И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.) Яко бысть (как настал) день, у Матфея, настало утро ( Мф.27:1 ), у Марка, немедленно поутру ( Мк.15:1 ). Собрашася старцы людстии (собрались старейшины народа) и пр. потому что, по расчету совета в Синедрионе, медлить было нельзя; так как это было утро пятницы, кануна еврейской Пасхи, и с вечера этого дня, по закону, нужно было начинать семидневное празднование Пасхи. Ночью на пятницу Иисус Христос был взят в саду Гефсиманском и представлен на суд Синедриона в доме первосвященника Каиафы. Здесь осудили Господа на смерть, и здесь на дворе в темнице, при насмешках слуг архиерейских, Он проводил остальную часть ночи. Синедрион тем более спешил, что опасался, что в течении недели народ мог возмутиться и освободить Господа из под стражи ( Мк.14:2 ). А между тем, по Божественным планам, в сей день долженствовал пострадать Христос-Спаситель мира, прообразом которого был агнец пасхальный. Собрались. Это – новое, после ночного, собрание Синедриона, для того, чтобы уже привести в исполнение постановленное в первом ночном, определение относительно Иисуса Христа ( Мк.14:64 ). «Нужно полагать, пишет Иннокентий Херсон., что благомыслящие члены Синедриона или не были при настоящем решительном осуждении Господа, или вынуждены были молчать. Их честный голос только повредил бы им, ничего не сделав в пользу невинно-осужденного. Касательно Иосифа Аримафейского прямо замечается здесь в Евангелии св. Луки ( Лк.23:51 ), что он не участвовал в настоящем преступном совете и беззаконном деле Синедриона.» Аще ты еси (Ты ли) Христос? Это – тот же вопрос, который, по Матфею ( Мф.26:63 ) и Марку ( Мк.14:61 ), предложен был Господу в первом заседании Синедриона. Так спрашивали Иисуса Христа судьи для того, чтобы предать Его Пилату, как возмутителя народа против власти Кесаря. У еванг. Матфея прибавлено: Заклинаю Тя Богом живым, – Богом, Который карает ложно клянущихся Его именем. Это – обычная формула заклинания, когда требовалось на суде, чтобы обвиняемый непременно отвечал на вопрос обвиняющего, и отвечал сущую правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Где же в таком случае наша любовь к Спасителю нашему и Господу, если мы торгуемся с Ним из-за каждой лишней проведенной на свидании с Ним в храме Его минуты? Гнусно и гадко становится на душе, если серьезно вдуматься в такое неразумное наше настроение! Необходимо решительно бороться с таким потемнением нашего разсудка, с таким отупением внутренним и очерствением сердца. Надо понять, что оно исходит от врага нашего диавола, жаждущего оторвать нас от любви Божией и погубить нас. А еще ужаснее, что находятся в наше время люди, которые не только не следуют примеру Иосифа Аримафейского и Никодима, мужественно заявивших свой протест в синедрионе против неправедного осуждения Господа и подвергших самих себя злобной мести этих нечестивых судей, а наоборот: ради славы и чести, ради личной корысти и выгоды, готовые вести дружбу с этими нечестивыми судьями-богоборцами, поддакивать им во всем и услужливо угождать им, предавая нашего Господа и Спасителя на смерть, подобно Иуде Искариотскому! Если только мы настоящие  христиане  и не напрасно носим это имя, высоким примером для нас во всей нашей жизни должны служить эти преданные ученики Христовы и Его ученицы – святые жены-мироносицы. Особенно для наших женщин-христианок воодушевляющим примером должны служить святые жены-мироносицы в их всецелой любви и преданности нашему Господу и Спасителю. Не увлечение суетной мipckoй жизнью с ее развлечениями, удовольствии и наслаждениями, не пустые наряды и украшение себя побрякушками, не разодевание по последней моде, ставшей столь неприличной в последнее время, чуть не до полного обнажения, не раскрашивание себя кричащими красками едва ли не во все цвета радуги для привлечения к себе развратных взоров – страшно сказать до чего дошли современные женщины-христианки, позволяя