Кроме этих обширных посланий Иосиф писал еще третье подобное к Ивану Володимировичу Голове, тому дяде Третьякова, которого он считал искуснейшим в Божественном Писании. Послание к Голове не сохранилось. Свидетельство о нем в послании сына Головы, Ивана к Иосифу 221 . Послание Ивана Головина полно излияний, духовной любви и благоговения к Иосифу. Со страхом Иванец (как он себя называет) исповедает духовному отцу свой грех , что он дерзал сомневаться в его правоте: то казалось ему, что Серапион прав, а Иосиф виноват, то наоборот. Головин просит Иосифа исцелить его от «мнения». (Смиренный и благоговейный тон этого послания, украшенного к тому же текстами Священного Писания, заслужил ему название «послания некоего мудра мирянина ко игумену Иосифу», в сборнике, составленном в Иосифове монастыре. Это послание свидетельствует, что и самые искренние друзья Иосифа не вполне были удовлетворены его объяснениями по делу распри. Однако «тетради» должны были произвести свое действие. Летописное известие о сведении Серапиона с архиепископского престола распространило ещё более мнение о правоте Иосифа и виновности Серапиона 222 . Только Новгородская летопись отозвалась об этом деле глухо «свели владыку за то, что не благословил старца Иосифа на Волоке-Ламском» 223 . При известии о смерти Серапиона ясно выражен взгляд новгородцев на Иосифа и его сторонников 224 . Из жития Иосифа (Саввы Черного) узнаем, что по смерти его злобно отнеслись к его памяти иерей и сын боярский– оба из Новгорода. Благочестивая жизнь Серапиона произвела свое действие. Великий князь однажды приказал сказать Иосифу, через его чернеца, чтобы он отписал ему мысль свою, нельзя ли ему, Иосифу, бить челом архиепископу Серапиону. В ответ Иосиф написал великому князю краткое послание 225 . «Аз еще толды, коли Серапион меня отлучил, писал о том тебе государю и ко иным кои меня жалуют. Да послал есми с своими старцы тетратку к тебе государю. А ныне... моя мысль, как Бог да Пречистая Богородица тебе на сердце положит, как ты, государь, велишь, занеже надежа и упование – ты государь». Митрополит Симон, почувствовав приближение смерти, раскаялся перед Серапионом и просил у него прощения. Великий князь также оказал милость Серапиону незадолго до его кончины 226 . Образ Серапиона осенился по смерти его венцем святости и составленное в Троице-Сергиевой обители житие его донесло до нас взгляд на дело его с Иосифом – противоположный тому, который имели на это же дело сторонники Иосифа. Списатели житий Иосифа мягче относятся к Серапиону, нежели списатель жития Серапиона к Иосифу. Первые говорят о примирении, последовавшем через несколько времени по сведении Серапиона; последний повествует о том, как Серапион заочно простил Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Указав на источники, послужившие материалом для предпринятого мною труда, считаю нужным упомянуть о новейших писателях, которые разбирали сочинения Иосифа и сообщали сведения как о них, так и о жизни автора, а равно и о его литературных современниках. Карамзин, в своей Истории (т. VI, гл. IV), обозревая литературу времени Uoahha III , говорит о соборе на еретиков «жидовствующих» и излагает историю появления ереси. Он придерживается «Сказания Иосифа о ереси Новгородской». Местами приводит из этого сочинения меткие выражения Иосифа о еретиках, самого Иосифа называет историком, может быть, не совсем беспристрастным, но смелым, неустрашимым противником ереси (там же, стр. 200) и тут же говорит об обличительном послании Иосифа к Нифонту, епископу Суздальскому. Кроме этих двух памятников Карамзин упоминает о послании Иосифа к Митрофану, духовнику великого князя, откуда (в примечании 320) приводит замечательное место – слова, сказанные великим князем Иосифу о еретиках. Карамзин пользовался книгою Иосифа о ереси по списку синодальному, а «Сказанием» по напечатанному в Древней Российской Вивлиофике, m. XII. Другие литературные памятники, современные Иосифу, известны были историографу по напечатанным в Древней Росс. Вивлиофике. В указанном выше примечании он приводит замечательное