сразу же обратили внимание на полное отсутствие следов тления и запаха. Следы истязаний были видны на шее и руках. Брата Иосифа нашли со связанными руками и ногами, рот был залеплен, он был без рубашки и скончался от удушия. Когда 11 ноября тело брата Иосифа было привезено в Св.Троицкий монастырь, то гроб предполагали не открывать, т. к. опасались запаха тления, ибо прошло почти две недели после смерти. В присутствии Архиепископа Лавра все-таки решили открыть гроб и не обнаружили ни следов, ни запаха тления. Во время отпевания верующие имели возможность «преподать последнее целование» брату Иосифу. Над гробом беспрерывно читалась Псалтырь. Во время отпевания протопр. Валерий Лукьянов сказал проникновенное слово, а по окончании отпевания сказал слово Владыка Лавр. Он просил, чтобы ежедневно молились за душу успошего брата Иосифа, ибо он потрудился в течение 15 лет, сопровождая Иверскую Икону во все концы мира. Владыка говорил с глубоким чувством и упомянул об отсутствии запаха тления от тела брата Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Тон послания, вызывающий и колкий, вполне соответствует духу и характеру других полемических сочинений Вассиана. Тождество взглядов и сходство выражений между ответом и остальными сочинениями Вассиана еще более подтверждают сделанное предположение. И все внешние обстоятельства ведут к тому же заключению. Вассиан был в Москве близкий к Василию Иоанновичу, к которому Иосиф адресовал свое послание. Вассиан непосредственно из его рук мог получить послание Иосифа и отвечать на него. Свое послание Иосиф написал между 1503 и 1504 годами, до собора, осудившего окончательно еретиков (об этом можно заключать на основании другого списка послания Иосифа. Рукоп. Соф. библ., 1546 л. 160). При тогдашней разобщенности и отсутствии скорых путей сообщения с трудом можно допустить, чтобы послание Иосифа скоро могло достигнуть Кириллова монастыря, равным образом и оттуда мог также скоро получиться ответ старцев. Если даже допустить таков ход дела, то тогда ответ старцев, полученный в Москве спустя долгое время после послания Иосифа, не мог рассчитывать на хороший прием и общественное внимание. Между тем тон послания, критический и колкий, показывает, что ответ писан под непосредственным впечатлением послания Иосифа. Очевидно, Вассиан бил Иосифа по горячим следам. Причина, по которой он скрыл свое имя, находится в прямой зависимости от того положения, в каком он тогда находился. В это время престарелый великий князь Иоанн находился под влиянием Иосифа Волоцкого . Кассиану, опальному боярину Иоаннову, опасно было выступить открыто против личности уважаемой князем и притом выступить ему, Вассиану, за которым еще имелись старые счеты. В том, что Вассиан приписал свое послание всем старцам заволжским («из Кириллова монастыря старцы, да и все заволжские старцы положили тому посланию старца Иосифа свидетельство супротивно», так начинается ответное послание старцев), нельзя видеть предосудительного с его стороны подлога. Он хорошо знал взгляды своих сподвижников, из которых многие действительно проводили взгляд на еретиков одинаковый с Вассианом, а некоторые из них разделили даже более гуманный, чем какой проводил сам Вассиан. Это видно будет ниже. Вассиан, как один из выдающихся и влиятельнейших членов заволжской братии, из которых некоторые, может быть, прибыли вместе с Нилом в Москву и находились теперь здесь, без всякого смущения мог взять на себя инициативу дела и изложить в особом послании взгляды своей братии по жгучему вопросу своего времени, причем, конечно, не преминули отразиться в послании и специфические особенности склада его личного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Иосиф Вриенний оставался в монастыре Харсианит еще в 1425 г., когда император Мануил II Палеолог выбрал его в качестве одного из исполнителей своего завещания. Иосиф Вриенний и после смерти Мануила участвовал в переговорах о проведении унионального Собора (напр., в 1431) и противостоял проуниат. политике Иоанна VIII Палеолога. Ко времени Ферраро-Флорентийского Собора Иосиф Вриенний уже скончался. Свт. Марк Эфесский сочинил хвалебную эпитафию для надгробия Иосифа Вриенния в монастыре Харсианит. Обширное лит. и эпистолярное наследие Иосифа Вриенния является плодом его пастырской и апологетической деятельности на Крите и в К-поле. Первое издание большей части сочинений Иосифа Вриенния, в основном представленных в виде речей и диалогов, осуществили архиеп. Евгений (Булгарис) в 1768 г. (2 тома) и Ф. Мандакасис в 1784 г. (3-й т.) на основе довольно плохо исследованной в то время рукописной традиции. Отдельные сочинения опубликовали Н. Томадакис и А. Аргириу. Последний издал позднее антиислам. сочинение Иосифа Вриенния «Диалог с исмаилитом». (Подробную роспись сочинений Иосифа Вриенния см. в: Stiernon. 