0бзор новых житий XVII века закончим двумя записками, составленными в начале XVIII века, но основанными на более ранних источниках. Повесть о чудесах Пертоминских чудотворцев с характеристическими чертами монастырской колонизации в Поморском крае составлялась постепенно: одни из чудес записаны были до свидетельствования мощей в 1694 году, другие – после, как видно из указании неизвестных составителей описания 546 . В 1630-х годах у монахов вологодской Заоникиевской пустыни было уже написано житие основателя ее Иосифа (†1611). В 1717 году эконом этой обители Сергий нашел в Кирилловом Белозерском монастыре у одного христолюбца книгу о явлении чудотворного Заоникиевского образа и о жизни Иосифа и принес ее в свою обитель, где в то время готовились к построению каменной церкви и обновили часовню над забытым гробом Иосифа; эконому Сергию поручено было записывать чудеса от этого гроба и от образа Богородицы. Неизвестно, сохранилась ли найденная Сергием книга; но любопытные известия об Иосифе и его монастыре, извлеченные из нее и из рассказов стариков, находим в слове на память Иосифа 547 . Оно написано еще до окончания каменной постройки и, как видно, тем же монастырским историографом Сергием. В начале XVIII века составлено житие переяславского затворника Корнилия, в начале второй половины того же столетия описана жизнь суздальского митрополита Илариона, в конце XVIII века или в начале XIX написаны жития Феодосия Тотемского и Антония Дымского 548 . Первое и последние еще строго держатся прежнего стиля житий, второе значительно отступает от него, приближаясь к тону и приемам простой биографии, каково например жизнеописание патриарха Никона , составленное Шушериным. Между этим старым стилем житий и простой биографией лежала еще ступень, чрез которую прошло древнерусское житие в своем литературном развитии. Рассмотренные выше жития XVII века в выборе биографического содержания и в его изложении остаются верны господствующему на-правлению русской агиобиографии XV-XVI века, отличаясь от нее вообще меньшим литературным искусством.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

На их приношения украшена икона Божией Матери, а на гробницу преподобного положена новая пелена, шелковая с золотыми украшениями. Вскоре решено было построить над гробом прп. Иосифа храм вместо часовни и начать сбор пожертвований. В том же 1717 г. одному из братий Заоникиевской обители таинственный голос повелел отыскать и положить при гробе власяницу преподобного. Ее нашли и положили, и с того времени она стала служить источником исцелений для верующих. Так Господь возвеличил и прославил Своего угодника. Много чудес совершилось и совершается при гробе прп. Иосифа по вере притекающих к нему. В 1717 г. в Вологодском крае случилась засуха. Жителям угрожал голод, болезни, смертность, разорение. Однако заступлением прп. Иосифа народ был спасен от этого бедствия. Святитель Павел, прибывший помолиться у гроба преподобного, простер руки и со слезами молился: «О, преподобне Иосифе, если имеешь благодать пред Богом, упроси, да снидет дождь, ибо земля не дает плода своего, а человеки и скоты жаждою погибают». И тотчас пошел дождь, который напоил землю. После этого епископ повелел написать на холсте образ преподобного и положил при гробе. В Вологде была девица Ирина, 13 лет страдавшая головной и глазной болезнью. Никакие усилия и средства не могли избавить ее от тяжкого недуга. Лечение невежественными врачами привело лишь к тому, что девица совсем ослепла. Когда же привезли больную в монастырь (3 июля 1718 г.) и она приложила власяницу чудотворца к глазам своим, то почувствовала, «яко мраз некий начал отходить от главы ея». После этого она заснула. Проснувшись, Ирина стала ясно видеть: и болезнь глаз, и головные боли исчезли. В часовне преподобного получил исцеление расслабленный Давид, не владевший ни руками, ни ногами. Он был оставлен на ночь при гробе преподобного и, когда начал засыпать, вдруг услышал голос: «Встань, Давид, и молись о том, за чем пришел». Расслабленный вскочил на ноги и, когда опомнился, почувствовал себя совершенно здоровым. Во время благовеста к утрени Давид, выйдя из часовни, пришел в церковь и тем привел в изумление всех его знавших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Обзор