Дворец Каср-эль-Абд. Ок. 200–175 гг. до Р. Х. Ко II тыс. до Р. Х. относятся руины храмов «ханаанского» типа (с целлой и простым колонным портиком) в Пелле (XVI-XIV вв. до Р. Х.) и Дейр-Алла (к северо-западу от Эс-Салта; XVI-XIII вв. до Р. Х.), где была найдена упавшая со стен штукатурка с текстом т. н. Книги прор. Валаама. К эпохе ветхозаветных царств Аммона, Моава и Эдома принадлежат остатки многочисленных крепостей (в Селе, Эль-Караке, Мадабе, Петре и др.), а также башни аммонитян (ок. 30), прямоугольные и цилиндрические, выполнявшие, вероятно, оборонительную функцию. Хорошо сохранилась (на высоту 5-6 м при диаметре более 20 м) башня Руджм-эль-Мальфуф в Аммане, к-рую датируют периодом от Х до VI в. до Р. Х. На территории И. найдены также произведения скульптуры VII-VI вв. до Р. Х.- статуи правителей, предметы прикладного искусства, выполненные под егип. и финик. влиянием (большая часть - в Археологическом музее в Аммане). Среди археологических находок II-I тыс. до Р. Х.- печати, сосуды, резные раковины, фрагменты многочисленных изделий егип., месопотамского, финик. происхождения, свидетельствующие об активной торговле в регионе. К эпохе после завоевания Ближ. Востока Александром Македонским и ко времени владычества Птолемеев и Селевкидов в Заиорданье относятся остатки эллинистических крепостей III-I вв. до Р. Х. (в Хисбане, к северу от Мадабы, на горе Джабаль-Сартаба близ Пеллы и др.). Важнейшим памятником эпохи раннего эллинизма является загородный дворец Каср-эль-Абд в Тире (близ дер. Ирак-эль-Амир к западу от Аммана), построенный ок. 200-175 гг. до Р. Х. Гирканом, представителем эллинизированной иудейской семьи Товиев (2 Макк 3. 10-11). Уникальное здание не было окончено; полностью сохранились стены 1-го и частично 2-го этажа. Местная, восходящая к месопотамским и персид. образцам основа соединена с ордерными элементами александрийского происхождения (колонны, вырастающие из чаш аканфа, дорический фриз по верху здания, сдвоенные колонны, чередование замедляющихся и ускоряющихся ритмов колонн и пилястр, карнизы над порталами с поддерживающими их тонкими кронштейнами, торцы стен по сторонам входного портала с пилястрами и полуколоннами, поставленными на одну базу). Сохранились изображения львов (фриз над 1-м этажом), леопардов (водометы у основания стен) и орлов (на углах здания), выполненные в технике высокого рельефа. Дворец был покрыт штукатуркой и раскрашен в красный и синий цвета.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Едва ли Херсона и его периферии могло не коснуться все вышесказанное. Их историческая судьба не являла исключений из общих правил, коим следовало развитие вначале греко-римской, а затем византийской цивилизации. Вероятно, к концу правления Юстиниана, около середины VI в., во всяком случае не позже времени правления Юстина II, Херсон получил статус византийского дуката, и в постюстиниановское время, как и прочие многочисленные центры Империи, окончательно потерял если не внешние, то внутренние, глубинные античные черты, бесповоротно став типичным пограничным провинциальным городом, проводником миссионерства в Таврике, «столицей» этого полуденного края с пока еще весьма гетероэтничным населением, которое неравномерно, медленно, но неуклонно консолидировалось в военно-политическом и культурном отношении, эволюционируя в сторону «византийского содружества наций». С точки зрения сложного комплекса материально-технических, военно-организационных, правовых, религиозных факторов, норм и явлений это было типичное пограничье, по сути, отделявшее «цивилизованный мир от нецивилизованных варваров» 801 . Как показали последующие столетия, основы разностороннего ромейского влияния, заложенные здесь во второй половине VI – начале VII в., невзирая на демографические сдвиги и перипетии византино-хазарских отношений, оказались столь мощными, что их уже нельзя было поколебать. 547 Артамонов М.И. Очерки древнейшей истории хазар. – Λ., 1936. – С. 22–26; Амброз А.К. Восточноевропейские и среднеазиатские степи V – первой половины VIII в.//Степи Евразии в эпоху средневековья. – М., 1981. – С. 11; Комар A.B. Кутригуры иутигуры в Северном Причерноморье//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2004. – С. 171. 548 Прокопий из Кесарии. Война с готами/Пер. с греч. С. П. Кондратьева. – М., 1950. – С. 388 (IV. 5. 27–28); Иордан. О происхождении и деяниях Гетов//Getica/Вступ. ст., пер., коммент. Е.Ч. Скржинской. – М., 1960. – С. 72, §37, коммент. 119; Монемвасийская хроника//Свод древнейших письменных известий о славянах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1031 Iordan Getica/Ed. Th. Mommsen//MGH. – Berolini, 1882. – T.5. – P.1. – P. 63 (§37); Иордан. О происхождении и деяниях Гетов. Getica/Вступ. ст., пер., коммент. Е.Ч. Скржинской. – М., 1960. – С. 72, §37. 