место из послания Геннадия к Зосиме (о Курицыне, как о покровителе еретиков); в примечании 324 приводит отрывки из послания митрополита Геронтия к Геннадию. Митрополит Евгений в «Словаре писателей духовного чина» (2-е изд., М. 1827 г.) излагает вкратце главные события в жизни Иосифа. В своём сочинении он перечисляет Просветителя, Устав или духовную грамоту и два наиболее важных послания (к Митрофану, Андрониковскому архимандриту и к Нифонту, епископу Суздальскому); сверх того, приводит надпись на триоди, переписанной Иосифом и говорит о житии его, составленном Саввой Черным и о надгробном слове Досифея Топоркова. Митрополит Евгений удивляется памяти Иосифа и его «начетливости». Говоря о деятельности Геннадия, автор Словаря упоминает о писанной им Пасхалии, но не объясняет, к кому писал этот архиепископ свои грамоты и какое их содержание. По поводу соучастия в ереси бояр великого князя, митрополит Евгений приводит любопытное выражение о них довольно близкого к ним по времени писателя, инока Зиновия Отенского . – В статье «Серапион, архиепископ Новгородский» автор Словаря говорит о послании, написанным Серапионом к митрополиту Симону, по поводу распри с Иосифом, и указывает, что это послание находится между рукописями библиотек Иосифова Волоколамского монастыря и Новгородского Софийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Граф Блудов, рассматривавший записку Иосифа по поручению Государя, был от неё в совершенном восторге. По его словам, он нашел в записке не только любопытные, отчасти новые сведения об унии (сам Блудов был весьма мало знаком с униатским вопросом), но и поразительно верное изображение зловредного направления умов в присоединенных к России областях, с историческим изложением причин этого явления и способов к его устранению. «И что всего лучше и важнее, в сей бумаге, говорит далее Блудов, виден человек, который по своим способностям, чувствам и самому званию может быть употреблен правительством с великою пользою для великого и святого дела (уничтожения унии. 56 Государь твердо решился взять в свои мощные руки это святое и великое дело. Сам автор записки был призван служить исполнителем воли Государя, главным орудием воссоединения униатов. Вопрос о воссоединении, мелькая в будущем, в данное время никак не мог быть поставлен целью для задуманных реформ: один только намек на это мог бы повредить благим намерениям Императора Николая I, которому вверяли судьбу свою греко-униаты. Обличительная записка с проектами должна была оставаться в величайшей тайне. Одиноко стоял молодой член униатской коллегии, в глубоко задуманном им деле, среди высшего униатского духовенства, не имея связей среди влиятельных русских, окруженный со всех сторон поборниками латинства и Польши и не опираясь на какую-нибудь сильную, способную поддержать его партию в западной России. Но за его дело горячо стоял сам Государь Николай Павлович, который своею самодержавною властью мог устранять многочисленные препятствия и затруднения и поддерживать энергию Иосифа в борьбе с многочисленными и сильными противниками воссоединения. Отзыв Блудова о записке Иосифа был возвращен Государем 8 декабря, а 6 декабря Иосифа, был всемилостивейше пожалован наперсным бриллиантовым крестом с назначением столовых по 100 рублей ассигнациями в месяц «за отличные способности, ревность и примерное благонравие». II. 1828–1829 Составленный при участии Иосифа проект 17 января 1828 года о преобразовании униатской церкви и указ 22 апреля того же года. Назначение Блудова главно-управляющим духовными делами 23 апреля 1828 года. Особенное назначение вновь учрежденной Греко-униатской коллегии. Руководительная деятельность в ней Иосифа Семашки. Учреждение двух епархий вместо бывших четырех. Преобразование консисторий. Назначение провинциалов членами консисторий. Недопущение латинян в базилианский орден. Учреждение Литовской семинарии в месте Жировицах в 1828 году. Торжество белого духовенства, негодование и жалобы базилиан. Составленное Семашкою возражение на две ноты из Рима. Преследование родителя Иосифа со стороны католиков и ревнителей унии. Негодование на Иосифа со стороны униатских иерархов. Иосиф назначается епископом Мстиславским и присутствующим в Греко-униатской коллегии 1829 года, апреля 21. Аудиенция Иосифа у Императора Николая I и письмо его к Антонию Зубке.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

