Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (Амвросимов Иларион; ок. 1530, дер. Обухово Вологодского у.- 21.09.1612, Заоникиева пуст. (близ совр. пос. Дубровское Вологодской обл.)), прп., Христа ради юродивый (пам. 21 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Заоникиевой пуст. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Сведения о святом сохранились в «Сказании о иконе Богоматери Заоникиевской», составленном в нач. XVIII в. Произведение состоит из нескольких частей: собственно «Сказания...», найденного экономом Заоникиевой пуст. Сергием в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре в 1717 г., «Слова на память преподобнаго отца нашего Иосифа, Иоаникиевскаго новаго чудотворца», составленного, возможно, при участии Сергия, и Повести о посещении Заоникиевой пуст. Вологодским еп. Павлом в 1717 г. Наиболее ранний список «Сказания...» (РГБ. Волог. 74) точно датирован: он содержит запись иерея Димитрия, в которой тот сообщает, что переписал текст в марте-апр. 1718 г. (Л. 82; свящ. Димитрий написал листы 3-31 об., 34-82). Список происходит из Заоникиевой пуст., о чем свидетельствуют владельческие записи на листах 119 об., 124 об. В рукопись вошли Повесть о посещении Заоникиевой пустыни Вологодским еп. Павлом (Л. 2) и «Сказание...» (Л. 3-9; нач.: «И зрети на образы подобия святых икон несумненною верою...»). К «Сказанию...» добавлены описания чудес, происходивших от Заоникиевской иконы Божией Матери (34 чуда (Л. 9-33 об.), изложение чудес начинается с 4-го чуда; по мнению А. Эббингхауса, первые 9 чудес воспроизводят запись XVI в.), а также записанные разными почерками в 1716-1729 гг. рассказы о чудесах, совершившихся по молитвам к И. З. (Л. 82 об.- 98; нумерация чудес не соответствует реальному количеству, случаются повторы, пропуски и т. д.); последнее чудо - «об исцелении крестьянок Анны дочери Максимовой и Евфросинии дочери Ивановой» датировано 1729 г.

http://pravenc.ru/text/673669.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ ЗАОНИКИЕВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Антоний Заоникиевский Антоний Заоникиевский ( XVII в.), преподобный Память 23 июня и в Соборе Вологодских святых В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) прп. Антоний назван пустынником; в «Списке святых Вологодской епархии», составленном в 1811 году еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым) на основе рукописи из библиотеки вологодского Софийского собора и разысканий в местных архивах, прп. Антоний назван учеником прп. Иосифа (+ ок. 1612), основателя Владимирской Заоникиевской пустыни . Возможно, после преставления прп. Иосифа прп. Антоний был настоятелем обители. Из-за частых пожаров в монастыре не сохранилось никаких письменных свидетельств о преподобном. Местное почитание прп. Антония Заоникиевского началось, видимо, сразу после его преставления. Память преподобных Антония и Иоанникия Заоникиевских отмечена под 9 сентября в Кайдаловских святцах конца XVII века. Можно предположить, что канонизация преподобного Антония была совершена Вологодским еп. Павлом (Васильевым) (вскоре после его хиротонии в январе 1716) одновременно с местной канонизацией прп. Иосифа . Местная канонизация прп. Антония подтверждена в 1841 году включением его имени в Собор Вологодских святых , установленный по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова) . Имя преподобного Антония Заоникиевского упоминается во втором тропаре девятой песни канона службы всем святым земли Вологодской. На иконах изображается вместе с преподобными Иосифом и Иоанникием. Мощи прп. Антония находились под спудом в юго-западном углу Троицкого (южного) придела Владимирского храма Заоникиевской пустыни вместе с мощами прп. Иоанникия. В 2001 году храм находился в полуразрушенном состоянии, в Троицком приделе размещалась кочегарка. Литература Описание о российских святых. С. 134; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 459, 464. Евгений (Болховитинов), митр. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих, прославленных церковию, и местно чтимых//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 12; Верюжский И. П. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Вологда, 1880. С. 607-608; Голубинский. Канонизация святых. С. 136-137; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 44; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С.189; Суворов Н. Н. Владимирская Заоникиева пустынь. Вологда, 1912.

http://drevo-info.ru/articles/13672558.h...