1974.) В наст. время исследованием рукописной традиции и критическим изданием сочинений Иосифа Вриенния (гомилий, писем, а также проповедей о Пресвятой Троице) занимается Элен Базини. До сих пор остаются неизданными, в частности, целый ряд антилатинских сочинений, а также комментарии Иосифа Вриенния на схолии прп. Максима Исповедника к «Ареопагитикам». Заслуживают упоминания 2 сочинения, которые относятся ко времени пребывания Иосифа Вриенния на Крите: «Диспут с Максимом Хрисовергом» и «Сорок девять глав». «Диспут с Максимом Хрисовергом», или «Первый диалог об исхождении Святого Духа» (Βολγαρης, Μανδακσης. 1768. Τ. 1. Σ. 407-423). Максим Хрисоверг - грек, перешедший в латинство и ставший доминиканцем; диспут состоялся в 1400 г. в Кандийском соборе (Крит). Помимо добавления Filioque к Символу веры Иосиф Вриенний ставит латинянам в упрек употребление опресноков и удавленины, единократное погружение во время крещения, чистилище, субботний пост и гл. обр. симонию. До диспута Максим попытался (письмо утеряно) убедить Иосифа Вриенния в том, что греки лишились милости Божией из-за непослушания папе, что и послужило причиной постигших их несчастий. В ответе (Письмо 10, 1396 г.- Ibid. 1784. Τ. 3. Σ. 148-155) Иосиф Вриенний утверждает, что правда на стороне православных греков и что гнев Божий объясняется не отвержением власти папы, а исключительно грехами самих православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vriennij...

Каноны песнописца Иосифа, Фотия и Иоанна Евхаита имеются в каждом гласе, причём эти каноны связаны не только единством авторства, но и акростихами, называющих эти каноны «третьими», «пятыми» и тому подобными «песнями». Тем самым каноны Фотия, Иосифа и Иоанна Евхаита образуют циклы по восемь канонов, на каждый из гласов, – то есть так называемые венки канонов 14 . Иосифов венок канонов святителю Николаю является одним из самых известных произведений Иосифа Песнописца. Его создание исследователи творчества Иосифа – как древние 15 , так и современные 16 , – связывают с особой благодарностью преподобного Иосифа к святому Николаю, чудесным образом избавившего гимнографа от плена на острове Крит. Каноны, входящие в иосифов никольский цикл, имеют двенадцатисложные акростихи 17 , построенные в форме обращения к святителю с упоминанием номера канона в серии; в конце каждого акростиха прибавлено имя Иосифа 18 . Можно заметить, что в акростихе канона Иосифа 2-го гласа, однако, нет указания на порядковый номер. Также обращает на себя внимание ещё одна, более существенная, нерегулярность в этом ряду канонов – каноны 1-го и 3-го гласов, в отличие от остальных, были написаны со второй песнью, на что указывает повреждённый акростих. Вероятно, преподобный Иосиф Песнописец начал писать свой венок канонов святителю Николаю с канонов в девятипесненной форме, но затем по каким-то причинам перешёл на восьмипесненную 19 форму – или наоборот; можно предположить, что изменение формы было обусловлено некой переменой литургической практики 20 . В рукописях сохранился ещё один канон Иосифа святому Николаю, учтённый далеко не во всех исследованиях творчества Иосифа, 4-го плагального гласа, с акростихом Τν θερμν μν προσττην Νικλαον. ωσφ. Этот акростих построен по тем же принципам, что и в канонах, составляющих иосифов никольский цикл, но в нём отсутствует указание на номер канона в серии; содержание канона соответствует другим иосифовым канонам. Можно довольно уверенно предположить, что этот канон дополняет собой Иосифов венок канонов святителю. Другие каноны Иосифа Мирликийскому чудотворцу неизвестны 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010