68–91; 1997. – Т. 57 (82). – С. 58–87. Тексты договоров представляют собой документы, включенные Нестором в свою летопись в первое десятилетие XII в. Судя по всему, они существовали в двух экземплярах – хартиях, один из которых был подписан в Константинополе византийской стороной (на нем стоял крест), а другой – русской («послы ваши и гостье ваши»). 329 Iordanis Romana et Getica/Rec. Th. Mommsen II MGH. Auctorum antiquissimorum. – Hannoverae; Lipsiae, 1882. – T. 5. – Pt.l. – P.63; Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica)/Вступ. ст., пер., коммент. Е. Ч. Скржинской. – М., 1960. – С. 72, §37. 330 Iordanis Romana et Getica/Rec. Th. Vommsen//MGH. Auctores antiquissimorum. – Hannoverae, Lipsiae, 1882. – N.5. – Pt.l. – P.63; Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica)/Вступ. ст., пер., коммент. Е.Ч. Скржинской. – М., 1960. – С. 72, гл. 37. 331 Procopii Caesariensis opera omnia/Rec. J. Haury, G. Wirth. – Lipsiae, 1964. – Vol. 4: Peri ktismaton libri VI sive De aedificiis; Прокопий Кесарийский. О постройках/Пер. С. П. Кондратьева//ВДИ. – 1939. – – С. 203–298; ср.: Cameron Av. Procopius and the Sixth Century. – London; Berkley; Los Angeles, 1985. – Р. 112, 225; Whitby L. М. Justinian’s Bridge over the Sangarius and the Date of Procopius De Aedificiis//Journal of Hellenic Studies. – 1985. – Vol. 105. – P. 145–147; Scott R. Justinian’s Coinage and Eastern Reforms and the Date of the Secret History//BMGS. – 1987. – Vol. 11. – P. 215–221; Торбатов С.Б. «Скифские аномалии» Прокопия Кесарийского и вопрос о времени составления его трактата «О постройках»//ВВ. – 2002. – Т. 61 (86). – С. 52–55. 332 Petri, Prisci, Malchi.Menandrihistoriarum quae supersunt. – Bonnae, 1829. – P. 279–444; Historici graeci minoris/Ed. L. Dindorfius. – Vol. 2: Menander Protector et Agathias. – Lipsiae, 1870. – P. 1–131 (p. 89–90, 125); Menandros II Excerpta de legationibus/Ed. C. de Boor. – Berolini, 1903. – P. 170–221,442–477; Менандр Византиец. Продолжение истории Агафиевой (отрывок 1–77)//Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец/Пер. с греч. С. Дестуниса. – СПб., 1860. – С. 313–470 (С. 417, фр. 45; С. 462, фр. 66). 333 Pauli Diaconi Historia langobardorum//MGH. Scriptores rerum langobardicarum et italicarum saeculi VI–IX/Ed. L. Bethmenn, G. Waitz. – Berolini, 1978. – P. 12–187 (особенно VI. 31–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сражении на Каталаунских полях гепиды во главе с Ардарихом, как и остготы, дрались на стороне Атти­лы, но после его смерти они восстали на сыновей хана и в бит­ве при реке Нетаде одержали победу над гуннами, после чего те сошли с авансцены мировой истории. Ардарих стал суверен­ным правителем королевства, занимавшего центральную часть державы гуннов – восток Венгрии в междуречье Дуная и Тис­сы, а также часть Дакии в современной румынской Трансильвании. Гепиды, очевидно, составляли лишь верхний господ­ствующий элемент населения королевства, в состав которого входили романизованные и, может быть, также не романизо­ванные даки, славяне, остатки гуннов, ираноязычные языги и родственные гепидам германцы из разных восточногерман­ских племен. Преемником Ардариха стал Трафстил. В начале VI века правителями гепидов были его сыновья Тразарих и Гундерит; возможно, что братья разделили свое государство на два отдельных королевства. Комментируя это загадочное место «Гетики», Е. Скржинская высказала остроумное предположение, что Иордан воспроиз­вел сведения, почерпнутые из некоего итинерария (путеводите­ля): «Подозрительным кажется вклинившееся в латинский текст греческое слово “arctoi»; Иордан употребил его как прилагатель­ное: arctoi gentes, хотя на самом деле здесь это – существитель­ное... (аи арктои – “северные медведи», переносно – “север»); оно указывает, что данное место откуда-то списано, но едва ли заимствовано у Кассиодора, отличавшегося своим отделанным стилем. Иордан приводит длинный список этнических названий, несомненно чуждых как его читателю, так и ему самому... Сре­ди названий: Thiudos “чудь», Vas “весь», Merens “меря», Mordens “мордва», Слово Inaunxis, будучи разделено (in Aunxis) свиде­тельствует о пребывании чуди на территории между Ладожским и Онежским озерами, на что указывал Ф. А. Браун... Быть может, подобным же образом следовало бы разделить и другие