Гимнография Скачать epub pdf – Что такое «гимнография»и какое она имеет для нас значение? – Слово «гимнография» – греческого происхождения, производится от двух слов: «имнос» – песнь и «графо» – пишу; это – песни, составленные церковными авторами для богослужебного употребления. Не все тексты, исполняемые за богослужением, относятся к гимнографии; есть и молитвословия других типов: библейские тексты, ектении, молитвы. Гимнография – собственно продукт деятельности церковных песнописцев. Если песнопения, взятые из Священного Писания , можно сказать, Церковь получила в готовом виде как дар (если угодно, наследство) от библейской эпохи, то гимнография – плод творчества самой Церкви, аккумулирование опыта ее многовековой истории и самой жизни. И хотя авторитет библейских песнопений всё равно остается де-факто более высоким, в современном богослужении гимнография занимает видное положение. Гимнографические тексты разных жанров присутствуют в любом богослужении, а на самых значимых службах суточного круга – вечерне и утрене (напомним, что в строгом смысле Литургия не является службой суточного круга) удельный вес гимнографического материала достаточно велик. – Когда были составлены употребляемые ныне песнопения? – Часть песнопений была составлена в V – VII вв. (тропари, кондаки преп. Романа Сладкопевца ), однако подавляющее большинство греческих песнопений, вошедших в наше богослужение, было написано выдающимися авторами VIII – IX вв, из которых можно особенно отметить преп. Андрея Критского , преп. Иоанна Дамаскина , преп. Косму Маюмского, свят. Германа Константинопольского , преп. Феодора Студита , преп. Иосифа Песнописца, преп. Феофана Начертанного. Есть и более поздние греческие песнопения, написанные вплоть до XIV века. Если же говорить о службах русским святым, то песнотворчество в нашем государстве возникает в XV веке и в XVI – XVII вв. достигает своего расцвета. Есть и песнопения, написанные уже в новейшее время; в основном это – песнопения служб новомученикам и другим святым Русской Церкви XX века (например, выдающийся литургист середины XX века священноисповедник Афанасий (Сахаров) , епископ Ковровский, составил службу всем святым в земле Русской, которую мы совершаем в первое воскресенье Петрова поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Дело архиепископа Варфоломея, или “человек-загадка” против Русской Православной Церкви Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 19 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 Он не был по значимости первым, вторым или третьим лицом во Всероссийской ЧК. Тем не менее в многочисленных сценариях чекистов ему предназначались только ведущие или главные роли. Операции и акции ВЧК с его участием всегда завершались успешно. Причем зачастую — почти одновременно в разных городах и весях республики либо с охватом целых регионов. Бытовало даже мнение, что под его фамилией скрывается группа людей. Однако с открытием доступа к “антисовет­ской” литературе и к ранее строго секретным документам высших органов советской власти все сомнения рассеялись. Этот человек действительно существовал. В богатом архивном наследстве ВЧК–ОГПУ его след оставлен на многих документах. Доподлинно установлено, что именно он до последних дней “опекал” Святейшего Патриарха Тихона, бесспорно доказана его причастность к “обновленческому” расколу Патриаршей Церкви. Вот одно из документальных свидетельств: «…пять месяцев тому назад в основе нашей борьбы с духовенством была поставлена задача борьбы с тихоновским реакционным духовенством и, конечно, в первую очередь с высшими иерархами, как то: митрополитами, архиепископами, епископами. Для осуществления этой задачи была образована группа, так называемая “Живая церковь”, состоящая преимущественно из белых попов, что дало нам возможность поссорить попов с епископами Наряду со множеством статей, воззваний, речей, в которых клеймилась тихоновская и монашеско-архиерейская политика, попы (живо­цер­­ков­ники), взяв в свои руки верховную церковную власть, приступили к удалению от управления епархиями тихоновских архиереев и замены их лояльными по отношению к Соввласти. Эта задача в течение пяти месяцев более чем наполовину выполнена»[ 1 ]. Подпись: начальник 6-го отделения секретного отдела ГПУ Е. Тучков. Был он большим мастаком по части антирелигиозных дел. Предполагалось участие Тучкова в гонениях не только на Русскую Православную, но и на католическую церковь, и на “Союз христианской молодежи”. Лидер последнего И. Проханов после свиданий с Тучковым в следственном изоляторе ОГПУ повел себя весьма странным образом и стал призывать братьев-бап­тистов не отказываться от воинской службы под ружьем. Поговаривали, что и Истинно-православная церковь митрополита Иосифа (Петровых) “ушла” в катакомбы тоже при помощи Тучкова. Обнаружены также документальные свидетельства о его причастности к планированию акции по снятию и переплавке церковных колоколов на совнаркомовские пятаки. Очевиден его тесный контакт с “воинствующими безбожниками” Ярославским и Скворцовым-Степановым. Подтверждены официальные связи Тучкова со Смидовичем и непосредственно с государственно-партийными лидерами.

