в Джанаваре (V-VI вв.) близ Варны или по сторонам алтаря, тогда композиция храмов напоминала базилику 32 в Бинбир-килисе (М. Азия), базилику в Ереруйке (Армения) ( Чанева-Дечевска. С. 99, 176). 8 церквей VI в. в Царичин-Граде демонстрируют связь со столичной традицией: использование пропилеев, атриума, нартекса, 3-гранных апсид, обычной для Фессалоники техники кирпичной кладки. Мн. резные детали балканских храмов являются интерпретацией к-польских или фессалоникийских образцов. Руины Эленской базилики у Пирдопа. V-VI вв. Руины Эленской базилики у Пирдопа. V-VI вв. Своеобразная школа визант. архитектуры, связанная с рим. традицией, развивалась в Сев. Африке, где кроме стандартных (укороченных) базилик часто встречаются огромные 7- и 9-нефные постройки: в Типасе, в Алжире (сер. V в.), базилика комплекса Дамус аль-Карита в Тунисе (IV в.) с полукруглым атриумом почти в середине. Хоры над боковыми нефами, парапеты в интерколумниях, отделяющие боковые нефы от центрального, возникли под влиянием к-польской архитектуры (V в.; Тебесса, Алжир). В Египте при имп. Зиноне стал распространяться стиль Эгейского побережья после возведения мон-ря Абу-Мина (490), в к-ром Большая базилика (66,5 ´ 50 м) принадлежит крестово-трансептному типу и, подобно др. сооружениям этого типа, считается копией ц. св. Апостолов в К-поле. Из Александрии , города, находящегося под влиянием столицы, этот стиль проник на запад, в обл. Киренаику (территория совр. Ливии), где появились похожие церковные постройки в Аполлонии (ныне близ г. Эль-Байда), а также на юг, в Ср. и В. Египет, где распространение получили базилики, имевшие трансепт с 3 экседрами либо алтарь с 3 конхами. Такая форма алтаря появилась сначала в 401-402 гг. в церкви около погребения св. Феликса в Ноле, близ Неаполя, и затем в Средиземноморье; подобного типа алтарь был в ц. Белого, или еп. Шенуте, мон-ря (ок. 440, близ г. Сохаг). Архитектура в районах Палестины и Иордании, начатая храмоздательством имп. Константина Великого, формировалась под влиянием искусства эгейского мира и К-поля, а также монастырских и сельских церквей соседней Сирии. Строительство важнейших храмов в этом регионе по-прежнему проводилось под покровительством имп. власти, напр. из К-поля имп. Евдокией в 401 г. был прислан крестообразный план церкви в Газе и 32 колонны зеленого греч. мрамора ( Mango. 1976. P. 27), при ее же участии была построена базилика св. Стефана в Иерусалиме (437-460), повторившая тип церкви Студийского мон-ря с колонным нартексом и атрием, колоннадами, разделяющими нефы, апсидой с внешней граненой формой.