непонят­ные слова в данном списке, начинающиеся на in, а именно: Vas in Abroncas, Mordens in Niscaris, хотя объяснить такое местона­хождение веси и мордвы затруднительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Фессалоника) Стремительно растет значение антропологических исследований, поскольку зачастую они составляют основной комплекс сведений при раскопках рядовых некрополей, где нет остатков монументальной архитектуры, саркофагов, мемориальных знаков и т. д. Естественно-научный анализ костных останков позволяет провести исследование не только половозрастного состава погребенных, но и предположить систему питания и род занятий усопшего, предположить его социальный статус, полученные при жизни травмы, причины смерти и т. п. (напр., анализ зубной эмали позволил определить, что основу питания жителей деревень ранневизант. эпохи в Иордании (Саад и Ясила) составляли зерновые). В Иордании важные сведения по антропологии раннехрист. некрополя получены в Хирбет-эс-Самре (древняя Хатита к северу от Аммана, раскопки 90-х гг. XX в.), где изучено ок. 150 погребений VI-VII вв. на кладбище, за городской стеной. Они совершены в плитчатых могилах, имеют ориентировку запад-восток и отмечены вертикальными стелами; на большинстве (875 экз.) сохранился знак креста, иногда краткая надпись по-гречески; сохранилась часть погребального инвентаря (нательные крестики и иные ювелирные изделия (в т. ч. золотые), монеты, изделия из бронзы, железа и кости, керамические лампы, сосуды из стекла). Особенность этого некрополя - очень ранний ср. возраст погребенных, ок. 17 лет. Из последних работ по ранневизант. погребальной археологии важен окончательный отчет о работах в Хисбане, где дана сравнительная типология гробниц Палестины и Иордании ( Krug H. P. Comparative Roman and Byzantine Tombs in Transjordan//The Necropolis of Hesban: A Typology of Tombs/Ed. S. D. Waterhouse. Berrien Springs (Mich.), 1998). V. Археология церковной утвари и реликвий - одно из самых старых и традиц. направлений визант. археологии. Основная тенденция в изучении визант. церковной утвари сегодня - переход от анализа и интерпретации отдельных выдающихся произведений прикладного искусства к созданию системных и региональных сводов артефактов, а также применение более строгого источниковедческого подхода к их атрибуциям.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Ч. беспокоится по поводу того, что ей осталось неизвестным новое издание Иордана, подготовленное итальянским ученым Франческо Джунта. Она просит узнать об этом издании своего болгарского коллегу Ивана Дуйчева; тот наводит справки непосредственно у итальянца и пишет Е. Ч.: «До сих пор издание текста не вышло. Таким образом, думаю, будьте спокойны и продолжайте. Ваше издание – на основании существующих текстов» (письмо от 26 марта 1960 г. : Оп. 4. Ед. хр. 127). Для того чтобы показать значение труда Е. Ч., предоставим слово специалисту. А. И. Неусыхин в своей рецензии на книгу отмечал, что издание сочинения Иордана, «впервые выпущенное у нас в свет в латинском оригинале с параллельным русским переводом, представляет собой большой научно-исследовательский труд крупного размаха и значения... Комментарии в своей совокупности дают целую энциклопедию не только по Иордану, а и по всей эпохе, которая так или иначе затронута в его работе. Многие комментарии Е. Ч. Скржинской являются значительными исследовательскими статьями, в которых автор впервые (не только в советской, но и зарубежной историографии) самостоятельно вскрывает различные пласты упомянутых у Иордана племен и устанавливает целый ряд фактов, относящихся к происхождению этих племен, их взаимоотношениям друг с другом, особенностям социального строя, к деятельности их вождей и королей и т. д. В большинстве случаев комментатор достигает этого путем самостоятельного решения спорных вопросов и посредством критического сопоставления различных точек зрения, высказанных в научной литературе на различных европейских языках... Возможность такого самостоятельного решения научных контроверз и уточнения ряда выводов исторической науки проистекает из углубленного изучения комментатором весьма обширного круга разнообразных источников по истории раннего средневековья: сочинений греческих и римских писателей, византийских хроник, законодательных