3. житие, писанное не очевидцем, но очень хорошо знавшим жизнь Иосифа и его учеников; оно составлено вскоре после преставления Преподобного, и хотя короче первых двух, но более знакомит с духом Иосифа и его иноческими подвигами. Оно найдено между рукописями Волоколамского монастыря без начала. Рассказ о жизни Препод. Иосифа начинается так: «темже судихом о сем нашим письменем вспоминати житие и сего черноризца, Иосифа, глаголю, иже в пределах града Волоко-ламскаго». Прочие источники сведений о Пр. Иосифе указываются при самом жизнеописании. 208 Родители пр. Иосифа были происхождения благородного и вели род свой из Литвы. Прадед его Александр Саня перешёл оттуда в Россию, и получил от Вел. Князя в вотчину село Язвище-Покровское. Дед Иосифа Григорий Санин, отличавшийся благочестием, постригся в монахи и назван Герасимом. Известны трое братьев Иосифа: Вассиан Епископ Ростовский, Акакий и Елеазар. 209 Борис Кутузов, кажется, не вступил в иноческое звание. Он упоминается, как светский помещик (Соб. Госуд. Гр., т. 1, стр. 341. 368, 384.). Имея сан окольничего, он в 1493 г. был отправляем послом в Литву (Истор. Г. Российск. изд. Эйнерлинга VI. 159). Но во всю жизнь он сохранял к Иосифу дружеское расположение. Из описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. видно, что Борис Кутузов много благодетельствовал Обители Иосифа. 210 Тверской Саввин монастырь находился недалеко от Твери на реке Тме, близ дороги из Твери в Торжок. Сей монастырь основан Саввою, вероятно, ещё в конце XIV в.; потому что в начале XV в. здесь уже был пострижен преподобный Савва Вишерский, основавший в 1417 г. свой монастырь близ Новгорода. Обитель Саввина во время его пребывания была уже устроена по правилам общежительных монастырей (см. житие препод. Саввы Вишерскаго, писанное Пахомием). Когда Савва удалился в Святую Гору, игуменом после себя он оставил Варсонофия (Неумоя). Из описания рк. Гр. Толстого (Отд. II. 174) видно, что Варсонофий был игуменом в 1416 г. После пятилетнего управления монастырём Варсонофий передал оное брату своему Савве, а сам удалился в пустыню в недальнем расстоянии от монастыря. Там он проводил время в чтении отеческих книг и молитве, сохраняя совершенное нестяжание. Слава о его добродетельной жизни и духовной мудрости привлекала к нему многих: иноки и миряне, вельможи и простолюдины стекались к нему за советами. Сам Митрополит Фотий не однократно письменно испрашивал у него разрешения в некоторых недоумениях. По свидетельству преп. Иосифа, Варсонофий имел и дар чудотворений. Под конец своей жизни, Варсонофий перешёл в монастырь, который брат его Савва со строгостью и мудростью управлял более пятидесяти лет. Иосиф, называет сего Савву великим и святым (Дух. грам. Иосифа г. 10.). К сему Варсонофий пришёл Иосиф в то время как он жил уже в пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1305 По словам Иосифа, Фёдор Борисович, прежде чем пытаться обирать его монастырь, обобрал уже три монастыря своей области, – послание к Борису Васильевичу Кутузову. 1306 Серапион поставлен в архиепископы новгородские из игуменов Троицких 15 Января 1506 года. По свидетельству жития преподобного Иосифа, принадлежащего неизвестному (собственно – некоторых списков последнего), на соборе 1503 года он был помощником Иосифа в ведении защиты монастырского вотчиновладения, – издание Невоструева стр. 44 начало. 1307 Об этой моровой язве, начавшейся осенью 1505 года и продолжавшейся три года, см. 3 и 4 Новгородские летописи в Собрании летописей III, 244, в IV, 136. 1308 Год указывается во второй разрешительной грамоте Иосифу, о которой и цитату которой см. ниже. По 2 Софийской летописи, Иосиф начал бить челом великому князю на Фёдора Борисовича зимой 1507 года, – Собрание летописей VI, 249. 