http://pravenc.ru/text/383977.html

1118 Аблавий (или Аблабий) – автор труда по истории готов и один из источников Иордана, который упоминает его трижды; возможно, жил в начале VI в. н. э. и писал на греческом (или готском) языке (подробнее о нем см.: Korkkanen 1975. Р. 15–17). 1119 «Скифским народом» считали элуров греческие писатели Дексипп и Стефан Византийский. Отождествление (г)ерулов и элуров считается сомнительным. 1124 Равеннский Аноним делит линию горизонта на 12 часов дня (южная часть горизонта) и 12 часов ночи (северная часть горизонта). Европа попадает в «ночные» часы. 1125 Этнонимы «скердифенны» и «рерифенны» имеют в своем составе этноним «фенны» («финны»), известный уже Тациту (I в. н. э.) и Птолемею (II в. н. э.). До Равеннского Анонима скритифеннов упоминают Прокопий Кесарийский (Goth. II, 15, 16: Σκριθινοι и Иордан (Get. 21: Screrefennae) – оба автора VI в., а затем в VIII в. Павел Диакон (Hist. Lang. I, 5: Scritofini), автор «Стихотворения об Азии» (Versus de Asia. 69: Scridifinni), король Альфред (IX в.) в своей переработке Оросия (Scridefinne), Адам Бременский (XI в): Scritefingi (IV, 32) и Саксон Грамматик (XII в.): Scritfinni (Praef. 2, 9). Предполагают, что все эти авторы под «скритифеннами» понимали не финно-угорское население (суоми), а саамов-лапландцев. Вплоть до XVI в. (Олаус Магнус) скритифеннов помещали на севере Финляндии между Белым морем и севером Ботнического залива. Прокопий Кесарийский и Иордан рассказывают о скердифеннах как жителях Скандинавии (Фуле или Скандзы). В Равеннской же «Космографии» скердифенны и ререфенны помещены на материке далеко на запад от Вислы перед самой Данией. Кстати, «скритифенны» означает «финны, бегающие на лыжах» из др.-сканд. Что же касается «ререфеннов», имя которых упоминается только у Равенната, то оно обязано своим существованием рукописному варианту написания этнонима Screrefennae у Иордана, откуда черпал информацию Космограф. 1126 Географические приметы этой «страны скифов» (patria Scytharum) позволяют локализовать ее на севере континентальной Европы за Дунаем к востоку от Дании и к западу от Вислы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В «Хронографии» Феофана все даты приведены по Александрийской эре, ведущей летоисчисление от сотворения мира. Здесь эти даты переведены в привычные для современного читателя – «н.э.», т.е. от Р.Х. 304 По сведениям Зосима (V – начало VI в.), жили в Приазовье, откуда нападали на империю в 322 г. Аммиан Марцелин, Орозий, Иордан сообщают о сарматах за Дунаем, нападавших вместе с квадами. Готы в Северном Причерноморье – со 2-й пол. II в. Вестготы – в Валахии, Молдавии и совр. Бессарабии, остготы – на востоке от Днестра до Дона. 308 Арий – родоначальник ереси, названной по его имени арианством и осужденной на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.). Готы исповедовали арианство. 313 Савиры происходили из Западной Сибири, между Уралом и Алтаем, вытесненные аварами, расселились на севере от Кавказских гор. С VI в. воевали то на стороне империи, то на стороне сасандиского Ирана, как в данном случае. 327 Внешняя стена Константинополя, построенная ок. 512 г. императором Анастасием I (491–518). Иначе называлась Длинными стенами. 336 Предводитель одного из племенных союзов дакийских славян. Предполагается славянская этимология его имени. 347 Гепиды, восточногерманское племя, обитало в междуречье Савы, Дравы и Дуная; с 567 г. подвластны аварам, хотя ранее (с сер. V в.) были федератами империи. 375 Херсон – совр. Херсонес в Севастополе; «климаты» – Крым. На самом деле, Максим был сослан в Лазику, где и скончался 13 августа 662 г. 376 «Десять племен», или оногуры, – тюркские племена, расселившиеся в Восточном Приазовье (откуда двигались в Задунавье), в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе. Родственны праболгарам. 388 Византийский император Констант II (668–685), переведший свой двор в Сицилию и убитый в Сиракузах. 