http://pravmir.ru/delo-arhiepiskopa-varf...

Жизнь и деятельность высокопреосвященного Амвросия (Ключарева), архиепископа Харьковского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 Архиепископ Амвросий (в миру Алексей Осипович Ключарев) родился 18 марта 1820 года в семье священника Иосифа Петровича Ключарева. Род Ключаревых был широко известен в городе Александрове Вла­димирской губернии и за его пределами: около двух веков Ключаревы из поколения в поколение священствовали здесь. Отец Алексея Ключарева, ревностный священнослужитель, пользовался всеобщим уважением среди духовенства и ми­рян. Начатки образования преосвященный Амвросий полу­чил дома под руководством родителей, подготовивших его к поступлению в духовное училище. Десятилетним маль­чиком Алеша Ключарев был определен в Переславское духовное училище, которое успешно окончил в 1834 году вторым учеником по разрядному списку. Следующей сту­пенью его духовного образования стала Вифанская духов­ная семинария, основанная Московским митрополитом Пла­тоном. Здесь Алексей Ключарев учился в течение шести лет (1834–1840) и обнаружил незаурядные способ­ности, был усерден, “весьма благонравен”. Вифанскую се­минарию он окончил по первому разряду, вторым по спис­ку, и как лучший из воспитанников был направлен для продолжения богословского образования в Московскую Ду­ховную Академию. Это было время ее расцвета. Во главе Академии и в составе ее профессоров находились люди, оставившие по себе славную память в истории Русской Церкви. Ректором Академии был известный догматист-богослов и цер­ковный историк архимандрит Филарет (Гумилевский) 1 , инспектором, а потом и ректором, при котором Ключарев окончил Академию, — архимандрит Евсевий (Орлинский) 2 , видный богослов и проповедник, а цвет профессуры Московской Академии составляли выдающиеся богословы А. В. Горский, П. С. Делицын, Е. В. Амфитеатров, И. Н. Анчиков. Особо следует назвать имя Ф. А. Голубинского, оказавшего на Ключарева самое благотворное влия ­ íèå.  ÷èñëå äðóçåé Êëþ÷àðåâà ïî Àêàäåìèè áûëè Ñåðãåé Ëÿïè­девский 3 , Сергей Смирнов 4 , Димитрий Кастальский 5 , Стефан Зернов 6 и др.

http://pravmir.ru/zhizn-i-deyatelnost-vy...