себе даже в храмах Божиих появляться в таком непристойном, безобразном виде! – нет, нет и нет, но трепетное благоговейное служение нашему Господу и Спасителю в благоприличном виде, с кротостью, смирением, целомудрием и страхом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Мир в жизни весьма дорог для людей. Сам Спаситель говорил в утешение ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не якоже (не такой, как) мир дает, Аз даю вам. Да не смущается сердце ваше, ни устрашается» ( Ин.14:27 ). Но, к сожалению, пока есть упорные, злые люди на земле, полного согласия между людьми, желанного мира мы не в силах достигнуть. Конечно, здесь мы разумеем только такой мир, который ведет не к падению, а к улучшению жизни, которого желает наш Законодатель Христос. В действительности же, люди заключают часто такой позорный мир или союз, которого нужно бояться как огня. Так, никто не посмеет подумать, что желателен союз хищников, развратителей разного рода и т. п. Нельзя же говорить таковым союзникам в угоду им: «хорошо», когда они порождают зло, – тогда зло восторжествовало бы. Сам Спаситель, будучи самоотверженным миротворцем, не переставал, однако, обличать и убеждать заблуждающихся книжников и фарисеев в том, что их поведение вредно для ближних и дружное их учение противно истине. Он не только словом, но и действием вооружался против нарушителей закона. Так, Он с бичом в руках выгнал торговцев из храма. Это однако же не значит, что Сам Господь не желал примирения с фарисеями, саддукеями и пр. Нет, Спаситель, хотя и «с гневом смотрел на них, скорбя об ожесточении сердец их» ( Мк.3:5 ), но не желал им безвозвратной погибели, а готов был и всех привлечь к Себе, как действительно и привлек из сонмища их Никодима и Иосифа Аримафейского. Спаситель всякого грешника призывал к Себе, только Он не мог ни на йоту изменить истине в угоду человеку, потому что в Сыне Божием нет лжи и не может быть. Вот почему не могло состояться примирение между Сыном Божиим и лживыми фарисеями. Подобно сему не мог примириться, например, праведный Филарет Милостивый со своей суетной женой, так как она требовала от него ни более, ни менее как того, чтобы он изменил своему святому призванию благотворить бедным, чтобы он перестал надеяться на Господа и более всего заботился бы о себе и о ней 143 (сост. по «Воскр. чт.» за 1891 г. 37–38). 11. Объяснение слов: «Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (Рим.12:18).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не говори: богатому лучше жить на свете; он не знаком с нуждами, угнетающими тебя. Это преимущество пред тобой богатого слишком ничтожно, если ты сравнишь себя с ним в других, несравненно важнейших отношениях, в которых он не имеет пред тобой ни малейшего преимущества. Помни, что искупительная кровь Иисуса Христа пролита за тебя, как и за него, ибо вы оба – жалкие грешники. Оба вы имеете право нарицаться чадами Божиими по благодати; обоим вам доступен блаженный мир с Богом; оба внимаете одному и тому же Слову Божию; оба от единого таинственного хлеба вкушаете, и от единой чаши причащаетесь. Оба умрете, и ничего с собой на тот свет не возьмете. Бедного Лазаря и богатого Иосифа Аримафейского несут на лоно Авраама одни и те же ангелы. В раю нет различия между богатыми и бедными, знатными и незнатными, – он открыт для одних праведников. Итак, возлюбленный бедняк, чем же преимуществует пред тобой богатый? Жилище его лучше твоего, пища и питье у него лучше, одевается он лучше, радостей земных имеет, быть может, больше, знакомства имеет почище, – вот и все. Но есть ли на его стороне какое-либо преимущество по отношению к общему, для всех драгоценному благу, – к общему Спасителю, к общему блаженству? – Только в очах неверующего, который ничего не видит дальше земли, богатство составляет существенное благо. Только он может роптать на свою бедность и горевать. Но тебе, верующий бедняк, есть чем утешиться помимо