Кулемесово. Церковь Василия Великого на Едке. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Едковская Васильевская церковь. Современное местоположение: южнее д. Кулемесово, Кубенское с/п, Вологодский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Церковь Василия Великого на Едке упоминалась в окладной книге 1618 года. Едковская Васильевская церковь, 1722 (1721?) года. Согласно описанию, составленному в 1851 г., построена во время Елизаветы Петровны и епископа Вологодского и Белозерского Пимена, а освящена в 1747 г. (возможно, это дата освящения верхней Троицкой церкви). Каменная, двухэтажная, пятиглавая. Престолы в честь: свт. Василия Великого, архиепископа Кесарийского - главный, Святой Троицы, свт. Николая Мирликийского (освящён 26 ноября 1867 г.). 16 мая 1876 г. освящён возобновлённый храм во имя Св. Духа (?). Высота храма составляла 17 саж., ширина - 21 саж. Колокольня каменная, трехъярусная, построена в 1813 г., высотой 21 саж. Местоположение: на 1691 год - Кубенская волость Вологодского уезда. Описание Васильевской Етковской церкви 1851 года Описание церквей, составленное Благочинным Вологодского уезда Крестовоздвиженской Закубенской церкви священником Димитрием Е…(?-неразборчиво) с сотрудниками. 1851 г. 6-я Васильевская Етковская, ныне существующая, каменная, двухэтажная, трехпрестольная, с каменною в одном корпусе колокольнею и оградою, пятиглавая, покрыта вся железом. От губернского города Вологды в 21 версте, на северо-западном берегу реки Етки и на восточной стороне Белозерской дороги. Построена во время царствования Елизаветы Петровны и Преосвященного Епископствования на Вологде и Белозерске Пимена, а освящена 1747 года. В холодном храме престол во имя Живоначальной Троицы, а в теплом – по правую руку во имя Василия Великого, а по левую – Николая Чудотворца. О первоначальном ея в приходе существовании неизвестно. По устному преданию – существует она якобы прежде жития на земле преподобного Иосифа, основателя Заоникиевской Владимирской пустыни. Это основывают на том, будто бы сей Преподобный выходил из дремучего Оникиевского лесу на день Сошествия Св. Духа на Апостолов, как на ...(?-неразборчиво) праздник, к Васильевской церкви к обедне. С того времени будто бы к сей церкви установлено из Заоникиевской пустыни крестное хождение, которое и ныне совершается и Етковские Священноцерковнослужители как бы платя долг ходят в Заоникиевскую пустыню каждогодно с иконами в 23-е число месяца Июня на праздник Владимирския Божия Матери.

