1 янв. 1924 г. хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии. С 13 марта 1924 г. епископ Петропавловский, викарий Омской епархии; с 1925 г. епископ Семипалатинский, викарий Омской епархии; с февр. 1926 г. епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии; с 1927 г. епископ Уразовский, викарий Воронежской епархии. В нач. 1927 г. архиеп. Угличским Серафимом (Самойловичем), временно исполнявшим обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в период пребывания Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) в заключении, назначен кандидатом на должность временно исполняющего обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, а 28 февр. того года им же - управляющим Воронежской епархией с оставлением епископом Козловским. 22 янв. 1928 г. А. отделился от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и с большей частью епархии присоединился к сторонникам митр. Иосифа (Петровых). 27 янв. 1928 г. митр. Сергием освобожден от управления епархией и 27 марта запрещен в священнослужении. Управлял частью «буевских» (наиболее радикальных среди иосифлян ) приходов юга России, с мая 1928 г. исполнял обязанности экзарха Украины у иосифлян. Будучи выслан из Воронежа, с 20 мая 1928 г. А. проживал в Ельце, где 7 марта 1929 г. был арестован. 17 мая 1929 г. комиссией ОГПУ приговорен к 3 годам лагерей. С 9 июня 1929 г. находился в заключении на Соловках, участвовал в тайных богослужениях. 1 февр. 1930 г. арестован в лагере по делу «буевцев» , этапирован в Воронеж. 28 июля 1930 г. приговорен к высшей мере наказания. Привлечен по делу «Всесоюзного центра «Истинное Православие»» (см. Истинно православная Церковь ), переведен в московскую тюрьму. 3 сент. 1931 г. высшая мера наказания была заменена на 10 лет лагерей. Заключение отбывал в Свирьлаге и в СЛОН. 4 янв. 1932 г. написал письмо И. В. Сталину о сочувствии рабоче-крестьянской власти и с просьбой об освобождении. Арестован в лагере 19 дек. 1932 г., этапирован в Воронеж для следствия по второму делу «буевцев». 2 апр. 1933 г. дело прекращено, А. был вновь отправлен на Соловки, работал в деревополировочном цехе, в 1937 г. переведен на тюремный режим. 9 окт. 1937 г. тройкой УНКВД по Ленинградской обл. приговорен к смертной казни. Канонизирован Русской Православной Церковью за границей (1981).

http://pravenc.ru/text/64646.html

В миру Ключарев Алексей Иосифович, родился в семье священника Преображенской церкви города Александрова Иосифа Петровича Ключарева. В 1834 окончил Переславское духовное училище. В 1834-1840 учился в Вифанской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду и в числе пяти лучших выпускников он был направлен для продолжения учебы в Московскую Духовную Академию на казенный кошт. В 1844 окончил Академию со степенью магистра богословия, присвоенной ему за диссертацию «Преосвященный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий». Его диссертация была признана одной из лучших и по благословению святителя Филарета (Дроздова) опубликована за счет Академии. В 1844-1848 — преподаватель логики, латинского языка и психологии в Вифанской семинарии. В 1845 утвержден в звании профессора. В том же году вступил женился на дочери московского протоиерея и преподавателя Академии Сергия Алексеевича Владимирского. В 1848 принял священный сан и был определен на священническое место в московском Рождественском девичьем монастыре. В начале марта 1849 года скончался его тесть, и Ключарев был определен на его место — в церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот (на улице Большая Якиманка). В Казанской церкви отец Алексий сделал первые шаги к освоению искусства проповеднической импровизации. Он отказался от произнесения заранее написанных и выученных наизусть проповедей (что было обычным явлением в Синодальную эпоху) и начал предлагать народу импровизированные поучения. В 1860 основал журнал «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866. В первой половине 1860-х гг приобрел славу одного из лучших отечественных проповедников публицистического направления. На новогоднем богослужении 1864 года в Успенском соборе Кремля по благословению и в присутствии святителя Филарета (Дроздова) произнес проповедь «О воспитании характеров». После этого святитель ходатайствовал перед Святейшим Синодом о возведении Ключарева в сан протоиерея. Ходатайство было удовлетворено в том же году это.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Высокогорский Успенско-Николаевский Чуркинский монастырь ( Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь ) — недействующий мужской монастырь Астраханской епархии Русской Православной Церкви, расположенный неподалёку от села Большой Могой Володарского района Астраханской области. Содержание История [ править править код ] В 1568 году нынешний Чуркинский остров был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь в середине XVI века здесь построил основатель Троицкого монастыря, преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая Чудотворца, покровителя всех по морю плавающих. В XVII веке Чуркинский учуг перешёл во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. В 1670-х годах здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребён был монахами. С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе. Так за монастырём закрепилось название Чуркинского. В 1762 году при епископе Астраханском Мефодии (Петрове) Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками.

