Развалины восточного хребта гор занимают то место, где были раскинуты шатры Авраама и Лота; – они значительны по своему объему и построению. Тут еще видно похожее на башню, четырехстороннее здание из больших тесаных камней желтого цвета; оно обрушилось на две стороны; оно обнесено было оградою или крытою галереею, в передовой стене, противу Вефиля, было четыре входа; двери и крыльца частью существуют. Зодчество этого здания походит на римское. Вид отсюда на Иорданскую пустыню обширен и прекрасен. Эта гора, находившаяся между Вефилем и Гаием, называлась, в особенности, – Ефраимскою. Гай, которого малые остатки существовали еще во времена Иеронима, находился по дороге отсюда к Иерихону. В Вефиле погребена была Иаковом Девора, кормилица Ревекки; он соорудил ей у подошвы горы Вефиля памятник, под дубом, который был прозван: дуб плача. Здесь ежегодно судил Самуил, который, конечно, может быть признан за образец теократического правителя. «И судяше Самуил Исраилю во вся дни живота своего. И хождаше от года до года и окрест Вефиля и Галгалы и Массифа; и суждаше Исраиля во всех священных сих» ( 1Цар 8:15–16 ). Вручая правление Саулу, он всенародно воззвал: обидел ли он кого? сотворил ли пред кем неправду? – Народ ответствовал ему благословениями и скорбным плачем расставания! При Иеровоаме Вефиль омрачился поклонением золотому тельцу – и от этого Вефиль навлек на себя, чрез Амоса, грозный глагол Божий: « и Вефиль будет аки не быв!» ( Ам 5:5 ) Пророчество это совершилось!.. Оставляя эту забвенную, великую дебрь, я снял с нее вид, которого еще не было в описаниях святых мест. Я рисовал с Гаваонской дороги. Тем же днем, но поздно, мы возвратились в Иерусалим. Расстояние от Иерусалима до Вефиля – три с половиною часа езды. 73 Itinerarium Burdigalense/Palaestinae descriptiones ex saeculo IV, V et VI/Hrsg. T. Tobler. St. Gallen, 1869 (рус. пер.: Бордосский путник 333 г./ППС. 1882. Т. 1, вып. 2. (Вып. 2)). 75 Иосиф Флавий означает Гаваю в 30 стадиях от Иерусалима (около 2 1/2 верст), что согласуется с нашим мнением.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

1336 Aringhi, I, p. 305. Agincourt, Sculpt., VIII, 4. Münter, Sinnbilder, IX, 43. Piper, II, 505. Garrucci, CCCXXIV, 2. 1339 Strzygowski, XI, 3–6; в 3 заметны следы византийского влияния, а 4, по-видимому, имеет прямо византийское происхождение. R. de Fleury, XXXIV, 1–2. Cloquet, Elém. d’iconogr., p. 107, 293. 1341 Hieron. Quaestiones in genes. 14. 14. Cf. Isidor hisp. Orig. l., XIII, c. 21 §18. Migne, s. l., t. LXXXII, col. 492 Iordanis Iudae fluvius, a duobus fontibus nominatus, quorum alter vocatur Jor, alter Dan. His igitur procul a se distan tibus in unum alveum foederatis, Jordanis deinceps appellatur etc. Ср. также у Алляция Συμμκτα p. 227: δο ποταμο ν Παλεστινη… τε Ιρ κα δνης… 1343 Относящиеся сюда места у Корбле: I, 39–40. Максим Туринский в своей речи о крещении приводит слова псалма «Иордан возвратися вспять». Serm. de temp. XII. Migne, s. l., t. LVII, col. 558, cf. 556. 1344 Denzinger, Ritus orient. coptorum, syr. et armen. in administr. sacramentis, t. I, p. 282. Ed. 1863. 1346 Denzinger, p. 233. В греч. подлиннике, в перечне пророчеств, относящихся к изображению крещения, на первом месте стоят эти слова Давида. ρμηνεα, σ. 99, §136. 1347 По отношению к фрескам цифра правдоподобная; но в мозаиках, насколько нам известно, нет ни одного такого изображения. 1349 Menzel, Christl. Symbolik, I, 210–212; II, 325–332. Kraus, R. E. Art. Schlangenbild u. Teufel. Pitra, Spicil. solesm., III, p. 88, 90, 347–348 и др. Christl. Kunstsymb. u. Iconogr., 41. Prag., 1870. Piper, Mythol., I, 402. Blomberg, Der Teufel. u. Seine Gesellen in d. bild. Kunst, S. 34 etc. Cahier, Caracteristiques des saints, t, I, p. 315 sq. 1353 На эту связь указ. Слово в велик. субботу, припис. Епифанию Кипрск. Порфирьев, Нов. апокр., 225; ср. 38–39. 1354 В разъяснение этого иконографического мотива укажем на изображения распятия И. X. с драконами и змеями у подножия креста (см. ниже о распятии) и на изображения Иисуса Христа, наступающего на аспида и василиска. Revue de I’art chr. 1888, VI, 3, p. 311.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