1309 Что Иосиф, перейдя из-под власти волоколамского князя под власть великого князя, не переходил из-под власти архиепископа под власть митрополита, это видно из следующего: 1) в житии преподобного Иосифа, принадлежащем Савве, епископу Крутицкому, читается, что великий князь сказал помянутым посланным Иосифа относительно того, что переход совершился без благословения архиепископа: «о сем попечениа ни мало имейте, игумену же Иосифу рците: из предела еси от новгородскиа архиепископьи не отшел, аз взях монастырь от насилиа удельного», – издание Невоструева стр. 43; 2) митрополит Симон в разрешительной (второй) грамоте Иосифу говорит об его переходе из-под власти одного князя под власть другого и ничего не говорит о переходе из-под власти архиепископа под свою митрополичью власть, – цитата ниже; 3) Серапион в своей отлучительной грамоте на Иосифа выставляет виной его то, что он отказался от своего государя в великое государство, и ничего не говорит об отказе от него – архиепископа, см. послание Иосифа к митрополиту в Памятниках старинной русской литературы Кушелева-Безбородко, IV, 209; 4) Серапион предал Иосифа отлучению как своего чернца уже через два года после его перехода из-под власти одного князя под власть другого (совершенно ясно говорится, что в продолжение этих двух лет Иосиф оставался под властью архиепископа: послания Иосифа к Кутузову и Третьякову); 5) в послании Серапиона к митрополиту Симону, которое читается в житии Серапиона и которое на самом деле не принадлежит ему, а сочинено самим автором жития, ясно представляется дело таким образом, что Иосиф, перейдя в гражданском отношении из-под власти волоколамского князя, в церковном отношении остался под властью новгородского архиепископа.– Послание в отдельном виде напечатано в IV томе Памятников Кушелева-Безбородко, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В раннехристианских апокрифических текстах говорится о том, что избрание Иосифа среди других претендентов на руку Марии совершается по особому знамению. Но мы не встречаем упоминаний о процветшем посохе. Согласно Протоевангелию Иакова (IX), когда первосвященник Захария раздал посохи собравшимся, из посоха Иосифа вылетела горлица и «взлетела Иосифу во славу» В Евангелии Псевдо-Матфея (VIII) также говорится о том, что из посоха Иосифа вылетела белоснежная голубка Авторы этих текстов вводят в повествование об обручении Марии чудо с голубем не случайно. Тем самым отмечается участие в этом событии Святого Духа. Следуя традиции, художники изображали Иосифа с посохом, на котором сидит белый голубь. Однако часто живописцы вкладывают в руку Иосифа процветший посох. Что это значит? Процветший посох оказывается знаком богоизбранности обрученного мужа Марии. Истоки этого мотива уходят своими корнями в Ветхий Завет. Очевидно, что легенда о процветшем посохе Иосифа родилась под влиянием ветхозаветной истории об избрании первосвященника Аарона. Согласно библейскому рассказу, процветший жезл Аарона послужил доказательством богоизбранности левитов и их священном назначении: «На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Числ. 17: 8). Аналогия избранничества Иосифа с богоизбранностью Аарона еще более подчеркивает большое значение личности Иосифа в Священной истории. В изображении процветшего посоха усматривается и аллюзия на пророчество Исайи: «изыдет жезл из кореня Иессеева, и цвет от кореня его взыдет» (Ис. 11: 1). В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» богослов и гимнограф начала VIII века Андрей Критский (660–740) говорит такие слова: «ныне – по пророчеству – произросла отрасль Давидова, которая, став вечно зеленеющим жезлом Аарона, процвела нам жезл силы Христа» Такую же мысль выражает Иоанн Дамаскин (675–753): «Исполнилось пророчество [Исайи]… Дева есть жезл, из которого присшел вечный цвет – неискусобрачный Христос» Из этого следует, что богословы Раннего Средневековья отождествляли ветхозаветный образ процветшего жезла с Богоматерью.