Закрыть itemscope itemtype="" > А зачем нам «спасать католиков»?! 28.03.2016 1980 Время на чтение 8 минут Как говорил Козьма Прутков: «Если бросаешь камешки в воду, то смотри на круги от них расходящиеся. Иначе бросание сие будет пустою забавою». Нечто подобное мы наблюдаем сейчас на РНЛ, где после гаванской встречи, подобной камню, брошенному в воду, пошли обширные круги в виде разных мнений. Последнее из которых - это рассуждения на тему, спасутся ли католики? С явным уклоном в сторону того, что некоторые, особо добродетельные из них спасутся. В этой связи вспомнили даже доктора Гааза (1780-1853 г.г.) - добродетельнейший был человек, настоящий филантроп, но... католик. Так неужели он не спасется, неужели Бог за его добрые дела, по мнению некоторых «граничащие с мученичеством», не воздаст ему спасением души? Ну что же, и Корнилий сотник был человеком весьма добродетельный (Деян.10,1-2), но не христианин. И Бог воздал ему за его добродетели. Но чем воздал? Реальной возможностью спасения, ибо послал в нему ангела, который повелел ему призвать к себе ап.Петра; а уже тот, как возвестил ангел Корнилию: «Скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» (Деян.10,6). Корнилий исполнил это повеление: принял апостола Христова и его проповедь, уверовав во Христада так, что еще во время сей проповеди на него и прочих слушателей-язычников сошел Святой Дух; крестился вместе со всем своим домом, и чрез сие, как и обетовал ему Господь, получил спасение (Деян.10,7-48). А вот если бы Корнилий сотник не принял проповедь апостола, не уверовал бы во Христа, то и не спасся бы, несмотря на все свои добродетели. Ибо, как общеизвестно, Бог не может спасти нас без нас самих. Теперь перенесем это новозаветное учение на судьбу Федора Петровича (Фридриха-Иосифа) Гааза. Воздал ему Бог за его добродетели? Безусловно! Но чем? Такой же реальной возможностью спасения, как и св.Корнилию сотнику. Ведь в отличие от подавляющего большинства католиков Гааз жил в сугубо православной стране, видел красоту и истину Православия, был свидетелем его силы: да что там много говорить, если он был современником преп. Серафима Саровского! Тогда вопрос: почему же он, в отличие от Корнилия, не принял православие, реализовав, таким образом, подобно ему же возможность своего спасения в само спасение?! Что, корона из-за этого с его головы бы спала?! Так нет, короны у него не было.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Глава 12 11.09.2012 516 Время на чтение 24 минут Книга I. Главы 1-2; Главы 3-4; Главы 5-6 Главы 7-8; Главы 9-10; Глава 11 Август и сентябрь 1915-го года. - Г. Могилев на Днепре и его власти. - Приезд Государя 23-го августа. Приказ о вступлении в командование. - Сплетни. - Первый день. - Отъезд В. Кн. Николая Николаевича. - После отъезда. - Письмо Государя. - Расквартирование в губернаторском доме. - Порядок жизни. - Начальник Штаба генерал Алексеев. - Генерал-квартирмейстер Пустовойтенко. - Генерал Борисов. - Приезд В. Кн. Бориса Владимировича. - Визит Царицы Александры Федоровны В. Кн. Марии Павловне. - Приезд других Великих Князей. - Брат Государя. - Дикая дивизия и ее подвиги. - Приезд В. Кн. Кирилла Владимировича, Георгия Михайловича и Димитрия Павловича. - Министерский кризис. - Прогрессивный Блок и роспуск Гос. Думы. Царица и премьер Горемыкин. - Приезд Горемыкина в Могилев. - Роспуск Госуд. Думы. - Несогласия среди министров. Заседание Совета министров в Царской Ставке 16-го сентября. - Впечатление в Армии от перемены главного командования. - Перемена положения на фронте. Вильно-Молодеченская операция. - Возвращение Государя 23-го сентября в Царское Село. - Предсказание Распутина. Могилев губернский (47.591 жителей по переписи 1897 г.) раскинулся на высоком берегу Днепра в 734 верстах от Петербурга