новых житий XVII в. закончим двумя записками, составленными в начале XVIII века, но основанными на более ранних источниках. Повесть о чудесах Пертоминских чудотворцев с характеристическими чертами монастырской колонизации в Поморском крае составлялась постепенно: одни из чудес записаны были до свидетельствования мощей в 1694 году, другие после, как видно из указаний неизвестных составителей описания 545 . – В 1630-х годах у монахов вологодской Заоникиевской пустыни было уже написано житие основателя ее Иосифа († 1611). В 1717 г. эконом этой обители Сергий нашел в Кирилловом белозерском монастыре у одного христолюбца книгу о явлении чудотворного Заоникиевского образа и о жизни Иосифа и принес ее в свою обитель, где в то время готовились к построению каменной церкви и обновили часовню над забытым гробом Иосифа; эконому Сергию поручено было записывать чудеса от этого гроба и от образа Богородицы. Неизвестно, сохранилась ли найденная Сергием книга; по любопытные известия об Иосифе и его монастыре, извлеченные из нее и из рассказов стариков, находим в слове на память Иосифа 546 . Оно написано еще до окончания каменной постройки и, как видно, тем же монастырским историографом Сергием. В начале XVIII в. составлено житие переяславского затворника Корнилия, в начале второй половины того же столетия описана жизнь суздальского митрополита Илариона, в конце XVIII в. или в начале XIX написаны жития Феодосия Тотемского и Антония Дымского 547 . Первое и последние еще строго держатся прежнего стиля житий, второе значительно отступает от него, приближаясь к тону и приемам простой биографии, каково, например, жизнеописание патриарха Никона , составленное Шушериным. Между этим старым стилем житий и простой биографией лежала еще ступень, чрез которую прошло древнерусское житие в своем литературном развитии. Рассмотренные выше жития XVII в. в выборе биографического содержания и в его изложении остаются верны господствующему направлению русской агиобиографии XV–XVI века, отличаясь от нее вообще меньшим литературным искусством.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В монастыре имеется два красивых каменных храма. Главный храм во имя Св. Троицы с приделами во имя Св. Алексея, человека Божия, и прп. Иосифа, основателя монастыря. Здесь почивают под спудом и его мощи; над ним устроена медная посеребренная рака с большим, во весь рост, изображением преподобного на верхней крышке. Кроме того, тут же покоятся мощи иноков Антония и Иоанникия. В этом храме находится и явившаяся прп. Иосифу икона Казанской Божией Матери, именуемая иначе Заоникиевской, а также и местночтимая икона Владимирской Божией Матери. Второй храм, так называемый скитский, освящен во имя Св. блгв. кн. Александра Невского. В главном храме обращают на себя внимание два напрестольных креста с частицами св. мощей, а также небольшой овальный камень, на котором утвержден перламутровый крест: этот камень есть часть от того камня, на котором прп. Серафим Саровский молился 1000 ночей. Дважды в году в обители устраиваются крестные ходы: 23 июня – в монастырь из церкви св. Василия Великого , находящейся в местечке Едке, в 7 верстах от монастыря, и 21 сентября – из монастыря в часовню, находящуюся в деревне Обухове, – месте рождения прп. Иосифа. Для паломников имеется большой каменный двухэтажный корпус; для странников – странноприимный дом с пищей и кипятком. Из гор. Вологды в пустынь ведет хорошая шоссейная дорога. Знамено-Филипповский монастырь в Великоустюжском уезде. Знамено-Филипповский монастырь расположен в двух верстах от города Великого Устюга, при деревне Яикове, на левом берегу реки Сухоны, у подошвы высокой Яиковской горы. Основан он в половине XVII столетия. Предание называет основателем монастыря инока Филиппа, который в это время подвизался на Яиковой горе и пользовался большим почитанием от устюжских жителей, впоследствии пожелавших создать на месте его подвигов обитель. В 1654 году обитель была действительно основана, и при ней сооружен храм во имя иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Филипп до своей смерти (17 авг. 1662 г.) управлял братией, хотя по своему крайнему смирению уклонился от священного сана и скончался простым иноком. В этом храме и доселе под