земных утешений. Беден у тебя земной отец, зато богат милостью твой Небесный Отец. Здесь ты обитаешь в ветхой полуразрушенной хижине, там будешь обитать в светлых обителях, которых много в дому Отца Небесного. Здесь ты ходишь в рубище, там облекут тебя в ризу правды, в белый виссон чистоты и святости. Здесь скудна твоя трапеза, там ожидают тебя все сладости рая. Но не должно также забывать, что Господь нередко и в настоящей жизни ущедряет своими милостями благочестивых и преданных Ему бедняков. Один камень был возглавием Иакову (патриарху) на первом его ночлеге по выходе из отеческого дома, один страннический посох и сумка составляли все его имущество при переходе за Иордан; но прошло 20 лет, и он возвращается на родину со множеством рабов и двумя большими стадами скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Интересно и поучительно сравнить два описания вертограда Иосифова – описания Филарета и Иннокентия. Вот они: Филарет «...Представим себе мысленно, в вертограде Иосифа Аримафейского, каменный холм, и в нем иссеченную малую пещеру, или храмину, с низким в нее входом. При входе в нее, в правой стороне, каменный одр, такой длины и широты, какие достаточны для положения тела умершего, а налево столько пространства, сколько нужно для вмещения вносящих тело. Вообразим, что в сей гробной пещере происходило в вечер, и далее вечера субботы, которую по справедливости называем великою субботою: вообразим же не по нашему произвольному мечтанию, но по указаниям слова истины. В вечерний сумрак Иосиф и Никодим вносят, снятое со креста и повитое пеленами со ароматы, тело Христово, и полагают на каменном одре, у каменной стены...» 1143 и т.д. Иннокентий «...Посмотрите на погребение, Господа в вертограде Иосифовом: что может быть его мирнее? Видя, как небольшое число друзей Его воздает Ему теперь последний долг, можно подумать, что сему погребению предшествовали не ужасы Голгофы, а кончина совершенно мирная и безмятежная. Вечерний покой вертограда если прерывался теперь чем либо, то разве тихими слезами погребающих, кои, вместе с драгоценным миром, лиются на тело возлюбленного Учителя, и разве некою поспешностию в действии, коея неотложно требовал наступающий покой субботний. Несравненно больше движения и больше шума было недавно при погребении Лазаря; хотя он умер на ложе своем, в объятиях сестер и друзей своих. Откуда и как явился у гроба Иисусова этот покой неожиданный?» 1144 Филарет эпически медленен и точен; его описание характеризуется постепенным движением: вертоград – холм – пещера – вход – одр, точные указания: «в правой стороне», «налево», точные определения размеров, все дает впечатление некоего спокойствия и торжественности. У Иннокентия преобладают моменты эмоциональные: мирный, безмятежный, ужас, покой, тихие слезы, поспешность. Все повествование Филарета выдержано в praesens historicum; у Иннокентия настоящее время перемежается с прошедшим. У Филарета с начала до конца описания идет речь о Христе; Иннокентий называет Его и Господом, и возлюбленным Учителем, и Иисусом. Филарет подчеркивает воображаемость картины: «представим себе мысленно»; Иннокентий стирает грани: «посмотрите», «видя», – точно вся картина действительно совершается перед глазами слушателей. У Филарета – «вечерний сумрак», зрительный образ, у Иннокентия – «вечерний покой», эмоциональный тон окружения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Во время Херувимской песни. Многомилостивый, долготерпеливый, Христе Спасителю, до конца возлюбивший сущих Своих! Даруй нам благодать умертвить в себе всякую похоть злую, отложить гнев, лицемерие, злобу, зависть, суетные заботы земные и всякое пристрастие к миру и благам его. Распали сердце наше хотя в сей час херувимскою к Тебе любовью и удостой нас вперить в Тебя весь ум и все помышление свое хотя в настоящее мгновение, при сем священнодействии Церкви Твоей, образующем торжественное Твое в Иерусалим шествие, когда Ты