А.В. Мазырин Содержание 1. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 2. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 3. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 4. Собственноручные показания митрополита Иосифа (Петровых) о его отношении к современным ему церковным событиям 5. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 6. Продолжение протокола допроса митрополита Иосифа (Петровых) 7. Дополнительный протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 8. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 9. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 10. Показания митрополита Иосифа (Петровых) о Ярославской декларации 11. Показания митрополита Иосифа (Петровых) о лицах, посещавших его в Моденском монастыре 12. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 13. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 14. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 15. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 16. Собственноручные показания митрополита Иосифа (Петровых) о его отношении к современным ему событиям     В 1930–1931 годах усилиями органов ОГПУ СССР родилось одно из крупнейших церковных следственных дел – дело «Всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников Истинно-православная церковь » 1 . По версии следствия, организация имела два центра: «церковно-политический», во главе которого стояли А. Ф. Лосев 2 и М. А. Новоселов 3 , и «Церковно-административный», возглавлявшийся митрополитом Иосифом (Петровых) . Митрополит Иосиф был арестован в ссылке и привлечен к делу «Всесоюзной организации ИПЦ» 9 сентября 4 1930 года. Первоначально митрополит Иосиф допрашивался в Ленинграде, затем был доставлен в Москву. Его показания занимают в деле одно из центральных мест. По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 сентября 1931 года митрополит Иосиф был приговорен к пяти годам заключения в лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок. В 1937 году митрополит Иосиф был вновь арестован, приговорен к расстрелу и расстрелян (20 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Содержание Предисловие к первому изданию Предисловие ко второму изданию От составителя Часть I. Жизнеописание митрополита Иосифа (Петровых) Детство и годы учебы Научная и преподавательская деятельность в Академии Монашеский постриг Духовный дневник «В объятиях Отчих» Принятие священного сана Магистерская диссертация Возведение в сан архимандрита Настоятель Яблочинского монастыря Настоятельство в Юрьевом монастыре Архиерейская хиротония и назначение настоятелем Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря 1917 год Начало гонений О патриаршем «местоблюстительстве» и его «заместительстве» Митрополит Петроградский Заместитель Местоблюстителя и дело о выборах Патриарха Декларация митрополита Сергия Политика митрополита Сергия и ее неприятие в Петроградской епархии Горячий декабрь 1927 года – напрасные увещевания и отход от митрополита Сергия Январь 1928 года Ярославская декларация Митрополит Иосиф и иосифлянское движение Гонения на иосифлян Митрополит Иосиф в деле «Всесоюзной организации ИПЦ» В ссылке Последний арест и мученическая кончина Послесловие Михаила Сахарова Часть II Приложение I. Архипастырские документы и письма митрополита Иосифа Письмо митрополита Иосифа инокам Александро-Невской Лавры Обращение ярославских архиереев к митрополиту Сергию (Страгородскому) Резолюция митрополита Иосифа Указ митрополита Иосифа о возведении в сан архиепископа епископа Димитрия Гдовского Письма митрополита Иосифа иерею Николаю Прозорову Письмо-обращение иерея Николая Прозорова к митрополиту Иосифу Письмо митрополита Иосифа петроградскому протоиерею. 1929 год Ответ митрополита Иосифа на письмо архимандрита Льва (Егорова) Письмо митрополита Иосифа духовным чадам Приложение II. «В объятиях Отчих». Дневник инока О внутренней жизни и Богообщении О молитве О плаче и сокрушении Об аскетизме О милостыне О монашестве О Святом Причастии Святых Таин О вере и благочестии О природе О России и русском народе О Церкви Приложение III. Проповеди и назидательные труды иеромонаха, архимандрита, епископа Иосифа (Петровых) Ночь на Голгофе и у Гроба Господня (Из воспоминаний о поездке в Палестину) От крупиц Евангельских.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