http://sobory.ru/article/?object=13103

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (XVII в.), прп. (пам. 23 июня и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) А. З. назван пустынником; в «Списке святых Вологодской епархии», составленном в 1811 г. еп. Вологодским и Устюжским Евгением (Болховитиновым) на основе рукописи из б-ки вологодского Софийского собора и разысканий в местных архивах, А. З. назван учеником прп. Иосифа († ок. 1612, пам. также 23 июня) - основателя Владимирской Заоникиевской пуст. (находилась в 12 верстах от Вологды, основана ок. 1588). Возможно, после преставления прп. Иосифа А. З. был настоятелем обители. Из-за частых пожаров в мон-ре не сохранилось никаких письменных свидетельств о преподобном. Местное почитание А. З. началось, видимо, сразу после его преставления. Память А. З. и прп. Иоанникия отмечена под 9 сент. в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). Можно предположить, что канонизация А. З. была совершена Вологодским еп. Павлом (вскоре после его хиротонии в янв. 1716) одновременно с местной канонизацией прп. Иосифа. Местная канонизация А. З. подтверждена в 1841 г. включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова) . Имя А. З. упоминается во 2-м тропаре 9-й песни канона службы всем святым земли Вологодской. На иконах изображается вместе с преподобными Иосифом и Иоанникием. Мощи А. З. находились под спудом в юго-зап. углу Троицкого (юж.) придела Владимирского храма вместе с мощами прп. Иоанникия. В 2001 г. храм находился в полуразрушенном состоянии, в Троицком приделе размещалась кочегарка. Ист.: Описание о российских святых. С. 134; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 459, 464. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих, прославленных церковию, и местно чтимых//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 12; Верюжский И. П. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Вологда, 1880. С. 607-608; Голубинский. Канонизация святых. С. 136-137; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 44; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С.189; Суворов Н. Н. Владимирская Заоникиева пустынь. Вологда, 1912.

http://pravenc.ru/text/116060.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (127) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2016-04-28) Описание: Икона «Св. Иосиф Вологодский (Заоникиевский)» Материалы, техника: Дерево, левкас, сусальное серебро,темпера Размер: 13Х10,5 см Сохранность: Без реставрации. Отличное природное состояние Время: конец XIX в. Место: Владимирские сёла --- Руины Заоникиевской Богородице-Владимирской пустыни стоят к северу от Вологды на «старой Кирилловской дороге». Когда-то это место отделял от Вологды лес, где промышлял разбойник Аникий. Сюда, в глушь, в конце XVI века, привёли крестьянина Иосифа сами свв. Косьма и Дамиан. Иосиф страдал слепотой и ходил по по вологодским храмам, везде молясь этим святым лекарям. Ведомый ими слепой пришёл на заоникиевскую пустошь и обрёл там икону Казанской Богоматери — знаменитую исцелительницу от слепоты (её оригинал совсем незадолго до случая с Иосифом явился в Казани). Исцелённый иконой, Иосиф устроил на месте её обретения пустынь, но не настоятельствовал — прожил в ней до смерти обычным монахом, а после был обретён нетленным и прославился многими чудесами. Сегодня монастырь полуразрушен, только в хозяйственных корпусах заметна какая-то жизнь. Св. Иосиф и поныне почитается в округе. Его иконы стоят на надкладезных часовнях окрестных целительных родников. Иконы современные, но их композиция в точности повторяет древний оригинал, чтимый когда-то в монастыре и послуживший образцом для нашей иконы. Её отличает выраженная целительная программа: способствующие прозрению ослепших глаз преподобный Иосиф и образ Казанской «поддержаны» свв. лекарями Косьмой и Демьяном. Икона не местного письма, а владимиро-суздальского. Как было тогда заведено, монастырь заказал партию паломнических иконок в мастерских Центральной России. Эти партии вряд ли были очень уж велики. Старинных икон на данный сюжет сохранились единицы, они — очень большая редкость. Источник: http://ikonolepie.ru/item517 Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Иосиф Заоникиевский (Вологодский), прп. " .