произвольно предал Себя на страдание за наши преступления, подвергся лютейшим мучениям за наши беззакония. О, Святейший всех святых, причтенный к беззаконникам, принявший на Себя наши немощи и подъявший наши болезни! Ты, предав Себя на заклание, будучи мучим, не отверзал уст Своих, не отвращал лица Своего от заплевания и поруганий; но, предав хребет Свой бичеваниям и ланиты Свои заушениям, как агнец безгласный пред стригущим его, вознес на Крест прегрешения наши с Телом Своим, совершил из Себя огнем любви Своей к нам всесожжение во умилостивление к нам вечного правосудия и принес Себя в очистительную Жертву ходатайствующую о нашем спасении! А я, нечестивый, не помышляя о беспредельной любви Твоей, в течение всей жизни моей делал зло к огорчению Твоему, Господи, раздражал Тебя моими поступками, бесславил имя Твое грехами своими! О, Спасителю мой! не воспоминай моих беззаконий, прости мне вины мои, дай мне благодать всем сердцем прилепляться к Тебе, хранить завет Твой, соблюдать повеления Твои, ходить по стезям Твоим, не уклоняться к помышлению злому, не допускать соблазнов к сердцу своему, провести остаток жизни моей по воле Твоей, и удостой меня прославлять во всю вечность милосердие Твое! Во время входа со святыми Дарами. Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем! По великой милости Твоей вспомни меня, Спасителю, ради благости Твоей! Вспомни меня ради имени Твоего и прости мне прегрешения мои! Яко да Царя... Боже спасения нашего, восседающий на херувимах, невидимо носимый ангельскими силами, как древле возносили воины на щитах царей – победителей! Приими благодарение за любвеобильное Твое снисхождение, по которому Ты, подвергшись мучительной смерти, благоволил принять служение Иосифа Аримафейского, который, снявши с Крестного древа пречистое тело Твое и обвив его с благовониями чистою плащаницею, положил в новом гробе своем, иссеченном в камени. Приими с благоволением и сие служение Церкви Твоей, подъемлющей образы Тела и Крови Твоей, образуя тем положение Твое во гробе, и исхити нас из рабства греховного, как Ты, нисшедши с душою Твоею во ад, извел из плена его души праведных, от века ожидавших пришествия Твоего, – да с ними и со всеми святыми славим Тебя в небесном Царствии Твоем. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Кофе с сестрой Вассой: Как однажды женщины были правы, а апостолы — неправы 14 мая, 2014. Инокиня Васса (Ларина) Евангельские повествования о событии частично противоречивы. Почему это так? Потому что это реальная история, потому что это на самом деле произошло. В выпуске, записанном ко дню воспоминания Церковью жен-мироносиц, сестра Васса размышляет о том, почему апостолы не поверили свидетельству женщин и об удивительной реакции последних на это неверие. Христос Воскресе! Я сестра Васса, разумеется, и я пью кофе здесь в Вене, Австрии. Идет вторая неделя после Пасхи, и если вы следите за этим шоу, вы знаете, что на прошлой неделе мы пытались помочь нашему греческому художнику по костюмам Эмилиосу найти работу, потому что Эмилиос хочет жениться на нашем польском сценографе – красавице Анке, и она не выйдет за него замуж, пока он не докажет, что может иметь достойную работу и зарабатывать на жизнь честным трудом. Видите ли, она говорит, что Эмилиос уже много раз обещал измениться, но потом разочаровывал ее. Я не знаю деталей. Во всяком случае, хорошая новость – это то, что Эмилиос нашел работу в местном Бургтеатре, где он уже работал однажды. Именно там они и встретились с Анкой, но это долгая история … В любом случае, он очень старается, и в конце каждого рабочего дня он приносит Анке цветы. Но она отдает их мне, так что я получила много цветов на этой неделе. Вы знаете, я думаю, что Анка изменит мнение, но сейчас она говорит, что уже слышала все это раньше, и это похоже на дежавю… Дарить цветы любимому человеку может показаться расточительством – особенно если он или она не реагирует на этот акт любви. Но даже если они любят вас, цветы вянут очень быстро, поэтому практичный человек назвал бы это пустой тратой денег. Итак, в это воскресенье, второе воскресенье после Пасхи, мы празднуем день жен-мироносиц и Иосифа Аримафейского, людей, которые проявили такой акт любви ко Христу, не ожидая за это от Него ничего. Женщины следовали за Ним в последние часы после Его ареста; они оставались рядом с Ним во время Его смерти на кресте вместе с двумя мужчинами: одного звали Никодим, а другого – Иосиф из Аримафеи, который пожертвовал свою новую гробницу для погребения тела Христа.