40:6. Мицпа. После разрушения Иерусалима и большинства южных городов Иудеи, Годолия был вынужден устроить свою резиденцию в пограничной крепости Мицпа. Как правило, Мицпу отождествляют с Tell en-Nasbeh, в 8 милях к северу от Иерусалима, на границе с Израилем. В ходе археологических раскопок были обнаружены остатки оборонительных сооружений железного века и отсутствие следов более позднего разрушения, что позволяет полагать, что это было подходящее место для резиденции нового правителя. Кроме того, вавилонский период отмечен существенными архитектурными изменениями, свидетельствующими о превращении крепости в административный центр. 40:7–41:18 Убийство Годолии 40:11,12. Беженцы в древности на Ближнем Востоке. Почти непрерывно длившиеся войны в течение VIII-VI вв. до н. э. на Ближнем Востоке создали огромное число беженцев. Хотя среди них были и целые семьи, не связанные семейными узами мужчины иногда объединялись в военные отряды (подобные тем, которыми командовали в древности Иеффай и Давид) или собирались в районах вади и в удаленных пещерах, поджидая там ухода захватчиков. Судьба менее удачливых из них отображена на стенах дворца в ассирийской столице Ниневии. Эти рельефы показывают беженцев из разрушенного Лахиса (в основном женщин и детей), которые едут или идут рядом с повозками, везущими их скудный скарб. В ассирийских и вавилонских хрониках приводятся сведения о числе узников, уведенных в плен из осажденных городов Сирии и Палестины, но можно предположить, что многие другие сумели скрыться от наступавшей армии, найдя убежище в горах, за Иорданом в Моаве или среди бедуинских племен. 40:14. Ваалис. Вероятно, этот аммонитский царь поддерживал стремление потомков Давида занять иерусалимский престол или просто занимал антивавилонскую позицию, пытаясь дестабилизировать режим ставленника вавилонян Годолии. Имя Ваалиса более в Библии не появляется, но его правление удостоверяется надписью на печати, которая была найдена в Tell el- " Umeiri, к югу от Аммана, и датируется временем ок. 600 г. до н. э. В надписи содержатся имена: Ваал-яша («Ваал спасает») и Милхомор («Милхом есть свет»). Недавно была обнаружена и печать Ваалиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В адресе рассылки подчеркнуто от руки “Секретариату ЦК”. Внизу штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Секретариата ЦК РКП(б), протокол 46, п. 63 от 28 ноября 1924 г. 12–75). 12–77 Справка о составе Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б), подготовленная в связи с обсуждением этого вопроса на Политбюро ЦК РКП(б) [Не позднее 4 декабря 1924 г.] КОМИССИЯ ПО АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЕ [ 75 ]. Т.т. Скворцов Красиков Попов Н. Н. Менжинский Смидович ПБ 32, п. 4 19.Х.22 г. Ярославский (пред[седатель]) ПБ 45, п. 9 25.1.23 г. Лихачев – представ[итель] МК с заместителем тов. Жаковым, а затем вместо последнего тов. Костеловской ПБЗ, п. 29 10.V.23 г. Яковлева – представ[итель] НКПроса ПБ 14, п. 32 28.VI.23 г. ПБ 14, п. 33 3.VII.23 г. Касименко (от ЦК РЛКСМ) Анцелович (от ВЦСПС) ПБ 30, п. 45 23.Х.24 г. – Л. 150. Машинописный подлинник. Сверху пометы от руки: 1) “Справка”; 2) “Тов. Мс " ховеру”. Штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол 39, п. 36 от 4 декабря 1924 г. 12–76). Датирован по этому штампу. 