http://azbyka.ru/palomnik/Высокогорская_...

Града Боровска Святыя 418. Преподобный отец Пафнутий игумен монастыря Рождества Пресвятыя Богородицы Боровский чудотворец, преставися в лето 6987 месяца маиа в 1 день Дивный подвижник, из духовного потомства великого чудотворца Сергия. Преп. Пафнутий Боровский, внук татарина, бывшего баскаком в Боровске, в молодости ушел из родительского дома в Боровский Высоко-Петровский монастырь; здесь наставником его был блаж. Никита, один из учеников богоносного Сергия Радонежского. Спустя несколько лет, братия упросила Пафнутия принять на себя начальство над обителью, но на 13-м году игуменства он тяжко заболел, принял схиму и отказался от управления монастырем. Выздоровев, Пафнутий стал жить в трех верстах от Боровска, среди густого леса, с одним послушником. Мало-помалу начали приходить к нему братия и построили деревянный храм Рождества Богородицы. Основался Боровский Пафнутьев монастырь. В числе многих, поселившихся в новой обители, чтобы пользоваться наставлениями опытного подвижника, были: юноша Иоанн Санин, в иночестве Иосиф, будущий основатель Волоколамского монастыря, родной брат его Вассиан, впоследствии архиепископ Ростовский, дивный старец Иннокентий, Исаия – родственник блаж. Пафнутия и несколько других. «Чистота жизни, неутомимые подвиги, твердая любовь к Богу, надежда на заступление пречистой Богородицы привлекли к преп. Пафнутию особенную благодать Божию, по которой он провидел сердечные помыслы, исцелял болезни, получил все, чего просил с верою у Бога». (Подлинные слова преп. Иосифа Волоколамского, из сказания его о блаж. отцах). Так преп. Пафнутий провидел тайные мысли учеников своих, искушения лености, ропоти и нечистоты плотской, открывал виновным собственные их чувства и намерения и приводил их к покаянию. Он говорил ученикам своим, что можно узнать по взору, добрыми ли кто занят мыслями или дурными. Ученики дивились, но потом увидели и опыты прозорливости богоносного своего наставника. Однажды пришел в обитель Пафнутиеву один странник, монах; прозорливый старец, никогда прежде не видав его, сказал ученикам: «видите ли: этот человек и иночеством не очистился от крови князя Димитрия, которого уморил». Это был Иван Котов,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Концерт-размышление о событиях 1917 года прошел в Санкт-Петербурге апреля 2017 Концерт-размышление " В ком сердце есть - тот должен слышать время… " , посвященный революционным событиям 1917 года , прошел 4 апреля на студии " Лендок " . Его организовало Свято-Петровское малое православное братство. Режиссер - заслуженный деятель искусств России Сергей Литвяков, сценарист - Наталия Микова.  Среди зрителей были люди разных профессий, гости из Москвы, Пскова. других городов, волонтеры культурно-просветительского центра " Покровский остров " . " Мы собрались в день траура. Задумывая концерт, мы хотели размышлять о том, что происходит с человеком в момент, когда земля уходит из-под ног, рушится дом, наступают силы хаоса, - сказала  председатель Свято-Петровского братства Юлия Балакшина. - Что позволяет человеку сохранить самого себя? События вчерашнего дня ставят этот вопрос не только теоретически, но и практически. Наш ответ - в названии вечера, которое подсказали стихи Осипа Мандельштама. Нужно слышать время, постигать его смыслы, сохранять человеческое достоинство и милосердие, как бы тяжело ни было тебе самому. Надеемся, что вечер станет данью памяти о тех, кто погиб вчера в нашем городе " . Прозвучали мемуары и дневники Константина Паустовского, Зинаиды Гиппиус, Александра Блока, митрополита Евлогия (Георгиевского), Василия Шульгина, Ивана Бунина, Елизаветы Кузьминой-Караваевой, Николая Бердяева - с противоположными оценками революционных событий. Их читали актеры Галина Филимонова, Олег Дмитриев, Валерий Дьяченко, Дмитрий Лагачев. Музыканты исполнили фрагменты оратории Иоганна Себастьяна Баха " Страсти по Матфею " , " Вокализ " Сергея Рахманинова, " Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте " Иосифа Гайдна. Были показаны кадры кинохроники.  " С ответственностью могу сказать, что на протяжении первых 37 лет советской власти до 1953 года в нашей стране погибли более 50 миллионов человек, еще около полутора оказались в эмиграции. Это страшная цифра потерь, которые несла страна, не включает миллионов сломленных судеб тех, кто потерял родных, не мог заниматься своим делом, у кого не родились дети " , - отметил историк Кирилл Александров.