389 Хан Куврат созданного военно-племенного союза Великая Булгария в 30-е гг. в Приазовье. Умер в 650 г. 399 Славянское племя (или союз племен), родственное антам, жившим во второй половине VI в. на левобережье Дуная и среднем Днестре. 400 Договор Константина IV с Аспарухом в августе 681 г. фактически институционизировал Первое Болгарское государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выявление в Иордании большого количества новых памятников позволило перейти к обобщениям и детальному изучению различных аспектов: топографии сельских церквей (этому посвящена диссертация Басемы Хамарнех) 2314 , литургических устройств (они исследованы в книге Анны Мишель) 2315 , особенностей иконографии мозаик Иордании, в которых практически отсутствуют изображения человека (об этом – книга Сусанны Оньибене) 2316 . На протяжении 10 полевых сезонов международная экспедиция с участием польских археологов вела раскопки в Иппосе (совр. Суссита), одном из городов Декаполиса, где были открыты две базилики 2317 . Новые памятники постоянно пополняют корпус ранневизантийских церквей, выявленных на территории Израиля 2318 , и находят отражение в различных трудах обобщающего характера – энциклопедиях, исторических атласах 2319 . Археологические данные обогащают современные представления о библейской ономастике 2320 . Накопление археологических сведений позволяет более глубоко изучить литургические аспекты базилик VI–VII вв. с трехчастным алтарем. В Западной Палестине известно 59 одноапсидных церквей с двумя пастофориями и 36 церквей с тремя апсидами. В нескольких случаях отмечено, что церкви с одной апсидой были превращены в трехапсидные. В Трансиордании насчитывается 58 одноапсидных церквей с пастофориями, в Сирии – 67, но трехапсидных церквей в этих двух регионах меньше. Мнение о том, что развитие трехчастного алтаря связано с расширением культа святых и мучеников, находит свое подтверждение в археологических фактах 2321 . Однако в последнее время эти выводы были пересмотрены в пользу точки зрения о том, что усложнение алтарной части палестинских церквей связано с разитием литургии Евхаристии и именно литургии с двумя Входами. Джозеф Патрик еще раз (и далеко не первый) обращает внимание на употребление терминов и отмечает, что «протесис» и «диаконик» для вв. – явный анахронизм 2322 . Глава 2. Страны центральной и восточной Европы В странах Центральной и Восточной Европы, многие из которых были связаны с коммунистической политической системой, картина развития христианской и византийской археологии весьма неоднородна. Историческая география центральной части Европы всегда была сложной. Например, территория римской провинции Паннония сейчас расположена в трех странах: ее южная часть занимает север Хорватии, Северная Паннония находится в основном в Венгрии, а Сирмиум, крупный город южной Паннонии, – в Сербии (Сремска Митровица). Письменные и эпиграфические источники свидетельствуют о начале христианизации в регионе уже в III–IV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—11— таком виде. В самый день праздника по утру, следовательно, раньше церковного освящения воды простой верующий отправлялся на реку и высекал на льду крестообразную прорубь, воображая, что тем самым он святит воду. Крещенская прорубь или, так называемая, иордань во время появления нашего памятника высекалась «на четыре части на углы» или «на четыре углы», так что выходил крест. Вот почему сокращенная редакция XIII стол. надписывается «о кресте, иже на леду пишют». В XVII в. в Москве иордань делалась крестообразной. В Малороссии и Сербии и теперь еще она имеет вид креста 126 . Значит высекая крест на льду, миряне просто подражали церковному обряду. Соединяли ли они с этим другие более существенные черты церковного обряда и чина, произносили ли какие-нибудь слова церковной или своей молитвы, неизвестно. Главное совершительное значение в их глазах имел крестообразный вид проруби. Однако, замечает автор слова о кресте, «не тем крестом освящается вода, выдолбленным на леду», как воображали непризванные освятители воды, «но держимым священническими руками крестом честным». Этот обычай был распространен: «на леду мнози пишут (крест), егда воду крестят на реках». Неизвестный автор слова справедливо указывает на неблаговидность обычая, хотя свое главное внимание обращает не на его сущность, т.