бер. Мал. Азии). Св. Ипатий, после иноческих подвигов, был епископом в Ефесе, а св. Андрей был там же пресвитером. Во время гонения на св. иконы оба они явились ревностными защитникам иконопочитания, за что и были заключены в темницу; там у свв. исповедников содрали кожу с голов и после истязаний убили (ок. 730–735 г.). Муч. пострадавшая за Христа в Финикии. После жестоких мучений он был усечен мечом. Муч. Он жил во Фригии, где своею проповедью обратил ко Христу множество язычников и после тяжких мучений за Христа был обезглавлен. Преставление пр. Iocuфa Заоникиевского. В мире Иларион, крестьянин деревни Обухова, проводивший благочестивую жизнь, он стал болеть слепотой. С каждым годом болезнь Илариона все более усиливалась, несмотря на все его старания о выздоровлении. Возложив всю надежду на Господа, он слезно молился Ему о своем исцелении. В 1588 г. 23 июня чудесно приведенный в глухой лес в 12 верстах от г. Вологды, он удостоился дивного явления Владимирской иконы Богоматери и получил исцеление от своего недуга. После этого он принял иночество с именем Иосифа и на месте явления иконы основал Владимирскую обитель, получившую название Заоникиевской (см. Волог. еп.), по имени знаменитого вологодского разбойника Аники, притон которого находился близ обители. Предоставив другим управление, пр. Иосиф предавался подвигам юродства ради Христа в течение 25 лет до самой кончины своей, в 1612 г. Св. мощи его покоятся в его обители. – Пр. Даниила Шужгорского. Пострижник и ученик пр. Корнилия Комельского (19 мая), он в XVI веке основал в Белозерском уезде (Новгор. губ.) монастырь, где и был погребен; монастырь впоследствии был упразднен и ныне там приходская Шужгорская церковь . 22 . А. Св. священномученика Фки, епископа Синопийского. Он был сначала корабельщиком, а потом епископом приморского г. Синопа (на южном бер. Черного моря). «Неуклонно» шествуя по пути спасения, он «измлада» был «Господень рачитель» и «нищих защитник». При имп. Траяне он мужественно исповедал Христа «пред мучительским судищем» и после разных истязаний брошен был в горячую баню, где и скончался, в 117 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Биографический рассказ в житиях вообще отличается недостатком хронологических и других указаний, необходимых для полного воспроизведения обстановки события. Напротив, изложение чудес редко лишено таких подробностей: имя, возраст и общественное положение исцеленного, место его жительства и расстояние от обители, год, число месяца и обстоятельства, при которых совершилось чудо, все это биограф обыкновенно обозначал с точностью, показывающею, что он пользовался записью, составленной тотчас после события, по горячим следам. Эти особенности сообщают описанию чудес живость и свежесть, которой оно резко отличается от утомительного, однообразного биографического рассказа житий; ими же объясняется особенная любовь, с которой исследователи литературы относятся к чудесам. Есть и прямые указания на приходские или монастырские летописи чудес и на процесс их составления. При церкви в Яренге, селе на Летнем берегу Белого моря, со времени явления мощей Иоанна и Логгина около половины XVI в., велись тетради, в которых служившие при этой церкви соловецкие монахи преемственно записывали чудеса угодников. В монастыре Тихона Луховского с открытия мощей пустынника в 1569 г. непрерывно записывали чудеса его до 1649 года, когда составлена указанная выше редакция жития его, и одно из этих чудес, случившееся в 1583 году, сам исцеленный сын боярский «в памятные книги подписа своею рукою». В поздней редакции сказания о Толгской чудотворной иконе находим замечание, что о чудесах ее пространно пишется в той обители. Сольвычегодский ратман и историограф Алексей Соскин пишет, что в Христофоровой пустыни на Малой Коряжемке и у сольвычегодских обывателей есть летописи об этой обители, в которых записаны чудеса, в ней совершившиеся со времени ее основания Христофором в половине XVI века; в своем повествовании Соскин приводит длинную выписку из этих летописей 570 . При восстановлении обители Иосифа Заоникиевского в начале XVIII в. поправили часовню над его гробом, который украсили пеленою, начали петь панихиды по пустыннике для приходящих богомольцев и поручили эконому записывать совершающиеся чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В