спудом почивают его мощи. В 1753 году построен был второй храм во имя Св. Филиппа, митрополита Московского. Монастырь считается заштатным. Управляет игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Димитрия Прилуцкого упоминается о Заоникиевском игумене Игнатии, на которого, «за многое его согрешение и злого пианственного запойства», нападали беси и мучили немалое время. На основании этих, хотя и недостаточных свидетельств можно думать, что это был период упадка монастыря и иноческой в нем жизни, когда игуменами были большею частью люди недостойные, которые своим нерадением о монастыре привели его в упадок, деморализировали жизнь иноков, и оттолкнули от монастыря даже окрестных жителей; лучшие из иноков, в роде казначея Пахомия, напрасно силились поддержать в монастыре благочиние и подобающее уважение к святым. Как мало тогдашние обитатели монастыря интересовались прошедшим своей обители, какие скудные сведения имели о явлении чудотворной иконы Богоматери и о чудесах от нее, а равно о жизни и трудах своего первоначальника, видно из того, что впоследствии времени при строителе Анастасие оказалось нужным искать дополнения этих сведений вне обители и посылать для того эконома Сергия нарочно в Кириллов монастырь. Но не оставляет Христос жезла на жребии своем. Премудрый промысл Божий попустил на время забвение памяти пр. Иосифа и унижение места его погребения как бы для того, чтобы впоследствии более прославить его, малую и ветхую часовню заменить церковью и гроб св. подвижника сделать неиссякаемым источником благодатных исцелений для всех, с верою к нему притекающих, чтобы всем явно было, что иное дело суд человеческий, иное суд Божий и что прославление св угодников Божиих не только не зависит от обстоятельств и усилил человеческих, но часто совершается вопреки им. – В 1716 году вступил в управление вологодскою епархией епископ Павел. Как бывший священник и урожденец вологодский, он не мог не слышать о чудесных исцелениях, происходивших от иконы Богоматери, и богоугодпой жизни пр. Иосифа, а также и о тогдашнем состоят и монастыря, поэтому одним из первых дел его, по прибытии в Вологду, было рукоположение и определение в Заоникиев монастырь нового настоятеля и дозволение совершать над гробом преподобного вместо панихид молебны, для чего тогда же пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И оказалось, что рассказы о чудесах истинны и даже в присутствии названных лиц и других свидетелей совершилось чудо — прозрел слепой, семь лет не видевший света. После того епископ повелел воздвигнуть в Заоникиевской пустыне храм в честь Божией Матери и святого Алексия, человека Божия, и при храме устроить монастырь. С великой радостью принял преподобный святительское благословение. Его усердием и трудами окрестных жителей храм был скоро сооружен. В день его освящения Иларион был пострижен в иночество с именем Иосифа. В новоучрежденном монастыре прп. Иосиф явился первым иноком. Скоро пришли к нему сподвижники, обитель наполнилась братиями и нужно было выбрать игумена монастыря. Естественно, что прп. Иосифу, как основателю обители, было предложено взять на себя начальство в ней и духовное руководство братией. Но велико было смирение преподобного! Он отклонил от себя эту честь и просил избрать в игумены другого. Был избран Силуан (1589–1605), а прп. Иосиф до самой кончины своей остался рядовым иноком обители. Над братией монастыря возвышали его лишь великие подвиги. Когда братия и приходящие богомольцы начали почитать и прославлять прп. Иосифа, он принял на себя подвиг юродства: носил в пазухе камни, песок и землю. Удручая тело свое постом, он проводил холодные ночи даже зимой в часовне за непрестанной молитвой пред иконой Богоматери. Тайно от братии он надел на голое тело власяницу и не снимая носил ее. Власяница была грубая и жестокая; как иголками, колола она тело святого, и кровь непрестанно струилась по его ногам. Игумен и братия видели это, но не догадывались, от чего это происходит. В монастыре начали считать подвижника скудоумным и в неразумии своем нередко обижали его и оскорбляли. Много огорчений и обид пришлось перенести подвижнику и от мирян. Жители ближайшей к обители деревни Лусникова боялись того, что монастырь овладеет их лугами и полями, и потому стремились прогнать из своего соседства монахов, всячески вредили им, например, не позволяли ни самим инокам, ни монастырскому скоту проходить свою землю и даже угрожали смертью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