1032 Ср. Романчук А. И. Торговля Херсонеса в VII–XII вв.//Byzantinobulgarica. – 1981. – Т. 7. – С. 319 сл.; Кадеев В.И., Сорочан С.Б. Экономические связи ... – С. 60–76; Сорочан С.Б. Ekohoмiчhi зв’язки Херсонеса Tabpicьkoro з заходом в I ст. до н.е. – V ст. н.е.//Apxeoлoriя. – 1985. – 50. – С. 14; Сорочан С.Б. Экономические связи Херсонеса Таврического с Балканами (I в. до н.э. – VI в. н.э.)//Народно-демократические революции и развитие славянских стран по пути социализма. X Всесоюзная научная конференция историков-славистов 30 января – 1 февраля 1985 г. Тезисы докл. и сообщ. – Харьков, 1985. – С. 156–157; Зубарь В.М., Сорочан С.Б. Новый погребальный комплекс II–IV вв. н.э. и экономическое развитие Херсонеса//Античная культура Северного Причерноморья в первые века нашей эры. – К., 1986. – С. 101–129; Кадеев B.I., Сорочан С.Б. Херсонес i 3axiдhuй Понт: проблема kohmakmib//Apxeoлoriя. – 1989. – – С. 91–102; Сазанов A.B. Амфорный комплекс первой четверти VII в. н.э. из северо-восточного района Херсонеса//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 60–72. 1033 Сорочан С.Б. Херсонес в системе константинопольской торговли IV – первой пол. VII вв.//Проблемы исследования античного и средневекового Херсонеса 1888–1988 г 1034 Степанова Е.В. Связи Херсона и Сугдеи по данным сфрагистических архивов//Херсонес Таврический: У истоков мировых религий: Материалы науч. конф. – Севастополь, 2001. – С. 20. 1035 Сиротенко В. Т. Письменные источники по истории Херсонеса IV-VI вв.//УЗ Перм. гос. унта. – 1964. – – С. 99–105. 1036 Бородин O.P. Римский папа Мартин I и его письма... – Письмо XVI, С. 178, коммент. 12; письмо XVII, С. 179, коммент. 5. 1037 Mango C. Byzantinische Architektur. – Mailand, 1974; Завадская И.А. О происхождении христианской архитектуры ранневизантийского Херсонеса//МАИЭТ. – 2001. – Вып. 8. – С. 273.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Языческая литература IV-V веков представлена также многими писателями в области собственно истории. Среди наиболее значительных был автор широко известного сборника биографий римских императоров, написанный по-латински в IV веке и известный под названием Scriptores Historiae Augustae ( " Писатели истории августов " ). Автор, время создания и историческое значение сборника - все это является предметом дискуссий, породивших огромное количество литературы. В 1923 году один английский историк писал: " Время и усилия, проведенные над историей августов... ошеломляют, однако результат этих усилий - насколько вообще возможно практическое использование результатов для истории (as far as any practical use for history goes) - равен нулю " . H. Бейнз недавно сделал интересную попытку доказать, что этот сборник был написан при Юлиане Отступнике с определенной целью - пропаганды в пользу Юлиана, его администрации, его религиозной политики. Эта точка зрения не была принята исследователями. Приск Фракийский, историк V века и участник посольства к гуннам, был другим автором, сделавшим существенный вклад в описание событий эпохи. Его " Византийская история " , которая сохранилась во фрагментах, и его информация об обычаях гуннов весьма интересны и ценны. Приск на деле был основным источником по истории Аттилы и гуннов для латинских историков VI века - Кассиодора и Иордана. Зосим, живший в V веке и в начале VI, написал " Новую историю " , изложение событий в которой доведено до осады Аларихом Рима в 410 году. Ревностный почитатель старых богов, он объяснял упадок Римской империи гневом богов, оставленных римлянами. Наибольшую критику у него вызывает Константин Великий. Его мнение о Юлиане было весьма высоким. Согласно современному исследователю, Зосим является не только историком " упадка Рима " , но также и теоретиком республики, которую он защищает и прославляет. Он - единственный " республиканец " V века. Аммиан Марцеллин, сирийский грек родом из Антиохии, писал свои " Деяния " (Res Gestae) - историю Римской империи на латинском языке - в конце IV века. Он стремился быть продолжателем истории Тацита, начиная свою историю от времени Нервы до смерти Валента (96-378). Сохранились только последние восемнадцать книг его сочинений, охватывающие период 353- 378 годов. Автор воспользовался собственным суровым военным опытом во время кампаний Юлиана против персов и дал первостепенное по значению описание современных ему событий. Хотя он оставался язычником до конца жизни, Аммиан проявлял большую терпимость к христианству. Его сочинение является важным источником для времени от Юлиана до Валента, а также для готской истории и ранней истории гуннов. Его литературные способности были весьма высоко оценены сегодняшними исследователями. Э. Штайн называл его величайшим литературным гением в мире между Тацитом и Данте, а H. Бейнз называл его последним великим историком Рима.