XIV веке здесь был пострижен в иночество Преподобный Александр Куштский. ЗАОНИКЕЕВСКАЯ пуст. муж. в 12 верстах от губернского города Вологды. Основана в 1588 году Преподобным Иосифом. В ней соб. церковь Владимирской Богородицы, построенная Преподоб. Иосифом на том месте, где явилась, 1588 июня 23, икона Богоматери, которая и находится в оной церкви, и известна под названием Заоникеевской. Здесь же почивают под спудом мощи: основателя, Препод. Иосифа, и двух его преемников, Антония и Иоанникия. – Задолго до основания обители был здесь непроходимый лес, где гнездился некто Аника, сильный разбойник; могилу его показывают и до ныне; по имени этого разбойника и лес назывался Оникиевым, от чего и пустынь, лежащая за этим лесом, прозвана Заоникиевской. СЕМИГОРОДНАЯ-УСПЕНСКАЯ пуст. муж. в 30 верст. от уезд. гор. Кадникова. – Основана в 1622 году пришедшими из Глушицкого Покровского монастыря иноками и названа Успенской по образу Божией Матери, который они сюда принесли. Здесь соб. церковь двухэтажная, в которой вверху престол во имя Успения Богородицы, а внизу Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца. Храм этот существует с 1753 года. В Успенской церкви находится помянутая принесенная основателями Чудотворная икона Богородицы, известная под именем Седмигородной, писанная св. Дионисием Глушицким в XV веке, и прославленная чудесами в 1593 году; празднество этой иконе совершается 15 Августа. Сверх того, тут же находятся два Чудотворные образа Успения Богородицы и Иоанна Предтечи, привлекающее множество богомольцев. ЗНАМЕНСКАЯ пуст. муж., в 1 1/2 верст. от уездного города Великого Устюга, на берегу реки Сухоны, на горе, называемой издревле Янковской, по которой и пустынь имела прежде наименование Янковской. Она основана в 1654 году Преподобным Филиппом, пустынножительствовавшим на сем месте. Здесь церковь Знамения Пресвятой Богородицы, с приделом Филиппа, митрополита Московского, в которой почивают под спудом мощи основателя, Преподобного Филиппа. Церковь эта возобновлена в 1735 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Величание Величаем тя,/священномучениче Евсевие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 23/6 Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.). Собор Владимирских святых 24 . Мученицы Агриппины (253–260). Праведного Артемия Веркольского (1545). Святителя Германа, архиепископа Казанского (1567). Преподобного Иосифа Заоникиевского (1612). Благоверного князя Феодора Ярославича Владимирского (1246). Перенесение мощей блаженного Василия Кадомского (1996). Псково-Печерской, именуемой «Умиление» (1524), и Заоникиевской (1588) икон Божией Матери. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее Владимирская, глас 4 Днесь светло красуется славнейший град Москва,/яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону,/к нейже ныне мы притекающие и молящеся Тебе, взываем сице:/о Пречудная Владычице Богородице,/молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих/и спасет души наша, яко Милосерд. Кондак, глас 8 Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа,/Владычице Богородице,/светло сотворяем празднество сретения Твоего,/и обычно зовем Ти:/радуйся, Невесто Неневестная. Ин кондак, глас тойже К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице,/в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи,/невозвратно надежду имуще, притецем,/к чудотворному Ея и пречистому образу, и возопием Ей:/радуйся Невесто Неневестная. По полиелеи припев: Достойно есть величати Тя, Богородице,/честнейшую Херувим/и славнейшую без сравнения Серафим. Или: Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. Тропарь Собору Владимирских святых, глас 4 Днесь светло красуется Пресвятыя Богородицы избранный град/и с ним вси концы земли Владимирския торжествуют,/память совершающе богопрославленнаго великаго лика святых,/в подвизех Православныя веры издревле во уделе сем Богу угодивших,/и к ним с любовию вопиют:/о предивнии Христу Богу молитвенницы,/венцы пресветлыми от Него увенчанныя,/мир и благоденствие отечеству вашему испросите/и душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вера, между тем, действовала в сердце его все с большею и большею силою. Узнав о примерах искупления отступничества от веры – исповеданием ее, даже