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИНОГРАДОВ Николай Петрович (11.05.1852, Вятская губ.- 2.04.1928, Казань), прот., проф. КазДА. Род. в семье священника Вятской губ. В 1876 г. окончил Вятскую ДС. В 1876-1880 гг. учился на богословском отделении КазДА. В 1880 г. окончил КазДА со степенью кандидата богословия, получил премию митр. Литовского Иосифа (Семашко) за канд. соч. «Догматическая система святого Григория Богослова». С 18 авг. 1880 по 19 авг. 1881 г. преподавал лат. язык в Нижегородском ДУ. С 19 авг. 1881 г. приват-доцент КазДА, преподаватель кафедры лат. языка и лат. словесности. После введения нового академического устава 1884 г. исполняющий должность доцента. 24 июля 1883 г. В. был назначен законоучителем 1-й казанской гимназии. 15 авг. 1883 г. архиеп. Казанским и Свияжским Палладием (Раевым) (впосл. митрополит С.-Петербургский) рукоположен во иерея к Крестовоздвиженской ц. при гимназии. 14 июня 1887 г. защитил магист. дис. «Догматическое учение святого Григория Богослова», 26 окт. 1887 г. утвержден Святейшим Синодом в степени магистра богословия. В 1888-1911 гг. В. был членом епархиального училищного совета. Указом Святейшего Синода от 12 дек. 1894 г. назначен инспектором КазДА с возведением в сан протоиерея и исполняющим должность экстраординарного профессора. В 1906-1915 гг. состоял членом совета Братства свт. Гурия (с 5 нояб. 1912 по 1917 - секретарь совета). С 3 марта 1908 г. В. экстраординарный профессор КазДА, а с 16 авг. 1910 г., с введением нового академического устава, заслуженный экстраординарный профессор по кафедре лат. языка. В нояб. 1910 г. за выслугой лет В. был уволен от занимаемой должности с оставлением на службе в академии в должности инспектора и с предоставлением возможности преподавать 1 год. 27 июня 1911 г. освобожден от должности инспектора. Определением Святейшего Синода от 10 нояб. 1911 г. за В. было сохранено «право читать в академии лекции, принимать на себя исполнение различных поручений Совета Казанской Духовной академии в качестве штатного профессора... и участвовать в заседаниях Совета с правом решающего голоса».

http://pravenc.ru/text/158708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУБЕР [словен. Grúber] Габриель (4/6.05.1740/41, Вена - 26.03 (7.04).1805, С.-Петербург), ген. ордена иезуитов (с 10(22) окт. 1802). Вступил в орден 15 сент. или 18 окт. 1755 г. в Вене. После новициата обучался в Леобене, Граце, Вене и Тирнау (Трнаве) лат., греч. и европ. языкам, математике, философии и богословию (1757-1767). В 1766 г. в Граце был рукоположен во пресвитера. Был преподавателем механики и гидравлики в Лайбахе (Любляне), восстановил после пожара здание коллегии иезуитов. После роспуска ордена иезуитов (1773) жил в Лайбахе, преподавал различные дисциплины и руководил гидромелиоративными работами на р. Зау (Сава). Как придворный физик австр. имп. Иосифа II принимал участие в работах на судостроительных верфях Триеста. В 1784 г. прибыл в Белоруссию и до 1800 г. преподавал архитектуру, механику и физику в Полоцкой иезуитской коллегии. С 1797 г. Г. был ассистентом генерального викария ордена иезуитов Г. Ленкевича, с февр. 1799 г.- Ф. Кареу. В февр. 1799 г. приехал в С.-Петербург с целью урегулирования взаимоотношений ордена с католич. Могилёвским митр. С. Богушем-Сестренцевичем . Согласно «Регламенту церквей и монастырей Римско-Католического исповедания в Российской Империи» от 3(14) нояб. 1798 г., католич. монашеские ордены находились в юрисдикции епископов. В 1800 г. Г. добился высылки митр. С. Богуша-Сестренцевича в Белоруссию и восстановления права орденов на освобождение из епископской юрисдикции. Неск. раз встречался с имп. Павлом I Петровичем , к-рый по просьбе Г. направил 11(23) авг. 1800 г. послание папе Римскому Пию VII с ходатайством о восстановлении ордена иезуитов в России. 7 марта 1801 г. Пий VII бреве «Catholicae fidei» восстановил Об-во Иисуса со всеми прежними правами и привилегиями только на территории России (однако принимать в орден лиц, живущих в др. странах, не запрещалось). Павел I поручил иезуитам просветительскую деятельность в зап. губерниях России. Им разрешалось жить в С.-Петербурге, где ордену была передана ц. св. Екатерины на Невском проспекте, ее настоятелем в 1801 г. стал Г. При церкви была открыта иезуитская коллегия.