http://sedmitza.ru/lib/text/434289/

матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей. Глава XXV. Сыновья Авраама от Хеттуры; смерть Авраама, сыновья Измаила, смерть его; пророчество о близнецах в утробе Ревекки; рождение Исава и Иакова, различие их; Исав продаёт своё первородство Быт. 25:1 И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Позднейшие из таргумов и некоторые комментаторы (Раши, равви Елиезер и др.) полагали, что Хеттура – то же, что и Агарь, но м. Филарет указывает, что в Быт. 25о наложницах Авраама говорится во множественном числе, а в 1Пар. 1:28–32 сыновья Хеттуры отделяются от сыновей Измаила (т. е. от потомства Агари). Хотя Хеттура называется в 1 стихе женою, но в 6 стихе она явно подразумевается в числе наложниц. В истории Авраама, несмотря на связь его с Агарью и Хеттурою, ярко выступает принцип единоженства. Слабостям человеческим даётся место, но они не могут затемнить принципа, который сохраняется и в самовластии Сарры, и в изгнании Агари, и в признании единым наследником Исаака, и в ведении Ревекки в шатёр Сарры, несмотря на то, что Авраам был жив и жил, как с женой, с Хеттурой. Возбуждён был ещё вопрос, когда взята Хеттура в наложницы: при Сарре или после смерти её. Высказаны были многие разноречивые мнения, но вопрос остался нерешённым. Яшар положительно говорит, что Авраам женился после смерти Сарры, и называет Хеттуру хананеянкой. Быт. 25:2 Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Весьма трудно, говорит Англ. Библия, указать на остатки племён, происшедших от детей Хеттуры. Флавий Иосиф говорит, что дети Хеттуры занимали страну троглодитов (т. е., вероятно, окрестности Петры в горах Сеира) и счастливую Аравию. Зимран думали видеть в Забраме Птолемея (VI, 7, 5), т. е. в столице кинедолкопитов на запад от Мекки на Чермном море. Иокшан отождествляли с кассанитами также на берегу Чермного моря (Птолемей, VI, 7, 6), Ишбака – с Шабеком в Идумее. По Быт. 37:28–36 Мадиам и мадианитяне употребляются как название одного и того же племени. Мадианитяне жили частию за Иорданом, близ моавитян. Они были по преимуществу купцы (см. историю Иосифа в XXXVII главе); к ним бежал на Синайский полуостров и Моисей из Египта ( Исх. 2:15 ); стада их паслись близ горы Хорива ( Исх. 3:1 ). Позже мы находим их совместно с моавитянами ( Чис. 22:4; 25:6–18 ). Потом мы видим их врагами Израиля ( Суд. 6–8 ). Думали видеть племя мадиан в названии Птолемеева города Мадиана, лежавшего на восточном берегу Еланитского залива (т. е. залива Акабы). Племя шуахи находим у Иова: Вилдад, один из друзей ( Иов. 2:11 ), принадлежал к этому племени. «У Птолемея, – говорит м. Филарет, – есть город Саака в стране дарров, неподалёку от страны Мадиамской».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

XIII:21), было новое знамение, состоявшее в том, что днем являлось облако, которое ночью светилось, как огонь. Когда это облако двигалось, двигался и стан, а когда оно останавливалось, останавливался и стан (Исх. 40:34). Кроме этих знамений, о которых я сказал, и голосов, которые слышались с места, где находился ковчег, в пользу этого закона свидетельствовали и другие великие чудеса. Так, когда при вступлении в обетованную землю завета его несли через Иордан, то река, остановившись в верхней части, дала возможность пройти по суше и ковчегу, и народу (Нав. III:1). Затем стены города, который, по обычаю язычников почитая многих богов, встретил евреев враждебно, мгновенно пали, когда вокруг него обнесен был семь раз ковчег; хотя к стенам не прикасалась ни одна рука и их не разбивала ни одна стенобитная машина (Нав. VI:19). После этого, когда евреи уже были в обетованной земле и тот же ковчег за их грехи был взят в плен врагами, взявшие его в плен поместили его с честью в храм наиболее почитаемого своего бога, и выйдя, заперли; но с наступлением утра нашли идола, которому молились, ниспровергнутым и обезображенным (1Цар. V:1). Затем, смущенные чудесами и постыднейшим образом наказанные, они возвратили ковчег завета тому народу, у которого он был взят. И как возвратили! Они положили его на колесницу, впрягли в нее молодых коров, отлучив от них сосавших их телят, и дозволили им идти куда хотят, желая испытать этим силу Божию. И вот телицы, неуклонно направляя свой путь к евреям и не откликаясь на мычание голодных детенышей, сами привезли великую святыню к ее почитателям (1Цар. VI:7).    