ценою мученического подвига, Никита стал постоянно помыш­лять о принесении себя в жертву за Христа и подготовлялся к этому безукоризненною жизнью в монастыре, так что, когда он, наконец, от­крыл братии это свое заветное желание, то старейшие из отцов общим советом позволили и благословили его на подвиг открытого исповеда­ния веры, предпринятый свободно, без всяких внешних побуждений и с такою настойчивостью. Прибыв с проводником в местечко Молос, Никита, с необыкновен­ным по его возрасту мужеством и убеждением, воспользовался первым случаем, чтобы заявить себя христианином и утверждать, что Христос есть Бог истинный, а Магомет – ложный пророк. За это с проклятиями и оскорблениями был брошен в темницу. Здесь искал подкрепления в посте и молитве. Когда бывшие в темнице христиане советовали ему подкрепиться пищею, то он отвечал: «Я питаюсь пищею, какой вы не имеете, и радуюсь радостью, какой вы не можете чувствовать...» Много истязаний принял юноша в тюрьме и, выведенный посреди народа, явил собою новое чудо христианского несокрушимого терпе­ния. Наконец, один Крымец фанатик «с яростью бросился на молодого мученика и начал рубить его голову своим ятаганом, чтобы численно­стью ударов увеличить страдания христианина». Так кончил жизнь исповедник Никита 21-го июня, 1732 года. Тело его было выброшено в море. Вскоре возлюбивший Бога даже до смерти был прославлен чудотворениями, совершавшимися для тех, кто призывал имя его 953 . Святого великомученика благоверного князя Карталинского Луарсаба 2-го и Арчила 2-го, царя Иверского 954 . День двадцать третий. Память преподобного Иосифа Заоникиевского За 16 верст от Вологды и ближе к ней был некогда темный лес; в 2 верстах от нынешней Заоникиевой пустыни по этому лесу шла из Москвы большая Белозерская дорога. В этом лесу имела притон шайка разбойника Аники, грабившего и убивавшего людей на Бело­зерской дороге; знаменитый разбойник оставил свое имя лесу, где и ныне показывают могилу его 955 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во всем этом житие не указывает участия церковной власти, и только в 1547 г. московский церковный собор утвердил местное празднование Прокопию 8 июля. В 1539 г. Даниил переяславский, хлопоча об открытии мощей кн. Андрея смоленского, «его же никтоже помняше», представил царю и митрополиту древний образ его и стихиры с каноном из старых книг, свидетельствуя при этом, что он, Даниил, «не пред многими леты своима очима виде память ему сотворяему во храме, в нем же мощи его почиваху, и службу ему соверша ему, и стихеры и канон имени его певаемы; ныне же не вем, чесо ради таков свят муж ни от когоже поминаем». Между тем ни митрополит Иоасаф, как заявили присланные в Переяславль духовные следователи, и никто из высшей иерархии ничего не знал об этом святом. Почитатели памяти Иосифа Заоникиевского из братии и мирян три раза строили часовню над его гробом, и три раза ее ломали и метали «в грязь» по распоряжению властей, в чем участвовали и некоторые из братии, мешая вместе с тем записывать чудеса от гроба пустынника и служить по нем панихиды. Житие монзенских чудотворцев рассказывает, что строитель Адриан напрасно сопротивлялся требованиям окрестного населения петь Ферапонту молебны вместо панихид и после литовского нашествия принужден был уступить, когда совершилось новое исцеление от гроба пустынника. Обыкновенно чудеса, в которых выражалась местная народная вера к святому, давали делу церковное движение. Почином монастырской братии или мирян составлялась опись или «явленный список» этих чудес, который посылали на рассмотрение церковных властей. Когда следователи спросили Даниила, на каком основании он открыл мощи кн. Андрея, он указал на чудеса, совершившиеся при обретении. Дальнейший ход видоизменялся сообразно с литературными средствами братии или другими случайными обстоятельствами. Если братия имела готового грамотея, она вместе с чудесами представляла церковному собору на рассмотрение житие и службу. Чудеса Корнилия Комельского подали повод игумену монастыря в 1589 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Если не было чудотворного образа, такой святыней становился основатель или позднейший подвижник, оставивший по себе благоговейное воспоминание в монастыре и окрестных жителях. Любопытны в этом отношении известия в