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Учреждение пенсий для духовенства и увольнение на покой престарелых иереев. Всемилостивейшее награждение митрополита Иосифа посохом, украшенным драгоценными камнями. Письмо Иосифа по этому поводу к своему брату и к архиепископу Рижскому Платону. Обращение в православие католического прихода. Письмо Иосифа к Государю. Особенное значение богослужений митрополита Иосифа и теплое его отношение к прибывшим в край русским. Усиленные занятия преосвященного Иосифа епархиальными делами, Массовое движение католиков в православие; значение в этом событии личности митрополита Иосифа: характер и причины массового возвращения католиков в православие; осторожность Иосифа. Учреждение 19 новых приходов в Литовской епархии, Учреждение нового Шумского благочиния в Виленском уезде из шести церквей. Радость митрополита Иосифа в виду массового движения католиков в православие; письмо к преосвященному Игнатию и поощрение наиболее ревностных деятелей воссоединения. Освящения 15-ти обновленных православных церквей. Неожиданное увольнение К. П. фон-Кауфмана и назначение на его место графа Э. Т. Баранова. На основании Высочайшего повеления, с 1 января 1866 года Святейший Синод стал назначать пенсии всем священникам, прослужившим беспорочно тридцать пять лет, по семидесяти рублей, а с 1867 года – по 90 рублей в год. Со времени издания этого, благодетельного во всех отношениях, постановления, митрополит Иосиф, не стесняясь, мог увольнять за штат некоторых престарелых священников. До сего времени многие из них оставались на службе, к соблазну некоторых приезжих русских людей, хотя были признаны и епархиальным начальством не вполне способными к ней, оставались только потому, что епархиальное начальство не имело никаких способов обеспечить последние годы жизни увольняемых старцев, оказавших некогда немалую услугу церкви и отечеству. В неделю Православия 12 февраля, митрополит Иосиф совершал богослужение в своей крестовой церкви, а в день Святой Пасхи 27 марта служил всенощное бдение и литургию, в 12 часов ночи, в большой церкви Свято-Духова монастыря, в сослужении епископа Ковенского Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1974. Т. 28. С. 350-352). Анонимный автор в ответ на призыв к участию в преследовании лжеучителей пишет о Божием долготерпении, приводя примеры из ветхозаветной истории, и советует своему адресату возложить надежды на Бога ( Алексеев. 2008. С. 36-38). Сочинением, направленным против позиции прп. Иосифа в вопросе об отношении к еретикам, является «Ответ кирилловских старцев» ( Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. С. 510-513), который исследователи датируют кон. 1504 г. ( Казакова. 1960. С. 176-179) или временем не ранее 1507 г. ( Лурье. 1960. С. 424; Он же. Рец. на кн.: Казакова Н. А. Очерки//История СССР. 1972. 4. С. 165-166). В «Ответе...» опровергаются аргументы прп. Иосифа в пользу необходимости казни еретиков. Не исключена вероятность того, что инициатором «Ответа...» был живший на покое в Кирилловом Белозерском мон-ре митр. Зосима , к-рого обвиняли в причастности к ереси жидовствующих и у к-рого поэтому были основания опасаться за свою судьбу в случае применения к еретикам смертной казни. Ответом прп. Иосифа Волоцкого на выступление его противников стало «Послание о соблюдении соборного приговора 1504 г.» 1504/05 г. ( Казакова, Лурье. Антифеодальные еретические движения на Руси. 1955. С. 503-510). Не позднее 1511 г. в полемику с прп. Иосифом вступил Вассиан (Патрикеев), ставший «великим временным человеком» при дворе вел. кн. Василия III. Из Послания прп. Иосифа дворецкому В. А. Челяднину следует, что Вассиан составлял послания, в которых уподоблял Иосифа еретику Навату (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 227). Сочинением, в котором Иосиф сравнивался с еретиком Наватом, является «Слово на «Списание Иосифа»», где опровергаются аргументы 13-го Слова «Книги на новгородских еретиков» о необходимости казнить еретиков ( Анхимюк Ю. В. Слово на «Списание Иосифа» - памятник раннего нестяжательства//Зап. ОР РГБ. М., 1990. Вып. 49. С. 115-146). Подробное опровержение взглядов Иосифа в связи с конфликтом по делу Новгородского архиеп.