12–78 [ 76 ] Письмо председателя Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Е. М. Ярославского и наркома иностранных дел СССР Г. В. Чичерина в Политбюро ЦК РКП(б) с просьбой принять положение о католическом вероучении в СССР 6 декабря 1924 г. В ПОЛИТБЮРО ЦК РКП-б. Убедительно просим поставить на следующем заседании Политбюро вопрос о принятии положения о католическом вероучении. Комиссия тов. ЯРОСЛАВСКОГО приняла проект этого положения. Остается только по соглашению с т. КРАСИКОВЫМ доредактировать некоторые частности, после чего окончательный проект будет разослан Членам Политбюро. Еще в середине 1923 г. было принято Политбюро решение об урегулировании этого вопроса и директивы для этой цели были даны т. ИОРДАНСКОМУ [ 77 ]. Неудачное ведение последним переговоров с католическими прелатами заставило нас тогда приостановить эти переговоры. После этого изменившееся международное положение повело к тому, что в комиссии т. ЯРОСЛАВСКОГО было решено к некоторым вопросам подойти иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Ед. xp. 204: письмо от 3 марта 1961 г.). Е. Ч. Скржинская и после выхода книги продолжала интересоваться Иорданом, она написала об этом Р. Моргену: «Vous, qui êtes le chef des études médiévales en Italie, c’est de Vous que j’espère de recevoir le réponse à la question qui m’intéresse et m’inquiète: comment les médiévistes italiens ont-ils aprecié (à condition qu’ils ont pu prêter attention à mon livre sur Jordanès, paru 1960) mon article servant d’introduction (surtout les pages 33–54) où je discute a) pourquoi l’oeuvre de Jordanès a survécu; b) quelle est la région ou même la ville la plus probable où l’oeuvre de Jordanès – le traité vraiment politique – a ete créé. Est-ce que les historiens d’aujourd’hui ne sont point d’accord avec moi que Jordanès a écrit son oeuvre à Ravenne, qu’il est un ecrivain d’Italie du Haut Moyen âge, un écrivain «italien " » (Оп. 4. Ед. xp. 45: письмо от 1 декабря 1963 г.) и получила от него ответ, в котором содержался совет обратиться к Франческо Джунта, знатоку предмета: «Au regard de Jordanès, Vous pouvez mieux qu’à moi Vous adresser à M. le Prof. Francesco Giunta, professeur à l’Université de Palermo, qui a particulièrement étudié l’oeuvre de cet écrivain du VI siècle» (Оп. 4. Ед. xp. 204: письмо от 24 января 1964 г.). В связи с работой по переводу и комментированию сочинения Иордана «О происхождении и деяниях гетов» была написана статья о склавенах и антах 1981 и сделаны переводы «Истории» Олимпиодора, «Космографии» неизвестного автора из Равенны, «Византийской истории» Приска. Переводы были готовы уже в начале 50-х гг., как явствует из собственноручной записи: «Как сообщала И. И. Ляпушкину 6.1.51 перед отъездом сектора в Москву на пленум др.-русск. городов Иордан Getica – 25 п. л. Приск – 5 п. л. Олимпиодор – 5 п. л. Рав. аноним – 6 п. л.» (Оп. 1. Ед. хр. 65. Л. 243), но напечатать удалось далеко не все, подготовленное к изданию. 1982 Наглядный тому пример – более 20 лет тянулась и окончилась безрезультатно история с публикацией сочинения Приска, и можно только отдать должное тому упорству и терпению, которые выказала Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В хозяйстве саксов животноводство по-прежнему преобла­дало над земледелием, которым по преимуществу занимались леты, обрабатывая поля, арендуемые у общины – марки, к кото­рой они прямо не принадлежали, в то время как скот – лоша­ди, свиньи, коровы, овцы – находился в частной собственности эделингов и фрилингов. Саксы имели репутацию особенно упорных приверженцев национального германского культа, служителями которого были профессиональные жрецы, принадлежавшие к сословиям эделин­гов или фрилингов. Христианство проникло к саксам позже, чем к другим германским народам континента, утвердившись среди них уже только в эпоху каролингов. К югу от саксов на