  Публикуемая ниже переписка двух крупнейших иерархов ХХ века митрополита Иосифа (Петровых) (1872 – 1937) и митрополита Арсения (Стадницкого) (1862 – 1936) относится к концу XIX – началу ХХ века. Подлинники писем митрополита Иосифа, в бытность его сначала воспитанником Московской Духовной академии, затем инспектором той же Академии, иеромонахом, архимандритом, настоятелем монастыря и, наконец, епископом, хранятся в фонде митрополита Арсения (Стадницкого) Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ. Ф. 550), а два подлинника – в фонде Московской Духовной академии Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ. Ф. 229). Письма будущего митрополита Арсения представлены в копиях, которые делал сам Владыка для памяти (часто они написаны непосредственно на полученном письме или телеграмме). Начата переписка в 1898 году, последнее из найденных писем датировано 2 января 1917 года. Переписка интересна тем, что Владыка Иосиф был духовным сыном митрополита Арсения. При пострижении Ивана Петровых в монашество в 1901 году епископ Арсений преподал ему наставление, которое его воспитанник сохранил на всю жизнь: “Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно и будет сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерегает Господь. Работай Господеви духом горяще” 1 . Письма свидетельствуют, с каким отеческим вниманием относился епископ Арсений, ректор Московской Духовной академии, к своему воспитаннику, а затем ставленнику, и с каким благоговением и любовью отвечал на эту заботу будущий митрополит Иосиф. Епископ Арсений разглядел высокое устроение души молодого монаха, несмотря на ряд проступков (о чем неоднократно упоминал в своих письмах о. Иосиф), совершенных по сердечной горячности, а не по испорченности. 6 июля 1905 года епископ Арсений писал в своем дневнике: “По душам беседовали мы с о. Иосифом, прекрасным монахом, но скрытым по характеру человеком. Нужно уметь проникнуть в сокровенная души его, иначе она останется неразгаданною. Кажется, я сумел сделать это” 2 . Письма Владыки Иосифа и ответы митрополита Арсения представляют историю формирования духовной личности митрополита Иосифа, сыгравшего столь большую роль в истории Русской Православной Церкви и запечатлевшего свой путь мученической кончиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Москва. Домовая церковь Иосифа Обручника при богадельне им. И.Н. Геер. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Рядом с храмом бывшего Ново-Алексеевского монастыря стоит здание богадельни в память почетного потомственного гражданина И.Н.Геер, вдова которого Наталья Петровна пожертвовала городу обширный участок и средства для постройки богадельни. Богадельню и храм во имя святого Иосифа Обручника выстроили на участке Геер в 1885-1898 гг. по проекту архитектора Л.Н. Кекушева (при участии И.А. Иванова-Шица) и передали городу, в знак чего наверху изобразили герб г. Москвы. Небольшое по размерам, монументальное по формам, двухэтажное здание построено в неовизантийских формах, имеет симметричную трехчастную композицию, по центральной оси которой, за входным вестибюлем, расположена церковь Иосифа Обручника, с куполом на широком световом барабане. Фасад расчленен тремя выступами-ризалитами, перекрытыми 2-скатными кровлями. Выразительную пластику объемов усиливает крупный рельеф деталей - карнизов, наличников и межоконных пилястр. Участком, на котором выстроена богадельня, в конце XVIII - в начале XIX в. владел секунд-майор А.Л. Демидов, затем участок приобрел знаменитый герой Отечественной войны генерал А.П. Ермолов, а у него в 1859 г. купил купец первой гильдии, швейцарский консул Геер, имевший неподалеку водочный завод. Часть своего большого участка И.Н. Геер в 1869 г. продал купцу В. Занегину. Богадельня им.И.Н. Геера с храмом святого Иосифа Обручника является объектом культурного наследия регионального значения. www.apartment.ru Иосифа Обручника, праведного, при богадельне имени И.Н. Геера церковь (Верхняя Красносельская улица, дом 15). В сентябре 1894 г. на специальном заседании Московской городской думы рассматривалось заявление потомственной почетной гражданки Натальи Петровны Геер о ее желании пожертвовать в собственность города участок земли свыше 14 300 квадратных сажень. Одним из главных условий своего пожертвования Н.П. Геер выдвигала просьбу построить за счет средств города на площади не свыше 4400 квадратных сажень каменную богадельню в память о ее умершем супруге.