Такие и подобные им чудеса были малыми для Бога, но великими для спасительного устрашения и научения смертных.    Мы хвалим философов, в особенности платоников, как державшихся по сравнению с другими более здравого образа мыслей, за то, что они, как я упоминал ранее, учили, что божественное провидение печется даже о земных и низменных предметах; они основывались при этом на гармонической красоте, замечаемой не только в телах животных, но даже и в растениях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Тут, говорит он в предисловии к своему труду, всякие духовные цветы: и благоухающая роза, и белая лилия, и фиалка; они привлекают взор путника, увеселяют душу, услаждают сердце. К величайшему сожалению, скудны исторические сведения о лаврах и киновиях, процветавших в Святой Земле в этих веках. Палестинские обители относительно времени их основания и степени достаточности исторических о них сведений можно разделить на три разряда. К первому разряду относятся те обители, время происхождения которых неизвестно, но о которых находятся в церковно-исторических сочинениях некоторые сведения, хотя неполные и отрывочные; в первой половине VI века они представляются уже существующими, некоторые даже в цветущем состоянии; стало быть, основание их, по-видимому, нужно относить к веку предшествующему. Ко второму разряду принадлежат те лавры и киновии, время происхождения которых указывается определенно историками; сведения о состоянии их, однако же, не вполне достаточны. К третьему, наконец, разряду относятся все те обители, о которых хотя и упоминается в церковных письменных памятниках, но упоминается вскользь, мимоходом, нередко без названия их, а если и указывается название обители, то без обозначения места, где она находилась, и без всяких других указаний. Ввиду этого в историческом повествовании о палестинских лаврах и киновиях VI–VII веков мы, естественно, должны ограничиться обзором лавр и киновий только первых двух родов и довольствоваться теми неполными сведениями, какие о них находятся в церковно-исторических сочинениях; третьего же рода обители мы только перечислим. Из обителей первого разряда известны следующие киновии: Анастасия, Кесарийская, Скифопольская и Иорданские обители. Ко второму разряду принадлежат лавра Пирги, киновия Варихская, лавра Малихская преподобного Фирмина, киновии Византийская и газская Еваге. Киновия преподобного Анастасия Киновия преподобного Анастасия находилась между Иерусалимом и Великою лаврой Саввы Освященного, в стороне от пути в эту лавру из Иерусалима 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2.  Божественный Герасим, по истине честь монахов, родился в епархии Ликийской и происходил от родителей, владевших достаточным состоянием и усердствовавших к добру. Когда он приходил уже в возраст и начал богатеть разумом, то возлюбил жить не по примеру большинства юношей, которые полагают в части блага только то, что услаждает чувство, а красоты душевные вменяют ни во что, но тотчас добре воззрел к Богу и добродетели. И осудив великую суетность настоящего и признав жизненные блага ничем иным, как одним обманом, смешением и затмением разума, удаляется от мирских смятений и переходит к жизни бездеятельной и тихой. Итак, обрезав себе волосы, а с ними, так сказать, всякое мирское и