http://pravicon.com/image-27012

Иосиф препод. заоникиевский Иосиф препод. заоникиевский, основатель Заоникиевской пустыни, в 12 верстах от г. Вологды, происходил из простых поселян вологодского края. Долго и тяжко болел глазами, но в 1588 г. он чудесно получил исцеление от иконы Божией Матери, найденной им в лесу около Вологды «за Оникиевой» (от разбойника Аники) могилой. Благодарный Иларион (таково было его мирское имя) на месте явления иконы основал обитель, в которой первым иноком был сам с именем Иосифа. Отказавшись от настоятельства, пр. I. свои высокие подвиги прикрывал видом юродства. Скончался 21 сентября 1612 г. Почитание пр. Иосифа в начале встречало сильное противодействие со стороны некоторых (часовня над его могилой три раза была разрушаема) и установлено уже вологодским еп. Павлом (1716 – 1725 г.) вскоре по занятии им кафедры. По его поручению, написана была служба преп. Иосифу, а также записаны его чудеса и составлено слово на его память экономом Сергием, на основании раннейших записей и устных рассказов (Ключевский, Др.-рус. жития сл., стр. 648 – 649; ср. Барсуков, Источники рус. агиогр., столб. 280 – 281). Память пр. 1. совершается 21 сентября, – день его кончины, – и 23 июня, в престольный праздник главного монастырского храма. Мощи его почивают под спудом в основанной им обители. См. Верный месяц. всех рус. св., Москва 1903 г., стр. 33. † Архиеп. Сергий, Полный месяц. вост. II2, 189 – 190 и 292. Проф. Е. Е. Голубинский , История кан. св., изд. 2-е, стр. 136–137. † Архиеп. Филарет, Руские св., кн. 2, 273–274 (изд. 1882 г.), на 23-е июня, Архиеп. Димитрий, Месяц. св., на 21 сентября (вып. 1, 151–152; изд. 1893 г.) и на. 23 июня (вып. 10, 188 – 191; изд. 1900 г.). О. И. Верюжский, Историч. сказания о жизни Вологодских св., Вологда 1880. Вместе с пр. Иосифом местно чтится 23 июня (по другим, 3 ноября) память его сподвижников Антония и Иоанникия, бывших настоятелями Заоникиевской пустыни в конце – н. XVII вв. Обстоятельства их жизни неизвестны. Их имена внесены в «Полный христ. месяц.» (Киев. 1875) на 26 июня (ср. † архиеп. Сергий Полн. месяц. вост. II2, 189 – 190). Однако их нет в числе канонизованных святых в «Верном месяц. всех рус. св.» (М. 1903г.); поэтому их надо относить только к почитаемым усопшим. как и у проф. Е. Е. Голубинского (История канон. св., изд. 2-е, стр. 316 и 327). См. архиеп. Дмитрий, Месяцеслов св., на 23 июня, вып. 10. 23–24 (изд. 1900 г.); вып. 12-й (август), ч. 2-я. стр. 51 – 55 (изд. 1902 г.). Ан. С-в Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911./Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., л. ил., портр., план.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Uocuф Заоникиевский (Вологодский), прп. Описания иконы Иосиф Заоникиевский (Вологодский), прп. - житие Преподобный Иосиф Заоникиевский, в миру Иларион, благочестивый крестьянин из деревни Обухово Кубенской округи Вологодской губернии. Долгое время он страдал болезнью глаз и усердно молил о помощи Господа, Пресвятую Богородицу и святых угодников, в особенности святых бессребреников Косму и Дамиана. Молитва его была услышана, и в 1588 году, по откровению святого Космы, преподобный Иосиф нашел в лесу, в болотистом месте, икону Божией Матери, от которой получил исцеление. В благодарность преподобный расчистил лесные дебри на месте явления чудотворной иконы и построил часовню, в которой поставил икону. Сам он поселился рядом, приняв иноческий образ с именем Иосиф. Впоследствии, по благословению святителя Антония, епископа Вологодского, на месте подвигов Иосифа возникла Заоникиевская обитель, названная так по имени разбойника Аники, некогда обитавшего в этом лесу. Когда обитель расширилась и число иноков возросло, по совету преподобного Иосифа, игуменом был избран Антоний. Сам он по смирению [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 6968.jpg:   Размер: 291x1158, 0.34 MPix, 45 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (119) , (7) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 6969.jpg:   Размер: 574x594, 0.34 MPix, 56 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (130) , (7) . Описание: Икона «Св. Иосиф Вологодский (Заоникиевский)» Материалы, техника: Дерево, левкас, сусальное серебро,темпера Размер: 13Х10,5 см Сохранность: Без реставрации. Отличное природное состояние Время: конец XIX в. Место: Владимирские сёла --- Руины Заоникиевской Богородице-Владимирской пустыни стоят к северу от Вологды на «старой Кирилловской дороге». Когда-то это место отделял от Вологды лес, где промышлял разбойник Аникий. Сюда, в глушь, в конце XVI века, привёли крестьянина[...] Файл 27012.jpg:   Размер: 1629x2000, 3.26 MPix, 1213 Kb. Дата: 2016-04-28, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (127) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2024