е. не на кощунственное подражание церковному обряду, а на второстепенную в данном случае черту – на возможность поругания креста, «победного нам оружия». Приведя 73 правило VI Вселенского собора, запрещающее писать крест на земле, он рассуждает, что крестообразные проруби, сделанные суеверными мирянами, остаются после праздника в небрежении, попираются человеческими ногами, животными и даже нечистыми (собаками); женщины ходят сюда мыть грязное белье и поливают крест сквернами. Автор просит наиболее разумных оставить этот обычай и всякий раз уничтожать знамение креста, лежащее на земле, а не попи- —12— рать его ногами 127 . В измененной редакции памятника обычай порицается еще и потому, что писать крест на земле есть принадлежность латинской проклятой ереси 128 . В описанном обычае мы имеем редкий пример того, как народ наш в глубокой древности заимствовал у церкви ее обряды и, совершая их сам, соединял в своем представлении мысль об их действенности. И существовал он продолжительное время, так как упоминается в исповедных вопросах позднего времени – века XVII 129 , хотя в это время он держался только среди поселян.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С 60-х гг. XX в. (до и после Шестидневной войны 1967 г. и перехода западного берега моря под контроль Израиля) зап. и израильские ученые продолжили раскопки; среди них были: Дж. М. Аллегро; С. Стеколь (он также вскрыл 10 или 12 могил на кладбище (The Oxford Handbook of the Dead Sea Scrolls/Ed. T. H. Lim, J. J. Collins. Oxf., 2010)); Р. Даджани (Департамент древностей Иордании, 1965-1967 гг.). Й. Патрих (1984 (с И. Ядином), 1985, 1991; Patrich. 1994) изучил окрестности и пещеры (включая 3Q и 11Qb) и доказал, что их использовали как склады или укрытия; А. Дрори и И. Маген (1993-1994) также исследовали окрестности К. (программа Департамента древностей Израиля «Операция «Свитки»»). В 1995-1996 гг. М. Броши и Х. Эшель продолжили раскопки в пещерах К. и на кладбище ( Broshi, Eshel. 1999); в 1996 г. раскопки вела группа Дж. Стрейнджа ( Strange. 2006); тогда же и позднее (1996-1999, 2001-2004) - группа под руководством Магена и Ю. Пелега ( Magen, Peleg. 2006). На плато К. с 2002 до нач. 2010 г. работали Р. Прайс и О. Гутфельд ( Price, Farhi. 2010). До российского читателя материалы исследований в К. доходили в переводах популярных книг (Г. А. Штоль, А. Донини и др.) и научных обзорах ученых, изучавших рукописи Мёртвого м. и общие вопросы археологии религии ( Амусин. 1961; Он же. 1965; Он же. 1971; Он же. 1983; Тантлевский. 1994; Он же. 2012; Тексты Кумрана. М.; СПб., 1971-1996. 2 вып.). Хронология С нек-рыми поправками (работы Дж. Магнесс, Магена, Пелега и др.) полевые наблюдения де Во сохраняют значение до наст. времени. Хронология основана на достаточно богатом, хотя не полном и не до конца систематизированном материале. Де Во полагал (не все ученые поддерживают его т. зр.), что К. возник в VIII в. до Р. Х. как звено в цепи укреплений на востоке Иудеи, был разорен вавилонянами (VI в. до Р. Х.) и вновь заселен только в кон. II - нач. I в. до Р. Х. при Хасмонеях (при Иоанне I Гиркане , 135/4-104, или позже, ок. 100 до Р. Х.), стремившихся к контролю над долиной Иордана и Иудейской пустыней (это подтверждает сходство плана кумран. поселения с планами соседних укреплений Руджм-эль-Бахр (евр.- Мааганит-ха-Мелах), вблизи устья Иордана и Хирбет-Мезин. В 31 г. до Р. Х. кумран. поселение, видимо, пострадало от землетрясения, было восстановлено при Ироде Архелае (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.), во время 1-й Иудейской войны было сожжено и оставлено (июнь 68 г. по Р. Х.), но руины иногда использовали римские воины и иудейские повстанцы.