территории, расположенной между Гарцем, верховьями Майна и Заале, обитали туринги, прямые потомки известных из Тацита гермундуров. Этноним «туринги» представ­ляет собой трансформацию прежнего названия народа, из кото­рого выпала его первая часть hermun, после чего осталось лишь duri, позже трансформированное в turi и в turingi – туринги. Южнее Тюрингии лежит Бавария – страна баюваров. Этот этноним восходит к наименованию кельтского народа бойев, которые были завоеваны маркоманами и квадами и ассимили­рованы ими, так что усвоили германский язык, но сообщили образовавшемуся в результате новому народу свое название. В Баварию из Богемии (Чехии), где сложился их союз, баювары переселились, пройдя через Норик. Они заняли затем земли по обе стороны римского лимеса, иными словами, по обоим бере­гам Дуная в его верхнем течении, но не у истока великой реки, а восточнее его: вероятно, их область простиралась от Донауверта до Пассау на современной границе Баварии и Австрии. Причем миграция баюваров внутрь старой имперской террито­рии, сопряженная с овладением оставленной римлянами Реги­ной Кастрой (Регенсбургом), произошла относительно поздно, уже на закате эпохи переселения народов. Первое упоминание баюваров встречается у Иордана – в памятнике середины VI столетия: обозначая границы области свевов, или свавов, он писал, что к востоку от нее живут «байбары» (baibari) 1168 . Таким образом, в отличие от большинства герман­ских народов, о баюварах нет упоминаний в литературе до эпо­хи великого переселения – несомненное свидетельство позднего образования их племенного союза, которое, вероятно, относится уже только к III веку. Их вторжение в пределы империи Л. Мюссе датирует периодом, хронологические рамки которого он обозна­чает так: «между 488 и 539 гг.» – временем, «когда лангобарды, покинув Нижнюю Австрию, отправились в Паннонию» 1169 . Баюва­ры обосновались в равнинной части современной Баварии, а их расселение в предгорьях Альп, тогда еще занятых римлянами, или романизованными ретами – прямыми предками современных швейцарских ретороманов, – и кельтами, и переход через Аль­пийские перевалы в пределы Южного Тироля совершался уже только в VII и VIII столетиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Г. Христианские памятники Крыма. – С. 185–186. 1060 Хрушкова П. Г. Крещальни древнерусских храмов. К вопросу об истоках. – С. 28–29. Очень похожую форму и размеры обнаруживает позднеантичный одноапсидный баптистерий Археополиса, который тоже имел проход с южной стороны, но располагался особняком (Khroushkova L. G. Les influences romaines dans l’architecture paleochretienne sur le littoral oriental du Pont Euxin//Ecclesiae urbis. Atti del Congresso internazionale di studi sulle chiese di Roma (IV–X secolo), 4–10 settembre 2000, Roma. – Citta del Vaticano, 2002. – P. 1316–1317, fig. 7). 1061 См.: Сорочан С. Б. Византийский Херсон. – Ч. 2. – С. 728–729, рис. 201, VII; 204; с. 736–737, рис. 207; с. 777–782, рис. 229, 230; с. 793–796, 805, 807–808, рис. 236, 237, 248, 249; с. 834–837, рис. 260, Б; 266; с. 858–860, рис. 280; с. 882–883, с. 889–892, рис. 297; с. 895–898, рис. 302, 306, Фиг. Ф (4), В; с.1004–1005, рис. 384. 1062 Lemerle P. Philippes et la Makedonine Orientale a l’epoque chretienne et byzantine. – Paris, 1945. – Vol. 1. – P. 330–331; Photeinakes S. О narthekas ton ekklesion... – S. 10, not. 49. 1066 Серединский Т. О крещении мирском и иноверном//Христианское чтение. – 1869. – Ч. 2. – С. 204; Dufay В. A Propos du bapteme: L’eveque, la ville et la campagne//Actes du XI. Congres international d’archeologie chretienne. Lyon-Aoste, 21–23 sept. 1986. – Rome, 1989. – Vol. 1. – P. 637–638. 