22. Свм. Евсевия, еп. самосатского, мч. Галактиона, Иулиании, Зинона и Зины. Раскольники, приемлющие австрийское священство, говорят, что Евсевии, епископ Самосатский, один рукополагал епископов. Но в житии Евсевия говорится только, что он «инде постави епископы от тех, их же обрете отмещущих ариевы догматы, мудрствующих православно», но не видно, чтобы он рукополагал их единолично. 23. Мц. Агриппины; срет. ик. Б. М. Владимирской (в 1480); мучч.: Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия и Урвана; преставление св. прав. Артемия веркольск., Германа, арх. казан.; пр. Иосифа, Антония, Иоанникия; ик. Б. М. Заоникиевской. На Владимирской иконе Богоматери благословляющая десница Спасителя изображена сходно с именословным перстосложением. 24. Рождество Иоанна Предтечи; мч. Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина; п. Антония дымск., Иоанна и Иакова менюжск., Никиты; вкн. Михаила тверского. 25. Прпмц. Февронии девы; св. чудотв. муром., кн. Петра, во иноцех Давида, и кнг. Февронии, во инокинях Евфросннии. Св. Петр и Феврония являют собой пример святой супружеской жизни и наглядно показывает, что можно спастись и в супружестве. Значит, безпоповцы несправедливо отрицают брак, считая его помехой для спасения. 26. Пр. Давида отшельн., иже в Селуне; явл. ик. Б. М. Седмиезерской, Лиддской-Рймской, Тихвинския; пр. Иоанна, еп. готфск.; св. Дионисия, архиеп. сузд. На Тихвинской иконе Божией Матери у Спасителя благословляющая десница изображена сходно с именословным перстосложением. 27. Пр. Сампсона страннопр.; св. Севира пресв.; пам. свв. мчч., просивших на Афоне; блаж. Мартина; п. Серапиона кожеез.; п. Георгия святогорца (груз. ц.). Празднование победы под Полтавой. 28. Пер. мощ. Кира и Иоанна безср.; Павла врача; Сергия и Германа валаам.; пр. Ксенофонта; ик. Б. М. «Троеручицы». 29. Свв. ап. Петра и Павла, п. Петра царевича; обр. мощ. пр. Никандра псковск.; ик. Б. М. Дуниловской и Касперовской. Когда ап. Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то услышал от Него след. слова: ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей ( Мф. 16, 18 ). Поэтому нужно веровать, что Церковь Христова будет существовать вечно и никакие враги ни гонители, ни еретики, ни даже сам ад со всеми своими силами не одолеют ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

262 Ключевск. стр. 346, Филарет и Муравьев под 12-м Сентября. Митрополит Сибирский Игнатий (1692–1700), открывший мощи Симеона, рассказывает в составленной им самим повести о проявлении мощей, что когда он шел от города Пелыми в город Верхотурье, игумен Далматского монастыря сделал ему представление: «В Меркушинском селе, рече, при церкви святого архангела Михаила восходит от земли гроб, не изволиши ли его дозреть, еже есть свидетельствовать, дабы православные христиане не имели о том какова себе греха, понеже от того гроба многая бывают знамения». О самом свидетельствовании мощей Игнатий говорит: «Совершенней же бывши литургии (в церкви села), изыдохом из церкве ко оному гробу праведного и вшедшу ми со архимандритом Сергием Знаменским и со игуменом Исааком Далматским и со священники и диаконы, и открыта гроб я видев оное праведное тело мало не все цело, но некия части, яже на руках персты, отданы земли, глава и перси и рамена и ребра и опрепоясания (sic) и бедра и нозе зело целы, кости плотию, яже есть кожею, покрошены, прилпеша плоти его, погребальная же одеяния вся рассыпашася», – 375. лл. 10 и 15. 263 См. у Верюжского стр. 664 sqq (npocьбa священника с прихожанами и резолюция архиепископа приведены дословно). 267 Верюжск., стр. 599.-В монастыре Иосифовом, до установления празднования ему, происходила долгая и сильная, но не объясняемая нам удовлетворительным образом, борьба из-за почитания его памяти: часовня, поставленная над его гробом, три раза была уничтожаема. – Велюжск. стр. 596–597. Дело, по всей вероятности, состояло в том, что часовня была уничтожаема не по настоянию враждебно относившейся к памяти преподобного части монахов монастыря, как хочет представлять дело его жизнеописатель, а по распоряжению епархиального начальства. – В настоящее время в Заоникиевской пустыне есть придел во имя преп. Иосифа, – Верюжск., 606. 