земное помышление, он весь предается добродетели и, увлеченный горячим и кипящим стремлением к ней, стремился и напряженно подвизался, чтобы душа его сделалась чистою от всякой страсти и всяческого пятна, а ум явился восприимчивым к дарам Духа и (истекающему) оттуда просвещению. Вследствие сего он был настолько воздержен в пище, что с радостью отклонял всякое услаждение вкуса и отвращал от  себя все отягощающее желудок, как тяжесть и досаждение природе. Отсюда у него успокаивались и страстные движения плоти и трезвость ума сохранялась негрязнимою. Так он был воздержен в пище и так боролся с наслаждениями яств; за то он казался побеждаемым сном, но, живя в постоянных постах, все-таки и в этом не легко поддавался, но, настолько уступая природе, чтобы она сдерживалась и не отказывалась от трудов, напряженно пребывал в бодрствовании, молитвах и изучении духовных сказаний. 3.  Так подвизаясь в отечестве, показывая житие, подобающее монахам и многие поты проливая против духов злобы (Ср. Ефес. VI, 12) он решил, что должен перейти в пустыню у Иордана, желая предпринять большие подвиги и найти в пустынности места помощницу и сотрудницу в более высоком любомудрии. Это он и делает. Итак, прибыв туда, он делает пустыню, как и искал, началом лучшего образа жизни и большого стремления к добродетели. Ибо он уже не довольствовался пребыванием в прежних подвигах, но ежедневно стремился по истине превзойти самого себя трудами за благо. Поэтому, забывая заднее, как говорит Павел (Фил. III, 13), и простираясь к переднему, как некий проворный и легкий бегун, постоянно бежал невозвратно и быстро по пути добродетели, поспешая к награде вышнего призвания. И он был добр не только как бегун, но и как доблестный воин, дерзновенно наступая на врагов, смертельно поражая нападающих на него, подвизаясь не против крови и плоти, но против начал и властей тьмы (Ср. Ефес. VI, 12), которых искусство, способ и  напряжение в войне с добрыми мужами очень неотступны и сильны, а битва могуча и непрестанна; «ибо они не уснут, говорит мудрый (Притчи Сол. IV, 16), если не причинят зла». С таковыми была борьба у мужа, столь горькими супротивниками, столь страшными врагами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

Этническая группа араб. происхождения, проживавшая к востоку от Иудеи начиная с персид. периода (VI в. до Р. Х) и до нач. II в. по Р. Х. Территория Набатейского царства охватывала в отдельные периоды эллинистической и раннерим. эпох области совр. Юж. Сирии, Иордании, Негева в Израиле, Синайского п-ова, части вост. пустынь Египта и северо-зап. регион Саудовской Аравии ( Graf. 1992. P. 970; Taylor. 2002. P. 59-78 и др.). Главный город набатеев - Петра, семит. название:   (   возможно, восходит к корню   - «быть разноцветным/пестрым» - Dalman. 1908. P. 23), что соотносится с разноцветием и пестротой скал, в к-рых вырубались мн. сооружения этого города. Иосиф Флавий упоминает мидианитского «царя» Рекема как основателя и эпонима Петры (Ρκεμος - Ios. Flav. Antiq. IV 7. 1 ср.: Ρεκμ - Euseb. Onomast. 142; в арам. Таргумах:  ). Возможно, что в Библии этот город обозначается как   букв. «скала» (4 Цар 14. 7, откуда и греч. Πτρα), однако не все ученые с этим отождествлением согласны, соотнося библейский город с Хирбат-эс-Села (см., напр.: Cogan M., Tadmor H. II Kings//AYBC. 1988. Vol. 11. P. 420; Wenning. 2013). В эпиграфике Н. встречается их самообозначение как   (  ), в греч. передаче: Ναβαταοι. Идентификация эпонима Н. с упоминаемым в Быт 25. 13 и 1 Пар 1. 29 старшим сыном Измаила Небайотом (   синодальный перевод: Наваиофом) отвергается большинством исследователей на том основании, что в консонантном составе обозначения   отсутствует буква («йод»), а вместо («тав») присутствует эмфатический («тет») (см., напр.: Parr. 1970. P. 252; Winnett, Reed. 1970. P. 99; Taylor. 