и в 563 от Москвы . На самом возвышенном его пункте, над рекой, белеет губернаторский дом и здания присутственных мест. Около дома сад. А невдалеке, над самым откосом городской общественный садик, из которого открывается прелестный вид на реку и Заднепровье. Петр Великий, воюя с Карлом XII-ым, жил в Могилеве в 1704 году. Екатерина Великая там принимала Франца Иосифа II-ro. Тогда Императрица заложила в городе собор Св. Иоасафа. В нем хорошо сохранились несколько икон кисти Боровиковского, писанные на медных досках. Хранится в церкви и евангелие, вышиною в один аршин и шириною в 11 вершков, заделанное в серебряный оклад, весом один пуд двадцать пять с половиной фунтов, подарок Императрицы Елизаветы Петровны.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Завершился визит княгини Марии Владимировны на Украину Иеромонах Никон (Белавенец) о последних днях пребывания главы Российского Императорского Дома на украинской земле 02.06.2011 2997 Вчера завершился визит главы Российского Императорского дома княгини Марии Владимировны на Украину . Утром 29 мая княгиня на яхте совершила переход из Фороса в Ялту, причем впервые почти за сто лет яхта шла под Императорским штандартом. На набережной в Ялте Мария Владимировна осмотрела памятную доску, посвященную Императрице Марии Федоровне, которая покинула Ялту в 1915 году. Затем княгиня совершила молитву в расположенной неподалеку часовне Новомучеников и Исповедников Российских. В тот же день Мария Владимировна осмотрела окрестности и достопримечательности Ялты, в частности, дворец эмира Бухарского, дачу Иосифа Виссарионовича Сталина «Малая Сосновка» и Ливадийский дворец. 30 мая княгиня прибыла в Симферополь, где направилась в Свято-Троицкий женский монастырь. В монастырском соборе митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем был совершен молебен перед мощами святителя Луки Войно-Ясенецкого. Затем владыка Лазарь поприветствовал княгиню, подчеркнув, что для всех жителей Крыма ее визит - это большая честь, утешение и укрепление. Из Свято-Троицкого монастыря княгиня прошла в Петропавловский кафедральный собор, где поклонилась мощам святителя Таврического Гурия. Из собора Мария Владимировна отбыла в аэропорт, где ее провожали заместитель председателя Совета Министров Автономной Республики Крым Георгий Псарев, зампред председателя Совмина АРК Григорий Иоффе и заместитель городского главы Симферополя Игорь Главков. Между ними состоялась беседа, во время которой княгиня Мария Владимировна подчеркнула, что благодарит жителей Крыма за память о Российском Императорской доме, которую они передают следующим поколениям. После этого княгиня отбыла в Киев. Утро 31 мая Мария Владимировна начала с посещения Покровского женского монастыря, где по поручению Блаженнейшего митрополита Владимира ее приветствовал архимандрит Домиан, наместник Введенского монастыря, и помощница настоятельницы послушница Наталия. Они проводили главу Российского Императорского дома по территории обители, после чего в монастырском соборе была совершена молитва перед мощами преподобной Анастасии, в миру Великой княгини Александры Петровны, жены Великого князя Николая Николаевича-Старшего.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/06/02/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Петербург отказался от Федора Абрамова 18.03.2020 591 Время на чтение 8 минут Источник Квартира выдающегося писателя, имя которого носит улица в Петербурге и аэропорт в Архангельске выставлена на продажу! Ошеломляющая новость. Впрочем, давно ожидаемая… Но уж никак не накануне столетия со дня его рождения. Федор Абрамов. Фото из открытых источников У города, разумеется, нет 25 миллионов, которые за нее просят, причем, без наценки «за знаменитого жильца». Для кого-то это сумасшедшие, а