памятников, агиографии, надписей и др. (с привлечением данных археологии). Только такое глубокое исследование всех этих исторических источников, прекрасным знатоком которых является Е. Ч. Скржинская, позволило ей... в своих комментариях к Иордану не ограничиться его собственными данными и известиями его современников, а все время последовательно проводить сопоставление произведений писателей VI в. с более ранними и более поздними памятниками. В результате комментарий к Иордану превратился в большой исследовательский труд по истории славянских, германских, иранских и других племен раннего средневековья, их передвижений и столкновений в пределах Восточной, Центральной и Западной Европы, а также – изменений в их общественном строе. Этот труд проливает свет как на исторические судьбы готов, так и на всю эпоху переселения народов и смены старого, рабовладельческого, греко-римского мира новым, феодальным строем, развившимся впоследствии у германских и славянских народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подвергшись языковой ассимиляции итали­ками, кельтами, иллирийцами, германцами и славянами, они передали отдельным племенам этих народов свое имя. Что же касается славян, то в германской среде этноним «венеды» стал общим названием всех славян, напоминанием о чем служит по­ныне употребляемое немцами по отношению к лужицким сер­бам и словенцам не лишенное уничижительного оттенка сло­вечко «винд». Иордан, живший в VI столетии, писал, что венеты «происходят от одного корня и ныне известны под тремя име­нами: венетов, антов и склавенов» (Иордан). Исключительно воинственный во времена Иордана народ – «теперь, по гре­хам нашим, они свирепствуют повсеместно» (Иордан), в про­шлом они, как это видно и из его «Гетики», были миролюбивы и представляли угрозу своим соседям только благодаря своей многочисленности. Конечным местом миграции гепидов стала северная Дакия. К югу от гепидов в устье Дуная несколькими столетиями раньше обосновались бастарны, или певкины, первыми из германцев пе­ребравшиеся на юг Европы. К востоку от них и к западу от герулов поселились готы, которые своей численностью превосходили другие германские племена – гепидов, герулов, ругов и скиров, – переселившиеся из Балтийского региона в Скифию. В некоторых источниках этноним «готы» служит в качестве общего наимено­вания германоязычных народов припонтийской области. В общих чертах путь, по которому пошли готы, был известен издревле – по нему еще в эпоху бронзового века доставляли в Сре­диземноморье с Балтики янтарь, а оттуда привозили изделия из драгоценных металлов, бронзы и меди, дорогие ткани, масло и ви­но. По словам М. Гимбутас, «археологические раскопки показы­вают, что в I в. н. э. готско-гепидская культура распростанилась из бассейна нижней Вислы на юго-восток через Польшу вверх по до­лине Западного Буга на Волынь и Подолье. На направление миг­рации указывает ряд изолированных захоронений, могильников и предметы «тришинского типа», получившего название от мо­гильника, расположенного в Брестской области, где В.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

От автора Все рубрики Михаил Моисеев Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть VI. Ум-ар-Расас — Маин В восьмидесяти пяти километрах к юго-востоку от Аммана находится ещё одно место, где христианская Иордания пересекается с Иорданией туристической. Археологический комплекс Ум-ар-Расас, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, знаменит благодаря уникальным мозаикам, которыми были украшены здешние христианские церкви.   Иордания христианская. Ум-ар-Расас «Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля…» Наш автобус едет по дороге, по […] Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть VI. Ум-ар-Расас — Маин В восьмидесяти пяти километрах к юго-востоку от Аммана находится ещё одно место, где христианская Иордания пересекается с Иорданией туристической. Археологический комплекс Ум-ар-Расас, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, знаменит благодаря уникальным мозаикам, которыми были украшены здешние христианские церкви.   Иордания христианская. Ум-ар-Расас «Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля…» Наш автобус едет по дороге, по […] Михаил Моисеев Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/category/avtorskie-kol...