http://pravenc.ru/text/168193.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ (Печенников; 1870, дер. Припечино Чериковского у. Могилёвской губ.- 27.07.1937, Лисья балка, близ г. Чимкент, Казахстан), прмч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), схиархим. Из крестьянской семьи. В 1892 г. призван в армию, служил рядовым. Время принятия иерейского сана точно неизвестно. Был полковым священником. С 1896 г. монах смоленского Троицкого мон-ря. 5 дек. 1922 г. арестован Смоленским губотделом ГПУ как противник обновленческого течения и как «убежденный сторонник Тихона». 10 дек. 1922 г. освобожден с подпиской о невыезде. 20 марта 1924 г. арестован по обвинению в «участии в контрреволюционной организации», помещен в дом предварительного заключения в Смоленске. 3 апр. 1924 г. обвинение было снято, подписка о невыезде отменена. 26 февр. 1930 г. арестован по обвинению в «участии в контрреволюционной организации» по делу «Смоленского соборного братства», содержался в тюрьме Смоленска. 28 мая 1930 г. Коллегией ОГПУ СССР приговорен к 10 годам концлагерей. Срок отбывал в Соловецком ИТЛ. В 1932 г. переведен на ст. Манкент Туркестано-Сибирской железной дороги в Сайрамском р-не Южно-Казахстанской обл. 23 июня 1937 г. арестован вместе с прот. сщмч. Владимиром Смирновым , игум. прмц. Евой (Павловой) , прот. сщмч. Николаем Толгским и др. по делу митр. Кирилла (Смирнова) , митр. Иосифа (Петровых) и архиеп. Алексия (Орлова) . Обвинен в контрреволюционной деятельности как «руководитель тайного монастыря в Манкенте, проводивший пострижение в тайное монашество». Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. 26 июля 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу. Погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ДКНБ по Южно-Казахстанской обл. Д. 02455; Архив УФСБ по Смоленской обл. Д. 24193-С, Д. 6910-С, Д. 3252-С. В. В. Королёва Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/189707.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Волчанский; † 14.10. 1754, Могилёв), еп. Могилёвский и Мстиславский. Время и место рождения неизвестны, предположительно происходил из западнорусских дворян. Был братом Могилёвского еп. Иосифа (Волчанского) . Окончил КДА. Время и обстоятельства принятия монашеского пострига неизвестны. В 1734 г. был назначен игуменом вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря . В 1742 г. избран на Могилёвскую кафедру, остававшуюся единственной православной на территории Речи Посполитой . Его назначению препятствовали католики при поддержке папы Римского Бенедикта XIV , к-рый пытался перевести епархию в унию. В 1744 г. И. получил королевский привиллей на управление епархией, 2 окт. 1744 г. в Москве состоялась архиерейская хиротония. 9 янв. 1745 г. И. был встречен близ Смоленска делегацией из представителей духовенства и мирян Могилёвской епархии. 23 янв. 1745 г. И. приехал в Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь , 25 янв. в могилёвской ратуше ему был объявлен королевский привиллей на управление епархией. 27 янв. того же года И. отслужил литургию в соборе могилёвского Братского в честь Богоявления монастыря и прибыл в Могилёв. В 1740-1744 гг., во время Кричевского восстания под рук. Василя Ващилы, польск. власть принимала жестокие меры по его подавлению, репрессиям подвергалось и православное духовенство, священнослужители без суда и следствия заключались под стражу, подвергались пыткам, облагались штрафами. И. решительно приступил к возрождению правосл. жизни в епархии, восстановлению церквей. Еще в Москве он обсуждал вопрос о возможности подчинения Могилёвскому епископу мон-рей на территории епархии. Деятельность архиерея вызвала противодействие со стороны власти Речи Посполитой и католич. населения. В 1745 г. И. дважды безрезультатно посылал доверенных лиц в С.-Петербург с просьбами о покровительстве. Также И. не получил поддержки и со стороны русского посла в Варшаве гр. Г. К. Кейзерлинга и резидента Голембовского, к-рые писали имп. Елизавете Петровне о «беспокойном» архиерее, вызывая недоверие к его прошениям о нуждах епархии.