1070 К примеру, глубина купелей баптистериев VI–VIII в., открытых в Иордании, колебалась от 0,6 до 1 м. Вообще, писцины начали уменьшаться уже с V в.; встречались экземпляры, которые достигали в высоту 10 см; известно множество небольших купелей глубиной от четверти до полуметра (подр. см.: Ristow S. Fruhchristliche Baptisterien. – Munster, 1998; Michel A. Les eglises d ’epoque byzantine et ummayyade de la Jordanie. Ve–V ille siecle. Typologie architecturale et menagements liturgiques avec catalogue des monuments. – Turnhouut, 2001 (Bibliotheque de l ’Antiquite Tardive.2). 1076 См.: Ristow S.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. ПЕРЕЯ Покорив Галилею и долину Изреель, Веспасиан укрепил свои позиции в восточной рифтовой долине Иордана, особенно в еврейских поселениях Переи (синяя стрелка). 6. ШЕФЕЛА ИУДЕИ По побережью Веспасиан пришёл в Антипатриду, Лод и Эммаус. Пятый римский легион в Эммаусе закрепился на западных подходах к Иерусалиму. 7. САМАРИЯ и ИЕРИХОН Самаряне необдуманно приняли участие в восстании. По Транссамарийскому пути Веспасиан привёл войска в Сихем. Он завоевал его и переименовал в Неаполь («Новый город»), от которого взял своё название современный арабский город Наблус. Лёгкость, с которой Веспасиан взял Самарию, показывает открытость региона. Пройдя вдоль восточной ветви Транссамарийского пути (вади Фара) в долину Иордан, Веспасиан взял Иерихон. Расположив в Иерихоне 10-й римский легион, он укрепил восточные подходы к Иерусалиму. Скорее всего, именно в это время обитатели Кум- рана, вероятно ессеи, спрятали свитки в близлежащих пещерах Иудейской пустыни. Свитки Мёртвого моря из Кумрана состоят из более чем 800 манускриптов, включая около 200 библейских текстов, датируемых между 250 годом до Р.Х. и 70 годом по Р.Х. Большинство текстов отрывочные, хотя некоторые полные, как, например, книга Исаии. Первые свитки были найдены в 1948 году. В свитках представлены все книги Ветхого Завета кроме книги Есфирь. Свитки усилили текстуальное изучение Ветхого Завета, потому что они на 1000 лет старше всех прежде известных текстов Ветхого Завета. А внебиблейские свитки показывают духовное состояние иудаизма в I столетии до Р.Х. и в I столетии по Р.Х. В конце 68-го года умер император Нерон. В течение 69-го года римский престол занимали четыре императора, но в итоге победителем стал Веспасиан. В Иудее же в 69-м году шла ожесточённая внутренняя борьба между разными группировками. Позже в Талмуде будет сказано, что храм был разрушен из-за «беспочвенной ненависти» среди евреев. 8. ИЕРУСАЛИМ В 70-м году римскую кампанию возглавил Тит, сын императора Веспасиана. Тит направил Пятый легион к Иерусалиму с запада, 10-й – с востока, а сам повёл 11-й и 15-й легионы к Иерусалиму с севера по водораздельному маршруту (красные стрелки). Он остановился в Гиве Сауловой, где есть стратегически важный уасток, представляющий собой сужение в водоразделе севернее Иерусалима. Войска Тита захватили Иерусалим. Иосиф Флавий пишет, что храм был разрушен 9–10 дня месяца Ав (август) – в тот же день, когда вавилоняне разрушили первый храм (Война, VI.4.5).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

117 Между тем Аристобул послал Помпею чрезвычайно дорогой подарок – виноградное дерево, сделанное из золота, стоимостью в 500 талантов (И.Д., XIV, 3, 1). Этот шедевр ювелирного искусства в дальнейшем украсил храм Юпитера в Риме. 119 В «Иудейских древностях» (И.Д., XIV, 3, 2–4) Иосиф Флавий излагает иную версию этих событий. Помпеи потребовал, чтобы и Гиркан, и Аристобул лично явились к нему для разрешения их спора об иудейском престоле. Римский полководец должен был выступать в роли третейского судьи. В Дамаск прибыли и представители еще одной группировки из Иудеи с требованием отстранения от власти династии Хасмонеев. Помпеи отложил решение вопроса о верховной власти в Иудее, что вызвало крайнее недовольство Аристобула, покинувшего лагерь. Очевидно, Помпеи опирался на традиционный принцип римской политики: «разделяй и властвуй». 