http://sobory.ru/article/?object=03629

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Часть I. Жизнеописание митрополита Иосифа (Петровых) Детство и годы учебы 15 декабря по старому стилю 9 1872 года в Устюжне 10 , тихом уездном городке Новгородской губернии, в семье мещан Петровых, имеющих многочисленную родню, родился четвертый ребенок, которого нарекли простым русским именем – Иван. Глава семьи – Семен Кириллович Петровых – был булочником. Во дворе их родового дома по Казанскому переулку 11 стояла маленькая пекарня, где Семен Кириллович вместе со своим помощником пекли хлеб, бублики и пироги. Все изготовленное разносилось по домам жителей; и хлеб, и бублики, и пироги пользовались большим успехом и охотно раскупались жителями Устюжны. Жена Семена Кирилловича, Евдокия Ивановна, урожденная Ганьковская, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, а затем и многочисленных внуков. В семье Петровых было девять детей: Мария, Андрей, Сергей, Иван, Александр, Петр, Клавдия, Николай, Антонина. Вести хозяйство такой большой семьи было нелегко, и Евдокии Ивановне помогала взятая из деревни кухарка. Семья всегда отличалась набожностью – отмечались все церковные праздники, на дни ангелов собирались у именинника за общим столом. Эта традиция сохранялась до 1960-х годов, когда в Устюжне еще были живы братья и сестры Петровых, многих из них 12 автор застал в живых, так что удалось, хотя и не полностью, составить родословную семьи Петровых. Была у этой семьи своя родовая церковь – церковь Вознесения Господня на Всполье, позднее разрушенная в период гонений на Церковь Христову, как и другие храмы города. В метрической книге этой церкви о родившихся в 1872 году значилось в первой части под 9: «Пятнадцатого декабря родился Иоанн, крещен семнадцатого числа того же месяца, родители – Устюженский мещанин Семен Кириллович Петровых и законная жена его Евдокия Ивановна, оба православного исповедания» 13 . По рекомендации священника Вознесенской церкви маленький Иван был принят в Устюженское духовное училище, очевидно, после окончания народного училища или церковно-приходской школы. Память о знаменательном для него событии владыка Иосиф хранил всю жизнь; уже будучи архиереем, много лет спустя он записал в своем дневнике:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Библиография Печатные труды митрополита Иосифа (Петровых) Материалы для изучения великорусских говоров. Известия Отделения Русского Языка и Словесности Императорской Академии Наук. Т. 1. Кн. 4, 1896. Вып. III. Речь студента 2-го курса И. С. Петровых при погребении проф. А. П. Смирнова 4 декабря 1896 г.//Богословский вестник. 1897. Январь. Самуил и Саул в их взаимных отношениях//Богословский вестник. 1900. Декабрь. Можно ли и как можно православным христианам молиться за христиан неправославных?//Душеполезное чтение. 1901. Октябрь. Матерь Божия – благодатная Матерь народа Русского. Сергиев Посад, 1902. Магистерский диспут иеромонаха Иосифа, доцента Московской духовной академии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки). Сергиев Посад, 1903. Как «воспитывается» неблаговоспитанность//Божия Нива. 1904. 4. От крупиц Евангельских. Беседы инока. Сергиев Посад, 1904. А. I. «В объятиях Отчих. Дневник инока». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905–1914. Т. I–XI. Незабвенная милость Божией Матери городу Устюжне в Смутную годину Отечества (редкий исторический документ, носящий заглавие «Слово похвальное Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии чудотворного ея образа Одигитрия, яже избави град Устюжну от безбожных ляхов и немец»). Сергиев Посад. Девушка-учительница. Сергиев Посад, 1905. Учение Лейбница о происхождении и сущности зла//Вера и разум. 1905. 2. Река Иордан (из паломнических воспоминаний)//Душеполезное чтение. 1905. Т. 1. Январь. Ночь на Голгофе и у Гроба Господня (Из воспоминаний о поездке в Палестину)//Душеполезное чтение. 1905. Т. 1. Апрель. Маленькие монахи. Сергиев Посад, 1906. Книги «Иудифь», «Есфирь» и «Книги Маккавейские»//Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета/Под ред. Лопухина . СПб. Т. III. 1906; Т. VII. 1913; Т. Х. 1912; Т. XI. 1913. Православие – светоч России//Новгородские епархиальные ведомости. 1908. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Введение I. Личность Иосифа Флавия и общий обзор его литературной деятельности § 1 Едва ли, кажется, можно указать где еще другого писателя, и положительное и отрицательное значение которого в известной научной отрасли в одно и то же время были бы столь соприсущи и в такой степени одинаково громадны, как это находим в авторе «ουδακ ρχαιλογα». – С одной стороны – нет и не может быть такого цельного представления истории Иудейского народа, которое бы обходилось вполне без услуг Иосифа Флавия; но с другой стороны – нельзя встретить ученого библиолога, который бы, имея дело с Иосифом, совершенно игнорировал и не ставил ему на вид его странное и непростительно небрежное отношение к столь достойному предмету, каков тот, по которому он, священник Иудейский, предпринял написать свой объемистый и богатейший по замыслу труд. К сожалению, для того, чтобы судить о Иосифе в этом отношении вполне уверенно и беспристрастно, мы не имеем достаточно объективных всесторонних сведений о его личности и характере, при немалой загадочности той и другого. Все, чтó мы знаем о нем, почти только то, что он сам рассказывает о себе в своей автобиографии и в истории войны Иудейской. Как ни односторонни и ни подозрительны эти сведения, мы не можем не воспользоваться ими хотя в общих чертах, так как без них немыслимо надлежащее изучение, понимание и правильная оценка его капитальных произведений, в целях нашего труда. Иосиф родился в первый год царствования Римского Императора Калигулы 1 ( 37 / 38 по Р. X.) в Иерусалиме. 2 Происхождения он был поистине, «не беззнатного». Его отец, Матфий, принадлежал к первой священнической чреде из 24-х, причем, род его был «знатнейшим» из всех, носивших имя этой чреды, колене. По матери был он кроме того и царской крови, так как один из его предков (Матфий) имел женою дочь первосвященника Ионафана, которого отец, – Маттафия, – был родоначальником владетельного дома «Асмонеев», долгое время соединявшего (со времен Симона, брата Ионафанова) и царское, и первосвященническое достоинство (до Ирода).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

М.В. Шкаровский Скачать epub pdf Только в 1990-е годы ХХ века, когда пала советская власть и стали частично доступны материалы архивов КГБ-ФСБ, появилась возможность отдать долг памяти тысячам новомучеников и подвижников Русской Православной Церкви ставших жертвами антирелигиозных репрессий. Среди них замет часть составляют представители возникшего в 1927 г. иосифлянского движения, оппозиционного курсу Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия. Это движение получило название по имени руководителя – митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) и охватило большинство епархий страны. Подавляющее большинство иосифлян погибло в тюрьмах и лагерях. Однако значение их мужественной борьбы за независимость внутренней жизни Русской Церкви от государственного диктата чрезвычайно велико. Она показала всю силу нравственного сопротивления русского народа утвердившемуся деспотическому безбожному режиму, породила целый сонм новомучеников и исповедников. В 1981 г. более 50 иосифлян были канонизированы Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). В середине 1990-х гг. Московский Патриархат перестал считать иосифлян раскольниками, начались их прославления в лике святых, в том числе таких активных деятелей движения, как епископ Виктор (Островидов), протоиереи Викторин Добронравов, Иоанн Стеблин-Каменский и др. После восстановления канонического общения с РПЦЗ встал вопрос о взаимном признании уже прославленных новомучеников. Однако выяснилось, что недоступные ранее за границей протоколы допросов некоторых иосифлян, в том числе митрополита Иосифа, с их признательными показаниями, не позволяют это сделать. В связи с этим необходимо подробнее остановиться на биографии Владыки. Митрополит Иосиф в миру (Иван Семенович Петровых) принадлежит к тем ключевым фигурам в истории Русской Православной Церкви ХХ века, которые вызывали и вызывают немало споров. С его именем связано возникновение самого сильного церковного движения сопротивления богоборческой политике советских властей и компромиссному курсу соглашений части церковного руководства с правительством. В то же время не вызывает сомнений, что Владыка Иосиф был одним из самых выдающихся архиереев 1920–1930-х гг., горячим молитвенником, опытным иноком, аскетом, крупным богословом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Приложение III. Проповеди и назидательные труды иеромонаха, архимандрита, епископа Иосифа (Петровых) Ночь на Голгофе и у Гроба Господня (Из воспоминаний о поездке в Палестину) «…Ночь на пятницу, 18 июня (1899 года), я решил провести на Голгофе и у Гроба Господня, в храме Воскресения. До сих пор – о, какие незабвенные воспоминания об этой чудной ночи!.. Исповедовавшись в 4 часа вечера и отстояв вечерню с утреней (всенощную) в соборе Св. Троицы (при Русской миссии), я поспешил в храм к 6 час(ам) вечера, так как ворота храма затворяются приблизительно около 7 час(ов) веч(ера) до 4 ч(асов) утра, и, таким образом, желающие быть на греческой службе, начинающейся ровно в 12 час(ов) ночи, должны ночевать внутри самого храма. Огромный