В дей­ствительности, если исходить из того, что готы ушли из Балтики при Филимере, а уже в 218 г. ими правил Острогота, между эти­ми двумя королями прошло едва ли более полусотни лет, в тече­ние которых готами правили дед Остроготы Амал, именем кото­рого как первого короля в своем роде и названа династия, и его отец Хисарна. Вполне возможно, что предками первого короля из рода Амалов были упомянутые Иорданом Гапт, Хулмул и Авгис. Каким образом после Филимера власть перешла к Амалу – об этом ничего не известно. Завладев страной Ойум, готы, «тотчас же, без замедления под­ступают к племени спалов и, завязав сражение, добиваются по­беды» (Иордан, цит. изд., с. 66). Е. Ч. Скржинская и Г. В. Вернад­ский отождествляют иордановых спалов со «спорами» Прокопия Кесарийского, который считал их предками склавенов и антов (см. Иордан, цит. изд. Комментарий, с. 189). При этом Скржин­ская прямо называет спалов славянами, или, точнее, праславянами – предками славян: «Таким образом, – пишет она, – если «спалы» Иордана и «споры» Прокопия совпадают, то, следова­тельно, готы, продвигаясь на юг, пересекли земли, населенные предками славян. В VI в. споры (по Прокопию) жили к северу от Дуная: раньше же, когда готы, перемещаясь к Понту, прошли че­рез земли споров, последние жили, судя по словам Иордана, гдето на левобережье Днепра: ведь готы сразились с ними, перейдя реку... и вступив в область Ойум» (см. Иордан, цит. изд. Коммен­тарий, с. 189). Г. В. Вернадский в своем сближении спалов со спорами и та­ким образом со славянами более осторожен, и как кажется, бо­лее адекватно представляет этническое лицо этого народа. Спалы, которые у писателя I века от Р. Х. Плиния Старшего названы спалеями, жили в его время в бассейне Танаиса (Дона). Вернадский считает этот народ симбиозом ираноязычных аланов, которые господствовали, и более многочисленных, но подчиненных им славян, таким образом сближая или даже отождествляя их с упо­минаемыми в более поздних источниках антами, а более опреде­ленно с их восточной ветвью: «Восточные анты, – считает исто­рик, – были по крайней мере топографическими наследниками спалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

8 Поиски происхождения булгар уводят одних исследователей к так называемым отюреченным уграм, которые вместе с гуннами переселились на Кавказ из Заволжья (Ai. А. Артамонов. История хазар. – Л., 1962. – С. 98). Другие полагают что формирование протоболгарской этнокультурной общности происходило в степях Восточной Европы при значительном участии не только пришлого тюркского, но и местного иранского (сарматского) элемента (Рашо Рашев. К вороосу о происхождении праболгар//МАИ-ЭТ. – 1993. – Вып. 3. – С. 250–254; Бубенок О. Б. Ясы и бродники в степях Восточной Европы. – К., 1997. – С. 43–44). Последняя точка зрения позволяет пересмотреть «тюркскую теорию» и объяснить европеоидный антропологический тип древнеболгарских племен и отсутствие у них ярко выраженной кочевнической культуры. Но по мнению Е. Ч. Скржинской, под булгарами (Bulgares) Иордан подразумевал вообще «гуннские» племена Северо-Восточного Причерноморья: далее за акацирами, пишет он, «тянутся над Понтийским морем места расселения (sedes) булгар» (§ 37). Прокопий, говоря о событиях VI в., употребляет постоянно название «гунны» и частные обозначения отдельных «гуннских» племен: «утигуры» и «кутригуры», имея в виду родственные племена, обитавшие в степях к востоку от Меотиды (Азовского моря) – сначала утигуров (утургуров, уттигуров, утугуров) – кубанской части прабологар, а западне их, в степях Северного Приазовья и около Крыма, – кутригуров (ктургуров, котригуров, кутрагуров, кутригоров, кутургуров, котрагов) (Bell. Goth., VIII, IV. 7–8; V. 1–5; Буданова В. П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. – М., 2000. – С. 259, 262, 383, 384). Слова «булгары» в произведениях Прокопия нет (как нет его ни у Агафия Миринейского, ни у Менандра Протиктора). Иордан же, рассказывая о событиях IV и V вв. – о распаде Готской державы Германариха, об Аттиле, о сражении на Каталаунских полях, – называет гуннов, но, обращаясь к событиям своих дней: к «ежедневному напору», «ежедневным нападениям» («instantia cottidiana») варваров на Империю, называет не гуннов, а булгар (Rom., § 388) вместе с антами и склавинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Точных представлений о границах этих частей или материков не было и у современников Иордана (см.: Прокопий из Кесарии. Война с готами. – М., 1950. – С. 389–390, IV. 6). Похоже, что под понятие Азия как часть света подпадала и Малая Азия, и все, что лежало к востоку и юго-востоку от реки Дон. Впрочем, в словах Иордана не столь важна географическая точность, сколько стереотипное представление современников о том, что Херсон VI в. тесно соседствовал с миром варваров, гуннов, булгар, и жил за счет привозимого торговцами иноземного добра. 