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

51 и д.). Члены синедриона раздражены были этим изобличением до высшей степени; после же того, как Стефан сказал им о своем видении прославленного Господа, побили его камнями. – Вся эта величественная речь, произнесенная в присутствии синедриона, вероятно, воспроизведена была каким-либо тайным приверженцем христианства (вроде Никодима, Иосифа Аримафейского или Гамалиила), известна была в первохристианских обществах и таким образом дошла до сведения дееписателя, записавшего ее в своей книге. – В отношении к изложению истории речь эта имеет некоторые особенности, удобно объясняющиеся из обстоятельств ее произнесения. Мужи братия и отцы: почтительное обращение к присутствующим; первое – ко всем присутствующим, второе – в частности к членам синедриона и старейшинам. – Послушайте: предварение и просьба о не краткой речи. – Бог славы явился: Бог, которому подобает, свойственна слава. Слово слава в сопоставлении со словом явился (φθη) указывает на внешнее явление Бога славы, как лучезарную светлость в которой Иегова-Бог открывался (ср. ст. 55; Исх.24:16 ; Ис.6:3 ; Пс.23:7 ). Таким величественным началом своей речи Стефан прямо давал видеть, как несправедливо обвинение его, будто он богохульник ( Деян.6:11 ), выражая свое благоговение перед Богом, коему подобает всякая слава. Сим же он наносил первый тяжкий удар суетным представлениям иудеев о значении внешнего храма для прославления Бога. «Если он – Бог славы, то очевидно не имеет нужды в прославлении от нас, или посредством храма, ибо Он сам есть источник славы. Посему не думайте прославлять его таким образом» (Злат.). – В Месопотамии (ср. прим. к Деян.2:9 ), прежде переселения его в Харран, и сказал и пр.: Гаран, по-гречески – Харран, по-римски – Курры, был древнейший город в Месопотамии, на древней караванной дороге. По-видимому, это сказание Стефана противоречит сказанию книги Бытия. Дальнейшие слова Божьи, какие приводит Стефан, как сказанные при этом явлении (ст. 3), были сказаны, по повествованию Моисееву ( Быт.12:1 ), Аврааму при явлении ему Бога в Харране, а не прежде переселения его в Харран, как говорит Стефан.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Вместе с тем в морально-этическом споре между богатством и бедностью автор остается на стороне последней. Это видно, в частности, в том, как истолкованы поступки Иосифа Аримафейского 399 . Этическим идеалом автора проповедей остается отречение от богатства и смиренное следование за Христом 400 . По этой причине в соответствующем духе истолковывается притча о богатом и Лазаре 401 . В целом видно, что в ЕУ из собрания Яворского переплетены традиционные и нетрадиционные для православной мысли мотивы. Какой бы ни была доля западных влияний, автор и объективно, и субъективно остается верен нормам православной проповеди. Вместе с тем ЕУ явственно отражает и перемены, которые наметились в православной культуре Украины и Белоруссии. Подводя же промежуточные выводы, нужно прежде всего констатировать, что внутренние процессы в украинско-белорусском православии второй половины XVI в. исследованы совершенно недостаточно. Но то, что известно и обнаруживается в ходе нашего анализа, позволяет думать, что мы стоим на пороге совсем нового взгляда на состояние православной церкви Речи Посполитой во второй половине XVI