268 Что касается до месяцесловов при богослужебных книгах, то в них только общие или всецерковные святые, которые представляют собою не более, если не гораздо менее, трети общего числа всех Русских святых. Есть Месяцеслов всех святых, празднуемых православною греко-восточною церковью, печатаемый от св. Синода, но и в нем из местных святых находятся только очень немногие (внесенные по какому-то, не совсем ясному, выбору).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

274. Преподобный Феодосий Глушицкий Преподобный Тарасий был прежде игуменом одного из монастырей, устроенных св. Стефаном Пермским и участвовал в апостольских трудах его. В 1427 г. уже при втором преемнике Стефана, святителе Герасиме, Тарасий добровольно оставил игуменство и пришедши к преп. Дионисию Глушицкому на послушание, находился при нем 10 лет; преставился в 1440 году при игумене Амфилохии, вскоре после смерти наставника своего Дионисия. О блаж. Феодосии известно только, что он был учеником преп. Дионисия. Мощи их почивают в Глушицком монастыре. Память 12 октября. (Филарет, Рус. Св. под 12 июня. Ист. Росс. Uep. III, 701 и 702 и Верюжский, стр. 211). 275. Преподобный Кассиан игумен Каменский По свидетельству блаж. Паисия Ярославова (Сказание о Спасо-Каменском монастыре, написанное в 1481 году), блаж. Кассиан был постриженником Спасо-Каменским, потом жил в Кирилло-Белозерской обители, при жизни еще самого преп. Кирилла, и был с 1445 г. игуменом Белоезерским. В. кн. Василий Васильевич и св. митрополит Иона дважды посылали его в Царьград к патриарху по церковным делам. После сих поручений великий князь щедро наградил Кассиана и отпустил по желанию его, в Спасо-Каменский монастырь на игуенство, упраздненное со смертию игумена Евфимия. Кассиан скончался там, как в летописце монастыря Каменского сказано, вскоре после преставления блаженного князя Иоасафа (которого Кассиан был наставником) около 1460 г., и погребен на полуденной стороне Спасо-Преображенского собора. (Верюжский, стр. 303 и 304 Прав. Собес. 1861, N 2, стр. 210). Не канонизирован. 276. Преподобныя отцы Антоний и Иоанникий пустынницы бывшии за лесом Близ Вологды в давнее время был дремучий лес. В нем имела притон шайка разбойника Анаки; знаменитый разбойник оставил свое имя лесу, где при дороге и ныне показывают могилу его. В этом лесу, в 12 верстах от Вологды, 23 июня 1588 г. явилась подвижнику Иосифу Владимирская икона Божией Матери. Преп. Иосиф основал на месте явления св. иконы храм и обитель; ум. около 1602 года. Иоанникий и Антоний, преподобные Заоникиевские, жили в XVII веке. Мощи их почивают в Заоникиевской пустыни под спудом. В списке святых Вологодской епархии митрополита Евгения, преподобные Антоний и Иоанникий названы преемниками преподобного Иосифа, были изображаемы на иконах вместе с ним и издавна местно почитаются в обители. В старинных святцах они записаны под 23 июня. (Верюжский, стр. 608–609). 277. Преподобнии отцы Спиридоний и Фауст пустынницы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,- в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом Комельском мон-ре, преподобных Авраамия и Коприя - в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского мон-ря Грязовецкого у., прп. Арсения - в Арсениевом Комельском мон-ре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия - в Глушицком Сосновецком мон-ре, прп. Макария - в Глушицком Покровском мон-ре, прп. Григория Пельшемского - в Лопотовом мон-ре Кадниковского у., прп. Александра Куштского - в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского мон-ря, преподобных Евфимия, Харитона - в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского мон-ря Кадниковского у., прп. Марка пустынника - в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия - в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского мон-ря Кадниковского у., прп. Филиппа - в Преображенской ц. бывш. Рабангского мон-ря Вологодского у., прп. Вассиана - в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана - в приходской Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010