13 ...qui aestate campos pervagant effusas sedas, prout armentorum invitaverint pabula, hieme supra mare Ponticum se referentes. 14 Хунугуры (Hunuguri) – гунно-булгарское племя, близкое или сливающееся с савирами, обитателями Северного Кавказа. У Иордана, Прокопия, Агафия упоминаются разные племена, названия которых сходны своими окончаниями: «гуры», «дзуры», «гиры», «дзиры», «иры», «оры», «ары». Таковы у Иордана хунугуры, биттугуры, альпидзуры, алцилдзуры, ултзиндзуры (ултзингуры), савиры, альциагиры, ангискиры, бардоры, итимары (Get. § 37, 126, 272). Особую форму у Иордана имеют названия еще двух гуннских племен – тункарсы и боиски. У Прокопия – утигуры и кутригуры. У Агафия – котригуры, утигуры, ултидзуры. Все названные племена составляли, по Прокопию, «множество гуннских племен» (Ounnika ethne polla) или «огромную толпу гуннов» (Ounnon ... polus to omilos) и жили возле Азовского моря. Особенно примечательно, что Иордан выделяет часть гунно-булгарских племен близ Херсона, о чем также сообщает и Прокопий. 15 Шкурки степных грызунов, преимущественно полевых мышей, употреблялись кочевниками для легкой одежды; для более плотной и теплой использовались звериные шкуры. По данным Иордана (§ 5), меха шли в столицу Византийской империи из Боспора, куда их доставляли соседние варвары (см.: Болгов H. Н. Позднеантичный Боспор как этноконтактная зона//Боспор Киммерийский и Понт в период античности и средневековья. Материалы II Боспорских чтений. – Керчь, 2001. – С. 9–10). 16 В подлиннике – quos tantorum virorum formidavit audacia. Это место, вероятно, искаженное, остается непонятным и не связывается ни с предыдущим, ни с последующим текстом. Дальше автор снова обращается к рассказу о готах, поэтому, быть может, слова «устрашила отвага» (tantorum virorum) следует отнести к готам, которые привели в ужас хунугуров. Читать далее Источник: С. Б. Сорочан. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Часть III. Университет Дмитрия Пожарского. Москва. 2013 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 .12. Каково бы ни было происхождение имени, мы стоим перед проблемой объяснения инлаутного -γε-, которое должно отражать иноязычное [ge] (см. коммент. 2.6). Согласно господствующему мнению, в VI в. сочетания < и.-е. в славянском уже не существовало: > vel sim. по первой палатализации, завершившейся до появления славян на исторической арене; до осуществления второй палатализации речь может идти лишь о сочетании < Обычно считают, что последний процесс протекал в VI–VII вв. (Stieber. Zarys, 69 и сл.; Бирнбаум. Праславянский язык, 171; Malingoudis. Studien, 137, Anm. 35). Малингудис настаивает даже на конце VI–haчaлe VII в. (время заселения славянами Греции) как на terminus ante quem (ср. раздел «Менандр Протектор», коммент. 16.4.1). Признав славянство антов (а это не представляется нам вполне доказанным, см. раздел «Иордан», коммент. 254, 255; «Менандр Протектор», коммент. 16.5), придется допустить, что к середине VI в. вторая палатализация у них еще не проходила или не завершилась; ясно, впрочем, что она проходила в разных диалектах не одновременно, да и не является, строго говоря, общеславянским явлением (ср.: Зализняк. грамоты, 111–119). Еще сложнее объяснить γε в этнониме Βελεγεζται, который уже бесспорно принадлежит славянам; к тому же согласно Малингудису, в Греции нет славянских топонимов, не прошедших второй палатализации, тогда как provincia Belegezitia (в Фессалии) засвидетельствована дважды в латинских источниках XII и XIII вв. (см.: BUUHJ, 189, бел. 5), дающих, по-видимому, транскрипцию греческой формы. Вероятно, велегезиты были рано грецизированы, и палатализация в их диалекте не успела пройти до конца, или же перед нами исторические написания, утвердившиеся тогда, когда палатализация еще не завершилась, т.е. с начала VII в., по современной датировке событий Mir. Dem. П. 1 – Лемерль предлагает 614 г. (Lemerle, II, 91 и сл.). 3 .1. Οσγαρδος. Некоторые исследователи считают, что он, как и Дабрагез, был антом, и предлагают славянские этимологии: Шафарик. Славянские древности, II, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010