для кого-то, как мы знаем из криминальных сводок, карманные деньги. Я был хорошо знаком с вдовой Федора Александровича Людмилой Владимировной, знаком и с его племянницей Галиной Михайловной, которая послужила писателю прообразом Лизки Пряслиной в романе «Братья и сестры». Не раз бывал в этой квартире. Галина Михайловна Абрамова, племянница писателя. Фото Владимира Желтова Помню, как во второй половине 90-х мы с Людмилой Владимировной обсуждали дальнейшую судьбу квартиры на Петровской набережной. Вдова готова была передать квартиру в дар городу - под мемориальный музей Федора Абрамова. Город дар не принимал. Я, лично я, разговаривал с заместителем губернатора Яковлева, и тот, знакомый мне со студенческих времен, объяснял мне, бестолковому, что больше квартиры-музеи в городе создаваться не будут, они не рентабельны. Мол, последняя – квартира Михаила Зощенко. После этого началась по сей день продолжающаяся возня с квартирой-музеем Иосифа Бродского. Ну как же, Бродский – нобелевский лауреат. А Абрамов? Писатель-деревенщик. Деревенщики, да и деревни остались в советской прошлом… Людмила мне много говорила о «Чистой книге», над которой Абрамов работал перед операцией, оказавшейся роковой. «Чистую книгу» она собирала по крупицам. Однажды позвонила: - Читайте «Чистую книгу»! Читал я всю ночь. Утром позвонил Людмиле Владимировне: - Если бы Федор Александрович дописал «Чистую книгу», она была покруче «Архипелага Гулаг» Солженицына. - Когда Федя умер, я встала перед иконкой: «Господи, почему ты не дал нам «Чистую книгу».

http://ruskline.ru/opp/2020/03/18/peterb...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сталин. Судьба и эпоха Интервью с гендиректором издательства «Достоинство» Владимиром Долматовым 06.05.2011 1624 Время на чтение 3 минуты - Владимир Петрович, перед 9 мая, что само по себе символично, в вашем издательстве вышел фотоальбом «Сталин. Судьба и эпоха». Но об «отце народов» выпущено столько книг... Будет ли интересна читателям ещё одна? - Насколько я знаю, ни при жизни вождя, ни, тем более, после его смерти фотоальбомов о Сталине не издавалось. Это уникальное издание. Сосо, Коба, Сталин... Главы фотоальбома - словно вехи его судьбы. Молодой семинарист, юный поэт, революционер-романтик, политик, рвущийся к власти - таким предстает И.Джугашвили вначале альбома. Конец 20-х годов - Сталин на вершине власти. В стране тогда шли на равных два экономических процесса, опирающиеся на разные политические и культурные традиции. Крестьянский серп и пролетарский молот, они ведь, объединенные в гербе, на самом деле были в разных пространствах. Это неизбежно вело к кризису и конфликтам. И мы попытались через иллюстрации показать Сталина в этих сложных условиях, не скрывая и трагических страниц эпохи: раскулачивание, расстрельные списки с подписью вождя... Завершается альбом фотографиями с похорон Сталина. - А война? - Ей отведена большая глава - сюжетные фотографии, оперативные записки Сталина, оценка его действий соратниками... Фронт, тыл, вооружение, кадры, союзники - главные темы его повседневных забот представлены в альбоме. Символично, что в эти огненные годы (12 сентября 1943) в стране по инициативе вождя прошли выборы Патриарха Русской Православной Церкви. Не цари, а генсек ЦК КПСС возродил Патриаршество! Было ли это со стороны Сталина движением души или тактическим компромиссом - мы не узнаем, да и не важно. Главное, что с выбором Патриарха гонимая, израненная Церковь собралась воедино, обрела стройную, строгую иерархическую структуру. Обрела духовного лидера. - Где вы брали фотографии для альбома? - В архивах. Прежде всего, в личном архиве Сталина. В частных и семейных коллекциях. В альбоме использованы 300 иллюстраций, в том числе и факсимильные записки Иосифа Виссарионовича.