храм Воскресения уже утопал в вечернем сумраке, когда мы подошли к храму, который от этого казался как-то особенно таинственным и величественным… Открытые еще двери его смотрели с улицы какою-то как бы огромною зияющею раною или брешью; и жутко было вступить в эту брешь, зная, что за нею будешь заперт на целую ночь, и – заперт так, что уж ни за что не выйдешь, что бы ни случилось с тобою здесь, в толпе совершенно чужих и незнакомых людей. У дверей уже толпилась стража турецкая, готовясь запереть эти двери и унести ключи их с собой. Резким стуком железного кольца о дверь она то и дело давала знать, чтобы не желающие на всю ночь быть отрезанными от всего мира уходили. Вечерняя тишина, воцарившаяся на улице и царившая пока во всем храме, придавала какую-то особенную зловещую резкость этим звукам, заставляя вздрагивать и как-то робеть… «А вдруг – думалось мне – ночью пожар, землетрясение, скандал какой и т(ому) п(одобное) – и… тогда погибло все " … Пришлось кое-как успокаивать себя, что и удалось, конечно, без большого труда. Желающих ночевать в храме было довольно порядочно, и большинство их, почти даже, нужно сказать, исключительно русские паломники. Это много вливало бодрости, и я приготовился на все. Вот, наконец, последний особенно сердитый и продолжительный грохот железного кольца прокатился по всем углам огромного храма, и вдруг – заскрипели дверные петли, загремели засовы, застучали-защелкали увесистые замки, и… сердце еще раз как-то болезненно и мучительно сжалось. Мне казалось, что я живым точно закапываюсь в могилу, живым полагаюсь во гроб, в тот именно самый Гроб, Который был тут так близок, ради Которого и подъял столько тяжестей далекого путешествия, столько всяких невзгод, лишений, страхов и всяких опасностей... «Ну, что ж? – думал я. – Умирать так умирать, если есть смерть рядом с Живоносным Гробом Живоносного Мертвеца " …

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Разделы портала «Азбука веры» прот. Иоанн (Петров) Русский православный катехизис, или Что нужно знать русскому человеку о христианстве В Избранное ( 9  голосов:  4.7 из  5) Отзыв о книге " Русский православный катехизис, или что нужно знать русскому человеку о христианстве " Осторожно: катехизис-фальшивка " Русский православный катехизис " По некоторым данным, объем православной литературы, издаваемый за год в России составляет около трех тысяч наименований: от научных монографий по патрологии до разнообразных акафистов, публицистики и т.п. Сотни издательств расположенных практически во всех регионах страны выпускают ежегодно чуть ли не тонны книг, альбомов и брошюр — увы, далеко не всегда душеполезных. Расходятся по России многотысячными тиражами, которым позавидовали бы и Святые Отцы (их как раз издают достаточно скромно), “православные заговоры”, “лечение иконами”, всевозможные “травники”… Недавно (хотя издан якобы еще в 2005) на прилавках светских книжных магазинов появился новый перл “православной” книготорговли: “Русский православный катехизис, или что нужно знать русскому человеку о христианстве”. Под личиной православного катехизиса, эта книга в безапелляционной форме рассказывает читателю, что Христос не был Богом, а был простым человеком, сыном Марии и Иосифа, святые Апостолы не писали Евангелий, что ни христианство, “ни православие в особенности” — не являются монотеистической (то есть признающими единобожие) религией, а Божественное всемогущество ограниченно “законами природы и общества”. Само собою, что такой опус сложно назвать не только православным, но и христианским катехизисом вообще. Что же это? Провокация, дурная шутка? На обложке читаем: “составитель протоиерей Иоанн Петров, по благословению епископа Кирилла Никифорова”. Издательство указано — “Десница”. Среди правящих архиереев Русской Православной Церкви никакого Кирилла Никифорова не значится. Также и “протоиерея Иоанна Петрова” нам отыскать не удалось, и скорее всего их нет в природе. В Москве существует издательство “Десница”, но, как нам сообщили там, издают они не книги, а журналы, так что и издательство лжекатехизиса указано несуществующее. “С точки зрения экспертизы — говорят сотрудники “Православного Слова”, одного из крупнейших столичных магазинов специализирующихся на продаже православной литературы, — мы рассчитываем только на собственные силы. Благословения” архиереев на обложке давно уже не являются каким-то серьезным критерием, потому что любое благословение элементарно подделать. Когда возникают сомнения, мы обращаемся к нашему главному эксперту протоиерею Борису Левшенко, заведующему кафедрой догматического богословия ПСТГУ, и он уже выносит вердикт.

http://azbyka.ru/fiction/russkij-pravosl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010