Скачать epub pdf Июнь 23 Собор Владимирских святых Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707); архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627); епископы: Феодор († 1023), Симон († первая пол. XII в.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Митрофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор Муромские (XII в.), Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав († 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Федор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV в.). Преподобные: Никита Переяславский († 1186), Илия Муромец Печерский († ок. 1188), Пахомий архимандрит и Феодосий († 1237), Даниил Успенский († 1238), Михаил-верижник Вязниковский († 1333), Сергий Радонежский († 1392), Роман Киржачский († 1392), Пахомий Нерехтский († 1384), Евфимий Суздальский († 1404), Стефан Махрищский († 1406), Никон Радонежский († 1426), Косма Яхромский († 1492), Иов, архимандрит Владимирский (XV в.), Аркадий Вязниковский († 1592), Прохор и Вассиан Ястребские († 1592), Дионисий Переяславский († 1645), Лукиан Александровский († 1654), Корнилий Александровский († 1681), Зосима Александровский († ок. 1713). Преподобные жены: Мария (в иночестве Марфа) († 1206), Феодосия (в иночестве Евфросиния) († 1244), Евфросиния Суздальская († 1250), Васса (в иночестве Феодора) Нижегородская († 1378), София († 1542), Феодосия Муромская (XVII в.). Мученики: Авраамий Болгарский († 1229), Митрофан архиепископ († 1238), Патрикий священномученик († 1411). Праведные: Георгий и Иулиания Муромские († 1604), Карп Медушский, Ковровский (XVII в.), Савва Мошокский († 1592). Блаженные, Христа ради юродивые: Киприан († 1622), Евдокия († 1776), Парфений († втор. пол. XVI в.) Суздальские. Антоний и Иоанникий Заоникиевские, преподобные Преподобные Антоний и Иоанникий подвизались в обители преподобного Иосифа Заоникиевского († 21 сентября 1612 г.) и были после него игуменами. Читать далее Источник: Жития русских святых : В 2 т./[Коллектив авторов ; Ред. Н.В. Петрусенко]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011./Т. 1: Март-август. - 2011. - 1084 с. : ил.; Т.2: Сентябрь-февраль. - 2011. - 1101 с. : ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Перед кончиной за воскресной литургией И. З. причастился Св. Таин; несмотря на крайнее изнеможение, святой молился, преклонив колени. В келье он рассказал братии о чудесном обретении Заоникиевской иконы Божией Матери и о явлении ему святых. На следующий день, предчувствуя близкую смерть, старец завещал похоронить его в часовне; игум. Феодосий исполнил просьбу И. З. Место погребения святого в часовне оградили решеткой. Богомольцы, приходившие поклониться Заоникиевскому образу Божией Матери, служили у могилы И. З. панихиды, многие исцелялись от болезней. В 1716 г., вскоре после хиротонии в янв. этого года на Вологодскую кафедру Павла, строителем Заоникиевой пуст. был поставлен иером. Анастасий, к-рый возобновил часовню И. З. и повелел эконому Сергию записывать чудеса, происходившие у гроба преподобного или совершавшиеся по молитвам к нему (РГБ. Волог. 74. Л. 32-33 об. (чудеса 29-34), 82 об.- 90 об. (чудеса 35-43), 110-119 (служба И. З.), возможно, написаны Сергием). 2 июня 1717 г. обитель посетил еп. Павел, у гроба преподобного он молился о даровании дождя, поскольку в то лето стояла сильнейшая засуха. После молебна при сияющем солнце пролился обильный дождь. По благословению еп. Павла была совершена канонизация И. З. к местному почитанию. Епископ повелел вологодскому иконописцу свящ. Максиму Яковлеву написать «образ на плащанице преподобнаго Иосифа», а ярославскому иконописцу Тимофею сделать копию с Заоникиевской иконы Божией Матери с чудесами на полях «во уверение впред будущему христианскому роду и в похвалу Божия Матери и Ея служителю новому чудотворцу Иосифу» (РГБ. Вологод. 74. Л. 2). Образ преподобного был положен на его гробницу. 28 июля 1717 г., после откровения свыше одному из монахов, в старой кладовой нашли власяницу святого, к-рую впосл. хранили у раки и возлагали на больных (И. З. почитали как «новаго врача»; власяница была утрачена в нач. XIX в.). Первое время у могилы новопрославленного святого совершались панихиды (о чем свидетельствуют чудеса 1717-1719 гг.), а затем была составлена служба И. З. по образцу службы прп. Галактиону Вологодскому . В нояб. 1717 г. из Заоникиевой пуст. в Кириллов Белозерский мон-рь был послан эконом Сергий для сбора пожертвований на строительство каменного храма в пустыни. В Кирилловом мон-ре Сергий обнаружил рукопись, содержащую «Сказание о явлении иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». В монастырской больнице Сергий встретил иеросхим. Авраамия (в миру Афанасий Слеза), который рассказал, что 80 лет назад (т. е. в 40-х гг. XVII в.) он служил пономарем в Заоникиевой пуст. Схимник сообщил мон. Сергию некоторые подробности жизни И. З.