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ученик старца Светлой памяти о.Михаила Ганешина (+ 28 декабря 2010 года) 02.01.2011 780 Время на чтение 3 минуты Вечером 28 декабря 2010 года на Ленинг радском шоссе близ г.Торжка в автокатастрофе трагически погиб настоятель церкви Успения Божией Матери в с.Внуто Хвойненского района Новгородской области иерей Михаил Ганешин. Он был духовным чадом старца-архимандрита Иосифа (Софронова) , последнего постриженника Новоиерусалимского монастыря, который 27 лет провел в советских лагерях, причем, последний раз его арестовали в 1986 году. Старец отошел ко Господу в 1993 году. ...С отцом Михаилом Ганешиным мне довелось познакомиться в 2006 году. Я отдыхала в заброшенной деревне Новгородской области, как раз шел Петров пост. Лето, красота, тишина... Только вот церкви поблизости не было. Разговаривая с местными жителями, которых там было не больше десятка, удалось выяснить, что есть храм на Святой горе в деревне Внуто, и даже святой местночтимый там есть, только вот имени его никто не знал, советские бабушки не очень этим интересовались. Но все знали настоятеля этой церкви - отца Михаила: глаза жителей теплели, когда они рассказывали о его визитах в деревню. Рассказывали, как батюшка, по их просьбе, на лодке плавал по окрестным озерам и освящал их. Много было утопленников одно время, а после освящения и не припоминали таких трагедий. ...И вот на праздник апп.Петра и Павла решили мы с подругой пойти в ту церковь. Километров десять до неё было, часть пути проехали на автобусе, который иногда проезжает в тех заброшенных краях, но основной путь был пеший. Часа через полтора-два поднялись на гору и увидели купола церкви. Деревянная красавица-церковь с распахнутыми дверями, казалось, ждала именно нас. Вошли, разулись, пол теплый, пахнет травой и солнцем, сразу ощущение родного дома охватило душу... Резная рака с мощами преподобного Никандра Городноезерского расписана настоятелем церкви, как и дивные иконы иконостаса. Пришел батюшка, и началась литургия.

http://ruskline.ru/analitika/2011/01/03/...

Искусство проповеди Искусство проповеди/Сост. В. В. Бурега. — М.: Изд¬во Сретенского монастыря, 2006. — 176 с. Сборник знакомит читателя с творениями выдающегося проповедника и апологета XIX века архиепископа Амвросия (Ключарева). Основу книги составило его сочинение «Живое слово», посвященное импровизированной проповеди, правилам подготовки к ней и правилам ее произнесения. Во второй части сборника публикуются избранные проповеди архиепископа Амвросия, ставшие своего рода «классикой жанра». Книга адресована священникам, студентам духовных школ, а также всем интересующимся гомилетическим творчеством и ораторским искусством. Приводим предисловие книги: Главным пособием при составлении настоящего жизнеописания послужила книга: Буткевич Т. И., прот. Высокопреосвященный Амвросий, Архиепископ Харьковский. Биографический очерк. Харьков, 1902. Будущий архиепископ родился в древнем русском городе Александрове Владимирской губернии 18 марта 1820 года в семье священника местной Преображенской церкви Иосифа Петровича Ключарева и его супруги Марии Ильиничны (в девичестве Селезневой), происходившей также из священнического рода. В крещении мальчик был назван Алексеем. Первоначальное образование Алеша получил дома, под руководством родителей. Дедушка по матери священник Илья Артемьевич Селезнев обучал его не только Закону Божию, русскому языку и арифметике, но также и древним языкам — латинскому и греческому. Так что классические языки будущий владыка изучил уже в раннем детстве. И неудивительно, что много лет спустя преосвященный Амвросий мог свободно беседовать полатыни с проезжавшим через Харьков католическим епископом. На десятом году жизни Алеша был отдан на обучение в Переславское духовное училище. Поначалу учеба его шла не очень успешно. В первом семестре первого учебного года он был по успеваемости сто вторым из ста двадцати учеников. Но постепенно молодой Ключарев стал более старательным. Во втором полугодии он поднялся на сороковое место, а ко второму классу был уже в разрядном списке на третьем месте. В 1834 году он окончил училище вторым учеником.

http://pravoslavie.ru/6067.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010