в. Во-первых, мы можем констатировать, что рассмотренные учительные Евангелия украинско-белорусского происхождения показывают, что православная проповедь приспосабливалась к новым религиозно-культурным обстоятельствам. Этот отклик на потребности времени выражался не только в активизации проповеднической деятельности церкви, но и в изменении самого содержания проповеди. Она менялась не только в том смысле, что вступала в полемику с протестантами и местными еретиками, но и в том, что по-новому расставляла акценты в интерпретации христианского учения и религиозно-этических норм. Во-вторых, содержание ЕУ и сведения о «православном возрождении» второй половины XVI в. побуждают уточнить, каков был характер кризиса православной культуры Киевской митрополии. Это был кризис роста, а не кризис деградации. И именно поступательное развитие христианской культуры обусловило подъем критики в адрес церкви и стремление к реформам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

В области агиографической и апокрифической литературы опять таки в значительной степени сказалось влияние греческих источников и восточной агиографии вообще. 133 Исключительный интерес представляет житие св. Баграта (Панкратия) XI в., еп. Тавроменийского. Греческое житие его помещено в сб. 1023 г., которым пользовался академик А.П. Веселовский в исследовании «Эпизод о Тавре и Мении в апокрифическом житии св. Панкратия» (Сб. От. Р. Я. и Сл. т. 40; из истории романа и повести гл. II). Сравнение жития Панкратия, исследованного ак. Веселовским, с грузинским текстом, по мнению издателя грузинского текста, не оставляет сомнения, что грузинская редакция – той же редакции, которая лежит в основе исследованного ак. Веселовским Апокрифического повествования. Ак. Веселовский извлечения и пересказ делал по рук. Моск. Синод. Библ. 1023 г., привлекая и венский список; грузинский список ближе к венскому. Греческое житие еще не издано. Сведения о славянских переводах имеются в записях рукоп. Ундольского 231 (по мнению проф. Голубинского, перевод жития сделан в XI в.) и в сербском сп. XIII–XIV в.. 134 —172— Выше мы говорили о значении грузиноведения, особенно изучения древнейших остатков письменности, благодаря которым можно восстановить какое-нибудь исчезнувшее или затерявшееся историческое звено. Проф. Н.Я. Марру, который вписал в историю Грузиноведения одну из лучших страниц, принадлежит честь крупного научного открытия в области древнегрузинской письменности. Проф. Н.Я. Марру принадлежит издание сказания о построении церквей в г. Лидде по груз, рукоп. X–XI в. Значение этого памятника, помимо непосредственного литературного интереса, помимо непосредственного отношения к греческому оригиналу, важно для истории одного памятника средневековой письменности. Ак. А.И. Веселовский, в защите теории о восточном происхождении легенды о св. Грале, нашел новый опорный пункт в грузинском переводе сказания Иосифа Аримафейского, заменяющем исчезнувший греческий подлинник (Изв. Отд. Рус. Яз. и Слов. И. Ак. П., т. I, кн. 2; стр. 393–450). 135 Еще рельефнее значение памятников грузинской письменности сказывается на истории сохранившегося в грузинской редакции творений Ипполита, особенно его Толкования песни песней X в. Hans Achelis в Hippolytusstudien, 1891 г. мог говорить о трудах и фрагментах Ипполита на греческом, латинском, сирийском, коптском, арабском, эфиопском, славянском, армянском языках; Марр к этим редакциям присоединяет и новую редакцию грузинскую. Н.Я. Марр интересовался Ипполитом для выяснения вопроса о древнегрузинских переводах с армянского, но попутно автору удалось сделать важное научное открытие, что грузинская редакция творений Ипполита может быть использована для критики текста Ипполита, и грузинская редакция дает возможность дополнить издание трудов этого деятеля, ибо грузинский текст сохранился в частях, неизвестных на других языках.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010