http://pravenc.ru/text/673717.html

Окончив очерк внутренней жизни русского общества, историк переходит собственно к литературе времени Ивана III. Здесь он помещает из Просветителя одно из доказательств о Св. Троице, а именно то, которое встречается на первой странице первого слова на еретиков Новгородских. Вслед за тем автор говорит, что от Иосифа Волоцкого остались и дошли до нас и другие сочинения, в пример которых предлагает содержиние послания к вельможе о миловании рабов. В том же томе своей Истории (стр. 452–456) профессор Соловьёв рассказывает об Иосифе, как о благодетеле Волоцкой страны, по житию его, составленному Саввою Черным и предлагает вкратце, послание Иосифа к Дмитровскому князю Юрию. Далее он упоминает о полемике Вассиана Патрикеева с Иосифом и потом пересказывает дело распри Иосифа с князем Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом, придерживаясь исключительно послания Иосифа к Кутузову, как источника. Сведения о писаниях преподобного Иосифа находим также у Филарета, архиепископа Черниговского, в сочинении его «Обзор Русской духовной литературы» (Харьков, 1859). Здесь в статье: «Преподобный Иосиф» между прочим перечислены неизданные сочинения Иосифа с указанием на рукописи, в которых они находятся. Это перечисление встречается в первый раз с такою полнотою. В статье: «Св. Геннадий» также перечислены сочинения Геннадия. В Православном Собеседнике 1859 г., часть III, помещена статья: «Просветитель, Иосифа Волоколамского». В ней доказывается, что Просветитель – плод чтения преп. Иосифом святоотеческих творений и не есть сам по себе оригинальное произведение. Автор статьи сделал свод имён церковных писателей, о которых упомянуто в Просветителе. Шевырев, в своих лекциях, изданных под заглавием: «История Русской словесности», говорит об Иосифе во многих местах. В 17-й лекции (т. IV): 1) по поводу рукописей его монастыря; 2) при обозрении житий русских святых – о житиях Иосифа; 3) при объяснении отношений наших преподобных к семье; 4) по поводу любви к уединению; причем Иосиф на основании одного предания представляется пустыннолюбцем; и 5) при рассказе о веровании в кончину Мира с истечением седьмой тысячи. В 19-й лекции, передавая жизнь Иосифа, Шевырев упоминает о его рождении и духовном воспитании, приводит свидетельство об обителях ему современных и указывает на главные черты его деятельности: на общежительный устав, на основание Волоколамского монастыря (неправильно отнесенное к 1469 году) и т. д. О Геннадии говорится в том же томе, в 17-й лекции, по поводу Библии и Пасхалии; в 19-й описана жизнь его и упомянуто об его посланиях с указанием на их содержание. В Истории Русской словесности перечислены все напечатанные до того источники об Иосифе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Итак, по мысли приведенного места, Иисус был Обетованный Мессия-Христос. Спрашивается, что значило это на языке Иосифа и к чему обязывало его? Какие данные представляет его Археология для обрисования звания Мессии более подробными чертами, и в каком отношении эти данные стоят к нашему свидетельству, выделяющемуся из всех трудов Иосифа своими обстоятельно-определенными чертами? Ответ на эти вопросы идет положительно вразрез всякому признанию подлинности рассматриваемого свидетельства, и дело скажет само за себя, когда мы представим его так, как оно есть. Как ни старается Иосиф маскировать свои Мессианские убеждения, как ни игнорирует ими при всяком случае, чуткому исследователю все же остается возможность уловить важнейшие оттенки этих убеждений, по которым – хотя бы с немалым трудом и риском «a là Кювье» можно восстановить характер самых убеждений в более или менее определенных положениях. Специальный исследователь Мессианских воззрений Иосифа – Gerlach, после усиленно-кропотливых экскурсий в область всего, имеющего связь с этими воззрениями, выносит то простое убеждение, что Мессианские воззрения Иосифа не могли быть иными, как те самые, которые в то время вообще разделялись всем Израилем. Ожидавшийся Иосифом Мессии – есть светский Царь, имеющий быть послан от Бога, чтобы освободить Иудеев от их свирепых притеснителей, отмстить разрушение города и храма, ниспровергнуть Римское владычество и на развалинах его воздвигнуть все пределы земли обнимающее Мессианское царство. Это «Святое-Святых» души Иосифа, разумеется, тщательно сокрыто от глаз Рима, но следы его для хорошо вооруженного глаза разглядываются ясно. Таковы прежде всего несколько глухих обмолвок Иосифа в его Археологии, в коих проглядывают неясные указания на сильно распространенные ко времени Иосифа 1012 «ожидания» Мессии. Gfrörer 1013 находит эти указания уже в простой отсылке Иосифа 1014 «удостовериться» во вдохновенности пророка Исаии по «его удивительным предсказаниям, о справедливости которых может судить потомство по самым их событиям», – разумея здесь именно Мессианские предсказания Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010