2002. P. 13 и др.). В то же время И. Ш. Шифман обращает внимание на то, что в иудейской постбиблейской лит-ре в обозначениях Н. буквы и чередуются (ср.: Levy. 1924. S. 326); также и имя эпонима «набатеи», согласно средневековой араб. традиции, засвидетельствованной у средневек. араб. историков Абу Джафара ат-Табари и Абу-ль-Фиды,-         не содержит эмфатического ( Шифман. 2007. C. 16). Отсутствие же буквы в написании   может объясняться тем, что, находясь между 2 краткими гласными, она на определенном этапе развития термина выпала; это явление было широко распространено в семит. языках, включая арабский ( Brockelmann. 1907. P. 57; Cantineau. 1960. P. 85). Т. о., развитие обозначения Н. могло идти от формы   к форме   ( Шифман. 2007. C. 15). Вероятно, Н. можно отождествить с упоминаемыми в ассир. текстах сер. VII в. до Р. Х.   (см., напр.: Ball. 2016. P. 65). Этноним   встречается и в надписях из Джебель-Гунайма (регион Таймы в Сев. Аравии), предположительно датируемых VI-V вв. до Р. Х. ( Winnett, Reed. 1970. P. 99-101). В связи с возможным отождествлением   с Н. можно отметить, что, согласно Быт 28. 9, Исав (Эдом), родоначальник и эпоним эдомитян, женился на сестре Небайота Малахат (Махалафа), а согласно Быт 36. 3 - на др. его сестре, Басемат (Васемафа).

http://pravenc.ru/text/2564566.html

3) «Феофилакт Симокатта. История (за 582–602 гг.)» (Л. 213 а, 213 б, 214–240). На обложке рукописи написано: «Феофилакт Симокатта изд. de Boor (1887) Corpus SS hist. Byzantinae. Bonnae 1834». Рукопись содержит три фрагмента из этого сочинения, выполненные по указанным на обложке изданиям. 1987 «к) О Турках Западного каганата в Закавказье во второй половине VI в.» – кн. 3, гл. 6, § 9–14 (Л. 214–215) и «Примечания» (Л. 215–216); «л) О Турках Западного каганата в персидских войсках в Закавказье и в Армении, в кон. VI в.» – кн. 5, гл. 10, § 13–15 (Л. 217) и «Примечания» (Л. 217–218); «м) О племенах между нижней Волгой и Приазовьем и о движении Аваров по их территории» – кн. 7, гл. 7, § 6–14 и гл. 8, § 1–5 (Л. 219–221) и «Примечания» (Л. 221–224). Под той же обложкой находится рабочий вариант рукописи, содержащий, как и в других случаях, греческие тексты указанных фрагментов, сопровождаемые переводами (Л. 224–240). К приложению относится также и папка, озаглавленная «Приск. Византийская история (фрагменты)» (Оп. 1. Ед. хр. 65). В папке хранятся материалы к переводу, в том числе развернутый конспект книги Юзефа Куранца о Приске, которую удалось получить из Польши. 1988 Переводы всех фрагментов перепечатаны на пишущей машинке и разложены по порядку: Е. Ч. Скржинская предполагала расположить сохранившиеся фрагменты сочинения Приска, следуя реконструкции Ю. Куранца. Для свода источников о хазарах и для издания сочинения Иордана был сделан перевод 5 книг сочинения «Аноним Равеннский. Космография», 1989 который занимает 6 пронумерованных тетрадей, на обложке 4-й из которых имеется запись: «Все кончено к отчету за 1950 г.» (Оп. 1. Ед. хр. 63). В начале первой тетради записаны соображения относительно времени создания этого сочинения: «К датировке Рав. Анонима=VII век (вверху сделана приписка, вероятно, позднейшая: «лучше считать 1-ая пол. VIII в.». – А. В., Л. К.) 1) Хазары, Хазария (IV 1) впервые под своим именем «хазары» появляются в византийских источниках в 626 г., когда Византия заключила союз с хазарами для войны с персами. 2) В Испании нет еще арабов. Автор отчетливо говорит, что арабы (mauri) живут еще в Африке. 3) р. 248 Кампания – quae nunc Beneventanorum dicitur patria. 4) p. 292 Альпы «Титаны» отделяют Италию от Септимании, Бургундии, Маврианов, Ранинов (=Рэтиев?) quae modo a Bauvariis dominatur». Часть переведенного текста вошла в состав свода письменных источников о хазарах, часть была использована для комментариев к Иордану.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010