120 Скифополис (древний Бет-Шан) – на северо-восточной границе Самарии близ Иордана. Корея – между Сихемом и Силомом. Александрией – близ Кореи. (Перев.) 122 Святая Святых – часть Иерусалимского храма. Здание храма состояло из святилища и Святая Святых. В Святая Святых в храме, построенном Соломоном, находился ковчег завета, который, собственно, и был главной святыней иудаизма. В ряде древних библейских текстов ковчег отождествляется с Яхве (например, Чис 10.35–36 ). Но в книге Исход ( Исх 40.3 ), где устройство скинии (прообраза храма) приписывается самому Яхве, ковчег назван ковчегом откровения. В Третьей книге Царств ( 3Цар 8.9 ) утверждается, что в ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей с заповедями, данными богом Моисею. Сам ковчег представлял собой ящик, обложенный золотом. Дверь из святилища в Святая Святых была всегда открыта, но закрыта занавесями. Входить туда мог только первосвященник. Первый храм был уничтожен Навуходоносором в начале VI в. до н.э. Второй храм был построен после вавилонского плена и имел менее роскошное убранство. В Святая Святых находилось лишь возвышение, на котором прежде стоял ковчег. Перечисление того, что увидел Помпеи в храме, относится к убранству святилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

97 Это был праздник суккот (кущей). Вначале он был праздником урожайного цикла, праздновался семь дней после уборки урожая. Затем иудейское жречество придало ему иное символическое значение. Праздник был связан с преданиями об исходе евреев из Египта, по которым странствовавшие по пустыне евреи жили в шатрах. В последний день праздника совершается торжественное богослужение (этот день называется «радость Торы»). 102 Рафия – приморский город на юго-западе; Газа – древний филистимский город, часто упоминаемый в Библии; Анфедон – приморский город к северу от Газы. (Перев.) 103 По «Иудейским древностям» (XIII, 13, 5), восстание началось в праздник суккот, когда Александр Яннай в Иерусалимском храме был забросан лимонами возмущенным народом. Очевидно, причиной этого восстания (как и последующего) послужил все увеличивавшийся налоговый гнет, связанный с широкой завоевательной политикой этого иудейского царя. Неудачи в ней привели в дальнейшем к еще более мощному народному восстанию. 106 Антиох XII Дионис (87–84 гг. до н.э.) вовсе не был последним из Селевкидов. После него правил еще Антиох XIII Азиатский. 64 год до н.э. был датой окончательного покорения Селевкидского государства римлянами. 108 Птолемей, сын Менная, был тираном Халкиды (области в Келесирии), Арета был правителем набатеев, обитавших к востоку от Иордана. 112 По Страбону (География, XVI, 749), Тигран II увез с собой в качестве пленницы Клеопатру, дочь Птолемея Фискона, и затем казнил ее. Клеопатра была замужем за несколькими из последних селевкидских царей. Римский полководец Лукулл вторгся в Армению после разгрома им Митридата Понтийского, которому Тигран II предоставил убежище. 114 Идумея находилась к югу от Иудеи. В результате завоеваний Иоханана Гиркана идумеяне (эдомиты) были иудаизированы, им были навязаны еврейские религиозные законы. 116 Гней Помпеи (106–48 гг. до н.э.) к этому времени приобрел в Риме репутацию выдающегося полководца. Он подавил восстание Сертория в Испании, участвовал в подавлении восстания Спартака, всего за 40 дней очистил Средиземное море от пиратов, разгромил понтийского царя Митридата VI Евпатора, подчинил Риму правителя Армении Тиграна II. В результате его завоеваний на востоке в римские провинции были превращены Понт, Вифиния и Сирия, а Армения признала вассальную зависимость от Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010