http://pravenc.ru/text/293698.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [греч. Ιωννης], прп. Руфинианский (пам. греч. 16 марта; пам. визант. 15, 17 марта). Время и обстоятельства жизни неизвестны. Подвизался в одном из мон-рей (возможно, в мон-ре св. Ипатия) в Руфинианах близ Халкидона. Память И. содержится под 15 марта в большинстве визант. календарей: Петровом Синаксаре РНБ. Греч. 240, 1249 г. (архетип XI в.), Синаксарях семейств В, D и R по классификации И. Делеэ, а также в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца . Посвященное И. двустишие («Чтет Иоанне твое отхождение, еже паче к Богу рещи») помещено под 17 марта в греческих стишных Синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.), под 16 марта - в греч. печатной Минее (Венеция, 1596). В отдельных рукописях И. упоминается под 14 и 21 марта. При переводе юж. славянами стишного греч. Синаксаря память И. и двустишие ему попали в состав стишного Пролога под 16 марта (напр., ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.), и оттуда были внесены в ВМЧ (ВМЧ. Март, дни 12-25. С. 785). В совр. календарь РПЦ имя И. не включено. Неоднократно предпринимались попытки отождествить И. с др. святыми, носящими то же имя. Так, существует гипотеза, что И. является одним лицом с прп. Иоанном Аскетом (IX в.; пам. груз. 26 марта), игум. мон-рей во имя мучеников Сергия и Вакха и мч. Диомида в К-поле. Житие этого святого, составленное прп. Иосифом Песнописцем , сохранилось только в груз. переводе и было издано прот. К. С. Кекелидзе (Этюды по истории древнегруз. лит-ры. Тифлис, 1955. Т. 3. С. 251-270 (на груз. яз.)). Особый интерес прп. Иосифа к этому подвижнику объясняется тем, что он неск. лет жил в к-польском мон-ре Сергия и Вакха. Также высказывалось предположение, что составленный прп. Иосифом Песнописцем канон в честь некоего «прп. Иоанна аскета» (Ταμεον. N 532. Σ. 177) посвящен тому же святому, хотя и помещен под 15 марта ( Stiernon D. La vie et l " oeuvre de St. Joseph l " Hymnographe: A propos d " une publication récente//REB. 1973. T. 31. P. 243-266). Совпадение дня памяти этого Иоанна с днем памяти И. и наличие в Руфинианах церкви (возможно, монастырской) во имя мучеников Сергия и Вакха позволили высказать предположение о тождестве этих преподобных, однако, как можно заключить из груз. Жития прп. Иоанна, ц. Сергия и Вакха находилась в столице, а не в Руфинианах ( Janin. Églises et monastères. P. 452). Ф. Алькен считал И. одним лицом с Иоанном, «архиепископом Иерусалимским», упоминаемым в нек-рых списках визант. Синаксарей также под 26 марта. По мнению исследователя, этот святой был не Иерусалимским патриархом, а игуменом мон-ря мч. Диомида в К-поле, т. к. тот часто именовался в источниках Иерусалим или Новый Иерусалим ( Halkin F. Un énigmatigue St. Jean de Jérusalem//AnBoll. 1968. Vol. 86. P. 38). Однако единого мнения относительно идентификации И. с др. одноименными святыми среди исследователей пока не существует.

http://pravenc.ru/text/469009.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010