http://pravenc.ru/text/2462243.html

Геродот говорит о палестинских сирийцах. Потом это название входит в употребление не только у римлян и арабов (Filastuna), но и у евреев – со времени Иосифа Флавия. 6 Город мог находиться близко от Палестины (напр., Аскалон) и даже самые стены его (как, напр., в городах Акко и Кесарии) могли находиться в Палестине и однако мог считаться «вне» ее священных границ. Эдершейм, стр. 108. 11 1900 ф. высоты. Псалмопевец, очевидно, имеет в виду их сходство, когда говорит: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». 17 По свидетельству Иосифа Флавия, очевидно преувеличенному, в одной Галилее было до 240 городов и селений, а каждое селение имело до 15000 жителей. 18 В состав его, как полагают, входили следующие города: Дамаск, Филадельфия, Рафана, Скифополь, Гадара, Иппон, Дион, Целла, Гераса и Канафа. 19 Ирод Великий расширил и украсил Самарию в центре Палестины, которую назвал в честь Августа Севастией (греч. перевод лат. Augusta), на западе – Кесарию, господствовавшую над морским берегом, Габу в Галилее, Эсбонитис в Перее. Тетрарх Филипп построил город у истоков Иордана, который назвал по имени императора Кесарией Филипповой, а из Вифсаиды (деревни) сделал богатый город, названный по имени дочери Августа Юлией (Вифсаида-Юлия), Антипа – Тивериаду и другую Юлию. 20 Ирод Антипа был тетрархом Галилеи и Переи, а Филипп – тетрархом территории к востоку от Иордана (Ватанея, Трахонитида, Авранитида и Панея). 22 И теперь в Иерусалиме кружком на мраморном тротуаре и небольшой колонной в здании греческой церкви отмечается эта центральная точка земли. 25 Настоящий очерк составляет вступительную статью к имеющим следовать в дальнейших книжках описаниям мест Палестины, освященных празднуемыми событиями. 30 Талмуд (букв, с евр. учение) – это изложение раввинских правил жизни и веры. Начало его восходит ко временам вскоре после Ездры (IV в. до Р.Х.). Эти правила жизни сначала развивались, сохранялись и устно передавались путем предания, а впоследствии (окончательно около V-VI вв. по Р.Х.) были изложены письменно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

242 Такие сведения ставят вне всякого сомнения и то предположение, что грузины были и в лавре Саввы Освященного. О грузинах, как членах палестинской монашеской общины, не мог не упомянуть и такой тщательный историк, как Кирилл Скифопольский ; только у него они носят иное название – Вессов (Βσσοι). Упоминание об этих Вессах есть в 86 гл. жития Св. Саввы, где говорится, что Иорданские Вессы, побужденные божественной ревностью, пришли в св. град подать помощь гонимым православным 243 и при защите великой лавры оказали ей существенную помощь. Узенер полагает, что видеть в этих Вессах отрасль Фракийского племени, носящую такое название, было бы странным (es scheint rathselhaft), хотя в путнике Антонина (р. 56) и говорится, что многие из этих Вессов в V и VI вв. жили в Палестине и имели здесь свои монастыри. 244 Под Вессами, действительно, нельзя разуметь фракийцев, так как слово Besses (Βσσοι), по мнению авторитетного грузинского археолога П. Иоселиани, есть искаженное в некоторых кодексах Iberes. 245 Что иорданские вессы могли выступить защитниками православной истины, это подтверждается характером их всегдашних отношений к Палестине, для которой они в течение многих веков доставляли не только паломников и подвижников, но также воинов и защитников св. Гроба. Значение личности Саввы Освященного, влияние его авторитетного голоса при решении дел общегосударственных высказались с особенной силой в том уважении, какого достиг сей святой при императоре Юстиниане во время печальных для Иерусалимского патриархата событий 529–530 г. 246 Эти годы ознаменовались страшным возмущением палестинских самарян, стремившихся к политической обособленности. Избравши себе в цари своего соплеменника Юлиана, прежде бывшего атаманом разбойников, они вооружились главным образом против христиан и причинили им много зла: встречавшиеся храмы расхищали, христиан жестоко мучили, целые селения предавали огню. Пострадало не мало и палестинских монастырей. 