житии юродивого устюжского Прокопия. В 1458 году пришедший с Москвы «нищий человек» Иоанн, собрав рассказы устюжан о Прокопии, заказал написать образ его и построил над могилой блаженного «часовню малу», где поставил образ на поклонение приходящим, то есть самовольно установил чествование святого, еще не признанного Церковью. Соборным иереям и диаконам «вниде в сердца лукавый помысл», не захотели они творить памяти блаженному, прогнали Иоанна, разорили и разметали его часовню и унесли образ Прокопия. Но в 1471 году устюжские ратные люди, воротившись из похода в Нижний, по обету построили над могилой Прокопия церковь во имя его, сделали гробницу, на которой поставили образ блаженного, «и от того времени начата праздновати честно и торжественно праздник блаженнаго Прокопия месяца иулия в 8-й день». Во всем этом житие не укалывает участия церковной власти, и только в 1547 году Московский церковный собор утвердил местное празднование Прокопию 8 июля. В 1539 году Даниил Переяславский, хлопоча об открытии мощей кн. Андрея Смоленского, «его же никтоже помняше», представил царю и митрополиту древний образ его и стихиры с каноном из старых книг, свидетельствуя при этом, что он, Даниил, «не пред многими леты своима очима виде память ему сотворяему во храме, в нем же мощи его почиваху, и службу ему совершаему, и стихеры и канон имени его певаемы; ныне же не вем, чесо ради такоз свят муж ни от когоже поминаем». Между тем ни митрополит Иоасаф, как заявили присланные в По реяславль духовные следователи, и никто из высшей иерархии ничего не знал об этом святом. Почитатели памяти Иосифа Заоникиевского из братии и мирян три раза строили часовню над его гробом, и три раза ее ломали и метали «в грязь» по распоряжению властей, в чем участвовали и некоторые из братии, мешая вместе с тем записывать чудеса от гроба пустынника и служить по нем панихиды. Житие монзенских чудотворцев рассказывает, что строитель Адриан напрасно сопротивлялся требованиям окрестного населения петь Ферапонту молебны вместо панихид и после литовского нашествия принужден был уступить, когда совершилось новое исцеление от гроба пустынника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Затем усердием казначея Пахомия часовня была восстановлена в том виде, в каком существовала раньше. Нравы монахов Заоникиевского монастыря были тогда не высоки. Когда между братий произошли распри, часовня была разрушена и разметана, некоторые бревна ее сожжены; решетка же, окружавшая могилу святого, брошена была под трапезу. Прошло некоторое время, часовню восстановили в третий раз, но в худшем виде: кое–как из старого леса, без окон и дверей, более низкую — «не яко молитвенный дом, но яко непотребную хлевину». Могила же преподобного по–прежнему находилась в совершенном запустении. И опять совершилось чудо. Когда во время одного праздника в обитель собралось много народа, некоторые богомольцы, за неимением места в монастыре, ночевали в часовне. Случилось, что одна женщина, спавшая на самой могиле святого, вдруг неистово закричала: «Оставь меня, отче, не бей, ибо в неведении я легла на твою ногу». Спавшие богомольцы вскочили и стали женщину спрашивать, что с ней случилось, и она отвечала: «Этот монах бьет меня жезлом, так как я легла на его ноги». Слышавшие недоумевали, ибо никого не видели. «И сие чудо не памятно паки положиша» — оно не вразумило иноков, не внушило им почтения к святому месту, хотя об этом чуде много говорили в городе Вологде. Наконец епископ Вологодский Павел (1716–1725), вологодский уроженец, бывший до святительства священником в Вологде и потому много слышавший о чудесах от святой иконы и о богоугодной жизни прп. Иосифа, установил ему местное празднование. Он благословил служить прп. Иосифу молебны, составить ему службу, которая и написана была по образцу службы прп. Галактиону Вологодскому (память 24 сентября/7 октября). В Заоникиевскую пустынь епископ Павел послал в 1717 г. строителем иеромонаха Анастасия. Исполняя святительскую волю, Анастасий поставил над гробом преподобного новую и хорошую часовню, украсил могилу пеленою и стал совершать прп. Иосифу молебны. Верующие устремились в Заоникиевскую обитель ко гробу новопрославленного угодника Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Ист.: Суворов Н. И. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих, прославленных Церковию и местно чтимых//Вологодские ЕВ. Приб. 1864. 1. С. 12. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 134-135; Суворов Н. И. Владимирская Заоникеевская пуст.//Вологодские ЕВ. Приб. 1865. 11. С. 410-433; 12. С. 451-464; Ключевский. Древнерусские жития. С. 348-349; Верюжский И. П., свящ. Слово на освящение храма в Заоникеевской пуст.//Вологодские ЕВ. Приб. 1878. 23. С. 360-367; он же. Слово на основание храма в Владимирской Заоникиевской пуст.//Там же. 1879. 14. С. 307-314; он же. Вологодские святые. 1880. С. 587-608; Отчет Моск. Публичного и Румянцевского музеев за 1879-1882 гг. М., 1884. С. 9-10; 300-летний юбилей Владимирской Заоникеевой пуст.//Вологодские ЕВ. Приб. 1888. 14. С. 271-277; Миролюбов А., свящ. Слово в день празднования Владимирской иконе Божией Матери и 300-летнего юбилея Заоникеевской обители 23 июня 1888 г.//Там же. С. 277-286; Открытие школы в Заоникеевской Владимирской пуст.//Там же. 1889. 14. С. 211-217; Зверинский. Т. 2. 715. С. 94; Голубинский. Канонизация святых. С. 136-137; ЖСв. Кн. доп. 1. С. 121-134; Кудрявцев И. М. Рукописи, поступившие в 1953 г.//Зап. ОР ГБЛ. М., 1954. Вып. 16. С. 156, 159; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 225-228; Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. М., 1993р. Т. 2. С. 1430; Православные русские обители. СПб., 1994р. С. 77-78; Буланин Д. М., Романова А. А. Сказание о иконе Богоматери Заоникеевской//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 562-564; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 350-351; Симонов А. Н. Канонизация прп. Иосифа Заоникиевского и церк. реформы Петра I//Вестн. СПбГУ. Сер. 2. 2010. Вып. 4. С. 125-130. Е. В. Романенко Иконография Издания 2-й пол. XIX в. содержат следующее описание внешности святого: «…высокого роста, сухощав, станом согбен, бороду имел долгую, широкую и седую» или «украшенную сединами» ( Суворов. 1865. С. 6; Верюжский. Вологодские святые. С. 595). Лицевой подлинник дает более краткую характеристику облика И. З.: «Сед, брада уже Сергиевы» (РНБ. O.III.11. Л. 250; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 134).

http://pravenc.ru/text/673669.html

Многие из почитателей преподобного Иосифа скорбели о том. Нашелся один инок, который из уважения к его памяти собрал и восстановил часовню, но, опасаясь клевет и укоризн, оставил ее без крыши и дверей и даже не посмел украсить гроб преподобного. Вскоре совершилось явное чудо. В монастыре произошел пожар: сгорели храмы с утварью, а никем не брегомая часовня сохранилась целой и невредимой и не обуглилась, хотя пламя огненное, как вода, затопляло ее. После пожара в часовне нашли чудотворный образ Божией Матери, перед тем стоявший в одной из монастырских церквей, теперь сгоревших. Но и это чудо не послужило началом чествования святого. Первоначально оно оставалось даже не записанным. Неуважение к святому месту было так велико, что когда стали возить лес для постройки новой церкви, то будто бы ввиду тесноты разломали чудесно сохранившуюся от огня часовню, бревна ее сложили в груду, и снова могила преподобного много лет была в небрежении, мочимая дождем и снегом. Затем усердием казначея Пахомия часовня была восстановлена в том виде, в каком существовала раньше. Нравы монахов Заоникиевского монастыря были тогда не высоки. Когда между братией произошли распри, часовня была разрушена и разметана, некоторые бревна ее сожжены; решетка же, окружавшая могилу святого, брошена была под трапезу. Прошло некоторое время, часовню восстановили в третий раз, но в худшем виде: кое-как, из старого леса, без окон и дверей, более низкую, – «не яко молитвенный дом, но яко непотребную хлевину». Могила же преподобного по-прежнему находилась в совершенном запустении. И опять совершилось чудо. Когда во время одного праздника в обитель собралось много народа, некоторые богомольцы, за неимением места в монастыре, ночевали в часовне. Случилось, что одна женщина, спавшая на самой могиле святого, вдруг неистово закричала: «Оставь меня, отче, не бей, ибо в неведении я легла на твою ногу». Спавшие богомольцы вскочили и стали женщину спрашивать, что с ней случилось, и она отвечала: «Этот монах бьет меня жезлом, так как я легла на его ноги».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010