http://pravenc.ru/text/673669.html

И оказалось, что рассказы о чудесах истинны и даже в присутствии названных лиц и других свидетелей совершилось чудо – прозрел слепой, семь лет не видевший света. После того епископ повелел воздвигнуть в Заоникиевской пустыне храм в честь Божией Матери и святого Алексия, человека Божия, и при храме устроить монастырь. С великой радостью принял преподобный святительское благословение. Его усердием и трудами окрестных жителей храм был скоро сооружен. В день его освящения Иларион был пострижен в иночество с именем Иосифа. В новоучрежденном монастыре прп. Иосиф явился первым иноком. Скоро пришли к нему сподвижники, обитель наполнилась братиями и нужно было выбрать игумена монастыря. Естественно, что прп. Иосифу, как основателю обители, было предложено взять на себя начальство в ней и духовное руководство братией. Но велико было смирение преподобного! Он отклонил от себя эту честь и просил избрать в игумены другого. Был избран Силуан (1589–1605), а прп. Иосиф до самой кончины своей остался рядовым иноком обители. Над братией монастыря возвышали его лишь великие подвиги. Когда братия и приходящие богомольцы начали почитать и прославлять прп. Иосифа, он принял на себя подвиг юродства: носил в пазухе камни, песок и землю. Удручая тело свое постом, он проводил холодные ночи даже зимой в часовне за непрестанной молитвой пред иконой Богоматери. Тайно от братии он надел на голое тело власяницу и не снимая носил ее. Власяница была грубая и жестокая; как иголками, колола она тело святого, и кровь непрестанно струилась по его ногам. Игумен и братия видели это, но не догадывались, от чего это происходит. В монастыре начали считать подвижника скудоумным и в неразумии своем нередко обижали его и оскорбляли. Много огорчений и обид пришлось перенести подвижнику и от мирян. Жители ближайшей к обители деревни Лусникова боялись того, что монастырь овладеет их лугами и полями, и потому стремились прогнать из своего соседства монахов, всячески вредили им, например, не позволяли ни самим инокам, ни монастырскому скоту проходить свою землю и даже угрожали смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010