247 По усмирении восстания, последнее, благодаря некоему Арсению, 248 было представлено императору Юстиниану в извращенном виде и виновниками его были выставлены палестинские христиане, что вызвало сильный гнев императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Греческие боги иногда изображаются в сиянии, – в зеленом, синем, розовом. Зевс является иногда в облаках в медальоне по грудь 47), как изображается Спаситель в мозаике и в Византийских миниатюрах. Для олицетворений: ночь в виде женщины, по пояс (так же, как, например, в Парижской Псалтыри IX–X в), широко драпированной в темно-зеленый покров, закутывающий ей голову, и с серыми крыльями 34 и 35). Река Скамандр, как Иордан в древнехристианском искусстве, в виде старика, который или стоя льет из урны воду, струящуюся между кустарником 52), или сидит на горе и тоже льет из урны воду 53). 3) Диоскорида, сочинение о врачебном искусстве, написанное в I-м в. по Р. Х., в Императорской библиотеке в Вене VI в. Сверх множества рисунков растений и животных, предлагает портреты некоторых лиц, современных написанию рукописи, а также любопытную сцену, как автор иживописец изготовляет эту рукопись, о чем подробнее будет сказано в следующей главе. Для олицетворений в мифологических формах заслуживает внимание изображение Амфитриты, на море около морского произведения quercus marina. Она сидит, по пояс нагая, в браслетах около кистей рук и в серьгах; волосы и глаза голубые, на левом плече держит весло, как обычное олицетворение моря в церковных миниатюрах, не только Византийских, но и Русских. Эта рукопись Византийского происхождения служит неопровержимым доказательством свежести античных преданий и классического изящества в искусстве Византийском VI в. Впоследствии она находилась в руках арабов и евреев, что видно из позднейших арабских и еврейских подписей около рисунков растений. 4) Пророки, в публичной библиотеке в Турине, на двух листах по шести фигур, по грудь в медальонах, VI в. С портретностью античного искусства эти лица соединяют в себе строгость и идеальность Византийских типов лучшей эпохи, почему и могут быть рекомендованы в образец нашим иконописцам. Иные из Пророков юные, без бороды, каковы: Аввакум, Аггей, Захария, другие с бородами, например, Иона с седой бородой, лысый; Иоиль с черной бородой, благословляет именословно, а Михей благословляет сложением перстов, принятым у наших старообрядцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОТЫ [готоны, гутоны; лат. Gothi, Gotones; греч. Γτθοi], восточногерм. племена, по языку родственные сев. германцам; в V в. создали неск. гос-в на бывш. территории Зап. Римской империи, в к-рых офиц. вероисповеданием было христианство арианского толка. Происхождение и миграция Г. на юг Согласно традиц. версии происхождения Г., к-рую сообщает гот. историк Иордан (VI в.), их прародина находилась в Скандинавии, легендарной Скандзе Iord. Get. 9).Дискутируется гипотеза и о континентальном северогерм. происхождении Г. На рубеже I в. до Р. Х. и I в. по Р. Х. они во главе с конунгом Беригом переселились в устье Вистулы (совр. Висла), дав этой местности название Готискандза (Ibid. 25–26). Выйдя из Скандинавии, Г. рассеялись мелкими группами по юж. побережью Балтийского м. Вытеснив германцев-ульмеругов и подчинив вандалов, они расселились в землях к западу от нижней Вистулы, уступив вост. области родственным племенам гепидов (Ibid. 26). На нижней Вистуле они встретились со слав. населением — венедами (Ibid. 34). Следы пребывания Г. на нижней Вистуле представлены вельбарской археологической культурой. В период 1-й волны миграции (сер. II в.) Г. продвинулись на юго-восток вдоль Вислы и Зап. Буга и появились на Волыни и в Подолье, что отражено в предании о гот. переселении в Скифию. 2-я волна в том же направлении датируется сер. III в. Двигаясь на юг, они присоединяли к себе мн. негерм. племена, постоянно пополняя миграционный поток. Вместе с Г. на юг перемещалось смешанное население, значительную часть к-рого составляли славяне и представители западно-балт. племен. Возглавляемые Г. переселенцы в кон. II в. разделились на 2 части: основная масса заселила Волынь и Подолье, остальные в нач. III в. достигли сев. границ Римской империи. История Ашбернема. Кон. VI - нач. VII в. (Parisin. Nouv. acq. lat. 2334. Fol. 6) История Ашбернема. Кон. VI - нач. VII в. (Parisin. Nouv. acq. lat. 2334. Fol. 6)

http://pravenc.ru/text/531505.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010